Урок истории Древнего мира 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Кузнецова Татьяна Анатольевна

поурочные планы для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс Тема: В театре Диониса

ТЦУ:

  1. Образовательные – познакомить учащихся с культурным наследием древней цивилизации, показать значение этого наследства в современном мире.
  2. Развивающие – развитие познавательных интересов, способности к самообучению.
  3. Воспитательные – воспитание информационной культуры.

Оборудование: компьютер, проектор

Ход урока

I. Организационный момент.

На прошлом уроке мы с вами говорили об афинских школах, о том, как древние греки получали образование. А сегодня мы поговорим с вами о том, как они проводили свой досуг. Тема сегодняшнего нашего урока – “В театре Диониса” (слайд №1).

Каждый из вас получит оценку за работу на уроке (раздать рабочие листы). См. приложение.

II. Проверка домашнего задания

III. Новый материал:

1. Возникновение театра.

Каждый из вас, конечно, был в театре. Давайте вспомним названия томских театров (слайды № 2-5). Ученики предлагают свои версии названия театров.

Задача на урок.

Театр существует и в наши дни, но есть ли отличия современного театра от театра древнегреческого? И что между ними общего? (слайд № 6)

Чтобы вспомнить основные театральные понятия, выполним задание №1 на рабочих листах.

Задание № 1 на рабочих листах.

Объяснение учителя: жизнь греков невозможно представить себе без театральных представлений. Зарождение театра связано с празднествами в честь бога Диониса (слайд № 7).

? Чему покровительствовал бог Дионис?

На таких празднествах греки облачались в козлиные шкуры и маски, подражая всегдашним спутникам Диониса, сатирам (слайд № 8)

Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами– песнями, прославляющими Диониса. Это и были первые театральные представления (слайд № 9).

Позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, содержание которых уже не было связано с мифами о Дионисе. Строители создавали театральные здания. И так уже появились театры – от греч. “место для зрелищ” (слайд № 10).

Соответствует это определение современному определению театра?

2. Основные элементы театра.

? Какие элементы в строении современного театра вы можете выделить? (слайд №11)

Теперь сравним структуру древнегреческого театра (слайд №12).

Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: мест для зрителей, которые называлисьтеатрон. Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан.Орхестра – место действия хора, актеров, статистов. Скене – постройка, примыкавшая к орхестре, на нее прикрепляли декорации, а внутри хранились костюмы и маски. Места для зрителей были разбиты на секции.

Сравните основные элементы современного и античного театра (слайд №13).

Задание № 2 в рабочем листе.

3. В древнегреческом театре.

Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города (слайд №14).

Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. Участниками представлений были только мужчины. Они обувь на высокой подошве (слайд №15)

На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись.

В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа (слайд №16).

Первоначально главным действующим лицом был хор из 12 человек. Он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля (слад №17)

Что касается зрителей, то приходя в театр, они брали с собой узелки с едой и питьем. Представления длились весь день, и следовали один за другим. Занимали места с ночи, чтобы сидеть поближе к сцене. Театральные представления были настоящим праздником для греков, так как устраивались не ежедневно, а несколько раз в году (слайд №18).

Театральные представления как часть государственного культа должны были быть доступны для всех, правда, за право входа в театр уже взималась небольшая плата, но неимущие зрители получали небольшое пособие на просмотр спектакля. На билете из свинца или обожженной глины буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место (слайд №19).

Задание №3 в рабочем листе.

  1. Театральные жанры.

Сценка-10 мин.

Одним из самых любимых жанров в греческом театре была трагедия. Греческая трагедия совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. В трагедии обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и часто гибель (слайд № 20).

Расцвет афинской драматургии (V–IV вв. до н.э.) связан с именами трех авторов: Эсхила, его младшего современника Софокла, и Еврипида, отца психологической драмы (слайд № 21).

Комедия – веселая и насмешливое представление. В таком представлении наряду с героями мифов были современники зрителей (слайд № 22).

Творчество комедиографа Аристофана – политически острая, злободневная сатира, темы, почерпнутые из живой исторической действительности (Всадники, Птицы, Лисистрата, Экклезиазусы, Лягушки). Его комедии наполнены юмором, переодеваниями, путаницей, недоразумениями, песнями, танцами, каламбурами (слайд №23).

Награждали авторов так же по двум номинациям: автору лучшей комедии вручали корзину с инжиром и амфору вина. А автора лучшей трагедии награждали живым козлом (слайд № 24).

IV. Результаты и вопросы для закрепления.

Задание на урок.

? Что общего и различного между современным и античным театрами?

V. Подведение итогов, комментарии оценок.

Домашнее задание: §39 – читать



Предварительный просмотр:

5 класс Сценка на тему « В театре Диониса»

К царю греческого города Фивы стражи приводят девушку Антигону.

Антигона:

 «  Мой брат в борьбе за власть пошел на родной город и его войско потерпело поражение, он был убит. Его тело царь велел бросить на сьедение хищным птицам и запретил хоронить. Но я нарушила запрет и засыпала тело брата землей. Ведь мы, греки верим, что душа умершего обретает покой только после погребения. Теперь меня ждет казнь!!!»- плачет.

Хор фиванских старцев ( ученики которые не участвуют в сценке) осуждая суровый приговор поют :

«  Какой суровый приговор!!! Какой суровый приговор!!!»

 Жених Антигоны  говорит царю:

« Все граждане и весь народ фиванский ее вины не признают!!»

Царь:

« В моей земле я царствую один!»

Жених:

« Принадлежать не может одному свободная земля»

Афинские зрители аплодируют(ученики которые не участвуют в сценке)

Слепой старик-предсказатель:
«Помилуй же убитого врага. Погибшему не мсти!»

Антигона Погибает-ее казнят.

 Кончает жизнь самоубийством жених.

Узнав об этом пронзает грудь свою царица-мать.

 Царь :

« Горе!о горе мне! Смерть я зову тебя!!»-рыдает…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории Древнего мира для 5 класса

Урок развивающего обучения « Театр в Древней Греции»Цели урока:Образовательная:познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием;Развивающая:развитие умения сравнива...

Урок истории Древнего мира для 5 класса

Урок развивающего обучения « Театр в Древней Греции»Цели урока:Образовательная:познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием;Развивающая:развитие умения сравнива...

Урок истории Древнего мира для 5 класса

Урок развивающего обучения « Театр в Древней Греции»Цели урока:Образовательная:познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием;Развивающая:развитие умения сравнива...

Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"

Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"...

технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"

Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)

В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классеТема урока: Финикийские мореплавателиЦели урока:сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии че...