Урок в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Тема: "Афинская демократия при Перикле"

Тип урока: урок изучения нового материала

Средства обучения:

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеосюжет «Афины при Перикле»

Основные понятияоратор, народное собрание, стратег.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Цели урока:

Образовательные:

·         Обобщить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла . Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин

Развивающие:

 

·         Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии

·         -развивать аналитическое и критическое мышление учащихся через приёмы работы на уроке

Воспитательные:

  • Воспитать чувство гражданственности, ответственности за свои действия.
  • подготовить ребят к будущему изучению системы разделения власти через рассмотрение элементов, составляющих Афинское государство и их взаимодействие.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задании

А) тест

б) Групповая работа “Найди ошибку”

III. Переход к изучению новой темы.

Актуализация опорных знаний, необходимых для более полного и осознанного усвоения темы

На слайде: Солон (594 г. до н. э.)    Фемистокл (480 г. до н. э.)      Перикл (443 г. до н. э.)

1. – Перед вами известные деятели Древней Греции. – О ком из них не шла речь на наших уроках? (о Перикле).

2. – Вспомните, какова заслуга Солона и Фемистокла в истории Древней Греции? (Законы Солона заложили в Афинах основы демократии).

– Что такое демократия? (власть демоса).

– Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия. (отмена долгового рабства, участие демоса в управлении государством:

– архонтом мог быть любой богатый;

– в Народном собрании участвуют все граждане (свободные афиняне);

– судьи избирались из числа всех граждан.)

(Фемистокл – афинский стратег. Выдвинулся в период войн с персами (480 г. до н. э.). В это время возросло значение афинского демоса. Вождь демоса – Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии).

3. – Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время?

(С именами Солона , Фемистокла, Перикла связано установление демократии в Афинах. Наибольший расцвет афинской демократии наступил при Перикле).

IV. Сообщение темы урока

Запись в тетради:

"Афинская демократия при Перикле".

Цель: Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии.

– Значимость изучения данной темы огромна, поскольку сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира и в нашей стране также.

V. Работа над новым материалом

ППЗ: Можно ли считать Афинское государство образцовым?

1. Вступительное слово учителя.

– В трагедии поэта Эсхила "Персы" хор, отвечая на вопрос: "Кто же над афинянами господин?", поёт: "Не рабы они у смертных, неподвластны никому!"

– Чем гордились афиняне?

(Тем, что они свободный народ, принимают участие в управлении государством.)

-Действительно, в Персии власть принадлежала царю, он распоряжался жизнью и смертью своих подданных, поэтому греки считали их рабами царя.

Между тем в V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

Как афиняне называли управление в своём государстве? ( Демократия)

Кто считался афинским гражданином? ( Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами)

Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, "корабельная чернь" – гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники, крутильщики корабельных канатов, лодочники, а также трактирщики в Пирее и Афинах, земледельцы Аттики.

Весь этот в массе своей небогатый люд управлял Афинским государством.

Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе – пологом холме под открытым небом в западной части города.

Верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию – высшему органу власти, выражавшему волю народа

2. Работа со схемой “Афинское народное собрание”

– Пользуясь схемой , объясните структуру Народного собрания

– Как часто собиралось Народное собрание для решения государственных дел?

– Кто не участвовал в Собрании?

Учитель: – Переселенцы, женщины, а тем более рабы ни под каким предлогом не могли даже присутствовать на собрании.

– Кого выбирало Собрание?

(Народное собрание выбирало каждый год 10 стратегов. Граждане поднятием рук выражали свою волю. В обязанности первого стратега входило руководить армией и флотом, ведать отношениями Афин с другими государствами. Заметьте, если бы стратег совершил ошибку, потерял доверие демоса, то не был бы избран на новый срок.)

3. Работа в группах.

Пользуясь учебником на стр. 184-185 , заполните схему “Функции Народного собрания”

– Какие функции выполняло Народное собрание?

(Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной, утверждало расходы стратегов.)

А) Постановка проблемы перед просмотром сюжета:

– Почему же стратега выбирали открытым голосованием, в то время как должности – судей, сборщика налогов, смотрителя рынка – жеребьёвкой, а решения принятия законов, вопроса войны и мира тайным голосованием?

