Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.
учебно-методический материал по истории (9 класс) на тему

ИСТОРИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneshnyaya_politika_sssr.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГОРОДИЩЕНСКАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Методический кабинет

Внешняя политика СССР
в
1945-1953 гг.

(открытый урок истории в 9 классе)

Подготовила: учитель     истории
Ботвиньева О.М.  

c. Городище


Тема урока: Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с внешней политикой СССР в 1945-1953 гг., выявить ее основные цели и направления;
  • сформировать у учащихся представления о принципах, методах и подходах внешней политики СССР;
  • способствовать развитию навыков работы с источниками, дополнительной литературой,    исторической   картой, умений обобщать и систематизировать материал, активно воспринимать информацию.

Оборудование:

  • Раздаточный материал – исторические источники из кн.: Бойцов М.А., Хромова И.С. Послевоенное десятилетие. 1945-1955. М., 1998.
  • Учебная карта «Мир после Второй мировой войны».

План изучения нового материала:

  1. Итоги Второй мировой войны. Территориальные изменения на карте мира.
  2. Атомный проект: СССР и США.
  3. Политика    СССР   в    отношении стран Ближнего и Среднего Востока.
  4. СССР и страны Восточного Средиземноморья.
  5. Взаимоотношения СССР со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. План Маршалла. Берлинский кризис 1948 г.
  6. Отношения СССР со странами Западной Европы и США. Война в Корее.

 I. ИТОГИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА КАРТЕ МИРА.

Сообщение учащегося об итогах Второй мировой войны.

Учитель. У каждой из стран-участниц антигитлеровской коалиции было свое видение послевоенного устройства мира; в 1945-1947 гг. произошел отход от принципов сотрудничества, сформировалась новая система международных отношений, главными чертами которой были гонка вооружений, ядерное устрашение, информационная война.

По словам А.А.Данилова, «причина быстрого расхождения вчерашних союзников, а затем и начала «холодной войны» заключалась не в коварных замыслах Трумэна или Сталина, а, главным образом, в конфликте интересов СССР и Запада... Не менее важным было и взаимное недоверие... СССР, внесший основной вклад в разгром фашистской Германии, превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой стало невозможно решать проблемы практически ни в одном регионе мира. Противостояние между СССР и США стало носить глобальный характер».

Учитель. Выделяет основные направления внешней политики СССР в послевоенный период:

  1. создание стратегически важных зон или пояса безопасности;
  2. подписание двусторонних договоров  о  взаимопомощи с  союзниками, прежде всего со странами Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы;
  3. ограничение внешнеполитической самостоятельности стран, вошедших в зону влияния СССР;
  4. военно-политическое соперничество со странами Запада.


Работа со схемой.

Факторы внешней политики СССР в послевоенный период

Работа с источниками (из указанного пособия учащимся предлагаются фрагменты: из статьи Б.Рассела, из речи У.Черчилля в Фултоне, штат Миссури, из интервью И.Сталина корреспонденту «Правды»).

Вопросы для обсуждения

  1. Какие  перспективы,  по мнению Рассела,  открывались в отношениях СССР и стран Запада после войны? С какими факторами связывал ученый реализацию этих перспектив?
  2. Оцените прогноз Рассела. Какие обстоятельства, с вашей точки зрения, он не учитывал или учитывал в недостаточной степени?
  3. Какие обвинения в адрес СССР выдвинул в знаменитой фултонской речи Черчилль? В каком смысле употреблен им термин «железный занавес»?
  4. В чем вы видите основной смысл рассуждений Черчилля? К чему он призывал лидеров западных стран?
  5. Какие обвинения в адрес стран Запада   выдвинул   Сталин   в   интервью «Правде»? Какие аргументы в обоснование позиции СССР он привел? Учитывалась ли, по вашему мнению, позиция стран, освобожденных СССР, при выработке советской внешней политики?
  6. На основании документов определите свое отношение к вопросу о причинах «холодной войны». Какая оценка представляется вам наиболее точной: в развязывании «холодной войны» виноват Запад; ответственность за конфликт полностью лежит на СССР; причины «холодной войны» определяются противоречиями между национальными интересами СССР и стран Запада?

II. АТОМНЫЙ ПРОЕКТ: СССР И США

Рассказ учителя.

1. Научные исследования по овладению атомной энергией в США и Великобритании велись еще до Второй мировой войны. С началом войны – особенно в США – они активизировались, а 13 августа 1943 г. официальным решением президента Ф.Рузвельта был оформлен в так называемый Манхэттенский проект.

