Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении Российской государственности" для 6 классов.
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом"по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности" для 6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_po_istorii_rossii_v_6_2.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 75
г.о. Тольятти
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия
по истории России для шестых классов
Беседа за «круглым столом» на тему: «Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности»
(к 1150-летию со дня образования российской государственности)
Подготовила: учитель истории и обществознания Тюлькина Н. А.
Присутствовали: учитель истории и обществознания 1 категории Пичугина Н. Ю., учитель истории и обществознания высшей категории Масленникова О. Н.
г. Тольятти, 2011-12 учебный год
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия
по истории России для шестых классов
Беседа за «круглым столом» на тему: «Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности»
(к 1150-летию со дня образования российской государственности)
учителя истории и обществознания Тюлькиной Н. А.
Дата: 27. 02. 2012
Цели занятия: обучающая: расширить знания о восточных славянах и их образе жизни, систематизировать знания об истоках государственности Киевской Руси (с древнейших времен до конца X века), рассмотреть и обобщить личности русских князей и политику их правления;
развивающие: развивать навыки групповой работы, уметь искать материал в учебнике, дополнительной литературе, исторических источниках и анализировать полученную информацию, учить видеть, выделять причинно-следственные связи, сопоставлять деятельность исторических личностей, анализировать и сравнивать их правление;
воспитательные: способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений в группах, в классе, воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека, пробудить у учащихся интерес к Отечественной истории, воспитывать чувство патриотизма и беззаветного служения Родине на примере данных исторических личностей.
Тип занятия: повторительно-обобщающий
Форма проведения: беседа
Технологии: групповая деятельность, технология развития критического мышления, сотрудничество
Учебное оборудование: учебник История России с древнейших времен до конца 16 века, 6 класс Данилов А. А., Косулина Л. Г. Москва «Просвещение», 2012, компьютерная презентация «Первые киевские князья», фотоизображения первых русских князей, физическая карта современной России, историческая карта «Древнерусское государство в IX-XI веках», иллюстрации по истории Древней Руси, отрывки из «Повести временных лет», «Слова о погибели земли русской», «Слова о законе и благодати», таблица «Периодизация Киевской Руси» и «Династия Рюриковичей», компьютерный носитель «История России IX-XVI веков» (Русско-византийский договор 911 г., карта «Киевская Русь в IX в., «Полюдье киевских князей в I половине X в.», видео-хрестоматия по истории России IX-XVI веков (Гибель древлянских послов в Киеве в 945 г.)
Оформление доски: тема занятия, эпиграф по теме, фотоизображения первых русских князей, имена исторических личностей по курсу, настенная исторические карты, физическая карта современной России, интерактивная доска для просмотра презентации, видеофрагмента, документов, таблица «Периодизация Киевской Руси» и «Династия Рюриковичей».
Эпиграф на доске: Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Н. П. Кончаловская
Формирование ключевых компетенций:
- учебно-познавательная: умения самостоятельно организовывать учебную деятельность (ставить цели, планировать работу, представлять результаты деятельности), логически мыслить, выделять главное, сравнивать и обобщать;
- информационная: умения работать с дополнительными источниками информации (справочная и учебная литература), анализировать, отбирать необходимую информацию из различных источников;
- общекультурная: умения применять полученные знания в жизни.
Структура занятия:
1. Организационный момент. (3 минуты)
- сообщение темы, проблемы и целей занятия
- создание групп
- правила работы в группе
2. Основная часть занятия. (79 минут)
- вступительное слово учителя
- выступления групп
3. Подведение итогов. (5 минут)
- анализ хода урока учителем
- оценка знаний учащихся и их активности
4. Рефлексия. (3 минуты)
Ход занятия.
1. Организационный момент. (3 минуты)
- сообщение темы, проблемы и целей занятия
Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас! Тема сегодняшнего нашего занятия: «Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности», приуроченная к 1150-летию со дня образования российской государственности.
Какова роль первых киевских князей в становлении российской государственности - это проблема, которую в течение занятия необходимо нам решить.
