Урок истории в 9 классе на тему "Холодная война"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Тема урока «Холодная война» является достаточно актуальной в свете современной внешней политики России. Содержание урока строго отобрано, делается акцент на взаимосвязь внутренних проблем государства и его внешней политики.
Для успешной реализации плана урока использовались различные методы. Методы – словесный, наглядный метод, использованные в презентации, также использовался частично-поисковый метод – самостоятельная работа с текстом учебника.
Этапы урока логично связаны, ученики с легкостью делают выводы, опираясь на полученные знания.
План урока построен так, что усвоение знаний контролируется в течение всего урока и в конце урока подводится итог. Благодаря беседе и использованию учебной презентации была достигнута благоприятная психологическая атмосфера.
Тема урока «Холодная война» является достаточно актуальной в свете современной внешней политики России. Содержание урока строго отобрано, делается акцент на взаимосвязь внутренних проблем государства и его внешней политики.
Для успешной реализации плана урока использовались различные методы. Методы – словесный, наглядный метод, использованные в презентации, также использовался частично-поисковый метод – самостоятельная работа с текстом учебника.
Этапы урока логично связаны, ученики с легкостью делают выводы, опираясь на полученные знания.
План урока построен так, что усвоение знаний контролируется в течение всего урока и в конце урока подводится итог. Благодаря беседе и использованию учебной презентации была достигнута благоприятная психологическая атмосфера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 55.5 КБ |
holodnaya_voyna.ppt | 1.4 МБ |
rabochiy_list_uroka.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 9 классе
Тема: «Холодная война».
Эпиграф: «Война невероятна, мир невозможен». Реймон Арон
Цели и задачи урока:
- в ходе работы над созданием образа «холодной войны» сформировать у школьников целостное представление о политическом, идеологическом и экономическом противостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;
- способствовать ориентации личности школьника на демократические ценности в межличностных и межгосударственных отношениях, раскрывая негативные социально-политические и морально-психологические последствия нетерпимости, враждебности, недоверия, идеологического противостояния, агрессивности, характерных для жизни общества в годы «холодной войны»;
- способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Вид урока: урок-диалог.
Литература: Сороко-Цюпа О.С. Новейшая история зарубежных стран М.,2003
Загладин Н.В. История России и мира. М.,2004
Кредер А.А. Новейшая история. М., 1996
Оборудование: Сайт в Интернете http://www.coldwar.ru
Мультимедиапроектор.
Ноутбук.
Ход урока
План урока:
- Истоки «холодной войны» (1945-1947гг.)
- Апогей «холодной войны» (1949-1953гг.)
- Период партнерства и соперничества (1960-1980гг.)
- Завершение «холодной войны» (рубеж 1990гг.)
- «Холодная война»: послесловие…
Содержание | Понятия и события |
Вступительное слово учителя На прошлом уроке мы познакомились с таким периодом XX в., с таким явлением в истории международных отношений, с таким понятием из курса всеобщей истории, как «холодная война». Но холодная война это не просто термин, не просто метафора – это целая эпоха в жизни человечества, наполненная фактами, событиями, лицами. Предлагаю сегодня, опираясь на материал прошлого урока и самостоятельно проведенную работу, создать образ этой эпохи; дополнить ее портрет теми штрихами, без которых он был бы недостаточно выразительным.
