Открытый урок по литературе на тему "Люди Древней Руси. Сергий Радонежский."
план-конспект урока по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Автор- учитель первой категории Малых Валентина Семеновна
Люди Древней Руси. Сергий Радонежский
Произведения о людях Древней Руси можно рассматривать как
одно целое. Сюжет их – мировая история, тема – смысл
человеческой жизни.
Д.С.Лихачёв
Цели урока:
углубить знания о жанре жития;
рассмотреть этапы духовного пути Сергия;
развивать аналитическое мышление, приемы наблюдения;
развивать умение строить устное высказывание;
формировать основы духовной жизни учащихся, их нравственные принципы;
воспитывать любовь к Родине, её историческому прошлому.
Оборудование урока:
фотография иконы «Преподобный Сергий с житием»;
портрет Епифания Премудрого;
портрет Бориса Зайцева;
список слов (Преподобный, святой, черноризец, литургия, просфора, трапеза,
псалом, игумен, Лавра, праведник);
презентация.
Вступительное слово.
Сегодня на уроке мы окунёмся в историческое прошлое нашей Родины, откроем для себя страницы далёкого 14 века, узнаем, как жили люди Древней Руси, что чувствовали, что ценили.
О произведениях, представляющих Древнюю Русь, очень хорошо сказал академик Д.С.Лихачёв (работа с эпиграфом).
Мы поведём разговор о Преподобном Сергии Радонежском (фотография иконы, презентация слайд 3)
Вопросы классу.
-Кто впервые описал жизнь Сергия? (ученик Сергия Епифаний Премудрый в 1418 году, спустя 26 лет после кончины учителя, впервые описал жизнь Преподобного Сергия).
-Как называется жанр, которым пользуется Епифаний, описывая жизнь Сергия? (житие; ребята повторяют определение жанра жития).
Обратимся к страницам исторического очерка Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»
Словарная работа (учащиеся объясняют значение слов, напечатанных на отдельных листах: преподобный – это слово верующие прибавляли к именам святых, вышедших из обыкновенных монахов;
святой – человек, посвятивший свою жизнь церкви, религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы;
черноризец – монах;
литургия –главное христианское церковное богослужение;
просфора-хлебец, который вкушают после богослужения;
псалом- религиозная песнь;
игумен- настоятель монастыря;
Лавра- уединенное место, большой монастырь;
праведник-человек, живущий по закону божьему.
Рассматривая страницы книги Б.Зайцева, мы должны выяснить, почему Сергия стали причислять к лику святых, почему его стали называть ПРЕПОДОБНЫМ.
Вопросы классу.
- Как звали Сергия в детстве?(слайд №4. Место, где родился Варфоломей)
- Какими качествами обладал Варфоломей? (трудолюбием, он не был барчуком; во время учёбы в церковной школе проявлял упорство, усердие).
- Какое важное событие изменило всю жизнь Варфоломея? (встреча с черноризцем).
- Работа с репродукцией картины М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (слайд № 5)
какой момент отражён в картине?
Удивлён Варфоломей появлением старца?
Как художнику удалось передать трогательную беззащитность отрока?
Всмотритесь внимательно в глаза Варфоломея. Что поражает в них?
Создаётся ли у вас впечатление, что мальчик разговаривает с монахом?
Как вы думаете, о чём этот диалог?
Почему художник не изобразил лица старца?
-Как сложилась жизнь Варфоломея и его брата Стефана? Почему Стефан покидает
Варфоломея? Что помогает Варфоломею выжить в радонежских лесах? Почему его стали называть Сергием?
-Почему рядом с ним стали селиться другие люди?
-Как жили на Маковице? Чем занимались? (слайды №6, 7, 8, 9) ( Сергий во всём подавал пример)
- Сергий во главе братства. Что поразило вас в игумене Сергии? (никогда не возвышался над своими товарищами; не был корыстолюбив; по-прежнему много трудился; стол его был беден; кусок хлеба зарабатывал трудом своим). Найдите подтверждение в тексте.
- С кем из исторических деятелей был тесно связан Сергий?
-С какой просьбой обратился Дмитрий Донской к Сергию?
(Чтение текста со слов: «В Орде между тем выдвинулся Мамай…» до слов: «8-е сентября 1380 года!»
(Слайд № 10)
(просмотр отрывка из фильма)
Итог урока.
- Какой жизненный путь прошёл Варфоломей-Сергий?
-Русский народ возвёл Сергия в лик святых. Какие качества старца помогли стать таким?
(Сергий отличался усердием и упорством во всём. Сильный, мужественный, он всю жизнь трудился и других приобщал к труду. Скромный, бескорыстный Сергий учил окружающих правде, прямоте, вере. Он любил людей и всегда помогал им добрым словом, делом, личным примером).
Слайд № 11
В память о святом Сергии благодарные потомки создали памятники (слайд № 12, 13)
Мировую славу обрела Троице-Сергиева Лавра, начало которой было положено Преподобным Сергием Радонежским. Предлагаю небольшое заочное путешествие по святым местам.(слайды № 14-31,32)
В заключительной части урока предлагаю ребятам выразить своё отношение к Сергию через синквейн.
( Сергий.
Мудрый,добрый.
Трудился, помогал, исцелял.
Беспримерный образец духовных ценностей.
Святой. )
Домашнее задание.
Написать сочинение по картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе на тему "Люди Древней Руси. Сергий Радонежский."
Данный открытый урок разработан с презентацией....
«Заступник Руси». Сергий Радонежский.
Почему Сергия Радонежского - называют заступником земли русской, великим русским святым? Почему Его иконами веками благословляют воинов перед сражениями? Почему именно у него ищут по...
Классный час по теме: «Заступник Руси». Сергий Радонежский.
Цель: познавательная: познакомить с житием Преподобного Сергия Радонежского;воспитательная: через просмотр документального фильма «Заступник Руси», обсуждение фильма, на примере жизни святого пре...
Проект "Святой благоверный заступник всея Руси - Сергий Радонежский"
Проект "Святой благоверный заступник всея Руси - Сергий Радонежский"...
Проект "Святой благоверный заступник всея Руси - Сергий Радонежский"
Проект "Святой благоверный заступник всея Руси - Сергий Радонежский"...
Святые заступники Руси. Сергий Радонежский. Работа Королюк Надежды.
Данная работа отражает отношение кшкольников к Православной вере и её святым....