Метапредметный интегрированный урок "Родина. Патриотизм"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Урок метапредметный, интегрированный для учащихся 6 классов. Предметы для интеграции: история, обществознание и литература. Задачи урока: воспитательная – формирование развитой, социально активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям и достижениям культуры, личности творческой и самостоятельной, с чувством глубокой ответственности за судьбу своей страны; воспитание на примере гражданской позиции защитников Отечества в разные периоды исторического развития; развивающая – развитие навыков работы с историческими источниками и умения давать характеристику личности; отработка понятийного аппарата по обществознанию; повторение и систематизация знаний по теме: “Нашествие монголо-татар на Русь»; определение непрерывности исторического процесса; развитие навыков анализировать произведения литературы; обучающая – знакомство с творчеством поэтов времён Великой Отечественной войны. Личностно - значимая проблема: предложить учащимся поразмышлять о понимании сути понятий «патриотизм» и «лжепатриотизм».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.rar | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка фрагмента метапредметного
интегрированного урока «Родина. Патриотизм»
6 класс
Предметы для интеграции: история, обществознание, литература
Фрагмент разработан учителями истории и обществознания
МОУ «СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области»
Горных Н.А., Поддубской Н.М.
Эпиграф к уроку:
Не смеем говорить о чувстве Родины бесчувственно –
Нам права Родина такого не дала!
У нас такие за спиной встают пожарища,
Такие страшные могилы за спиной,
Что стыдно Родину свою любить шпаргалочно,
Как будто Родина нам стала неродной…
Е. Евтушенко.
Цели урока:
воспитательная – формирование развитой, социально активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям и достижениям культуры, личности творческой и самостоятельной, с чувством глубокой ответственности за судьбу своей страны; воспитание на примере гражданской позиции защитников Отечества в разные периоды исторического развития;
развивающая – развитие навыков работы с историческими источниками и умения давать характеристику личности; отработка понятийного аппарата по обществознанию; повторение и систематизация знаний по теме: “Нашествие монголо-татар на Русь»; определение непрерывности исторического процесса; развитие навыков анализировать произведения литературы;
обучающая – знакомство с творчеством поэтов времён Великой Отечественной войны.
Личностно- значимая проблема: предложить учащимся поразмышлять о понимании сути понятий «патриотизм» и «лжепатриотизм».
Средства обучения:
- презентация (Приложение 1);
- видеофрагмент фильма «Батый»;
- раздаточный материал к уроку (Приложение 2);
План фрагмента:
- Актуализация знаний по понятиям «патриот», «Родина».
- Проблемное задание.
- Работа с историческим источником.
- Домашние мини-проекты.
- Проблемный вопрос. Подведение итогов по общей теме.
Ход урока:
Блок учителя истории
Вводное слово учителя с использованием цитаты Е.Евтушенко, который писал:
Не смеем говорить о чувстве Родины бесчувственно –
Нам права Родина такого не дала!
У нас такие за спиной встают пожарища,
Такие страшные могилы за спиной,
Что стыдно Родину свою любить шпаргалочно,
Как будто Родина нам стала неродной… (Слайд2).
Беседа учителя с учащимися по вопросам:
1.Что такое Родина? Кто такой патриот? (Слайд3).
3. Как патриотизм проявляется в мирное и в военное время? ( Слайд 4).
- Поскольку мы заговорили о войне, то вспомним войну русского народа с монголо-татарами.(Слайд 5).
Рассказ учителя о войне и о предводителе хане Батые.
Демонстрация видео фрагмента «Батый».
Проблемное задание (слайд 6):
- Можно ли считать хана Батыя и его воинов патриотами?
Беседа с учащимися о патриотизме. Формирование понятия «лжепатриотизм».
Блок учителя литературы – анализ произведений
\стихи А. Суркова, К. Симонова\
- Исторических источников о Великой Отечественной войне очень много, в том числе и поэзия. Мы уже рассмотрели сегодня стихотворения поэтов А. Суркова и К. Симонова, где они показали своё видение событий далёкого лета 1941 года.