Давайте начнем с истоков «холодной войны» 1. обратимся к документу, к известной нам речи У. Черчилля «Мускулы мира» 5 марта 1946г., Фултон В ней нет прямого призыва к конфронтации. Но многие историки считают эту речь предвестником «холодной войны». Почему? 2. 12 марта 1947 г. еще один лидер выступил с не менее известной речь, которая стала доктриной внешней политики государства. И эту речь тоже считают истоком «холодной войны» Какое событие имеется в виду? Познакомьтесь с фрагментом речи Трумэна. Какова основная идея речи? Два основных тезиса доктрины: позиция силы и политика твердого сдерживания коммунизма от захвата новых территорий, провозглашенных жизненно важными для обеспечения безопасности и интересов США, ослабление советской системы и обострение ее противоречий 3. А теперь обратимся к краткой исторической справки о плане Маршалла. (Лужнова Т.) Президент Трумэн сказал о внешнеполитической доктрине США, названной его именем, и о плане Маршалла как о двух скорлупках одного ореха, так как план довершил политический раздел Европы экономическим расколом. 4. И, заглядывая вперед, назовем эту организацию, которая была создана 25.01.1949 года с целью объединения экономики социалистических стран в противовес плану Маршалла. Западные средства массовой информации назвали это объединение «акционерным обществом нищих» Вывод по I периоду II. Апогей холодной войны (1949-1953гг.) 1.Это событие считают апогеем «холодной войны», так как оно окончательно определило границы «железного занавеса» в Европе. (Сообщение Головнева К. «Раскол Германии) Граница между двумя лагерями прошла по территории Германии. Железный занавес – это образное выражение. Позже,13.08.1961 г. в столице Германии, появилось его материальное воплощение. Что именно стало таким символом? 7 августа на закрытом заседании Политбюро ЦК СЕПГ был назначен день «Х», иначе говоря, день возведения стены, которым и стало 13 августа 1961 г. В ночь на 13 августа 1961 г. в Восточном Берлине была объявлена тревога первой степени. Военнослужащие, полиция и рабочие дружины заняли указанные позиции, где были заранее подготовлены стройматериалы для возведения заграждений. К утру трехмиллионный город оказался разрубленным на две части. Колючая проволока перегородила 193 улицы, 8 трамвайных путей и 4 линии метро. По обе стороны колючей проволоки собрались огромные толпы. Люди были в замешательстве. Шумевшая до утра свадьба направлялась догуливать ее к родителям невесты и была остановлена вооруженными пограничниками в нескольких шагах от дома. Почтальон так и не развез по домам почту, детсад остался без воспитательницы, дирижер не появился на концерте, врач до самого вечера пытался объяснить, что нужен в больнице. Больше всего повезло тем, кто жил в домах, через которые проходила граница между секторами. В первые часы они прыгали из окон на свободную территорию. Западные Берлинцы растягивали палатки и одеяла под окнами и подхватывали прыгавших, но пограничники стали врываться в квартиры и замуровывать окна. Стену доводили до «совершенства» еще 10 лет – сначала построили каменную, а потом стали заменять железобетонной. Стена оказалась совершенно непреступным сооружением. Но мечта о свободе обостряет изобретательность, и некоторые попытки прорваться сквозь стену завершалась удачно. Сотни, если не тысячи людей пытались ее преодолеть. Одна семья сумела перекинуть трос с крыши своего дома и переехать на другую сторону на ролике. В октябре 1964 г., прорыв подземный ход длиной 145 м и высотой 60 см, бежали 57 человек: с восточной стороны залезали по трое в ящик, с западной тянули его за веревку. Два друга – электротехник и водитель грузовика – соорудили воздушный шар, посадили жен и детей и ночью перелетели на западную сторону. 2. «Железный занавес» появился в Азии. Сообщение Кирильченко Ю. 3. фрагмент «Атомный взрыв» После ее первого испытания (ядерной бомбы) в США изобретатель Р. Оппенгеймер сделал решительный вывод: «Результаты нашего труда не оставляют человечеству другого выбора, кроме того как создать объединенный мир, мир, основанный на законности и гуманизме». Альберт Энштейн сказал: «Каким видом оружия будет вестись III мировая война? Не знаю, но единственным оружием IV будет каменный топор». Беседа. 4. Образ «холодной войны» был бы неполным без еще одного выразительного штриха. На эмблеме этой организации, основанной 04.04.1949 г., окружность символизирует единство и сотрудничество, роза – путь к миру. Но при этом на протяжении многих лет этот блок считался главным военным противником СССР и всего социалистического лагеря. А, кстати, НАТО- это «он», «оно» или «она»? Расшифровка аббревиатуры по-английски North Atlantic Treaty Organization- «она» По правилам русского языка данная аббревиатура употребляется с существительными блок, альянс и в мужском роде. 5.Какой военный блок социалистических стран стал противовесом НАТО и в каком году? III Период партнерства, и соперничества.