Конспект урока по истории по теме: "Три цвета гражданской войны".
план-конспект урока по истории (9 класс)

Дедова Светлана Николаевна

Материал для проведения урока по теме: "Гражданская война в России" .

Урок - практическое занятие (работа в группах).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_grazhdanskaya_voyna_v_rossii.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ТРИ ЦВЕТА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.

Цели урока:  рассмотреть политические и экономические программы основных участников войны;

выяснить причины победы «красных» в вооруженном   противостоянии с «белыми»;

учить систематизировать исторические знания на основе анализа исторических документов;

создать на уроке условия для проявления аналитико – познавательной активности школьников;

развивать коммуникативные навыки, умения делать выводы;

воспитывать активную гражданскую позицию, любовь к Отечеству.

Тип урока: урок – семинар

Методы работы: проблемный, исследовательский

Формы работы: групповая

Интерактивный прием: коллаж

Методическое обеспечение: карта «Гражданская война и интервенция 1918 – 1922 г.», исторические источники, выставка книг, карта – схема Челябинской области, плакаты       « Личности в Гражданской войне» и презентация  « Уроки  Гражданской войны».

 Эпиграф к уроку: «… гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…Пусть под красным и белым обелисками вознесет мать Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война».

Ход урока:

  1. Вводно – мотивационная часть ( вступительное слово учителя).

     Гражданская война… Это незабываемые страницы нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами проплывают красноармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные «неуловимые мстители». Героизм, стойкость, подвиги.

     Гражданская война – это трагедия народа, заключающаяся в самой постановке борющимися силами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть? Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой войны был народ.

     И вот сегодня, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что знаем о ней, о гражданской? История хранит еще много «белых пятен», малоизвестных страниц. Трагедия гражданской войны 1918 -1922  годов учит нас, в первую очередь, отказу от насилия и произвола, от ненависти как методов государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа «осчастливить» народ.

      Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, почему в условиях экономической разрухи, международной изоляции «красные» победили.

Учитель делит класс на микрогруппы : «белые», «красные», «зеленые», «краеведы». Каждая группа исследует исторические документы и  выполняет задания к ним, пользуясь источниками, учебной литературой, пособиями.

БЕЛЫЕ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ  

(документы для анализа позиций «белых»).

ДОКУМЕНТ №1

А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию:

   «Приказываю Особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения:

  1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка…
  2. Борьба с большевизмом до конца.
  3. Военная диктатура… Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления – дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и без навязывания…
  4. Внешняя политика – только национально русская… За помощь – ни пяди русской земли.
  5. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона…
  6. Оздоровить фронт и войсковой тыл – работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий».

ДОКУМЕНТ № 2

Из газеты «В пути», от 7 октября 1918 г.:

      «Из штаба бригады N…(Южный фронт) получена следующая телеграмма:″ Доношу, что делегатами Н – ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 чел. Личность убитых опознать оказалось невозможным, так как труппы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны ″».

ДОКУМЕНТ № 3

Из приказа губернатора Енисейской части Иркутской губернии генерала     С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:

«1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет – расстреливать десятого.

  1. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество… отбирать в пользу казны…

         5…За добровольное снабжение разбойников не только оружием.., но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.            

  1.  Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать    беспощадно».

ДОКУМЕНТ № 4

Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омский вокзал,           19 – 25 апреля 1919 г.:

          «Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни… Вы знаете, что в этой войне белых с красными мы, белые имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и, в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого преувеличения и это сочувствие – настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальным войском: они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно, являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде.

           Но с течением времени мы стали терять все эти спасительные качества. Здесь действовало много причин – и возросшая уверенность офицерства в надежности войск, а также уверенность в том, что для населения мы нужны как избавители, главное – полное невнимание командного состава к этому важнейшему из всех вопросов настоящего момента. .. Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую – нибудь неладно сказанную фразу… А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен.., отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбляют, бьют.

           Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется…Все то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами... красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием, которое у нас в полном пренебрежении – словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно ».

ДОКУМЕНТ № 5

Из статьи П.Н. Милюкова.

           «Почему же наш корабль потерпел крушение? Люди искали идею и пятнали знамя…Добровольчество не смогло сохранить свои белые ризы. Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы…Добровольчество есть плоть от плоти, кровь от крови русского народа».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПЕРВОЙ ГРУППЕ

  1. Прочитайте источники и сравните их.
  2. Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу белых. Каковы ее основные положения?
  3. Сделайте выводы о силе и слабости белого движения.
  4. Назовите причины поражения белых в Гражданской войне. Какую причину поражения деятели белого движения считают основной?

     КРАСНЫЕ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ.

Документы для анализа позиции «красных».

ДОКУМЕНТ № 1

Из программы РКП(б). Принята VIII съездом партии в марте 1919 г.:

    «Октябрьская революция 25 октября (7 ноября ) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества…Началась эра всемирной пролетарской революции, коммунистической революции. Только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами…

       В ОБЛАСТИ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно подавление сопротивления эксплуататоров и идейно борясь с…предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять…., что лишение политических прав и какие то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.

