История России ХХ век 9 и 11 класс
презентация к уроку по истории (9 класс) по теме

Имбер Жанна Борисовна

Презентации и конспекты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Имбер Жанна Борисовна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 19, города Подольска Московской области, моб. 8 905 734 32 23, e – mail: shkola19podolsk@.ru

Паспорт: 282593 выдан 1 о/м Подольского УВД 16.08.01., ИНН  503608647457, СНИЛС № 060 – 974 – 714 - 79

Тема. Деятельность П. А.  Столыпина.

Цель:

  1. знакомство с социально - экономической ситуацией в России в начале ХХ века,
  2. характеристика деятельности П. А. Столыпина,
  3. объяснение пнт:  хутор, отруб, военно-полевые суды, фермерское хозяйство, столыпинский вагон, столыпинский галстук,
  4. характеристика персоналий: П. А. Столыпин,
  5. развитие общеучебных навыков,
  6. формирование оценочных суждений.

Урок: изучение нового материала.

Технологии: развивающая критическое мышление,  информационная.

План изучения нового материала:

 1. Россия в начале ХХ века.

 2. Деятельность П. А.  Столыпина.

Оборудование:

-  учебник «История России», 9 класс,

-  мультимедийный учебник “Клио-Софт” “Россия XX век”,

-  презентация РР,

-  технологические карты урока.

Возраст: 9 класс.

Этапы  урока.

1 этап. Вызов.

Вступительное слово учителя.

История общества отличается от истории природы прежде всего тем, что первую творят люди, а вторая происходит сама. В своих действиях люди исходят из потребностей и мотивов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями, т.е. действуют сознательно. Действия индивидов сливаются в поток действий масс, социальных групп, партий, правительств.

В ходе общественной жизни возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устаревшие, правильные и ложные идеи. Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и групповых, национальных и межгосударственных целей и интересов. Бушует море человеческих страстей — возвышенных и низменных, благородных и отвратительных.

Понятие “историческая личность” обычно отражает связь деятельности определенного человека с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Науке известно и понятие “выдающаяся личность”, характеризующее деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований. Эти люди, пусть интуитивно, но чувствуют, понимают историческую необходимость и потому, казалось бы, должны быть в этом смысле свободными в своих действиях и поступках. Но трагедия исторических личностей состоит в том, что "они не принадлежат самим себе, что они, как и рядовые индивиды, суть только орудия Мирового духа, хотя и великое орудие". Судьба, как правило, складывается для них несчастливо.
           За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями: гениальными или тупоумными, талантливыми или посредственными, волевыми или безвольными, прогрессивными или реакционными. Став по воле случая или в силу необходимости во главе государства, армии, народного движения, политической партии, личность может оказывать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или, как это нередко бывает, и то и другое. И то и другое приобретает порой огромный социальный смысл и оказывает влияние на судьбы нации, народа,

а порой даже и человечества.
        В 2008 году в России стартовал проект «Имя России», в котором участвовали
4 498 840 человек: итоги таковы.

 личность

всего голосов

место

Александр Невский

 524 575

 1

П.А. Столыпин

 523 766 

 2

И.В. Сталин

 519 071 

 3

А.С. Пушкин

 516 608 

 4

Петр I

 448 857 

 5

В.И. Ленин 

 424 283 

 6

Ф.М. Достоевский

 348 634 

 7

А.В. Суворов

 329 028

 8

Д.И. Менделеев 

 306 520 

 9

Иван IV Грозный 

 270 570

 10

Екатерина II

 152 306

 11

Александр II

 134 622

 12

Каждый из этих деятелей оставил свой след в истории России.

Игра в ассоциации.

Вопрос:

- какие ассоциации связаны у вас с понятием «деятельность»?

Составление кластера.

Итак, нам предстоит охарактеризовать деятельность П. А. Столыпина.

Петр Аркадьевич Столыпин родился 2 апреля 1862 года в Дрездене. Выходец  из дворянского рода, существовавшего уже в XVI столетии. Родоначальником Столыпиных являлся Григорий Столыпин. Его сын Афанасий и внук Сильвестр были муромскими городовыми дворянами. Один из Столыпиниых, Александр, был адъютантом Суворова, другой — Аркадий — стал сенатором, двое, Николай и Дмитрий, дослужились до генералов. Одна из пяти сестёр деда Петра Столыпина вышла замуж за Михаила Васильевича Арсеньева. Их дочь Мария стала матерью великого русского поэта, драматурга и прозаика М. Ю. Лермонтова. Таким образом, Пётр Аркадьевич приходился Лермонтову троюродным братом. При этом в семье Столыпиных отношение к своему знаменитому родственнику было сдержанным.

2 этап. Осмысление.

Учащиеся знакомятся с новым материалом:

Работа с текстом:

Задание:  (прием активного чтения материала) читая текст «Деятельность П. А. Столыпина», сделайте маркировку текста символами (каждый абзац).

Составление маркировочной таблицы

Что совпало с моими представлениями

О чем раньше не знал. Новое содержание.

Что не совпало с моими представлениями

Что вызвало непонимание

=

+

-

?

