Программа для подготовки к олимпиаде по истории
олимпиадные задания по истории на тему
Олимпиада по истории выявляет знания учащихся о той или иной эпохе, исторических деятелях, важнейших исторических событиях и процессах. Большое внимание на олимпиадах уделяется анализу письменных источников, умению решать проблемные вопросы. Задания олимпиады помогут учащимся развить навыки творческой и научной деятельности. Олимпиады проходят на разных уровнях. Их цель поддержать интерес к предмету, выявить способных студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_programma_po_olimpiade.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка
Тематический план
Содержание программы
Раздел 3. Работа с документами
Пояснительная записка
Олимпиада по истории выявляет знания учащихся о той или иной эпохе, исторических деятелях, важнейших исторических событиях и процессах. Большое внимание на олимпиадах уделяется анализу письменных источников, умению решать проблемные вопросы. Задания олимпиады помогут учащимся развить навыки творческой и научной деятельности. Олимпиады проходят на разных уровнях. Их цель поддержать интерес к предмету, выявить способных студентов.
Данная программа рассчитана для подготовки учащихся средних профессиональных учебных заведений по исторической олимпиаде. Рекомендуемое количество часов на освоение программы составляет 36 часов.
Цель программы: формирование критического мышления и углубление знаний по истории.
Все темы программы посвящены истории России, так как олимпиады чаще всего бывают связаны с проблемами Отечественной истории. Программа включает следующие разделы: теоретический курс, тестовый задания и работа с документами. Тренировочные задания занимают основную часть программы и направлены на отработку самых разнообразных навыков. Эти задания можно использовать не только для подготовки к олимпиаде, но и к экзаменам.
Тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | 2 |
Раздел 1. Теоретическая часть | 12 |
Тема 1.1 История России с древности до конца XVI в. | 3 |
Тема 1.2 История России XVII-XVIII вв. | 3 |
Тема 1.3 Россия в XIX в. | 3 |
Тема 1.4 Россия в XX – XXI вв. | 3 |
Раздел 2. Тестовые задания | 12 |
Раздел 3. Работа с документами | 12 |
Всего часов | 36 |
Раздел 1. Теоретическая часть
Задача – повторить и углубить теоретические знания по курсу «Отечественная история».
Тема 1.1 История России с древности до конца XVI в.
Восточные славяне в древности.
Русские земли и княжества в XII- середине XV века.
Формирование единого Русского государства.
Тема 1.2 История России XVII-XVIII вв.
Россия в XVII в
Россия в конце XVII- первой половине XVIII в.
Россия во второй половине XVIII века.
Тема 1.3 Россия в XIX в.
Россия в 1801-1860-х гг.
Россия в 1860-1890-е годы.
Тема 1.4 Россия в XX – XXI вв.
Россия в 1900-1916 гг.
Россия в 1917-1920 гг.
Советская Россия, СССР в 1920-х – 1930-х годах.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах 1939-45 гг.
СССР в 1945-1991 годах.
Россия на рубеже XX и XXI вв.
Раздел 2. Тестовые задания
Задача – формирование навыков работы с тестовыми заданиями
В большинстве случаев выбор правильного ответа требует хорошего знания контекста эпохи, сути явления или события. Для решения заданий можно использовать метод исключения и метод ассоциаций.
Метод исключения: надо отбросить заведомо неправильные ответы.
Метод ассоциаций: какие образы, сюжеты, имена, факты «всплывают» в вашем сознании, когда вы читаете варианты ответов?
Если необходимо распределить факты, события, имена, понятия по заданному признаку. При выполнении этих заданий важно не столько вспомнить конкретную дату события, сколько установить его место в общем процессе. Таким образом, в первую очередь используете логическое мышление.
Тестовые задания см. в Приложении 1.
Раздел 3. Работа с документами
Задача – развивать умения критически анализировать исторические документы.
Методические рекомендации по работе с историческими документами.