2. Целью проекта являлось создание атомного оружия, способного обеспечить победу в войне в сжатые сроки, с опережением СССР и Германии, где аналогичные работы уже шли. Создание атомной бомбы требовало колоссальной концентрации материальных и людских ресурсов страны с высокоразвитой экономикой и мощным научно-техническим потенциалом. В военные годы такой страной могли быть только США.

3. Испытание первой в мире атомной бомбы США произвели 16 июля 1945 г. в г. Аламогорда, штат Нью-Мексико. 6 и 9 августа над японскими городами Хиросимой и Нагасаки были сброшены урановая и плутониевая бомбы. Разрушения были огромны. Мгновенно погибли от теплового излучения (температура воздуха составила 500°С) и ударной волны 300 тыс. человек, еще 200 тыс. человек получили ранения, ожоги, подверглись воздействию проникающей радиации. В радиусе 4 км над эпицентрами взрывов сгорело все живое. Атомные бомбардировки японских городов были восприняты мировой общественностью как величайшая катастрофа.

4. Президент США Г.Трумэн заявил, что атомная бомба – это «величайшая штука в истории... Наши капиталовложения в 2 млрд. долларов окупились. Баланс сил в мире кардинально изменился... Атомное оружие не только революционизирует войну, но и может изменить ход истории». Атомное оружие сразу же стало инструментом шантажа и давления, оно разрушило доверие между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции.

5. В СССР работы по созданию атомной бомбы до середины 1945 г. велись в крайне ограниченных масштабах. Сталин и его окружение были привержены концепции безопасности, которая основывалась на традиционной стратегии ведения войны, не придавали серьезного значения оружию массового поражения. Атомная монополия США заставила советское руководство придать атомному проекту статус «программы №1». Постановлением ГКО от 20 августа 1945 г. был создан спецкомитет №1 во главе с Л.П.Берией, для руководства и координации работ 30 августа было образовано первое главное управление при Совете народных комиссаров. Эти органы получили чрезвычайные полномочия (подробнее см. статью А.В.Пыжикова в данном номере журнала). Уже через 4 года, 29 августа 1949 г., на полигоне под Семипалатинском атомная бомба РДС-1 прошла успешное испытание. Монополия США на атомное оружие была ликвидирована.

III. ПОЛИТИКА СССР В ОТНОШЕНИИ СТРАН БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА

Рассказ учителя.

Ближний и Средний Восток в военные и послевоенные годы находились в зоне интересов СССР. На Потсдамской конференции СССР внес предложение о пересмотре режима Черноморских проливов, размещении советских гарнизонов на Босфоре и в Дарданеллах, отторжении у Турции Карского и Ардаганского округов. Учащимся предлагается проанализировать позицию Сталина, высказанную им американскому послу в марте 1946 г.:

«Турция слаба, а Советский Союз очень обеспокоен опасностью иностранного контроля за проливами, защитить которые Турция не имеет достаточно сил. Турецкое правительство недружественно нам. Вот почему советское правительство потребовало базу на Дарданеллах – это вопрос нашей собственной безопасности».

В ноте от 7 августа 1946 г. СССР потребовал от Турции пересмотреть режим проливов, организовав их совместную оборону «для предотвращения использования проливов другими государствами во враждебных черноморским державам целях». Турция согласилась рассмотреть вопрос о проливах,

но предложение о совместной обороне отвергла. Аналогичные действия были предприняты в сентябре.

Беседа с учащимися по вопросам: 

  1. Какие цели в отношениях с Турцией ставила перед собой Россия во второй половине XIX – начале XX вв.?
  2. Какое место занимал в российской внешней политике вопрос о Черноморских проливах?
  3. Почему с окончанием Второй мировой войны СССР счел необходимым и возможным поставить перед Турцией вопрос о пересмотре режима проливов и о передаче некоторых территорий в Закавказье?

Учитель. В начале 1946 г. возник острый конфликт между СССР, с одной стороны, и США и Великобританией – с другой по иранской проблеме. Во время войны на основании советско-иранского договора 1921 г. и по взаимной договоренности с Великобританией в Северный Иран были введены советские война, а в Южный Иран – английские. По решению Потсдамской конференции, СССР и Великобритания должны были вывести войска из Ирана. СССР это решение не выполнил. Более того, в декабре 1945 г., возможно, не без помощи СССР, было сформировано национальное правительство, провозгласившее автономию населенных азербайджанцами территорий Ирана. Одновременно национальную автономию провозгласил Курдистан.  

