Урок. Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Портнова Ирина Викторовна

Урок.  Социально-экономическое развитие  СССР в 1945-1953 годах.

(История России. Тема: СССР в первые послевоенные десятилетия. 11 класс)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок.  Социально-экономическое развитие  СССР в 1945-1953 годах.

(История России. Тема: СССР в первые послевоенные десятилетия. 11 класс)

Тип урока.                      Урок-проект с использованием технологии критического мышления.

Оборудование урока.   1.Компьютеры

                                       2.Доступ к интернету

                                       3.Презентация по данной теме, подготовленная учителем.

Задачи урока.               1.Находить и обрабатывать материал в информационной среде.

                                       2.Создание проекта по теме урока.

                                       3.Развитие среды для сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик.

                                       4.Выступать публично и научно выражать свои мысли.

Цели урока.                  Специальные:

                                      1.Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после

                                         Великой Отечественной войны.

                                      2.Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны.

                                      3.Охарактеризовать социальные последствия экономической политики,

                                         проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.

                                      Общепредметные:

                                      1.Развитие аналитического мышления.

                                      2.Воспитание толерантности.

                                      3.Продолжить формирование основных компетенций:

                                            -учебно-информационных :

                                                            -работать в информационной среде,

                                                            -обрабатывать информацию,

                                                            -создание презентации,

                                              -коммуникативных:  

                                                            -работать в группе,

                                                            -выступать публично,

                                              -социальных:

                                                           -определять тему,

                                                            -прослеживать причинно-следственные связи,

                                                            -аргументировано обосновывать свои выводы.

План урока.                 1.Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса,  

                                                                                              эвристическая беседа).

                                     2.Изучение нового материала:

                                       -Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.

                                       -Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.

                                       -Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.

                                       -Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.

                                       -Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

                                     (Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам,

                                      презентация).

                                     3.Рефлексия.(Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).

                                     4.Домашнее задание.

I.Введение в тему. (Стадия вызова).

  Учитель. Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря  совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Уже к началу 1943 г. в СССР действовало набирающая мощь слаженное военное хозяйство, которое позволило превзойти Германию в производстве вооружений. С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В  западные районы страны стали направляться рабочие, инженеры, специалисты для

-2-

восстановления разрушенного хозяйства. Промышленное производство к 1945 г. возросло по сравнению с 1940 годом на 10% и стало составлять 152 млрд рублей. Тяжелая промышленность произвела продукции на сумму 122 млрд рублей в 1945 г., а это в свою очередь по сравнению с довоенным периодом больше на 45 %. Но в тоже время значительно сократился объем производства в легкой промышленности (почти в 2 раза).

   Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.

 -В чем же состояла эта реальность?

 -Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?

Обсуждение сопровождается показом слайда № 1 презентации.

Презентация, слайд № 1.

Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941г.). Невосполнимы были людские потери советского государства -27 млн. человек.

  Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.

 -Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?

Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:

1.Перевод страны на мирные рельсы.

2.Восстановление экономики СССР.

Презентация, слайд № 2.

Задание учащимся. На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством, и строк из «Баллады о детстве» В.Высоцкого сформулируйте тему урока.

Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о детстве». Демонстрируется слайд № 3 презентации, оформленный в виде кластера.

  Учащиеся формулируют тема урока  «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.»

Презентация, слайд № 3.

Учитель предлагает ученикам самостоятельно составить план изучения нового материала.

                                               План изучения нового материала:

                                       1.Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.

                                       2.Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.

                                       3.Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.

                                       4.Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.

                                       5.Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

Презентация, слайд № 4.

Учитель указывает на то, что во время самостоятельной работы, учащимся предстоит выяснить:

-особенности восстановления экономики СССР;

-социальные последствия процесса восстановления;

-итоги экономического развития к 1953 г.,

-источники послевоенного восстановления.

А также ответить на следующие вопросы:

1.Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?

2.Каковы источники восстановления  народного хозяйства в советском государстве?

Презентация, слайд № 5.

II. Изучение нового материала.

  Изучение материала строится на основе групповой работы.

  Класс делится на 5 групп. Каждая из которых получает задание.

  Условия работы в группах: 1.Самостоятельное изучение материала с помощью информации,  

                                                    полученной в интернете.

