Семинар "Иван Грозный"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Иван Грозный и его время. От Руси к России: начало складывания российской империи в конце XVI века. Расширение государства на восток и юго-восток.

 

УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России «С древнейших времен до конца XVI в.», М. «Просвещение», 2010г.

Цель: Характеризовать развитие Российского государства в период правления Ивана Грозного, показать альтернативы, основные тенденции в правлении Ивана IV, складывание традиционного русского общества как основы российской цивилизации

Задачи:

- создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий времени Ивана Грозного;

- продолжить формирование умений  устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;

- воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semin._ivan_groznyy.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Иван Грозный и его время. От Руси к России: начало складывания российской империи в конце XVI века. Расширение государства на восток и юго-восток.

УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России «С древнейших времен до конца XVI в.», М. «Просвещение», 2010г.

Цель: Характеризовать развитие Российского государства в период правления Ивана Грозного, показать альтернативы, основные тенденции в правлении Ивана IV, складывание традиционного русского общества как основы российской цивилизации

Задачи:

- создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий времени Ивана Грозного;

- продолжить формирование умений  устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;

- воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.

Оборудование: доска, рабочие листы.

Тип урока: семинар 2 часа.

.

План

  1. Вторая половина XVIв. – время окончательного оформления традиционного русского общества, российской цивилизации.

Вспомните!  

Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Процесс  складывания российской цивилизации охватывает время от Андрея Боголюбского до Ивана Грозного.

?  Укажите последовательность и время их правления.

Традиционное русское общество, цивилизационные  основы, с учетом их своеобразия походили на (какую модель?) восточную цивилизацию. Для неё характерно:

- деспотическая система власти

- государь – собственник всей земли

- нет и зачатков представления о правах и свободах личности

- критика власти только юродивым

  1. Время Ивана Грозного – время складывания новой системы власти.

Вспомните!

- два этапа правления Ивана Грозного.

- Причины, сущность и последствия опричнины

50-егг.

Царь

Боярская дума            

                                                                                                       Земский собор

        Избранная рада

Опричнина - форсированная  централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок. Свою слабость власти пытаются компенсировать террором.  Создаётся аппарат репрессий. Террор направлен против всех, кто был носителем хотя бы некоторой самостоятельности, свободы.

Александровская слобода – символ социального договора Ивана Грозного с народом: государство заботится о народе, народ служит государству. Это момент окончательного выбора деспотии, самодержавия, закрепления формулы «Все холопы», в основе которой – сохранение государства как главной ценности. Постепенно складывается цепочка отношений:  см. схема№1

«Государь всея Руси» смотрели на государство как на свою «отчину».

Иван IV сформулировал один из ключевых принципов самодержавия:

«Жаловать есмя своих холопов вольны, а и казнить вольны же».

Задание учащимся

? Подумайте над мыслями российского философа Г.П.Федотова

«Византийский император, добровольно подчиняющийся своим собственным законам, гордился тем, что царствует над свободными». «Московский царь хотел царствовать над рабами и не чувствовал себя связанным законом» .С другой стороны, восточный деспот, не связанный законом, связан традицией, особенно религиозной… Иван Грозный и впоследствии Петр показали, как мало традиция ограничивает самовластие московского царя».

В эпохе Ивана Грозного историки ищут истоки кризиса нравственности. Она упала тогда, когда, как указывал С.М.Соловьев «водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего»

Защитник русской земли - «лютый царь» разорял русские города и села «пуще турецких басурманов».  Царь попирал обычай, традицию, христианские представления о справедливости и порядке.

?          Каковы причины, сущность и последствия опричнины.

Обратить внимание на:

- кризис власти, ослабление государства, угроза распада России

- кризис хозяйственный

- усиление возможностей  для установления крепостнических отношений. Конец XVI века – прикрепление крестьян к земле.

?  Вопрос учащимся: Согласились бы вы с оценкой времени Ивана Грозного как тупиковой модели общества и государства?

  1. Зарождение империи.

- завоевание Астраханского, Казанского ханств (значение, результат)

- Ливонская война

Во времена Ивана Грозного появляются новые явления в развитии государственности. Они связаны прежде всего с двумя внешнеполитическими событиями: взятием Казани и Астрахани (культурный и цивилизационный диалог с Востоком) и Ливонской войной (культурный и цивилизационный диалог с Западом). Решив проблемы на Востоке, Иван Грозный обратился на Запад. Соотношение сил было таково, что:

Европа

                                               Литва        -------------     Московия

Не могла воевать        могла воевать

Геополитические интересы России требовали незамерзающих морей. В начале войны соотношение сил было не в пользу Ливонского ордена, доживающего последние дни. Но вступление в войну Литвы, Польши и Швеции поставило русские войска в тяжелое положение.  Результатом войны явилось осознание факта технологического отставания России от стран Запада.

Противостояние – одна из форм культурного диалога. Происходит усвоение чужого опыта через конфликт.

  1. Проблема русской культуры.
  1. Идея самодержавия в культуре Московского царства ( теория Иосифа Волоцкого). Окончательное оформление постулата о неограниченности верховной власти.
  2. Самодержавие в иерархии ценностей культуры  Московского царства. Влияние государства на язык и символику русской культуры, соединение традиций древнерусской культуры и новаций итальянского Возрождения.
  3. Возрождение в архитектуре. Диалог культур в ансамбле Московского кремля. Архитектурные новации Успенского собора. Московский кремль – символическое воплощение идеи «Москва- Третий Рим». Шатровый храм как образ единства, независимости  и силы Московского царства.
  4. Развитие традиций иконописи А.Рублева в творчестве Дионисия. Особенности иконописи Дионисия.
  5. Особенности русской национальной традиционной культуры и базовых ценностей. Отношение к труду, собственности, богатству, семье.  

