Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-ист
материал по теме

Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-исторической компетентности учащихся с недостатками слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Использование метапредметного подхода на групповых  занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-исторической компетентности учащихся с недостатками слуха.

                                          Работа

                                учителя-дефектолога по РСВ и ФП

                      ГОУ специальной  (коррекционной) общеобразовательной  

                      школы-интерната  № 52 второго вида городского  

                      подчинения Департамента Образования г. Москвы

                                             Буздаковой Ольги Игоревны

                                  Москва 2012-13 год

                                           - 1 -

                                           План:

  1. Введение………………………………………………… стр 2 - 4

Нормативно-правовая база в качестве регулирующей основы коррекционной работы учителя по РСВ и ФП в ГОУ второго вида

  1. Глава1……………………………………………………. стр 4 - 9
  1. Организация коррекционной работы по РСВ и ФП в ГОУ

 второго вида………………………………………….стр 4 – 6

           1.2. Цель использования метапредметного подхода на

                 групповых  занятиях по РСВ в 11-х классах в

                 школах-интернатах второго вида……………………стр 7 – 8

           1.3. Три вида задач групповых занятий по РСВ в

                   старших классах…………………………………….стр 8 – 9

           1.4. Дидактический материал и оборудование для

                    групповых занятий  по РСВ в 11 классах…………...стр 10 - 11

  1. Глава2……………………………………………………….. стр 13 – 17

        2.1. Содержание речевого материала для предъявления

               на слух учащимся 11-х классов ……………………..стр 13-14

        2.2. Структура группового занятия, виды работ, этапы работы

               над текстом по РСВ………………………………….стр 15 - 17

  1. Заключение………………………………………………… стр 18-20

Об актуальности проблемы воспитания чувства патриотизма и толерантного отношения к традициям и обычаям народов разных вероисповеданий

  1. Литература………………………………………………. стр 21 - 23

                                                - 2 -

                                             Введение.

                      Конечной задачей всего учебно-воспитательного процесса  в школе слабослышащих (то есть образовательных коррекционных учреждениях второго вида) является социальная адаптация неслышащего ребенка. С этой целью сурдопедагоги (учителя по развитию слухового восприятия и формированию произношения – далее учителя по РСВ и ФП) совместно с учителями  классов, воспитателями оптимизируют  процесс обучения и воспитания детей с недостатками слуха, применяя новые педагогические технологии, используя дифференцированный подход, развивая познавательную деятельность слабослышащих и глухих учащихся, творчески применяя новые методики, используя компьютерные технологии, широко используя в процессе обучения развивающие комплексы типа «Спектра», «Лего-dacta» и другие.  Используя как классический подход к обучению неслышащих, так и применяя методы и приемы смежных педагогических дисциплин, таких, как логопедия, психология, все же в первую очередь   учителя по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее – РСВ и ФП), работающие в государственных образовательных учреждениях,  проводят занятия в соответствии  с Федеральным Законом РФ «Об образовании», уставом школы-интерната, на основании следующих нормативных документов:

- Положение о работе учителя-дефектолога слухового кабинета специального (коррекционного) образовательного учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (утверждено Министерством образования РФ 13 октября 1995 года);

-  Положение об организации работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению в школах глухих и школах для

                                           - 3 -

слабослышащих и позднооглохших детей (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14 июня 1995 года № 14-а-169-б);

- Приказ Министерства Просвещения о работе по развитию слухового восприятия в школах для глухих и слабослышащих от 1975 года;

- Учебный план ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 52 второго вида  г. Москвы  (городского подчинения);

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений второго вида для 1 и 2 отделения, Москва, «Просвещение», 2003.

Планируя занятия по РСВ и ФП, подбирая речевой материал и определяя виды работ по развитию слухового восприятия и формированию произношения учащихся школы-интерната второго вида, учитель по РСВ и ФП руководствуется состоянием остаточного слуха учащегося, его индивидуальными особенностями, уровнем его речевого и психологического развития, степенью сформированности навыков устной речи (то есть осуществляет дифференцированный индивидуальный подход) в рамках Программных требований, изложенных в следующих разделах Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений второго вида:

- Программа. Развитие слухового восприятия. 1-е отделение (варианты 1,2);

- Программа. Развитие слухового восприятия. 2-е отделение (варианты 1,2);

- Программа. Обучение произношению.1-е и 2-е отделения;

а также опираясь на Программы по общеобразовательным предметам, реализуя, тем  самым,  дидактический принцип межпредметных связей. 

