доклад о Приморском районе г. Санкт Петербурга
статья по истории по теме

Иванова Людмила Николаевна

В связи с приближением 70 - летия Победы  нешего народа в Великой Отечественной войне я посчитала нужным обобщить некоторые факты из жизни Приморского района  с целью помочь вспомнить нам о героическом прошлом и настоящем, дать возможность молодому поколению узнать, что наш район знаком не только как спальный, но и что он внёс посильную лепту в разгром врага в годы блокады и всей Великой войны.

Предлагаемая статья (доклад) дополнена презентацией по этой теме, слайды из которой можно использовать в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_rayone.docx129.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение                   для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья                                 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 657                                                  Приморского района Санкт – Петербурга

                               

Доклад

«Мой район – Приморский»

                                                                 учитель – Иванова  Л. Н.

2013г.

                           I.История Приморского района.

История Приморского района начинается за много лет до основания Петербурга. На территории района когда – то существовали деревни Лахта, Коломяги, Бобыльская. В 1703 году они вошли в состав Российского государства и стали пригородом  Санкт – Петербурга.      СЛАЙД 1 . 

        Непосредственно история района начинается с того момента, когда Пётр Первый пожаловал во владение комендантов Петропавловской крепости и города  обширную территорию в районе мыса Токсово. Тогда это место было далёким пригородом, и коменданты, сменяя друг друга, использовали здешние угодья и сенные покосы как средство дополнительного дохода. Таким образом, земли на левом берегу Чёрной речки получили название Комендантской дачи.

        Новое развитие Комендантские дачи получили в конце 1780 годах при генерал – губернаторе Петербурга Якове Александровиче Брюсе (1786-1791гг). При его активном руководстве было завершено строительство Старого Эрмитажа, Таврического дворца, Академии Художеств, Главного почтамта; были одеты в гранит набережные реки Фонтанки  и Английская набережная; построены мосты через Фонтанку: Старо – Калинкин, Обуховский, Чернышёва (ныне Ломоносова), Симеоновский (ныне Белинского). Это дало возможность населению города посещать пригород. Здесь же располагались и увеселительные заведения. В XIX веке в Новой и Старой деревне появляются другие дачи, на одной их которых отдыхал А. С. Пушкин.      СЛАЙД № 2.        С именем Пушкина связана история района. Это заметное литературно – историческое место. В старом сквере, у пересечения Коломяжского проспекта и железнодорожной линии Сестрорецкого направления, на месте дуэли Александра Сергеевича 8 февраля  1937 года, установлен строгий обелиск из розового гранита с бронзовым барельефом поэта.  А в 1962 году в связи со 125 –летием со дня смерти Пушкина по сторонам обелиска установлены две стелы с надписями о происшедшей дуэли и строками из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерь поэта».

        С нашим районом связано создание памятника Петру Первому   «Медный Всадник». Именно на территории Лахты был найден знаменитый Гром – камень – постамент для памятника. Размеры камня были огромны: 13 м в длину, 8 м в высоту, 6 м в ширину и весил он 1800 тонн. Переместили глыбу  по просеке, которую прорубили в Лахтенском лесу. В процессе перемещения камня к месту установки памятника рабочие вели его обработку  по проекту скульптора Фальконе.

Невозможно представить Приморский район без Коломяг. Добраться в это селение  можно было по Коломяжской  дороге, а с 1893 года –по Приморской железной дороге. Начиналась дорога в Новой деревне, недалеко от реки Большая Невка, а конечной станцией были Озерки. Первой и самой важной остановкой, куда приезжало много народу, была платформа Скачки, где находился ипподром. Он был построен в 1908 году.                                         Часть железной дороги сохранилась и поныне, как Детская железная дорога.          Недалеко от неё на высоком холме нас и сегодня встречает знаменитая часовня, посвящённая Александру Невскому, построенная по проекту архитектора Привица в 1885 году. А рядом стоит церковь, построенная в 1906 году по проекту архитектора Всеславина. Названа церковь в честь Дмитрия Солунского.                СЛАЙД № 3.

        Кроме этого в Старой Деревне находится единственный в Петербурге буддийский храм, построенный в 1915 году на народные средства. С 1937 по 1990 год этот храм не действовал. В годы Великой Отечественной войны в нём размещалась военная радиостанция. Дацан (так буддисты называют храм) стал действовать с 1990 года. Кроме этого, проявляя толерантность к вероисповеданию, правительство Петербурга дало разрешение  на строительство в конце  Байконурской улицы мусульманской мечети, которая действует с 2011 года.