Б) Просмотр видеосюжета "Афины при Перикле"

В) Решение проблемного задания

-Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца

Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл.15 раз Народное собрание выбирало Перикла на главную в Афинах должность первого стратега.

Г) Постановка проблемного вопроса перед просмотром сюжета

– Какие мероприятия, предложенные Периклом, способствовали расцвету демократии в Афинах?

Д) Проверка усвоения материала и решение проблемного задания.

(Мероприятия Перикла, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя:

1)      проведение жеребьёвки при избрании большинства должностных лиц;

2)      введение оплаты должностным лицам;

3)      создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра;

4)      строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.)

V. Закрепление материала

1. Инсценирование и анализ ситуации.

             Все в Афинах знали о безукоризненной честности Перикла, который ни на одну драхму не увеличил оставленного ему отцом состояния.

Но враги Перикла – завистники и недоброжелатели из числа знатных – воспользовались тем, что на строительство и создание статуй были затрачены огромные деньги, взятые из казны. Первый стратег был обвинён в неумелой трате громадной суммы.

– Как Перикл сумел убедить Народное собрание в утверждении своих расходов?

Перикл: Хорошо. Я верну в казну всё, что было потрачено на строительство. Продам всё, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке, на каждой статуе написать: "Построено Периклом! Построено на деньги Перикла! Возведено Периклом!"

Народное собрание: – Ещё чего! Да не хотим мы этого! Постройки украшают наш город. Каждый, кто приезжает в Афины, первым делом идёт любоваться храмами и статуями. Это наши постройки, мы гордимся ими!

Перикл: – В таком случае утвердите мои расходы. Тогда все постройки и статуи будут ваши.

Народное собрание: – Мы согласны! Распоряжайся по своему усмотрению деньгами Афинской казны.

– Какие качества стратега Перикла отразились в этом эпизоде?

(Перикл мог убедить в своей правоте любого, обладал красноречием, искусством оратора – карточка с новым словом).

-Могла ли возникнуть подобная ситуация в любой другой стране Древнего мира? О чём это говорит?

– Чем можно объяснить популярность Перикла?

Проводимая им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

Личные качества политика: ораторский талант, понимание потребностей народных масс, были востребованы в Афинах.

. – Можно ли считать Афинское государство образцовым?

(Нет, нельзя, т. к. правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу).

2. Игра "крестики-нолики”

1.      Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)

2.      Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)

3.      Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)

4.      Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)

5.      Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)

6.      Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)

7.      Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)

8.      Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)

9.      Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)

VII. Домашнее задание

§ 40., вопросы 1–4,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

 

 

 

1.  Назовите в хронологической последовательности основные сражения Греко-персидских войн.

           А. Марафонское сражение ( 490 г до н.э.)

              Б.  Бой в Фермопильском ущелье (480 г до н.э.)

   В.   Саламинское сражение ( 480 г до н.э.)

Г.  Битва при Платеях (479 г до н.э.)

  2. Каковы итоги Греко- персидских войн?

                   : 1.  Греция отстояла свою независимость.

                  2. Персидским военным кораблям запрещалось плавать по Эгейскому морю.

                  3.Усилился Афинский полис, имевший сильнейший военный флот(400 триер).

3.За счёт чего пополнялась казна Афинского Государства после Греко-персидских войн?

               1. Платы переселенцев за право жить в Афинах .

              2.Налога  с купцов  за право  торговать в Афинах .

             3. Взносов греческих полисов, входивших в состав  Афинского  морского  союза.

  4.  Какие  социально-правовые  группы   населения можно выделить в Афинском государстве в 5 веке до н.э.  (после Греко–персидских войн)?

1.Граждане ( все свободные афиняне, у которых отец и мать были гражданами)

              2.Переселенцы ( люди из других городов, постоянно проживающие в Афинах, не имели права участвовать в управлении государством, платили налог за право жить в Афинах)

             3.Рабы  (чужеземцы)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Полный текст работы64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Крупская Татьяна Ивановна

Лицей №387

Тема: "Афинская демократия при Перикле"

Тип урока: урок изучения нового материала

Средства обучения:

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеосюжет «Афины при Перикле»

Основные понятияоратор, народное собрание, стратег.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Цели урока:

Образовательные:

  • Обобщить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла . Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин

Развивающие:

  • Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии
  • -развивать аналитическое и критическое мышление учащихся через приёмы работы на уроке

Воспитательные:

  • Воспитать чувство гражданственности, ответственности за свои действия.
  • подготовить ребят к будущему изучению системы разделения власти через рассмотрение элементов, составляющих Афинское государство и их взаимодействие.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задании

А) тест

б) Групповая работа “Найди ошибку”

III. Переход к изучению новой темы.

Актуализация опорных знаний, необходимых для более полного и осознанного усвоения темы

На слайде: Солон (594 г. до н. э.)    Фемистокл (480 г. до н. э.)      Перикл (443 г. до н. э.)

