Разработка урока по истории 5 класс "Древнейшие люди"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Сафина Оксана Викторовна

Тема урока: Древнейшие люди

Цель урока:  1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность

                          трудиться поставила древнейших людей в более выгодное

                          сравнительно с остальным животным миром положение,

                          помогла выжить.

                       2. Продолжить формирование умения работать с учебником,

                          иллюстрациями и исторической картой.

                       3. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Основные виды учебной деятельности:

Личностные:

- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам. 

Метапредтметные:

Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;  формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,

Предметные: 

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.

 

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, иллюстрации,  мультимедийная презентация

 

Новые понятия: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

Первый урок по истории Древнего мира в 5 классе позволяет учащимся познакомиться с жизнью , основными занятиями древнейших людей на земле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_drevneyshie_lyudi_5_kl.docx41.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Древнейшие люди

Цель урока:  1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность

                          трудиться поставила древнейших людей в более выгодное

                          сравнительно с остальным животным миром положение,

                          помогла выжить.

                       2. Продолжить формирование умения работать с учебником,

                          иллюстрациями и исторической картой.

                       3. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Основные виды учебной деятельности:

Личностные:

- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам.  

Метапредтметные:

Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;  формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,

Предметные:  

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, иллюстрации,  мультимедийная презентация

Новые понятия: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

1) Работа с классом. Фронтальный опрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?»

Для этого вспомни:

  • Кого называют археологами?
  • Как работают археологи?
  • Как находят археологические памятники?
  • Что называют историческим источником?
  • о каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?
  • Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история». 
  • Как называется первая часть Всемирной истории? 
  • Что изучает история Древнего мира? 

Ответы учащихся: Археологи- ученые, которые восстанавливают жизнь по вещественным историческим источникам.

Прежде чем начать раскопки изучают литературу, проводят разведку местности. Затем начинают раскопки. Работают лопатами, иногда кисточкой. Собранный материал обрабатывают и изучают.

Находки археологов – вещественные памятники истории или исторические источники.

  • «Всемирная или Всеобщая история» - это прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней
  • первая часть Всемирной истории - История Древнего мира.
  • История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима

2)  проверка выполнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

  1. Подготовка к изучению нового материала: сообщение темы, целей и задач урока
  2. Переход к новой теме

Учитель: Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

  • Как жили древнейшие люди?

План (запись в тетрадь)

  1. Облик далеких предков.
  2. Первое орудие труда.
  3. Охота и овладение огнем.

На доске: новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

Рассказ учителя:

Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

Запись в тетрадь:  первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.

       Работа по карте стр.9

  • Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо- восточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)
  • Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)
  • Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)

Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями и текстом учебника стр.10-11.

Задание: рассмотрите рисунки стр.10-11 и опишите облик древнейших людей.

Беседа по вопросам.

  • Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.)
  • Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)
  • Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)

Запись в тетрадь:  

Орудие труда - это то, чем человек работает.

  • Предположите, что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)

Работа с текстом учебника стр.12 и иллюстрациями стр.11 

Задание: выяснить, как древнейший человек добывал себе пищу? как охотились древнейшие люди.

Запись в тетрадь:

 Занятия древнейшего человека: охота и собирательство

Учитель: Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные.

Эти не поспевают за остальными и отстают,,, Если людям удается отрезать от стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают.

А затем заостренными камнями разделывают тушу.

Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами, кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он предпочтет скрыться.

- Как вы считаете была ли всегда охота удачной?

Ответы детей

Запись в тетрадь:

Собирательство – сбор того, что дала природа

Учитель: Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков.

Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды    по сравнению с мясной пищей малопитательны.

- Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?

Ответы детей.

Запись в тетрадь:

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

Рассказ учителя : В стаде было несколько десятков человек. Родства не знали. Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было. Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью. Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления  орудий труда из камня и дерева.

- Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь.

Выслушать доводы детей.

Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...


- По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое спасается бегством.
Как же человек овладел огнем? Никто не знает.

Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека.

  1. Закрепление изученного материала
  1. Рабочая тетрадь (часть 1), задание № 2 (с. 3).
  2. Вставьте недостающие слова. (на экране презентация)
  • Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)
  • Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться).
  • Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка- копалка).
  • У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).

Делаем общий вывод: Нашими далеким предкам предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди.

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок

VII.Информация о домашнем задании:

1) прочитать § 1; стр. 13 рубрика «Проверь себя»; подготовить развернутый ответ по вопросу: «Как жили древнейшие люди?»;

2) знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?

3) нарисовать в тетради первые орудия труда человека: палка-копалка, каменное рубило, дубина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "знаменитые люди"

Разработка данного урока поможет каждому учителю английского языка спланировать свой урок по данной теме...

Разработка урока по истории «Природа и люди Древней Индии», 5класс

Разработка урока по истории «Природа и люди Древней Индии», 5класс...

Разработка урока по теме "Описание людей"

Представленный урок разработан на основе материала учебника "Enjoy English 7", под редакцией М.З.Биболетовой. В методическая разработка основана на технологии критеческого мышления....

Разработка урока по истории 5 класс "Древнейшие люди"

Разработка урока по истории 5 класс "Древнейшие люди"...

Методическая разработка урока по истории "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"

Презентация по истории России на тему "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"...

Урок по истории "Древнейшие люди".

Технологическая карта по истории для 5 класса....

Урок по истории "Древнейшие люди".

Технологическая карта по истории для 5 класса....