Урок "Могущество католической церкви" (6 класс)
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Андрейченко Олеся Николаевна

В ходе урока происходит формирование представлений об особенностях положения сословия молящихся, о причинах могущества католической церкви в 11-13 вв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mogushchestvo_katolicheskoy_cerkvi.doc402.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Могущество католической церкви в XI-XIII вв.         

            История Средних веков       6 класс

            («Те, кто молятся» - духовенство)

Цель: формирование представлений об особенностях положения сословия молящихся

Образовательные задачи:

  1. продолжить работу над формированием понятия католической церкви как могущественной организации;
  2. определить причины процесса усиления церкви;

Развивающие:

  1. развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;
  2. развивать умение делать самостоятельные выводы;
  3. развивать общеучебные навыки и умения: работать по карте, с учебником;
  4. развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание
  5. развитие интереса к предмету;

Воспитательные: 

  1. воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;
  2. способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии

Методы обучения: 

  1. проблемный;
  2. частично-поисковый;
  3. иллюстративный;
  4. словесный;
  5. элементы дифференцированного обучения.

Термины и понятия: сословия, индульгенция

Оборудование:  Smart Notebook, карта «Раздел Римской империи»

План.

  1. Сословия средневекового общества. Беседа по вопросам.
  2. Источники богатства церкви.
  3. Раскол христианской церкви.
  4. Организация католической церкви.
  5. Д.з.: §13 (учебник + р.т.); NB на способы борьбы церкви с еретиками; сообщение об Инквизиции, Римский папа Григорий VII.

                                       Мы призваны господствовать над всеми народами и царствами в мире.

Римский папа  Иннокентий III 

     Приветствие детей.

 1.Сословия средневекового общества. Беседа по вопросам.

    Вступительная беседа: скажите, какой период истории Средних веков мы изучаем? Какие изменения происходят в Европе в XI-XIII вв.? (Изменения в хозяйстве: развитие торговли и ремесла,  возрождение старых и появление новых городов, изменение структуры общества). В этот  период христианская церковь достигает своего могущества.  Сегодня мы поговорим о «тех, кто молятся», о духовенстве – священниках и монахах. Что нам нужно о них узнать? (Этап целеполагания  - положение и роль в обществе в сравнении с другими сословиями, с жизнью которых мы уже познакомились)    

  ЭПИГРАФ (слайд 1)

   В чём актуальность, важность темы урока? Обратить внимание учащихся, что христианство в наше время является 1-й из 3-х мировых религий наряду с буддизмом и исламом (более 2 млрд. чел.).

    Вспомнить, что такое сословие? Сколько сословий существовало в средневековой Европе? (слайд 2) Роль каждого из этих сословий считалась важной, значительной? Почему? (Ответы учащихся)

    Жизнь средневекового человека была тесно связана с церковью и религией. Для населения главным ориентиром суток тогда был звон церковных колоколов, 3 раза в день колокола отмечали час молитвы. Часы – солнечные, песочные, водяные, а с конца 13 века и механические – были большой редкостью, предметом роскоши. Колокола придавали жизни каждого города и села размеренность, возвещали время бодрствовать и время спать, время молитвам и житейской суете, время трудиться и время отдыхать.

     Главной целью человеческой жизни, согласно  христианскому вероучению, являлось спасение души. И церковь помогала людям в этом. Каждый верующий должен был думать не о том, как разбогатеть или приобрести власть над другими людьми, а о том, как оказаться после смерти в раю. Чтобы избежать адских мук, необходимо посещать храм, участвовать в церковной службе, подавать милостыню бедным (их считали заступниками перед Богом), творить другие добрые дела. Грешникам уготован Ад, а праведники попадут в Царствие Небесное и будут испытывать вечно райское блаженство (слайд 3).

      Вывод: церковь – влиятельная организация, играла важную роль в жизни людей. Чем объяснить большую роль и авторитет церкви и духовенства в обществе? (Религиозность людей и низкий уровень научных знаний!)

  2.Источники богатства церкви. 

    В XI веке христианская церковь была не только влиятельной, но и богатой организацией. Богатство стало основой силы и влияния церкви.

