Обоснование выбора используемых образовательных технологий
методическая разработка по истории по теме
Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. При этом применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Кроме того, никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства и бизнеса к системе образования. Как значимые для развития ученика мы выделяем информационную, коммуникативную, исследовательска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosnovanie_vybora_ispolzuemyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx | 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Обоснование выбора используемых образовательных технологий
Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. При этом применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Кроме того, никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства и бизнеса к системе образования. Как значимые для развития ученика мы выделяем информационную, коммуникативную, исследовательская и социально-личностная компетенции. Технологии, которые я используем в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования. Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности и способствуют достижению поставленных целей и задач.
Наибольший интерес представляет игровая технология (особенно в 5-9 классах). Это связано, на мой взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количество предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
Игра как метод обучения широко используется в современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса. Игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий ( для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета);
- как элемента более обширной технологии;
- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Предыдущая тема моего самообразования была посвящена применению игровой технологии на уроках истории: «Формирование устойчивого интереса к предмету через игры и игровые моменты на роках истории». Мною были составлены и оформлены дидактические игры по различным темам, разработаны уроки с использованием игровой технологии («Рыцарский турнир», «Аукцион знаний», «Интеллектуальное казино», «Киностудия: 1825 года», «Путешествие в Египет» и др.), проведены внеклассные мероприятия (Игра « Кандидат в президенты», акция «Будущее Приангарья», игра «Историческая ромашка» и др.) На своих уроках систематически использую игровые моменты, отдельные элементы игровой технологии.
Часто на уроках применяются элементы проблемного обучения. Т. к. усвоение истории в большинстве случаев оставляла желать лучшего, встал вопрос о целесообразности подачи учащимся готовых знаний от учителя или учебника. Вместе с тем, знания, «добытые» учениками в ходе решения поставленных проблем, не описанных учебником, прочно осмыслялись и закреплялись. Опыт показал, что использование правильно подобранных элементов проблемного обучения, даже в классах, где учащиеся обладают низкими учебными способностями, дают положительный результат. Это происходит благодаря детальной проработке и осмыслению программного материала. В классах, где учебные навыки выше среднего, использование данной технологии позволяет углубить знания учащихся, развивать в них способность к аналитическому мышлению. Данная технология нашла большее применение на уроках в старших классах. Постановка проблемы, поиск путей разрешения, нахождение правильного решения требуют от учащихся анализа всей предоставленной информации, учит вычленять главное, обращать внимание на частности, не предлагает готового варианта ответа, а заставляет детально прорабатывать материал. Данная технология применяется как на уроках («СССР накануне Второй мировой войны» 9 класс, «Движение декабристов» 10 класс, « Индустриализация» 11 класс и др.), так и на занятиях элективных курсов.
Не остается в стороне от образовательного процесса и элементы групповой технологии. Данная технология позволяет увеличить учебные возможности каждого учащегося за счет его активного участия в работе в группе; позволяет расширить рамки используемого материала; прививает учащимся навыки совместного труда; учит объективно оценивать свою работу и работу товарищей по группе. Активно используется данная технология на повторительно - обобщающих урока, которые требуют умения обобщить знания, сравнить и выделить главное, найти общее и различное и т.д. Например, на уроке в 8 классе по теме: « История России в первой половине XIX» учащиеся сравнивают по ряду вопросов правления Александра I, Александра II, и Николая I. Для работы на уроке учащиеся разбиваются на группы, в конце урока каждая группа защищает свою работу, анализирует работу, как членов своей группы, так и работу других групп.
С 2009 года работаю над изучением и внедрением отдельных элементов в учебный процесс технологии блочно-модульного обучения. Разработка и внедрение данной технологии вызвана сокращением учебных часов при сохранении объема программного материала в 9-10 классах. Внедрение даже отдельных элементов модульного обучения позволил оставить на прежнем уровне объем материала, а в ряде случаев даже увеличить его за счет более эффективного использования учебного времени. При этом не страдает и практическая часть программы. Учащиеся много готовят сообщений, докладов, решают исторические задачи, тесты, участвуют в самостоятельном создании разного рода заданий. Одним из положительных факторов данной технологии является возможность использования массы игр: на создание исторического образа, репродуктивных, аналитических, деятельностных, что расширяет рамки форм и методов проведения уроков и внеурочной деятельности. Следует отметить, что технология модульного обучения содержит в себе большой потенциал для образовательного процесса.
