историческая викторина, посвященная 400-летнемему юбилею Дома Романовых
материал по истории по теме
Цели викторины - это обобщение изученного учебного материала по разделу: “Династия Романовых”; демонстрация межпредметной связи истории, литературы, искусства, информатики, разнообразия форм и методов проверки знаний учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_posvyashchennaya400-letiyu_doma_romanovyh.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОСОВОЙ И.А.
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
НА ТЕМУ «400-ЛЕТИЕ ДОМА РОМАНОВЫХ».
2013 г.
"О делах нынешних потомки наши
напишут много, много книг;
но мы, современники, все это
хорошо знаем, а младшие, которые
чего не помнят, спросят у старших,
и те им расскажут не
по книгам, а как очевидцы "
С. М. Соловьев.
Дата: 06.05.2013 г.
Группы: БЭ-24, ПР-26
Цели: обобщение изученного учебного материала по разделу: “Династия Романовых”; демонстрация межпредметной связи истории, литературы, искусства, информатики, разнообразия форм и методов проверки знаний учащихся.
Задачи:
Образовательные:
повторить с учащимися изученный ранее материал, использовать полученные знания в решении практических задач, научить пользоваться компьютерной версией изложения темы занятия.
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач и самостоятельной деятельности учащихся;
интереса к изучению предметов гуманитарного и прикладного циклов, умений работать в некоторых прикладных программах компьютерной системы.
Воспитательные:
пробудить интерес к изучению истории с привлечением мультимедийных средств обучения; способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе;
вызвать чувство гордости за героическое прошлое своего Отечества;
воспитать у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа.
Оборудование:
- Компьютерные программы «Windows XP», «ADTester»
- Компьютеры и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов.
- Диск с записью презентации “Династия Романовых”. Короткометражный документально-исторический фильм «Празднование 300-летия династии Романовых»
- Таблица подсчета итогов викторины.
Состав участников викторины:
Ведущий – учитель истории.
Участники – студенты групп БЭ-24, ПР-26
Жюри - преподаватели истории, литературы, информатики.
Зрители: студенты групп БЭ-24, ПР-26 , не принимающие участие в викторине.
Время проведения: 1 пара (90 мин)
План:
- Мотивация. Целеполагание. – 5 мин.
- Введение в тему. Повторение. – 5 мин.
- Просмотр документально-исторического фильма – 15 мин.
- Прохождение викторины - 50
- Подведение итогов урока Домашнее задание. Рефлексия. – 15 мин.
Правила викторины:
Викторина проводится по мере смены слайдов, где содержатся основные понятия, ключевые слова, события и даты романовской, а также вопросы и задания к ним. Ведущий комментирует содержание слайдов, поясняют смысл и значение исторических явлений и событий, задает вопросы и задания, контролирует их правильное выполнение участниками.
По ходу викторины участники набирают баллы. Побеждает студент, набравший максимальное количество баллов. Победители определяются в личном зачете. Итоги конкурса обозначаются на “Таблице подсчета итогов викторины”.
Ход викторины:
Ведущий (преподаватель истории).
Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было все: и взлеты и падения, и триумфы и поражения. И только история должна и может дать нам мудрый и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость исторического пути народа, а что – бесчестие и позор?” Поможет ответить нам на этот вопрос история романовской эпохи.
Сегодня на уроке мы подведем итог изучению разделов: “Эпоха династии Романовых”. Цель: проверить ваши знания, полученные по данной теме. Это знание основных событий, исторических личностей, сыгравших решающую роль в этот период, практическое знание карты. В 2013 году отмечается 400-летие правления династии Романовых, поэтому материалы актуальны.
А сейчас я приглашаю вас виртуально посетить празднование 300-летнего юбилея правящей династии Романовых.
(приложение: просмотр исторически-документального фильма «Празднование 300-летия правления Романовых» 1913 г.).
Русский историк Н.И. Кареев писал: “История есть, между прочим, и история деятельности людей...”, указывая на необходимость изучения жизни и деятельности исторических личностей., а исторической личностью следует считать людей с ярко выраженной индивидуальностью, оставивших значительный след в истории.
Личности в истории условно составляют три группы:
- по положению (наследственные правители и т.п.);
- по заслугам положительным (реформаторы, полководцы-победители, первооткрыватели, крупные ученые т.п.);
- по “заслугам” отрицательным (гонители просвещения, контрреформаторы, террористы, авантюристы и т.п.).
Я предлагаю вам обратить внимание на первых, и ответить на ряд вопросов, посвященных времени царствования царей, императоров и императриц династии Романовых
(Участники рассаживаются за индивидуальные компьютеры, и начинают отвечать на вопросы викторины Задания викторины составлены с помощью программы AD Tester).
ВОПРОСЫ ИНТЕРАКТИВНОЙ ВИКТОРИНЫ:
- Как звучит фамилия царя Российского государства Михаила Федоровича, избранного на престол в 1613 году?
- Как звучит прозвище царя Алексея Михайловича Романова?
- Какой патриарх был инициатором церковной реформы 1653 г., которая привела российское общество, к так называемому церковному расколу?
- Земли, какого государства (только левобережные) добровольно вошли в состав Российской империи в 1653 году?
- Кто управлял Российским государством до совершеннолетия Петра I?
- При каком императоре в России появляется регулярная армия (благодаря рекрутской повинности 1705 года)?
- Какой ранг необходимо было заслужить, чтобы получить потомственное дворянство по "Табели о рангах" Петра Великого?
- Какой орган высшей церковной власти появился в России в 1721 г.?
- Какой российский город был образован в 1703 году, благодаря Петру Великому?