   ?Давайте вспомним, всегда ли так было? Какое положение занимала церковь в Раннее Средневековье, какие проблемы тогда переживала? (Отсутствие единых догматов, ереси)

   Как сумела церковь сосредоточить в своих руках огромные богатства? Каковы источники богатств? Что нам об этом известно? (слайды 4-9)

  1. Налог в пользу церкви – церковная десятина, 1 из основных налогов, платили крестьяне.
  2. Плата за церковные обряды  (с.128 в учебнике, вверху, мелкий шрифт – 7 таинств)
  3. Продажа церковных должностей - симонúя. (С тех пор как должности стали продаваться и покупаться, люди жаловались, что священнослужители больше заботятся о собственных кошельках, чем о душах прихожан, что ослабела дисциплина и в монастырях. Монастырей, сохранивших верность принципам святого Бенедикта, - молитва и труд, - становилось всё меньше. Служители церкви вели светский образ жизни, часто пировали, развлекались. Меньше всего порядка было в самом Риме. Папой провозглашались то юные отроки, то люди светские, лишь для виду принявшие священство. Сохранились сведения, что однажды папой благодаря обману стала даже женщина).
  4. Плата за прикосновение к святым мощам. («Святые мощи», реликвии - кости или части тел мучеников, пострадавших за веру; высохшие останки людей, почитаемые церковью святыми и чудотворными. Часто оказывалось, что тела одних и тех же святых мучеников хранились одновременно в разных местах).

Был ещё один надёжный источник дохода. Сейчас узнаем какой, совершив небольшое путешествие в Средневековье.

     Звучит средневековая музыка

    Сценка «Продажа индульгенций»

О чём свидетельствует эта сценка? (О лживости и алчности монахов, непомерном их желании обогатиться за счёт темноты и невежества народных масс). 

5.Продажа индульгенций (с лат. – «милость»). Церковь – посредник между Богом и человеком. Она получила от Христа право отпускать грехи верующим с помощью особых грамот с папской печатью. Можно было купить индульгенции, отпускавшие будущие грехи.

  !Индульгенции и плата за обряды были основными источниками богатства церкви.

 Вывод по вопросу: как вы поняли, почему христианская церковь в Средние века была очень богатой организацией?

  До нашего времени дошли средневековые пословицы и поговорки о церкви и духовенстве. Давайте познакомимся с ними (слайд 10). О каком отношении к церкви и духовенству можно говорить на основании приведённых средневековых поговорок? Чем объяснить такое отношение?

Вывод по вопросу: см. как называется 1 пункт §13 (стр.127). В чём была её сила и слабость?

  3.Раскол христианской церкви.

      Вспомнить, на какие 2 государства разделилась Римская империя в 395 г.? (Работа с картой,  слайд 11) Какой город стал столицей Западной? Какой - столицей Восточной Римской империй? Какая религия к этому времени распространилась на территории Римской империи?

   Народы Зап. и Восточной Римской империй исповедовали христианство. Но главой церкви в Зап.Европе был Римский папа, а в Восточной части Римской империи – патриарх. Римский папа был единственным и независимым главой церкви в Зап.Римской империи, а патриарх на Востоке должен был подчиняться императору (так было при Юстиниане). Глава церкви Зап.Европы имел большие доходы в отличие от главы Византийской церкви. До середины XI века в условиях феодальной раздробленности христианская церковь оставалась единой. Со временем между главами церквей на Западе и Востоке возникли разногласия и различия. Они не раз ссорились, в конце концов, в 1054 г. во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию, произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную) (слайд 12).

           Работа со схемой (см.ниже)

Раскол христианской церкви (слайды 13-15)

(1054 г.)

Католическая                                                       Православная

(«всеобщая», «всемирная»)                               («правильной веры», «истинная»)

Зап. и Центр.Европа                                            Вост. Ю-Вост.Европа

(Чехия, Венгрия, Польша)                                      (Болгария, Сербия, Русь)

   Работа с таблицей «Православная и католическая церковь» (см. Раздаточный материал к уроку) Обсуждение выводов учащихся.

  Задания для учащихся: определить, где изображён православный, а где католический храм, объяснить свой ответ (слайд 16).

  Как вы думаете, были ли вопросы вероучения и различия в обрядах единственными и главными причинами разрыва между римской и византийской церквями? Какие ещё причины можно назвать?

 

 См. рабочая тетрадь, стр.48, задание № 3.

   Причины раскола: 1).Стремление  церквей к господству над хр.церковью;  2).Делёж доходов.

   Обратить внимание: несмотря на ряд расхождений в учении и обрядах, во внешнем облике священников православие и католичество были 2-мя ветвями одной и той же христианской религии.

