Уроки по истории Древнего мира. Данилова Л.А. МБОУ СОШ №8.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

ГМО учителей истории г. Мурома Владимирской области

Для учителей истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Библейские сказания. Царство Давида и Соломона»

Цели:

1.Познакомить обучающихся с библейскими сказаниями , показать особый вклад древних евреев в мировую культуру.

2.Обеспечить усвоение понятий «миф» ,»предание», «единобожие».

3.Продолжить формирование умений составлять рассказ на основе текста учебника и исторических документов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карта, учебник, рабочая тетрадь

Словарь: Библия, завет, скрижали, праща, жертвенник, миф, предание, единобожие, заповеди

Ход урока

Проверка Д/З:

Вопросы к п.15:

  1. Где расположена Финикия?
  2. Назовите основные занятия финикийцев. Какое из них было самым главным?
  3. Какими изобретениями финикийцев мы пользуемся до сих пор?
  4. Что такое колония? Зачем финикийцы основывали колонии на чужих землях?

Изучение нового материала.

План

1.)Ветхий Завет

2.)Мифы и сказания древних евреев.

3.)Библейские предания о героях.

4.)Правление царя Давида и Соломона.


1. Подготовка к изучению новой темы.

?? Какие народы ,жившие в древности вы уже знаете?

??Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью еще одного народа –древних евреев.

Проблема урока : «Каков вклад евреев в общемировую историю?»

  1. Ветхий Завет
  1. В степных и холмистых районах между Египтом ,Вавилонией и Финикийским побережьем Средиземного моря издавна пасли свои стада еврейские племена.

(карта)

Их старейшины бережно хранили в памяти предания о своем

прошлом ,которые впоследствии вошли в Библию , само слово «Библия» на древнегреческом языке значит «книга».

Задание: Комментированное чтение п.16,п.1,с.74

?? Объясните новые понятия :

Библия -священная книга евреев и тех народов , среди которых распространилось христианство.

Ветхий Завет –первая часть Библии .

Миф -древнее народное сказание о героях, богах, о явлениях природы или недостоверный рассказ ,выдумка.

Предание –переходящее из уст в уста ,рассказ о былом ,легенда.

Заповеди –правила ,по которым должны жить люди.

Завет-договор между Богом и людьми.

2. Мифы и сказания древних евреев.

а.)Библейское сказание о первых людях .

Задание: Работа с учебником с.75.

?? Как звали первых людей ,которых сотворил Бог? За что Бог изгнал Адама и Еву из рая?

б.)Библейское сказание о всемирном потопе

Задание: работа с учебником с.76

?? Что делали люди для того, чтобы выжить? За что Бог наказал людей? Как Бог наказал людей? За какие качества пожалел Бог Ноя и помог построить ему ковчег?

3. Библейские предания о героях.

Задание: Комментированное чтение (П.17,п.1,с.79)

?? Какими качествами Соломона можно восхищаться?

Б.)Работа по карте с.80

?? В долине какой реки поселились евреи в 13 веке до н.э.?

?? Где берет начало река?

?? Каким цветом обозначена граница Израильского царства?

  1. Правление царя Давида и Соломона.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (п.17.,п.2-3,с.79-81)

Задание: составить план пункта 2 по памятке.

Памятка «Как составить план текста»

  1. Внимательно прочитайте текст параграфа или его части.
  2. Перескажите мысленно этот материал.
  3. Разделите его на смысловые части, т.е. сгруппируйте текст , относящийся к каждой отдельной мысли.
  4. Подумайте, о чём и что говорится в каждой выделенной вами части.
  5. Придумайте заголовки к каждой части, отражающие ведущие мысли.
  6. Раскрывает ли ваш заголовок основное содержание данной части параграфа?
  7. Выберите вид плана (простой, сложный). Запишите план в тетрадь, проверьте его.
  8. Составьте мысленно рассказ по плану.

Закрепление изученного:

?? Каков вклад еврейского народа в общемировую историю?

?? Какие качества ценили древние евреи в своих героях?