Таблица «Элементы традиционной русской культуры XVI века»

Культура России XVI века носила ярко выраженный традиционалистский характер. При решении конкретных государственных вопросов в Боярской думе в расчет принимались не столько обстоятельства дела, сколько исторические прецеденты, примеры из истории прошлого. Решающими аргументами в споре было то, что надо делать «по отчине» или «по обычаю». Изменение обычая представлялось разрушительным для государства.

Особенностью истории России было то, что традиционная культура сложилась здесь с опозданием по сравнению с Западной Европой.

- идеал «нищенства»

- покаяние: «хождение в народ», милостыня, дары

- грех обогащения

- бескомпромиссность

- коллективистские идеалы русского народа (преобладание внешнего контроля за поведением над внутренним, слабость личностного начала, внутреннего самоконтроля)

Вывод:

К концу XVI века:

1. Сформировалось русское традиционное общество

2. Сформировалась русская традиционная культура

3. Сложились основы российской цивилизации

См. схему №2

Анализ учащимися работы в ходе семинара.

Приложение № 1

Тест

  1. Найдите неверное утверждение.

В правление Ивана Грозного:

А) Московское государство сделало первые шаги на пути к созданию империи.

Б) Ещё сильнее, чем во времена монголо-татарского ига, Русь была повернута на Восток

В)  Первая попытка реформ в России закончилась неудачей

Г) Русь стала частью западной цивилизации

  1. К концу XVI века:

А) Оформилась российская цивилизация

Б) Русь была повернута на Запад

В) Начало формироваться «открытое» общество

Г) Началось оформление абсолютизма

  1. Найдите неверное утверждение.

К Концу XVI века произошло оформление:

А) Русского традиционного общества

Б) Российской цивилизации

В) Деспотической системы власти

Г) Российской империи

4. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

А) взятие Казани

Б) окончание Ливонской войны

В) поход Ермака в Сибирь

Г) присоединение Астраханского ханства

5.  Кому О.В. Ключевский дал характеристику:

«От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, человеческий ум. Но обстоятельства… рано испортили этот ум. Дали ему неестественное, болезненное развитие… в душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества… Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям»?

О каких обстоятельствах идет речь? Дайте подробное объяснение.

6.  Имена - А.Адашев, А.Курбский, И.Висковатый, М.Воротынский, Сильвестр

А) участники Ливонской войны

Б) известные опричники

В) члены Избранной Рады

Г)  противники реформ

7.  Охарактеризуйте государственный строй при Иване Грозном. Изобразите в схеме органы государственного устройства и основные слои населения.

  1. В честь взятия Казани русскими войсками Иван IV повелел построить московский храм:

А) Казанский собор

Б) собор Василия Блаженного

В) церковь Св. Георгия Победоносца

Г) церковь Св. Иоанна Предтечи

  1. Автор теории – «Москва – Третий Рим»?

А) Василий  III

Б) Иван Грозный

В) митрополит Макарий

       Г) монах Фелофей

Приложение № 2

Заполните таблицу «Внешняя политика Ивана Грозного»

Направление внешнеполитической деятельности

Намеченные цели

Конкретные события

Достигнутые результаты




























                                   

Приложение № 3

Рабочий лист

Подумайте над мыслями российского философа Г.П.Федотова:

« Византийский император, добровольно подчиняющийся своим собственным законам, гордился тем, что царствует над свободными».

«Московский царь хотел царствовать над рабами и не чувствовать себя связанным законом».

«С другой стороны, восточный деспот, не связанный законом, связан традицией, особенно религиозной… Иван IV и впоследствии Петр показали, как мало традиция ограничивает самовластие московского царя».

- Какой вывод можно сделать на основании документа?

По  работе в ходе семинара заполните оценочный лист.  

№ вопроса

Полностью раскрыт и обоснован

 ( +)

Частично раскрыт и не аргументирован

 (-)

Имеются вопросы

 ( напишите) или замечания

1



2



3



4



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку по истории "Иван Грозный"

Путешествие во времена Ивана Грозного. Полный обзор его правления. "Посланник Бога или раб дьявола"....

"Внешняя политика Ивана Грозного"

Презентация к уроку "Внешняя политика Ивана Грозного"предназначена для использования при изучениии Отечественной истории в 6 классе.Данная презентация является информационной поддержкой учи...

Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного

Порезентация к урокуц историии для 6 и 10 класса, содержит задания....

Многоликий Грозный

Урок - проект для учащихся 10 класса. Рассматривается правление Ивана Грозного. Иван Грозный - как его характеризуют историки, что пишут  о нем и о его правлении в литературе, как его изображаютв...

Иван Грозный

Презентация, подготовленная учащимися по теме "Правление Ивана Грозного"....

Правление Ивана Грозного(внутренняя политика)

Показать завершающую стадию образования русского государства; охарактеризовать государство доставшееся Ивану Грозному; сформировать представление о первом этапе его царствования и о реформах Изб...

Образ Ивана Грозного в литературе и живописи. Урок внеклассного чтения в 7 классе

Урок предполагает использование целого ряда художественных произведений: М.Ю. Лермонтов "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.М. Каразин "История госуда...