Урок по истории "Олимпийские игры" 5 кл.
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Говорова Марина Владимировна

Межпредметный урок-игра  (история+математика). Рассчитан на 2 часа (урока). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiyskie_igry.docx27.79 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt2.64 МБ
Файл goroda.docx14.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Олимпийские игры»

  1. Звучит музыка (Сиртаки)
  2. Слайд с греческими пейзажами
  3. Учитель и: Здравствуйте, дорогие ребята! Я думаю, вы уже догадались, что на сегодняшнем уроке мы продолжим путешествие по Древней Греции.  Кое-что об этом государстве мы уже знаем. (ребята называют известные факты из истории Греции)
  4. Учитель м: Подождите! Подождите! К нам кажется, кто-то идёт на урок!
  5. Входят послы в тогах со свитками

1 посол: Всем! Всем! Всем!

2 посол: Приближается великий праздник благословенной Эллады!

1 посол: Священный мир объявлен, дороги безопасны!.

2 посол: Приглашаем граждан свободной Эллады на Олимпийские игры!

1 посол: Да победит сильнейший!

  1. Учитель и: Куда – куда они нас приглашают? (дети – на Олимпийские игры) Ну что, отправляемся? Тема урока: Олимпийские игры (слайд). Совсем недавно закончились зимние Олимпийские игры. Где они проходили? (В Канаде, г. Ванкувер). Я думаю, вы с интересом следили за соревнованиями спортсменов. Оказывается эти захватывающие состязания появились в Древней Греции. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей Олимпийских игр.
  2. Учитель м: Но мы сможем не только познакомиться с историей, но и устроим свои олимпийские  игры
  3. Учитель и : Это как? Вы собираетесь здесь устроить кулачные бои, бега, будете метать копья? Эдак мы до конца урока не доживём!
  4. Учитель м: Да нет же. После наших соревнований точно все живы останутся, так ещё и умнее станут. Если древние олимпийские игры это спортивные состязания, то мы устроим интеллектуальные соревнования.
  5. Учитель и: Ну что ж, тогда я согласна.
  6. Учитель м: Тогда начнём всё по-порядку. Перенесёмся в Олимпию (слайд) – место, где и проходили Олимпийские игры.
  7. Учитель и : Олимпия была не городом,   а священным округом. Она находилась в небольшой закрытой долине реки Алфей, окружённой со всех сторон горами. Помещения для упражнений атлетов, дома жрецов, многочисленные храмы – вот постройки Олимпии. Самым знаменитым был храм Зевса Олимпийского (Слайд) со знаменитой статуей сидящего Зевса, работы Фидия, (слайд) являющейся одним из чудес света. Именно с именем главного греческого бога Зевса связан миф обосновании Олимпийских игр. (видеофрагмент из мулт. «Олимпионики»)
  8. Учитель и: Первые олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э. (слайд) Они проходили раз в 4 года.  Последние прошли в 394 г. н.э. именно в этом году они были запрещены римским императором Феодосием I, который насильственно насаждал христианство, а игры считал «пережитком язычества». Проведение Олимпийских игр возобновилось в 1896 г. по инициативе французского аристократа Пьера де Кубертена в Афинах (даты на слайде)
  9. Учитель м: Подождите, подождите! Цифры, это моя стихия. Насколько я знаю перед началом игр атлеты, так называли участников соревнований должны были 10 месяцев тренироваться у себя в родном городе, а потом за месяц до игр прибыть в Олимпию и там продолжить тренировки. Давайте и мы разомнёмся перед ответственными состязаниями.

