Рабочая программа по истории Средних веков
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Рабочая программа по истории Средних веков (6 класс) к учебнику Агибаловой Е.В., Донского Г.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Департамент образования города Братска
«Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31 им. А. П. Жданова»
Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
На заседании методического совета МОУ «СОШ № 31 имени А.П.Жданова» Протокол №_______ От «___»__________201_ г. | зам. директора по НМР __________________________ _______________________ «___»__________201_ г | Директор МОУ «СОШ №31 имени А.П.Жданова» __________________________ ________________________ «___»__________201_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории Средних веков для 6 -х классов
Козловская Вера Николаевна,
учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
Братск 2011/2012 год
Класс - 6
Кол-во часов на год (на класс) - 31
В неделю 2 часа.
Плановых проверочных работ - , тестов –
Данная рабочая программа составлена на основе:
1. Стандарта основного общего образования по истории (базовый уровень) 2004г.;
2. Закона об образовании;
3. Учебного плана;
4. СанПиН 2.4.2.1178-02 Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях;
5. программа по истории Средних веков. В. А. Ведюшкина «Программы общеобразовательных учреждений. История и обществознание 5-11 классы» «Просвещение», М., 2008г. Допущенная Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения, которая легла в основу действующих учебника «История Средних веков» для 6 класса. Авторы: Агибалова Е.В., Донской Г.М. - М.: Просвещение 2008г.
тип программы: адаптированная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество часов – 31 (История России – 37ч.)
В неделю – 2 часа
Распределение учебного времени
Классы | Объем учебного времени | Разделы программы | Резерв учебного времени | |
История России | Всеобщая история | |||
Что изучает история – не менее 10 ч | ||||
V-VI классы | 140 ч | История России (с древности до XV в.) – не менее 30 ч. | История Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч | 25 ч |
VII-VIII классы | 140 ч | История России (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 72 ч | История Нового времени (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 48 ч | 20 ч |
IX класс | 70 ч | Новейшая и современная история России – не менее 36 ч | Новейшая и современная история – не менее 24 ч | 10 ч |
Предмет «история» в 6 классе включает два курса: первое полугодие изучается история средних веков – 28 часов; второе полугодие – истории России – 40 часов. Всего - 68 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории.
Данная программа ориентирована на использование учебников, выпускаемых издательством «Просвещение» и включенных в Федеральный перечень:
- Данилов А. А., Косулина Л. Г.,: История России. С древнейших времен до конца XVI века.
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков.
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность просле-
дить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внима-
ние тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную
цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования
Задача курса – показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Цели:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;
- сформировать умения:
- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;
- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- работать с исторической картой;
- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений
Тип программы – адаптированная, создана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы В.А. Ведюшкина к учебнику Е.В. Агибаловой «История Средних веков» для 6 кл. (в виду отсутствия авторской программы Е. В. Агибаловой).
Актуальность содержания. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте, историческом пути человечества важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучение учебного курса идет с использованием различных типов и форм уроков, а заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, контрольных работ по разделам учебника.
1. Типы уроков | |
Классические типы: | Нетрадиционные типы: |
1. Вводный урок | 1. Интегрированный урок |
2. Тренировочный урок | 2. Урок-соревнование |
3. Контрольный урок | 3. Урок фантазирования |
4. Урок закрепления знаний, умений, навыков | 4. Урок-турнир |
5. Урок самостоятельной работы | 5. Урок-спектакль |
6. Урок ТСО | 6. Урок-конкурс |
7. Урок практической работы | 7.Урок-конференция |
8. Комбинированный урок | 8. Урок-игра |
9. Повторительно-обобщающий урок | 9. Урок КВН |
10 Урок изучения нового материала | 10. Урок-путешествие |
11. Урок проверки и коррекции знаний и умений | 11. Аукцион знаний |
12. Урок-сказка | |
13.Урок взаимообучения | |
14. Урок-диспут |
2. Методы и способы обучения:
1. Объяснительно-иллюстрированный
2. Репродуктивный
3. Частично-поисковый
4. Проблемное обучение
5. Исследовательский
3. Формы обучения: | |
1. Лекция | 8. Диктант |
2. Семинар | 9. Тест |
3. Беседа | 10. Промежуточная диагностика |
4. Зачет | 11. Контрольная работа |
5. Работа по карточкам | 12. Смотр знаний |
6. Групповая работа | 13. Лабораторная работа |
7. Работа в парах | 14. Практическая работа |
4. Ключевые компетенции:
1. Нравственная - толерантность
1) способность учиться всю жизнь, |
2) взаимосвязь знаний, |
3) стремление заниматься исследовательской деятельностью, |
4) умение работать с дополнительной литературой, |
5) выдвижение собственных идей |
2. Интеллектуальная -
1) владение письменным и устным общением, |
2) способность работать в группах, парах, |
3) способность поддерживать эмоционально устойчивое поведение в критических ситуациях |
3. Коммуникативная -
Планирование по истории Средних веков в 6 классе составлено на основе нормативных документов:
- Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по истории.
