Урок. Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Урок. Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 годах.
(История России. Тема: СССР в первые послевоенные десятилетия. 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._socialno-ekonomicheskoe_razvitie_sssr_v_1945-1953_gg.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 годах.
(История России. Тема: СССР в первые послевоенные десятилетия. 11 класс)
Тип урока. Урок-проект с использованием технологии критического мышления.
Оборудование урока. 1.Компьютеры
2.Доступ к интернету
3.Презентация по данной теме, подготовленная учителем.
Задачи урока. 1.Находить и обрабатывать материал в информационной среде.
2.Создание проекта по теме урока.
3.Развитие среды для сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик.
4.Выступать публично и научно выражать свои мысли.
Цели урока. Специальные:
1.Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после
Великой Отечественной войны.
2.Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны.
3.Охарактеризовать социальные последствия экономической политики,
проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.
Общепредметные:
1.Развитие аналитического мышления.
2.Воспитание толерантности.
3.Продолжить формирование основных компетенций:
-учебно-информационных :
-работать в информационной среде,
-обрабатывать информацию,
-создание презентации,
-коммуникативных:
-работать в группе,
-выступать публично,
-социальных:
-определять тему,
-прослеживать причинно-следственные связи,
-аргументировано обосновывать свои выводы.
План урока. 1.Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса,
эвристическая беседа).
2.Изучение нового материала:
-Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
-Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
-Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
-Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
-Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.
(Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам,
презентация).
3.Рефлексия.(Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
4.Домашнее задание.
I.Введение в тему. (Стадия вызова).
Учитель. Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Уже к началу 1943 г. в СССР действовало набирающая мощь слаженное военное хозяйство, которое позволило превзойти Германию в производстве вооружений. С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В западные районы страны стали направляться рабочие, инженеры, специалисты для
-2-
восстановления разрушенного хозяйства. Промышленное производство к 1945 г. возросло по сравнению с 1940 годом на 10% и стало составлять 152 млрд рублей. Тяжелая промышленность произвела продукции на сумму 122 млрд рублей в 1945 г., а это в свою очередь по сравнению с довоенным периодом больше на 45 %. Но в тоже время значительно сократился объем производства в легкой промышленности (почти в 2 раза).
Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.
-В чем же состояла эта реальность?
-Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?
Обсуждение сопровождается показом слайда № 1 презентации.
Презентация, слайд № 1.
Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941г.). Невосполнимы были людские потери советского государства -27 млн. человек.
Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.
-Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?
Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:
1.Перевод страны на мирные рельсы.
2.Восстановление экономики СССР.
Презентация, слайд № 2.
Задание учащимся. На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством, и строк из «Баллады о детстве» В.Высоцкого сформулируйте тему урока.
Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о детстве». Демонстрируется слайд № 3 презентации, оформленный в виде кластера.
Учащиеся формулируют тема урока «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.»
Презентация, слайд № 3.
Учитель предлагает ученикам самостоятельно составить план изучения нового материала.
План изучения нового материала:
1.Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
2.Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
3.Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
4.Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
5.Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.
Презентация, слайд № 4.
Учитель указывает на то, что во время самостоятельной работы, учащимся предстоит выяснить:
-особенности восстановления экономики СССР;
-социальные последствия процесса восстановления;
-итоги экономического развития к 1953 г.,
-источники послевоенного восстановления.
А также ответить на следующие вопросы:
1.Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?
2.Каковы источники восстановления народного хозяйства в советском государстве?
Презентация, слайд № 5.
II. Изучение нового материала.
Изучение материала строится на основе групповой работы.
Класс делится на 5 групп. Каждая из которых получает задание.
Условия работы в группах: 1.Самостоятельное изучение материала с помощью информации,
полученной в интернете.
2.Итог работы должен быть представлен в форме развернутого
устного ответа, с использованием наглядности в виде презентации,
состоящей из двух слайдов.
1 группа. Задание. Определить альтернативы восстановления экономики СССР в 1945-1953 гг.
-3-
1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Модели социально-экономического развития СССР после Второй мировой войны».
