Сценарий урока по теме «Начало заселения территории Карелии» (10 класс)
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Данный конспект урока был опубликован в журнале "Столичное образование" в 2011 году (№24).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_statya.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Е.П., учитель истории
и обществознания МОУ «Гимназия №37»
Сценарий урока по теме
«Начало заселения территории Карелии»
(10 класс)
Рабочая программа предмета «История Карелии» составлена на основе Примерной программы учебного предмета «История Карелии» (10-11 классы), разработанной специалистами ГОУ РК «ИПКРО». Преподавание предмета осуществляется по учебнику «История Карелии» (10-11 кл.) под редакцией М.И.Шумилова. Программа рассчитана на 70 учебных часов (1 час в неделю в 10 и 11 классах за счет часов национально-регионального компонента учебного плана гимназии).
Урок по теме «Начало заселения территории Карелии» преподается в начале курса (второй урок по счету). По типу – это урок изучения нового материала, проводится в форме лекции с элементами беседы, проблемных вопросов.
Материалы по истории родного края очень позитивно воспринимаются учащимися старшей школы. Обучающиеся уже владеют некоторыми знаниями по истории и культуре Карелии, полученными на уроках «Моя Карелия» в основной школе, через реализацию национально-регионального компонента на уроках «Мировой художественной культуры». Поэтому важно, опираясь на уже имеющиеся знания, дополнять и расширять их, а также формировать ценностные ориентации старшеклассников: уважения к традициям, истории, культуре республики; сохранения исторического и культурного наследия Карелии; осознания неповторимости и уникальности края.
При подготовке к уроку были использованы многочисленные дополнительные материалы из следующих источников:
1. Герман К.Э. Поселения с керамикой сперрингс Южного Заонежья // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. Вологда: Книжное наследие, 2007. — С. 53-60. Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/suda /kov/1_05.htm
2. Жульников А.М.. Спиридонов А.М. Древности Петрозаводска. Петрозаводск, 2003.
3. История Карелии. Учебник для 10-11 кл. Петрозаводск, 2008.
4. Савватеев А.Ю. Вечные письмена. Петрозаводск, 2007.
Так, все наглядные материалы, представленные в презентации, (фото, рисунки) взяты из вышеперечисленных работ известных карельских ученых – археологов, историков. Из работы А.Ю.Савватева был извлечен дополнительный материал по истории изучения Оленеостровского могильника и петроглифов на территории Карелии.
Материалы урока могут быть полезны учителям истории, МХК, преподавателям предмета «Моя Карелия», «Край, в котором я живу», элективных курсов по истории родного края.
Задачи:
- изучить особенности заселения территории Карелии в эпоху мезолита и неолита;
- развивать умения выделять особенности исторических объектов родного края;
- воспитывать эмоционально-ценностное, позитивное отношение к родному краю, патриотизм, чувство ответственности за сохранение исторических памятников на территории Карелии.
Оборудование: учебник «История Карелии» (для 10-11 кл.), презентация к уроку с наглядными материалами, карта Карелии.
План урока:
- Первые поселения людей в эпоху мезолита.
- Памятники эпохи мезолита.
- Оленеостровский могильник.
- Неолит: керамика и петроглифы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Вспомним, с помощью какой исторической науки мы можем изучать жизнь древних людей? Почему? (археология)
- Первые поселения людей в эпоху мезолита
Во время последнего большого обледенения, продолжавшегося несколько десятков тысячелетий, ледник толщиной до 2 км покрывал всю территорию европейского Севера, в том числе и Карелию. Постепенно к VII тыс. до н.э. ледник полностью растаял. На его месте образовались современные озера, потекли реки, а суша покрылась лесом. На территорию края пришли звери, птицы, рыбы.
Вслед за ними, в VII тыс. до н.э. с юга пришли первобытные люди. Они начали селиться возле воды и лесов, то есть там, где имелось достаточно рыбы, животных и растительных источников питания.
Какие основные занятия были у первопоселенцев в Карелии?
Основные занятия: охота; рыбалка; собирательство.
С тех пор остались многочисленные памятники:
- места стоянок;
- орудия охоты и рыбной ловли;
- посуда;
- украшения;
- могильники;
- наскальные изображения.
- Памятники эпохи мезолита (среднекаменный век)
VII – нач. V тыс. до н.э.