       В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. …Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей…Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью…должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор…»

ДОКУМЕНТ № 2

Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д.Троцкий. Из приказа № 64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 г.:

     «Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать за тем, чтобы мобилизорованные Красновым крестьяне и трудовые казаки – в случае перехода на нашу сторону – не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг…Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных рядовых казаков и неприятельских солдат».

ДОКУМЕНТ № 3

Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919 г. в городе Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено мая 20 дня 1919 г. Екатеринодар:

    «12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина, в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубова, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а также и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому…

       Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в Новочеркасске учреждения – Совет пяти и железнодорожный военно – революционный трибунал. Совет пяти заменил собою городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и исполнял, кроме того, функции суда. Этот Совет, руководствуясь…″революционной совестью″, но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы или отдельных матросских и красноармейских банд.

    …Прежде всего уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых  и просто обеспеченных людей, как ″буржуев″, священников за их несогласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как ″контрреволюционеров″. Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».

ДОКУМЕНТ № 4

Из речи Л.Д. Троцкого:

       «Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых».

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ ГРУППЕ:

  1. Прочитайте источники и сравните их.
  2. Отберите факты, представляющие политическую программу красных. Каковы ее основные положения?
  3. Сделайте выводы о силе и слабости красных.
  4. На основании источников расскажите о борьбе красных.
  5. Назовите причины победы красных в гражданской войне.
  6. Как вы объясните слова Л.Д. Троцкого? Можно ли эти слова считать обобщенной формулой победы большевиков в гражданской войне?

      ЗЕЛЕНЫЕ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

Документы для анализа позиции крестьян в Гражданской войне.

ДОКУМЕНТ № 1

Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского, Мариупольского, Бердянского, Бахмутовского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей. 10 апреля 1918г. село Гуляй – Поле, Александровского уезда:

ДОКУМЕНТ № 2

Из письма генерала С.Н. Розанова военному министру Сибирского правительства генералу Н.А. Степанову. Иркутск, 16 мая 1919 г. :

ДОКУМЕНТ № 3

Генерал Майковский. Приказ № 564 от 30 сентября 1919 г.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЕ:

  1. Прочитайте источники и сравните их.
  2. На основании источников определите требования зеленых, их место в расстановке политических сил в ходе Гражданской войны.
  3. Почему эта партия, требования которой наиболее близки требованиям крестьянства, не смогла возглавить «Малую гражданскую войну»?
  4. Сделайте выводы о силе и слабости позиции зеленых. Почему эта партия участвовала в войне и на стороне красных, и на стороне белых, и как самостоятельная политическая сила?
  5. Какую роль сыграло крестьянство в победоносном для большевиков исходе войны? Кем вы склонны считать крестьянство, победителем или побежденным?

КРАЕВЕДЫ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЕ:

  1. Проанализировать материал , определить роль Южного Урала в Гражданской войне.
  2. Составить карту – схему городов, которые приняли участие в войне на стороне «белых», «красных», «зеленых», если таковые есть.
  3. Итоги Гражданской войны и победы красных на Урале. (прием коллажа).

(После обсуждения в группах следуют выступления участников дискуссии по каждой проблеме. Учитель уточняет, корректирует и дополняет формулировки учащихся )

  1. Презентация  « Уроки  Гражданской войны».
  2. Итог урока.

 - Завершая обсуждение источников, еще раз вернемся к проблемному вопросу, поставленному вначале урока: «Почему в условиях экономической разрухи, международной изоляции Советская Россия победила в войне?»

Нужно ли помнить о гражданской войне? На чьей стороне выступили бы вы? Как вы относитесь к тому, если бы  современное общество приняло новый праздник: « День победы в Гражданской войне».

Победа в войне – триумф красных: разбиты вооруженные силы белых и интервентов, подавлены антибольшевистские выступления крестьян. Красные отстояли государственный суверенитет Советской России, утвердили власть большевистской партии в обществе.

  1. - Домашнее задание

 Написать эссе на тему: «Уроки Гражданской войны».

 - Закончить наш урок мне бы хотелось словами М. Волошина(1920 г.):    

Из крови, пролитой в боях,

          Из праха  обращенных в прах,

          Их мук казненных поколений,

           Из душ крестившихся в крови,

                                                        Из ненавидящей любви,

              Из преступлений, исступлений –

                                                        Возникнет праведная Русь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок истории на тему: «Три цвета гражданской войны!»

Гражданская война... «В каком сражаться стане?»...

конспект урока по истории на тему:Крестьянская война под предводительством Степана Разина

Конспект урока по истории России  в 7 классе на тему :Крестьянская война под предводительством Степана Разина...

Конспект урока по истории на тему "Опиумные войны"

Причины и итоги опиумных войн.Восстание тайпинов."Боксерское восстание".Развитие национально-демократической революции....

План-конспект урока по истории России Тема урока: ««Холодная война». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: ««Холодная война».Класс: 9  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: ...

План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

Конспект урока по Истории Отечества тема: «Начало Великой Отечественной войны».

Конспект  урока  по Истории Отечества тема: «Начало Великой Отечественной войны»....