Один из группы составляет общую  маркировочную таблицу и устно делает вывод о полученной информации  из текста.

Деятельность Петра Аркадьевича Столыпина

Свою политическую деятельность Столыпин начал в Ковно, где жил и работал с 1889 по 1902 годы. Предметом его особой заботы являлось Сельскохозяйственное общество, главными задачами которого были просвещение крестьян, увеличение производительности их хозяйств, основное внимание уделялось внедрению передовых методов хозяйствования и новых сортов зерновых культур. Во время службы предводителем дворянства Столыпин близко познакомился с местными нуждами, получил административный опыт.

            В конце мая 1902 года министр внутренних дел Плеве вызвал Столыпина в Петербург. П. А. Столыпин 30 мая 1902 года был неожиданно назначен гродненским губернатором. В управлении губернии были некоторые особенности: национальный состав губернии был неоднороден (в больших городах преобладали евреи; аристократия, в основном, была представлена поляками, а крестьянство — белорусами). По инициативе Столыпина в Гродно были открыты еврейское двухклассное народное училище, ремесленное училище, а также женское приходское училище особого типа, в котором, кроме общих предметов, преподавались рисование, черчение и рукоделие. На второй день работы он закрыл Польский клуб, где господствовали «повстанческие настроения». Освоившись в должности губернатора, Столыпин начал проводить реформы:

  1. расселение крестьян на хутора
  2. ликвидацию чересполосицы
  3. внедрение искусственных удобрений, улучшенных сельскохозяйственных орудий, многопольных севооборотов, мелиорации
  4. развитие кооперации
  5. сельскохозяйственное образование крестьян.

Проводимые нововведения вызывали критику крупных землевладельцев. На что Столыпин отвечал: «Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведёт к анархии…»

Работа в Гродно вполне удовлетворяла Столыпина. Однако вскоре министр внутренних дел Плеве вновь сделал предложение Столыпину занять должность губернатора Саратовской губернии, что являлось повышением по службе и свидетельствовало о признании его заслуг на различных должностях в Ковно и Гродно. Ко времени его назначения губернатором Саратовская губерния считалась зажиточной и богатой. После поражения в войне с Японией саратовщину захлестнули революционные события. При наведении порядка Столыпин проявлял редкое мужество и бесстрашие, что отмечают свидетели того времени. Он безоружным и без какой-либо охраны входил в центр бушевавших толп. Это так действовало на народ, что страсти сами собой утихали. Благодаря энергичным действиям Столыпина жизнь в Саратовской губернии постепенно успокаивалась. Действия молодого губернатора были замечены Николаем II, который дважды выразил ему личную благодарность за проявленное усердие.

В апреле 1906 г. Столыпина вызвали в Царское Село, где  Николай II сказал, что пристально следил за действиями в Саратове и, считая их исключительно выдающимися, назначает его министром внутренних дел. Переживший революцию и четыре покушения Столыпин пытался отказаться от должности. Примечательно, что двое из его предшественников на этом посту — Сипягин и Плеве — были убиты революционерами. О страхе и нежелании многих чиновников занимать ответственные посты, боясь покушений, неоднократно в своих мемуарах указывал первый премьер-министр Российской империи Витте.

На это государь ответил:

— Пётр Аркадьевич, я вас очень прошу принять этот пост.

— Ваше величество, не могу, это было бы против моей совести.

— Тогда я вам это приказываю.

Министр внутренних дел являлся первым среди других министров Российской империи по своей роли и масштабу деятельности. В его ведении были:

  1. управление делами почты и телеграфа
  2. государственная полиция
  3. тюрьмы, ссылка
  4. губернские и уездные администрации
  5. взаимодействие с земствами
  6. продовольственное дело (обеспечение населения продовольствием при неурожае)
  7. пожарная часть
  8. страхование
  9. медицина
  10. ветеринария
  11. местные суды и др.

После роспуска I Государственной думы новым премьер-министром стал Столыпин. На посту премьер-министра Столыпин действовал весьма энергично. Его запомнили как блестящего оратора, многие фразы из речей которого стали крылатыми, человека, справившегося с революцией, реформатора, бесстрашного человека, на которого было совершено несколько покушений. На должности премьер-министра Столыпин оставался вплоть до своей смерти, последовавшей вследствие покушения в сентябре 1911 года.

Отношения Столыпина со II Государственной думой, еще более революционной по составу, были весьма напряжёнными. III Государственная дума, созванная по новому избирательному закону, явилась «созданием Столыпина».  Столыпин не смог достичь взаимопонимания с Думой по принципиально важному вопросу о реформе местного управления, весь пакет правительственных законопроектов по данной теме застрял в парламенте навсегда. В то же время, правительственные проекты бюджета всегда находили поддержку Думы. На наиболее важных обсуждениях председательствовал сам Столыпин.

