Рабочая программа по истории России 6 класс
рабочая программа (история, 6 класс) по теме
Рабочая программа написана с учетом требований предъявляемых к этому документу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_rossii_6_klass.docx | 54.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка. История России 6 класс
Статус документа
Рабочая программа по истории России для 6 класса создана на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г, Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова.
Составитель рабочей программы Воронова О.А., учитель второй квалификационной категории.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:
- Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
- Базисный учебный план.
- Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
- Стандарт основного общего образования по химии.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Конвенция о правах ребенка
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной школе.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.
Цели
1. Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.
3. Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации.
4. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи
1.Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
2. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
- Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
- Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о химии, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
- Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется:
Основные формы и виды организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Типы рока
- Урок усвоения новых знаний или нового материала.
- Повторительно-обобщающий урок.
- Урок закрепления изученного материала.
- Урок контроля.
- Урок-лекция
- Урок-презентация
- Урок обобщающего контроля .
Формы организации работы учащихся:
- Индивидуальная.
- Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии
Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).
Интеграция традиционной, алгоритмической, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.
Формы учебных занятий
- Игры;
- Мини – лекции;
- Диалоги и беседы;
- Практические работы;
- Проектные работы
Виды деятельности учащихся
- Устные сообщения;
- Обсуждения;
- Работа с источниками;
- Доклады;
- Защита презентаций;
- Рефлексия
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
Классы | Объем учебного времени (федеральный | Разделы примерной программы | Резерв учебного времени | |
компонент) | История России | Всеобщая история | ||
Что изучает история – не менее 10 ч | ||||
V-VI классы | 140 ч | История России (с древности до XV в.) – не менее 30 ч. | История Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч | 25 ч |
VII-VIII классы | 140 ч | История России (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 72 ч | История Нового времени (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 48 ч | 20 ч |
IX класс | 70 ч | Новейшая и современная история России – не менее 36 ч | Новейшая и современная история – не менее 24 ч | 10 ч |
Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Межпредметные и внутрипредметные связи
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».)
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 350 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов (или 15,7 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В соответствии с учебным планом на изучение истории России в 6 классе отводится 2 часа в неделю, всего 38 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся
Виды контроля
- вводный;
- промежуточный;
- текущий;
- тематический;
- итоговый.
Методы контроля
- письменный;
- устный.
Формы контроля
- тесты;
- зачеты;
- устный опрос;
- самостоятельные работы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Результаты обучения
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ( 38 часов)
Введение 1 ч.
Знать: что изучает история Отечества, источники знаний о прошлом
Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, решать познавательные задания
Раздел 1. Русь Древняя. 11 ч.
Народы и государства нашей страны в древности: государства Северного Причерноморья, Скифское Царство, Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, кочевые народы Степи. Восточные славяне в VI - IX веках. Новгород и Киев- центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. « Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Культура и быт Древней Руси.
Обучающийся должен знать.
- понятия: род; племя; язычество; вервь; идол; капище; летопись; народное ополчение; вече; государство; князь; варяги; норманнская теория; полюдье; христианство; православие; закуп; смерд; холоп;; «Русская Правда»; феод; вотчина; береста; житие; икона; фреска; летопись.
- даты:882-912; 912-945; 945-957;957-972; 980-1015; 988; 1019-1054; 1113-1125;
- имена: князь Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах.
Обучающийся должен уметь.
- Соотносить даты с веком;
- Определять значение принятия христианства, первых законов Руси;
- Показывать на исторической карте границы Руси, торговые пути;
Форма контроля: тестирование
Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси. 10 ч.
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Экспансия на Западе. Золотая Орда и Русь. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIII веках.
Обучающийся должен знать.
- понятия: феодальная раздробленность; усобицы; уделы; Любечский съезд; бояре; Боярская дума; дворяне; посадник; тысяцкий; архимандрит; ярлык; баскаки; улус; орден крестоносцев; резеденция; «ордынский выход»; численники; уния; храм; поучение;
- даты: 1125-1157; 1147; 1157-1174; 1176-1212; 1223; 1237-1242; 1240;1242;
- имена: Юрий Долгорукий; Андрей Боголюбский; Всеволод Большое Гнездо; Ярослав Осмомысл; Александр Невский; Гедимин;
Обучающийся должен уметь.