На протяжение многих уроков мы изучали о том, как становилось и развивалось Российское государство, какие князья стояли во главе страны и какой вклад они внесли в развитие нашего государства. Сегодня нужно будет вспомнить все это и показать свои знания. Ведь все мы должны знать прошлое нашей Родины, для того чтобы лучше разбираться в нашей сегодняшней жизни и правильно оценивать те или иные ситуации.
- создание групп
Мы создали три творческие группы: географы, историки и политики.
- правила работы в группе (см. Приложение 2.)
2. Основная часть занятия
- вступительное слово учителя
Ребята, обратите внимание на доску, где написаны тема занятия, эпиграф и вопрос: «Почему мы не должны забывать политику первых русских князей»? (учащиеся отвечают на этот вопрос в конце занятия, в ходе подведения итогов).
Понятие «Отечество» для человека связано с конкретным краем, страной. Существует связь поколений, и каждому интересно знать, кем и как обстраивалась территория его государства. История Отечества показывает единство народов России, вызывает наше уважение и восхищение их достойными делами. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на собственном опыте. А вот история былых времен, должна учить всех нас. История России дает нам возможность познать процесс создания человеческого общества на территории нашей страны, выявить ступени развития государственности у восточных славян и рассмотреть роль первых политических деятелей в формировании единого государства в X веке.
Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о праздновании в 2012 году 1150-летия российской государственности. Почему именно в 2012-м и почему именно 1150-летия? Потому, что в 862 году, как принято считать, восточнославянские племена ильменские словени и кривичи, а также чудь (собирательное название финно-угорских племен и народов) и весь (прибалтийско-финское племя) призвали на княжение варяга Рюрика – основателя русской княжеской, а впоследствии царской династии Рюриковичей. Согласно знаменитому древнерусскому летописному своду «Повесть временных лет», в 862 году по современному летоисчислению означенные племена изгнали варягов за море и не дали им дани, хотя прежде давали, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, как гласят современные переводы летописного свода, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой; и сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведами, а иные – норманнами и англами, а еще иные – шотландцами; вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли; и сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля... Так повествует летописный свод, созданный в начале XII века (т. е. спустя 250 лет после описываемых событий, героем которых был Рюрик) и вобравший в себя в большом количестве материалы сказаний, преданий, легенд. Тем не менее, упомянутую дату (862 год) сегодня решили использовать как повод для общенациональных торжеств, да еще и с такой предельно конкретной и громкой формулировкой – «начало российской государственности».
Наверное, самым сложным в изучении истории любого народа является начальный период. Обычно отсутствуют позволяющие охарактеризовать такой период материалы, созданные самим народом: нет еще письменных источников, не хватает достоверных этнографических данных, очень смутны сведения, которые можно почерпнуть из исследований по языкознанию и археологии.
Начальная летопись не помнит времени прихода славян в Европу. В ученом этнографическом очерке, поставленном во главе «Повести временных лет», она застает славян уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую она называет землею Венгерской и Болгарской, славяне расселились в разные стороны. Оттуда же вышли и те славяне, которые поселились по Днепру, его и притокам и далее к северу. С. Ф. Платонов, в «Лекции по русской истории» пишет: «Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, еще в VI веке и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до Верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне. Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и его правых притоках».
На просторах Восточно – Европейской равнины развертывалась история нашего Отечества. Первые признаки государственного развития зародились в районе Среднего Поднепровья, где по сравнению с другими частями страны были наиболее благоприятные условия жизни: относительно мягкий климат, плодородные почвы. Здесь в первую очередь по Днепру, проходил древний торговый путь – «Путь из варяг в греки».
«О светло светлая и красно украшенная земля Русская!
Многими красотами дивишь ты:
Озерами многими дивишь ты,
Реками и источниками местночтимыми,
Горами крупными. Холмами высокими,
Дубравами частыми, полями дивными,
Зверями различными, птенцами бесчисленными».
Сегодня на заседании «круглого стола» присутствуют группы «ученых», которые обогатят наши знания о восточных славянах, о начальном периоде образования Киевской Руси и расскажут нам о первых князьях и их политике.
- выступления творческих групп: географы, историки и политики
Первое слово предоставляется географам.
Географы.
1. Дают физико-географическую характеристику России (используют физическую карту России).
