Роль Великого Новгорода в становлении российской государственности
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Тарабанова Людмила Петровна

Комбинированный урок с применением ИКТ для учащихся 10 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novgorod.docx32.92 КБ
Файл novgor0d.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №484

Московского района города Санкт-Петербурга

«Роль  Великого Новгорода в становлении российской государственности»

Работа учителя истории и обществознания
ГБОУ СОШ №484
Тарабанова Людмила Петровна

2012 год

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Я не знаю, что значит какой - прогресс,
Но до здравого русского веча
Вам, мои государи, далече!
Граф А.К.Толстой

План:

1. Причины образования единого древнерусского государства.

2. Создание древнерусского государства: норманисты и антинорманисты.

3. Особенности государственного строя Новгородской земли.

4. Государственность и родовые идеалы.

5. Значение образования единого древнерусского государства.

6. Черты новгородской демократии в современной российской государственности.

Цели:

  1. Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории 7-8 класс.
  2. Подвести учащихся к пониманию того, что единое древнерусское государство IX - XI вв. было раннефеодальной монархией.
  3. Формировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой

Задачи: на примере формирования государственной власти в Новгородской феодальной республике, показать учащимся укрепление политических структур и их значение в формировании российской государственности.

Словарь: раннеклассовое общество, государственность. Экстенсивный тип деятельности, интенсивный тип деятельности, подсечно-огневое земледелие. Культура, полюдье, "уроки", "погосты", "волости"; гражданское общество, демократия, общественный порядок.

Межпредметные связи: МХК, литература, обществознание.

Проблемное задание уч-ся: в конце урока попробуйте опровергнуть или согласиться с высказыванием графа А.К.Толстого. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Образовательные компетенции: развитие различных образовательных компетенций: общекультурной, информационной, коммуникативной и других и возможность рефлексии.

Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебного материала, классификация, обобщение, систематизация доказательств, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; написание сочинений, решение проблем.

Ход урока

I. Урок открываю просмотром замечательного фильма из цикла "Святыни" - "Великий Новгород". Перед просмотром формулирую вопросы:  7 мин.

1. Почему именно Новгород стал одним из центров объединения Древнерусского государства?

2. Какова роль Великого Новгорода в становлении российской государственности?

3. О чём рассказывают Берестяные грамоты?

4. Охарактеризуйте Новгородскую судную грамоту (XV в.) как источник познания истории Древнего Новгорода.

5. Перечислите особенности государственного строя Новгородской Земли.

II. Составление уч - ся сравнительной таблицы "Норманисты и антинорманисты" на основании материала учебника и с помощью учителя. Анализ таблицы; вывод о том, что современная наука заставила оппонентов для доказательства своей правоты привлечь максимальное количество аргументов: лингвистических, текстологических, источниковедческих, археологических и пр.

Задание уч-ся: дополните свой рассказ, используя дополнительные материалы.

III. Заполнение уч-ся схемы "Особенности государственного строя Новгородской земли" и комментария к ней: пояснительной таблицы.

Задание уч-ся: дополните свой рассказ, используя дополнительные материалы.

1. "Археологическим раем", - как называют этот город современные учёные?

2. "Русской школой Православной веры", - как о нём говорят богословы и иконописцы?

3. "Русской Атлантидой" - как его называют философы и путешественники?

Школьники делают осознанный выбор и вывод о том, что нельзя привнести государственность из вне, что новгородцы способны были сами создать своё государство. О них академик Д.С.Лихачёв сказал так: "На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, что мы - русские!". А гениальная поэтесса А.Ахматова выразила свой патриотизм следующими строками:

Спокойной и уверенной любови не превозмочь мне к этой стороне,

Ведь капелька новогородской крови во мне как льдинка в пенистом вине".

"Священным пространством и гигантской иконой" назвала Новгород газета Нью-Йорк Таймс. Значит, правильным является решение В.В.Путина об объявлении 1150 - летия Новгорода национальным праздником.

Урок может достигнуть высочайшего эмоционального накала! Уч-ся прочувствовали рождение государства и ощутили себя гражданами великой цивилизации.

В помощь ученику: словарь трудных терминов.

Демократия (греч. -  "народовластие", "республика") - форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия ) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени".

"Общественный порядок - сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, установленных действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм не правовых обычаев, традиций и ритуалов".

"Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством".