              Этот основополагающий дидактический принцип, составляющий основу преемственности как фактора успешной реабилитации учащихся,

                                         - 4 -

 в настоящее время наполняется новым содержанием. Именно поэтому  в инновационных программах обучения и воспитания  в последнее время наряду с  данным принципом  используется и метапредметный подход.  Реализуя дидактический принцип межпредметных связей, интегрируя сведения, знания и умения, получаемые учащимися на гуманитарных общеобразовательных уроках, учитель по РСВ и ФП развивает  уровень коммуникативной компетентности учащихся, актуализирует метапредметные способности обучаемых, повышает интеллектуальную активность неслышащих детей.  Метапредметный подход к содержанию речевого материала, предъявляемого на слух учащимся школ второго вида на индивидуальных и групповых занятиях по РСВ и ФП, является  путем повышения эффективности слухоречевой реабилитации, образовательной компетентности и уровня  воспитанности неслышащих детей.

         Предлагая учащимся на слух воспринимать тексты о светских и федеральных праздниках России, учитель готовит детей к изменениям, предусмотренным в новом содержании образования в старших классах обсуждаемого Федерального Закона «Об образовании»: а именно развивать метапредметные способности учащихся в таких блоках, как «Россия в мире» и «Патриотизм». Проведение диспутов по таким текстам об этнических и религиозных традициях народов России способствует воспитанию толерантности у неслышащих учащихся.                                  

                                                          Глава 1.

           Слуховая работа проводится со всеми учащимися школы-интерната второго вида с 1 по 12 классы в следующих формах: 

                                  Индивидуальные занятия по развитию

слухового восприятия и формированию произношения

по 5 класс средней школы включительно

Групповые занятия по развитию слухового восприятия

уч-ся  с 6 по 12 классы

Индивидуальные занятия по формированию произношения

уч-ся  с 6 по 12 классы

                                           - 5 -

 Продолжительность индивидуального занятия по РСВ и ФП, проводимого в  специально оборудованных кабинетах Центра Слуха и Речи, составляет 20 минут (0,5 академического часа): в течение первых десяти минут проводится обучение произношению, вторые десять минут идет работа над РСВ. В начальной школе на каждого обучающегося выделено по 2 часа индивидуальных занятий по РСВ и ФП. Начиная с третьего класса, на индивидуальном занятии вводится в соответствии с Программными требованиями, одновременная работа с двумя учениками (занятия парами); в этом случае время занятий удваивается и распределяется следующим образом: первые десять минут идет работа над ФП с одним учеником, затем в течение 20 минут идет работа над РСВ с двумя учениками, после чего со вторым учеником в течение десяти минут идет коррекция произношения. В соответствии с учебным планом занятия  с учащимися средней школы проводятся индивидуально по ФП и группами – по РСВ.

Классы

Кол-во часов в неделю

на класс

Организация занятия

Начальная школа

18 часов

Индивидуальные по РСВ и ФП;

начиная с 3 класса – частично парами

6-8 классы

 6 часов

РСВ: малые группы по 20 минут 3 раза в неделю (3 ч РСВ);

ФП: индивидуальные по ФП

по 10 минут (3 ч ФП в неделю на класс)

9 класс

 4 часа

РСВ: групповые занятия по 0,5 ч (всего 2 ч в неделю);

ФП: индивидуальные по 10 мин.(2 ч ФП в неделю на класс)

10-12 классы

 2 часа

По группам. В том случае, когда произносительная сторона устной речи не страдает, все время отводится РСВ. Если нужна коррекция произношения – время делится поровну. Возможны занятия по РСВ в форме класс-группа

        Часы индивидуальной работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения учащихся распределены согласно базисному плану.

        Учитывая вышеприведенные особенности организации слуховой работы в старших классах школ-интернатов второго вида (небольшое количество часов, а именно 2 ч в неделю при наполняемости классов от 6 до 9-10 учащихся), встает острая необходимость в обновлении содержания образования. Делая речевой материал для групповых занятий более актуальным для детей, связывая этот речевой материал с содержанием других общеобразовательных предметов, учитель по РСВ и ФП может сделать решение главной задачи по социализации неслышащих более результативным.