Закон о военно-полевых судах был издан в условиях революционного террора в Российской империи. В течение 1901—1907 годов были осуществлены десятки тысяч террористических актов, в результате которых погибло более 9 тысяч человек. Среди них были как высшие должностные лица государства, так и простые городовые. Часто жертвами становились случайные люди. Во время революционных событий 1905—1907 годов Столыпин лично столкнулся с актами революционного террора. В него стреляли, бросали бомбу, направляли в грудь револьвер. В описываемое время революционеры приговорили к смерти путём отравления единственного сына Столыпина, которому было всего 2 года. Среди погибших от революционного террора были друзья и ближайшие знакомые Столыпина (к последним следует отнести, в первую очередь, В. Плеве и В. Сахарова). И в том и другом случае убийцам удалось избежать смертной казни вследствие судебных проволочек, адвокатских уловок и гуманности общества. Взрыв на Аптекарском острове 12 августа 1906 года унёс жизни нескольких десятков людей, которые случайно оказались в особняке Столыпина. Пострадали и двое детей Столыпина — Наталья и Аркадий. В момент взрыва они вместе с няней находились на балконе и были выброшены взрывной волной на мостовую. У Натальи были раздроблены кости ног и несколько лет она не могла ходить, ранения Аркадия оказались нетяжёлыми, няня детей погибла.

19 августа 1906 года в качестве «меры исключительной охраны государственного порядка» был принят «Закон о военно-полевых судах», который в губерниях, переведённых на военное положение или положение чрезвычайной охраны, временно вводил особые суды из офицеров, ведавших только делами, где преступление было очевидным (убийство, разбой, грабёж, нападения на военных, полицейских и должностных лиц). Предание суду происходило в течение суток после совершения преступления. Разбор дела мог длиться не более двух суток, приговор приводился в исполнение в 24 часа. Введение военно-полевых судов было вызвано тем, что военные суды (постоянно действующие), на тот момент разбиравшие дела о революционном терроре и тяжких преступлениях в губерниях, объявленных на исключительном положении, проявляли, по мнению правительства, чрезмерную мягкость и затягивали рассмотрение дел. В то время как в военных судах дела рассматривались при обвиняемых, которые могли пользоваться услугами защитников и представлять своих свидетелей, в военно-полевых судах обвиняемые были лишены всех прав. Подавление революции сопровождалось казнями отдельных её участников по обвинению в бунте, терроризме и поджогах помещичьих усадеб. Несмотря на несовершенство статистики и противоречивость отдельных данных, можно говорить о том, что за шесть лет действия закона с 1906 по 1911 годы по приговорам военно-полевых судов было казнено по различным данным от 683 до 6 тысяч человек (по тем временам масштаб казней был беспрецедентным), а к каторжным работам приговорено 66 тысяч. В основном казни приводились в исполнение через повешение. Впоследствии Столыпина резко осуждали за столь жёсткие меры.    

Смертная казнь у многих вызывала неприятие, и её применение напрямую стали связывать с политикой, проводимой Столыпиным. В обиход вошли термины «скорострельная юстиция» и «столыпинская реакция». В частности, один из видных кадетов Ф. И. Родичев во время выступления в запальчивости допустил оскорбительное выражение «столыпинский галстук», как аналогию с выражением Пуришкевича «муравьёвский воротник» (подавивший польское восстание 1863 года М. Н. Муравьёв-Виленский получил у оппозиционно настроенной части русского общества прозвище «Муравьёв-вешатель»). Премьер-министр, находившийся в тот момент на заседании, потребовал от Родичева «удовлетворения», то есть вызвал его на дуэль. Подавленный критикой депутатов Родичев публично принёс свои извинения, которые были приняты. Несмотря на это, выражение «столыпинский галстук» стало крылатым. Под этими словами подразумевалась петля виселицы.

Закон о военно-полевых судах не был внесен правительством на утверждение в III Думу и автоматически потерял силу 20 апреля 1907 года. В итоге, вследствие принятых мер, революционный террор был подавлен, перестал носить массовый характер, проявляясь лишь единичными спорадическими актами насилия.  Государственный порядок в стране был сохранён

Во время премьерства Столыпина Великое княжество Финляндское являлось особым регионом Российской империи. До 1906 года его особый статус подтверждался наличием «конституций»,   собственным законодательным органом,   широкой автономией от центральной власти. В 1908 году он добился того, чтобы финляндские дела, затрагивающие российские интересы, рассматривались в Совете министров, позже значительно урезалась финляндская автономия и усиливалась роль центральной власти в Финляндии.

Еврейский вопрос в Российской империи времён Столыпина представлял собой проблему государственной важности. Для евреев существовал целый ряд ограничений. В частности, за пределами так называемой черты оседлости им запрещалось постоянное жительство. Такое неравноправие относительно части населения империи по религиозному признаку приводило к тому, что многие ущемлённые в своих правах молодые люди шли в революционные партии. Николаю II был направлен журнал Совета министров, в котором высказывалось мнение и приводился законопроект об отмене черты оседлости для евреев. Итог был ничтожен, так как депутаты Думы не стали его рассматривать. Со второй половины 1907 года до конца премьерства Столыпина в Российской империи не было еврейских погромов. Столыпин употребил также своё влияние на Николая II на то, чтобы не допустить государственной пропаганды Протоколов сионских мудрецов — опубликованной в начале XX века фальшивки, якобы доказывавшей существование еврейского заговора и получившей широкую популярность среди правых российских кругов.

