Урок по теме "Начало Реформации в Европе"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Материал содержит разработку урока по обозначенной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reformaciya_urok.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Начало Реформации в Европе.
Обновление христианства.
Опрос
- что такое Возрождение?
(переворот в науке и искусстве, в представлениях людей о мире)
- кого мы называем гуманистами?
(деятели культуры и науки эпохи Возрождения, сторонники светского не церковного взгляда на мир)
- почему их так называют?
(вера в силы и способности человека, внимание к человеку и его делам)
4. Проверка таблицы «Основные научные идей способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество»
Введение
К 16 веку в различных областях жизни общества (и в экономике, и в политике и в духовной жизни) произошли грандиозные изменения. Появился человек с новыми ценностями:
образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду,
который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения происходящие в сознании людей не могли не коснуться и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе индивидуального общения с Богом, вылилось в Реформацию.
Учащиеся записывают тему урока, изучают план.
Начало Реформации в Европе.
Обновление христианства.
- Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
- Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию
- Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
- Народная Реформация и крестьянская война
- «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.
Знакомство с проблемными заданиями:
- Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?
- Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцениваете значение этого мира для Германии?
- Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам , горожанам и крестьянам.
Ответ на это вопросы вам предстоит дать в конце урока.
I. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей
(записать в тетрадь)
Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания.
Реформация – движение за переустройство церкви.
(записать в тетрадь)
Причины Реформации:
- потребность верующих в духовном обновлении
Под влиянием идей гуманистов менялось сознание людей.
Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.
Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.
Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.
- сбор десятины
? что такое десятина?
Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.
Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.
- торговля индульгенциями
? что такое индульгенция
Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души.
- вмешательство духовенства в вопросы светской жизни
- гонения церкви на науку
(Вспомните судьбу Джордано Бруно- сожжен на костре, Галилей – отречен от церкви)
Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы - вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.
Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела ( также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.
Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии.
II. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию
В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь
толчок, чтобы началась открытая борьба. Эти толчком стала
торговля индульгенциями.
? С чем было связано оживление торговли индульгенциями?
( с развитием рыночных отношений)
В 1517 году против продажи индульгенций выступил ученый
монах Мартин Лютер. Лютер окончил городскую школу,
затем изучал право. Стал основателем университета в
Виттенберге. Был профессором богословия.
На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил
обращение к верующим, ученым и духовенству «95 тезисов»
- осудил торговлю индульгенциями
- церковь не может быть посредником между человеком и богом
- предложил не посылать денег в Рим и призвал к борьбе против папы римского. Церковь может обойтись без папы.
Папа Римский обвинил Мартина Лютера в ереси и предал проклятию. Народ стоял на стороне Лютера, что придавало ему силы и он сжег папскую грамоту. Тогда император
Священной Римской империи КарлV (он же являлся испанским королем) вызвал Лютера на съезд князей в Вормсе. Лютера не удалось заставить отречься от своих взглядов, а попытка арестовать Лютера провалилась: на его защиту встали рыцари. Это стало началом реформации. На сторону Мартина Лютера встали горожане, крестьяне, рыцари, князья.
Лютер укрылся в замке саксонского князя, где жил под именем рыцаря Георга. Пока он жил в замке началось нисповержение католицизма.
III. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
Основной вопрос «как достичь спасения души?»
Мартин Лютер осуждал отпущение грехов за плату, а также отвергал учение о возможности спасения души лишь при посредничестве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует божий глас – это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несет за них ответственность. Таким образом, в отличие от учения катол. церкви о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего – это его индивидуальное дело.