                  Использование метапредметного подхода на групповых  занятиях по РСВ и ФП в старших классах школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ  позволяет  воспитывать чувства патриотизма, толерантность,  повышает уровень культурно-исторической компетентности учащихся с недостатками слуха.

           Предметом настоящей работы стали групповые занятия с учащимися 11 класса школы-интерната 2 вида. Конкретно апробация проходила с таким объектом педагогического эксперимента  как  учащиеся  11 класса «А» ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 52 второго вида САО г. Москвы  (городского подчинения). Работа велась в

                                                    - 7 -

2010-2011 учебном году. Все ученики этого класса занимаются с данным учителем по РСВ и ФП с первого класса (то есть в течение одиннадцати лет).

Целями использования метапредметного подхода на групповых  занятиях по РСВ и ФП в старших классах школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ стали следующие направления:

1. - расширять словарный запас и кругозор учащихся, способствовать большей осведомленности в сфере культурных ценностей и истории  нашей страны;

2. - сделать более актуальным для учащихся воспринимаемый на слух речевой материал, содержание которого связано с интегрированными курсами москвоведения, литературы, истории, МХК, коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности;

3.- научить детей использовать образовательные порталы Интернета с целью поиска информации о светских федеральных праздниках России, и о религиозных праздниках народов различных вероисповеданий, проживающих в РФ;

4.- воспитывать чувство уважения к религиозным и бытовым традициям разных религиозных конфессий, формировать толерантное отношение к непривычным нравам и обычаям народов других вероисповеданий;

5.- использовать виды работ, развивающие память, внимание, логическое мышление, направленные на активизацию познавательной компетенции;

6.- воспитывать чувство гордости своей родиной и интерес к истории своей страны и народов, населяющих РФ.

                                         - 8 -

Для реализации вышеозначенной цели сурдопедагог определил круг задач и наметил пути их решения:

Задачи:

  1. Образовательные:

- повышать  разборчивость речи у учащихся со слуховой депривацией и сочетанными дефектами;

- добиваться членораздельной, внятной, эмоционально окрашенной речи при воспроизведении воспринятого на слух речевого материала (тексты, фразы, вопросы), при пересказах и выполнении творческих заданий к текстам о светских и религиозных праздниках РФ;

- закреплять правильное произношение и развивать фонематический слух в таких видах работ, как вычленение из речевого потока словосочетаний, слов, слогов и фонем, соответствующих теме по формированию произношения (ФП: фонетическая тема занятия);

- развивать слуховое восприятие текстов повышенной аудио-лингвистической трудности;

- тренировать в умении воспринимать на слух различный речевой материал не только с голоса учителя, но и с голоса товарища, незнакомого  диктора.

     2. Воспитательные:

- расширять словарный запас,  исторический кругозор, осведомленность в сфере мировой художественной культуры у учащихся 11 класса;

- формировать культуру речевого общения;

- развивать исследовательский интерес как одну из составляющих проектно-исследовательской деятельности;

                                                   - 9 -

-ориентировать старшеклассников на использование образовательных порталов интернета.

   3. Коррекционно-развивающие:

- активизация речевой активности детей, в том числе при развитии навыков ведения диалога, беседы, дискуссии;

- развитие навыка самоконтроля за произношением и контроля за произношением товарища;

            - реализация индивидуального подхода в обучении детей со сложной   структурой дефекта;

- тренировать слуховые  внимание и память;

- развивать фонематический слух;

- тренировать в умении пользоваться остаточным слухом как с использованием индивидуальных слуховых аппаратов, так и без использования звуко-усиливающей аппаратуры.

В течение 2010-2011 учебного года, реализуя принцип межпредметных связей и осуществляя метапредметный  подход на групповых  занятиях по РСВ и ФП в старших классах школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ учитель по РСВ и ФП использовал следующий дидактический материал и оборудование:

-  учебники по общеобразовательным предметам для 11-х классов: по литературе, истории, биологии, географии;

- учебное пособие Г.П. Шалаева «Большая книга российских праздников», изд «Астрель», филологическое общество «СЛОВО», 2008 год;

                                       - 10 -

- энциклопедия «Памятные даты России», авторы: Е.Велидова, Т.Коршунова, изд АЙРИС ПРЕСС, Москва, 1999 год;

- периодическая печать;

- образовательные порталы интернета;

- компьютерные учебные мультимедийные программы:

-мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание» для уч-ся 8-11 классов (авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и другие, Maris Multimedia 2004 год);

- мультимедийное учебное пособие по курсу «Московедение» ООО «Кордис Медиа», 1999 год);

- мультимедийное учебное пособие по курсу «История России 862-1917» Коминфо 1999-2004 год (энциклопедия с дикторским текстом, анимированными схемами, видофрагментами и др мульмедийными приложениями);

- мультимедийное учебное пособие «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия» по подготовке к выпускным экзаменам, разработанное в соответствии с Государственным стандартом образования РФ;

- мультимедийное учебное пособие «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» с изменениями и дополнениями 2001 год.

    Для  реализации поставленной задачи учитель по РСВ и ФП разработал четкий план работы:

       Общий план работы  по данной методической теме в 2010-11 учебном году:

                                                  - 11 -                                                      

                                           1 четверть:

1. 1-15 сентября: обследование состояния слуха и речи уч-ся экспериментальных групп;

2. 15-25 сентября: выявления образовательных потребностей учащихся, определение испытываемых учащимися трудностей, уточнение тем по общеобразовательным предметам, которые перекликаются с содержанием предлагаемых на групповых занятиях текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ;

3. 26 сентября – 3 октября: определения состава групп учащихся 11 класса «А», исходя из особенностей слуха и речи, выбор цели и методов работы;

4. 6 октября – 16 октября: подбор методической литературы, дидактических материалов, определение  видов работ;

5. 17 октября- 1 ноября: подбор речевого материала и способов его подачи, введение в качестве фрагментов в занятия по РСВ и ФП текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ.

                                                           2 четверть:

1. 10-21 ноября 2010 года: составление конспектов и проведение рабочих занятий с детьми выбранных групп в экспериментальном режиме. Выбор оптимальной методики введения в занятия по РСВ и ФП новых педагогических технологий. Сравнительный анализ результативности занятий с детьми, включенными в экспериментальные группы, и занимающихся по стандартным Программам.

2. 24 ноября – 8 декабря 2010 года: взаимопосещение учителями по РСВ и ФП рабочих индивидуальных и групповых занятий друг друга; анализ фрагментов занятий, в которых использовались экспериментальные

                                          - 12 -

наработки; определение места в структуре занятия и рационального распределения времени для использования новых педагогических технологий.

                                            3  четверть

  1. Январь 2011 года: подготовка открытых занятий по методической теме: Использование метапредметного подхода на групповых  занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-исторической компетентности учащихся с недостатками слуха.
  2. Февраль 2011 года: открытые занятия в присутствии участников экспериментальной работы Центра Слуха и Речи, студентов 3 курса МГПУ (дефектологического факультета, отделения сурдопедагогики), научного руководителя, завуча по слуховой работе.
  3. Март 2011 года: подготовка краткого отчета об экспериментальной работе в форме компьютерной презентации.

                                            4 четверть

  1. Апрель 2011 года: обобщение результатов и использование экспериментальных наработок  в итоговых мероприятиях  (речевые конференции, внеклассные мероприятия, открытые занятия).
  2. Май 2011 года: проведение контрольных мероприятий по оценке произносительных навыков учащихся и уровня их слухового восприятия (контрольное чтение, обследование группой аудиторов).

                                                    - 13 -                                          

                                      Глава 2.

          Метапредметный подход на групповых  занятиях в 11 классе школ 2 вида к подбору материалов по РСВ о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-исторической компетентности учащихся с недостатками слуха был реализован путем подбора и предъявления на слух учащимся следующих текстов:

1 четверть:

«День России – 12 июня»         стр 91-94

«22 июня – День памяти и скорби»         стр 95-98

«Троица»          стр 185-190

«19 августа – Преображение Господне»          стр 191-194

«22 августа – День государственного флага»          стр 99 -102

«Успение Пресвятой Богородицы 28 августа»         стр 195-196

«21 сентября – Рождество Святой Богородицы»         стр 197-198

«7 ноября – День согласия и примирения»         стр 111-114

2 четверть:

