открытый урок в 9 классе по теме: "Новая экономическая политика"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Медведюк Светлана Григорьевна

Урок даёт представление о новой экономической политике. На уроке используется работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_istorii_v_9_klasse.docx40.87 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ

ТЕМА: «НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА»

        

Медведюк Светлана Григорьевна

 учитель истории и обществознания

МКОУ  «Центр образования» ИМРСК

Тема урока: Новая экономическая политика

Цели  урока:

Образовательные:

 -показать проявления кризиса политики военного коммунизма;

-познакомиться с новой экономической политикой, ее сущностью и результатами;

-раскрыть причины перехода к новой экономической политике;

-познакомить учащихся с основными мероприятиями нэпа, определить значение нэпа для дальнейшего развития страны. Установить причины свертывания нэпа.

Развивающие:

- развитие умений решать проблемные задачи, анализировать и оценивать факты и исторические события, устанавливать причинно-следственные связи;

- делать выводы по итогам нэпа;

- формирование навыков работы с текстом;

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны.

Тип урока: урок изучения новой темы с элементами практической работы

Основные понятия: нэп, продналог, концессия, денационализация, аренда, хозрасчет.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный,  поисковый (самостоятельная работа в группах с текстами учебника, документов).

Важнейшие даты записаны на доске: Лето 1920г.- начало крестьянского восстания в Центральной  России.

 Февраль –  март 1921г.- выступление кронштадских матросов.

 март 1921 - X съезд РКП (б), переход к новой экономической политике.

Оборудование: презентация «Россия в период нэпа», учебник «История России XX – начало XXI века» (под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г.), раздаточный материал.

Ход урока

 Эпиграф к уроку
« НЭП вводился всерьез и надолго, но… не навсегда»

В.И.Ленин
    План изучения темы

  • Причины перехода к Новой экономической политике
  • Сущность нэпа.
  • Отношение к нэпу.

I.Проверка ранее изученного. Фронтальный опрос.
-Какая партия пришла к  власть в России в октябре 1917 года?(партия большевиков во главе с В.И.Лениным)
-Какую войну называем  гражданской? (войну, в которой принимают участие граждане одной страны)
-Назовите годы Гражданской войны?(1918-1920, на Дальнем Востоке -1922г.)
-Почему  большевики  победили в Гражданской войне?

-Какое экономическое положение сложилось в стране после гражданской войны?

Задание по карточкам. Подчеркните только те слова и выражения, которые характеризуют жизнь и быт людей в годы Гражданской войны. (индивидуальная работа)
(благополучная мирная жизнь, изобилие товаров, коммунальные квартиры, бродяги, спокойствие, беспризорники, черный рынок, голод, сытая жизнь, разруха, безработные, нищета, болезни)
Слово учителя: Закончилась Гражданская война. Но недовольство людей разрухой, нищетой все возрастало. Поэтому Советское правительство все же пыталось решать экономические проблемы мирного населения. Давайте вспомним, какова же была экономическая политика Советской власти в годы Гражданской войны?
Назовите основные мероприятия Советского правительства. Учащиеся называют и учитель вывешивает карточки на доске:
-ликвидация частной собственности ;
-обязательная трудовая повинность;
-запрет торговли;
-отмена денег;
-бесплатные услуги;
-введение продразверстки.

       Расскажите, что означает каждое из этих понятий?
Какое название получила экономическая политика, которую проводило Советское правительство в годы Гражданской войны? (
Политика военного коммунизма.)
       Проблема урока:  необходимо выяснить, какие изменения произошли в Советской России, к чему они привели,  в чем сущность проведённой  реформы и какую оценку она получила в обществе. 

Запишите тему урока.  Новая экономическая политика.
 II.  Изучение нового материала:

       1. Причины введения нэпа.

            Учител: После окончания  Гражданской войны, требовался переход к мирной жизни, который оказался  одним из самым трудных  в истории становления Советского государства.       Введённая в 1919г.  политика «военного коммунизма»   ещё больше ухудшила плачевное состояние сельского хозяйства.  Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади.              

 Упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. Рабочие оказались на улице. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века!  К 1921 году остановились крупные заводы страны.  К  ухудшению экономической ситуации в стране  весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод.