Вариант анализа документа, предлагаемый профессором С. Шехтером (США). Каждый документ предлагается рассматривать по следующим вопросам:
1. Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа (соавтор)? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа? Какие выводы можно сделать об авторах, исходя из текста?
2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа? Что можно сказать о дате написания документа и о влиянии времени на текст?
3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?
4. Какие факты (фактическая информация) приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
5. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
6. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится? Как текст помог Вам лучше понять прошлое?
Исторические документы см. в Приложении 2.
Рекомендуемая литература
- Алексашкина, Л.Н. ЕГЭ. История: сборник заданий/ Л.Н Алексашкина, - М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 253с.
- Чернова, М.Н. ЕГЭ. История России. Интенсивный минимум. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 352с.
- http://www.alleng.ru/d/hist/hist163.htm
- http://rudocs.exdat.com/docs/index-278673.html
Приложение 1.
1. Авторами так называемой теории официальной народности был министр просвещения, в прошлом вольнодумец и друг декабристов:
а) М.П. Погодин;
б) С.С. Уваров;
в) П.Я. Чаадаев;
г) А.Х. Бенкендорф.
2. Как звали российского императора, возведённого на престол в возрасте 2-х месяцев:
а) Пётр II;
б) Иван VI;
в) Петр Ш.
3. Иван IV ввёл опричнину:
а) так как стремился укрепить международный авторитет России;
б) потому, что желал упрочить свою личную власть;
в) чтобы разрешить противоречия между боярством и дворянством.
4. Император Николай II отрёкся от престола в пользу:
а) Государственной думы;
б) Учредительного собрания;
в) наследника престола Алексея;
г) великого князя Михаила Александровича.
5. В XII в. политическим центром Северо - Восточной Руси стал:
а) Новгород;
б) Владимир Волынский;
в) Владимир - на - Клязьме ;
г) Муром
6.В Невской битве (1240):
а) новгородцы победили шведов;
б) новгородцы победили ливонских рыцарей;
в) новгородцы победили псковичей.
7. Поводом к выступлению декабристов 14 декабря 1825 г. послужило:
а) отсутствие официального объявления о наследнике престола;
б) крестьянские бунты по всей стране;
в) стихийное возмущение солдат, вызванное вторичной присягой;
г) то, что выступление было давно запланировано именно на это время.
- Кто из русских императоров получил власть, сместив с престола собственного отца:
а) Пётр Великий;
б) Пётр III;
в) Павел;
г) Александр I.
9. Верховным командующим русской армией в первые недели войны 1812г. был:
а) Барклай де Толли;
б) Беннигсен;
в) Кутузов;
г) Багратион
10. Земство - это:
а) внесословные органы местного самоуправления;
б) воинские землячества;
в) низшие судебные учреждения;
г) благотворительные учреждения.
11. Крепостное право было отменено:
а) в 1855г.;
б) в 1861 г.;
в) в 1866г.;
г) в 1881 г.
12. Февральская революция 1917г. началась:
а) после приезда Ленина в Петроград;
б) в результате разногласий во Временном правительстве;
в) после отречения Николая II;
г) после демонстрации по случаю международного женского дня.
- Что такое опричнина?
а) комплекс реформ;
б) система мер по укреплению царской власти;
в) период ослабления царской власти.
- Какого русского писателя Екатерина II назвала « бунтовщиком хуже Пугачёва »:
а) Радищева;
б) Новикова.
- Автором « Русской правды»- одного из документов тайных обществ первой половины 1820-х гг. был
а) Сергей Муравьёв - Апостол;
б) Михаил Бестужев - Рюмин;
в) Павел Пестель;
г) Никита Муравьёв.
16. Суд присяжных в России был введён:
а) по судебной реформе Екатерины Великой во 2-ой половине XVIII в.;
б) в результате преобразования и законотворческой деятельности Сперанского в начале XIX в.;
в) в ходе судебной реформы Александра II в 1860 -х гг.