«День матери в последнее воскресенье ноября»          стр 115-118

«Рамадан – священный месяц мусульман»

«4 декабря – Введение во храм»        стр 203-207

Диспут по теме «Что такое мультикультурализм?  Единство и различия народов различных вероисповеданий, проживающих в одном регионе»

«12 декабря – День Конституции»         стр 119-123

«Новый год в разных странах мира»

«Новогодние традиции и обычаи народов России»

3 четверть:

«7 января – Рождество Христово»         

  учебное пособие Г.П. Шалаева «Большая книга российских праздников», изд «Астрель», филологическое общество «СЛОВО», 2008 год;

                                     - 14 –

«Святки»           стр 131-134

«19 января – Крещение Господне»          стр135-140

 «Восточный Новый Год: как его встречают буддисты Бурятии»

 «Как отмечают 14-15 февраля 2001 года день рождения пророка мусульмане Чечни и Татарстана»

 «Масленица»        стр141-146

 «15 февраля – Сретение Господне»         стр 147-152

«День защитника Отечества»         стр39-54

 «Международный женский день»          стр 55-66

4 четверть

«7 апреля – Благовещение»                  стр 153-160

«День авиации и космонавтики»          стр 67-72

«Праздник весны и труда 1 мая»          стр 73-76

«Вербное воскресенье»                          стр 161-170

«Пасха: католическая, иудейская и православная»

«Всемирный день Красного Креста – 8 мая»                     стр 77-80

«День Победы»             стр 81-90

«Вознесение»                стр 179-184

       Данные тексты, незнакомые для учащихся по содержанию, воспринимались неслышащими на слух с учетом уровня развития слухового восприятия и  степенью потери слуха. Тексты воспринимались  учениками на слух с голоса учителя с использованием ИСА на рабочем расстоянии. Вопросы к тексту воспринимались учащимися с ИСА на резервном расстоянии. Слова,  словосочетания и отдельные фразы воспринимались как с ИСА, так и без использования звуко-усиливающей аппаратуры в соответствии со следующими требованиями:

    учебное пособие Г.П. Шалаева «Большая книга российских праздников», изд «Астрель», филологическое общество «СЛОВО», 2008 год;

                                           - 15 -

                   Степень потери слуха

Уровень слухового восприятия

1 степень до 50 дБ

             Без аппарата:

Реакция на голос – не менее 6 м;

Речь разговорной громкости – не менее 4 м;

Шепот – от 2-3 м до 1 м.

2 степень тугоухости 50-70 дБ

             Без аппарата:

Реакция на голос – не менее 4 м;

Речь разговорной громкости –от 4 м до0,5м;

Шепот – от 1 м до 0 м.

                     С ИСА(аналоговые):

             Незнакомый текст

L 1 – 2 м                     L 2 – 5 м

3 степень тугоухости 70-82 дБ

             Без аппарата:

Реакция на голос – 1 м;

Речь разговорной громкости –0,5м – ушная раковина (у/р);

Шепот –  0 (не воспринимают)

             С ИСА(аналоговые):

          Незнакомый текст

L 1 – 0, 5 м                     L 2 – 1,5 м

           Так как учащиеся 11 класса А занимаются с сурдопедагогом с первого класса и приучены воспринимать с голоса учителя большой объем речевого материала на слух, большая часть текстов предлагалась в неадаптированном варианте, лишь отдельные фрагменты этих текстов воспринимались с опорой на письменное изображение. Во время группового занятия по РСВ в 11 классе (сдвоенное занятие с классом-группой  продолжительностью 40 минут) применялись следующие  этапы работы над текстом:

                                              - 16 -

1. Глобальное восприятие текста на слух с ИСА L 1 без опоры на печатное изображение.

2. Восприятие на слух вопросов:                 - О чем этот рассказ?

                -  Что вы запомнили?                -  Какие слова услышали?

 3. Восприятие на слух предложений по порядку, каждое предложение уч-ся повторяют  по цепочке за учителем (ИСА: L 2) – этот этап можно пропустить, если при ответе на первый вопрос ученики подробно пересказали текст.

 4. Восприятие на слух отдельных предложений из текста не по порядку ( в разбивку) (ИСА: L 2) : сначала с голоса учителя, потом с голоса товарища (на рабочем расстоянии с ИСА).

