Роль Тамбовщины в деле становления России как великой морской державы
творческая работа учащихся по истории (8 класс) на тему

Научно-исследовательская работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pro_korabliki.doc442.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Роль нашего края в деле становления России как великой морской державы

Научно-исследовательская работа

                                       Сапронов Антон

Валерьевич

Руководитель:

Насонова Любовь

Анатольевна,

учитель истории

Мичуринск, 2012


Содержание

Глава 1. История Торбеевской верфи…………………………………………...… 4

     § 1.1. Начало строительства стругов ……………………………………….…. 4

     § 1.2. Строительство стругов для Крымских походов 1659-1660 годов…..… 6

Глава 2. Память потомков о Торбеевской верфи………………………………….8

Экспериментальная часть...........................................................................................9

Заключение.................................................................................................................11

Приложение................................................................................................................12

Введение

     Всем известно, что Петр I, великий царь-реформатор, стремясь к могуществу и величию России, создал мощную армию и флот. Но малоизвестен тот факт, что русский флот родился именно в окрестностях Козлова-Мичуринска, под селом Торбеево.

     России всегда была, есть и будет страной победительницей. Достаточно только вспомнить подвиг наших солдат во время Отечественной войны, двухсотлетие которой мы празднуем в этом году, героизм, мужество, волю к победе русских воинов на полях сражений Великой Отечественной войны, великодушие и благородство наших военнослужащих в августе 2008. Поэтому мы должны хорошо знать историю Отечества, которая неразделима с историей русской армии и флота.

     Вот почему целью нашего исследования является ознакомление с историей Торбеевской верфи, кораблей, на ней построенных, а также похода-реконструкции на судне, построенном по старинным технологиям.

     Задачами является посещение библиотеки и исследование интернет-источников  для получения и анализа имеющейся там информации, подбор иллюстративного ряда и создание презентации.

     Во время исследовательской работы мы докажем следующую гипотезу: «Торбеевская верфь сыграла важную роль в становлении России как великой морской державы».

Глава 1. ИСТОРИЯ ТОРБЕЕВСКОЙ ВЕРФИ.

§ 1.1. Начало строительства стругов.

     Первая верфь в районе села Торбеево была построена в 1646 году. Известно, что на ней изготавливались струги (рис. 1) – парусно-гребные суда различного водоизмещения для покорения турецкой крепости Азов.

     Путь по Дону был известен с XIV столетия. По совершенному неимению береговых путей на юг в этом крае он был почти единственным. Им ходили и торговые люди в Тавриду, и послы русские и турецкие, отправляемые из Москвы и Царьграда. По Дону сплавлялось с 1618 года царское жалованье донским казакам. Основным пунктом сбора был город Воронеж.  

     21 апреля 1637 года казаки осадили турецкую крепость Азов. Взятие Азова отвечало интересам русского государства, поэтому из Москвы в помощь казакам на 49 стругах была прислана денежная казна, хлеб, а также большие запасы пороха.

     Воодушевлённые такой поддержкой донцы начали вести осадные работы, и уже в июне того же года крепость была взята. Победа казаков не осталась незамеченной. Первыми в июле 1637 года о ней узнали в Москве от атамана Петрова, давшего русскому правительству подробный отчёт о последних событиях на Дону.

     В 1638 году в Азов русским правительством было прислано царское знамя, "зелейная" и свинцовая казна, большие хлебные запасы. Поставки продовольствия и боеприпасов продолжались и в дальнейшем, увеличиваясь год от года. Воеводы южнорусских городов получили приказ не препятствовать отправке жителей своих уездов на помощь казакам под Азов. В это время устанавливается сообщение между Москвой и Доном, которое проходило через Козлов. В архивах сохранились документы о переписке царя Михаила Фёдоровича с козловским воеводой Афанасием Беклемишевым о свободном проезде через Козлов донских казаков. Со временем между жителями Козлова и донскими казаками налаживались и торговые отношения. Так, в 1640 году в Азов для покупки лошадей были отправлены козловский сын боярский Михаил Гаврилович Иванов и донской казак Агап Пашигорев.

     В 1646 Ждан Кондырев и Михайла Шишкин, которые должны были, приехав в Воронеж к воеводе стольнику Андрею Бутурлину, получить от него для похода на Дон суда и кормщиков, хлебные запасы, вино, зелье (порох), свинец, холсты, железо. Второе не менее важное поручение, которое они должны были выполнить, заключалось в наборе 3000 ратных вольных людей для отправки в донские крепости.

     Для этого похода на Дон воронежскому воеводе было велено сделать десять стругов. Такие же царские указы получили и воеводы в Ельце, Ливнах, Чернавском, Епифани, Данкове, Лебедяни, Козлове, Ефремове, на Черни и в Новосили, которым поручалось сделать 46 стругов.

