Рабочая программа по истории России 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена с учетом требований предъявляемых к написанию документа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_rossii_8_klass.docx | 70.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка. История России 8 класс
Статус документа
Рабочая программа по истории России для 8 класса создана на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г, Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова.
Составитель рабочей программы Воронова О.А., учитель второй квалификационной категории.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов:
- Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
- Базисный учебный план.
- Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
- Стандарт основного общего образования по химии.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Конвенция о правах ребенка
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной школе.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.
Цели
1. Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.
3. Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации.
4. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи
1.Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
2. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
- Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
- Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о химии, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
- Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется:
Основные формы и виды организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Типы рока
- Урок усвоения новых знаний или нового материала.
- Повторительно-обобщающий урок.
- Урок закрепления изученного материала.
- Урок контроля.
- Урок-лекция
- Урок-презентация
- Урок-семинар
- Урок обобщающего контроля .
Формы организации работы учащихся:
- Индивидуальная.
- Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии
Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).
Интеграция традиционной, алгоритмической, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.
Формы учебных занятий
- Игры;
- Мини – лекции;
- Диалоги и беседы;
- Практические работы;
- Проектные работы
Виды деятельности учащихся
- Устные сообщения;
- Обсуждения;
- Работа с источниками;
- Доклады;
- Защита презентаций;
- Рефлексия
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
Классы | Объем учебного времени (федеральный | Разделы примерной программы | Резерв учебного времени | |
компонент) | История России | Всеобщая история | ||
Что изучает история – не менее 10 ч | ||||
V-VI классы | 140 ч | История России (с древности до XV в.) – не менее 30 ч. | История Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч | 25 ч |
VII-VIII классы | 140 ч | История России (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 72 ч | История Нового времени (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 48 ч | 20 ч |
IX класс | 70 ч | Новейшая и современная история России – не менее 36 ч | Новейшая и современная история – не менее 24 ч | 10 ч |
Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Межпредметные и внутрипредметные связи
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».)
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 350 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов (или 15,7 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В соответствии с учебным планом на изучение истории России в 8 классе отводится 2 часа в неделю, всего 39 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся
Виды контроля
- вводный;
- промежуточный;
- текущий;
- тематический;
- итоговый.
Методы контроля
- письменный;
- устный.
Формы контроля
- тесты;
- зачеты;
- устный опрос;
- самостоятельные работы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Результаты обучения
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (39 часов)
Раздел 1. Россия в первой половине XIX века. (15 ч).
Социально-экономическое развитие в первой половине XIX века.
Территория и население. Кризис крепостного права. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Начало промышленного переворота.
Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX века.
АлександрI .Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.
Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 года. М.Барклай-де-Толли. М.Кутузов. Д.Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе.
Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 года. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.
Движения декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года. Восстание Черниговского полка.
Обучающийся должен знать:
- термины и понятия: многоконфессиональный, отходничество, коалиция, «Негласный Комитет», Вольные хлебопашцы, Отечественная война, партизаны, народное ополчение, фураж, «Битва народов», военные поселения, аракчеевщина, декабристы, династический кризис.
- даты: 1801-1825; 1803; 1810; 1807; 1812; 26 августа 1812 г.; 4-7 октября 1813 года; 14 декабря 1825 года.
Обучающийся должен уметь:
- называть даты важнейших событий.
- называть место, участников важнейших исторических событий.
- читать историческую карту с опорой на легенду.
- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий.
- приводить оценки исторических событий.
- работать с источниками.
Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX века.
Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 годы.
Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX века. Н.К. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-1830 годов. Славянофилы и западники. П.Я. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.
Внешняя политика второй четверти XIX века. Восточный вопрос. Россия и революция в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война. Оборона Севастополя, её герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.
Русская культура первой половины XIX века.
Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И. Лобачевский. Золотой век русской поэзии. Основные стили в русской культуре(сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).
Обучающиеся должны знать:
- понятия: цензура, жандармы, кодификация законов, контрибуция, газават, мюридизм, Крымская война, западники, славянофилы, романтизм, реализм, ампир.