   После раскола церкви в Европе началась борьба за право быть главным в государстве между римскими папами и императорами, она продолжалась более 200 лет. Кто выиграл эту борьбу? Папы. Римский папа Иннокентий III (его слова мы брали в качестве эпиграфа к уроку) добился того, чтобы перед ним на приёмах все присутствующие преклоняли колени и даже целовали туфлю.

Вывод по вопросу: XI век стал веком раскола единой церкви - окончательного разделения восточной и западной ветвей христианства.

  4.Организация католической церкви.

  Вначале вспомним устройство католич.церкви (слайд 17).

  1).Римский папа - от греч. рapas – «отец». Глава католической церкви. Римского папу выбирали на особом собрании духовенства – конклаве (закрытые на ключ). В белой сутане, на голове – в отличие от других церковных иерархов – тиара, наподобие стогообразного шлема из белой плотной ткани, украшенная золотой вышивкой и драгоценными камнями. Сколько всего было пап? (Сейчас Бенедикт XVI, 265-ый по счёту)

  2).Кардинал 

  3).Епископы

  4).Священник 

  5).Монах 

  Задание: Кто среди этих священнослужителей вёл уединённый, отшельнический образ жизни? Именно монахи Клюнийского монастыря на востоке Франции, девизом которых было «Молись и трудись» выступили с предложением провести реформу церкви, чтобы укрепить её пошатнувшееся было могущество и авторитет среди верующих. (Когда и где зародилось монашество? Кто считается основоположником монашества на Западе? Его главные проповеди?)

   В чём суть Клюнийской реформы, какие другие способы использовала для укрепления могущества католическая церковь, об этом прочитаете дома  в учебнике.

 Подведём итоги (слайд 18) - вернуться к эпиграфу и объяснить слова Иннокентия III. (слайд 1)

1).В чём особенности положения тех, кто молился за спасение душ верующих людей?

2).В чём сила и слабость христианской церкви XI-XIII вв.?

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Сравнительная таблица «Православная и католическая церковь»

Вопросы для сравнения

Католицизм

Православие

Глава

Папа Римский

(единый для всех католиков)

Патриарх

(в каждой церкви свой)

Основное догматическое расхождение

Дух Святой исходит

от Бога-отца и от Бога-сына

Дух Святой исходит

только от Бога-отца

через Бога-сына


Богослужение

На латинском языке,

игра на органе,

прихожане сидят

На национальном языке,

пение,

музыкальные инструменты запрещены,

прихожане стоят

Крестятся

Всей ладонью с левого плеча на правое

Тремя пальцами с правого плеча на левое

В интерьере храма

Преобладают скульптуры

Преобладают иконы

Главный праздник

Рождество

(начало земной жизни)

Пасха (конец земной жизни и начало небесной)

Крещение детей

Обливают водой

Погружают в воду



    Вопросы к таблице:

   Как вы думаете, были ли вопросы вероучения и различия в обрядах единственными и главными причинами разрыва между римской и византийской церквями? Какие ещё причины можно назвать?

(См. Рабочая тетрадь по Истории Средних веков, задание № 3 на стр.48)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ».6 класс

История средних веков. 6 класс. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской.Проверка и закрепление знаний учащихся по ключевым терминам параграфов 11-16Предлагается 2 варианта по 10 заданий в каждом, за правильный отв...

Разработка урока истории в 6 классе "Католическая церковь:путь к вершине могущества"

Урок посвящён положению католической церкви в XI -XIII- веках. В методической разработке предствлены используемые технологии, их обоснование....

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

Сценарий открытого урока - Путешествие в католическое Рождество УМК Spotlight 6 класс

Урок появящён празднику Рождества в англоязычных странах и проводится в системе уроков Модуля 5 (УМК Spotlight 6).Учащиеся овладевают социокультурной информацией о рождественских традициях, связанными...

Страноведческий материал для учителей иностранного языка. Благотворительная деятельность в России на базе координационного центра католической церкви «Каритас» , созданного в Германии

Благотворительная деятельность в России на базе координационного центра католической церкви  «Каритас» , созданного в Германии архиепископом  Лоренцем  Вертманном в 1897 году .Воспитате...

Разработка урока: Начало Реформации в Европе. Борьба против коррупции в католической церкви.

Познакомить учащихся с Реформацией в Германии, показать, что в действиях католической церкви была коррупционная составляющая....