Задачи 

  1. Сколько лет продолжались древние олимпийские игры? (1170)
  2. Сколько лет назад состоялись первые в истории игры? (2786)
  3. В каком году игры отметят 3000 юбилей? (2224)
  4. Сколько лет насчитывает современная история Олимпийских игр? (114)
  5. Сколько лет игры не проводились? (1502)
  6.  Сколько игр прошло бы, если славная традиция не нарушалась? (696)
  1. Учитель м: Я смотрю, между командами разгорелась нешуточная борьба. Как бы до войны не дошло!
  2. Учитель и: А вот в древности в год Олимпийских игр все войны между греческими государствами прекращались. Когда в 424 г. до н.э. спартанцы во время перемирия осадили враждебный им город, то в наказание атлетов Спарты лишили права участвовать в играх целых 20 лет. В скольких играх, спартанцы не смогли принять участие? (5) (слайд)
  3. Учитель и: Ты обратил внимание, что девчонки в наших командах едва ли не активнее мальчишек отвечают на вопросы?
  4. Учитель м : А что тебя удивляет? Эмансипация!!!!
  5. Учитель и:  Дело в том, что в Древней Греции женщин не допускали до состязаний. (слайд) Они не могли даже присутствовать на стадионе, чтобы поболеть за своих братьев, мужей, отцов. За всю многовековую историю древних Олимпиад только одной женщине удалось нарушить запрет и появиться в Олимпии во время Игр. (видеофрагмент)
  6. Учитель и: Участвовать в играх могли только свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. Главное, отличающиеся высокими моральными качествами. Не совершившие убийства или проступка не достойного гражданина

 Вопрос: Почему же обычно участниками игр были в основном зажиточные греки?

Ответ (Жившие своим трудом крестьяне и ремесленники не могли столько времени уделять тренировкам, земледельцы должны были работать в поле, ремесленники изготовлять свои орудия.)

  1. Учитель и: На Олимпийские игры атлеты съезжались из разных греческих городов. (слайд)
  2. Учитель м: И сегодня на наших интеллектуальных играх собрались команды из 4 городов.. Может быть команды расскажут, а заодно и покажут откуда они к нам прибыли?  (Пантикапея, Кирены, Милета и Афин)
  3. Представление команд
  4. Учитель и: Спасибо за представление. Олимпийские игры продолжались 5 дней. В первый день атлеты приносили жертву богам.
  5. Учитель и: Перед началом соревнований участники произносили клятву. Давайте и мы поддержим эту традицию.

- Клянемся биться достойно и честно. (Клянёмся! 3 р.) Уважать соперников и судей. (Клянёмся! 3 р.)

27. Учитель м: Мне кажется команды готовы. Мне не терпится начать соревнования.

28. Учитель и: Давайте познакомимся с состязаниями в которых участвовали греческие спортсмены (слайд). А помогут нам греческие сосуды.

29 Выступление группы 1 (бег)

        Дистанция бега равнялось одному стадию то есть 191 м (отсюда наше слово - стадион) . Беговая дорожка была глиняной, сверху она посыпалась слоем песка. Античные бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям . один бегун догнал зайца, а спартанский атлет бежал так легко и быстро, что не оставлял следов на песке.

30. Решение задач

31. Демонстрация следующего слайда - прыжки в длину

32. Выступление группы 2 (прыжки в длину)

Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями  из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед. Прыжки сопровождались музыкой. Музыка была обязательной для соревнований. Она помогала атлетам соблюдать ритм.

33. Решение задач

34. Демонстрация следующего слайда – борьба

35. Выступление группы 3 (борьба)

Одним из самых интересных состязаний была борьба. В борьбе побеждал тот, кто трижды противника кидал на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Панкратион велась до полной победы, пока противник уже не мог двигаться. Нельзя было кусать, выбивать глаз. Еще одна хитрость борцов, они старались вывалять в пыли  соперника, чтобы лучше обхватить его ведь перед схваткой они обмазывались оливковым маслом. Самым прославленным среди борцов был Милон. Еще подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон в первого силача. Он был победителем на 6 олимпиадах.

36. Решение задач

37. Демонстрация следующего слайда – метание копья и диска

38. Выступление группы 4 (метание копья и диска)

Метание копья и диска производилось с небольшого возвышения. При этом копьё кидали не на дальность, а на точность. Атлет должен был поразить специальную мишень. А о появлении соревнования по метанию диска есть такое предание (видеофрагмент)

39. Решение задач.