1. – Перед вами известные деятели Древней Греции. – О ком из них не шла речь на наших уроках? (о Перикле).

2. – Вспомните, какова заслуга Солона и Фемистокла в истории Древней Греции? (Законы Солона заложили в Афинах основы демократии).

– Что такое демократия? (власть демоса).

– Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия. (отмена долгового рабства, участие демоса в управлении государством:

– архонтом мог быть любой богатый;

– в Народном собрании участвуют все граждане (свободные афиняне);

– судьи избирались из числа всех граждан.)

(Фемистокл – афинский стратег. Выдвинулся в период войн с персами (480 г. до н. э.). В это время возросло значение афинского демоса. Вождь демоса – Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии).

3. – Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время?

(С именами Солона , Фемистокла, Перикла связано установление демократии в Афинах. Наибольший расцвет афинской демократии наступил при Перикле).

IV. Сообщение темы урока

Запись в тетради:

"Афинская демократия при Перикле".

Цель: Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии.

– Значимость изучения данной темы огромна, поскольку сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира и в нашей стране также.

V. Работа над новым материалом

ППЗ: Можно ли считать Афинское государство образцовым?

1. Вступительное слово учителя.

– В трагедии поэта Эсхила "Персы" хор, отвечая на вопрос: "Кто же над афинянами господин?", поёт: "Не рабы они у смертных, неподвластны никому!"

– Чем гордились афиняне?

(Тем, что они свободный народ, принимают участие в управлении государством.)

-Действительно, в Персии власть принадлежала царю, он распоряжался жизнью и смертью своих подданных, поэтому греки считали их рабами царя.

Между тем в V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

Как афиняне называли управление в своём государстве? ( Демократия)

Кто считался афинским гражданином? ( Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами)

Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, "корабельная чернь" – гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники, крутильщики корабельных канатов, лодочники, а также трактирщики в Пирее и Афинах, земледельцы Аттики.

Весь этот в массе своей небогатый люд управлял Афинским государством.

Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе – пологом холме под открытым небом в западной части города.

Верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию – высшему органу власти, выражавшему волю народа

2. Работа со схемой “Афинское народное собрание”

– Пользуясь схемой , объясните структуру Народного собрания

– Как часто собиралось Народное собрание для решения государственных дел?

– Кто не участвовал в Собрании?

Учитель: – Переселенцы, женщины, а тем более рабы ни под каким предлогом не могли даже присутствовать на собрании.

– Кого выбирало Собрание?

(Народное собрание выбирало каждый год 10 стратегов. Граждане поднятием рук выражали свою волю. В обязанности первого стратега входило руководить армией и флотом, ведать отношениями Афин с другими государствами. Заметьте, если бы стратег совершил ошибку, потерял доверие демоса, то не был бы избран на новый срок.)

3. Работа в группах.

Пользуясь учебником на стр. 184-185 , заполните схему “Функции Народного собрания”

– Какие функции выполняло Народное собрание?

(Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной, утверждало расходы стратегов.)

А) Постановка проблемы перед просмотром сюжета:

– Почему же стратега выбирали открытым голосованием, в то время как должности – судей, сборщика налогов, смотрителя рынка – жеребьёвкой, а решения принятия законов, вопроса войны и мира тайным голосованием?

Б) Просмотр видеосюжета "Афины при Перикле"

В) Решение проблемного задания

-Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца

Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл.15 раз Народное собрание выбирало Перикла на главную в Афинах должность первого стратега.

Г) Постановка проблемного вопроса перед просмотром сюжета

– Какие мероприятия, предложенные Периклом, способствовали расцвету демократии в Афинах?

Д) Проверка усвоения материала и решение проблемного задания.