г) после революции 1905 -1907 гг.
17. Россия подписала сепаратный мирный договор с Германией в ходе 1-ой Мировой войны:
а) в марте 1917 г.;
б) в июле 1917 г.;
в) в марте 1918 г.;
г) в ноябре 1917г.
18. Отправляясь в Прутский поход Пётр I создал Сенат, который выполнял функции:
а) верхней палаты народного собрания;
б) высшего кассационного суда в империи;
в) высшего органа власти;
г) органа законодательной власти.
19. Крестьянская реформа графа Киселёва:
а) изменила положение государственных крестьян;
б) изменила положение безземельных крестьян;
в) изменила положение помещичьих крестьян;
г) не была проведена.
20. Один из варяжских князей объединил под своей властью Киев и Новгород. Это сделал:
а) Рюрик в 862 г.;
б) Аскольд при участии Дира в 865 г;
в) Олег в 882 г.;
г) Игорь в 945 г.
21. Первая древнерусская летопись называется:
а) «Повесть временных лет»;
б) «Русская правда»;
в) «Слово о полку Игореве».
22. Какой документ петровской эпохи открывал возможность выслужить дворянское звание:
а) «Юности честное зеркало»;
б) «Табель о рангах»;
в) «Духовный регламент»;
г) закон о введении майората.
23. Что такое секуляризация:
а) наказание поркой;
б) уничтожение Запорожской сечи;
в) передача церковной земли казне;
г) уничтожение патриаршего управления Церковью.
24. Какие территории Россия утратила в 1905 г. в результате неудачной войны с Японией:
а) Южный Сахалин;
б) Северный Сахалин;
в) Курильские острова;
г) арендованный у Китая Ляодунский полуостров.
25. Кто отменил закон о престолонаследии, принятый при Петре I:
а) Екатерина Первая, завещавшая трон внуку Петра Великого Петру II;
в) Елизавета, пригласившая на русский трон Петра III;
б) Верховный тайный совет, передавший власть Анне Иоановне;
г) Павел, установивший порядок передачи трона по мужской линии.
26.Татаро - монголы напали на Русь:
а) в 1223 г.;
б) в 1237 г.;
в) в 1239 г.;
г) в 1242 г.
27. Заговорщическое движение в народничестве возглавил:
а) П. Лавров;
б) М. Бакунин;
в) П. Ткачёв.
28. Царевич Димитрий, убитый в Угличе в 1591 г, был сыном:
а) Ивана IV;
б) Фёдора Ивановича;
в) Бориса Годунова;
г) Ивана, старшего сына Ивана Грозного.
29. Наполеоновская армия отступала из России в 1812 г.:
а) по Владимирской дороге;
б) по Смоленской дороге;
в) по Калужской дороге;
г) по Ярославской дороге.
30. Традиционными товарами русского экспорта в средние века были:
а) драгоценные металлы и изделия из них;
б ) шерстяные и шёлковые ткани;
в) оружие, металлы, стекло;
г) пушнина, пенька, воск, мёд.
31. Первым российским императором стал:
а) Михаил Романов;
б) Василий Голицын;
в) Пётр I;
г) Павел I.
- Кризис Временного правительства весной 1917 г. был вызван:
а) заявлением министра иностранных дел Милюкова о готовности России продолжать войну (1 - мировая) в соответствии с обязательствами перед союзниками;
б) арестами лидеров левых партий;
в) захватом немцами Кронштадта;
г) выступлением генерала Корнилова.
33. Автором финансовой реформы в царствование Николая I был:
а) П.Д. Киселёв;
б) В.П. Кочубей;
в) М.М. Сперанский;
г) Е.Ф. Канкрин
34. Кто из перечисленных ниже русских императоров и императриц XVIII в. получил власть не в
результате дворцового переворота:
а) Елизавета Петровна;
б) Екатерина II;
в) Анна Иоановна;
г) Пётр III
35. Первое столкновение русских дружин с монголами произошло:
а) на Северном Кавказе, около Тмутаракани, в 1200г.;
б) на реке Калке, в половецких степях, в 1223 г.;
в) около Рязани в 1237 г.