Наибольшее число памятников выявлено (около 400):
- на берегах и островах Онежского озера;
- Водлозере;
- на реке Кемь;
- озере Куйто;
- в окрестностях Костомукши.
Памятники:
- долговременные (не более 30 человек) и кратковременные стоянки (для чего?);
- орудия труда, наконечники для стрел, ножи и др. (из какого материала? камня; на юге кремния);
- могильники.
3. Оленеостровский могильник.
Расположен на острове Южный Олений на Онежском озере, недалеко от Кижских шхер.
177 погребений мужчин, женщин и детей, инвентарь, ритуальные вещи – предметы из камня и кости (в т.ч. ожерелья и фигурки)
Герасимов М.М. воссоздал по костям облик первобытного человека: европеоидной расы с примесью монголоидной.
- Неолит: керамика и петроглифы.
Новокаменный век (V – пер. пол. III тыс. до н.э.)
Появляется керамика – посуда из обожженной глины.
Зачем нужны были большие горшки? (хранение пищи)
Культуры эпохи неолита:
- сперрингс (по названию финского селения, но большинство памятников в Карелии)
Особенности: подвижный образ жизни охотников и рыболовов – на запад, достигли территории нынешней Финляндии.
- ямочно-гребенчатая керамика (во многих регионах России и Украины)
Особенности: культурное единство неолитического населения, связи
- гребенчато-ямочная керамика
В нач. III в. до н.э. вновь похолодание климата.
В Карелии вновь появились долговременные поселения (теплые бревенчатые полуземлянки).
Петроглифы – памятник эпохи неолита.
Более 3 тыс. фигур на Пудожском берегу Онежского озера и в низовьях Выга на Белом море.
Что, как правило, отражали в наскальных рисунках древние люди?
А.М.Линевский «Листы каменной книги»
Ученые: петроглифы – долговременные племенные святилища.
Изображения выбивались на береговых скалах.
Как вы думаете почему? (общая граница трех сред – земля, вода и воздух)
Какое животное чаще других встречается на наскальных рисунках Карелии? Почему? (лебедь, на него нет охоты, возможно тотем)
Почему важно сберечь петроглифы Карелии?
III. Закрепление материала
Когда в Карелии появились первобытные люди?
Откуда они пришли?
Где селился древний человек?
Основные занятия древних людей?
Какие памятники эпохи мезолита ученые находят в Карелии? И где?
Самый известный могильник Карелии?
Назовите археологические культуры эпохи неолита и их особенности.
Значимые памятники эпохи неолита?
IV. Рефлексия
На доске записаны фразы:
- сегодня я узнал…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я научился...
- у меня получилось …
- я попробую…
- мне захотелось…
Учащимся предлагается оценить свою познавательную активность на уроке, эффективность работы класса.
Д/з §1
Литература:
1. Герман К.Э. Поселения с керамикой сперрингс Южного Заонежья // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. Вологда: Книжное наследие, 2007. — С. 53-60. Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/suda /kov/1_05.htm
2. Жульников А.М.. Спиридонов А.М. Древности Петрозаводска. Петрозаводск, 2003.
3. История Карелии. Учебник для 10-11 кл. Петрозаводск, 2008.
4. Савватеев А.Ю. Вечные письмена. Петрозаводск, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме " Начало правления Ивана IV"
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем материала. Моя задача – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого необход...
Урок по теме "Начало Реформации в Европе"
Материал содержит разработку урока по обозначенной теме...
Открытый урок по теме: "Начало Великой Отечественной войны" 9 классс
Урок- объяснение нового материала с элементами лекции, сопровождается презентацией.В ходе урока используется: проверка домашнего задания- работа с датами, терминами, развернутый ответ на поставленный ...
Презентация к уроку "Начало заселения территории Карелии (10 класс)
Презентация является наглядным приложением к уроку по истории Карелии "Начало засления территории Карелии" (10 класс)....
Конспект урока по теме: Начала тригонометрии.
Данный урок позволяет в доступной форме изучит материал, который традиционно считается трудным для обучающихся....
Учебно-методическая разработка урока по теме: "Начало Великой Отечественной войны"
Урок предназачен для учащихся 9-х классов. В нем характеризуется начальный период Великой отечественной войны,приводятся примеры мужества и героизма советских воинов,анализируются мероприятия,которые ...
Конспект урока по истории на тему "Начало раздробления Древнерусского Государства" в 6 классе
Урок на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства"...