     И вот 17 июня 1646 года от Петра Красникова была послана отписка царю о сборе вольных людей по городам и о доставке их на стругах в Воронеж, из кото-рой мы узнаём, что начиная с 16 апреля по прибытии в Козлов он начал запись охотников в донскую службу. Он продал лошадей и всякую конскую служилую упряжь, нанял на те струги плотников и сделал четыре струга. 30 апреля Красников вышел с Козлова на Воронеж на 20 одномачтовых стругах (Рис. 1), пригожих к морскому ходу, с ратными и торговыми людьми. Из документов известно, что длина каждого судна достигала 17 метров. 12 мая Красников прибыл в Воронеж, откуда хотел идти на Дон без промедления.

     В начале августа 1646 года Пётр Красников писал царю из Черкасского городка о приходе туда с набранными им воинскими людьми, о сдаче их Ждану Кондыреву и участии в битве, бывшей с Крымским царевичем.

     Со временем крепость Козлов становилась всё дальше от границы, и Козловский край стал терять значение пограничной украины (окраины). Эту роль стали играть Донские земли, и на козловских служилых людей возлагалась новая нелёгкая обязанность - исполнять так называемые донские отпуски (посылки). Состоял он в отправлении денег, сукна, пороху, свинца, вина и хлеба для раздачи за службу донским казакам, которые теперь несли обязанности по охране границ русского государства. Для этого в Козлове наши предки заготавливали хлеб и строили для его отправки струги.

§ 1.2. Строительство стругов для Крымских походов 1659-1660 годов

«…По указу тебя, великого государя велено Ивану Романчукову в Козловском уезде на пристани реки Воронежу в селе Тарбеево сделать пятьсот стругов. И мне, холопу твоему, послать в Козловский уезд к Ивану Романчукову для стругового дела струговых и якорных мастеров, которые умеют струги и якори на морской ход донским казакам делать, и плотников, и кузнецов и работников сколько ему надобно…»

    Поздней осенью 1659 года, когда сочинялась эта депеша из Воронежа тридцатилетнему государю России, Алексею Михайловичу, единственному сыну первого царя династии Романовых, пограничному городу с уездом Козлову исполнилось 24 года. За четверть века на этой благодатной земле с её чернозёмом, лесами и речушками проживало около тридцати тысяч человек. Кроме гарнизона и набранного по добровольному принципу (что-то вроде сегодняшних контрактников) Козловского полка, большинство населения составляли здесь переселенцы из самых разных концов Руси. И, конечно, хватало среди них рабочих рук россиян самого подвижного, здорового, крепкого возраста, из тех, кому любое новое дело было по плечу. Так что зря плакался воронежский воевода не верящей слезам Москве, что работных людей ему в Козловский уезд с Воронежа послать некого: «…потому что воинские люди , татаровя, воронежцев многих людей в полон поймали, а сёла и деревни многие и хлеб выжгли и совсем разорили». Нашлись работные люди как в само новом городе с его слободами на реке Лесной Воронеж, так и в окрестных сёлах – Казинке, Ярке, Гаритове,  Раниной поляне, Торбееве (Тарбеево), принадлежавших спасителю Отечества в страшное время Смуты, великому полководцу и государственному деятелю князю Дмитрию Пожарскому, а потом его вдове Феодоре Андреевне.

     И всё-таки присланы были дворянину Ивану Романчукову, ответственному за выполнение указа царя на устроение Торбеевской верфи, знатоки стругового дела их донских казаков для консультации. Они изготовили «на образец» три морских струга. Представляли каждый из них выдолбленный («струговая труба») ствол векового дерева с пришитым к бокам досками («ошивинами»). Получались длинные (до 20 метров) и узкие суда, оборудованные десятиметровыми мачтами с поперечинами («реинами») для парусов. Число гребцов – от 16 до 20. Рулём служило кормовое весло. Корпуса для крепости оковывались железом. При метре с четвертью осадки стругу требовался тяжёлый, пудов 5-7, железный якорь с подъемником.

       Полсотни и более солдат с оружием, в том числе огнестрельным, иногда и при пушках, делали эти однодеревные суда (струги), сравнительно быстроходные и маневренные, способными совершать морские боевые походы россиян против «татарвы» - разбойничьего Крымского ханства. Этой застаревшей, постоянно беспокоящей угрозы молодой державе со стороны черноморского бассейна.        

Глава 2. ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ О ТОРБЕЕВСКОЙ ВЕРФИ

     Сведения о строительстве стругов в окрестностях Козлова и о существовании Торбеевской верфи до сих пор недостаточно распространены в нашем обществе. Поэтому, чтобы привлечь общественное внимание к этому интереснейшему краеведческому факту. Еще в конце девяностых годов прошлого века в селе Старое Торбеево был установлен памятник работы архитектора Аверочкина. Корабль со спущенными парусами на гербовом фоне. Конструкция опирается на изящную колонну небесно-голубого цвета.