?? Как вы думаете, нужны ли эти качества людям сегодня?

Проблема урока : «Каков вклад евреев в общемировую историю?»

Домашнее задание:  

1.)п.16-17 (читать)

2.) Записать в тетради ответ на вопрос «Какие качества древние евреи ценили в своих героях»

Памятка «Как составить план текста»

1.Внимательно прочитайте текст параграфа или его части.

2.Перескажите мысленно этот материал.

3.Разделите его на смысловые части, т.е. сгруппируйте текст , относящийся к каждой отдельной мысли.

4.Подумайте, о чём и что говорится в каждой выделенной вами части.

5.Придумайте заголовки к каждой части, отражающие ведущие мысли.

6.Раскрывает ли ваш заголовок основное содержание данной части параграфа?

7.Выберите вид плана (простой, сложный). Запишите план в тетрадь, проверьте его.

8.Составьте мысленно рассказ по плану.

Памятка «Как составить план текста»

1.Внимательно прочитайте текст параграфа или его части.

2.Перескажите мысленно этот материал.

3.Разделите его на смысловые части, т.е. сгруппируйте текст , относящийся к каждой отдельной мысли.

4.Подумайте, о чём и что говорится в каждой выделенной вами части.

5.Придумайте заголовки к каждой части, отражающие ведущие мысли.

6.Раскрывает ли ваш заголовок основное содержание данной части параграфа?

7.Выберите вид плана (простой, сложный). Запишите план в тетрадь, проверьте его.

8.Составьте мысленно рассказ по плану.

Памятка «Как составить план текста»

1.Внимательно прочитайте текст параграфа или его части.

2.Перескажите мысленно этот материал.

3.Разделите его на смысловые части, т.е. сгруппируйте текст , относящийся к каждой отдельной мысли.

4.Подумайте, о чём и что говорится в каждой выделенной вами части.

5.Придумайте заголовки к каждой части, отражающие ведущие мысли.

6.Раскрывает ли ваш заголовок основное содержание данной части параграфа?

7.Выберите вид плана (простой, сложный). Запишите план в тетрадь, проверьте его.

8.Составьте мысленно рассказ по плану.

Памятка «Как составить план текста»

1.Внимательно прочитайте текст параграфа или его части.

2.Перескажите мысленно этот материал.

3.Разделите его на смысловые части, т.е. сгруппируйте текст , относящийся к каждой отдельной мысли.

4.Подумайте, о чём и что говорится в каждой выделенной вами части.

5.Придумайте заголовки к каждой части, отражающие ведущие мысли.

6.Раскрывает ли ваш заголовок основное содержание данной части параграфа?

7.Выберите вид плана (простой, сложный). Запишите план в тетрадь, проверьте его.

8.Составьте мысленно рассказ по плану.

Памятка «Как составить план текста»

1.Внимательно прочитайте текст параграфа или его части.

2.Перескажите мысленно этот материал.

3.Разделите его на смысловые части, т.е. сгруппируйте текст , относящийся к каждой отдельной мысли.

4.Подумайте, о чём и что говорится в каждой выделенной вами части.

5.Придумайте заголовки к каждой части, отражающие ведущие мысли.

6.Раскрывает ли ваш заголовок основное содержание данной части параграфа?

7.Выберите вид плана (простой, сложный). Запишите план в тетрадь, проверьте его.

8.Составьте мысленно рассказ по плану.

Памятка «Как составить план текста»

1.Внимательно прочитайте текст параграфа или его части.

2.Перескажите мысленно этот материал.

3.Разделите его на смысловые части, т.е. сгруппируйте текст , относящийся к каждой отдельной мысли.

4.Подумайте, о чём и что говорится в каждой выделенной вами части.

5.Придумайте заголовки к каждой части, отражающие ведущие мысли.

6.Раскрывает ли ваш заголовок основное содержание данной части параграфа?

7.Выберите вид плана (простой, сложный). Запишите план в тетрадь, проверьте его.

8.Составьте мысленно рассказ по плану.