40. Демонстрация следующего слайда (гонки колесниц)

41. Учитель и : Захватывающее зрелище представляло соревнование колесниц, запряженное четверкой лошадей. Это состязание происходило на специально устроенном иподроме. По сигналу трубы возницами взмахивали бичами и колесницы устремлялись вперед, чтобы сделать двенадцать кругов около 13 км. В двух местах ипподрома, имевшую овальную формы, стояли поворотные столбы. Чтобы сократить расстояние  каждый стремился на повороте проехать как можно ближе к столбу. Нередко колесница, задев столб  переворачивалась , колесницы сталкивались возницы получали увечья и раны Участвовать в гонках колесниц могли только очень богатые люди: иметь конюшню скаковых лошадей стоило очень дорого. .При этом владелец упряжки мог сам не управлять лошадьми в любом случае победа присуждалась ему, а не возничему.

Но не меньшей славой пользовались и возницы. Возничий Полиамид мог удержать колесницу  и упряжку из четырех лошадей одной рукой т.к. у него другая рука была изувечена. И о нем слагали легенды как о победителе.

42. Решение задач

44. Учитель м: Наши игры подошли к концу. Пора подводить итоги.

45. Учитель и: Пятый день - заключительный был днем награждения. (слайд) Олимпиоников – так называли победителей игр -  венчали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым ножом в священной роще. Кроме этого они награждались пурпурными одеждами, им ставили статуи в родном городе, выделяли денежное вознаграждение. Победитель получал право на почётное место в театре и бесплатные обеды .

46 Учитель м: Пора и нам наградить победителей. (фанфары)

Приглашается команда победителей под звуки фанфар, одеваются им на головы венки и вручаются талоны на бесплатную пиццу в школьной столовой.

47. Учитель и: Мы с вами прощаемся.  Совсем скоро в 2014 году Олимпийские игры пройдут у нас в России в г. Сочи.  Тогда вы сможете своим родным или друзьям поведать их историю, а ещё рассказать как уже принимали в них участие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Олимпийские игры в древности

Слайд 2

Олимпия

Слайд 3

Храм Зевса в Олимпии Статуя Зевса

Слайд 4

Хронология Олимпийских игр 776 г. до н. э . – состоялись первые Олимпийские игры 394 г. н.э. - завершение древних Олимпийских игр 1896 г . - «второе рождение» Олимпийских игр Периодичность Олимпиад – каждые 4 года

Слайд 5

Правила Олимпийских игр Запрещалось Воевать и носить оружие Присутствовать женщинам Участники ( атлеты): Только свободные эллины

Слайд 6

Бегуны .

Слайд 11

Прыжки в длину . .

Слайд 12

Хронология Олимпийских игр 776 г. до н. э . – состоялись первые Олимпийские игры 394 г. н.э. - завершение древних Олимпийских игр 1896 г . - «второе рождение» Олимпийских игр Периодичность Олимпиад – каждые 4 года

Слайд 13

Сколько лет назад состоялись первые игры? В каком году игры отметят 3000 юбилей? Сколько лет насчитывает современная история Олимпийских игр? Сколько лет они не проводились? Сколько игр прошло бы, если бы славная традиция не нарушалась?