Работа с документом.

«В то же время Азербайджан претендовал – увеличить их республику почти в два раза за счет Ирана. Начали мы щупать – никто не поддерживает. У нас была попытка, кроме того, потребовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом ... районе было когда-то турецкое население... И армянам хотели Арарат отдать. Выступать с такими требованиями тогда было трудно... Но попугать – попугали крепко».

Беседа с учащимися.

  1. Почему события в Иране вызвали тревогу британского правительства?
  2. Насколько обоснованными были опасения о расчленении Ирана?
  3. Почему провозглашение автономии Курдистана вызвало возмущение не только в Иране, но и в Турции?
  4. Чем объясняется активное участие США в решении иранского конфликта? Учтите, что Ближний и Средний Восток являлись важнейшими нефтедобывающими регионами.

Учитель. Великобритания и США оказали на СССР жесткое давление, которое заставило советское руководство весной 1946 г. начать вывод войск из Ирана. Вместе с тем СССР по-прежнему рассматривал Иран как важную сферу своего влияния. В апреле 1946 г. было подписано соглашение о создании совместного советско-иранского общества по разработке и эксплуатации нефтеносных месторождений в Северном Иране сроком на 50 лет. В июне правительство Ирана достигло согласия с властями иранского Азербайджана о предоставлении автономии последнему. Ответом Великобритании стали переброска в сентябре 1946 г. английских войск в Ирак и их развертывание вдоль границы с Ираном. США, в свою очередь, предоставили Ирану срочную военно-техническую помощь и кредиты. В борьбе за влияние в Иране победителями оказались США и Великобритания: в конце 1946 г. в результате военной акции была ликвидирована автономия иранского Азербайджана и Курдистана, а в 1947 г. расторгнуто советско-иранское соглашение о совместной разработке нефтяных запасов.

IV. СССР И СТРАНЫ ВОСТОЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

Учитель. Прямое вмешательство в дела Греции Сталин считал невозможным. Здесь была опробована другая тактика: поддержка коммунистического подполья, оказание помощи партизанскому движению, создание так называемых освобожденных районов в качестве базы для дальнейшей борьбы против существующей системы власти. Гражданская война между прозападным Национально-прогрессивным союзом «Центр» и просоветским Национально-освободительным фронтом, возглавляемым коммунистами, давала такую возможность, тем более что непосредственное участие в греческих событиях принимал не СССР, а Югославия, а также Болгария и Албания.

Реакция США и Великобритании была немедленной и масштабной: греческому правительству была оказана значительная военная и экономическая помощь, в начале 1948 г. США прямо заявили о возможности их непосредственного военного вмешательства в случае интернационализации конфликта.

Учащимся предлагается задание: попытайтесь определить причины столь жесткой реакции Запада на действия антиправительственных сил в Греции.

Ознакомление с содержанием записки, поданной в 1946 г. президенту США Г.Трумэну: 

Установление советского контроля над Грецией привело бы к доминированию СССР в Восточном Средиземноморье, изоляции Турции, усилению давления на страны Ближнего и Среднего Востока.

Анализ документа (заявление Сталина в беседе с югославскими руководителями в феврале 1948 г.) поможет понять, почему СССР после долгих колебаний пошел на уступки:

«Нет у них (греческих коммунистов. – С.Д.) никаких шансов на успех. Что вы думаете, что Великобритания и Соединенные Штаты – Соединенные Штаты, самая мощная держава в мире, – допустят разрыв своих транспортных артерий в Средиземном море! Ерунда. У нас флота нет. Восстание в Греции надо свернуть как можно быстрее» (цит. по: Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы. СССР в первые послевоенные годы. М., 2001. С. 33).

V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СССР СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. ПЛАН МАРШАЛЛА

Лабораторной работа в группах с текстом учебника и источниками.

Задание группе 1. По учебнику (разделы «У истоков "холодной войны"» и «Экспорт советской модели») охарактеризуйте цели советской внешней политики по отношению к освобожденным Красной Армией странам Центральной и Юго-Восточной Европы.

Задание группе 2. Прочитайте учебник и фрагмент из речи Трумэна, ответьте на вопросы:

  1. В чем причины резкого охлаждения отношений между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции?
  2. Какую роль в этом играли события, происходившие в Центральной и Юго-Восточной Европе?
  3. Какие изменения в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, произошедшие в 1947-1948 гг., вызвали особую обеспокоенность лидеров западных государств? Почему?
  4. Какие силы названы в выступлении Трумэна «вооруженными меньшинствами»?