- Высший государственный орган, учрежденный Петром I, как высший орган по делам законодательства и государственного управления?
- На какое количество губерний была поделена Россия по областной реформе Петра Великого?
- В какие года Петр I совершил два похода на Азов?
- Какую войну вела Россия с 1700 по 1721 гг.?
- Какой титул получил Петр Великий за победу, одержанную в Северной войне?
- Как называетcя первый российский музей, открытый в 1719 году по инициативе Петра I?
- Оставил ли император Петр Великий завещание о престолонаследии?
- Кто фактически управлял Российской империей при правлении императрицы Анны Иоанновны?
- Как звучит прозвище императрицы Екатерины II?
- Каким сословиям императрица Екатерина II направила Жалованные грамоты в 1785 году?
- Какому российскому правителю посвящен памятник на Сенатской площади в Санкт-Петербурге? (скульптор Э.М. Фальконе)
- Кто возглавил крестьянскую войну 1773 - 1775 гг.?
- Расставьте в верном хронологическом порядке императоров и императриц династии Романовых из эпохи дворцовых переворотов.
- Назовите имя императора Российской империи, убитого в результате заговора 11 марта 1801 года.
- С каким европейским государством России пришлось воевать в ходе Отечественной войны 1812 года?
- Главнокомандующий российской армии в Отечественной войне 1812 года?
- Найдите в списке лидеров партизанского движения, принимавших непосредственное участие в Отечественной войне 1812 года.
- Сопоставьте название военного действия и его историческую дату: "Отечественная война 1812 года"
- Найдите в списке две тайные политические организации первой четверти 19 века, целью которых была ликвидация самодержавного строя в России и введение конституции.
- Как называли деятелей русского освободительного движения первой четверти 19 века, пытавшиеся совершить государственный переворот 14 декабря 1825 г.?
- При каком императоре была построена первая железная дорога в России?
- В 1837 году в России появилась первая железная дорога. Какие населённые пункты она соединяла?
- При императоре Николае I министром просвещения был граф С.С. Уваров, который разработал теорию "официальной народности". Эта теория состоит из трех компонентов "самодержавие-православие-..." Назовите третий компонент теории.
- Окончилась ли победой для России Крымская война, в разгар которой скончался император Николай I?
- Как звучит прозвище императора Александра II?
- Назовите дату подписания императором Александром II
- Манифеста "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей".
- От рук какой революционной террористической организации погиб Александр II?
- Преобразования какого российского императора получили название контрреформы?
- С каким государством России пришлось воевать при императоре Николае II в течение 1904-1905 гг.?
- В какой день недели произошли события 9 января 1905 года?
- Кто возглавил манифестацию 9 января 1905 года, которая была расстреляна правительственными войсками?
- В каком городе был расстрелян император Николай II со своей семьей?
- Какие страны входили в состав Антанты к началу Первой мировой войны?
- Сопоставьте название военного действия и его историческую дату "Россия в первой мировой войне"
Ведущий:
400-летие Дома Романовых возвращает нас к нашему прошлому — в то время, о котором мы то тоскуем, то жалеем, но постоянно стремимся понять его. История рода Романовых рассказывает нам не только о служении своей стране. Великие цари и царицы были еще и мужьями, женами, сыновьями, отцами, бабушками и дедушками. Эти люди принимали судьбоносные решения и совершали роковые ошибки, но в то же время мечтали сохранить красоту, предавались светским развлечениям, учили русский язык, музицировали, флиртовали, любили и восхищались.
Ответив на все вопросы нашей викторины, вы сможете по-другому посмотреть на последнюю российскую императорскую династию. Перед вами откроется не только история нашей страны, но и частные судьбы людей, вершивших ее. Определены победители. А теперь настала пора поздравить их.
(На экране заставка к окончанию урока. Вручение грамот Звучат аплодисменты в честь победителей викторины)
Значение викторины в воспитательной работе с учащимися велико. Викторина — это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Важно использовать викторину в урочной деятельности, когда изучается ложный учебный материал, который требует глубокого и детального усвоения.
Викторину необходимо использовать как средство стимулирования познавательного интереса учащихся, их интеллектуальных умений.
Правила проведения викторин:
- Тема викторины должна быть актуальной.
- Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.
- Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.
- Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден.
- Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам.
- В викторинах всегда должны быть победители.
- Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.
Такое обучение приводит к запоминанию учащимися учебного материала, но развития мышления при этом не происходит. За учащимися закрепляется позиция ведомых, которая исключает инициативу, активность в познавательной деятельности. Поэтому необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания.
Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная викторина, посвященная 75-летнему юбилею В.В. Шаинского
Задачи:1.Обучающая-познакомить с творчеством композитора В. Шаинского.2.Коррекционная- развитие голоса, внимания, памяти, мелкой моторики.3.Воспитательная- прививать любовь к музыке, чувство дружбы....
Районная интеллектуальная историческая игра «Страницы родной истории», посвященной 400-летию воцарения династии Романовых
Районная интеллектуальная историческая игра «Страницы родной истории», посвященной 400-летию воцарения династии Романовых включает в себя задания заочного и очного этапов по заявленной тем...
Классный час, посвященный 400-летию Дома Романовых "Романовы и Южный Урал"
Материал к классному часу и урокам регионального компонента по истории России в 9-11 классах."Романовы и Южный Урал"....
презентация по истории России, посвященная 400 летию дома Романовых в России
презентация позволяет проводить уроки истории, внеклассные мероприятия, связанные с династией Романовых, правящих в России с 1618 по 1917 гг...
Литературно-историческая викторина, посвященная Дому Романовых
Данная викторина поможет при подготовке уроков и внеклассных мероприятий...