-Покажите изменения в управлении экономикой в первые послевоенные годы.
-Охарактеризуйте основные проекты развития экономики в данный период.
-Какая из альтернатив победила и почему?
-Как данный выбор сказался на дальнейшем развитии страны?
2.На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы
отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать
текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы,
карты).
3.Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение недолжно
превышать 3 минут.
2 группа. Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.
1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Советская
промышленность в годы четвертой пятилетки».
-Охарактеризуйте проекты и планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.
-Укажите трудности восстановительного периода.
-Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.
-Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.
2.На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы
отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать
текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы,
карты).
3.Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение недолжно
превышать 3 минут.
3 группа. Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.
1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».
-Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
-Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении
деревни. Попытки реформ.
-Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.
2.На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы
отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать
текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы,
карты).
3.Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение недолжно
превышать 3 минут.
4 группа. Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.
1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».
-Укажите причины о раскройте содержание денежной реформы.
-Покажите социально-экономические последствия данной реформы.
2.На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы
отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать
текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы,
карты).
3.Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение недолжно
превышать 3 минут.
5 группа. Задание. Покажите особенности социального развития советского государства в 1945-
1953 гг.
1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Социальная политика советского
государства в 1945-1953гг.».
-Охарактеризуйте социальную политика и ее последствия.
-4-
-Покажите изменения быта советского человека.
2.На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы
отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать
текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы,
карты).
3.Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно
3 минут.
Подведение итогов работы групп – это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.
(Слайды, созданные учащимися, вставляются в учительскую презентацию. Это слайды с 6 по 13)
III.Рефлексия.
Обсуждение проблемных заданий.
-Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.?
Презентация, слайд № 14.
- Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50
лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли.
-Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период? Презентация, слайд № 15.
Подведение итогов работы учащихся на уроке подводится на основе листа «Самооценки».
Самооценка.
Ф.И.____________________________
Укажите в предложенной таблице уровень усвоения вами нового материала на уроке:
1.Материал не усвоен.(Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
2.Усвоен материал только подготовленный группой.(Попытайтесь объяснить, почему не усвоен другой материал).
3.Усвоен материал подготовленный группой и частично материал других групп.(Укажите какой материал не усвоен. Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
4.Материал усвоен полностью.
4 |
3 |
2 |
1 |
IV. Домашнее задание.
- Параграф № 29.
- Написать эссе «Преимущества и недостатки советской модели социально-экономического развития в 1945-1953 гг.»
Презентация, слайд № 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "СССР в 1945-1953 гг."
Презентация раскрывает особенности послевоенного развития СССР. Расчитана на 2 урока....
Урок истории в 9 классе. «СССР в 1945 – 1953 годах. Идеология и культура»
Урок МеМетодическая разработка урока в 9 классе "СССР в 1945 - 1953 годах. Идеология и культура". Определены цели урока, основные понятия, основные знания и умения, тип урока. Обоснов...
Методическая разработка урока истории по теме "СССР в 1945 - 1953 гг. Идеология и культура".
Использование на уроках истории документов является на сегодня одной из актуальных и вместе с тем сложных задач. Отдельными проблемами является как подбор документального материала, так и организация ...
Методическая разработка урока по истории России в 9 классе "Внешняя политика СССР в 1945 - 1953 гг"
Конспект урока на основе конструктора урока....
Урок истории на тему: "СССР в 1945-1953 гг" На уроке учащиеся использовали электронные образовательные ресурсы при актуализации знаний и при работе над новой темой.Урок создан в соответствии в требованиями ФГОС второго поколения.
Урок по предмету история для старшей школы по теме "СССР в 1945 - 1953 гг" с использованием электронных образовательных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС. Предусмотрена самостоятельная работ...
Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.
ИСТОРИЯ...
Послевоенное развитие СССР в 1945 - 1953 гг
Данные презентации носят чисто теоретический характер, для усвоения нового материала, в школьных учебниках по истории практически отсутствует фактологическая часть, а на ЕГЭ требуют знания фактов....