- человек спасется только верой
- вера обретается только через милость божью и не зависит ни от каких заслуг человека
- единственный авторитет в делах веры – Священное писание
- священники должны растолковывать Библию
должность священников – выборная
- не признавалось монашество
- церковь не должна владеть землями
- удешевление церковных обрядов (внутреннее убранство,
богатые церковные одежды, пышные обряды)
- церковь должна подчиняться не папе, а светским владыкам
- богослужение на родном языке
Может быть использован материал учебника стр.94 Прочитать и выделить основные положения учения Мартина Лютера
Церковь, основанная на учении Лютера стали называть лютеранской (записать в тетрадь)
IV. Народная Реформация и крестьянская война
Реформация в Германии проходило в форме крестьянской войны
(1524-1526)
Вождь народной Реформации – Томас Мюнцер
Причины:
- рост цен (обесценивание денег- последствие Великих географических открытий)
- дворяне и князья начинают захват общинных земель и сокращать крестьянские наделы
- увеличение барщины и оброка (развитие ТДО)
Программный документ: «12 статей» (требования)
- право выбирать священника
- отмена зависимости крестьян
- сократить барщину
- отменить второстепенные повинности
- возвратить общинные земли
- установить справедливую арендную плату
Начало крест. войны: лето 1524 года
1525 год почти вся Германия охвачена
крест. движением
Формы борьбы:
- сжигали документы с записями повинностей
- громили монастыри и замки
- делили господский скот
- возвращали общинные земли
Количество участников: около 40 тыс. чел
Место: смотри карта стр.96 (юго-запад страны)
Итог: 1. дворяне разбили крестьянские отряды поодиночке
2. Мюнцер казнен
3. Уничтожено 100 тыс. человек
V. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.
После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря:
- часть князей напуганная крестьянским движением и считавшая ее причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму
- часть князей начала захват монастырских земель
Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант.
Протестанты – сторонники реформации церкви.
(записать в тетрадь)
В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами 30-40 годы 16 века.
В войну включается Карл V, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков и протестантов и им удалось разбить войска Карла. Император чуть было не попал в плен и в 1555 году поспешил заключить Аугсбургский мир между князьями:
1. католичество и протестантство признавалось равноправными
2. глава церкви -князь
3. подданный должен был исповедовать ту же религию, что и князь (чья страна , того и вера)
4.пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе
5. отменены пышные службы(убраны скульптуры, упразднены иконы)- церковь стала дешевой
Проверка проблемного задания
Записать домашнее задание параграф 11
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.
Тема урока. План урока. Возможная личностно важная проблема. | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.
Возможная личностно важная проблема: Понимание того, что не бывает вечных и неизменных теорий и учений, что популярность светского или религиозного учения зависит от его актуальности. |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся понимают, что причинами Реформации явились процессы, связанные с разрушением традиционного европейского общества: изменения в сознании людей, постепенное превращение европейского человека в индивидуальность и кризис в связи с этим католической церкви; усваивают основные положения Мартина Лютера о «спасении верой» и устройстве лютеранской церкви, знакомятся с основными требованиями различных слоев населения, принявших участие в Реформации. |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий:
Форма урока: комбинированный урок. Приемы деятельности учителя: объяснение учителя, сюжетный рассказ, организация лабораторной работы На уроке используются внутрикурсовые связи (Возрождение, Великие географические открытия, научные открытия и др.) |
Развитие умений учащихся | Учащиеся учатся переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать, анализировать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания, делать выводы |
Основные понятия и термины | Реформация, революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант |
Источники информации | Учебник параграф 11 Карта «Реформация в Европе» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Реформация в Европе"- интерактивный - контрольный урок - повторение в 7 классе.
Данный урок проводится в форме групповой работы, когда класс делится на группы , выполняющие одинаковые задания по алгоритму. Цель урока - проверка знаний учащихся по теме через совместную деятельност...
Урок на тему:Реформация в Европе
Данный материал включает в себя разработку урока и презентацию к уроку ,также приложением является тест,который можно дать ,как проверка домашнего задания на следущий урок....
презентация к урокам по теме"Реформация в Европе". курс истории нового времени 7 класс
в данной презентации рассматриваются причины появления революции в умах людей-Реформации, рассматриваются особенности этого процесса в Германии, Щвейцарии,Франции и Англии. Указаны основные персоналии...
План-конспект урока "Начало Реформации в Европе. Обновление христианства" по Всеобщей истории
К план-конспекту прилагается презентация Power Point....
Технологическая карта открытого урока "Начало Реформации в Европе"
Ступени мастерства Технологическая карта Открытого урока "Начяало Реформации в Европе"...
Ступени мастерства Презентация к уроку Начало Реформации в Европе часть№1
Ступени мастерства Прещентация Начало Реформации в Европе Часть№1...
Презентация урока по теме: "Реформация. Распространение Реформации в Европе".
Презентация открытого урока по теме: "Реформация. Распространение Реформации В Европе", проведенной для 7 класса....