№ п/п | Тема | Планируемые результаты |
Деятельность обучающихся (учебно-познавательные, учебно-практические задачи) | Оценка |
|
|
|
|
| предметные | личностные | метапредметные |
| Самооценка (критерии самооценки) | Оценка учителя (средства оценки) |
Введение |
|
|
|
|
|
|
|
1-2 | Путешествие в страну История. Как заглянуть в прошлое? | Объяснять, что изучает наука история. Объяснять, как историки узнают о том, что было в прошлом, используя терминологию, как воссоздаётся научная картина исторического прошлого. Уметь ориентироваться на ленте времени. Уметь выявлять причины исторических событий. | – воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся. -Уметь объяснять разнообразие современного мира. | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | Познавательные УУД: – находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; – устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне. Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в учебной деятельности; – выдвигать версии; – планировать учебную деятельность; – работать по плану, сверяясь с целью; – находить и исправлять ошибки; – оценивать степень достижения цели. Коммуникативные УУД: – излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
| Листы самооценки 1-3, листы взаимооценки вгруппах, листы оценки родителями. | Основа оценивания в рабочей тетради. |
Модуль №1 Первая историческая эпоха. |
|
|
|
|
|
|
|
3 | Первые люди | Уметь объяснять происхождение людей и зарождение человеческого общества. Уметь выявлять причины и следствия эволюции. | Определить своё отношение к научному и религиозному взглядам на происхождение человека. применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
| Выделять биологические и социальные особенности человека. | Познавательные УУД: – устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне; – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в учебной деятельности; – выдвигать версии; – планировать учебную деятельность; – работать по плану, сверяясь с целью; – находить и исправлять ошибки; – оценивать степень и способы деятельности и достижения цели Коммуникативные УУД: – излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами; – корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. Личностные УУД: – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
|
|
|
4 | Первые шаги разума | Уметь выявлять главные особенности первобытного общества. Объяснять главную суть родоплеменных отношений в родовой общине. Объяснять причинно – следственные связи выживания человека, образование рас. | Уметь выявлять гуманистические и нравственные ценности общества. Давать оценку первобытной морали. | Анализировать теорию антропогенеза. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Первые художники и волшебники. | Выявлять главное во взглядах на мир первобытных людей. Объяснять значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Выделять истоки современных представлений и обычаев, зародившихся в первобытном мире. | Давать и объяснять свои оценки представлений и обычаев первобытных людей с позиций современного человека. | Сопоставлять верования и искусство первобытных людей с современным искусством и религией. |
|
|
|
6-7 | Первые пастухи и хлеборобы. | Выявлять изменения в обществе. Объяснять особенности управления в племени и родовой общине, используя терминологию. Выделять причины перехода к земледелию, выявлять последствия расселения земледельческих племён. Давать собственную оценку изменениям. | Давать собственную оценку изменениям. Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
| Выявлять изменения в обществе. |
|
|
|
8 | Первые мастера и воины. | Выявлять главные особенности жизни пашенных земледельцев, ремесленников и торговцев. Выявлять причины образования соседских общин и определять последствия изменений. Давать свою оценку историческим событиям и явлениям | Давать свою оценку историческим событиям и явлениям | Выстраивать структуру общества. |
|
|
|
9 | Первые цари и грамотеи. | Выявлять главное в процессе перехода человечества на ступень цивилизации. Определить, черты какого общества более свойственны современному обществу. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
| Выявить нравственные ценности цивилизации. Выстраивать структуру общества. |
|
|
|
10 | Общий взгляд на первобытный мир | Выявлять главное в первобытной истории человечества. Уметь ориентироваться в историческом времени, используя ленту времени. Выявлять логическую последовательность развития человеческого общества | Выявлять гуманистические нравственные ценности.