Задание группе 3. Прочитайте учебник, внимательно изучите документы и ответьте на вопросы:

  1. В чем состоял смысл плана, предложенного государственным секретарем США Дж.Маршаллом?
  2. Каким странам он был предложен?
  3. Какую позицию в отношении плана Маршалла занял СССР? Почему? Объясните, какой смысл вкладывали в понятие «независимость» авторы приведенных документов.
  4. В чем состояли принципиальные различия в позициях советской и американской сторон?
  5. С какой оценкой политики СССР в отношении плана Маршалла вы согласны: это был единственный способ защитить независимость – свою и своих союзников; это была ошибка, затруднившая ряду восточноевропейских стран решение задач послевоенного экономического развития?

В.М.Молотов о плане Маршалла

«Куда это может повести? Сегодня могут нажать на Польшу – производи больше угля, хотя бы и за счет ограничения других отраслей польской промышленности, так как в этом заинтересованы такие-то европейские страны; завтра скажут, что надо потребовать, чтобы Чехословакия увеличила свое машиностроение, и предложат, чтобы Чехословакия получала машины от других европейских стран, желающих подороже сбыть свой товар. Что же тогда останется от экономической самостоятельности и суверенитета таких европейских стран? Как смогут оградить свою национальную экономику и государственную независимость малые страны и вообще менее сильные государства при таком положении?»

Из выступления государственного секретаря США Д.Ачесона

«Без американской помощи и руководства Европа не сможет ни сохранить свою независимость, ни поддержать независимость других».

Из выступления Ж.Дюкло в Национальном собрании Франции

«Вы изгнали коммунистов из правительства, потому что это было одним из условий, поставленных вам американцами для введения в действие плана Маршалла. Вы преподнесли этот план как план национального возрождения, а мы с самого начала разоблачали его захватнические и стратегические цели... Хотя продукция французской промышленности превысила уровень 1938 г., урожай в стране был хорошим и Франция осыпана американскими дарами, народу все-таки живется хуже».

Задание группе 4. Прочитайте учебник, изучите документы, ответьте на вопросы:

  1. В чем состояли причины советско-югославского конфликта?
  2. Какие решения югославского руководства вызвали несогласие СССР? Почему?
  3. Какие цели преследовали чистки, проведенные в коммунистических партиях Болгарии, Чехословакии, Венгрии и других стран в 1949-1952 гг.?
  4. Как они связаны с ситуацией вокруг Югославии?

Из доклада А.А.Жданова на встрече представителей коммунистических партий весной 1947 г.

«Поскольку во главе сопротивления новым попыткам империалистической экспансии стоит Советский Союз, братские компартии должны исходить из того, что, укрепляя политическое положение в своих странах, они одновременно заинтересованы в укреплении мощи Советского Союза как главной опоры демократии и социализма... Москва никого не ставила и не желает ставить в зависимое положение, нарочитое подчеркивание этой «независимости» от Москвы, «отречение» от Москвы, по сути дела, означает угодничество, приспособленчество, подыгрывание тем, кто считает Москву врагом».

Из речи И.Броз Тито на VI съезде Коммунистической партии Югославии осенью 1952 г.

«Причина конфликта – в агрессивных тенденциях Советского Союза по отношению к Югославии. Первое государство рабочих и крестьян, которое вызвало такой энтузиазм среди трудящихся масс всего мира и достигло такого материального успеха, пришло в своем развитии к точке стагнации. Эволюция в сторону государственного капитализма лишила рабочих права голоса и вызвала потерю многого из того, что было завоевано в Октябрьскую революцию... Сталин вместо того, чтобы расширять права рабочего класса, положился на государственную машину, которая превратилась не в слугу общества, а в его господина... Сталин сам стал рабом тайной полиции, которую он создал и развил. Вследствие этого, в Советском Союзе сегодня никто не верит никому, всё дает повод для подозрительности, и Советский Союз превратился в огромное террористическое государство.

Фундаментальный вопрос, который Сталин не смог решить, – это проблема свободы индивида... Советский Союз не оправдал надежды, возлагавшиеся на него».

Учитель. Переломным для стран Центральной и Юго-Восточной Европы стал рубеж 1947-1948 гг., когда в основу советской внешней политики был положен курс на строительство «лагеря мира и социализма».