(Мероприятия Перикла, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя:

  1. проведение жеребьёвки при избрании большинства должностных лиц;
  2. введение оплаты должностным лицам;
  3. создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра;
  4. строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.)

V. Закрепление материала

1. Инсценирование и анализ ситуации.

             Все в Афинах знали о безукоризненной честности Перикла, который ни на одну драхму не увеличил оставленного ему отцом состояния.

Но враги Перикла – завистники и недоброжелатели из числа знатных – воспользовались тем, что на строительство и создание статуй были затрачены огромные деньги, взятые из казны. Первый стратег был обвинён в неумелой трате громадной суммы.

– Как Перикл сумел убедить Народное собрание в утверждении своих расходов?

Перикл: Хорошо. Я верну в казну всё, что было потрачено на строительство. Продам всё, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке, на каждой статуе написать: "Построено Периклом! Построено на деньги Перикла! Возведено Периклом!"

Народное собрание: – Ещё чего! Да не хотим мы этого! Постройки украшают наш город. Каждый, кто приезжает в Афины, первым делом идёт любоваться храмами и статуями. Это наши постройки, мы гордимся ими!

Перикл: – В таком случае утвердите мои расходы. Тогда все постройки и статуи будут ваши.

Народное собрание: – Мы согласны! Распоряжайся по своему усмотрению деньгами Афинской казны.

– Какие качества стратега Перикла отразились в этом эпизоде?

(Перикл мог убедить в своей правоте любого, обладал красноречием, искусством оратора – карточка с новым словом).

-Могла ли возникнуть подобная ситуация в любой другой стране Древнего мира? О чём это говорит?

– Чем можно объяснить популярность Перикла?

Проводимая им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

Личные качества политика: ораторский талант, понимание потребностей народных масс, были востребованы в Афинах.

. – Можно ли считать Афинское государство образцовым?

(Нет, нельзя, т. к. правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу).

2. Игра "крестики-нолики”

  1. Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)
  2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)
  3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)
  4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)
  5. Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)
  6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)
  7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)
  8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)
  9. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)

VII. Домашнее задание

§ 40., вопросы 1–4,

Тест

1.  Назовите в хронологической последовательности основные сражения Греко-персидских войн.

           А. Марафонское сражение ( 490 г до н.э.)

              Б.  Бой в Фермопильском ущелье (480 г до н.э.)

   В.   Саламинское сражение ( 480 г до н.э.)

Г.  Битва при Платеях (479 г до н.э.)

  2. Каковы итоги Греко- персидских войн?

                   : 1.  Греция отстояла свою независимость.

                  2. Персидским военным кораблям запрещалось плавать по Эгейскому морю.

                  3.Усилился Афинский полис, имевший сильнейший военный флот(400 триер).

3.За счёт чего пополнялась казна Афинского Государства после Греко-персидских войн?

               1. Платы переселенцев за право жить в Афинах .

              2.Налога  с купцов  за право  торговать в Афинах .

             3. Взносов греческих полисов, входивших в состав  Афинского  морского  союза.

  4.  Какие  социально-правовые  группы   населения можно выделить в Афинском государстве в 5 веке до н.э.  (после Греко–персидских войн)?

1.Граждане ( все свободные афиняне, у которых отец и мать были гражданами)

              2.Переселенцы ( люди из других городов, постоянно проживающие в Афинах, не имели права участвовать в управлении государством, платили налог за право жить в Афинах)

             3.Рабы  (чужеземцы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин  Игорь Юрьевич, учитель истории.  Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...

Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле", 5 класс

Данная презентация будет хорошим дополнением к уроку...

Урок истории в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"

Комбинированный урок с элементами здоровьесбережения....

Разработка урока в 5 классе"Афинская демократия при Перикле"

Углубление знаний учащихся об античной демократии....

Разработка урока в 5 классе на тему : "Афинская демократия при Перикле"

Материал раскрывает содержание темы учебника по истории древнего мира "Афинская демократия при Перикле"....

урок в 5 классе "Афинская демократия при Перикле".

Урок построен на работе с историческими документами, что готовит учащихся 5 класса к работе с заданиями части С в ГИА и ЕГЭ по истории....

Презентация к уроку истории Древнего мира в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"

Данная презентация может быть использована для проведения урока по истории древней Греции в 5 классе...