С 1910 года пространство от ипподрома до Чёрной речки стало использоваться как Комендантский аэродром. Здесь была построена первая в России взлётная полоса для самолётов. Далее и на долгие годы история Комендантского аэродрома  - это история отечественной авиации, а названия улиц огромного спального района, который с 1973 года начал расти на месте аэродрома, это своеобразные страницы памяти славной российской истории.

Имена первых авиаконструкторов и русских авиаторов навсегда связаны с нашим районом и вписаны в историю России. Это конструкторы:  Гаккель Я.М.,  создавший  биплан  и  первый  самолёт – амфибию;    Сикорский И. И., сделавший многомоторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец»; Ребиков Н. А., сконструировавший серийные самолёты «Россия». Вот имена первых русских лётчиков: Пиотровский Г., Попов Н., Руднев Е., Ефимов М., Мациевич Л., Лебедев В., Уточкин С.

С 1936 года наш район назывался Ждановским, а с 1989 года – Приморским. Собственно это название район стал носить с началом застройки его Северо – Приморской части, которая  и вывела его на живописный берег Финского залива. Сегодня площадь района составляет  110 квадратных километров, население – более 500 тысяч человек. В состав района входят муниципальные образования: Лахта – Ольгино, Лисий Нос, Каменка, Чёрная речка, Комендантский аэродром, озеро Долгое, Юнтолово, Коломяги и образование № 65.

На территории района раскинулись обширные зелёные зоны, которые представлены Удельным парком, парком 300-летия Петербурга, Юнтоловским заказником и примыкающим к району ЦПК и О.  В районе развита транспортная инфраструктура: автобусы, трамваи, троллейбусы, 4 станции метро ( Пионерская, Чёрная речка, Комендантский проспект, Старая деревня),  в планах города построить ещё 4 станции ( Зоопарк, Яхтенная, улица Савушкина, Шуваловский проспект). На нашей территории действуют несколько крупных промышленных предприятий: автозавод «Хэндай», Северный завод, Абразивный завод, завод «Метробетон», завод «Чупа Чупс», табачная фабрика.

Жителей района обеспечивают необходимые социальные объекты:  гимназии и школы,  ясли и детские сады, взрослые и детские поликлиники, торгово – развлекательные и рыночные комплексы, детский театр «За Чёрной речкой»,  две районные библиотеки, филиал Эрмитажа.

Комендантский аэродром, который находился на территории сегодняшнего района, в годы Войны и блокады являлся важным транспортным узлом легендарной  «Дороги жизни».           СЛАЙД № 4.                   С него было эвакуировано 52 тысячи ленинградцев, сюда доставляли продовольствие и боеприпасы для блокадного Ленинграда. Аэродром служил базой для полков истребительной авиации, которая наносила удары по врагам, окружившим город .

II. Они защищали Родину .               СЛАЙД № 5.

На Аллее Героев Серафимовского мемориального кладбища похоронено 1255 воинов Советской Армии и более 100 тысяч блокадников. Этот мемориальный  комплекс стал вторым  по значимости  и количеству погребённых здесь ленинградцев после Пискарёвского мемориала.

Особое место здесь отведено Героям Советского Союза, совершившим подвиги и проявившим героизм в борьбе с немецко – фашистскими захватчиками. Вот  примеры их героических свершений.       СЛАЙД № 6.

Дважды Герой Советского Союза майор Покрышев П. А. воевал с начала войны. Командир эскадрильи, а потом и командир авиаполка совершил 493 боевых вылета, в 88 воздушных боях лично сбил 33 вражеских самолёта и 14 -  в составе группы.

230 боевых вылетов, в которых было сбито 14 самолётов врага, совершил командир звена капитан Оскаленко Д. Е. В сентябре 1942 года он вступил в бой с 9 истребителями противника, трёх уничтожил, но сам погиб. За героизм, проявленный в боях, ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Герой Советского Союза Савушкин А. П. с 1941 года совершил 373 боевых вылета и на своём истребителе в 49 боях уничтожил 18 машин гитлеровцев и аэростат – разведчик. Он был трижды ранен, но всегда возвращался в свою часть и продолжал бить врага.

Но не только лётчики защищали  Родину. На земле воевали танкисты, артиллеристы, пехота; на воде – моряки и подводники.       СЛАЙД № 7.

На море отличился капитан 3 ранга подводник Лисин С. П. Под его командованием подлодка в  4 боевых походах сделала 9 торпедных атак и потопила 4 вражеских корабля. За героизм Лисин С. был удостоен звания Героя Советского Союза.        СЛАЙД № 8.