Экономическое положение русского крестьянства после крестьянской реформы 1861 года оставалось тяжёлым. Земледельческое население с 50 миллионов человек, возросло к 1900 году до 86 миллионов, вследствие чего земельные наделы крестьян, составлявшие в 60-х годах в среднем 4,8 десятин на душу мужского населения, сократились к концу века до среднего размера 2,8 десятин. При этом производительность труда крестьян в Российской империи была крайне низкой, причиной чего была низкая производительность крестьянского труда,  кроме того, земля не принадлежала крестьянину на правах собственности. Ею распоряжалась община («мир»), которая распределяла её по «душам», по «едокам», по «работникам» или каким-либо иным способом (из 138 млн десятин надельных земель около 115 млн являлись общинными). Только в западных областях крестьянские земли находились во владении своих хозяев. При этом урожайность в этих губерниях была выше, не было случаев голода при неурожаях. Эта ситуация была хорошо известна Столыпину, который более 10 лет провёл в западных губерниях.

Началом реформы явился указ от 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», провозглашавший комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества и созданию класса крестьян — полноправных собственников земли. В указе было обозначено, что «каждый домохозяин, владеющий землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли».

Реформа разворачивалась в нескольких направлениях:

  1. Повышение качества прав собственности крестьян на землю, состоявшее, прежде всего, в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев. Мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер;
  2. Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян;
  3. Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения государством большого объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель;
  4. Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего, помещичьих) земель крестьянами через Крестьянский поземельный банк. Вводилось льготное кредитование. Столыпин считал, что таким образом всё государство берёт на себя обязательства по улучшению жизни крестьян, а не перекладывает их на плечи немногочисленного класса помещиков;
  5. Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земли, ссуды членам кооперативов и товариществ);
  6. Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями);
  7. Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.

К итогам реформы следует отнести следующие факты. Ходатайства о закреплении земли в частную собственность были поданы членами более чем 6 млн домохозяйств из существовавших 13,5 млн. Из них выделились из общины и получили землю (суммарно 25,2 млн десятин — 21,2 % от общего количества надельных земель) в единоличную собственность около 1,5 миллионов (10,6 % от общего числа).Столь значительные изменения в крестьянской жизни стали возможными не в последнюю очередь благодаря Крестьянскому поземельному банку, выдавшему кредитов на сумму в 1 миллиард 40 миллионов рублей. Из 3 млн крестьян, переселившихся на выделенные им правительством в частную собственность земли в Сибирь, 18 % вернулись обратно и соответственно 82 % остались на новых местах. Помещичьи хозяйства утратили былую хозяйственную значимость. Крестьяне в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 %сельскохозяйственных животных.

Особое значение Столыпин уделял восточной части Российской империи. В 1910 году Столыпин вместе с главноуправляющим земледелием и землеустройством Кривошеиным совершили инспекционную поездку в Западную Сибирь и Поволжье. Политика Столыпина относительно Сибири состояла в поощрении переселения на её незаселённые просторы крестьян из европейской части России. Это переселение было частью аграрной реформы. В Сибирь переселились около 3 млн человек. Только в Алтайском крае во время проводимых реформ было основано 3415 населённых пунктов, в которых поселились свыше 600 тысяч крестьян из европейской части России, составивших 22 % жителей округа. Они ввели в оборот 3,4 млн десятин пустующих земель. Для переселенцев в 1910 году были созданы специальные железнодорожные вагоны. От обычных они отличались тем, что одна их часть во всю ширину вагона предназначалась для крестьянского скота и инвентаря. Позднее, при советской власти, в этих вагонах были поставлены решетки, сами вагоны стали использоваться уже для принудительной высылки кулаков и иного «контрреволюционного элемента» в Сибирь и Среднюю Азию. Со временем же они были полностью перепредназначены для перевозки заключенных. В связи с этим данный тип вагонов приобрёл дурную славу. При этом сам вагон, имевший

Столыпин поставил себе за правило не вмешиваться в иностранную политику. Однако во время Боснийского кризиса 1909 года понадобилось прямое вмешательство премьер-министра. Кризис угрожал перерасти в войну с участием балканских государств, Австро-Венгерской, Германской и Российской империй. Позиция премьер-министра заключалась в том, что страна к войне не готова, и военного конфликта следует избежать любыми способами. В конечном итоге, кризис завершился моральным поражением России. После описываемых событий Столыпин настоял на увольнении министра иностранных дел России. Интерес представляет отношение к Столыпину кайзера Вильгельма II. 4 июня 1909 года Вильгельм II встретился с Николаем II в финских Финляндии. Впоследствии, находясь в эмиграции, Вильгельм II размышлял о том, как прав был Столыпин, когда предупреждал его о недопустимости войны между Россией и Германией, подчёркивал, что война в конечном итоге приведёт к тому, что враги монархического строя примут все меры, чтобы добиться революции. Непосредственно после завтрака немецкий кайзер сказал генерал-адъютанту И. Л. Татищеву, что «если бы у него был такой Министр, как Столыпин, то Германия поднялась бы на величайшую высоту».