Предварительный просмотр:

Тема: «Письменность и знания древних египтян».

Цели урока:

  1. создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте; на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки; раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки; познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.
  1. путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся; на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов формировать умение сравнивать различные явления.
  1. помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов; воспитывать уважение к чужой культуре.

Оборудование: учебник, папирус, карта «Древний Египет».

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2007 г.

Словарь: папирус

Ход урока.

Проверка Д/З.

Разминка

ПТ

РДП

«Я знаю, что в Древнем Египте…» (ученики по очереди произносят по одному  предложению, заканчивая указанную фразу, повторяться нельзя. Учитель: «Я знаю, что Древний Египет расположен по берегам Нила

Изучение нового материала

План урока:

1. Школы в Древнем Египте

2.  Письменность.

3. Математические знания.

**********************************************************************************

1. Школы в Древнем Египте

  1. Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? (Учителями в школах были жрецы).

?? Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? (Там готовили чиновников-писцов)

  1. Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни.
  2. В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 15-ти лет.

?? Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. (Там могли учиться только дети состоятельных родителей). Почему?

2. Письменность

?? Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать).

  1. Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Первыми знаками для письма были рисунки.

?? Знаете ли вы, как назывались египетские буквы?

(Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо”).

  1. Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

?? Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750.

?? Многие слова изображались рисунками.

Задание:предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать” (ученики чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов и демонстрируют учителю).

?? Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения?

  1. В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “СЛ” – какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осел, если, сел, соло).

?? Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? (Много иероглифов, их сложно выучить).

?? Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах).

  1. Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты.

?? Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой).

  1. А как был раскрыт секрет египетских иероглифов?

Сообщение ученика о Франсуа Шампольоне: Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

Ученик нажимает на плиту и надпись под ней, все исчезает.

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона.

  1. Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)
  2. Попробуем разгадать друг другую надпись.

  1. Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы (“м” и “с”). Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? (Тутмос).

?? Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).

  1. Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы.
  2. Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складываются листы в современной книге. Предположите, как могли хранить древние папирусы. Как бы вы это делали, будучи на месте древних египтян? Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки.

3. Знания египтян.

?? Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? (Счету).

?? На каком предмете вы сейчас учитесь считать? (На математике

  1. Для записи подсчетов египтяне использовали для этого специальные знаки.

Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано. Учитель открывает шторку и показывает иероглифы.

(Ученики отгадывает и записывают число в тетради)

Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр:

1.        запишите древнеегипетскими знаками число 1148 (кто сделает первым, пишет его на доске),

2.        запишите числа по вариантам: 1 вариант – 416, 2 вариант – 324 (одновременно 2 ученика работают у доски).

3.         запишите год своего рождения.

?? Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая).

  1. Другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте – геометрия. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? (Измерение земли)
  2. Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновники – но для чего? – чтобы определить размер налога с каждого участка).

?? Где еще были необходимы измерения и расчеты? Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).

?? Как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев.

Задания: измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах).

Итог урока:

Ребятам по очереди предлагается  высказаться  одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Домашнее задание: §12, подготовиться к контрольной работе (п.6-12)



Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное



общеобразовательное учреждение



«Средняя общеобразовательная школа №8»

































«ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ»



(конспект урока, 5 класс)













                                                                   Подготовила



                                                                Данилова Л.А.,



                                                                   учитель истории



                                                                      и обществознания















МУРОМ -2013


Цели:

  1. Познакомить учащихся с природно-климатическими условиями Древней Индии. Показать влияние ПКУ на формирование хозяйственных, культурных и религиозных особенностей. Выявить связь между хозяйственной деятельностью людей и проблемами экологии.
  2. Формирование умений и навыков работы с ИИ, решать исторические задачи, делать обобщения и выводы.
  3. Воспитание уважительного отношения к природе. Показать необходимость бережного отношения к ней.

Форма проведения: комбинированная.

Применяемые технологии: элементы проблемного изучения.