(1960-1980 гг.) После апогея «холодной войны» международные отношения развивались по принципу «маятника»: от кризиса к разрядке, от соперничества к партнерству… Если мы решили говорить языком той эпохи, то давайте назовем понятия, характеризующие этот сложный период. Беседа о содержании понятий -Карибский кризис -Вьетнамский синдром -Пражская весна -Разрядка -Интернациональная помощь -Звездные войны IV. Завершение холодной войны (рубеж 1990-х гг.) Исторически, хронологическое завершение «холодной войны» приходится на рубеж 90-х гг. XX столетия: это завершение связывают с распадом СССР, роспуском ОВД и СЭВ, объединением Германии и падением Берлинской стены. Прошло не много времени, но уже ясно, что «холодная война» была гигантской ошибкой, стоившей миру огромного напряжения сил и непомерных материальных и людских потерь. Сегодня мы с вами попытались конкретизировать образ той эпохи, и, чтобы наша совместная работа имела логическое завершение, давайте подумаем, случайно ли штрихи этого портрета распределились в три колонки? На самом деле они иллюстрируют три признака, отражающих сущность «холодной войны»: Биполярность мира, гонка вооружений, военно-политические блоки. Давайте подведем итог урока. Что же такое «холодная война»? Х.В.- состояние противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США с их политическими партнерами, с другой. Продолжалось с 1946 г. по рубеж 90-х. получило название «холодной войны», поскольку в отличие от «горячих войн» осуществлялась экономическими, идеологическими и политическими методами. Домашнее задание
| Железный занавес Биполярность мира Речь Трумэна Доктрина Трумэна Политика сдерживания План Маршалла СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи) ГДР, ФРГ Карта «Европа во второй половине 20 века» Берлинская стена Корейская война Атомная бомба «ядерный взрыв» Гонка вооружений, «ядерная зима», Стратегический паритет Эмблема НАТО НАТО ОВД -Карибский кризис -Вьетнамский синдром -Пражская весна -Разрядка -Интернациональная помощь -СОИ «холодная война» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Приложение к уроку
Рабочий лист к уроку.
Тема: «Холодная война»: штрихи к портрету.
Эпиграф: «Война невероятна, мир невозможен». Реймон Арон
План урока:
Истоки «холодной войны» (1945-1947гг.)
Апогей «холодной войны» (1949-1953гг.)
Период партнерства и соперничества (1960-1980гг.)
Завершение «холодной войны» (рубеж 1990гг.)
«Холодная война»: послесловие…
- Речь Уинстона Черчилля была обнародована _________________ года, в городе _____________________.
Её суть заключается_________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Речь Гарри Трумэна была обнародована_________________года.
Она стала ______________ внешней политики государства.
План Маршалла это__________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Какая организация была создана 25.01.1949 года с целью объединения экономики социалистических стран, его прозвали «_________________
___________________________________________»
- Это событие считают апогеем «холодной войны»_________________
______________________________________________________________
Что символом?_________________________________________________
«Железный занавес» в Азии, что это такое?__________________________
______________________________________________________________
Какая организация была создана 4 апреля 1949 году? Что стало её символом?________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какой военный блок социалистических стран стал противовесом НАТО?
______________________________________________________________
Какие основные явления иллюстрируют сложный период (1960-1980 гг.)
_______________________________________________________________
Три признака отражающих сущность «холодной войны»:
________________________________________________________________
Что такое «холодная война»?_______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .
Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....
Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"
Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....
Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"
Урок расскрывает напрвления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японскойвойны, ее итоги и последствия. Показаны личности - участники события, а также тображение...
Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»
В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Кос...
урок истории 8 класс "Франко-прусская война"
Разработка урока по Новой истории для 8 класса. Данная разработка содержит подробный конспект урока, позволяющий актуализировать знания по истории Франции и Пруссии (исторический диктант в начал...
Конспект урока истории 8 класс тема: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.
Конспект урока истории 8 класс тема: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”....