Обсуждение и принятие закона о земстве в западных губерниях вызвало «министерский кризис» и стало последней победой Столыпина. Законопроект значительно уменьшал влияние крупных землевладельцев (представленных, в основном, поляками) и увеличивал права мелких (представленных русскими, украинцами и белорусами). Конфликт между премьером и  Государственным советом нарастал. П. А.  Столыпин даже подал прошение об отставке, объяснив, что не может работать в обстановке недоверия со стороны императора. Николай II его отклонил.

Во время революционных событий 1905 года, в бытность Столыпина саратовским губернатором покушения носили неорганизованный характер выплеска ненависти к представителям власти. После занятия Петром Аркадьевичем вначале должности министра внутренних дел Российской империи, а затем и премьер-министра, группы революционеров стали тщательнее организовывать покушения на его жизнь. Самым кровавым стал взрыв на Аптекарском острове, во время которого погибли десятки людей. Столыпин не пострадал. Многие из готовившихся покушений были вовремя раскрыты, а некоторые сорвались по счастливой случайности.

В конце августа 1911 года император Николай II с семьёй и приближёнными, в том числе и со Столыпиным, находились в Киеве по случаю открытия памятника Александру II. 1 (14) сентября 1911 года император и Столыпин присутствовали на спектакле «Сказка о царе Салтане» в киевском городском театре. На тот момент у начальника охранного отделения Киева была информация о том, что в город прибыли террористы с целью совершить нападение на высокопоставленного чиновника, а возможно, и на самого царя.  Информация была получена от секретного осведомителя Дмитрия Богрова. Оказалось, однако, что покушение задумал сам Богров. По пропуску, выданному начальником Киевского охранного отделения, он прошёл в городской оперный театр, во время второго антракта подошёл к Столыпину и дважды выстрелил: первая пуля попала в руку, вторая — в живот, задев печень. После ранения Столыпин перекрестил царя, тяжело опустился в кресло и произнёс: «Счастлив умереть за Царя». Около 10 часов вечера 5 сентября он скончался. В первых строках вскрытого завещания Столыпина было написано: «Я хочу быть погребённым там, где меня убьют». Указание Столыпина было исполнено: 9 сентября Столыпин похоронен в Киево-Печерской лавре.

Оценка деятельности Столыпина, как его современниками, так и историками, неоднозначна и носит полярный характер. В ней одни выделяют только негативные моменты, другие, напротив, считают его «гениальным политическим деятелем», человеком, который мог бы спасти Россию от грядущих войн, поражений и революций. При этом и те, и другие основываются на оценках современников, документальных источниках, данных статистики. Сторонники и противники зачастую оперируют одними и теми же цифрами, выраженными в различном контексте. П. А. Столыпин вошел в историю России как один из наиболее заметных политических деятелей начала ХХ века, наряду с Витте, Родзянко, Милюковым. Его деятельность на посту министра внутренних дел, получавшая в устах и современников, и историков весьма неоднозначные оценки, была направлена на сохранение существовавшего государственного строя и стабилизацию ситуации в стране, особенно в деревне, путем проведения умеренных реформ. Признать проводившуюся Столыпиным политику до конца успешной нельзя, однако на развитие страны она оказала важное, и во многом положительное влияние — выросло сельскохозяйственное производство, развилось кооперативное движение, благодаря колонизационным мероприятиям резко возросло население Сибири и ее производительные силы. Аграрная политика казалась слишком умеренной, полицейские меры — слишком жестокими, политика Столыпина не находила массовой поддержки. Это было, пожалуй, справедливо — деятельность Столыпина не вполне соответствовала исторической ситуации. Однако следует понимать, что предпринимаемые им меры были почти единственно возможными с политической точки зрения. Его реформы были направлены на создание социальной базы царизма, на сохранение существовавшей власти. Столыпин был подлинным консерватором, и делал все для сохранения и поддержания внутренней стабильности в стране. Пожалуй,
“консерватор” — наилучшее определение, которое можно дать ему, основываясь на его деятельности.

Практическая работа с текстом:  из текста «В чем значение деятельности Столыпина?» записать в фишбоун:

Графическое обозначение новых знаний: использование фишбоуна.

Закон о военно-полевых судах

Аграрная реформа

Финский вопрос

Еврейский вопрос

Внешняя политика

Проект закона о земстве в западных губерниях


особые суды из офицеров, предание суду происходило в течение суток после совершения преступления. Разбор дела длился не более двух суток, приговор в исполнение в 24 часа.


указ 9 ноября 1906 года -комплекс мер по разрушению общины и созданию класса крестьян — полноправных собственников земли, переселенческая политика,

кооперативное движение


финляндские дела, затрагивающие российские интересы, рассматривались в Совете министров,

-урезалась финляндская автономия,

-усиливалась роль центральной власти в Финляндии


предложение об отмене черты оседлости,

-прекращение еврейских погромов


военных конфликтов с Германией и Австрией


проект уменьшал влияние крупных землевладельцев (поляков), увеличивал права мелких (представленных русскими, украинцами и белорусами).