Слайд 14

Состязание борцов

Слайд 15

I

Слайд 17

II

Слайд 19

Метание диска

Слайд 20

Однажды на привале после удачной охоты греческий учёный Евклид в шутку предложил царю Птолемею задачу. Ответ царя показал, что он был не только искусный охотник, но и знал толк в арифметике. «За сколько прыжков гончая догонит зайца, если первоначально их разделяет 150 футов; заяц с каждым прыжком удаляется от собаки на 7 футов, а собака бежит быстрее зайца и с каждым прыжком приближается к нему на 9 футов?» Ответ: 75 футов

Слайд 21

Пять братьев делили наследство – три дома в Афинах. Чтобы все получили поровну в денежном выражении, братья поступили так: три старших брата взяли себе по дому, а младшим они заплатили деньги. Каждый из трёх братьев заплатил 800 монет. Много ли стоил один дом? Ответ: 1200 монет

Слайд 22

Летела стая птиц, а навстречу им летит ещё одна. - Здравствуйте, сто птиц! - Нас не сто птиц, - отвечает ему вожак стаи, - если бы нас было столько, сколько теперь, да ещё столько, да ещё полстолько, да ещё четверть столько, да ещё ты, птица, с нами, то нас было бы сто птиц. Сколько птиц было в стае? Ответ: 36 птиц

Слайд 23

Мальчику 13 лет, его сестре – 10 лет, их младшему братику – 6 лет, а их отцу – 41 год. Через сколько лет возраст отца окажется равным сумме возрастов его детей? Ответ: через 6 лет

Слайд 24

Состязание на колесницах .

Слайд 25

7,8 + 8,34 5,6 + 14,158 14,7 – 7,47 11 – 0,459 7,2 – 4,783

Слайд 26

7,8 + 8,34 = 16,14 5,6 + 14,158 = 19,758 14,7 – 7,47 = 7,23 11 – 0,459 = 10,541 7,2 – 4,783 = 2,417

Слайд 27

Слава победителям! Награда победителям в Олимпии Оливковый венок Прижизненная статуя (для победителей 3 Олимпиад) Почести в родном городе Пожизненная пенсия Пожизненное питание Освобождение от налогов Почетное место в театре

Слайд 28

Домашнее задание. Прочитать § 33 учебника Творческое задание (для всех): составить рассказ от имени зрителя, попавшего на Олимпийские игры в Древнюю Грецию . Для любознательных! (выполняется по желанию) Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом?



Предварительный просмотр:

Пантикапей –  город основан выходцами из Милета. Название переводиться как  «рыбный путь». Сейчас этот город называется Керчь. Находиться на побережье Чёрного моря. Главным божеством-покровителем Пантикапея с основания поселения являлся бог Аполлон.

Милет – город находиться в Малой Азии. Согласно мифу, город основал герой Милет, переселившийся с Крита. Город был родиной философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. В историю он вошел как крупный культурный центр Древнего мира. Там были созданы первые научные приборы: солнечные часы, модель небесной сферы, гномон — устройство для определения географической широты места. И циркуль был изобретен там.

Кирена – Кирена, в греческой мифологии - нимфа. Кирена - обитательница лесов, охранительница стад, бесстрашная охотница, в которую влюбился Аполлон и умчал в Ливию, где возник город. Он находится  на территории современной Ливии  (северная Африка). Город вёл активную торговлю. Из него вывозились так называемые киренские вазы, хлеб, вино, фрукты и в особенности сильфия (растение, употреблявшееся для изготовления лекарств)..

Афины – столица Греции. Названы в честь богини Афины. Из мифологии известно, что имя богини мудрости — Афины — город получил после спора Афины с владыкой морей Посейдоном. Известно, что первый царь Афин Кекроп (Κέκροπας), который был наполовину человеком, наполовину змеей, должен был решить, кто будет покровителем города. Два бога — Афина и Посейдон — должны были сделать подарок Кекропу, и тот, кто сделает лучший подарок, становился покровителем города.

Тогда, перед Кекропом, первым ударил своим трезубцем Посейдон, и тотчас из земли забил источник. Греция — страна жаркая, горная, вода там нужна, но она оказалась морской, солёной. После же удара Афины из земли выросло маленькое оливковое дерево. Кекроп был впечатлён подарком Афины и выбрал её в качестве покровителя города. Таким образом Афины и взяли имя великой богини. Но так как Кекроп не выбрал Посейдона, в Афинах стало не хватать воды. Эта нехватка чувствуется и по сей день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...