- Программы по истории Средних веков в 6-х классах. В. А. Ведюшкина «Программы общеобразовательных учреждений. История и обществознание 5-11 классы» «Просвещение», М., 2007г., стр.42-48.
- Закона об образовании,
- Учебного план МОУ « СОШ №31 им. А. П. Жданова» на 2011-2012 учебный год.
- СанПиН 2.4.2. № 1178-024, зарегистрированные в Минюсте России 28.11.02 г.
Методическая литература для учителя:
- Учебник: История Средних веков для 6 класса Агибалова Е.В., Донской Г.М. - М.: Просвещение 2008г.
- Петрович В.Г.. Петрович Н.М. Уроки истории. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Литература для обучающегося:
- Учебник: История Средних веков для 6 класса Агибалова Е.В., Донской Г.М. М.,- Просвещение 2008г.
- Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2010.
- Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2009.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Итоговая (четвертная) оценка обучающихся будет складываться из:
- серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий;
- активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах);
- написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.
Критерии оценки
ОЦЕНКА «5» - выставляется за безукоризненное знание материала, использование различных версий для раскрытия исторической темы, владение историческими терминами, знание хронологии исторических событий, творческий подход к рассмотрению исторической проблемы.
ОЦЕНКА «4» - выставляется за достаточно полное знание материала, владение понятийным аппаратом, умение анализировать различные исторические события, высказывать свою точку зрения.
ОЦЕНКА «3» - выставляется за недостаточно грамотное употребление исторических терминов, удовлетворительное знание хронологии исторических событий, поверхностное знание материала.
ОЦЕНКА «2» - выставляется в том случае, если учащийся совершенно не владеет понятийным аппаратом, не может раскрыть суть исторического события или проблемы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность всемирной истории;
- периодизацию всемирной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.
Календарно-тематическое планирование по Истории Средних веков 6 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Д/з | дата | Тип урока | Методы и способы обучения | Формы контроля | Знания, умения, навыки | Ключевые компетенции |
1. | Вводный урок «Живое Средневековье» | 1ч. | Введе-ние | 5.09 | Вводный | 1 | Вопросы | Раскрывать смысл понятия «Средние века». Называть источники наших знаний об истории средних веков. | 2-2, 2-4 |
Раздел 1.Раннее Средневековье | 11ч. | ||||||||
Глава I. Западная Европа в раннее Средневековье | 5ч. | ||||||||
2 | Древние германцы и Римская империя | 1ч. | § 1 | 7.09 | Урок изучения нового материала | 1,3 | Вопросы | Определять роль семьи, рода, общины племени в жизни варваров. Называть причины Великого переселения народов и его результаты. Выделять отличия в обществе варваров от общества Римской империи. Сравнивать религиозные верования древних греков и варваров. | 1, 2-2 |
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI—VIII веках | 1ч. | § 2 | 12.09. | Комбиниро-ванный | 1,3 | Вопросы | Называть отличия власти короля от власти вождя, изменения у франков в управлении и суде после завоевания Галлии. Объяснять смысл и последствия военной реформы Карла Мартелла | 1, 2-2 |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | 1ч. | § 3 | 14.09 | Комбиниро-ванный | 1.3,4 | Вопросы | Давать оценку деятельности Карлу Великому. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. Называть причины распада империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности. | 1, 2 ,3-1 |
5 | Западная Европа в IX—XI веках | 1ч. | § 4 | 19.09 | Комбиниро-ванный | 1 | Вопросы | Называть причины набегов норманнов на Европу и их последствия. | 1, 2 ,3-1 |
6 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье | 1ч. | § 5 | 21.09 | Урок-семинар | 1,3,5 | Доклады, сообщения | Составлять рассказ о представлениях человека в раннее Средневековье о мире. Называть отличия обучения в средневековой школе от современного обучения. | 1, 2 ,3-1, 3-3 |
Глава II. Византия и славяне в VI—XI веках | 3ч. | ||||||||
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами | 1ч. | § 6 | 26.09 | Урок-практикум | 3 | Практическая работа | Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Называть причины неудач в попытке Юстиниана восстановить римскую империю. Дать оценку правлению и личности Юстиниана. | 1, 2 ,3-1 |