| Выявлять логическую последовательность развития человеческого общества. |
|
|
|
11 | Контрольная работа №1 на тему «Первобытный мир» |
| Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). |
|
|
|
|
Модуль №2 Цивилизации Древнего Востока. |
|
|
|
|
|
|
|
12 | Царство в долине Нила. | Обобщать и делать выводы о наличии государства в истории египтян. Уметь объяснять, как природные условия и развитие хозяйства повлияли на становление цивилизации |
| Выделять признаки государства. | Познавательные УУД: – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; – классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; – устанавливать причинно - следственные связи – на простом и сложном уровне; – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). Коммуникативные УУД: – излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); – различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории. Личностные УУД: – аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор. Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической (в т.ч. в своих проектах); – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; – планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; – работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ; – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
|
|
|
13 | Боги древнего Египта. | Научиться выделять особенности религии Египта. Выявить причинно-следственные связи между хозяйственной деятельностью и богами. | Делать выводы о роли жрецов в формировании картины мира древних египтян. | Выявлять влияние природного фактора на религиозные представления. |
|
|
|
14 | Искусство строителей пирамид. | Почему достижения искусства древнего Египта стали достижениями современных цивилизаций. | Уметь давать собственную оценку порядков египетского общества. | Научиться объяснять особенности архитектуры и изобразительного искусства, связанные с религией древних египтян. |
|
|
|
15 | Ступени «Общественной пирамиды». | Научиться объяснять разнообразие египетского общества. Понимать, почему простые труженики были довольны судьбой. | Давать оценку делению общества. | Сравнить роль и образ жизни разных слоёв общества. |
|
|
|
16 | Расцвет Египетского царства. | Научиться выявлять причины и последствия расцвета египетского царства. |
| Уметь работать с картой. |
|
|
|
17 | Повторительно – обобщающий урок по теме |
| Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). |
|
|
|
|
18 | Цивилизация в Междуречье. | Уметь характеризовать хозяйство междуречья. | Уметь определять свою позицию в отношении правителей междуречья. | Уметь сравнивать цивилизации на примере Египта и Междуречья. |
|
|
|
19 | Законы Вавилонского царства. | Уметь объяснять особенности образования и развития народов и государств Западной Азии. Причины и следствия быстрого развития Междуречья. | Давать собственную оценку представлениям о справедливости вавилонского царя. | Уметь работать с законодательными документами. |
|
|
|
20 | Ассирийское железное царство. | Уметь объяснять, как Ассирии удалось стать великой державой. Причины и следствия образования и гибели мировой державы.
| Оценивать моральную сторону ассирийских завоеваний. | Работать с картой. |
|
|
|
21 | Библия древних евреев. | Сравнить историю евреев и древних народов. Выявить общее и отличия. | Нравственные ценности религии евреев. | Уметь объяснять, как религия влияет на историю людей. |
|
|
|
22 | Персидская мировая держава. | Уметь объяснять процесс образования персидской державы. Знать причины победы Персии. | Давать оценку методам создания и сохранения державы персидскими царями. | Работать с картой. |
|
|
|
23-24 | «Просветление» Древней Индии. | Понять причины распространения буддизма. Сравнивать религии | Оценить нравственные аспекты Буддизма. | Уметь выявлять признаки цивилизации. |
|
|
|
25-26 | Мудрость Древнего Китая. | Выявлять причины возникновения конфуцианства. | Научиться выявлять гуманистические ценности конфуцианства. | Уметь выявлять признаки цивилизации. Уметь выделять причинно-следственные связи. |
|
|
|
27 | Общий взгляд на Древний Восток. | Уметь сравнивать цивилизации, выделять общие черты. Уметь объяснять разнообразие. | Сравнивать древневосточные государства с современными с точки зрения гуманизма. | Уметь сравнивать цивилизации, выделять общие черты. Уметь объяснять разнообразие. |
|
|
|
28 | Контрольная работа №2 на тему «Древний Восток». |
| Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). |
|
|
|
|
Модуль №3 Первая цивилизация Запада. |
|
|
|
|
|
|
|
29 | Истоки греческой культуры. | Уметь выделять признаки цивилизации. Уметь сравнивать. Анализ источников. | Уметь выявлять гуманистические ценности древних греков. | Уметь выделять признаки цивилизации. Уметь сравнивать. Анализ источников. | Познавательные УУД: – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; – устанавливать причинно - следственные связи – на простом и сложном уровне; – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. Личностные УУД: – извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других; – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; Коммуникативные УУД: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно; – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической (в т.ч. в своих проектах); – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; – планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; – работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
|
|
|
30 | Поэмы о людях и богах. | Уметь сравнивать современные ценности с ценностями древних греков. | Уметь сравнивать современные ценности с ценностями древних греков. | Научиться анализировать источники, объединяя факты и понятия в целостную картину. |
|
|
|
31 | Новые города Эллады. | Выявлять отличительные особенности древнегреческих полисов. Уметь сравнивать современное общество с древнегреческим полисом. Научиться выявлять причины единства полисов Эллады.
