Открытый урок по теме: "Начало Великой Отечественной войны" 9 классс
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Урок- объяснение нового материала с элементами лекции, сопровождается презентацией.
В ходе урока используется: проверка домашнего задания- работа с датами, терминами, развернутый ответ на поставленный вопрос;
объяснение нового материала, в котором присутствуют элементы самостоятельной работы учащихся с учебником, работа с тетрадью ( выписать основные дати и понятия), фронтальный опрос, как способ закрепления изученного материала. Для подготовки урока использованы: учебник " История России20 век" А.А. данилов, Л.Г.Косулина, М. Ю. Брандт, " Просвещение", 2008г., энциклопедия для детей " История России 20 век" " Аванта" 1999 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalo_velikoy_otechestvennoy_voyny.odt | 18.25 КБ |
nachalo_velikoy_otechestvennoy_voyny.pptx | 710.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-объяснение нового материала по теме:
Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
история 9 класс.
Цели:
- Дать характеристику государства накануне войны;
- Оценить внешнеполитические действия советского руководства;
- Отметить роль предвоенных пятилеток в создании экономической базы для обеспечения обороноспособности страны;
- Дать характеристику событий начала войны, подвести к пониманию причин поражений Красной Армии в начале ВОВ;
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
- Совершенствовать навык работы над основными понятиями , историческими терминами, исторической картой.
Оборудование: карта Вторая Мировая война: боевые действия на территории СССР, презентация « Начало Великой Отечественной войны»
Оформление доски:
Основные понятия: пакт, агрессия, денонсация, эшелонированный, Вермахт, блицкриг, «Тайфун» | Число тема План урока: 1 2 3 | Даты: |
Ход урока:
- Орг. Момент:
- Сообщение темы и целей урока:
- Проверка домашнего задания:
1. Терминологическая разминка:
очаг войны, антикоминтерновский пакт, умиротворение агрессора,театр военных действий, геноцид.
2.Работа с датами:( учитель называет дату- дети событие и наоборот)
- март 1938г.- аншлюс Австрии со стороны Германии,
сентябрь 1938г.- Мюнхенский сговор,
1.09.1939г.- нападение Германии на Польшу ( начало Второй Мировой войны),
июнь 1940г.- поражение Франции,
7.12.1941г.- атака японской авиации на бухту Пёрл-Харбор,
1942-1943г.- коренной перелом в ходе Второй Мировой войны,
апрель- май 1945г.- Берлинская операция.
- Опишите периодизацию Второй Мировой войны.
-Подготовка учащихся к восприятию нового материала:
- Давайте вспомним, какие цели преследовал Гитлер, готовясь развязать войну против СССР;
- Существует мнение, что Сталин сам готовился нанести удар по Германии. Насколько, по вашему мнению, это было реально для СССР начала 40-х годов?
-Новый материал: (см. презентацию)
( в ходе объяснения материала учащиеся должны делать пометки в тетради и выписывать даты).
( Слайд 1- план урока)
План:
1.Советско-германские отношения
2.Расширение территории СССР
- Готовность СССР к войне
- Военные действия 1941 года
-Объяснение нового материала:
1.
Давайте еще раз вспомним, какой режим установился в Германии 1933 году?
Итак, нацисты во главе с Гитлером объявили, что не собираются выполнять статьи Версальского договора в военной области, тогда СССР заключает договор с Францией о взаимопомощи, а через некоторое время советско- чехословакский договор, имеющий оговорку, что « условия взаимопомощи будут выполняться, если помощь жертве будет оказана со стороны Франции».
В марте 1938 года Германия захватила Австрию, следующей должна была стать Чехословакия. СССР объявил, что помощь будет оказана, даже без содействия Франции. Чехословакия ожидала помощи, но в сентябре1938 года Англия и Франция встретились с Германией и Италией в Мюнхене, где было принято решение о расчленении Чехословакии и передаче её пограничных районов Германии-( Мюнхенский сговор).
Весной 1939 года Германия оккупировала всю страну. СССР не мог прийти на помощь Праге без согласия Варшавы. После неудачных действий в вопросе Чехословакии, начинается постепенное сближение Советского Союза с Германией.
В этот период времени Сталин Сосредоточил все внимание на внешней политике и показал себя изощренным и коварным дипломатом. Суть его замыслов сводилась к тому, чтобы втравить Германию в войну с Францией и Англией, а потом, когда они достаточно ослабнут, двинуть в Европу многочисленную армию и разжечь пожар мировой революции.
Летом 1939 года Германия готовилась к нападению на Польшу.
11 августа- в Москве начались переговоры о заключении военного союза между Англией, Францией и СССР. Переговоры зашли в тупик, но Сталин умело использовал этот факт для давления на Гитлера, чтобы заключить с ним сделку на более выгодных условиях.
19 августа Сталин доложил о своих планах на Политбюро, а 21 августа Москва объявила о намерении принять министра иностранных дел Германии- Иоаххима фон Риббентропа.
(! интересный факт: самолет Риббентропа был обстрелян и поврежден советскими войсками ПВО, которых не успели предупредить, но в Берлине на это закрыли глаза, настолько важным было подписать соглашение с СССР.
23 августа 1939 года Риббентропом и Молотовым подписан « Пакт о ненападении», сроком на 10 лет, и секретный протокол о разграничении « сфер интересов»:
Германия- Западная Польша, Литва;
СССР- Латвия Эстония,Финляндия Бессарабия и районы восточной Польши ( Зап. Украина, Зап Белоруссия).
Обезопасив себя от Советов, Германия напала на Польшу 1 сентября 1939 года- Началась 2 Мировая война.
2.