3 этап. Рефлексия (распаковка понятий, подведения итогов).

Анализируя составленный фишбоун,   учащиеся приходят к выводу о том, что признать проводившуюся Столыпиным политику до конца успешной нельзя, однако на развитие страны она оказала важное, и во многом положительное влияние — выросло сельскохозяйственное производство, развилось кооперативное движение, благодаря колонизационным мероприятиям резко возросло население Сибири и ее производительные силы. Аграрная политика казалась слишком умеренной, полицейские меры — слишком жестокими, политика Столыпина не находила массовой поддержки. Это было, пожалуй, справедливо — деятельность Столыпина не вполне соответствовала исторической ситуации. Однако следует понимать, что предпринимаемые им меры были почти единственно возможными с политической точки зрения. Его реформы были направлены на создание социальной базы царизма, на сохранение существовавшей власти. Столыпин был подлинным консерватором, и делал все для сохранения и поддержания внутренней стабильности в стране. Пожалуй,
“консерватор” — наилучшее определение, которое можно дать ему, основываясь на его деятельности.

Работа с исторической ситуацией: М/М пособие «Аграрная реформа Столыпина»

        Рассмотрите историческую ситуацию, связанную с аграрной реформой Столыпина.

А. Укажите время действия – с 1906 года.

Б. Укажите место действия – Российская империя.

В. Укажите основные события и явления, связанные с ситуацией:

      -    правительственная программа ,

  1. аграрные законопроекты в Первой и Второй думах,
  2. переселенческая политика,
  3. передача надельных земель в собственность крестьян,
  4. постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель,
  5. широкое кредитование крестьян,
  6. агрономическая помощь,
  7. кооперативное движение.

Г. Какие люди или группы людей были причастны к данной ситуации:

- царь, правительство, крестьяне.

Д. Укажите исторические документы, имеющие отношение к ситуации, и кратко охарактеризуйте их суть:

  1. Указ 9 Ноября 1906 года — основополагающий акт аграрной реформы,
  2. переселенческая политика – 1906 – 1914 г.

Главный вопрос: почему аграрная реформа Столыпина вызывала неоднозначную оценку среди сторонников и противников Столыпина?

 (Возможный ответ учащихся:

        Итоги столыпинской аграрной реформы выражаются в следующих цифрах. К 1 января 1916 года из общины в чересполосное укрепление вышло 2 миллиона домохозяев. Им принадлежало 14,1 миллиона десятин земли. 499 тысяч домохозяев, живших в беспередельных общинах, получили удостоверительные акты на 2,8 миллиона десятин. 1,3 миллиона домохозяев перешли к хуторскому и отрубному владению (12,7 миллиона десятин). Кроме того, как уже говорилось, на банковских землях образовалось 280 тысяч хуторских и отрубных хозяйств – это особый счёт. Из общинного оборота было изъято 22% земель. Около половины их пошло на продажу. Какая-то часть вернулась в общинный котёл. В конечном итоге властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников. Так что можно говорить об общей неудаче столыпинской аграрной реформы.

Вместе с тем известно, что после окончания революции и до начала первой мировой войны положение в русской деревне заметно улучшилось. Некоторые журналисты легкомысленно связывают это с проведением аграрной реформы. На самом же деле действовали другие факторы. Во-первых, как уже говорилось, с 1907 года были отменены выкупные платежи, которые крестьяне выплачивали в течение 40 с лишним лет. Во-вторых, окончился мировой сельскохозяйственный кризис и начался рост цен на зерно. От этого, надо полагать, кое-что перепадало и простым крестьянам. В-третьих, за годы революции сократилось помещичье землевладение, а в связи с этим уменьшились и кабальные формы эксплуатации. Наконец, в-четвёртых, за весь период был только один неурожайный год (1911), но зато подряд два года (1912-1913) были отличные урожаи. Что же касается аграрной реформы, то такое широкомасштабное мероприятие, потребовавшее столь значительной земельной перетряски, не могло положительным образом сказаться в первые же годы своего проведения.

К положительным результатам реформы можно отнести и тот факт что появился целый класс, его можно назвать “средним” по современным меркам, крестьяне могли продавать и покупать землю, которая теперь являлась их личной собственностью. Если сравнить ситуацию начала XX века и его конца вряд ли мы сможем отметить какие-то положительные сдвиги в сельском хозяйстве. Однако, вспоминая слова князя М. Андронникова замечаем, что эффективность реформы было очень небольшой: на один хутор приходилось множество обездоленных крестьян, которые потеряли землю вследствие каких-то причин, обычно это было пьянство, т. е. домохозяева пропивали свои участки, разумеется что все эти люди пополняли армию пролетариев, которая и так была достаточна велика, но вряд ли в этом есть какая-то вина Столыпина, замечу, что Столыпин так и не смог обновить кабинет министров как того хотел, главным же препятствием была огромная бюрократическая машина построенная в нашей стране, которая делала всё как это было удобно ей.