- даты: 1825-1855; 1830-1831; 1853-1856; сентябрь 1854;
- имена: Николай I; П.Д. Киселёв; Е.Ф. Канкрин; А.Х. Бенкендорф; Шамиль; Н.М. Карамзин.
Обучающийся должен уметь:
- анализировать, обобщать, оценивать исторические факты.
- формулировать определения отдельных исторических понятий.
- работать с историческими документами.
- составлять план-конспект параграфа, фрагмента исторического источника.
- читать историческую карту с опорой на легенду.
Раздел 2. Россия во второй половине XIX века.(14 ч.)
Великие реформы 60-70годов XIX века.
Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 года. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования Военные реформы.
Общественные движения 50-60 г. XIX в.Подъём общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарёв. «Полярная звезда». «Колокол».Н.Г. Чернышевский. Н.А. Добролюбов. Революционные организации и кружки середины 60-х начала 70-х годов XIX в.
Обучающийся должен знать:
- новые термины: редакционные комиссии; временнообязанные крестьяне; отрезки; прирезки; мировой посредник; уставная грамота; земства; «гласные» имущественный ценз; всеобщая воинская повинность; капитализм.
- даты: 19 февраля 1861 г.;1864 г.; 1874 г..
- имена: Герцен А.И.; Огарёв Н.И.; Чернышевский Н.Г.; Добролюбов Н.А..
Обучающийся должен уметь:
- анализировать, обобщать, оценивать исторические факты.
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями.
- работать историческими документами.
- участвовать в обсуждении, дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение.
Россия конца XIX века.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Аграрный кризис 80-90 г. XIX в.
Кризис самодержавия на рубеже 70-80 г.IX в.. Политика лавирования. М.Т. Лорис - Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX века.
Общественные движения 70-80 г.XIX в.. Земское движение. Идеология народничества. Политические организации народников. «Хождение в народ».
Первые рабочие организации. Распространение марксизма. Г.в. Плеханов. «Освобождение труда». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» .
Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии .Русско-турецкая война 1877-1878 г.г. «Союз трёх императоров». Сближение России и Франции в 1890 г..
Российская культура в конце XIX века. Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Научные открытия российских ученых.
Обучающийся должен знать:
- понятия: тверской адрес; либералы; консерватор; революционер; «хождение в народ»; народничество; «Земля и воля»; контрреформы; земский начальник; теория малых дел; марксизм.
- даты.1874 -1875 г.; 1 марта 1881 г.; март 1871 г.; 1883 г.; 1895 г.
- имена: Д.А. Милютин, М.Н. Катков, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв, Д.В, Каракозов, М.Т. Лорис- Меликов, М.Д. Скобелев.
Обучающийся должен уметь:
- соотносить исторические события с определённым периодом истории России.
- работать с исторической картой.
- оценивать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями.
- составлять план-конспект параграфа.5. Участвовать в обсуждении, дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение.
Россия в начале ХХ в (10 часов).
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.
Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.
Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.
Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Российская культура на рубеже XIX-XX вв
«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.
Обучающийся должен знать:
даты: применяемые для периодизации России начала ХХ века.
2. Называть: место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей; основные течения, организации и участников общественного движения; выдающихся представителей и достижения российской науки и культуры.
Обучающийся должен уметь:
Показывать на исторической карте территории, присоединенные к империи в ХХ веке;
центры промышленности и торговли.
Описывать условия и образ жизни различных слоев российского общества; народов Российской империи.
Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин, предметов быта, произведения художественной культуры.
Соотносить факты и общие процессы, явления: модернизации, индустриализации;
политического развития, реформ, общественного движения.
Называть характерные, существенные черты: социально - экономического развития и политического строя России начала ХХ века; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений.
Классифицировать события и явления России начала ХХ века.
Сравнивать: развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и
общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки, культуры.
Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей ,
характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Формы контроля |
1. 2. 3. | Россия в первой половине XIX века. Россия во второй половине XIX века. Россия 1900-1917 гг. | 15 14 10 | текущий текущий тестирование |
Итого | 39 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения истории обучающиеся 8 класса должны
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
- Календарно- тематическое планирование по истории России 8 класс
Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Внутрипредметные и межпредметные связи | Виды и формы контроля | Сроки прведения | Примечание | ||
План | Факт | ||||||||
Россия в первой половине XIX века | 15 | ||||||||
1 | Внутренняя политика Александра I 1801-1806 гг. М.М. Сперанский | 1 | Урок изучения нового материала | Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебо- пашцах. Учреждение министерств. Попытки проведения реформы | Фронт. опрос | ||||
2 | Внешняя политика Александра I | 1 | Комбинированный урок | Внешняя политика. Войны со Швецией, Турцией, Ираном, Францией. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада | Фронт. опрос | ||||
3 | Отечественная война 1812 года | 1 | Комбинированный урок | Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России | Работа с картой, источниками | ||||
4 | Заграничный поход русской армии | 1 | Комбинированный урок | Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз | Индив. задания | ||||
5 | Внутренняя политика Александра I 1815-1820 гг. | 1 | Комбинированный | Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консервативных тенденций | Фронт. опрос | ||||
6 | Социально-экономическое развитие | 1 | Комбинированный | А. А. Аракчеев. Аракчеевщина | Подг. сообщ. | ||||
7 | Общественное движение | 1 | Урок изучения нового материала | Тайные общества Северное и Южное, их программы | Фронт. опрос | ||||
8 | Выступление декабристов | 1 | Урок-диалог | Движение декабристов. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами | Фронт. опрос, тест | ||||
9 | Внутренняя политика Николая I | 1 | Урок изучения нового материала | Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. Ill Отделение полиции. А. X. Бенкендорф. Кодификация законов | Фронт. опрос | ||||
10 | Социально-экономическое развитие | 1 | Комбинированный | Противоречия хозяйственного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах» | Фронт. опрос | ||||
11 | Внешняя политика Николая I | 1 | Комбинированный | Внешняя политика России. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война | Подг. сообщ. | ||||
12 | Общественное движение | 1 | Комбинированный | Общественная мысль: западники и славянофилы, утопический социализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы | Самост. работа | ||||
13 | Крымская война | 1 | Комбинированный | Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения | Подг. сообщ. | ||||
14 | Образование и наука. Русские путешественники и первооткрыватели | 1 | Урок изучения нового материала | Создание системы общеобразовательных учреждений. Достижения науки. Н. И. Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями | Зачёт | ||||
15 | Художественная культура XIX века | 1 | Урок изучения нового материала | Достижения культуры и искусства. Основные стили в художественной культуре. «Золотой век» русской поэзии | Подг. Докл. | ||||
Россия во второй половине XIX века | 14 | ||||||||
16 | Накануне отмены крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | Урок изучения нового материала | Александр II. Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян | ФО | ||||
17 | Либеральные реформы 60-70 гг | 1 | Комбинированный | Судебная, земская, военная реформы. | ФО | ||||
18 | Значение реформ | 1 | Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России | ФО | |||||
19 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | 1 | Комбинированный | Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II | Выполн. пробл. зад. | ||||
20 | Общественное движение: либералы и консерваторы | 1 | Комбинированный | Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. А. И. Герцен, Н. И. Огарев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Журнал «Современник» | ФО | ||||
21 | Зарождение революционного народничества и его идеология | 1 | Комбинированный | Радикальные течения. Теория революционного народничества. | ФО | ||||
22 | Революционное народничество второй половины 60- начала 80-гг. | 1 | Комбинированный | . «Хождение в народ», «Земля и воля» | Выпол. пробл. зад. | ||||
23 | Внешняя политикаАлександра II | 1 | Комбинированный | Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны | ФО | ||||