36. На каких условиях были освобождены крестьяне в России:
а) воля и земля даровались бесплатно; г) личная свобода и небольшой надел
б) личная свобода даровалась бесплатно, а даровались бесплатно а за остальную
земельный надел - за единовременный выкуп; землю государство единовременно
в) за личную свободу и надел крестьяне расплачивалось с помещиками ;
выплачивали выкупные платежи в течение крестьяне должны были погасить
пятидесяти лет; задолженность казне в течении
пятидесяти лет.
37.Согласно летописному рассказу, в 862 г. варяги были приглашены на княжение:
а) в Новгород;
б) в Киев;
в) в Константинополь;
г) во Псков.
38.Террористическое крыло « Земли и воли » оформилось в организацию:
а) «Чёрный передел»;
б) «Народная воля»;
в) «Освобождение труда».
39.Летом 1812г. Александр I сказал: « Общество желало его назначения и я его назначил, сам же я умываю руки ». Речь шла:
а) о М.И. Кутузове;
б) о П.И. Багратионе;
в) об А.П. Тормасове;
г) о М.Б. Барклае - де – Толли.
40. Александр II был убит:
а) 1 марта 1881 г.;
б) 4 апреля 1866г.;
в) 5 февраля 1880 г.
41. Этот известный государственный деятель с лёгкостью карал и жаловал; он участвовал в Аустерлицком сражении и был военным министром; он отвечал за устройство военных поселений:
а) Александр I;
б) М.М. Сперанский;
в) А.А. Аракчеев;
г) Павел I.
42. Автором одного из программных документов тайных обществ - Конституции - был:
а) С.П. Трубецкой;
б) Н.М. Муравьёв;
в) П.И. Пестель;
г) К.Ф. Рылеев.
43. Этот писатель - сентименталист создал многотомную « Историю государства Российского», имевшую в XIX в. огромный успех. Это был:
а) С.М.. Соловьёв;
б) Н.М. Карамзин;
в) В.О. Ключевский;
г) М.П. Погодин.
44. Какой вердикт суд присяжных вынес делу Веры Засулич:
а) виновна;
б) невиновна;
в) виновна, но заслуживает снисхождения.
45. Восстание под предводительством Степана Разина развернулось:
а) в Поволжье;
б) в Запорожье;
в) на Смоленщине;
г) в Сибире.
46.Одним из русских генералов в августе 1917 г. отдал русским полкам приказ наступать на Петроград. Это был.
а) Корнилов;
б) Колчак;
в) Юденич;
г) Брусилов.
47.Учредительное собрание:
а) передало власть съезду Советов;
в) подтвердило полномочия Совета народных комиссаров;
б) провозгласила РСФСР и одобрило перемирие с Германией;
г) было распущено после первого заседания.
48. Накануне выступления на Сенатской площади декабристы избрали диктатором:
а) Никиту Муравьёва;
б) Сергея Трубецкого;
в) Петра Каховского.
49.«Табель о рангах» - это:
а) документ, определявший систему чинов в России в XIX в.в.;
б) документ, определявший взаимоотношения Сената и коллегий в XVIII в.;
в) список наград, введённых при Петре I;
г) правила светского поведения, составленные Петром I.
50. Коллективизация в СССР была проведена
а) в 1918-1921 г.г.;
б) в 1927 - 1929 г.г.;
в) в 1929-1932г.г.
51.14 декабря 1825 г. после того, как мятежники построились на Сенатской площади:
а) они были немедленно окружены и обстреляны;
б) их петиции до вечера рассматривали Сенат и император;
в) к мятежникам был послан для переговоров генерал Милорадович;
г) правительство арестовало организаторов выступления и ждало, когда мятежники разойдутся.