8 | Культура Византии | 1ч. | § 7 | 28.09 | Урок-семинар | 1,3,5 | Доклады, сообщения | 1, 2 ,3-1,3-3 | |
9 | Образование славянских государств | 1ч. | § 8 | 3.10. | Комбиниро-ванный | 1,3 | Вопросы | Показывать историческую связь славянских государств с другими средневековыми государствами. | 1, 2 ,3-1 |
Глава III. Арабы в VI—XI веках | 2ч. | ||||||||
10 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 1ч. | § 9 | 5.10 | Комбиниро-ванный | 1,3 | Вопросы | Определять влияние природы и климата на занятия населения Аравии. Определять причины и условия объединения арабов. Сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Объяснять причины военных успехов арабов и последующего распада халифата. | 1, 2 ,3-1 |
11 | Культура стран халифата | 1ч. | § 10 | 10.10 | Урок-семинар | 1,3,5 | Доклады, сообщения | Сопоставлять достижения науки в странах халифата и в Византии. Определять различие в назначении христианских и мусульманских храмов. | 1, 2 ,3-1,3-3 |
12 | Контрольный урок по разделу «Раннее средневековье» | 1ч | 12.10 | Контрольно-обобщающ. урок | 2,4 | Контрольный тест | 2-2,3-1, 3-3 | ||
Раздел 2 Расцвет Средневековья | 7ч. | ||||||||
Глава IV. Феодальное общество | 2ч. | ||||||||
13 | В рыцарском замке | 1ч. | § 11 | 17.10. | Урок изучения нового материала | 1,3 | Вопросы | Используя иллюстрации описывать снаряжение рыцаря, замок и его осаду, пояснять причину роли военного дела как основного занятия феодалов. Составлять рассказ «День феодала». | 1, 2 ,3-1 |
14 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1ч. | § 12 | 19.10 | Комбиниро-ванный | 1,3 | Вопросы | Называть повинности крестьян и причины их установления. Пояснять, в чем состояла власть Определять причины неизбежности господства натурального хозяйства. | 1, 2 ,3-1 |
Глава V. Средневековый город | 1ч. | ||||||||
15 | Формирование средневековых городов Горожане и их образ жизни. | 1ч. | § 13 § 14 | 24.10. | Комбиниро-ванный | 1,3 | Вопросы, тест | Пояснять причины возникновения городов. Определять роль в развитии городов королей, монастырей, феодалов. Показывать связь между ростом городов и расширением торговли. Иметь представление о жизни горожан в средневековье | 1, 2 ,3-1 |
Глава VI. Католическая церковь в XI—XIII веках. | 2ч. | ||||||||
16 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1ч. | § 15 | 26.10 | Урок изучения нового материала | 1,3,4 | Вопросы | Выделять главную причину разделения церквей. Определять различия между католической и православной церквами. Называть причины появления ереси. | 1, 2 ,3-1 |
17 | Крестовые походы | 1ч. | § 16 | 7.11. | Комбиниро-ванный | 1,3,4 | Вопросы, тест | Называть причины и последствия крестовых походов. Определять роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев. | 1, 2 ,3-1 |
Глава VII.Разные судьбы государств в Западной Европе (XI—XV века) | 2ч. | ||||||||
18 | Как происходило объединение Франции | 1ч. | § 17 | 9.11. | Урок изучения нового материала | 1,3 | Вопросы | Выделять слои населения и причины их заинтересованности в поддержке власти короля в его борьбе за объединение Франции. Определять роль Филиппа II Августа в объединении Франции. | 1, 2 ,3-1 |
19 | Что англичане считают началом своих свобод | 1ч. | § 18 | 14.11. | Комбиниро-ванный | 1,3 | Вопросы | Определять главные последствия нормандского завоевания Англии. Называть реформы в управлении государством при Генрихе II, определять значение реформ. Выявлять причины недовольства в стране Иоанном Безземельным. | 1, 2 ,3-1 |
Раздел 3. «Осень» Средневековья | 8ч. | ||||||||
Глава IХ. Западная Европа в XIV – XV вв. | 4ч. | ||||||||
20 | Столетняя война | 1ч. | § 19 | 16.11. | Комбиниро-ванный | 1,3 | Вопросы | Определять причины Столетней войны. Сравнивать английскую и французскую армии. Определять причины поражения французской армии в начале 15 века и причины перелома в войне с появлением Жанны д Арк. | 1, 2 ,3-1 |
21 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии | 1ч. | § 20 § 21 | 21.11. | Комбиниро-ванный | 1,3 | Вопросы, тест | Сравнивать цели и средства достижения у Людовика XI и Карла Смелого. Оценивать значение победы Людовика XI над Карлом Смелым. | 1, 2 ,3-1 |
22 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1ч. | § 22 | 23.11. | Урок-практикум | 3 | Практическая работа | Называть причины успехов и неудач Реконкисты. Определять особенности развития христианских государств на Пиренейском полуострове. | 1, 2 ,3-1 |