Работа со схемой.

Внешнеполитическая ситуация глазами советского руководства

Учитель. Базовой опорой социалистического лагеря, согласно этим представлениям, являлся СССР, готовый оказать экономическую, военную и политическую поддержку союзникам. Вокруг СССР создавался своеобразный пояс безопасности, отделявший СССР от так называемых империалистических государств. Пояс безопасности создавали страны «восточного блока» со сходной социально-политической и экономической системой. Элементом данной стратегии был тезис о расширении лагеря социализма в сторону равновесия – в азиатском направлении. Речь шла о поддержке национально-освободительных движений, ведущих борьбу против колониального гнета. В качестве естественного союзника рассматривались также коммунистические и рабочие партии западных стран, антивоенные демократические движения и др.

Оформление экономических основ социалистического лагеря произошло в 1949 г., когда был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Берлинский кризис 1948 года.

Познавательное задание: прочитайте фрагмент из воспоминаний Молотова. Используя учебник (раздел «Апогей "холодной войны"»), объясните смысл позиции, им высказанной:

«Все дело в том, что, если б не было Берлина, был бы другой такой узел. Поскольку у нас цели и позиции разные, какой-то узел обязательно должен быть, и он завязался в Берлине».

VI. ОТНОШЕНИЯ СССР СО СТРАНАМИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США. ВОЙНА В КОРЕЕ

Рассказ учителя.

1. Военно-политический союз стран Западной Европы и США начал формироваться в марте 1948 г., когда в Брюсселе Великобритания, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург подписали договор о создании Западного союза. Он   обязывал   участников   оказывать друг другу военную помощь и вести коллективные военные действия против вооруженной агрессии в Европе.

2. Создание Западного союза было поддержано президентом США. При этом в июне 1948 г. сенатом была принята резолюция А.Ванденберга, означавшая отказ США от политики изоляционизма и их активное участие в европейских и мировых делах.

3.Берлинский кризис подтолкнул США, Канаду, страны-участницы Западного союза к поиску новых форм военно-политического сотрудничества. Речь шла о заключении Североатлантического пакта. Договор был подписан в апреле 1949 г. 12 государствами. Так была создана Организация североатлантического договора – НАТО. Едва ли не с самого начала НАТО приступило к осуществлению масштабных военных программ: ремилитаризация Германии, увеличение числа военных баз в Великобритании и др.

4. Позиция СССР в отношении НАТО была с самого начала резко отрицательной. НАТО определялась как враждебная СССР, агрессивная военная организация, созданная в нарушение Устава ООН и действующих международных договоров. В 1955 г. был сформирован военно-политический противовес НАТО – Организация Варшавского договора (ОВД), включавшая СССР и его союзников.

Раскол мира и Европы, складывание так называемой биполярной системы международных отношений стали фактом, определившим ход мировой истории во второй половине XX в.

Сообщение учащегося о войне в Корее.

VII. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Заполнить таблицу. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.

Основные направления

Результаты

Территориальные изменения после Второй мировой войны

 

Атомный проект

 

Отношения со странами Ближнего и Среднего Востока

 

Политика в Восточном

 

Средиземноморье

 

Отношения со странами Центральной и Юго-Восточной Европы

 

Отношения со странами Западной Европы и США

 

Война в Корее

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "СССР в 1945-1953 гг."

Презентация раскрывает особенности послевоенного развития СССР. Расчитана на 2 урока....

Урок истории в 9 классе. «СССР в 1945 – 1953 годах. Идеология и культура»

Урок   МеМетодическая разработка урока в 9 классе "СССР в 1945 - 1953 годах. Идеология и культура". Определены цели урока, основные понятия, основные знания и умения, тип урока. Обоснов...

Методическая разработка урока истории по теме "СССР в 1945 - 1953 гг. Идеология и культура".

Использование на уроках истории документов является на сегодня одной из актуальных и вместе с тем сложных задач. Отдельными проблемами является как подбор документального материала, так и организация ...

Урок. Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.

Урок.  Социально-экономическое развитие  СССР в 1945-1953 годах.(История России. Тема: СССР в первые послевоенные десятилетия. 11 класс)...

"Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг."

Презентация к уроку истории в 9 классе по теме "Внешняя политика в 1945-1953 гг."....

Презентация "Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг"

Данная разработка поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России в 9 классе на тему "Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг". Материал будет также полезен учащимся дл...