Иные из замыслов Столыпина были реализованы только после его смерти; так, лишь в 1912 году были приняты законы о начальных училищах и о страховании рабочих. Настойчивость Столыпина в утверждение законопроектов нередко приводила к конфликтам с Государственным Советом, так в 1911 году она привела к правительственному кризису.

Реформа Столыпина дала свои результаты через несколько лет, примерно в 1912-1913 годах. Мне кажется, что всё преимущество единоличного хозяйствования мы можем наблюдать на примере колхозов, которые были созданы советской властью как некое подобие общины. Таким образом мы пришли к необходимости “повторной” столыпинской реформы в новых экономических и политических условиях, стоит отметить, что такая реформа уже идёт правда очень медленно, и очень жаль, что в конце XX века мы оказались в такой ситуации.

 (После этого ученики возвращаются к кластеру «Деятельность» и делают вывод о ее значении деятельности для общества).

- Работа с документом.

Разорвать общинные путы

<...> Закон 9 ноября, избегая всякого насилия, всякого принуждения как в отношении общинного способа, так и семейного способа владения землей, лишь осторожно развязал, снял путы, связывающие до настоящего времени свободную волю крестьян, рассчитывая на то, что, не будучи ничем стеснены, способности и воля разумнейших и сильнейших свободно проявят во всю ширину народной самодеятельности русского народного духа. По этим соображениям, возражая, как известно, против признания единоличными собственниками членов тех общин, где когда-либо были переделы, правительство, по тем же причинам, решительно высказывается против установления каких-либо новых писаных норм в определении понятия крестьянской семейной собственности, особенно с пригвождением к ней, помимо естественного, жизненного подбора, элемента, иногда, быть может, негодного.

Заметьте, господа, что правительство шло в этом направлении с величайшей осторожностью и, освобождая крестьянству пути перехода к личной собственности, сохранило по отношению к этому новому виду владения все правила, ограждающие сохранность крестьянской надельной земли для крестьянства, и тем заслужило даже упрек в недостаточном размахе бюрократического творчества!

<...> Поэтому совершенно противно самой мысли, самому принципу закона 9 ноября насильственное прикрепление к земле какой-либо рабочей силы, будь то путем прикрепощения ее к общине или путем создания в черте самого надела новой небольшой общины – общины семейной. По нашим понятиям, не земля должна владеть человеком, а человек должен владеть землей. Пока к земле не будет приложен труд самого высокого качества, труд свободный, а не принудительный, земля наша не будет в состоянии выдержать соревнование с землей наших соседей, а земля (повторяю то, что сказали в свое время в Государственной думе), земля – это Россия. <...>

Из речи П.А. Столыпина 26 марта 1910 г. //
Государственный совет. Сессия пятая. 1909-1910 гг.
Стенографические отчеты. СПб., 1910. С. 1601-1607.

Уровни анализа документа:

1.Паспортизация документа:

- где и когда создан?

- кто автор?

- вид документа?

2.Историко – логический:

- о чем говорится в тексте?

3.Аксиологический:

- какие ценности заложены в содержании документа?

4.Критический:

-  объективная ли информация?

- можно ли доверять этому документу?

5.Праксиологический:

- как использовать документ в изучении истории?

- чем он полезен?

Дополнительный  вопрос  учителя:

1. почему Столыпин считал необходимым разрушитьобщину?

- Творческое задание: составить синквейн.

1 строка – одно слово – центральное понятие темы,

2 строка -  три слова, прилагательные или существительные, характеризующие главное понятие,

3 строка -  два слова, объясняющие суть происходящих событий,

4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,

5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы.

Столыпин

Жесткий, справедливый, энергичный,

Реформирует, предлагает, усмиряет,

Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!

Великий реформатор.

  потребность

    объект

  субъект

  активность

    виды

    цель

    осознанность

    результат

 средства

  материальная

    духовная

Деятельность Столыпина направлена на сохранение царизма, поддержание стабильности с стране.

В чем значение деятельности Столыпина?

Мероприятие

Содержание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельность П етра А ркадьевича Столыпина

Слайд 2

Проект «Имя России» - 2008 год личность всего голосов место Александр Невский 524 575 1 П.А. Столыпин 523 766 2 И.В. Сталин 519 071 3 А.С. Пушкин 516 608 4 Петр I 448 857 5 В.И. Ленин 424 283 6 Ф.М. Достоевский 348 634 7 А.В. Суворов 329 028 8 Д.И. Менделеев 306 520 9 Иван IV Грозный 270 570 10 Екатерина II 152 306 11 Александр II 134 622 12 ВСЕГО ГОЛОСОВ: 4 498 840

Слайд 3

потребность субъект объект виды осознанность результат средства цель духовная материальная активность

Слайд 4

Цель: охарактеризовать деятельность П. А. Столыпина

Слайд 5

Что совпало с моими представлениями О чем раньше не знал. Новое содержание. Что не совпало с моими представлениями Что вызвало непонимание = + - ?

