Разработка урока по истории 5 класс "Древнейшие люди"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Тема урока: Древнейшие люди
Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность
трудиться поставила древнейших людей в более выгодное
сравнительно с остальным животным миром положение,
помогла выжить.
2. Продолжить формирование умения работать с учебником,
иллюстрациями и исторической картой.
3. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Основные виды учебной деятельности:
Личностные:
- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам.
Метапредтметные:
Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,
Предметные:
Показывать на карте места расселения древнейших людей.
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, иллюстрации, мультимедийная презентация
Новые понятия: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.
Первый урок по истории Древнего мира в 5 классе позволяет учащимся познакомиться с жизнью , основными занятиями древнейших людей на земле
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2_drevneyshie_lyudi_5_kl.docx | 41.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Древнейшие люди
Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность
трудиться поставила древнейших людей в более выгодное
сравнительно с остальным животным миром положение,
помогла выжить.
2. Продолжить формирование умения работать с учебником,
иллюстрациями и исторической картой.
3. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Основные виды учебной деятельности:
Личностные:
- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам.
Метапредтметные:
Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,
Предметные:
Показывать на карте места расселения древнейших людей.
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, иллюстрации, мультимедийная презентация
Новые понятия: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»
1) Работа с классом. Фронтальный опрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?»
Для этого вспомни:
- Кого называют археологами?
- Как работают археологи?
- Как находят археологические памятники?
- Что называют историческим источником?
- о каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?
- Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история».
- Как называется первая часть Всемирной истории?
- Что изучает история Древнего мира?
Ответы учащихся: Археологи- ученые, которые восстанавливают жизнь по вещественным историческим источникам.
Прежде чем начать раскопки изучают литературу, проводят разведку местности. Затем начинают раскопки. Работают лопатами, иногда кисточкой. Собранный материал обрабатывают и изучают.
Находки археологов – вещественные памятники истории или исторические источники.
- «Всемирная или Всеобщая история» - это прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней
- первая часть Всемирной истории - История Древнего мира.
- История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима
2) проверка выполнения задания № 1 в рабочих тетрадях.
- Подготовка к изучению нового материала: сообщение темы, целей и задач урока
- Переход к новой теме
Учитель: Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.
- Как жили древнейшие люди?
План (запись в тетрадь)
- Облик далеких предков.
- Первое орудие труда.
- Охота и овладение огнем.
На доске: новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.
Рассказ учителя:
Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).
Запись в тетрадь: первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.
Работа по карте стр.9
- Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо- восточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)
- Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)
- Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)
Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями и текстом учебника стр.10-11.
Задание: рассмотрите рисунки стр.10-11 и опишите облик древнейших людей.
Беседа по вопросам.
- Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.)
- Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)
- Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)
Запись в тетрадь:
Орудие труда - это то, чем человек работает.
- Предположите, что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)
Работа с текстом учебника стр.12 и иллюстрациями стр.11
Задание: выяснить, как древнейший человек добывал себе пищу? как охотились древнейшие люди.
Запись в тетрадь:
Занятия древнейшего человека: охота и собирательство
Учитель: Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные.
Эти не поспевают за остальными и отстают,,, Если людям удается отрезать от стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают.
А затем заостренными камнями разделывают тушу.
Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами, кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он предпочтет скрыться.
- Как вы считаете была ли всегда охота удачной?
Ответы детей
Запись в тетрадь:
Собирательство – сбор того, что дала природа
Учитель: Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков.
Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды по сравнению с мясной пищей малопитательны.
- Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?
Ответы детей.
Запись в тетрадь:
Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.
Рассказ учителя : В стаде было несколько десятков человек. Родства не знали. Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было. Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью. Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления орудий труда из камня и дерева.
- Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь.
Выслушать доводы детей.
Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...
- По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое спасается бегством. Как же человек овладел огнем? Никто не знает.
Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека.
- Закрепление изученного материала
- Рабочая тетрадь (часть 1), задание № 2 (с. 3).
- Вставьте недостающие слова. (на экране презентация)
- Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)
- Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться).
- Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка- копалка).
- У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).
Делаем общий вывод: Нашими далеким предкам предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди.
- Подведение итогов урока, выставление оценок
VII.Информация о домашнем задании:
1) прочитать § 1; стр. 13 рубрика «Проверь себя»; подготовить развернутый ответ по вопросу: «Как жили древнейшие люди?»;
2) знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?
3) нарисовать в тетради первые орудия труда человека: палка-копалка, каменное рубило, дубина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока на тему "знаменитые люди"
Разработка данного урока поможет каждому учителю английского языка спланировать свой урок по данной теме...
Разработка урока по истории «Природа и люди Древней Индии», 5класс
Разработка урока по истории «Природа и люди Древней Индии», 5класс...
Разработка урока по теме "Описание людей"
Представленный урок разработан на основе материала учебника "Enjoy English 7", под редакцией М.З.Биболетовой. В методическая разработка основана на технологии критеческого мышления....
Разработка урока по истории 5 класс "Древнейшие люди"
Разработка урока по истории 5 класс "Древнейшие люди"...
Методическая разработка урока по истории "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"
Презентация по истории России на тему "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"...
Урок по истории "Древнейшие люди".
Технологическая карта по истории для 5 класса....
Урок по истории "Древнейшие люди".
Технологическая карта по истории для 5 класса....