2. Показывают территорию расселения восточнославянских союзов племен и (используют историческую карту «Киевская Русь в IX - XII веках»).
3. Показывают территорию Киевской Руси в IX веке, два государственных центра – Киев и Новгород, торговые пути (карта та же).
4. Рассказывают о влиянии географического положения на историю страны.
Вопросы классу:
1. Предками, каких народов являются восточные славяне?
2. Какие основные занятия восточных славян?
3. Откуда нам известны сведения о восточных славянах?
4. Какому восточнославянскому племенному союзу удалось «собрать» под свою руку восточнославянские земли? Почему?
5. Какие вы знаете версии о происхождении названия «Русь»?
Говоря о Руси, необходимо обратить внимание на этапы развития Киевской Руси (расположены на доске). Нас интересует, непосредственно, I этап - начальный (2-ая половина IX- конец X веков), где указывается Русь изначальная.
«Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой».
Сведения о происхождении восточных славян, об образовании Киева и развитии государственности на Руси нам предоставят историки.
Историки.
1. Предоставляют сведения о происхождении славян, а так же первые сведения о восточных славянах.
2. Предоставляют сведения об основании Киева и рассказывают о легендарном князе Кие.
3. Предоставляют сведения о Рюрике и о начале его княжения в Новгороде.
4. Предоставляют сведения о развитии государственности на Руси.
Работа класса.
Ученики работают с отрывком текста «Повесть временных лет» и доказывают, что Кий был полянским князем, а не лодочником – перевозчиком.
Ученики работают с учебником и отвечают на вопрос:
Кто такие норманны? Почему их приглашали править на Русь?
Учитель: на основании сообщения летописи о варягах некоторые ученые и зарубежные, и русские в XVIII - XX веках создали и отстаивали норманнскую теорию происхождения Русского государства. Её суть заключалась в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами. Ныне историки убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до «призвания варягов». А такая практика, как приглашение князя на правление была зачастую распространена в Европе.
Прослушав информацию историков необходимо сделать выводы:
1. Племенные союзы были важной вехой на пути к созданию единой славянской Руси.
2. У полян ранее, чем у других племенных союзов, обнаружились признаки государственности. В основе этого лежали, наиболее быстрое экономическое, политическое и социальное развитие края, (внимание учащихся обращается на доску, где написаны объективные предпосылки образования государства, которые сложились у восточных славян в VI- IX веках).
3. На рубеже VIII-IX веков в Среднем Поднепровье уже зародилось государственное образование, которое стало называть себя Русь.
4. Полянские племенные вожди, а позднее киевские князья держали в своих руках ключи от всей днепровской магистрали, а Киев был не только центром ремесла и торговли, но и хорошо укрепленным пунктом от набегов кочевников.
«Не в худой и не в неведомой земле владычествовали, но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли…»
Итак, 862 год, начало правления варяжского князя Рюрика в Новгороде и основание династии Рюриковичей. В 60-х годах IX века на Руси образовалось два сильных государственных центра - Киев и Новгород. Соперничество между ними за руководство над всеми славянскими племенами началось едва ли не сразу. Назревало историческое противоборство между двумя русскими государственными центрами. Как разворачивались дальнейшие события, какие политические деятели были на арене, их роль в управлении древнерусским государством, мы узнаем от политиков.
Политики.
1. Знакомят с личностью князя Олега и его политикой.
2. Знакомят с личностью князя Игоря и его политикой.
3. Рассказывают о личности княгини Ольги и ее политике.
4. Рассказывают о личности князя Святослава и его политике.
5. Рассказывают о личности князя Владимира Святославовича и его политике.
6. Рассказывают о личности князя Ярослава Мудрого и его политике.
Просмотр:
- компьютерная презентация «Первые киевские князья»;
- компьютерный носитель «История России IX-XVI веков» (Русско-византийский договор 911 г., карта «Киевская Русь в IX в., «Полюдье киевских князей в I половине X в.», отрывки из «Повести временных лет»).
Использование:
- настенная историческая карта «Киевская Русь в IX-XII веках;
- таблица «Династия Рюриковичей» (см. Приложение № 1);
- таблица политика правления первых киевских князей (см. Приложение № 1).
Вопросы классу:
1. Чем привлекала восточных славян Византия?
