открытый урок в 9 классе по теме: "Новая экономическая политика"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Урок даёт представление о новой экономической политике. На уроке используется работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_istorii_v_9_klasse.docx | 40.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ
ТЕМА: «НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА»
Медведюк Светлана Григорьевна
учитель истории и обществознания
МКОУ «Центр образования» ИМРСК
Тема урока: Новая экономическая политика
Цели урока:
Образовательные:
-показать проявления кризиса политики военного коммунизма;
-познакомиться с новой экономической политикой, ее сущностью и результатами;
-раскрыть причины перехода к новой экономической политике;
-познакомить учащихся с основными мероприятиями нэпа, определить значение нэпа для дальнейшего развития страны. Установить причины свертывания нэпа.
Развивающие:
- развитие умений решать проблемные задачи, анализировать и оценивать факты и исторические события, устанавливать причинно-следственные связи;
- делать выводы по итогам нэпа;
- формирование навыков работы с текстом;
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны.
Тип урока: урок изучения новой темы с элементами практической работы
Основные понятия: нэп, продналог, концессия, денационализация, аренда, хозрасчет.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, поисковый (самостоятельная работа в группах с текстами учебника, документов).
Важнейшие даты записаны на доске: Лето 1920г.- начало крестьянского восстания в Центральной России.
Февраль – март 1921г.- выступление кронштадских матросов.
март 1921 - X съезд РКП (б), переход к новой экономической политике.
Оборудование: презентация «Россия в период нэпа», учебник «История России XX – начало XXI века» (под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г.), раздаточный материал.
Ход урока
Эпиграф к уроку
« НЭП вводился всерьез и надолго, но… не навсегда»
В.И.Ленин
План изучения темы
- Причины перехода к Новой экономической политике
- Сущность нэпа.
- Отношение к нэпу.
I.Проверка ранее изученного. Фронтальный опрос.
-Какая партия пришла к власть в России в октябре 1917 года?(партия большевиков во главе с В.И.Лениным)
-Какую войну называем гражданской? (войну, в которой принимают участие граждане одной страны)
-Назовите годы Гражданской войны?(1918-1920, на Дальнем Востоке -1922г.)
-Почему большевики победили в Гражданской войне?
-Какое экономическое положение сложилось в стране после гражданской войны?
Задание по карточкам. Подчеркните только те слова и выражения, которые характеризуют жизнь и быт людей в годы Гражданской войны. (индивидуальная работа)
(благополучная мирная жизнь, изобилие товаров, коммунальные квартиры, бродяги, спокойствие, беспризорники, черный рынок, голод, сытая жизнь, разруха, безработные, нищета, болезни)
Слово учителя: Закончилась Гражданская война. Но недовольство людей разрухой, нищетой все возрастало. Поэтому Советское правительство все же пыталось решать экономические проблемы мирного населения. Давайте вспомним, какова же была экономическая политика Советской власти в годы Гражданской войны?
Назовите основные мероприятия Советского правительства. Учащиеся называют и учитель вывешивает карточки на доске:
-ликвидация частной собственности ;
-обязательная трудовая повинность;
-запрет торговли;
-отмена денег;
-бесплатные услуги;
-введение продразверстки.
Расскажите, что означает каждое из этих понятий?
Какое название получила экономическая политика, которую проводило Советское правительство в годы Гражданской войны? (Политика военного коммунизма.)
Проблема урока: необходимо выяснить, какие изменения произошли в Советской России, к чему они привели, в чем сущность проведённой реформы и какую оценку она получила в обществе.
Запишите тему урока. Новая экономическая политика.
II. Изучение нового материала:
1. Причины введения нэпа.
Учител: После окончания Гражданской войны, требовался переход к мирной жизни, который оказался одним из самым трудных в истории становления Советского государства. Введённая в 1919г. политика «военного коммунизма» ещё больше ухудшила плачевное состояние сельского хозяйства. Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади.
Упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. Рабочие оказались на улице. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века! К 1921 году остановились крупные заводы страны. К ухудшению экономической ситуации в стране весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод.
Ученик: делает сообщение о голоде 1921-22гг. в Поволжье.