Оборудование:

  1. Учебник «История Древнего мира»
  2. Карта «Древняя Индия»
  3. Раздаточный материал (см. приложение №1)
  4. Сообщения учащихся (см. приложение №2, 3)

Новые слова: джунгли, Ганг, Инд, Гималаи.

Предварительная работа: из числа учеников выбрать несколько знатоков для подготовки сообщений по темам (см. приложение№2)

План изучения:

  1. Географическое положение Древней Индии.
  2. Богатство природы.
  3. Занятия древних индийцев
  4. Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.

Ход урока:

  1. Учитель. Здравствуйте ребята! Мы продолжаем свое удивительное путешествие по странам Древнего мира. Сегодня мы остановимся в Древней Индии.

*Посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, каковы цели нашего путешествия? (мы должны узнать географическое положение ДИ, ее природно-климатические условия, а также образ жизни и занятия людей)

Индия долгое время оставалась для остального мира неизведанной, загадочной страной, о которой складывались легенды. Я зачитаю одну из них , а вы попробуете определить, правдиво ли описание Индии и из какого произведения оно взято.

(«Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы. Индия – очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других станах, а неустанно, день и ночь, добывают особые, золотоносные муравьи, каждый из которых величиной почти с собаку. Они роют себе жилища под землею и трижды в сутки выносят оттуда на поверхность золотой песок и самородки и складывают в большие кучи. Но горе тем индийцам, которые без должной сноровки попытаются похитить это золото! Муравьи пускаются за ним в погоню, и, настигнув, убивают на месте. С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины и женщины, и взрослые и дети – все плешивые в этой стране, и питаются эти удивительные люди сырой рыбой и древесными шишками. А еще ближе к ним лежит страна, в которой нельзя ни смотреть вперед, ни пройти, вследствие того, что там в неисчислимом множестве рассыпаны перья. Перьями заполнены там воздух и земля: они-то и мешают видеть…» Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)

           Вот такое интересное описание Индии.

           * Из какого литературного произведения эти строки? (Л.Лагин «Старик Хоттабыч)

           * Как вы считаете, стоит ли доверять таким сведениям? (нет)

           Сегодня мы с точностью можем сказать, что это небылица. Но что же представляла собой          

           Индия…Давайте откроем для себя некоторые тайны Древней Индии.

В тетрадь: записать тему урока в тетрадь.

Задание: открыть первый форзац учебника и на карте, найти Индию.

* На каком континенте расположена Индия? (в Азии)

            * В какой ее части? (в южной)

Учитель: Индия по форме напоминает треугольник, основанием прикрепленный к материку.

В тетрадь: Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан.

            * Какими морями и океанами омывается Индия? (с запада – Аравийское море, с юга – Ин-

               дийский океан,  с востока – Бенгальский залив)  

Задание: покажите на настенной карте Индию и опишите ее географическое положение.

  1. Учитель:  Путешественников из спокон веков поражало разнообразие и богатство природы

                             Индии. Давайте познакомимся с природой Древней Индии. Для этого поработаем

                             С историческим источником, одновременно заполняя таблицу.

Задание:

  1. прочитать исторический источник (см.раздаточный материал: приложение №3);
  2. прочитать пункты 1, 2, 3 в параграфе 20;
  3. вспомнить каких зверей упоминает в своей сказке «Маугли» Р.Киплинг (он долгое время жил в Индии и очень хорошо знал ее природу)
  4. заполнить таблицу в тетради (совместно с учителем)

Природа Древней Индии*.

Реки

Леса

Горы

Почва

Растительность

Животные

Полезные

ископаемые

Ганг

Инд

Джунгли

Гималаи.

Мягкая плодородная в долинах рек.

Пустыни.

культурные

дикие

домашние

дикие

Серебро

Золото

Медь

Железо

Олово

Просо

Бобы

Рис

Пшеница

Хлопок

Сах.тростник и др.

Манго.

Бананы.

Орехи.

Апельсины.

Мандарины

Слоны,

верблюды,

лошади,

ослы,

куры и др.

Тигры,

львы,

леопарды,

обезьяны,

змеи и др.