- определять последовательность и длительность таких событий, как монгольское завоевание Руси, экспансию с Запада;
- показывать на исторической карте направление походов Батыя, ливонских и немецких рыцарей;
- рассказывать об особенностях развития русских земель;
- оперировать терминами;
- объяснять своё отношение к таким личностям как А.Невский, Евпатий Коловрат, Юрий Всеволодович;
- характеризовать достижения культуры по представленным в учебнике источникам;
Раздел 3. Русь Московская. 15 ч.
Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Предпосылки образования Российского государства.
Иван III. Василий III. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Русская культура второй половины XIII-XV веков. «Задонщина». Теория «Москва- Третий Рим». Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Условия развития страны XVI века: территория, население, экономика. Предпосылки централизации страны. Иван Грозный. Реформы 50-60-х годов XVI века. Земские соборы. Опричнина. Становление сословно-
представительной монархии.
Русская литература XVI века. Публицистика. Летописи. Начало русского книгопечатания. Оборонительное зодчество. Шатровые храмы. Живопись. Быт и нравы. «Домострой». Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века».
Обучающийся должен знать.
- понятия: централизованное государство; предпосылка; полк; рать; манёвр; Золотая Орда; Судебник 1497 г.; ересь; стригольники; иосифляне; нестяжатели; регент; царь; сословие; сословная монархия; волость; стрельцы; Избранная рада; Речь Посполитая; держава; ясак; засечная черта; острог; опричнина; земщина; приказы; крепостное право; опала; посад; челобитная;
- даты: 8 сентября 1380 г.; 1359-1389;1462-1505; 1410; 1497; 1485;1505-1533; 1514; 1533-1584; 1547; 1549; 1550; 1552; 1556; 1558-1583; 1565-1572; 1581-1584; 1581;
- имена: Иван Калита; Иван III; Василий III; Иван Грозный;
Обучающийся должен уметь.
- называть причины возвышения Москвы и образования единого государства;
- давать краткую характеристику личностям;
- рассказывать об изменениях в управлении государства;
- называть предпосылки централизации страны;
- оперировать понятиями;
- показывать на карте направление походов ИванаIV ;
- соотносить с изученными событиями даты;
- характеризовать исторические источники.
Итоговое тестирование 1 ч.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Формы контроля |
1. 2. 3. 4. 5. | Введение Русь Древняя. Политическая раздробленность на Руси. Русь Московская. Итоговое тестирование. Итого | 1 11 10 15 1 38 | вводный текущий текущий текущий итоговый/ тестирование |
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:
• основные этапы и ключевые события мира; выдающихся деятелей
истории России;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей,
сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
уметь:
• соотносить даты событий истории России с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий истории России;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных
источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание
исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том
числе сочинений), рефератов
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать
исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять
общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории России, достижениям культуры; использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России .
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Внутрипредметные и межпредметные связи | Виды и формы контроля | Сроки проведения | Примечание | |
План | Факт | ||||||||
1 | Введение. Что изучает история Отечества | 1 | Вводный | История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом | Беседа | ||||
Русь Древняя | 11 | ||||||||
2 | Восточные славяне | 1 | Урок изучения нового материала | Восточные славяне. Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, кочевники, дань, народное ополчение | Фронт. опрос | ||||
3 | Соседи восточных славян | 1 | Комбинированный | Восточные славяне и их соседи .Занятия, быт, верования, общественный строй | Работа с картой, источниками | ||||
4 | Формирование Древнерусского государства | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Формирование Древнерусского государства. Новгород, Киев | Индив. задания | ||||
5 | Первые киевские князья | 1 | Комбинированный | Население деревень и городов. Княжеская власть | Фронт. опрос | ||||
6 | Князь Владимир. Принятие христианства | 1 | Комбинированный | Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства. | Подг. сообщ. | ||||
7 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | 1 | Комбинированный | Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси. | Фронт. опрос | ||||
8 | Основные социальные слои населения Руси | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Основные социальные слои населения Руси. | Фронт. опрос, тест | ||||
9 | Культура Древней Руси | 1 | Комбинированный | Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. | |||||
10 | Быт и нравы Древней Руси | 1 | Комбинированный | Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев | Фронт. опрос | ||||