Ученик: делает сообщение о голоде 1921-22гг.  в Поволжье.

Учитель:Особенно тяжелое положение в начале 1921 года сложилось в крупных промышленных центрах, прежде всего в Москве и Петрограде.
1 марта 1921 года в г. Кронштадте, морской крепости недалеко от Петрограда, началось вооруженное выступление матросов, солдат и рабочих.

Ученик: рассказывает о ходе вооружённого восстания в Кронштадте, его итогах.
Проблемная ситуация.
 Из всего вышесказанного, какой вывод можно сделать о положении в стране? (ответы учащихся: в стране кризисная ситуация)

Предположите, какие пути выхода страны из кризиса были у власти?

Предположения учащихся. ( формируется запись на доске)

Первый путь – продолжение военного коммунизма, т.е. террор, насилие, репрессии. Такой путь привел бы к еще большей вооруженной борьбе со стороны населения. Это был бы тупик.

Второй путь – отказ от командных высот в политике, экономике, идеологии – возврат к прошлому.

Третий путь – тактический маневр, при котором, с одной стороны, сохраняются командные высоты, а с другой – делаются временные уступки небольшевистским силам.

-Какой же путь был наиболее приемлемым для большевиков? Почему?

      Учитель:    Исходя из сложной экономической и политической ситуации  на X съезде РКП(б) в марте 1921 года Ленин        принимает решение ввести новую экономическую политику (нэп). Цель введения нэпа — стабилизировать экономическую ситуацию в стране и тем самым сохранить власть большевиков.

     Учитель: Преодолев сопротивление и недоверие многих делегатов, считавших отказ от продразверстки «отступлением», Ленин добился на X съезде РКП(б) в марте 1921 г. принятия решения о замене продразверстки продуктовым (натуральным, а не денежным) налогом. 

2. Сущность НЭПа

         Учитель:  Следующей мерой после замены продразвёрстки продналогом была  денежная реформа.  В  конце 1922г.  начали  выпуск советского червонца по курсу 1 к 60 тыс. Золотой рубль на мировом рынке ценился выше валют Англии и США.   Сразу же ввели систему налогов. Таким образом, произошло укрепление денежной системы, были отменены бесплатные услуги. Говоря

о другой мере принятой Советской властью, надо остановиться на законе о концессиях (1920 г.), т.е. Россия по договору передавала зарубежным предпринимателям на определенный срок в эксплуатацию природные богатства

и хозяйственные объекты. Хотя и была опасность возвращения капитализма, но в тоже время страна имела возможность приобрести необходимое оборудование. В 1921 г. был принят Декрет, который освобождал кооперацию от мелочного контроля, была разрешена аренда земли и применение наемного труда в сельском хозяйстве.  Что касается промышленности, то в нее был допущен  частный капитал, была отменена трудовая повинность и  упразднены трудовые

армии. Промышленность обеспечивалась рабочей силой через биржи труда.

И наконец, была разрешена частная торговля,  но под контролем государства.

    Учащиеся:  (получают  раздаточный материал)  в виде таблицы с заполненной колонкой «военный коммунизм» и после рассказа учителя заполняют колонку  «НЭП». ( в работе учащихся используется учебник)

ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ

НЭП

-продразвёрстка;
-отсутствие денег;

 -натурализация заработной платы;
-национализация всей промышленности;
-запрещение частной торговли;
-запрещение аренды;
-введение трудовой повинности;
-централизация в снабжении и распределении.

-продналог;
-введение твердой валюты;

 -переход к денежной зарплате;

 -отмена бесплатных услуг;
-денационализация мелких и средних предприятий;
-разрешение частной торговли;
-разрешение аренды;
-отмена трудовой повинности;
-развитие торговли:

-сохранение государственного управления экономикой.

 Актуализация новых знаний.
Чем продналог отличался от продразверстки?
Какое право получили зажиточные крестьяне?
Как называли наемных работников на селе? (батрак)
Как вы понимаете: была разрешена свободная торговля?
Сейчас в наше время в России существует свободная торговля?
Какие предприятия передавались в частную собственность?
Что означает частная собственность?
Что оставалось в руках государства?
В наше время есть частная собственность?