Учитель:Особенно тяжелое положение в начале 1921 года сложилось в крупных промышленных центрах, прежде всего в Москве и Петрограде.
1 марта 1921 года в г. Кронштадте, морской крепости недалеко от Петрограда, началось вооруженное выступление матросов, солдат и рабочих.
Ученик: рассказывает о ходе вооружённого восстания в Кронштадте, его итогах.
Проблемная ситуация.
Из всего вышесказанного, какой вывод можно сделать о положении в стране? (ответы учащихся: в стране кризисная ситуация)
Предположите, какие пути выхода страны из кризиса были у власти?
Предположения учащихся. ( формируется запись на доске)
Первый путь – продолжение военного коммунизма, т.е. террор, насилие, репрессии. Такой путь привел бы к еще большей вооруженной борьбе со стороны населения. Это был бы тупик.
Второй путь – отказ от командных высот в политике, экономике, идеологии – возврат к прошлому.
Третий путь – тактический маневр, при котором, с одной стороны, сохраняются командные высоты, а с другой – делаются временные уступки небольшевистским силам.
-Какой же путь был наиболее приемлемым для большевиков? Почему?
Учитель: Исходя из сложной экономической и политической ситуации на X съезде РКП(б) в марте 1921 года Ленин принимает решение ввести новую экономическую политику (нэп). Цель введения нэпа — стабилизировать экономическую ситуацию в стране и тем самым сохранить власть большевиков.
Учитель: Преодолев сопротивление и недоверие многих делегатов, считавших отказ от продразверстки «отступлением», Ленин добился на X съезде РКП(б) в марте 1921 г. принятия решения о замене продразверстки продуктовым (натуральным, а не денежным) налогом.
2. Сущность НЭПа
Учитель: Следующей мерой после замены продразвёрстки продналогом была денежная реформа. В конце 1922г. начали выпуск советского червонца по курсу 1 к 60 тыс. Золотой рубль на мировом рынке ценился выше валют Англии и США. Сразу же ввели систему налогов. Таким образом, произошло укрепление денежной системы, были отменены бесплатные услуги. Говоря
о другой мере принятой Советской властью, надо остановиться на законе о концессиях (1920 г.), т.е. Россия по договору передавала зарубежным предпринимателям на определенный срок в эксплуатацию природные богатства
и хозяйственные объекты. Хотя и была опасность возвращения капитализма, но в тоже время страна имела возможность приобрести необходимое оборудование. В 1921 г. был принят Декрет, который освобождал кооперацию от мелочного контроля, была разрешена аренда земли и применение наемного труда в сельском хозяйстве. Что касается промышленности, то в нее был допущен частный капитал, была отменена трудовая повинность и упразднены трудовые
армии. Промышленность обеспечивалась рабочей силой через биржи труда.
И наконец, была разрешена частная торговля, но под контролем государства.
Учащиеся: (получают раздаточный материал) в виде таблицы с заполненной колонкой «военный коммунизм» и после рассказа учителя заполняют колонку «НЭП». ( в работе учащихся используется учебник)
ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ | НЭП |
-продразвёрстка; -натурализация заработной платы; | -продналог; -переход к денежной зарплате; -отмена бесплатных услуг; -сохранение государственного управления экономикой. |
Актуализация новых знаний.
Чем продналог отличался от продразверстки?
Какое право получили зажиточные крестьяне?
Как называли наемных работников на селе? (батрак)
Как вы понимаете: была разрешена свободная торговля?
Сейчас в наше время в России существует свободная торговля?
Какие предприятия передавались в частную собственность?
Что означает частная собственность?
Что оставалось в руках государства?
В наше время есть частная собственность?
Учитель: Первые положительные признаки принятия нэпа не заставили себя ждать. Подъем экономики начался в последние месяцы 1922 г. С этого
момента он шел быстро и обнадеживающе, хотя и не без кризисов. Первым признаком улучшения положения стал хороший урожай 1922 г. Сельское хозяйство пострадало от войны меньше, чем промышленность, и его восстановление происходило быстрее. Уже к 1925 г. была возделана вся пустовавшая с 1913 г. земля. В условиях нэпа усиливалась связь крестьянских хозяйств с рынком, росла его товарность.