Младший лейтенант Графов И. А. в феврале 1944 года командовал зенитно – пулемётным взводом при форсировании реки Нарва.  Его взвод отразил семь атак противника, сам командир был ранен, но поле боя не покинул и вступил в рукопашную схватку с врагом, в которой погиб. Однако его взвод сохранил нужный плацдарм для наступления наших войск. За этот подвиг Графов получил звание Героя Советского Союза.       СЛАЙД № 9.

Старшина Аккуратов Ф. Я. воевал стрелком – радистом  на скоростном бомбардировщике.  Их экипаж совершил 44 боевых вылета и нанёс врагу весомый урон. В 1940 году при выполнении очередного боевого задания их самолёт был сбит. В ходе неравного боя  с превосходящим противником на земле старшина Аккуратов  погиб. За отвагу и образцовое выполнение воинского долга ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Воины, защищавшие нашу Родину от фашистских захватчиков, не смогли бы победить без нужного вооружения. Знаменитые конструкторы создали  известные всему миру самолёты, танки, пушки и пулемёты, которые в руках наших солдат добыли Победу в боях с врагом. Я назову лишь некоторых из них.   СЛАЙД № 10.

Истребители Поликарпова Н. Н. создали основу нашей авиации в предвоенные годы, а в годы войны им сконструированы опытные военные самолёты. Достаточно сказать, что его самолёты ПО-2 (У-2) наводили страх на немцев, когда женские экипажи бомбили вражеские позиции в ночных вылетах. Немцы прозвали их «ночные ведьмы».

Не менее известен в мире Ильюшин С. В. Его бомбардировщики ИЛ – 4 уже в августе -  сентябре 1941 года бомбили столицу врага Берлин. «Летающий танк» ( бронированный снизу штурмовик ИЛ – 2) стал самым массовым самолётом Великой Отечественной войны.

Создателем ранцевого парашюта стал наш соотечественник россиянин Котельников Г. Е. Благодаря его изобретению, сотни лётчиков смогли безопасно покидать подбитые самолёты и вновь возвращаться в строй.

Ещё несколько фамилий: кораблестроители Крылов А. Н., Шиманский Ю. А., авиаконструкторы Королёв С. П., Туполев А. Н., Шавров В. Б. внесли неоценимый вклад в разгром фашистской Германии своими военными разработками. Например, Королёв С. П.- основатель ракетного арсенала России, Туполев А. Н. создал фронтовой бомбардировщик Т-2 и торпедный катер, Шавров В. Б. – создатель гидросамолёта, а кораблестроители создавали корабли и катера для фронта.

III. Продолжатели боевых традиций.  

Боевые традиции старшего поколения продолжают жить в подвигах и героических поступках сегодняшнего поколения россиян. Непрекращающиеся бандитские вылазки  в Чечне и Дагестане требуют от наших воинов смелых, решительных действий, чтобы население страны продолжало жить  в мирных условиях.

Я приведу несколько примеров подвигов офицеров и солдат, героически выполнивших свой воинский долг в мирное время.  СЛАЙД №11.

Полковник Майданов Н. С. на вертолёте Ми-8 воевал в Афганистане и принимал участие в контртеррористической операции в Дагестане. За время службы он высадил более 200 разведгрупп, уничтожил 10 караванов с оружием. В 1988 году на своей машине он спас  от афганских душманов экипажи двух подбитых вертолётов и группу спецназа. За бесстрашие и героизм при выполнении боевых задач полковник Майданов Н. С. был удостоен звания Героя России.  СЛАЙД № 12.

Капитан Сиразетдинов Т. Г. и лейтенант Широков В. К. В боях за село Комсомольское в Чечне  ценой собственной жизни обеспечили выполнение боевой задачи. Первый закрыл собой командира, руководившего боем, от пуль противника; второй уничтожил почти взвод бандитов. Оба офицера посмертно получили звание Героя Российской Федерации.    СЛАЙД № 13.

Много писалось о  6-ой роте псковских десантников. Об  их подвиге поставлен даже фильм. 90 парней долгое время вели упорный бой с 2500 бандитами. Десантники должны были захватить и удержать господствующую высоту. В этом им помог взвод разведчиков под командованием лейтенанта Кожемякина Д. С., который обошёл противника и ударил ему в тыл. В одной из атак раненный лейтенант пытался вынести из-под огня своего тяжело раненного солдата, но был убит снайпером. За мужество и проявленный героизм офицер Кожемякин Д. был представлен к званию Героя России.                                      СЛАЙД № 14.

