Семинар "Иван Грозный"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Иван Грозный и его время. От Руси к России: начало складывания российской империи в конце XVI века. Расширение государства на восток и юго-восток.
УМК(авторы): В.И. Буганов П.Н.Зырянов История России «С древнейших времен до конца XVI в.», М. «Просвещение», 2010г.
Цель: Характеризовать развитие Российского государства в период правления Ивана Грозного, показать альтернативы, основные тенденции в правлении Ивана IV, складывание традиционного русского общества как основы российской цивилизации
Задачи:
- создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий времени Ивана Грозного;
- продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;
- воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semin._ivan_groznyy.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Иван Грозный и его время. От Руси к России: начало складывания российской империи в конце XVI века. Расширение государства на восток и юго-восток.
УМК(авторы): В.И. Буганов П.Н.Зырянов История России «С древнейших времен до конца XVI в.», М. «Просвещение», 2010г.
Цель: Характеризовать развитие Российского государства в период правления Ивана Грозного, показать альтернативы, основные тенденции в правлении Ивана IV, складывание традиционного русского общества как основы российской цивилизации
Задачи:
- создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий времени Ивана Грозного;
- продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;
- воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.
Оборудование: доска, рабочие листы.
Тип урока: семинар 2 часа.
.
План
- Вторая половина XVIв. – время окончательного оформления традиционного русского общества, российской цивилизации.
Вспомните!
Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Процесс складывания российской цивилизации охватывает время от Андрея Боголюбского до Ивана Грозного.
? Укажите последовательность и время их правления.
Традиционное русское общество, цивилизационные основы, с учетом их своеобразия походили на (какую модель?) восточную цивилизацию. Для неё характерно:
- деспотическая система власти
- государь – собственник всей земли
- нет и зачатков представления о правах и свободах личности
- критика власти только юродивым
- Время Ивана Грозного – время складывания новой системы власти.
Вспомните!
- два этапа правления Ивана Грозного.
- Причины, сущность и последствия опричнины
50-егг.
Царь
Боярская дума
Земский собор
Избранная рада
Опричнина - форсированная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок. Свою слабость власти пытаются компенсировать террором. Создаётся аппарат репрессий. Террор направлен против всех, кто был носителем хотя бы некоторой самостоятельности, свободы.
Александровская слобода – символ социального договора Ивана Грозного с народом: государство заботится о народе, народ служит государству. Это момент окончательного выбора деспотии, самодержавия, закрепления формулы «Все холопы», в основе которой – сохранение государства как главной ценности. Постепенно складывается цепочка отношений: см. схема№1
«Государь всея Руси» смотрели на государство как на свою «отчину».
Иван IV сформулировал один из ключевых принципов самодержавия:
«Жаловать есмя своих холопов вольны, а и казнить вольны же».
Задание учащимся
? Подумайте над мыслями российского философа Г.П.Федотова
«Византийский император, добровольно подчиняющийся своим собственным законам, гордился тем, что царствует над свободными». «Московский царь хотел царствовать над рабами и не чувствовал себя связанным законом» .С другой стороны, восточный деспот, не связанный законом, связан традицией, особенно религиозной… Иван Грозный и впоследствии Петр показали, как мало традиция ограничивает самовластие московского царя».
В эпохе Ивана Грозного историки ищут истоки кризиса нравственности. Она упала тогда, когда, как указывал С.М.Соловьев «водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего»
Защитник русской земли - «лютый царь» разорял русские города и села «пуще турецких басурманов». Царь попирал обычай, традицию, христианские представления о справедливости и порядке.
? Каковы причины, сущность и последствия опричнины.
Обратить внимание на:
- кризис власти, ослабление государства, угроза распада России
- кризис хозяйственный
- усиление возможностей для установления крепостнических отношений. Конец XVI века – прикрепление крестьян к земле.
? Вопрос учащимся: Согласились бы вы с оценкой времени Ивана Грозного как тупиковой модели общества и государства?
- Зарождение империи.
- завоевание Астраханского, Казанского ханств (значение, результат)
- Ливонская война
Во времена Ивана Грозного появляются новые явления в развитии государственности. Они связаны прежде всего с двумя внешнеполитическими событиями: взятием Казани и Астрахани (культурный и цивилизационный диалог с Востоком) и Ливонской войной (культурный и цивилизационный диалог с Западом). Решив проблемы на Востоке, Иван Грозный обратился на Запад. Соотношение сил было таково, что:
Европа
Литва ------------- Московия
Не могла воевать могла воевать
Геополитические интересы России требовали незамерзающих морей. В начале войны соотношение сил было не в пользу Ливонского ордена, доживающего последние дни. Но вступление в войну Литвы, Польши и Швеции поставило русские войска в тяжелое положение. Результатом войны явилось осознание факта технологического отставания России от стран Запада.
Противостояние – одна из форм культурного диалога. Происходит усвоение чужого опыта через конфликт.
- Проблема русской культуры.
- Идея самодержавия в культуре Московского царства ( теория Иосифа Волоцкого). Окончательное оформление постулата о неограниченности верховной власти.
- Самодержавие в иерархии ценностей культуры Московского царства. Влияние государства на язык и символику русской культуры, соединение традиций древнерусской культуры и новаций итальянского Возрождения.
- Возрождение в архитектуре. Диалог культур в ансамбле Московского кремля. Архитектурные новации Успенского собора. Московский кремль – символическое воплощение идеи «Москва- Третий Рим». Шатровый храм как образ единства, независимости и силы Московского царства.