11 | Русь Древняя п/о урок | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей. | Подг. сообщ. | ||||
12 | Тестирование | 1 | Урок контроля знаний | Самост. работа | |||||
Политическая раздробленность | 10 | ||||||||
13 | Начало раздробления Древнерусского государства | 1 | Урок изучения нового материала | Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах | Зад. на устан. причинно- следст. связей | ||||
14 | Главные политические центры Руси | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства.. | |||||
15 | Галицко-Волынское княжество взаимоотношения между боярами и князьями | 1 | Комбинированный | . Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем. | Инд. Зад. | ||||
16 | Нашествие с Востока | 1 | Комбинированный | Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества | Блиц опрос | ||||
17 | Борьба русских земель против экспансии Запада | 1 | Комбинированный | Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами | Фронт. опрос | ||||
18 | Русь и золотая Орда | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. | Фронт. опос | ||||
19 | Русь и Литва | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. | Фронт. опрос | ||||
20 | Культура русских земель | 1 | Комбинированный | Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры | Подг. сообщ. | ||||
21 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая Раздробленность на Руси» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Причины и последствия раздробленности Руси. Главные политические центры Руси и их особенности. | Фронт. опрос | ||||
22 | Тестирование по теме «Политическая раздробленность Руси» | 1 | Урок контроля знаний | Тестирование | |||||
Русь Московская XIV-XVI века | 15 | ||||||||
23 | Предпосылки объединения русских земель, усиление московского княжества | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы | Зад. на установл. причинно- следс. связей | ||||
24 | Москва-центр борьбы с ордынским игом | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской. | Фронт. опрос | ||||
25 | Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV вв. | 1 | Комбинированный | Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей. | Работа с картой. Фронт. опрос | ||||
26 | Создание единого русского государства и конец ордынского владычества | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель. | Выполн. пробл. зад. | ||||
27 | Московское государство в конце XIV- начале XVI вв., основные социальные слои | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. | Фронт. опрос | ||||
28 | Церковь и государство в XIV- начале XVI вв. | 1 | Комбинированный | Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». | Фронт. опрос | ||||
29 | Русская культура в конце XV- начале XVI вв. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература | Сообщения | ||||
30 | Образование единого государства (повторительно-обобщающий урок) | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Тестирование | |||||
31 | Иван Грозный. Начало правления. Реформы избранной рады | 1 | Комбинированный | Фронт. опрос | |||||
32 | Внешняя политика Ивана IV | 1 | Комбинированный | Московские государства и Великое княжество Литовское. Расширение территории государства. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. | Решение пробл. зад. | ||||
33 | Ливонская война | 1 | Комбинированный | Ливонская война. Причины. Итоги | Фронт. опрос | ||||
34 | Опричнина | 1 | Комбинированный | Опричнина | Фронт. опрос | ||||
35 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI вв. | 1 | Комбинированный | Развитие культуры в XVI в. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. | Подг. докл. | ||||
36 | Архитектура и живопись в XIV-XVI веках. Быт XV-XVI веков | 1 | Комбинированный | Зодчество. Строительство шатровых храмов | Подг. сообщ. | ||||
37 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Исторические задачи, тесты, даты, названия городов, древне-русские термины | Тестирование | ||||
38 | Итоговое тестирование | 1 | Урок контроля знаний | Тестирование |
Литература и средства обучения
Литература для учителя
1.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории.- Официальные документы в образовании, 2009
2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2008.
3.Н.Ю.Колесниченко. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные планы, Волгоград, 2006.
4.Таблицы «История России».
Литература для обучающихся
5.Чулков Г. И. Императоры: психологические портреты. – М., 1991.
- Проверочные тесты
Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы
1. Электронное приложение к учебнику «История. Россия с древнейших времен до конца XVI века». УМК «Сферы». Издательство «Просвещение» 2009 г. 2. Энциклопедия истории России 862-1917 гг., compact disc ciw.-КОМИНФО, 1998.
3.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX-XX вв., compact disc - «Кирилл и Мефодий», 2004.
4.http://ru.wikipedia.org/
5. Виртуальный каталог икон
http://wcomega.ru/icons/index.htm
6. Гербы городов российской Федерации
7. Древнерусская литература
8. История Древней Руси
9. История России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...