Урок по истории в 5 классе. Древнейший Рим.
методическая разработка (история, 5 класс) по теме
Урок изучения нового материала. На уроке используется презентация Древнейший Рим и прослушивается старинная итальянская песня. Урок начинается с рассказа учителя о природных условиях Древней Италии. Учащиеся вспоминают природу Древней Греции. Выполняется сравнительная таблица. Учитель к карте, на доске прикрепляет кораблик, который на магните будет передвигаться по мере того, как дети отвечают на вопросы учителя в течении урока. В конце урока кораблик должен добраться до берегов Италии. На уроке проводится работа с учебником. Читаем легегду об основании Рима. Работаем с линией варемени. Работаем и в рабочих тетрадях. По ходу урока демонстрируются слайды. Ведется словарная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок изучения нового материала.Древнейший Рим. | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок истории Древнего мира в 5-м классе
по теме "Древнейший Рим"
18.03.13.
Цели: ( сл. 2) - познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима;
- познакомиться с легендой об основании Рима;
- выяснить, каким был политический строй в Риме
- развивать умение работать картой, находить нужную информацию;
Оборудование: Карта “Древний Рим”, презентация, компьютер.
Ход урока.
1. Организационное начало урока.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию, которая называется Рим. В наши дни Рим – это столица государства Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало очень сильно рабовладение. Это государство, как и его главный город, называлось Рим.
Вас ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную вам до этого урока, но знания, полученные на этом уроке, будут необходимы вам продолжительное время – и для изучения новых тем по истории во всех последующих классах, и на уроках литературы и ИЗО, да и просто в обычной жизни. Возможно, многие слова и термины, изученные на этом уроке, вы уже слышали, так как они используются в повседневной жизни, в средствах массовой информации, но значение этих слов вы узнаете сегодня.
- Если мы из Греции сядем на корабль поплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы - в Рим . Покажите этот путь на карте.
( работа с картой на доске и в учебниках)
- К карте прикрепляется кораблики. Он будет передвигаться после ваших ответов. Постепенно мы достигнем берегов Рима.
3. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя сопровождается составлением таблицы
- Ребята, а что вы знаете об этой стране? (Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон) –кораблик передвигается.
( сл. 3) - карта
- Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.
- С историей какого полуострова мы с вами познакомились на предыдущих уроках?
( Балканский)- кораблик передвигается
- Какое государство на нём находится?( Греция)- кораблик передвигается
Через Апеннинский полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).
- Вспомните, чем занимались греки? ( выращивали оливки, виноград, разводили овец). - кораблик
( сл. 4 ) сделаем вывод:
Греция Рим
На Балканском полуострове | На Апеннинском полуострове |
Климат жаркий | Климат тёплый, благодатный |
Омывается Эгейским и Ионическим морями | Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским. |
Горы Олимп | Горы Альпы |
Рельеф горный, мало равнинных мест | Рельеф - долины, равнины, холмистые местности |
Выращивали виноград и оливки, ремесло, выращивали коз и овец, занимались ремеслом. | виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов |
- Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)- кораблик
- Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)- кораблик
- Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?
2) работа по учебнику:
-( сл. 5) Прочитаем легенду об основании Рима ( стр. 204-206, почитание Весты и Марса)
- Запишем термины ( сл. 6)
Марс – бог войны.
Веста – богиня семьи и хранительница очага.
Весталка – жрица богини Весты.
Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.
3) Город на семи холмах и его обитатели.
- Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом. – записать в тетрадях.
Зачитать!
“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.
- Задолго до даты основания Рима на холмах левобережья Тибра стали селиться племена. Они постепенно обустраивались. (Сл.7.)
- Ребята, а сейчас послушаем старинную итальянскую музыку. Слушайте внимательно и думайте, какие чувства у вас она вызывает и представления об этой стране.
4) работа в тетрадях с линией времени.
- Давайте определим: мог ли Ромул что-нибудь слышать об олимпийских играх?
( отмечают даты 776г. и 753 г. до н.э. на линии времени. На доске – 1 ученик, остальные - в тетрадях)
5) беседа:
- Чем же занималось население? ( сл. 8 и 9)
1) осушали болотистые низины между холмами,
2) возводили укрепления
3) строили храмы богов
4) выбирали общих правителей
Что же представляли собой дома римлян? ( стр. 205) Они жили в круглых хижинах , стены которых были сделаны из прутьев, а затем обмазаны глиной. Возле каждого дома находились сад и огород, а за пределами города были общие пастбища и поля. Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лён.
- А каких животных они разводили? ( рогатый скот, свиней, коней, ослов)
- У римлян развивалось и ремесло: кузнечное дело, ткачество, изготовление гончарных изделий)
- А ещё римляне воевали, и возвращаясь домой, они угоняли скот, захватывали оружие, пригоняли рабов, а также отвоёвывали новые земли. И очень скоро владения римлян выросло во много раз. ( Сл.10) – план города.
6) Работа с документом. Стр. 207- легенда ( записать термины)
- Римский народ делился также на ( сл. 11) патрициев ( древнейшие жители Рима) и плебеев ( переселенцы из других областей Италии) Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Сформировался Сенат. О нем мы узнаем на следующих уроках. Он стал важным органом управления, а его членами стали коренные жители.
- Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда.
Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.
- Высшая власть принадлежала Народному собрания, которое состояло только из мужчин
- Но однажды произошёл случай, после которого римляне перестали выбирать себе царя. По легенде, однажды в Риме правил царь Тарквиний, по прозвищу «Гордый». Он не был избран на Народном собрании, а сам завоевал власть, убив при этом своего предшественника. Одних патрициев он казнил, других – выселил из Рима. Тогда римляне восстали против него и изгнали его вместе с семьёй из Рима. И с тех пор они больше никогда не выбирали себе царя.
Произошло это в 509 году до н.э.
Но об этом событии мы с вами будем говорить на следующем уроке.
4. Подведение итога урока.
Работа в рабочих тетрадях. ( начать выполнение № 55)
5. Домашнее задание. ( Сл.12)
Параграф 44, записи в тетрадях, р.т. № 55-57
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок по истории 5 класс Древний Египет.
В данной разработке представлен план-конспект урока, филворды для учащихся, игра и викторина...
Конспект урока по истории. 5 класс. "Древний Египет"
Познакомить учащихся с первым государством - Египет. Рассмотреть географическое положение Египта....
Разработка урока по истории 5 класс "Древнейшие люди"
Тема урока: Древнейшие людиЦель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность...
Конспект урока по истории 10 класс "Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса."
Конспект урока по истории 10 класс "Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса."...
Разработка урока по истории 5 класс "Древнейшие люди"
Разработка урока по истории 5 класс "Древнейшие люди"...
Конспект урока по истории 5 класс Древнее Двуречье
Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».Тип урока: введение нового материала.Цели урока:Образовательные:сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общ...
Конспект урока по истории 5 класс "Древнейшие люди"
Развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументиро...