Сценарий урока по теме «Начало заселения территории Карелии» (10 класс)
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Смирнова Елена Петровна

Данный конспект урока был опубликован в журнале "Столичное образование" в 2011 году (№24).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirnova_statya.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Е.П., учитель истории

и обществознания МОУ «Гимназия №37»

Сценарий урока по теме

«Начало заселения территории Карелии»

(10 класс)

Рабочая программа предмета «История Карелии» составлена на основе Примерной программы учебного предмета «История Карелии» (10-11 классы), разработанной специалистами ГОУ РК «ИПКРО». Преподавание предмета осуществляется по учебнику «История Карелии» (10-11 кл.)  под редакцией М.И.Шумилова. Программа рассчитана на 70 учебных часов (1 час в неделю в 10 и 11 классах за счет часов национально-регионального компонента учебного плана гимназии).

Урок по теме «Начало заселения территории Карелии» преподается в начале курса (второй урок по счету). По типу – это урок изучения нового материала, проводится в форме лекции с элементами беседы, проблемных вопросов.

Материалы по истории родного края очень позитивно воспринимаются учащимися старшей школы. Обучающиеся уже владеют некоторыми знаниями по истории и культуре Карелии, полученными на уроках «Моя Карелия» в основной школе, через реализацию национально-регионального компонента на уроках «Мировой художественной культуры». Поэтому важно, опираясь на уже имеющиеся знания, дополнять и расширять их, а также формировать ценностные ориентации старшеклассников: уважения к традициям, истории, культуре республики; сохранения исторического и культурного наследия Карелии; осознания неповторимости и уникальности края.

При подготовке к уроку были использованы многочисленные дополнительные материалы из следующих источников:

1. Герман К.Э. Поселения с керамикой сперрингс Южного Заонежья // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. Вологда: Книжное наследие, 2007. — С. 53-60. Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/suda /kov/1_05.htm

2. Жульников А.М.. Спиридонов А.М. Древности Петрозаводска. Петрозаводск, 2003.

3. История Карелии. Учебник для 10-11 кл. Петрозаводск, 2008.

4. Савватеев А.Ю. Вечные письмена. Петрозаводск, 2007.

Так, все наглядные материалы, представленные в презентации, (фото, рисунки) взяты из вышеперечисленных работ известных карельских ученых – археологов, историков. Из работы А.Ю.Савватева был извлечен дополнительный материал по истории изучения Оленеостровского могильника и петроглифов на территории Карелии.

Материалы урока могут быть полезны учителям истории, МХК, преподавателям предмета «Моя Карелия», «Край, в котором я живу», элективных курсов по истории родного края.

Задачи:

  1. изучить особенности заселения территории Карелии в эпоху мезолита и неолита;
  2. развивать умения выделять особенности исторических объектов родного края;
  3. воспитывать эмоционально-ценностное, позитивное отношение к родному краю, патриотизм, чувство ответственности за сохранение исторических памятников на территории Карелии.

Оборудование: учебник «История Карелии» (для 10-11 кл.), презентация к уроку с наглядными материалами, карта Карелии.

План урока:

  1. Первые поселения людей в эпоху мезолита.
  2. Памятники эпохи мезолита.
  3. Оленеостровский могильник.
  4. Неолит: керамика и петроглифы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Вспомним, с помощью какой исторической науки мы можем изучать жизнь древних людей? Почему? (археология)

  1. Первые поселения людей в эпоху мезолита

Во время последнего большого обледенения, продолжавшегося несколько десятков тысячелетий, ледник толщиной до 2 км покрывал всю территорию европейского Севера, в том числе и Карелию. Постепенно к VII тыс. до н.э. ледник полностью растаял. На его месте образовались современные озера, потекли реки, а суша покрылась лесом. На территорию края пришли звери, птицы, рыбы.

Вслед за ними, в VII тыс. до н.э. с юга пришли первобытные люди. Они начали селиться возле воды и лесов, то есть там, где имелось достаточно рыбы, животных и растительных источников питания.

Какие основные занятия были у первопоселенцев в Карелии?

Основные занятия: охота; рыбалка; собирательство.

С тех пор остались многочисленные памятники:

- места стоянок;

- орудия охоты и рыбной ловли;

- посуда;

- украшения;

- могильники;

- наскальные изображения.

  1. Памятники эпохи мезолита (среднекаменный век)

VII – нач. V тыс. до н.э.