                                                  2.Итог работы должен быть представлен в форме развернутого

                                                    устного ответа, с использованием наглядности в виде презентации,

                                                   состоящей из двух слайдов.

1 группа. Задание. Определить альтернативы восстановления экономики СССР в 1945-1953 гг.

-3-

1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Модели социально-экономического развития СССР после Второй мировой войны».

-Покажите изменения в управлении экономикой в первые послевоенные годы.

-Охарактеризуйте основные проекты развития экономики в данный период.

-Какая из альтернатив победила и почему?

-Как данный выбор сказался на дальнейшем развитии страны?

2.На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы

  отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать

  текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы,

   карты).

3.Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение недолжно

  превышать 3 минут.

2 группа. Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.

1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Советская

   промышленность в годы четвертой пятилетки».

-Охарактеризуйте проекты и планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.

-Укажите трудности восстановительного периода.

-Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.

-Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.

2.На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы

  отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать

  текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы,

   карты).

3.Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение недолжно

  превышать 3 минут.

3 группа. Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.

1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».

-Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.

-Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении

  деревни. Попытки реформ.

-Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.

2.На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы

  отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать

  текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы,

   карты).

3.Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение недолжно

  превышать 3 минут.

4 группа. Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.

1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».

-Укажите причины о раскройте содержание денежной реформы.

-Покажите социально-экономические последствия данной реформы.

2.На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы

  отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать

  текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы,

   карты).

3.Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение недолжно

  превышать 3 минут.

5 группа. Задание. Покажите особенности социального развития советского государства в 1945-

                                 1953 гг.

1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Социальная политика советского

    государства в 1945-1953гг.».

-Охарактеризуйте социальную политика и ее последствия.

                                                            -4-

-Покажите изменения быта советского человека.

2.На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы

  отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать

  текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы,

   карты).

3.Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно      

  3 минут.

  Подведение итогов работы групп – это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.

(Слайды, созданные учащимися, вставляются в учительскую презентацию. Это слайды с 6 по 13)

III.Рефлексия.

  Обсуждение проблемных заданий.

  -Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.?

Презентация, слайд № 14.

  - Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50

    лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли.

 -Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период? Презентация, слайд № 15. 

Подведение итогов работы учащихся на уроке подводится на основе листа «Самооценки».

Самооценка.

Ф.И.____________________________

Укажите в предложенной таблице уровень усвоения вами нового материала на уроке:

1.Материал не усвоен.(Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).

2.Усвоен материал только подготовленный группой.(Попытайтесь объяснить, почему не усвоен другой материал).

3.Усвоен материал подготовленный группой и частично материал других групп.(Укажите какой материал не усвоен. Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).

4.Материал усвоен полностью.

4

3


2


1


IV. Домашнее задание.

  1. Параграф № 29.
  2. Написать эссе «Преимущества и недостатки советской модели социально-экономического развития в 1945-1953 гг.»

Презентация, слайд №  16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "СССР в 1945-1953 гг."

Презентация раскрывает особенности послевоенного развития СССР. Расчитана на 2 урока....

Урок истории в 9 классе. «СССР в 1945 – 1953 годах. Идеология и культура»

Урок   МеМетодическая разработка урока в 9 классе "СССР в 1945 - 1953 годах. Идеология и культура". Определены цели урока, основные понятия, основные знания и умения, тип урока. Обоснов...

Методическая разработка урока истории по теме "СССР в 1945 - 1953 гг. Идеология и культура".

Использование на уроках истории документов является на сегодня одной из актуальных и вместе с тем сложных задач. Отдельными проблемами является как подбор документального материала, так и организация ...

Урок истории на тему: "СССР в 1945-1953 гг" На уроке учащиеся использовали электронные образовательные ресурсы при актуализации знаний и при работе над новой темой.Урок создан в соответствии в требованиями ФГОС второго поколения.

Урок по предмету история для старшей школы по теме "СССР в 1945 - 1953 гг" с использованием электронных образовательных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС. Предусмотрена самостоятельная работ...

Послевоенное развитие СССР в 1945 - 1953 гг

Данные презентации носят чисто теоретический характер, для усвоения нового материала, в школьных учебниках по истории практически отсутствует фактологическая часть, а на ЕГЭ требуют знания фактов....