23 | Германия и Италия в XIV—XV веках | 1ч. | 23-24 | 28.11. | Урок-практикум | 3 | Практическая работа | Определять условия и причины роста богатств городов Италии. | 1, 2 ,3-1 |
Глава Х. Центральная и Юго-Восточная Европа | 2ч. | ||||||||
24 | Гуситское движение в Чехии | 1ч. | § 25 | 30.11. | Урок изучения нового материала | 1,3 | Вопросы | Сравнивать цели умеренных и таборитов. Определять причины победы гуситов над крестоносцами, умеренных над таборитами. Определять последствия гуситских войн. | 1, 2 ,3-1 |
25 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1ч. | § 26 | 5.12. | Урок изучения нового материала | 1,3 | Вопросы, тест | Определять причины падения Византии. Приводить доказательства о борьбе народов Балканского государства против османского нашествия. | 1, 2 ,3-1 |
Глава X. Культура Западной Европы в XI— XV веках | 2ч. | Давать характеристику университета как корпорации. Сравнивать взгляды средневековых богословов. Раскрывать представления гуманистов о роли, значении и цели человека. | |||||||
26 | Образование и философия. Научные открытия и изобретения. | 1ч. | § 27, 30 | 7.12. | Комбиниро-ванный | 1,3 | Вопросы | 1, 2 ,3-1 | |
27 | Средневековая литература и искусство. Культура раннего Возрождения в Италии | 1ч. | § 28, 29 | 12.12. | Комбиниро-ванный | 1,3,4 | Вопросы, сообщения | 1, 2 ,3-1 | |
Раздел 4. Вдали от Европы. | 3ч. | ||||||||
28 | Средневековый Китай | 1ч. | § 31 | 14.12. | Урок изучения нового материала | 1,3 | Вопросы. | Называть последствия объединения Китая в 6 веке. Выделять причины крестьянской войны в Китае в конце IX века, отличия от обычных крестьянских восстаний. По тексту и рисункам определять особенности китайской архитектуры. | 1, 2 ,3-1 |
29 | Индия. Государства и культура | 1ч. | § 32 | 19.12. | Урок изучения нового материала | 1,3 | Вопросы. | Сравнивать причины распада Делийского султаната с причинами распада Арабского халифата. Используя иллюстрации описывать индийские архитектурные сооружения. | 1, 2 ,3-1 |
30 | Культура и государства Америки и Африки | 1ч. | §33,34 | 26.12. | Урок изучения нового материала | 1 | Вопросы. | Определять особенности цивилизаций американского континента. Характеризовать главные достижения культуры народов Америки. Определять особенности развития народов стран Африканского континента | 1, 2 ,3-1 |
31 | Контрольно-обобщающий урок по всему курсу «История средних веков» | 1ч. | 28.12. | Контрольно-обобщающ. урок | 2,4 | Контрольный тест | 2-2,3-1, 3-3 |
В соответствие со школьным планом и для качественного усвоения программного материала обучающимися мною изменено количество часов в темах:
№ | Название темы | Кол.часов по прогр. | Сокращено/ добавлено | оставлено | |
1. | Вводный урок | 1ч. | 1ч. | ||
2. | Раздел 1.Раннее Средневековье | 10ч. | 0/1 | 11ч. | Добавлен 1 урок – контрольный |
Глава I. Западная Европа в раннее Средневековье | 5ч. | 5 | |||
Глава II. Византия и славяне в VI—XI веках | 3ч. | 3 | |||
Глава III. Арабы в VI—XI веках | 2ч. | 2 | |||
3. | Раздел 2 Расцвет Средневековья | 13ч. | 4/0 | 9ч. | Целесообразно уменьшить кол-во часов на изучение истории средних веков, чтобы завершить её изучение в первом полугодии. |
Глава IV. Феодальное общество | 3ч. | 2 | |||
Глава V. Средневековый город | 2ч. | 1 | |||
Глава VI. Католическая церковь в XI—XIII веках. | 3ч. | 2 | |||
. | Глава VII. Разные судьбы государств в Западной Европе (XI—XV века) | 3ч. | 2 | ||
Глава X. Культура Западной Европы в XI— XV веках | 2ч. | 2 | |||
4. | Раздел 3. «Осень» Средневековья | 6ч. | 6ч. | ||
Глава IХ. Западная Европа в XIV – XV вв. | 4ч. | 4 | |||
5. | Раздел 4. Вдали от Европы. | 3ч. | 3ч. | ||
6. | Контрольно-обобщающий урок по всему курсу «История средних веков» | 1ч. | 1ч. | ||
ИТОГО: | 34ч. | 4/1 | 31ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс
Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...

Рабочая программа по истории Средних веков по учебнику М.А.Бойцова, Р.М.Шукурова
Рабочая программа...

Рабочая программа по истории Средних веков
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г., рассчитана на 30 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов
В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.
Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...