24 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | Комбинированный | Русско-турецкая война | Сост. план | ||||
25 | Внутренняя политика Александра III | 1 | Комбинированный | Александр III. Консервативная политика Александра III. К. П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения | ФО | ||||
26 | Экономическое развитие в годы правления Александра III. Положение основных социальных слоёв общества | 1 | Комбинированный урок | Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Аграрный кризис 80-90-х гг. Изменения в социальной структуре общества | Выполн. пробл. зад. | ||||
27 | Общественное движение в 80-90 х гг. | 1 | Урок изучения нового материала | Земское движение. Идеология народничества. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский. Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» | Работа с документом | ||||
28 | Внешняя политика Александра III | 1 | Урок изучения нового материала | Внешняя политика России в конце XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А. М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. «Союз трех императоров» | Составить план | ||||
29 | Российская наука и культура второй половины XIX века | 1 | Урок изучения нового материала | Развитие образования, естественных и общественных наук. Российская культура XIX в. | Сообщения | ||||
Россия в1900-1917 гг. | 10 | ||||||||
30 | Российская империя на рубеже веков и её место в мире | 1 | Урок изучения нового материала | Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. | ФО | ||||
31 | Экономическое развитие России в начале XX века | 1 | Урок изучения нового материала | Экономическое развитие страны в начале XX в. Политика модернизации сверху. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С. Ю. Витте | Выполн. пробл. зад. | ||||
32 | Политическое развитие: новые явления и старые подходы | 1 | Комбинированный урок | Политическое развитие страны в начале XX в. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Революционные партии их программы | ФО | ||||
33 | Внешняя политика. Русско-японская война | 1 | Комбинированный урок | Россия в международных отношениях начала XX в. Русско-японская война, ее влияние на российское общество | ФО | ||||
34 | Первая российская революция | 1 | Комбинированный урок | Революция 1905-1907 гг. Причины, характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстание в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве | Сост. план | ||||
35 | Изменения в политической системе Российской империи | 1 | Комбинированный урок | Политические течения и партии. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движения | ФО | ||||
36 | Реформы Столыпина: «Тихая революция» | 1 | Комбинированный урок | Аграрная реформа. Промышленный подъем | ФО | ||||
37 | На пути к 1917 году | 1 | Комбинированный урок | Кризис режима. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы | ФО | ||||
38 | «Серебряный век» русской культуры | 1 | Комбинированный урок | Культура России в начале XX в. | Подг. докл. | ||||
39 | Урок повторения и обобщения | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Тестирование |
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. М. 2009
2. Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век» М. 2005.
3. Колганова Е. В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век М. 2007
- Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856 – 1861г.г. – М., 1981.
5.История России в лицах: V – XX в.в. – М., 1997.
- Культура России: IX – XX в.в.: учебное пособие. – М., 1996.
- Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762 – 1914гг. – М., 1995
- Ляшенко Л. М. Революционные народники. - М., 1989.
- Малышева О. Г. Отечественная историческая наука на рубеже XIX –
XX вв. – М., 2002.
- Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая
история России первой половины XIX столетия. – М., 1990.
- Российские консерваторы. – М., 1997.
Литература для обучающихся
- Русская художественная культура второй половины XIX в.: диалог с эпо-
хой. – М., 1996.
- Фёдоров В. А. Декабристы и их время. – М., 1992.
- Цимбаев Н. И. Славянофильство. – М., 1986.
- Чулков Г. И. Императоры: психологические портреты. – М., 1991.
- Проверочные тесты
Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы
- Энциклопедия истории России 862-1917 гг., compact disc ciw.-КОМИНФО, 1998.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX-XX вв., compact disc - «Кирилл и Мефодий», 2004.
- http://www.mes.ru/works st/1812/main.html.
- http://www.idel.ru/konkurs/azamatov/warm/borodino.html. .
- http://ru.wikipedia.org/
- http://www.studentu.ru
- http://zvezda.org.ru/ http://www.youtube.com/watch
- http://www.1812panorama.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...