| Сравнить моральные принципы граждан полисов с современными людьми.
| Понимать понятия: полис, государство. Различать формы правления. |
|
|
|
32 | Космос олимпийских богов. | Объяснять особенности древнегреческой религии. Анализируя поступки греческих богов, научить объяснять причины возникновения сомнений в справедливости их законов. | Анализируя поступки греческих богов, научить объяснять причины возникновения сомнений в справедливости их законов. | Оценивать вклад древнегреческих мифов в развитие литературы. |
|
|
|
33 | Порядки Афин и Спарты. | Научиться делать выводы об отличительных особенностях этих греческих полисов. Выделять причинно-следственные связи противостояния полисов. | Давать собственную оценку порядкам Афин и Спарты. | Уметь выделять признаки демократии и аристократии. |
|
|
|
34 | Воспитание граждан Эллады. | Научиться выявлять цели и средства древнегреческого воспитания. | Уметь давать оценки правилам древнегреческого воспитания. | Находить общее и различие в системах воспитания древних греков. |
|
|
|
35 | Великая колонизация. | Научиться выявлять причинно-следственные связи греческой колонизации. | Научиться давать собственную оценку действиям греков по отношению к местным жителям | Уметь работать с картой. |
|
|
|
36 | Повторительно-обобщающий урок. |
| Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). |
|
|
|
|
37-38 | Эллины против «царя царей». | Анализируя события войн, выявить причины победы греков над персами. | Планировать решение учебной задачи: выстраиватьпоследовательность необходимых операций (алгоритм действий); | Работать с памяткой – алгоритмом. |
|
|
|
39 | Свобода рабовладельцев. | Научиться выявлять главное в хозяйственной и общественной жизни классической Греции. | Давать нравственную оценку рабовладению | Научиться выявлять главное в хозяйственной и общественной жизни |
|
|
|
40 | Столица искусств Эллады. | Выявлять главные особенности древнегреческого искусства. | Оценивать духовный мир древних греков. | Выделять вклад древнегреческой культуры в современную. |
|
|
|
41-42 | Мудрецы Древней Греции. | Уметь выделять главное во взглядах древнегреческих философов. | Уметь давать оценку взглядам Сократа. | Оценивать вклад древнегреческих философов в становление философии как науки. |
|
|
|
43-44 | Общий взгляд на Древнюю Грецию. | Уметь находить принципиальные отличия западной и восточной цивилизаций. |
|
|
|
|
|
45 | Контрольная работа №3 на тему «Древняя Греция» |
| Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). |
|
|
|
|
Модуль № 4 Империи эллинов и римлян. |
|
|
|
|
|
|
|
46 | Покорители свободных греков. | Уметь выявлять причины ослабления Греции. | Выделять духовно-нравственные аспекты свободы. | Умение работать с картой. | Познавательные УУД: – устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне; – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; – пользоваться смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию; – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Коммуникативные УУД: – преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). Личностные УУД: – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор. Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно - практической (в т.ч. в своих проектах); – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; – планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; – работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ; – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять о
|
|
|
47-48 | Завоевания Александра Македонского. | Уметь выявлять причины побед Александра Македонского и последствия для покорённых народов. | Уметь давать нравственную оценку поступкам Александра. | Умение работать с картой. |