          Учитель: Первые  положительные признаки принятия нэпа не заставили себя ждать. Подъем экономики начался в последние месяцы 1922 г. С этого

момента он шел быстро и обнадеживающе, хотя и не без кризисов. Первым признаком улучшения положения стал хороший урожай 1922 г. Сельское хозяйство пострадало от войны меньше, чем промышленность, и его восстановление происходило быстрее. Уже к 1925 г. была возделана вся пустовавшая с 1913 г. земля.      В условиях нэпа усиливалась связь крестьянских хозяйств с рынком, росла его товарность.

    В 1921-1922 гг. промышленные предприятия переживали период реорганизации; вновь начинали работать фабрики и заводы, выпуск продукции тяжелой промышленности, составивший всего 13% довоенного объема, уже в 1924 г. достиг 50% этого уровня.       Оживление наблюдалось и на железнодорожном транспорте, в 1920-21 гг. почти парализованном.

         Темпы роста промышленности в разных отраслях были различными.

 Особенно успешно продвигались дела в производстве энергии и добыче топлива, недостаток которых, как раз и сдерживал развитие страны.     Восстановление промышленности обусловило социальное возрождение рабочего класса. Его численность быстро росла.  

3. Отношение к нэпу

Учитель:  ставит перед учениками проблемный вопрос: «Все ли слои населения приняли нэп

После обсуждения в группах (класс делится на четыре группы), выслушивается позиция каждой группы.

     Примерные позиции:

  Рабочие: Частично согласны с положениями нэпа, но сохранялась  безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие жилья.
  Крестьяне: Недовольны ограничениями в развитии хозяйства.
  Большевики: нэп — капитуляция, предательство идеалов Октября.
  Служащие: рост безработицы.

Какой вывод можно сделать? (ответы учащихся)

Учитель: В одном из своих выступлений по поводу нэпа Ленин заявил: «Мы до известной степени заново создаем капитализм».  Какие мероприятия нэпа можно отнести к капитализму?

- Как вы думаете, почему большевики сохранили в руках государства крупную промышленность, внешнюю торговлю и право контроля над частным капиталом? (Стремились сохранить командные высоты в экономике, т.к. в ином случае   нэп привел бы страну не к социализму, а повернул страну на старые рельсы к капитализму).

Назовите положительные и отрицательные результаты нэпа.

Класс делится на две группы (работа с учебником)

 1 группа – Позитивные стороны нэпа

Развитие экономических связей города и деревни;

Развитие промышленности на базе электрификации;

Развитие рыночных отношений

К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;

К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;

К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.

К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.

Несмотря на значительные успехи, новая экономическая политика породила много сложных проблем. О них нам расскажет вторая  группа.

2 группа – Проблемы нэпа

1) не хватало промышленных товаров;

2)  рост цен;

3) безработица;

4) перенаселение городов;

5) изменение соцструктуры;

6) бюрократизация;

7)хлебозаготовительный кризис 1927г.

Учитель: Какие общие выводы можно сделать из данной информации?

( ответы учащихся)

Учитель:  подводя итог урока,  мы делаем вывод, что в Советской России в 1921 году была введена новая экономическая политика, но она  не удовлетворила все слои  населения, так как  В.И.Ленин пытался соединить: рыночные отношения   при сохранении диктатуры пролетариата. Поэтому слова В.И.Ленина, приведённые  в эпиграфе,– « НЭП вводился всерьез и надолго, но… не навсегда», оказались пророческими. Уже на XI съезде партии Ленин, отмечая отрицательные стороны нэпа, заявил, что через несколько лет «из России нэповской будет Россия социалистическая». Ведь к 1929 году новая экономическая политика  была  практически свёрнута.

III.    Закрепление  изученного материала.

1.Тест по теме «Новая экономическая политика» (раздаточный материал, приложение №1)

2.Учитель. Сделайте вывод: «Могла ли политика нэпа  быть жизнеспособной в условиях социализма?» (ответы учащихся)

IV.Рефлексия:

  • Были ли достигнуты  образовательные цели урока?
  • Обсуждение какого вопроса прошло особенно активно и плодотворно?
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Выставление оценок учащимся.

