Конспект урока по истории 10 класс "Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса."
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Конспект урока по истории 10 класс "Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_konspekt.docx | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории для 10 класса
Подготовила Османова Леся Петровна
Тема: Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса.
Цель: Расширить представление детей о истории развития Древней Греции.
Задачи: Изучить исторический период развития Древней Греции от раннего критско-микенского периода до классического.
Оборудование: учебник, тетрадь, мифы Древней Греции.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Древняя Греция, колыбель Европейской цивилизации, всегда вызывала интерес у любого образованного человека. Здесь был заложен фундамент многих наук и созданы шедевры мирового искусства.
В древности Греция включала в себя часть Балканского п-ва, около 600 островов Ионического и Эгейского морей (Крупнейший из которых Крит), а также западное побережье Малой Азии. В конце III тысячелетия до н.э. на Балканы с севера вторглись индоевропейские племена греков-ахейцев. Они расселились, частью уничтожив догреческое население (о которых почти ничего не известно), частично смешавшись с ним. В последствии все греки именовали себя эллинами, а свою страну – Элладой.
Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III—II тысячелетий до н. э. - Крит не затронут Ахейцами.
- царь Минос. В 30-е годы ХХ века археологом Эвансом при раскопках обнаружен дворец Миноса (водопровод, кладовые, лабиринт). Была открыта критская цивилизация – названная минойской.
- особая форма монархии-теократия при которой царю принадлежала высшая светская и религиозная власть.
- была письменность (еще не расшифрована)
- торговля с Египтом, Финикией,Сицилией.
- мощный флот, господство над Эгейским морем, искоренил пиратство, властитель моря.
Около XV в, до н. э. критская культура, яркая и оригинальная, трагически быстро погибает (после извержения вулкана на острове Фера).
В 1400 г. до н.э. опустевший остров захватили и разграбили греки-ахейцы.
Доклады учащихся.
Микенская (Ахейская) Греция.
На смену Критской цивилизации пришла новая культура — Микенская (ахейская). Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря.
-XV – XIIIвв. до н.э. возникникли города Афины, Таринф, Пилос, Фивы и самого крупного Микены. В каждом городе в центре стоял дворец Акрополь- огромный, укрепленный, полный оружия. Найдены захоронения царей, содержимое которых свидетельствует об их колоссальном богатстве.
Пережив в XV— XIII вв. до н. э. расцвет, уже в XIII—XII вв. до н. э. ахейская культура погибла так же неожиданно и трагично, как и ее предшественница. Она была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, были и греки-дорийцы.
Этот период спустя века прославил Гомер (живший предположительно в VIII веке до н.э.) в своих произведениях «Илиада» и «Одиссея».
1240 г. до н.э. крупнейший поход на Трою царем Микен Агамемноном
Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.
Ранняя Греция
Темные века-После завоевания дорийцами Грецию отбросило в «домикенское» состояние: была забыта письменность, исчезли развитые ремесла. Однако крушение микенской цивилизации оказалось не просто «шагом назад», а способствовала возрождению Греции уже в другой форме.
На смену централизованной монархии пришла самоуправляющаяся община свободных земледельцев, из которых выросли первые греческие города –государства, или полюсы.
Архаический период- это три века самый интенсивный период развития в истории Греции.Определяющими процессами в это время стали распространение железных орудий, возникновение полюсов и Великая греческая колонизация VII-VIвв. до н.э. (основано около 300 колоний по берегам Средиземного и Черного морей.
Итогом этого периода было интенсивное развитие товарно-денежных отношений, рабовладения как базы производства, резкое расслоение общества.
Два главных греческих полиса Спарта и Афины.
Спарта и Афины представляли два типа государственного устройства во многом противоположном друг другу. На всем протяжении древнегреческой истории Афины и Спарта оставались главными соперниками за господство в Греции.
Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI— V вв. до н. э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов-государств, которые то воевали между собой, то заключали союзы. Государство, выраставшее из общины, ею же ограничивалось, т. е. имело довольно узкие рамки. На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса — Афины и Спарта, образовавшие два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин — это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам, разрушавшимизнутри древнегреческую цивилизацию.
Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с казавшейся непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.
В 478 г. Афины образовали Делосский морской союз равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т. е. вели настоящую великодержавную политику. Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов.
«Я не восстану против афинского народа ни делом, ни помыслом, ни словом. Я не буду повиноваться тому, кто восстанет, а если кто-нибудь восстанет, сообщу о нем афинянам. Я буду платить форос афинянам по соглашению с ними. Я буду столь честным и преданным союзником, как только смогу быть, и буду помогать и защищать афинский народ, если кто-нибудь нанесет ему обиду, и буду повиноваться афинскому пароду».