Спецгруппа, в состав которой входил 23 –летний сержант Евгений Эпов, вела бой с боевиками, засевшими в блиндаже. Противник бросил в десантников две гранаты. Одна, разорвалась в стороне, а другая попала в середину группы. Самый опытный спецназовец Эпов, не раздумывая, накрыл своим телом гранату и тем самым спас всю группу для выполнения боевой задачи. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя России.

Все имена, которые были названы, сохранены в памятниках на Аллее Героев Серафимовского кладбища  или на мемориальных досках учебных заведений, где они учились.

IV. НЕСТАРЕЮЩАЯ ПАМЯТЬ.            СЛАЙД № 15.

Память об истории отечественной авиации и Комендантского аэродрома сохранилась в названиях площадей, проспектов, улиц и аллей района. Стоит вспомнить проспекты -  Комендантский, Богатырский, Сизова, Испытателей, Авиаконструкторов; улицы – Парашютная, Аэродромная, Пилотная, Планерная.      СЛАЙД № 16.                                                                                      В названиях улиц и площадей сохранены имена знаменитых русских авиаконструкторов и лётчиков. Площади Льва Мациевича и Игоря Сикорского, улицы Гаккеля, Ильюшина, Уточкина, Шаврова, аллеи Поликарпова и Котельникова.  СЛАЙД № 17.

Вечно будут звучать в названиях улиц района фамилии Героев Российской Федерации -  Аккуратова Ф., Савушкина А., маршала Новикова А., Героев Социалистического труда -  Королёва С., Туполева А.

        Юноши и девушки - сегодняшние школьники должны знать и помнить не только своих родных, отдавших жизнь за мир и счастье нашего народа, но и тех, кто в мирное время ценой собственной жизни не позволяет нарушить мирную жизнь россиян.

        С этой целью создаются музеи, выставки, проводятся торжественные линейки, дни Памяти, собрания и другие  мероприятия. Например, в гимназии № 66 нашего района действует музей Комендантского аэродрома.

        Силами  учителей и воспитателей нашей школы ежегодно проводятся мероприятия, посвящённые военным и государственным праздникам, в которых активное участие принимают воспитанники всех классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад о Приморском районе г. Санкт Петербурга

В связи с приближением 70 - летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, я сочла необходимым и нужным обобщить некоторые факты из военной жизни нашего Приморского района, чтобы дать возмо...

Презентация творческих работ учащихся 5-6 кл.ГОУ СОШ №544 Московского района, г. Санкт-Петербурга, победителей районной олимпиады по ИЗО 2006 года. Тема: "Культура мира в лицах и костюмах" Народное искусство.

В презентации представлены творческие работы учащихся 5-6 классов по теме  "Культура мира в лицах и костюмах". Народное искусство: Хохлома, Гжель, Городец, Жостово, народная игрушка. Работы выпол...

Презентация творческих работ учащихся 6 и 8 кл. ГОУ СОШ №544 Московского района г.Санкт-Петербурга, победителей районной олимпиады по ИЗО 2007 года. Тема: "Культура мира в лицах и костюмах" Декоративный натюрморт.

В презентации представлены творческие работы учащихся 6 и 8 классов  по теме: "Культура мира в лицах и костюмах". Декоративный натюрморт. Работы выполнены в технике аппликации и коллажа с использ...

Презентация творческих работ учащихся 8 кл. ГОУ СОШ №544 Московского района г.Санкт-Петербурга, победителей районной олимпиады по ИЗО 2008 года. Тема: "Культура мира в лицах и костюмах". Древний Египет.

В презентации представлены творческие работы учащихся 8 класса по теме: "Культура мира в лицах и костюмах" Мифы и сказки Древниго Египта. Декоративные композиции выпонены  в технике бумагопластик...

Тезисы стендового доклада на районной конференции Московского района г Санкт-Петербурга, посвященной проектной деятельности

Русский и английский речевой этикет и необходимость его изучения на уроках русского и наглийского языка.Задачи обучения и возможные пути решения этих задач.Необходимость сравнительно-сопоатвлительного...

День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург» Открытое внеурочное мероприятие для 4-х классов «ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО САНКТ- ПЕТЕРБУРГУ»

День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург»Открытое мероприятие для 4-х классов Внеурочная деятельность. Английский язык.«ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО С...

Методика проведения тактической игры с учащимися старших классов Приморского районе города Санкт-Петербурга

При создании игры  учитывался интерес современных детей  к игровым технологиям на военную тематику, стремление к подвижной игре  с проименением полученных военно-прикладных знаний...