52.Отмена патриаршего управления на Руси произошла:
а) при Борисе Годунове;
б) в Смуту, во время польского плена патриарха Филарета;
в) при Петре I, учредившем Синод;
г) при Павле I, провозгласившем себя главою Церкви.
53. Верховный главнокомандующий Л. Корнилов в августе 1917г. направил в Петроград
фронтовые военные формирования. В ответ глава Временного правительства А. Керенский
а) передал Корнилову власть;
б) сместил Корнилова с поста Верховного главнокомандующего и объявил его мятежником;
в) заставил Корнилова отменить приказ и вернуть части на фронт;
г) бездействовал.
54. Большевики провозгласили переход к новой экономической политике:
а) в октябре 1917 г;
б) в 1924 г, после смерти Ленина;
в) в 1921 г., на X съезде РКП (б).
- Об этом монархе можно сказать, что он был сыном царя и воспитанником поэта;
современники называли его царём-освободителем. Это:
а)Александр I;
б) Николай I;
в) Николай II;
г) Александр II.
56. Подготовкой и проведением Октябрьского переворота в Петро граде руководил:
а) Марков;
б) Троицкий;
в) Сталин;
г) Фрунзе.
57. В 1807 г. Россия заключила Тильзитский мир:
а) со Швецией
б) с Османской империей
в) с Пруссией
г) с Францией
58. Кого из русских государей старообрядческая традиция трактовала как Антихриста:
а) Алексея Михайловича;
б) Петра Великого;
в) Петра III;
г) Павла.
59. Какой документ позволял образование партий и гарантировал свободу политической агитации
в России:
а) Екатерининский Наказ депутатам Уложенной комиссии;
б) Манифест об освобождении крестьян Александром II;
в) Манифест 17 октября 1905 г.
60.Ордынское войско во время битвы на Куликовом поле возглавил:
а) Чолхан;
б) Челу бей;
в) Мамай;
г) Тохтамыш.
Приложение 2.
Русско-византийский договор 911 г.
Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, - светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших великих князей и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских. Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему.
Таковы суть главы договора, относительно которых мы себя обязали по Божьей вере и дружбе. Первыми словами нашего договора помиримся с вами, греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не дадим произойти, поскольку это в нашей власти, никакому обману или преступлению от сущих под рукою наших светлых князей; но постараемся, насколько в силах наших, сохранить с вами, греки, в будущие годы и навсегда непревратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму с закреплением, клятвой удостоверяемую. Так же и вы, греки, соблюдайте такую же непоколебимую и неизменную дружбу к князьям нашим светлым русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все годы.
Об этом: если кто убьет, - русский христианина или христианин русского, - да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет.
Еще о русских, о пленниках. Явившиеся из какой-либо страны (пленные христиане) на Русь и продаваемые (русскими) назад в Грецию или пленные христиане, приведенные на Русь из какой-либо страны, - все эти должны продаваться по 20 златников и возвращаться в Греческую землю.
В знак крепости и неизменности, которая должна быть между вами, христианами, и русскими, мирный договор этот сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях - Царя вашего и своею рукою, - скрепили его клятвою предлежащим честным крестом и святою единосущною Троицею единого истинного Бога вашего и дали нашим послам. Мы же клялись царю вашему, поставленному от Бога, как божественное создание, по вере и по обычаю нашим, не нарушать нам и никому из страны нашей ни одной из установленных глав мирного договора и дружбы. И это написание дали царям вашим на утверждение, чтобы договор этот стал основой утверждения и удостоверения существующего между нами мира. Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420
Крестоцеловальная запись царя Василия Шуйского (1606 г.)
Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии.
И позволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вина, и после их у жен и у детей дворов и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли; а кто на кого солжет,и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится.
