Роль Великого Новгорода в становлении российской государственности
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Комбинированный урок с применением ИКТ для учащихся 10 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novgorod.docx | 32.92 КБ |
novgor0d.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №484
Московского района города Санкт-Петербурга
«Роль Великого Новгорода в становлении российской государственности»
Работа учителя истории и обществознания
ГБОУ СОШ №484
Тарабанова Людмила Петровна
2012 год
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.
Я не знаю, что значит какой - прогресс,
Но до здравого русского веча
Вам, мои государи, далече!
Граф А.К.Толстой
План:
1. Причины образования единого древнерусского государства.
2. Создание древнерусского государства: норманисты и антинорманисты.
3. Особенности государственного строя Новгородской земли.
4. Государственность и родовые идеалы.
5. Значение образования единого древнерусского государства.
6. Черты новгородской демократии в современной российской государственности.
Цели:
- Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории 7-8 класс.
- Подвести учащихся к пониманию того, что единое древнерусское государство IX - XI вв. было раннефеодальной монархией.
- Формировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой
Задачи: на примере формирования государственной власти в Новгородской феодальной республике, показать учащимся укрепление политических структур и их значение в формировании российской государственности.
Словарь: раннеклассовое общество, государственность. Экстенсивный тип деятельности, интенсивный тип деятельности, подсечно-огневое земледелие. Культура, полюдье, "уроки", "погосты", "волости"; гражданское общество, демократия, общественный порядок.
Межпредметные связи: МХК, литература, обществознание.
Проблемное задание уч-ся: в конце урока попробуйте опровергнуть или согласиться с высказыванием графа А.К.Толстого. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
Образовательные компетенции: развитие различных образовательных компетенций: общекультурной, информационной, коммуникативной и других и возможность рефлексии.
Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебного материала, классификация, обобщение, систематизация доказательств, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; написание сочинений, решение проблем.
Ход урока
I. Урок открываю просмотром замечательного фильма из цикла "Святыни" - "Великий Новгород". Перед просмотром формулирую вопросы: 7 мин.
1. Почему именно Новгород стал одним из центров объединения Древнерусского государства?
2. Какова роль Великого Новгорода в становлении российской государственности?
3. О чём рассказывают Берестяные грамоты?
4. Охарактеризуйте Новгородскую судную грамоту (XV в.) как источник познания истории Древнего Новгорода.
5. Перечислите особенности государственного строя Новгородской Земли.
II. Составление уч - ся сравнительной таблицы "Норманисты и антинорманисты" на основании материала учебника и с помощью учителя. Анализ таблицы; вывод о том, что современная наука заставила оппонентов для доказательства своей правоты привлечь максимальное количество аргументов: лингвистических, текстологических, источниковедческих, археологических и пр.
Задание уч-ся: дополните свой рассказ, используя дополнительные материалы.
III. Заполнение уч-ся схемы "Особенности государственного строя Новгородской земли" и комментария к ней: пояснительной таблицы.
Задание уч-ся: дополните свой рассказ, используя дополнительные материалы.
1. "Археологическим раем", - как называют этот город современные учёные?
2. "Русской школой Православной веры", - как о нём говорят богословы и иконописцы?
3. "Русской Атлантидой" - как его называют философы и путешественники?
Школьники делают осознанный выбор и вывод о том, что нельзя привнести государственность из вне, что новгородцы способны были сами создать своё государство. О них академик Д.С.Лихачёв сказал так: "На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, что мы - русские!". А гениальная поэтесса А.Ахматова выразила свой патриотизм следующими строками:
Спокойной и уверенной любови не превозмочь мне к этой стороне,
Ведь капелька новогородской крови во мне как льдинка в пенистом вине".
"Священным пространством и гигантской иконой" назвала Новгород газета Нью-Йорк Таймс. Значит, правильным является решение В.В.Путина об объявлении 1150 - летия Новгорода национальным праздником.
Урок может достигнуть высочайшего эмоционального накала! Уч-ся прочувствовали рождение государства и ощутили себя гражданами великой цивилизации.
В помощь ученику: словарь трудных терминов.
Демократия (греч. - "народовластие", "республика") - форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия ) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени".
"Общественный порядок - сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, установленных действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм не правовых обычаев, традиций и ритуалов".
"Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством".
Прогнозируемый результат (выводы, которые делают учащиеся):
- Важная роль городов-центров, племенного веча - демократического органа управления.