Одной из базовых целей школы является формирование здоровья ребенка и обучение сохранять свое физическое и психологическое здоровье. Данная цель ставит перед учителем определенные задачи, решить которые призвана здоровьесберегающая технология, используемая как в уроке( утренняя зарядка, разминки, строгая дозировка домашнего задания, смена рода деятельности, регламентация нагрузки недельной, дневной, урочной, учет группы здоровья каждого учащегося), так и в воспитательном процессе( проведение Дней здоровья, физкультурных мероприятий классного и общешкольного характера, привитие навыков гигиены и культуры тела через классные часы, встречи с врачами, личные беседы и т.д.)
Главный ориентир выбора современных технологий в школе - создание условий для саморазвития, самовыражения и самоопределения обучающихся на основе сформированных предметных и ключевых компетентностей с целью индивидуализации образовательного процесса.
Для достижения этой цели мною используют такие развивающие образовательные технологии, как: «дебаты», технология критического мышления, проблемное и проектное обучение.
Основанием для выбора инновационных образовательных технологий, используемых в работе с профильными классами, служат быстроменяющиеся условия современной жизни: внедрение информационных технологий, более высокие требования к организации образовательного процесса, введение ФГОС.
Внедрение инновационных образовательных технологий позволяет значительно повысить качество образования, повысить мотивацию к обучению и развитию.
Профильное обучение создает необходимость увеличивается доля проектного, научно-практического, исследовательского учебного пространства старшеклассников, их допрофессиональной подготовки. Как показала практика технология проектного обучения позволяет наиболее эффективно формировать исследовательские, информационные, коммуникативные компетенций, создает условия для организаторской деятельности и сотрудничества обучающихся и педагога.
Связь образовательных результатов с используемыми
современными образовательными технологиями
Технология | Результат использования технологии | ||
| Формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, интереса к учению. | ||
Разноуровневое обучение | Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями. Вовлеченность в учебную деятельность всех учащихся. | ||
Проблемное обучение | Обеспечение активного характера педагогического процесса. Создание условий для развития учащихся посредством учебного предмета. Формирование у учащихся умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы. | ||
Технология обучения в сотрудничестве | Выработка навыков групповой учебно-поисковой деятельности, совместный поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта | ||
Технология учебно-поисковой деятельности | Развитие исследовательских навыков в процессе обучения с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада, сообщения, отчета | ||
Проектные методы обучения | Формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций. Создание условий для организаторской деятельности и сотрудничества. http://ver-stepschool.edu.tomsk.ru/proekt-obuchayushhihsya-2-go-klassa-silaeva-i-v/ http://ver-stepschool.edu.tomsk.ru/proekt-obuchayushhihsya-1-go-klassa-lisitsyina-m-v/ | ||
Информационно-коммуникативные технологии | Повышение эффективности урока за счет использования мультимедиа средств, Интернет-технологий. Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций. | ||
Технология игрового моделирования | Повышение эффективности урока, качества усвоения учебного материала учащимися за счет возможности в творческой обстановке сформировать и закрепить знания, умения, навыки. Формирование исследовательского и творческого отношения к действительности. Реализация потребности личности учащегося в самовыражении, самоопределения, саморегуляции. | ||
Диалоговые технологии (учебная дискуссия; диспут, дебаты) | Обеспечение субъект-субъектных отношений в процессе обучение. Углубление уровня понимания учебного материала. Развитие личностных качеств, необходимых для эффективного общения (умения вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственную позицию, слушать) | ||
Здоровьесберегающие технологии
| Создание и укрепление психического здоровья детей: создание благоприятного психологического фона на уроке, создание условий для самовыражения учащихся, инициация разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии. | ||
Тестовая технология | Повышение эффективности контроля знаний, умений, навыков, объективность контроля. Развитие внимательности, логического мышления учащихся. Использование «Символ- теста» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обоснование выбора используемых образовательных технологий
Основная цель изучения курса информатики — овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи, хранения и использования информации, и на этой основе раскрытие значения информационных пр...
Используемые образовательные технологии и обоснованность их выбора.
Используемые образовательные технологии и обоснованность их выбора....
Используемые образовательные технологии и обоснованность их выбора.
Используемые образовательные технологии и обоснованность их выбора....
Обоснование выбора используемых образовательных технологий.
Обоснование выбора используемых образовательных технологий....
Обоснование выбора используемых образовательных технологий
Обоснование выбора используемых образовательных технологий...
Используемые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Современный многополярный мир предъявляет к личностным, социальным и профессиональным качествам человека очень высокие требования. Естественно, что на новый уровень выходят и тр...
Описание используемой образовательной технологии в образовательном процессе обучении предмета физическая культура
Моя педагогическая система складывается из нескольких составляющих. Наряду с традиционными методами применяю метод дифференцированного обучения, информационно-коммуникативную, здоровьесберегающую, игр...