Блок учителя истории
Беседа с учащимися
- К каким историческим источникам мы можем обратиться, чтобы узнать о событиях монголо-татарского нашествия? (Летописи).
- Чем летописи отличаются от поэзии? (Изложение не может быть субъективным, отражены только события).
- Чем летописи схожи с о стихами? (описывают события). (Слайд 7).
Работа с историческим источником в парах. Раздаточный материал. (Приложение 2). (Слайд 8).
Устные ответы учащихся.
Общий вывод: Итак, и поэты Симонов и Сурков, и летописцы говорят о страданиях русского народа и о героизме защитников Отечества.
Рассмотрим ваше домашнее задание «Мини-проекты о событиях и о героях войны с монголо-татарами».
Защита мини проектов:
1. Защита и защитники Рязани.
2. Подвиг Евпатия Коловрата.
3. Злой город Козельск.
Подведение итогов, рефлексия:
1.Ваши ассоциации со словами «война» и «патриотизм» (слайд 12).
2. На уроках каких предметов мы можем ещё поговорить о патриотизме?
Диспут (слайд 13):
Отличается ли патриотизм 13 века от патриотизма в годы Великой Отечественной войны?
Домашнее задание: Эссе на тему «Отличается ли патриотизм 13 века от патриотизма века 20»
Приложение №1 – см. презентацию в архиве
Приложение №2 – исторические источники:
Документ №1
В лето 1237. Зимою пришли из восточной стороны на Рязанскую землю лесом безбожники татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили ее до Пронска, попленили Рязань всю и сожгли и князя их убили. Схваченных же одних рассекали, других стрелами расстреливали, а иным назад руки связывали. Много же святых Церквей огню предали, монастырей и сел сожгли... потом пошли на Коломну. В ту же зиму. Пошел [князь] Всеволод сын Юрьев, внук Всеволода против татар и сошлись около Коломны, и была сеча великая, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей много... и прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве, В ту же зиму взяли Москву татары и воеводу убили Филиппа Нанка, [павшего] за правоверную христианскую веру, а князя Владимира Юрьевича схватили руками, а людей от старца и до сущего младенца перебили, а город и церкви святые, и монастыри все, и села сожгли и, захватив много имущества, отошли.
Документ №2
Татары, станы свои урядив около города Владимира, пошли и взяли Суздаль, и святую Богородицу разграбили, и двор княжеский огнем пожгли, и монастырь св. Дмитрия сожгли, а другие разграбили, а монахов и монахинь старых, и попов, и слепых, и хромых, и глухих, и людей всех порубили, а молодых монахов и монахинь, и попов, и дьяконов, и жен их и дочерей, и сыновей их повели в станы свои и сами пошли к [городу] Владимиру... В субботу Мясопустную начали татары готовить лес и до самого вечера ставили пороки, а за ночь огородили весь город Владимир тыном. В неделю Мясопустную рано утром начали штурм города месяца февраля в 7 день... и взяли город до обеда, ворвавшись от Золотых ворот у [церкви] св. Спаса по примету через городские стены, а отсюда с северной стороны от Лыбеди к Орининым воротам и к Медным, а отсюда от [реки] Клязьмы к Волжским воротам, и так вскоре взяли Новый город, и бежали Всеволод и Мстислав и все [оставшиеся в живых] люди в Печерный город.
Документ №3
А епископ Митрофан и княгиня Юрьева с дочерью и со снохами, и со внучатами и прочие княгини владимирские с детьми, и многое множество бояр и всего народа, укрывшиеся в церкви св. Богородицы, без милости огнем запалены были... Татары, выломав двери церковные, увидели одних от огня погибших, других же оружием до конца смерти предали, церковь разграбили, чудесную икону, украшенную золотом и серебром и драгоценным каменьем, ободрали, все монастыри и иконы ободрали и ограбили, а иные порубили, а иные забрали... и книги разодрали, и драгоценные одежды покойных первых князей, которые они повешали в церквах святых на память о себе, тоже все взяли себе в добычу... И убиты были архимаидрит монастыря Рождества св. Богородицы Пахомий, да игумен Успенский Феодосий Спасский, и прочие игумены, в монахи, и монахвни, и повы, и дьяконы от юного и до старца и сущего младенца, и всех тех порубили, одних убивая, а других гоня в плен босых и без одежды, умирающих от мороза, в станы свои...