V.Домашнее задание: § 18, термины и даты на стр.133, выучить тезисы, записанные в тетрадях. Написать      эссе: «Можно ли считать нэповскую экономику рыночной?»  ( аргументировать свою позицию)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

1.История России. ХХ век/А.Н.Боханов, М.М.Горинов, В.П.Дмитриенко и

 др.-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»,2005г

2.Карр.Э. История Советской России.-М.: Прогресс, 2006г.

 3.Надеждина В.А. Нэповская Россия в зеркале социальной истории //  Отечественная история ,2007 г.

  4. Потатуров В.А. Тугусова Г.В. История России – М.: Академический Проект. – 2002.

5. Соколов А.К. Историческое значение нэпа. М., 2001 г.

6.Саяпин В.В.История России. Тематические тесты, издательство «Легион»,2008г.

МУЛЬТИМЕДИА-РЕСУРСЫ:

1.Антонова Т.С. История России: ХХ век, компьютерный (мультимедиа) учебник. М., Клио Софт, 2002г.

2.История. Мультимедийное пособие. М. Просвещение-Медиа, 2005г.

   

Приложение №1

Тесты по теме: новая экономическая политика

1.Одной из основных причин кризиса начала 20-х гг. было(-ли):

а)продолжение войны на окраинах государства

б)начало массового создания сельскохозяйственных коммун

в)продолжение политики военного коммунизма

г)массовые мобилизации в Красную Армию

2.Восстание матросов Кронштадта в марте 1921г. проходило под лозунгом:

а) «Земля -  крестьянам!»                 в) «Долой войну!»

б) «За Советы без коммунистов»   г) «Вся власть эсерам!»

3.Решение о переходе к нэпу было принято на:

а)IX cъезде ВКП(б)   в) ХI съезде ВКП (б)

б)Х съезде ВКП (б)   г) ХII съезде  ВКП (б)

4.Первыми шагами экономической политики было:

а)решение о начале ускоренной индустриализации

б)решение о ликвидации кулачества как класса

в)решение оначале сплошной коллективизации

г)решение о замене продразвёрстки продналогом

5.Новая экономическая политика не распространялась на:

а)крупную промышленность                      в) сельское хозяйство

б)мелкую и среднюю промышленнность   г )торговлю

6.В ходе проведения нэпа частным лицам не разрешалось брать в аренду:

а) земля                                                                        в) железные дороги

б) мелкие и средние промышленные предприятия    г) предприятия торговли

7.Важной составной частью реформы была:

а)девальвация свознаков

б)деноминация совзнаков

в)привязка курса рубля к фунту стерлингов

г)введение в обращение конвертируемого золотого червонца

8.В сфере трудовых отношений предполагалось(-лась,-лся):

а)всеобщая трудовая повинность              в)свободный наём рабочей силы

б)прикрепление рабочих к предприятию  г)создание трудовых армий

9.В результате проведения нэпа к 1927г. по уровню  сельско-

хозяйственного производства Россия достигла показателей:

а)1905г. б)1910г. в)1913г. г)1916г.

10.К основным итогам проведения нэпа не относятся:

а)достижению промышленности довоенных показателей

б)восстановление банковской системы

в)создание системы крупных сельскохозяйственных предприятий

г)восстановление системы здравоохранения

Учащиеся заполняют бланки

Фамилия и имя учащегося, класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

в

г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока истории в 9 классе по теме :" Новая экономическая политика"

Тема урока: "Новая экономическая политика". Тип урока: изучение нового материала. Форма: лабораторное занятие с эементами дискуссии, с использованием ЭОР...

Открытый классный час для 10-11 классе на тему :Новое время — новые профессии

Составитель :Маер Елена Владимировна ,учитель географии,классный руководитель 10 классаМКОУ Киргинцевская СОШ  Классный час Новое время — новые профессии  Цели:познакомить уча...

Конспекты уроков по истории «Переход к новой экономической политике»

Представляю вашему вниманию учебное занятие  2. «Переход к новой экономической политике» 9 класс  Цели и задачи урока:Образовательная цель: усвоение причин, сущности и итогов НЭПа....

Конспект урока по истории по теме: "Новая экономическая политика»

Конспект урока по истории по теме НЭП,готовый материал при изучении этой темы....

Урок в 9 классе. "Переход к новой экономической политике" (презентация)

Презентация  к уроку "Переход к новой экономической политике"...