И на том на всем, что в сей что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целую крест всем православным християнам, что мне. их жалуя, судити истинным праведным судом и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильства оберегати.
Указ о введении нового календаря
20 декабря 1699 г.
Великий государь указал сказать: известно ему великому государю не только, что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волоки, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от рождества Христова осьм дней спустя, то есть генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую разнь и считание в тех летах, и ныне от рождества Христова доходит 1699 год, а будугдего генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетный век, и для того доброго и полезного дела указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от рождества Христова 1700 года. А в знак того доброго начинания и нового столетного века в царствуюгдем граде Москве, после должного благодарения к богу и молебного пения в церкви и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе, и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людем скудным каждому хотя по древцу, или ветьве на вороты, или над храминою своею поставить; и то б то поспело, ныне будугдего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7-й день того ж 1700 года. Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам боярам и окольничим и думным и ближним и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или иного мелкого ружья учинить троежды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров или хворосту или соломы, а где мелкие дворы, собрав пять или шесть дворов, такой огонь класть или, кто похочет, на столбиках ставить по одной или по 2 или по 3 смоляныя и худыя бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, а перед Бурмистерскою Ратушею стрельбе и таким огням и украшению по их разсмотрению быть же.
Полное собрание законов Российской империи. Т. III. № 1736.
Письмо А.Г. Орлова Екатерине II об убийстве Петра III.
Ропша. 6 июля 1762.
«Матушка, милосердная государыня! Как мне изъяснить, описать, что случилось: не поверишь верному своему рабу; но как перед Богом скажу истину. Матушка! Готов идти на смерть; но сам не знаю, как эта беда случилась. Погибли мы, когда ты не помилуешь. Матушка — его нет на свете. Но никто сего не думал, и как нам задумать поднять руки на Государя! Но, Государыня, свершилась беда. Он заспорил за столом с князем Федором, не успели мы разнять, а его уже и не стало. Сами не помним, что делали; но все до единого виноваты, достойны казни. Помилуй меня, хоть для брата. Повинную тебе принес, и разыскивать нечего. Прости или прикажи скорее окончить. Свет не мил; прогневали тебя и погубили души на век».
Воззвание императора Александра I
к первопрестольной столице 6 июля 1812 г.
Неприятель вошел с превеликими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше Отечество. Хотя и пылающие мужеством ополченное российское воинство готово встретить и низложить дерзость его и зломыслие, однако ж по отеческому сердолюбию и попечению нашему о всех верных наших подданных не можем мы оставить без предварения их о сей угрожающей им опасности: да не возникнет из неосторожности нашей преимущество врагу. Того ради имея в намерении, для надежнейшей обороны собрать новые внутренние силы, наипервее обращаемся мы к древней столице предков наших, Москве. Она всегда была главою прочих городов российских; она изливала всегда из недр своих смертоносную на врагов силу; по примеру ее их всех прочих окрестностей текли к ней, наподобие крови к сердцу, сыны Отечества для защиты оного.
Никогда ненастояло в том вящей необходимости, как ныне. Спасение веры, престола, царства того требует. Итак, да распространится в сердцах знаменитого дворянства нашего и во всех прочих сословиях дух той праведной брани, какую благословляет Бог и православная наша церковь; да составит и ныне сие общее рвение и усердие новые силы, и да умножатся оные, начиная с Москвы, ко всей обширной России. Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными, на поражение оному везде, где только появится. До оборотится погибель, в которую мнит он низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России.
В лагере близ Полоцка 6 июля 1812 г.
Александр I
Из показаний Д.В.Каракозова следственной комиссии по делу о покушении на Александра II
16 апреля 1866 г.
Когда и при каких обстоятельствах родилась у вас мысль покушиться на жизнь государя императора? Кто руководил вас совершить это преступление и какие для сего принимались средства?