Документ №4
Пошли окаянные те кровопийцы на великого князя Юрия, и одни шли к Ростову, а другие к Ярославлю, а иные на Волгу на Городец, и завоевали все по Волге даже до Галича Мер- ского; а другие пошли на Переяславль [Залесский] и тот взяли, а оттуда всю страну и города многие, даже до Торжка, захватили, и не было места, мало было таких деревень и сел в Суздальской земле, где татары не воевали, и взяли они 14 городов, кроме слобоц и погостов, за один месяц.., И пошли безбожные татары на [реку] Сить против великого князя Юрия. Услышав об этом, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком и Всеволодом и Владимиром и с мужами своими пошел против поганых, и встретились оба [войска], и была сеча злая, и побегли наши перед иноплеменниками, и тут убит был князь Юрий, а Василька взяли руками безбожные в повели в станы свои. Зло это случилось месяца марта в 4 день... И тут убит был князь великий Юрий на реке Сити, и дружинников его много убили...
Документ №5
В лето 1239. Того лета татары взяли Переяславль Русский и епископа убили и людей перебили, а город сожгли, и, захватив много людей и имущества, ушли... Того же лета взяли татары Чернигов... и город сожгли и людей перебили и монастыри пограбили... Того же лета зимой взяли татары Мордовскую землю и Муром сожгли и по Клязьме воевали в город... Гороховец сожгли и вернулись в станы свои...
Документ №6
А епископ Митрофан и княгиня Юрьева с дочерью и со снохами, и со внучатами и прочие княгини владимирские с детьми, и многое множество бояр и всего народа, укрывшиеся в церкви св. Богородицы, без милости огнем запалены были... Татары, выломав двери церковные, увидели одних от огня погибших, других же оружием до конца смерти предали, церковь разграбили, чудесную икону, украшенную золотом и серебром и драгоценным каменьем, ободрали, все монастыри и иконы ободрали и ограбили, а иные порубили, а иные забрали... и книги разодрали, и драгоценные одежды покойных первых князей, которые они повешали в церквах святых на память о себе, тоже все взяли себе в добычу... И убиты были архимаидрит монастыря Рождества св. Богородицы Пахомий, да игумен Успенский Феодосий Спасский, и прочие игумены, в монахи, и монахвни, и повы, и дьяконы от юного и до старца и сущего младенца, и всех тех порубили, одних убивая, а других гоня в плен босых и без одежды, умирающих от мороза, в станы свои...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированные тесты как средство достижения метапредметных результатов
В стате даётся краткая характеристика интегрированных тестов как средство достижения метапредметных результатов....
Интегрированный урок как средство формирования метапредметных навыков
Современные условия выдвигают особенные требования к подготовке обучающихся к жизни. Необходимо вооружить их не только и не столько знаниями, но и способами овладения ими-научить учиться, т.е. выработ...
Конспект интегрированного урока метапредметной области английский язык-информатика для 9 класса «Создание и редактирование базы данных on the topic «War and conflicts»»
Конспект интегрированного урока информатика-английский, разработан к УМК М.З.Биболетова Enjoy English - 9...
Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-ист
Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патри...
Интегрированный урок в 7 классе по литературе «Патриотизм и мастерство русского человека в сказе Н. С. Лескова «Левша».
Тема. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе. • подробно проанализировать сказ Н. С. Лескова, подвести к выводу, что является самым главным в этом произведении («На мужике Россия держится»)...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Метапредметный, интегрированный урок «Иммунитет. Витамины -- естественные защитники организма.»
Метапредметный урок по алгебре и биологии для 8 класса. По биологии рассмотрена тема "Иммунитет", по алгебре закрепление темы "Решение квадратных уравнений". Урок рассчитан на 45 м...