Возвышение Афин, их претензии на роль центра древнегреческой цивилизации были восприняты Спартой как вызов. В результате к Пелопоннесскому союзу, возникшему в середине VI в. до н. э. и возглавляемому Спартой, присоединились и мелкие бедные полисы, и богатые, передовые в экономическом отношении Коринф и Мегары, которые тоже были обеспокоены растущим влиянием Афин.
Противостояние Афин и Спарты не раз приводило к вооруженным конфликтам. В 431 г. до н. э. между двумя союзами началась жестокая, длительная война, охватившая всю Грецию и получившая название Пелопоннесской войны (431—403гг. до н.э.). Сначала перевес оказался на стороне Спарты, и решающую роль здесь сыграло не только то, что в ее распоряжении была прекрасно обученная, дисциплинированная армия; Спарта заключила договор со своими недавними противниками — персами — и получила от них большую денежную помощь, пообещав взамен отдать греческие города в Малой Азии. На персидское золото спартанцы построили свой флот и разгромили морские силы Афин. В 404 г. до н. э. Афины, осажденные войсками спартанцев, вынуждены были сдаться.
Победа Спарты над Афинами означала, в сущности, победу олигархии над демократией, которая установилась к тому времени в большинстве полисов. Правда, успех Спарты оказался недолговременным. Афины создали второй морской союз. Против спартанцев вели борьбу и Фивы — богатый и могущественный полис. В 371 г. до н. э. фиванская армия наголову разбила спартанскую. Пелопоннесский союз распался, от Спарты отделилось несколько давно принадлежавших ей областей, и теперь ее владения вновь ограничивались пределами Лаконики.
Спарта, таким образом, была выведена из игры за гегемонию, но и попытки Фив, а потом Афин реализовать их великодержавные планы не привели ни к каким результатам. Вчерашние союзники по борьбе со Спартой превращались в противников, отстаивая свою самостоятельность.
Попытки объединить Грецию под властью одного полиса не удались. Союзы возникали лишь на время войн, когда опасность потерять самостоятельность была слишком велика. Распад союзов объясняется многими причинами, в том числе и неравноправным положением их участников. Но, главное, таким объединениям противоречил принцип автаркии, на котором строилась жизнь полисов.
Греко-персидские войны
Войны с персами, длившиеся с большими перерывами свыше полувека (500-449 гг. до н.э.).
Поводом к войне послужило восстание греческих городов Малой Азии против персидского владычества. Афины оказали им помощь. Это побудило Дария I к войне против всей Греции.
Следует отметить несколько самых значимых битв в Греческой истории.
- Битва при Марафоне 490 г. до н.э.
- Битва при Фермопилах 480 г. до н.э.
- Битва при Саламине 480 г. до н.э.
- Битва при Платеях и Микале 470г. до н.э.
Итоги войн:
- был заключен Каллиев мир, который закрепил господство греков в Эгейском море.гарантировал независимость греческим полисам в Малой Азии. Греки отстояли страну ,цивилизацию, свой путь развития.
Классическая Греция.
Классический период V-IVвв. до н.э. Это период расцвета Афин как передового демократического полиса, как крупнейшего в Греции рабовладельческого государства, как морской державы занявшей господствующее положение в Восточном Средиземноморье.
на этот период приходится расцвет греческой культуры и искусства.
Это время творчества гениальных скульпторов (Мирона, Праксителя. Фидия), великих трагиков (Софокла, Эсхила. Еврипида), выдающихся философов (Сократа,Платона, Аристотеля), первых историков (Геродота,Фукидида).
Перикл Vвек до н.э. выдающийся государственный деятель.
Плутарх о Перикле ….
-Афины – морская держава порт Пирей.
-важные изменения в законы
- строительство храмов укреплений
- расцвет афинской демократии
Классический период отмечен широким распространением рабского труда в сельском хозяйстве. в ремесленных мастерских. на кораблях , рудниках и домах граждан.
- Закрепление изученного.
Проводим с помощью вопросов в учебнике.
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока : Древняя Греция от ранних цивилизаций до расцвета полиса.
Древняя Греция от ранних цивилизаций до расцвета полиса....
Конспект урока по истории России 6 класс "Московское государство в конце XV - начале XVI вв"
Конспект урока истории 6 класс...
Конспект урока по истории для 11 класса "Первая русская революция"
план-конспект урока по истории для 11 класса по теме "Первая русская революция". Расскрываются причины, ход и итоги революции....
Конспект урока по истории в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...
Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».
Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...
Конспект урока по истории России. По теме: «Образование первых государств».
Тема урока: «Образование первых государств».Тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока: 1. Познакомить учащихся с образованием первых государств на территории России и ходе их ра...
Конспект урока по истории « ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ».
Конспект урока по истории для обучающихся 5 класса....