В 1921-1922 гг. промышленные предприятия переживали период реорганизации; вновь начинали работать фабрики и заводы, выпуск продукции тяжелой промышленности, составивший всего 13% довоенного объема, уже в 1924 г. достиг 50% этого уровня. Оживление наблюдалось и на железнодорожном транспорте, в 1920-21 гг. почти парализованном.
Темпы роста промышленности в разных отраслях были различными.
Особенно успешно продвигались дела в производстве энергии и добыче топлива, недостаток которых, как раз и сдерживал развитие страны. Восстановление промышленности обусловило социальное возрождение рабочего класса. Его численность быстро росла.
3. Отношение к нэпу
Учитель: ставит перед учениками проблемный вопрос: «Все ли слои населения приняли нэп?»
После обсуждения в группах (класс делится на четыре группы), выслушивается позиция каждой группы.
Примерные позиции:
Рабочие: Частично согласны с положениями нэпа, но сохранялась безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие жилья.
Крестьяне: Недовольны ограничениями в развитии хозяйства.
Большевики: нэп — капитуляция, предательство идеалов Октября.
Служащие: рост безработицы.
Какой вывод можно сделать? (ответы учащихся)
Учитель: В одном из своих выступлений по поводу нэпа Ленин заявил: «Мы до известной степени заново создаем капитализм». Какие мероприятия нэпа можно отнести к капитализму?
- Как вы думаете, почему большевики сохранили в руках государства крупную промышленность, внешнюю торговлю и право контроля над частным капиталом? (Стремились сохранить командные высоты в экономике, т.к. в ином случае нэп привел бы страну не к социализму, а повернул страну на старые рельсы к капитализму).
Назовите положительные и отрицательные результаты нэпа.
Класс делится на две группы (работа с учебником)
1 группа – Позитивные стороны нэпа
Развитие экономических связей города и деревни;
Развитие промышленности на базе электрификации;
Развитие рыночных отношений
К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;
К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;
К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.
К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.
Несмотря на значительные успехи, новая экономическая политика породила много сложных проблем. О них нам расскажет вторая группа.
2 группа – Проблемы нэпа
1) не хватало промышленных товаров;
2) рост цен;
3) безработица;
4) перенаселение городов;
5) изменение соцструктуры;
6) бюрократизация;
7)хлебозаготовительный кризис 1927г.
Учитель: Какие общие выводы можно сделать из данной информации?
( ответы учащихся)
Учитель: подводя итог урока, мы делаем вывод, что в Советской России в 1921 году была введена новая экономическая политика, но она не удовлетворила все слои населения, так как В.И.Ленин пытался соединить: рыночные отношения при сохранении диктатуры пролетариата. Поэтому слова В.И.Ленина, приведённые в эпиграфе,– « НЭП вводился всерьез и надолго, но… не навсегда», оказались пророческими. Уже на XI съезде партии Ленин, отмечая отрицательные стороны нэпа, заявил, что через несколько лет «из России нэповской будет Россия социалистическая». Ведь к 1929 году новая экономическая политика была практически свёрнута.
III. Закрепление изученного материала.
1.Тест по теме «Новая экономическая политика» (раздаточный материал, приложение №1)
2.Учитель. Сделайте вывод: «Могла ли политика нэпа быть жизнеспособной в условиях социализма?» (ответы учащихся)
IV.Рефлексия:
- Были ли достигнуты образовательные цели урока?
- Обсуждение какого вопроса прошло особенно активно и плодотворно?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Выставление оценок учащимся.
V.Домашнее задание: § 18, термины и даты на стр.133, выучить тезисы, записанные в тетрадях. Написать эссе: «Можно ли считать нэповскую экономику рыночной?» ( аргументировать свою позицию)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :
1.История России. ХХ век/А.Н.Боханов, М.М.Горинов, В.П.Дмитриенко и
др.-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»,2005г
2.Карр.Э. История Советской России.-М.: Прогресс, 2006г.
3.Надеждина В.А. Нэповская Россия в зеркале социальной истории // Отечественная история ,2007 г.