2. Какое значение для Древнерусского государства имела деятельность князя Олега?
3. Какое значение для Древнерусского государства имела деятельность князя Игоря?
4. Почему народная молва нарекла княгиню Ольгу «Мудрою и Святою»?
5. Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей?
6. Найдите общее и различие в правлении князя Владимира Святославовича и первых киевских князей?
7. Как Ярославу Мудрому удалось создать великую державу русскую?
3. Подведение итогов. (5 минут)
- анализ хода урока учителем
Ребята, работая на занятии, мы рассмотрели истоки становления древнерусского государства. Узнали о личных вкладах первых русских князей в укрепление великокняжеской власти.
«…Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих князей великих поминают
За их труды, за славу, за добро…»
Вопрос классу:
Почему мы не должны забывать политику первых русских князей?
Учащиеся отвечают на вопрос и приходят к выводу:
- князья проводили политику объединения земель вокруг Киева;
- укрепляли центральную власть;
- охраняли и защищали торговые пути, а также русскую землю от кочевников.
Учитель: т.е. каждый из этих князей внес огромный вклад в развитие Российского государства, они не только управляли страной, они служили ей верой и правдой и по праву достойны нашего уважения, восхищения и подражания.
- оценка знаний учащихся и их активности
4. Рефлексия.
1. Чем занятие понравилось (не понравилось)?
2. Как вы оцениваете свою работу на занятии и работу своих товарищей?
Список используемой литературы:
1. История России с древнейших времен до конца 16 века, 6 класс Данилов
А.А., Косулина Л. Г. Москва «Просвещение», 2012
2. «Слово о законе и благодати» (XI в.).
3. Никитин И. «Русь».
4. Пушкин А. С. Избранные сочинения.
5. Пушкин А.С. «Руслан и Людмила».
6. Древний автор (XIII в.). «Слово о погибели земли Русской».
Список используемых ресурсов:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Рюрик – википедия, материалы о Рюрике.
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Олег Вещий – википедия, материалы об Олеге.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Игорь Рюрикович – википедия, материалы об
Игоре.
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Княгиня Ольга – википедия, материалы об
Ольге.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Святослав Игоревич – википедия, материалы о
Святославе.
Приложение 1.
Этапы развития Киевской Руси
I этап | Вторая половина IX – середина X веков. Начальный период, время первых киевских князей. Княжили: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. |
II этап | Конец X – середина XI веков. Эпоха расцвета Киевской державы. Княжили: Владимир, Ярослав Мудрый. |
III этап | Середина XI – начало XII веков. Упадок государства, деление на отдельные княжества. Княжили: Изяслав, Святослав, Всеволод, Владимир Мономах, Мстислав. |
Политика правления первых киевских князей
Князь | Время правления | Политика |
Киевские князья | ||
Кий | V – VI века | Основал Киев. Ходил походом на Царьград. |
Аскольд и Дир | VIII – IX века | Продолжили правление в Киеве. Ходили походом на Царьград. |
Династия Рюриковичей | ||
Олег | 882 – 911 г.г. | Обложил данью подвластные территории. Заключил мир с Варягами. Ввел великокняжеский титул. Объединил Русь. |
Игорь | 912 – 945 г.г. | Заключил мир с печенегами. Вел войну с Византией. Византия признала земли в устье Днепра, Дуная за Русью. |
Ольга | 945 – 962 г.г. | Упорядочила взимание дани в земле древлян. Приняла христианство. Заключила мир с Византией о совместной борьбе с Хазарией. |
Святослав | 962 – 972 г.г. | Разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Продолжил политику централизации княжеской власти. |
Владимир Святославович | 980 – 1015 г.г. | Восстановил единство Русской земли. Укрепил систему управления страной. Борьба с печенегами. Укрепление южных границ. Ввел систему светового оповещения. Крещение Руси по византийскому обряду. |
Ярослав Мудрый | 1019 – 1054 г.г. | Восстановил единство Русской земли. Объявил себя самовластцем. Ввел первый на Руси писаный свод законов – «Русскую правду». Строительство собора Святой Софии. Киев – один из самых крупных и красивых городов Европы. Строительство новых городов. Поборник развития культуры. Династические браки – зарок мира с западными, южными и северными соседями. Прекратил набеги печенегов. |
Предпосылки формирования государственности у восточных славян
Предпосылки | № | Суть |
Экономические | 1 | Переход к пашенному земледелию. |
| 2 | Отделение ремесла от земледелия. |
| 3 | Сосредоточение ремесла в городах (погостах). |
| 4 | Возникновение меновых отношений. |
| 5 | Преобладание свободного труда над рабским трудом. |
| ||
Политические | 1 | Потребность родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвата новых земель. |
| 2 | Формирование племенных союзов славян. |
| 3 | Угроза нападения внешних врагов. |
| 4 | Достаточный уровень военной организации |
| ||
Социальные | 1 | Смена родовой общины соседской. |
| 2 | Возникновение социального неравенства. |
| 3 | Наличие патриархальных форм рабства. |
| 4 | Складывание древнерусской народности. |
| ||
Духовные | 1 | Общая языческая религия. |
| 2 | Схожие обычаи и обряды. |
Князь Игорь
Княгиня Ольга
Князь Святослав
Князь Олег
Князь Рюрик
Приложение 2.