|
|
|
49-50 | Эллинистическая цивилизация. | Сравнивая признаки запада и востока, уметь делать выводы о слиянии или раздельном сосуществовании двух цивилизаций | Анализировать с точки зрения гуманизма древние цивилизации. | Сравнивать признаки запада и востока. |
|
|
|
51 | Повторительно-обобщающий урок. |
| Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). |
|
|
|
|
52 | От царей к республике. | Сравнивая Древний Рим с Древней Грецией уметь делать вывод о схожести или различии этих цивилизаций. Понимать причины смены царской власти на республиканскую. | Выявлять демократические ценности в Древнем Риме. | Делать вывод о схожести или различии цивилизаций. |
|
|
|
53 | Объединитель Италии. | Уметь выделять главное в завоевательных походах Рима, их причины и следствия. |
| Уметь работать с картой. |
|
|
|
54 | Победитель Карфагена. | Выявлять главное в пунических войнах. Уметь анализировать войны на примере 2 Пунической войны. |
| Уметь анализировать войны |
|
|
|
55 | Властелин Средиземноморья. | Анализируя завоевания римской империи, уметь делать вывод об особенностях превращения Рима в великую державу. Уметь располагать во времени последовательность событий. Уметь выявлять причины и следствия завоеваний. |
|
|
|
|
|
56 | Перемены «римских нравов» | Научиться выделять главное в перемене римских нравов. Выделить последствия распространения греческой культуры для римлян. |
|
|
|
|
|
57 | Войны граждан и рабов. | Уметь выделять главное. Уметь выявлять причинно-следственные начала гражданских войн. Уметь давать оценку восстанию рабов. |
|
|
|
|
|
58-59 | От республики к цезарям | Используя историческую карту, последовательно располагать события гражданских войн в период падения республики. Выявлять причины уничтожения республики. |
| Выявлять причины уничтожения республики. |
|
|
|
60 | Повторительно-обобщающий урок | Уметь выявлять главные признаки императорской власти. Выделять причины нелюбви римлян к императорам-деспотам. Оценивать деятельность императоров. | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). |
|
|
|
|
61 | Первые римские императоры. | Уметь делать выводы об особенностях античной греко-римской культуры. Уметь выявлять причинно-следственные связи с её истоками и с современностью.
|
|
|
|
|
|
62 | Расцвет античной культуры. | Сравнить правление римских императоров, сделать вывод о целесообразности и пользе их деяний для империи. Уметь объяснить своё отношение к деятельности императоров. |
|
|
|
|
|
63-64 | «Золотой век» Римской империи. | Выявлять особенности христианства как новой религии. Выделить причины распространения христианства среди римлян. Давать нравственную оценку учению. |
|
|
|
|
|
65 | «Добрая весть» христианства. | Уметь находить отличительные особенности управления империей во 2 и 4 веках. Уметь выделять причины принятия христианской религии как государственной. |
|
|
|
|
|
66 | Заря христианского мира. | Уметь выделять этапы и рубежи главных событий. Уметь работать с картой. Уметь выделять причины падения Западной Римской империи. |
|
|
|
|
|
67 | Закат античного мира. | Научиться выделять главное в перемене римских нравов. Выделить последствия распространения греческой культуры для римлян. |
|
|
|
|
|
68 | Общий взгляд на первобытность и древность. | Уметь выделять признаки цивилизаций. Работать с лентой времени. Ориентироваться по карте. Уметь выделять главные события. | Давать свои оценки наследию Древней истории | Выявлять причинно-следственные связи для складывания общечеловеческой цивилизации. |
|
|
|
69 | Контрольная работа №4 на тему древний Рим |
| Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
|
|
|
|
|
70 | Резерв учителя. |
|
|
|
|
|
|