Слайд 6

П. А. Столыпин в Ковно с уездными предводителями дворянства, 1901 год

Слайд 7

Гродненский губернатор Столыпин в 1902 году

Слайд 8

Столыпин принимает рапорт у волостного старшины . Саратовская губерния, 1903 год

Слайд 9

Разрушенное вследствие взрыва здание особняка Столыпина на Аптекарском острове Адъютант Столыпина А. Н. Замятин, фактически спасший П. А. толыпина от смерти ценой своей жизни

Слайд 11

Фишбоун Мероприятие Содержание

Слайд 12

Могила П. А. Столыпина ( Киево – Печерская лавра) Памятник П. А. Столыпину в Киеве. Снесён в 1917 году.

Слайд 13

Памятник П. А. Столыпину в Саратове Мемориальная доска в Вильнюсе

Слайд 14

Убийца П. А. Столыпина М. Богров

Слайд 15

Анализ исторической ситуации. А. Укажите время действия. Б. Укажите место действия. В. Укажите основные события, связанные с ситуацией. Г. Укажите исторические документы, имеющие отношение к ситуации, и кратко охарактеризуйте их суть. Д. Какие люди или группы людей были причастны к данной ситуации? Главный вопрос:

Слайд 16

Уровни анализа документа: 1. Паспортизация документа: - где и когда создан? - кто автор? - вид документа? 2. Историко – логический : - о чем говорится в тексте? 3. Аксиологический: - какие ценности заложены в содержании документа? 4. Критический: - объективная ли информация? - можно ли доверять этому документу? 5. Праксиологический: - как использовать документ в изучении истории? - чем он полезен?

Слайд 17

На фото вверху: двухуровневый "столыпинский" вагон для перевозки... Столыпинские галстуки

Слайд 18

А. Укажите время действия – Б. Укажите место действия – В. Укажите основные события и явления, связанные с ситуацией: Г. Какие люди или группы людей были причастны к данной ситуации: Д. Укажите исторические документы, имеющие отношение к ситуации, и кратко охарактеризуйте их суть: Главный вопрос : почему аграрная реформа вызывала неоднозначную оценку среди сторонников и противников Столыпина? Работа с исторической ситуацией

Слайд 19

А. Укажите время действия – с 1906 года. Б. Укажите место действия – Российская империя. В. Укажите основные события и явления, связанные с ситуацией: - правительственная программа, - аграрные законопроекты в Первой и Второй думах, - переселенческая политика, - передача надельных земель в собственность крестьян, - постепенное упразднение сельской общины, - широкое кредитование крестьян, - агрономическая помощь, - кооперативное движение. Г. Какие люди или группы людей были причастны к данной ситуации: - царь, правительство, крестьяне. Д. Укажите исторические документы, имеющие отношение к ситуации, и кратко охарактеризуйте их суть: - указ 9 ноября 1906 года, Главный вопрос : почему аграрная реформа вызывала неоднозначную оценку среди сторонников и противников Столыпина?

Слайд 20

Итоги столыпинской аграрной реформы Положительные Отрицательные Из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение деревни, сельская верхушка давала до половины рыночного хлеба От 70 до 90 % вышедших из общины крестьян сохранили связи с ней, основную массу составляли трудовые хозяйства общинников Из Европейской России переселилось 3 миллиона хозяйств Вернулось обратно в Центральную Россию 0,5 миллиона переселенцев 4 миллиона десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот На крестьянский двор приходилось 2-4 десятины, при норме 7-8 десятин Стоимость сельскохозяйственных орудий увеличилась с 59 до 83 рублей на один двор Основное сельскохозяйственное орудие – соха (8 миллионов штук), 52 % хозяйств не имели плугов Потребление суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20 миллионов пудов Минеральные удобрения применялись на 2 % посевных площадей За 1890-1913 гг. доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 рублей в год В 1911-1912 гг. страну поразил голод, охвативший 30 миллионов человек

Слайд 21

1 строка – одно слово – центральное понятие темы, 2 строка - три слова, прилагательные или существительные, характеризующие главное понятие, 3 строка - два слова, объясняющие суть происходящих событий, 4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме, 5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы. Правила написания синквейн а:

Слайд 22

Столыпин Жесткий, справедливый, энергичный, Реформирует, предлагает, усмиряет, Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия Р еформатор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу: "История России XIX век" - 8 класс

Рабочая программа  по истории  России для 8-х классов составлена в соответствии с типовой программой по истории, рекомендованной МОиН Российской  Федерации. Авторы А.А. Данилова, Л.Г. К...

тест по истории России 19 век (в класс)

тест по теме "Движение Декабристов"...

дидактический материал по истории России 20 век, 9 класс

Задания по истории России 20 век для 9 класса. Задания на соотнесение дат и событий. Тексты с ошибками. Тексты с пропущенными словами....

Программа интегрированного учебного курса по Новой истории и истории России XIX века 8 класс.

Примерная программа выполняет две основные функции:Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей страте...

Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX век. 8 класс». Тест № 1 «Россия в 1800-1815 годах».

Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 8 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...

Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX век. 8 класс». Тест № 2 «Россия в 1814-1825 гг.»

Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 8 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...

Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX век. 8 класс». Тест № 3 «Россия в период правления Николая I».

Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 8 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...