5. Восприятие на слух с голоса учителя вопросов, уточняющих содержание текста: этот этап можно пропустить, если при ответе на первый вопрос ученики подробно пересказали текст. (ИСА: L 2).Либо: восприятие на слух вопросов, составленных одноклассниками (до 2-х предъявлений, если уч-ся не разобрали речь товарища, то слухозрительно, а затем опять на слух).

6. Пересказ (сжатый или подробный): либо по цепочке, либо пересказывает кратко один из уч-ся, а другие затем дополняют его пересказ.

7. Установка учителя: Снимите слуховые аппараты. Будем слушать без аппарата (дать ребятам время для адаптации к восприятию без звуко-усиливающей аппаратуры) – восприятие на слух без использования ИСА (на голое ухо) фраз, словосочетаний, слов из текста (без апп.- L 1)

8. Восприятие на слух без ИСА «пестрого словаря» (без ИСА: L 2)                 9. Развитие навыков восприятия шепотной речи без ИСА (если  уч-ся

                                                            -17–

воспринимают шепотную речь): отдельные хорошо знакомые на слух слова и фразы.

10. Учитель: Наденьте слуховые аппараты. Как вы слышите?

Далее: диспут по проблеме, обозначенной в тексте.

11. Итог: Сегодня на занятии вы услышали новый рассказ об одном из религиозных (светских) праздников, отмечающихся в Российской Федерации. Найдите  дома в образовательных порталах интернета сведения о том, как в разных регионах нашей страны отмечают этот день, какие есть национальные особенности в праздновании этого дня у разных народов, живущих в России. Подготовьте устное краткое сообщение на эту тему. На

следующем занятии вы расскажете об этом друг другу. Сегодня на занятии вы …. (оценка приобретенных учащимися навыков: что делали, как произносили звуки речи, понятна ли была речь одноклассника для ребят, которые воспринимали его высказывание на слух, нужно ли говорить в таких случаях громче, внятнее, быстрее, медленнее и т.д.).

            Такая форма проведения занятий по РСВ в старших классах как групповая подразумевает использование видов работ, направленных на совершенствование не только слухового самоконтроля, но и контроля за речью товарищей. Виды работ подбираются с учетом того, сколько учащихся в группе: либо 3-4 человека, либо, если в соответствии с Программными требованиями проводится занятия в форме класс-группа, 6-8 человек. Выбор формы занятия определяется составом класса, слуховыми возможностями и уровнем речевого развития обучающихся.

             Трудность при планировании и подготовке к групповым занятиям по РСВ в старших классах объясняется тем, что не существует опубликованных

                                          – 18 –

методических разработок по этой проблематике, отсутствует утвержденный

примерный речевой материал по РСВ для 10-12 классов школ второго вида, не разработаны структура таких занятий и рекомендуемые виды работ. Поэтому каждое групповое занятие в старших классах интернатов второго вида является авторской разработкой учителя по РСВ и ФП, ведущего такие занятия.

                                                     Заключение.

           17 января 2011 года президент РФ Д.А. Медведев на встрече с руководством Госдумы и Совета Федерации по вопросам о межнациональных конфликтах в России в качестве одного из способов борьбы с национализмом предложил развивать «самые лучшие черты русского характера»: «Терпимость, отзывчивость, умение уживаться вместе с соседями, строить совместное государство, уверенность в себе, великодушие, широкий взгляд на вещи, на свою историю и историю других». Именно эти задачи ставил перед собой и учитель по РСВ и ФП, подбирая для работы со старшеклассниками тексты о федеральных светских и религиозных праздниках Российской Федерации. В настоящее время, вопросы нравственного воспитания, толерантного отношения к людям разных вероисповеданий имеют первоочередную важность для общества в целом. Закладывать основы нравственности и толерантности нужно с детства. Именно поэтому выбранная сурдопедагогом методическая тема актуальна на современном этапе развития не только сурдопедагогики, но и в целом в области образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе и детей-инвалидов по слуху.

    Реализация метапредметного подхода (развитие надпредметных умений) позволила ученикам 11 класса А не только быть коммуникативно успешными, но и повысить уровень слухового восприятия, о чем свидетельствуют данные педагогического обследования состояния слуха.       Ниже приводятся сравнительные данные на начало и конец учебного 2010-2011года: 

11 класс «А»  2010 – 2011  учебный год

Сводная ведомость по проверке слухового восприятия по состоянию на сентябрь 2010 г

п/п

Ф.И. уч-ся

Ст.