4. Потатуров В.А. Тугусова Г.В. История России – М.: Академический Проект. – 2002.
5. Соколов А.К. Историческое значение нэпа. М., 2001 г.
6.Саяпин В.В.История России. Тематические тесты, издательство «Легион»,2008г.
МУЛЬТИМЕДИА-РЕСУРСЫ:
1.Антонова Т.С. История России: ХХ век, компьютерный (мультимедиа) учебник. М., Клио Софт, 2002г.
2.История. Мультимедийное пособие. М. Просвещение-Медиа, 2005г.
Приложение №1
Тесты по теме: новая экономическая политика
1.Одной из основных причин кризиса начала 20-х гг. было(-ли):
а)продолжение войны на окраинах государства
б)начало массового создания сельскохозяйственных коммун
в)продолжение политики военного коммунизма
г)массовые мобилизации в Красную Армию
2.Восстание матросов Кронштадта в марте 1921г. проходило под лозунгом:
а) «Земля - крестьянам!» в) «Долой войну!»
б) «За Советы без коммунистов» г) «Вся власть эсерам!»
3.Решение о переходе к нэпу было принято на:
а)IX cъезде ВКП(б) в) ХI съезде ВКП (б)
б)Х съезде ВКП (б) г) ХII съезде ВКП (б)
4.Первыми шагами экономической политики было:
а)решение о начале ускоренной индустриализации
б)решение о ликвидации кулачества как класса
в)решение оначале сплошной коллективизации
г)решение о замене продразвёрстки продналогом
5.Новая экономическая политика не распространялась на:
а)крупную промышленность в) сельское хозяйство
б)мелкую и среднюю промышленнность г )торговлю
6.В ходе проведения нэпа частным лицам не разрешалось брать в аренду:
а) земля в) железные дороги
б) мелкие и средние промышленные предприятия г) предприятия торговли
7.Важной составной частью реформы была:
а)девальвация свознаков
б)деноминация совзнаков
в)привязка курса рубля к фунту стерлингов
г)введение в обращение конвертируемого золотого червонца
8.В сфере трудовых отношений предполагалось(-лась,-лся):
а)всеобщая трудовая повинность в)свободный наём рабочей силы
б)прикрепление рабочих к предприятию г)создание трудовых армий
9.В результате проведения нэпа к 1927г. по уровню сельско-
хозяйственного производства Россия достигла показателей:
а)1905г. б)1910г. в)1913г. г)1916г.
10.К основным итогам проведения нэпа не относятся:
а)достижению промышленности довоенных показателей
б)восстановление банковской системы
в)создание системы крупных сельскохозяйственных предприятий
г)восстановление системы здравоохранения
Учащиеся заполняют бланки
Фамилия и имя учащегося, класс | ||||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | ||||||||||
б | ||||||||||
в | ||||||||||
г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока истории в 9 классе по теме :" Новая экономическая политика"
Тема урока: "Новая экономическая политика". Тип урока: изучение нового материала. Форма: лабораторное занятие с эементами дискуссии, с использованием ЭОР...
Открытый классный час для 10-11 классе на тему :Новое время — новые профессии
Составитель :Маер Елена Владимировна ,учитель географии,классный руководитель 10 классаМКОУ Киргинцевская СОШ Классный час Новое время — новые профессии Цели:познакомить уча...
Конспекты уроков по истории «Переход к новой экономической политике»
Представляю вашему вниманию учебное занятие 2. «Переход к новой экономической политике» 9 класс Цели и задачи урока:Образовательная цель: усвоение причин, сущности и итогов НЭПа....
КОНСПЕКТ урока по Новой истории для 7 класса по теме НОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПРЕОБРАЗУЮТ ОБЩЕСТВО
Конспект урока по курсу "Новая история"...
Конспект урока по истории по теме: "Новая экономическая политика»
Конспект урока по истории по теме НЭП,готовый материал при изучении этой темы....
Урок в 9 классе. "Переход к новой экономической политике" (презентация)
Презентация к уроку "Переход к новой экономической политике"...
Урок по истории 9 класс "Переход к новой экономической политики"
Урок "Мозговой штурм"...