Эта мысль родилась во мне в то время, когда я узнал о существовании партии, желающей произвести переворот в пользу великого князя Константина Николаевича. Обстоятельства, предшествовавшие совершению этого умысла и бывшие одною из главных побудительных причин для совершения преступления, были моя болезнь, тяжело подействовавшая на мое нравственное состояние. Она повела сначала меня к мысли о самоубийстве, а потом, когда представилась цель не умереть даром, а принести этим пользу народу, то придала мне энергии к совершению моего замысла. Что касается до личностей, руководивших мною в совершении этого преступления и употребивших для этого какие-либо средства, то я объявляю, что таких личностей не было: ни Кобылин, ни другие какие-либо личности не делали мне подобных предложений. Кобылин только сообщил мне о существовании этой партии и мысль, что эта партия опирается на такой авторитет и имеет в своих рядах многих влиятельных личностей из числа придворных. Что эта партия имеет прочную организацию в составляющих ее кружках, что партия эта желает блага рабочему народу, так что в этом смысле может назваться народною партиею. Эта мысль была главным руководителем в совершении моего преступления. С достижением политического переворота являлась возможность к улучшению материального благосостояния простого народа, его умственного развития, а чрез то и самой главной моей цели - экономического переворота. О Константиновской партии я узнал во время моего знакомства с Кобылиным от него лично. Об этой партии я писал в письме, которое найдено при мне, моему брату Николаю Андреевичу Ишутину2 в Москву. Письмо не было отправлено потому, что я боялся, чтобы каким-либо образом не помешали мне в совершении моего замысла. Оставалось же это письмо при мне потому, что я находился в беспокойном состоянии духа и письмо было писано перед совершением преступления. Буква К в письме означает именно ту партию Константиновскую, о которой я сообщал брату. По приезде в Москву я сообщил об этом брату словесно, но брат высказал ту мысль, что это - чистая нелепость, потому что ничего об этом нигде не слышно, и вообще высказал недоверие к существованию подобной партии.
Дворянин Дмитрий Владимиров Каракозов
Приложение 3.
График выполнения программы
Наименование разделов и тем | Количество | Календарные сроки изучения |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Теоретическая часть | 12 | |
Тема 1.1 История России с древности до конца XVI в. | 3 | 18.02 – 22.02 |
Тема 1.2 История России XVII-XVIII вв. | 3 | 18.02 – 22.02 |
Тема 1.3 Россия в XIX в. | 3 | 25.02 – 01.03 |
Тема 1.4 Россия в XX – XXI вв. | 3 | 25.02 – 01.03 |
Раздел 2. Тестовые задания | 12 | 11.03 – 01.04 |
Раздел 3. Работа с документами | 12 | 02.04 – 17.04 |
Всего часов | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке к олимпиадам
Работу по подготовке одарённых детей к олимпиадам необходимо начинать уже с 5 класса. Безупречное владение языковыми нормами, выразительность, логичность, доступность , ясность изложения , богат...
Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по английскому языку «Englishtogether!» на 2015-2016 учебный год для 8-11 классов.
Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой ...
ПРОГРАММА КУРСА ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.01. СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Программа курса является частью подготовки к профессиональной олимпиаде для специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений". Программа расчитана на 40 часов....
ПРОГРАММА КУРСА ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.01. ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Программа курса является частью подготовки к профессиональной олимпиаде для специальности "Экономика и бухгалтерский учет". рограмма расчитана на 40 часов....
Программа для подготовки к олимпиадам
Программа для подготовки к олимпиадам...
Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по иностранному языку лингвистически одаренных детей (английский язык для учащихся 7-8х классов)
Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по иностранному языку лингвистически одаренных детей (английский язык для учащихся 7-8х классов)...
Рабочая программа курса "Подготовка к олимпиадам по русскому языку"
Программа курса ориентирована не только на углубление и расширение фактических знаний по всем разделам курса русского языка, но и на развитие самостоятельности мышления и творческих способностей обуча...