- Развитие традиций иконописи А.Рублева в творчестве Дионисия. Особенности иконописи Дионисия.
- Особенности русской национальной традиционной культуры и базовых ценностей. Отношение к труду, собственности, богатству, семье.
Таблица «Элементы традиционной русской культуры XVI века»
Культура России XVI века носила ярко выраженный традиционалистский характер. При решении конкретных государственных вопросов в Боярской думе в расчет принимались не столько обстоятельства дела, сколько исторические прецеденты, примеры из истории прошлого. Решающими аргументами в споре было то, что надо делать «по отчине» или «по обычаю». Изменение обычая представлялось разрушительным для государства.
Особенностью истории России было то, что традиционная культура сложилась здесь с опозданием по сравнению с Западной Европой.
- идеал «нищенства»
- покаяние: «хождение в народ», милостыня, дары
- грех обогащения
- бескомпромиссность
- коллективистские идеалы русского народа (преобладание внешнего контроля за поведением над внутренним, слабость личностного начала, внутреннего самоконтроля)
Вывод:
К концу XVI века:
1. Сформировалось русское традиционное общество
2. Сформировалась русская традиционная культура
3. Сложились основы российской цивилизации
См. схему №2
Анализ учащимися работы в ходе семинара.
Приложение № 1
Тест
- Найдите неверное утверждение.
В правление Ивана Грозного:
А) Московское государство сделало первые шаги на пути к созданию империи.
Б) Ещё сильнее, чем во времена монголо-татарского ига, Русь была повернута на Восток
В) Первая попытка реформ в России закончилась неудачей
Г) Русь стала частью западной цивилизации
- К концу XVI века:
А) Оформилась российская цивилизация
Б) Русь была повернута на Запад
В) Начало формироваться «открытое» общество
Г) Началось оформление абсолютизма
- Найдите неверное утверждение.
К Концу XVI века произошло оформление:
А) Русского традиционного общества
Б) Российской цивилизации
В) Деспотической системы власти
Г) Российской империи
4. Расположите в хронологической последовательности следующие события:
А) взятие Казани
Б) окончание Ливонской войны
В) поход Ермака в Сибирь
Г) присоединение Астраханского ханства
5. Кому О.В. Ключевский дал характеристику:
«От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, человеческий ум. Но обстоятельства… рано испортили этот ум. Дали ему неестественное, болезненное развитие… в душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества… Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям»?
О каких обстоятельствах идет речь? Дайте подробное объяснение.
6. Имена - А.Адашев, А.Курбский, И.Висковатый, М.Воротынский, Сильвестр
А) участники Ливонской войны
Б) известные опричники
В) члены Избранной Рады
Г) противники реформ
7. Охарактеризуйте государственный строй при Иване Грозном. Изобразите в схеме органы государственного устройства и основные слои населения.
- В честь взятия Казани русскими войсками Иван IV повелел построить московский храм:
А) Казанский собор
Б) собор Василия Блаженного
В) церковь Св. Георгия Победоносца
Г) церковь Св. Иоанна Предтечи
- Автор теории – «Москва – Третий Рим»?
А) Василий III
Б) Иван Грозный
В) митрополит Макарий
Г) монах Фелофей
Приложение № 2
Заполните таблицу «Внешняя политика Ивана Грозного»
Направление внешнеполитической деятельности | Намеченные цели | Конкретные события | Достигнутые результаты |
Приложение № 3
Рабочий лист
Подумайте над мыслями российского философа Г.П.Федотова:
« Византийский император, добровольно подчиняющийся своим собственным законам, гордился тем, что царствует над свободными».
«Московский царь хотел царствовать над рабами и не чувствовать себя связанным законом».
«С другой стороны, восточный деспот, не связанный законом, связан традицией, особенно религиозной… Иван IV и впоследствии Петр показали, как мало традиция ограничивает самовластие московского царя».
- Какой вывод можно сделать на основании документа?
По работе в ходе семинара заполните оценочный лист.
№ вопроса | Полностью раскрыт и обоснован ( +) | Частично раскрыт и не аргументирован (-) | Имеются вопросы ( напишите) или замечания |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к уроку по истории "Иван Грозный"
Путешествие во времена Ивана Грозного. Полный обзор его правления. "Посланник Бога или раб дьявола"....
"Внешняя политика Ивана Грозного"
Презентация к уроку "Внешняя политика Ивана Грозного"предназначена для использования при изучениии Отечественной истории в 6 классе.Данная презентация является информационной поддержкой учи...
Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного
Порезентация к урокуц историии для 6 и 10 класса, содержит задания....
Многоликий Грозный
Урок - проект для учащихся 10 класса. Рассматривается правление Ивана Грозного. Иван Грозный - как его характеризуют историки, что пишут о нем и о его правлении в литературе, как его изображаютв...
Иван Грозный
Презентация, подготовленная учащимися по теме "Правление Ивана Грозного"....
Правление Ивана Грозного(внутренняя политика)
Показать завершающую стадию образования русского государства; охарактеризовать государство доставшееся Ивану Грозному; сформировать представление о первом этапе его царствования и о реформах Изб...
Образ Ивана Грозного в литературе и живописи. Урок внеклассного чтения в 7 классе
Урок предполагает использование целого ряда художественных произведений: М.Ю. Лермонтов "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.М. Каразин "История госуда...