- По уровню своего развития общество восточных славян в IX-XI вв. - раннеклассовое.
- Увеличение значения в IX-XI вв. европейского торгового пути "из варяг в греки" приводит к стремлению князей объединить в одних руках всю территорию вокруг торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена.
- вокруг торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена.
- Центры объединения - Киев и Новгород.
- Родовой принцип наследования (Олег, по преданию, был не сыном, а племянником Рюрика) отличает Древнюю Русь от Западной Европы.
- Древнерусское государство было образовано восточными славянами в результате социально-экономического развития, а не было привнесено из вне.
Домашнее задание: трёхуровневое. Предлагаю различные уровни заданий: конструктивный, для всех уч-ся,творческий, опережающее задание.
1. Для всех учащихся: знать основные вопросы темы, указанные в плане урока.
2. Конструктивный: написать мини-сочинение на тему (по выбору):
- Великий Новгород - "Археологический рай";
- Великий Новгород - "Русская школа Православной веры";
- Великий Новгород - "Русская Атлантида".
3. Опережающее задание: (индивидуально, по желанию уч-ся) подготовить презентацию на тему: "Культура Древней Руси".
* Собрание сочинений в 4й томах. Год издания 1963. Том 1й. стр.306-313. М., Художественная литература.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РОЛЬ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
УПРАВЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ПОСАДНИК АРХИЕПИСКОП Вече (народное собрание) ТЫ СЯЦКИЙ КНЯЗЬ приглашался
ОБРАЗОВАНИЕ Одной из важнейших сторон духовной культуры средневекового Новгорода была письменность. Древнейшей из известных русских книг является Остромирово Евангелие, созданное по заказу новгородского посадника Остромира в 1067 году. Сохранилось несколько книг, переписанных для новгородского Лазарева монастыря на рубеже XI - XII веков. Переписка книг считалась богоугодным делом, вот почему большая часть книг происходит из монастырей и двора новгородских владык. В «Житии» архиепископа Моисея ( XIV век) говорится, что Моисей «собра многи писца книжные , паят их переписывати книги свят. Берестяная грамота № 502. Новгород. Конец ХII. 40,5 х 15,5 (в окантовке). Новгородский государственный музей-заповедник
А рхеологические раскопки ежегодно дают науке все новые и новые берестяные грамоты . В настоящее время их количество превысило 750 . Пергамент, тонко выделанная телячья кожа, на котором писали книги в средние века , был чрезвычайно дорогим материалом. Березовая кора-берёста не стоила ничего . Не нужны были и чернила. Буквы процарапывались на берёсте особым заостренным металлическим либо костяным стержнем — стилем . Ремесло в Новгороде
Новгород сыграл выдающуюся роль в создании древнерусского государства, центр которого находился в Киеве. В 882 году новгородский князь Олег , собрав войско из новгородских славян и других племен , захватил Киев, обосновался там и превратил его в центр государства – «мать городов русских ». Однако значение Новгорода, после объединения с Киевом и другими княжествами, вошедшими в состав древнерусского государства, не уменьшается. Являясь одним из самых сильных и крупных, Новгородское княжество оказывало значительное влияние на развитие исторических событий. «Новый город» стал к XI веку одним из крупнейших европейских городов
СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ
Река «Волхов»
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ
Александр Невский
Шведский лагерь
Ледовое побоище
Тактика князя Александра Ярославовича .
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №484 Тарабанова Людмила Петровна 2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении Российской государственности" для 6 классов.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом"по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности" для 6 класс...
Роль Тамбовщины в деле становления России как великой морской державы
Научно-исследовательская работа...
Поурочная разработка по истории Отечества - 10 класс:"Становление новой Российской государственности.".
Характеристика особенности становления новой Российской государственности. Показать, что главным серьезным шагом на пути сохранения ЕДИНСТВА РОССИИ стал ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР. Показать важность приняти...
Роль Конституции в становлении Российского государства
Внеклассное мероприятие для участников клуба молодых избирателей "Мой выбор"...
Интернет-викторина "история становления Российской государственной символики"
Несколько лет назад принимала участие в конкурсе, посвященном российской символике. результатом стала разработка викторины, посвященная вопросам российской символики. Викториной можно пользоваться для...
Методическая разработка урока по "Истории" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы"
Вниманию читателей представляется методическая разработка урока по предмету "История" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы". В ней содержится кратк...
Роль Ганзы в развитии Великого Новгорода.
Доклад на основе научно-исследовательской деятельности....