*В ходе заполнения таблицы – беседа, комментарии, сообщения:

Учитель: * Встречаются ли в ИИ упоминания о горах? (да)

                  * Определите по карте их название. (Гималаи)

Сообщение учащегося о Гималаях (см. приложение №2)

Учитель: В стране имеются безводные раскаленные пустыни, но также есть и могучие реки. Наз-

                вание одной из них вы должны были встретить в ИИ.

                * Как она называется? (Ганг)

                * На карте найдите вторую большую полноводную реку. Как она называется? (Инд)

                * Где Инд и Ганг берут свое начало? (в Гималаях)

Сообщение ученика о реках ( см. приложение №2).

Учитель: * Предположите, долина какой реки была заселена раньше? (  долина Ганга, т.к. она бо-

                    лее благоприятна для проживания)

                  * По карте определите, какие в Индии были почвы? (в долинах рек – мягкие, плодород-

                     ные, на остальной территории – пустынные и каменистые)

  1. Каков растительный мир Индии?

Занимательная задачка: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на ро

дину. - Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну какой же ты выдумщик и враль!

 - Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани…   Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

 - Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

 Так приятель и не поверил своему другу – путешественнику, меж тем друг-то говорил чистую правду. О чем он говорил? (о хлопке и сахарном тростнике)

Учитель: * Какие полезные ископаемые Индии встретились вам в ИИ? (см. таблицу)

                  * Как называются леса в Индии? (джунгли)

Сообщение ученика о джунглях (см. приложение №2)

Учитель: * Ребята, сделайте вывод о растительном и животном мире Др.Индии (он очень богат и разнообразен)

3. Учитель: Мы подробно рассмотрели вопрос о природно – географических условиях  Др. Индии.

                    * Предположите, какие занятия были развиты у жителей Древней Индии?

   В тетрадь:

  1. земледелие (для этого приходилось вырубать джунгли)
  2. скотоводство (одомашнивали диких животных; обязаны приручением кур; сегодня Индия занимает первое место по поголовью домашнего скота)
  3. собирательство
  4. охота
  5. ремесло

Учитель:  * Ребята, сделайте вывод о том, какой была зависимость древних индийцев от природы (др. индийцы всецело зависели от природы)

* В чем проявлялась эта зависимость? (окружающая природа обеспечивала индийцев всем необходимым: пищей, древесиной, водой, лекарственными травами ит.д.)

 

4.   Учитель: Др. индийцы уважительно относились к природе: к водной стихии, ведь вода – это залог богатого урожая, а урожай – это жизнь. Почитали как священных некоторых животных: слонов, коров, змей, и др.

Но постепенно уважительное отношение к природе сменилось потребительским отношением, равнодушием. Возможно, из-за природного богатства казалось, что это никогда не кончится. Человек поставил себя выше природы, решил, что он может распоряжаться всем так, как хочется именно ему. Отсюда возникла масса проблем, связанных с гибелью природы. Не исключение и Индия. К началу XXI века накопилось столько проблем, что встал вопрос о дальнейшем существовании разнообразной и пышной природы Индии. Об одном из подобных примеров расскажет …….

Сообщение ученика об экологических проблемах в Гималаях (см приложение №3)

      Учитель: Погибнет природа – погибнет человек. Чтобы предотвратить местную экологичес-

      кую катастрофу, индийское правительство, организации по охране природной среды разрабо    тали план восстановления лесопосадок в Гималаях. Но восстановление утраченного природного равновесия  потребует огромных усилий, больших средств, значительного времени.

Но хочется надеяться, что людям достанет ума, чтобы не подвергнуть природу в этом райском уголке мира окончательному уничтожению.

       Учитель: Ребята давайте подведем итоги нашего урока.

                       * Что нового и интересного вы узнали на уроке?

                       * Как вы оцениваете свою работу и работу одноклассников  сегодня?

Выставление оценок знатокам и наиболее активным ученикам.

Домашнее задание: пар.20, нарисовать рисунок «Древняя Индия»

Приложение №1.