Соглашение, подписанное в Москве, не предусматривало ввода советских войск на территории стран, оказавшихся в сфере интересов СССР. Однако 17 сентября 1939 Красная Армия вступила в Польшу под предлогом « оказания украинским и белорусским братьям по крови помощи».
В ноябре 1939 года СССР аннексировал Латвию, Литву, Эстонию, которые стали Советскими республиками.
В июне 1940 года на территории Румынской Бессарабии была образована Молдавская ССР.
Все эти действия предпринимались Москвой с целью создания « защитного пояса», который позволил бы обезопасить территории государства от возможного нападения немцев. Кроме того территория государства увеличилась на 200 тыс. км. кв., а население на 12 млн. человек.
По подписанному секретному протоколу» Финляндия тоже оказалась в « сфере интересов» СССР.
- Как развиваются события в отношениях с Этим государством в период ноябрь 1939-март 1940? Прочитать самостоятельно стр.196-197.
1. Почему СССР был заинтересован в перенесении границ?
2. Что такое денонсация? Как вы понимаете « эшелонированная» система укреплений?
3.Почему Советский Союз был исключен из Лиги Наций?
4. Победой какого гос-ва закончились события « зимней войны»?
5. На каких условиях был подписан мирный договор с Финляндией?
6. Какие недостатки Красной Армии были выявлены в ходе этой войны?
3.
Итак, мы пришли к выводу, что « зимняя война» выявила недостатки армии, но все же Сталин готовился к вступлению в европейскую войну. Выпуск мирной продукции резко сократился. Зато разрабатываются и немедленно запускаются в производство разнообразные образцы военной техники: истребители Лавочкина и Яковлева, штурмовик Илюшина, пикирующий бомбардировщик Петлякова; легкие танки БТ, средние Т-34, тяжелые КВ.
Растет и численность армии.
Из Германии поступали сообщения о готовящемся нападении, разведчик Рихард Зорге называл и сроки нападения, но Сталин считал что это может произойти не раньше 1942 года, поэтому приказ о приведении войск приграничных округов в боевую готовность был дан лишь в ночь на 22 июня 1941 года. В войска эта директива поступила тогда, когда немецкая авиация бомбила советские города.
22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны, германская армия обрушилась на советскую землю.
В тот же день объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение в зап. районах страны.23 июня образована Ставка Главного командования: Сталин, Молотов, Тимошенко, Будённый, Ворошилов, Шапошников, Жуков.
По численности обе армии имели примерно одинаковое количество дивизий и единиц техники.
Военные действия ведуться Германией в соответствии плану « Барбаросса»- «молниеносная война» на трех направлениях « Север», « Центр», « Юг»
Уже через три недели враг продвинулся в глубь государства на 350- 600км, оказались разгромлены все силы первого эшелона Красной Армии. Однако и со стороны врага были значительные потери людей и техники.
Несмотря на всю трагичность ситуации, Красная Армия смогла не только выстоять но и собрать все силы для перехода в контрнаступление на московском направлении.
- прочитать стр.202-205.
- Что такое « Тайфун»? Когда началось генеральное наступление немцев на Москву?
- Как проходила Московская битва?
- Когда началось контрнаступление Советских войск?
- Какое значение имела победа под Москвой?
- Какая судьба ожидала город Ленинград в случае захвата немцами?
- Что такое Дорога жизни?
- В каком году блокада Ленинграда была снята?
- Почему немцам не удалось захватить Ленинград?
Домашнее задание:
-Подготовить рассказ о Московском сражении и защите Ленинграда
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План Советско-германские отношения Расширение территории СССР Готовность СССР к войне Военные действия 1941 года
Краткое описание событий в Европе Март 1938г.-аннексия Австрии со стороны Германии; Сентябрь 1938г.- « Мюнхенский сговор»( расчленение Чехословакии); Весна 1938г.- Оккупация Чехословакии; 11 августа 1939го- переговоры между СССР, Англией и Францией;
«Пакт о ненападении»
Предложение СССР взаимного обмена территориями; Отказ Финляндии; Денонсация договора о ненападении; Ноябрь 1939- февраль «1940г.- боевые действия Территориальные претензии СССР к Финляндии удовлетворены «Зимняя война»
Основные виды вооружения начала Великой Отечественной войны истребители Лавочкина и Яковлева, штурмовик Илюшина, пикирующий бомбардировщик Петлякова ; легкие танки БТ, средние Т-34, тяжелые КВ
истребитель Т-34
Пикирующий Бомбардировщик Петлякова ИС-2
22 июня 1941 года 4 часа утра- начало Великой Отечественной войны
Силы сторон
Битва за Москву
Оборона Ленинграда
Домашнее задание: п.28-29; подготовить рассказы о битве за Москву и обороне Ленинграда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие «Чтобы помнили» посвященное Великой Отечественной войне.
Патриотическое воспитанию учащихся. Урок посвящен 70 - летию Великой Отечественной войне. Урок воспоминание с презентацией. ...
Учебно-методическая разработка урока по теме: "Начало Великой Отечественной войны"
Урок предназачен для учащихся 9-х классов. В нем характеризуется начальный период Великой отечественной войны,приводятся примеры мужества и героизма советских воинов,анализируются мероприятия,которые ...
конспект урока по теме "Начало Великой Отечественной войны".
Конспект урока по теме "Начало Великой Отечественной войны" для 9 класса по учебнику А.А.Данилова с опорным конспектом для учащихся и презентацией....
Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"
Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...
Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"
Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...
Урок по теме "Начало Великой Отечественной войны"
Сценарий урока по теме "Начало Великой Отечественной войны"...
Урок по теме "Начало Великорй Отечественной войны"
В данной публикации представлена разработа урока для обучающихся 10 класса "Начало Великой Отечественной войны". В разработке пресутствуют исторические документ, ссылки на видеофрагменты кот...