     Кроме того, в местных средствах массовой информации часто освещается история верфи. Газета «Мичуринская правда» к трехсотлетию создания русского флота подготовила цикл статей, подробно рассказывающих всю историю создания Торбеевской верфи, а также описание похода на парусно-гребном судне, построенном по технологиям XVII века.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

     В 2009 году с момента закладки Торбеевской верфи прошло 350 лет, по этому поводу энтузиастами-краеведами было построен по старинным технологиям струг, на котором они решились отправиться в водное путешествие до города Азов. Прежде всего были сформированы пять команд, которые должны были меняться по пути следования судна. Сначала, весной 2010 года, был совершен переход до города Воронежа, где Петр I повелел строить корабли для Азовских походов. По пути туда, корабелы побывали в Добром. Во второй половине XVII века здесь также получило крупный размах военное и гражданское судостроение. Для Азовского похода Петра I в 1695-96 годах добровцами и жителями окрестных сёл было построено 360 стругов. Помимо самих судов, тут изготовлялись и различные корабельные снасти, в том числе якоря. О событиях тех далёких лет сегодня напоминает памятный знак, установленный на центральной набережной населённого пункта. Наш поход продолжается.

     Следующий пункт назначения  - Рамонь - знаменитая петровская верфь, где в 1711 году под руководством капитан-лейтенанта Витуса Беринга был построен 14-пушечный бриг "Теймолар". На нём легендарный датчанин спускался по Воронежу в Дон и выходил в Азовское море. А уж от Рамони рукой подать до Воронежа - главной цели путешествия. Здесь на воронежских верфях впервые в истории был создан регулярный российский военный флот. Только в период с 1696 по 1711 год со стапелей Воронежского адмиралтейства сошло  около 215 кораблей, благодаря чему России удалось завоевать крепость Азов, а впоследствии заключить мирный договор с Турцией для начала войны со Швецией. Любопытная деталь: после завоевания Азова была образована Азовская губерния, к которой, кстати, сразу же и были приписаны не только наш старинный Козлов, но и Лебедянь, Борисоглебск, Тамбов, Усмань и Шацк.

     Во время путешествия краеведы использовали старинный способ передвижения сквозь искусственные препятствия (поваленные деревья, мосты, плотины). С помощью деревянных катков (прямо как и в XVII веке) они перетаскивали суда через преграды.    

     А жарким летом 2010 года был завершен поход до Азова. Пять команд поочередно сменяли друг друга на 1840 километровом пути, который преодолевался на протяжении 300 лет. Позже, уже ставший легендарным струг передали на хранение Тамбовскому кадетскому корпусу имени летчика-космонавта Л. С. Демина. Теперь его форт приписки – Тамбов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Староторбеево – одно из первых мест в России, где стал создаваться русский флот. И мы не можем этим не гордиться. Ведь только чувство великой любви в малой Родине, к достижениям того уголка, где ты родился, может произвести и любовь к нашей Родине – величайшей стране с интереснейшей историей. Поэтому изучение родного края так важно и увлекательно. Ведь только сблизившись со своей малой Родины можно ощутить себя частью огромного мира, который и состоит из таких вот с виду ничем не примечательных провинций. А на деле каждая из них хранит какую-то тайну или секрет, сокрытый в глубинах истории. Данная исследовательская работа была посвящена истории Торбеевской верфи, чье существование уже давно кануло в лету, но благодаря работе архивариусов,  краеведов, археологов и историков мы смогли доказать нашу гипотезу и теперь можем с уверенностью сказать, Торбеевская верфь сыграла важную роль в становлении России как великой морской державы

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1.

Рис. 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность Петра Великого. Место и роль петровских реформ в истории России. 10 класс.

Методическая разработка урока с приминением технолгии РКМ с приложениями....

Урок по истории России "Победа великой державы"

Урок разработан для учащихся 7 класса в соотвествии с требованиями ФГОС. Тип урока -комбинированный. Учащихся научатся определять направления.  задачи и итоги внешней политики России XVIII века....

Россия - морская держава

Северный морской путь. 8-9 класс...

Презентация к мероприятию по географии "Россия, ты- великая держава"

Презентация к мероприятию по географии "Россия, ты - великая держава"...

«Он открыл рудник словесный…» Вклад В. И. Даля в становление словарного дела в России.

Урок русского языка в 7 классе.Тематический урок посвящен  празднику русской словесности – Дню словаря....

Сертификат участника вебинара «Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. Роль Московского университета в становлении и развитии химической науки в России»

Сертификат участника вебинара «Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. Роль Московского университета в становлении и развитии химической науки в России»...