«По своему телосложению индийцы сухощавы и рослы и много легче на ходу других людей. Средствами передвижения для большинства индийцев являются верблюды, кони, ослы, для богатых же – слоны. Ибо слон является у индийцев царским способом передвижения; вторым по чести за ним – четверка (лошадей); третьим же – верблюды; ездить на одном коне – позорно. Индийцы едят хлеб и занимаются земледелием, те, по крайней мере, из них, которые не горцы; эти же едят звериное мясо».    

                                                                      Арриан (ок.95-175гг) – римский императорский офицер,       .

                                                                            консул, автор исторических трактатов.

«… Земля их, изобилующая взращенными человеком плодами, заключает в себе и много рудоносных жил разных металлов: есть в ней много серебра, золота, немало меди и железа, а так же олово и другие металлы, необходимые для изготовления украшений, предметов повседневного пользования, и для военного снаряжения.

       Помимо плодов Деметры, в Индии произрастает много проса, орошаемого обилием речной влаги, много различных бобовых, а также рис и так называемый боспор и, кроме того, многое другое из того, что полезно для пропитания. И все это большей частью – дикорастущее…

       Поэтому Индия никогда, говорят, не знала голода или общей недостачи того, что необходимо для пропитания. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, когда, как и других, происходит сев пшеницы, другой летний, во время которого сеют рис и боспор, а также сезам и просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обоих урожаев. А если плоды одного урожая не вызревают, то и в этом случае они не остаются без плодов.

       И дикорастущие плоды, и произрастающие по болотистым местам различные корни, благодаря своей сладости, доставляют людям обилие пищи…»

                                                                       

                                                                      Арриан (ок.95-175гг) – римский императорский офицер,       .

                                                                            консул, автор исторических трактатов

Приложение №2.

Сообщение №1.

Гималаи – самые высокие горы в мире. Их название переводится как «жилище снега». Эти горы защищают Индию от холодных северных ветров, а в древности служили надежной защитой от вражеских нашествий.

В Гималаях находится самая высокая на Земле вершина. Она называется Джомолунгма, что означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы, действительно, обитают боги.

Сообщение №2.

Инд и Ганг – полноводные непересыхающие реки. Ежегодно они разливаются и несут  вместе с собой плодородный ил. Долины Инда и Ганга расположены в жарком климатическом поясе, где много теплых, солнечных дней в году.

В долине Инда редко выпадают дожди. В долине Ганга с июня по сентябрь идут ливни – день за днем вода потоком льется с неба на землю.

Сообщение №3.

Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда было темно и душно. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создавшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора.

В вечнозеленом лесу круглый год распускались яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Почти вся территория Древней Индии была занята джунглями.

Приложение №3.

Сообщение «Почему меняется климат в Гималаях».

До недавних пор самым дождливым местом в мире считался один из районов в Гималаях (Индия). Ежегодно здесь выпадало до 9150мл осадков. Но по мнению специалистов из Центра по исследованию природной среды, над этим «мокрым царством» нависла угроза превращения в пустыню.

В последнее время климат в этом районе стремительно меняется. Обильные осадки стали выпадать лишь в течении 3-4 месяцев в году. В остальное время года дождей нет. Весь дождевой сток происходит в течении двух месяцев, после чего влага в почве не сохраняется и наступает засуха.

Основная причина – чрезмерная вырубка лесов и расширение площади сельскохозяйственных посевов на горных склонах вместо естественной растительности.

Потеряв лесную защиту, глина легко вымывается из почвы влагой, а известняки растворяются кислотными дождями. Вследствие этого образуются провалы, активно поглощающие воду.

Почва, лишенная естественного покрова, слабо поглощает осадки, и в результате в сезон дождей участились наводнения. В 1988 г. произошло катастрофическое наводнение. Погибли многие тысячи людей в соседней стране Бангладеш, а хозяйству и природе нанесен огромный ущерб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

Урок по истории Древнего Мира "Древнейшие люди" 5 класс

Комбинированный урок по истории 5 кл "Древнейшие люди"...

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...