Наибольшее число памятников выявлено (около 400):

- на берегах и островах Онежского озера;

- Водлозере;

- на реке Кемь;

- озере Куйто;

- в окрестностях Костомукши.

Памятники:

- долговременные (не более 30 человек) и кратковременные стоянки (для чего?);

- орудия труда, наконечники для стрел, ножи и др. (из какого материала? камня; на юге кремния);

- могильники.

3. Оленеостровский могильник.

Расположен на острове Южный Олений на Онежском озере, недалеко от Кижских шхер.

177 погребений мужчин, женщин и детей, инвентарь, ритуальные вещи – предметы из камня и кости (в т.ч. ожерелья и фигурки)

Герасимов М.М. воссоздал по костям облик первобытного человека: европеоидной расы с примесью монголоидной.

  1. Неолит: керамика и петроглифы.

Новокаменный век (V – пер. пол. III тыс. до н.э.)

Появляется керамика – посуда из обожженной глины.

Зачем нужны были большие горшки? (хранение пищи)

Культуры эпохи неолита:

- сперрингс (по названию финского селения, но большинство памятников в Карелии)

Особенности: подвижный образ жизни охотников и рыболовов – на запад, достигли территории нынешней Финляндии.

- ямочно-гребенчатая керамика (во многих регионах России и Украины)

Особенности: культурное единство неолитического населения, связи

- гребенчато-ямочная керамика

В нач. III в. до н.э. вновь похолодание климата.

В Карелии вновь появились долговременные поселения (теплые бревенчатые полуземлянки).

Петроглифы – памятник эпохи неолита.

Более 3 тыс. фигур на Пудожском берегу Онежского озера и в низовьях Выга на Белом море.

Что, как правило, отражали в наскальных рисунках древние люди?

А.М.Линевский «Листы каменной книги»

Ученые: петроглифы – долговременные племенные святилища.

Изображения выбивались на береговых скалах.

Как вы думаете почему? (общая граница трех сред – земля, вода и воздух)

Какое животное чаще других встречается на наскальных рисунках Карелии? Почему? (лебедь, на него нет охоты, возможно тотем)

Почему важно сберечь петроглифы Карелии?

III. Закрепление материала

Когда в Карелии появились первобытные люди?

Откуда они пришли?

Где селился древний человек?

Основные занятия древних людей?

Какие памятники эпохи мезолита ученые находят в Карелии? И где?

Самый известный могильник Карелии?

Назовите археологические культуры эпохи неолита и их особенности.

Значимые памятники эпохи неолита?

IV. Рефлексия

На доске записаны фразы:

  1. сегодня я узнал… 
  2. я понял, что… 
  3. теперь я могу… 
  4. я почувствовал, что… 
  5. я научился... 
  6. у меня получилось … 
  7. я попробую… 
  8. мне захотелось… 

Учащимся предлагается оценить свою познавательную активность на уроке, эффективность работы класса.

Д/з §1

Литература:

1. Герман К.Э. Поселения с керамикой сперрингс Южного Заонежья // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. Вологда: Книжное наследие, 2007. — С. 53-60. Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/suda /kov/1_05.htm

2. Жульников А.М.. Спиридонов А.М. Древности Петрозаводска. Петрозаводск, 2003.

3. История Карелии. Учебник для 10-11 кл. Петрозаводск, 2008.

4. Савватеев А.Ю. Вечные письмена. Петрозаводск, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме " Начало правления Ивана IV"

Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем материала. Моя задача – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого необход...

Урок по теме "Начало Реформации в Европе"

Материал содержит разработку урока по обозначенной теме...

Открытый урок по теме: "Начало Великой Отечественной войны" 9 классс

Урок- объяснение нового материала с элементами лекции, сопровождается презентацией.В ходе урока используется: проверка домашнего задания- работа с датами, терминами, развернутый ответ на поставленный ...

Презентация к уроку "Начало заселения территории Карелии (10 класс)

Презентация является наглядным приложением к уроку по истории Карелии "Начало засления территории Карелии" (10 класс)....

Конспект урока по теме: Начала тригонометрии.

Данный урок позволяет в доступной форме изучит материал, который традиционно считается трудным для обучающихся....

Учебно-методическая разработка урока по теме: "Начало Великой Отечественной войны"

Урок предназачен для учащихся 9-х классов. В нем характеризуется начальный период Великой отечественной войны,приводятся примеры мужества и героизма советских воинов,анализируются мероприятия,которые ...

Конспект урока по истории на тему "Начало раздробления Древнерусского Государства" в 6 классе

Урок на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства"...