Прогнозируемый результат (выводы, которые делают учащиеся):

  1. Важная роль городов-центров, племенного веча - демократического органа управления.
  2. По уровню своего развития общество восточных славян в IX-XI вв. - раннеклассовое.
  1. Увеличение значения в IX-XI вв. европейского торгового пути "из варяг в греки" приводит к стремлению князей объединить в одних руках всю территорию вокруг торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена.
  2. вокруг торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена.
  1. Центры объединения - Киев и Новгород.
  2. Родовой принцип наследования (Олег, по преданию, был не сыном, а племянником Рюрика) отличает Древнюю Русь от Западной Европы.
  3. Древнерусское государство было образовано восточными славянами в результате социально-экономического развития, а не было привнесено из вне.

Домашнее задание: трёхуровневое. Предлагаю различные уровни заданий: конструктивный, для всех уч-ся,творческий, опережающее задание.

1. Для всех учащихся: знать основные вопросы темы, указанные в плане урока.

2. Конструктивный: написать мини-сочинение на тему (по выбору):

  1. Великий Новгород - "Археологический рай";
  2. Великий Новгород - "Русская школа Православной веры";
  3. Великий Новгород - "Русская Атлантида".

3. Опережающее задание: (индивидуально, по желанию уч-ся) подготовить презентацию на тему: "Культура Древней Руси".

* Собрание сочинений в 4й томах. Год издания 1963. Том 1й. стр.306-313. М., Художественная литература.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс « Откуда есть пошла русская . земля» «Роль Великого Новгорода в становлении российской . государственности» Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 484 Московского района город . Санкт-Петербурга Тарабанова Людмила Петровна 2012 год

Слайд 2

РОЛЬ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Слайд 3

УПРАВЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ПОСАДНИК АРХИЕПИСКОП Вече (народное собрание) ТЫ СЯЦКИЙ КНЯЗЬ приглашался

Слайд 4

ОБРАЗОВАНИЕ Одной из важнейших сторон духовной культуры средневекового Новгорода была письменность. Древнейшей из известных русских книг является Остромирово Евангелие, созданное по заказу новгородского посадника Остромира в 1067 году. Сохранилось несколько книг, переписанных для новгородского Лазарева монастыря на рубеже XI - XII веков. Переписка книг считалась богоугодным делом, вот почему большая часть книг происходит из монастырей и двора новгородских владык. В «Житии» архиепископа Моисея ( XIV век) говорится, что Моисей «собра многи писца книжные , паят их переписывати книги свят. Берестяная грамота № 502. Новгород. Конец ХII. 40,5 х 15,5 (в окантовке). Новгородский государственный музей-заповедник

Слайд 5

А рхеологические раскопки ежегодно дают науке все новые и новые берестяные грамоты . В настоящее время их количество превысило 750 . Пергамент, тонко выделанная телячья кожа, на котором писали книги в средние века , был чрезвычайно дорогим материалом. Березовая кора-берёста не стоила ничего . Не нужны были и чернила. Буквы процарапывались на берёсте особым заостренным металлическим либо костяным стержнем — стилем . Ремесло в Новгороде

Слайд 6

Новгород сыграл выдающуюся роль в создании древнерусского государства, центр которого находился в Киеве. В 882 году новгородский князь Олег , собрав войско из новгородских славян и других племен , захватил Киев, обосновался там и превратил его в центр государства – «мать городов русских ». Однако значение Новгорода, после объединения с Киевом и другими княжествами, вошедшими в состав древнерусского государства, не уменьшается. Являясь одним из самых сильных и крупных, Новгородское княжество оказывало значительное влияние на развитие исторических событий. «Новый город» стал к XI веку одним из крупнейших европейских городов

Слайд 7

СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ

Слайд 8

Река «Волхов»

Слайд 9

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ

Слайд 11

Александр Невский

Слайд 12

Шведский лагерь

Слайд 14

Ледовое побоище

Слайд 15

Тактика князя Александра Ярославовича .

Слайд 18

Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №484 Тарабанова Людмила Петровна 2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении Российской государственности" для 6 классов.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом"по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности" для 6 класс...

Поурочная разработка по истории Отечества - 10 класс:"Становление новой Российской государственности.".

Характеристика особенности становления новой Российской государственности. Показать, что главным серьезным шагом на пути сохранения ЕДИНСТВА РОССИИ стал ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР. Показать важность приняти...

Роль Конституции в становлении Российского государства

Внеклассное мероприятие для участников клуба молодых избирателей "Мой выбор"...

Интернет-викторина "история становления Российской государственной символики"

Несколько лет назад принимала участие в конкурсе, посвященном российской символике. результатом стала разработка викторины, посвященная вопросам российской символики. Викториной можно пользоваться для...

Методическая разработка урока по "Истории" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы"

Вниманию читателей представляется методическая разработка урока по предмету "История" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы". В ней содержится кратк...

Роль Ганзы в развитии Великого Новгорода.

Доклад на основе научно-исследовательской деятельности....