Тренинговые технологии.
Работа в группах. В начале работы группа принимает правила-законы, по которым она живет. Правила нужны для создания положительной психологической атмосферы в группе.
Основные правила группы:
- конфиденциальность;
- взаимоуважение;
- пунктуальность;
- «не давать оценок, не критиковать»;
- право ведущего.
Работа в группах кооперативного обучения.
Кооперативное обучение - это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников (2-8 человек). Организация работы в группах предполагает выполнение следующих процедур:
- усадить участников лицом друг к другу;
- поставить перед ними общую задачу;
- наделить каждого участника определенной ролью. Например, ведущий (руководит работой в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант (обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист (следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).
Стадии работы в малых группах:
подготовка (только для учителя):
- определение цели;
- сбор и анализ материала;
- формулировка задач и проблем для отдельных подгрупп;
- определение порядка работы;
- приготовление необходимых рабочих средств.
информирование:
- подгруппы получают информацию о порядке работы;
- подгруппам выдаются задания;
- подгруппам выделяются рабочие материалы;
- подгруппы занимают свои места;
- подгруппы получают время для выполнения задания.
разработка:
- подгруппа определяет ответственных учащихся (руководителя, ведущего протокол, спикера, лаборанта, хронометриста и др.);
- исходя из задания и используя рабочие средства, группы отрабатывают свою задачу;
- группы формулируют результат своей работы в виде отчета;
- группы проверяют свою задачу в отношении совместно заданной цели.
анализ результатов:
- подгруппы встречаются в составе общей группы для совместного анализа результатов своей работы;
- спикеры подгрупп выступают с презентацией результатов работы;
- результаты работы подгрупп обсуждаются;
- результаты отдельных подгрупп координируются и обобщаются с выведением общего результата;
- при необходимости общий результат фиксируется письменно всеми участниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Исторический праздник "Клио", проведенный совместно с родителями для учащихся 7 классов.
Внеклассное мероприятие проводится в форме игры, где проверяются знания по истории. Учащимся дается возможность проявить находчивость, юмор....
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"
Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День Учителя"
Сценарий мероприятия, фотографии...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за «круглым столом» на тему: «Терроризм – угроза всего общества» для учащихся 9 классов.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" на тему: "Терроризм - угроза всего общества" для учащихся 9 классов....
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатоков по книге А. Дюма «Три мушкетера» по истории на тему: «Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции», проведенного совместно с родителями для учащихся 6 классов.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатаков по книге А. Дюма "Три мушкетера" по истории на тему: "Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции", прове...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия для учащихся 5- 6 класса "Моя безопасность в сети Интернет"
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов "Моя безопасность в сети Интернет"...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия Литературная викторина « Умники и умницы» « Певец калины красной В.М. Шукшин» (К 95- летию со дня рождения автора) 8 класс.
Данное мероприятие - обобщение биографии и творчества В. М. Шукшина. Литературная викторина "Умники и умницы" " Певец калины красной В.М.Шукшин" состоит из вопросов, посвящён...