сни-же.сл

Тип

ИСА

шепот

Уровень развития слухового восприятия

СЛОВА

ФРАЗЫ

ТЕКСТ (незнакомый)

ИСА

Б/АПП

ИСА

Б/АПП

ИСА

Б/АПП

L

%

L

%

L

%

L

%

L

%

L

%

1

Кристина Б.

  11 а

глух.

4 гр

Siemens

Triano3

цифров

----

0,5м

36%

----

------

0,5м

34%

у\р

8 %

Быт.фр

0,5м

44%

у\р

0%

3

Настя А.

11 а

т\у 4

ст

Кохлеарная имплантация в 08.2010

----

82%

4,5м

78%

4,5м

76%

4

Настя К.

11 а

т\у 4

ст по

мед.

класс

Siemens Centra HP цифров

----

2,8м

78%

0,5м

66%

80%

0,7м

64%

78%

0,5м

60%

5

Дима К.

11 а

т\у

2 ст

Siemens

Phoenix цифров

у\р

10%

3,2

м

96%

0,8м

90%

90%

88%

3,2м

96%

0,8м

84%

6

Владимир П. 11 а

т\у  -2-3

ст

Oticon  Adapto P  

0,5м

68%

3 м

84%

1,5м

80%

3,5м

86%

1,5 м

88%

84%

1,5м

76%

Сводная ведомость по проверке слухового восприятия по состоянию на апрель 2011 года

п/п

Ф.И. уч-ся

Сте-пень

т/у

Тип

ИСА

шепот

Уровень развития слухового восприятия

СЛОВА

ФРАЗЫ

ТЕКСТ (незнакомый)

ИСА

Б/АПП

ИСА

Б/АПП

ИСА

Б/АПП

L

%

L

%

L

%

L

%

L

%

L

%

1

Кристина Б.

  11 а

глух.

4 гр

Siemens

Triano3

цифров

----

0,6м

38%

----

------

0,6м

36%

у\р

8 %

Быт.фр

0,6м

50%

у\р

0%

3

Настя А.

11 а

Сост

после

КИ

Речевой процессор КИ

----

4 м

90%

5 м

88%

84%

4

Настя К.

11 а

т\у 4

ст по

мед.

класс

Siemens Centra HP цифров

----

3 м

78%

0,5м

68%

84%

0,8м

68%

2,2м

78%

0,5м

62%

5

 Дима К.

11 а

т\у

2-3 ст

Siemens

Phoenix цифров

у\р

10%

3,5

м

98%

0,8м

90%

4,5 м

94%

88%

3,5м

96%

0,8м

86%

Понятовский В. переведен в другой класс (с 21.02.2011 года)

                                           - 20 -

 В настоящее время обсуждается новое содержание образования в старших классах общеобразовательных школ. В нашей школе-интернате неслышащие обучаются по программам массовой школы.

     Детям с особыми потребностями  нужно большее время для подготовки к обучению по таким блокам, как «Патриотизм» и «Россия в мире». Подбор текстов о светских и федеральных праздниках Российской Федерации для групповых занятий по РСВ позволяет также подготовить учащихся к возможному введению в школьную программу такого предмета, как «Основы православия» или «История религий».

           Таким образом, благодаря метапредметному подходу (развитию надпредметных умений)  и актуализации межпредметных знаний, ученики лучше будут подготовлены к обучению в соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании», который сейчас широко обсуждается педагогической общественностью.

                                                      - 21 -

       Список используемой литературы:

                         1. Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный Закон РФ «Об образовании».

2.  Устав школы-интерната.

3.  Нормативные документы:

- Положение о работе учителя-дефектолога слухового кабинета специального (коррекционного) образовательного учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (утверждено Министерством образования РФ 13 октября 1995 года);

-  Положение об организации работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению в школах глухих и школах для слабослышащих и позднооглохших детей (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14 июня 1995года №14-а-169б)

- Приказ Министерства Просвещения о работе по развитию слухового восприятия в школах для глухих и слабослышащих от 1975 года;

- Учебный план ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 52 второго вида  г. Москвы  (городского подчинения);

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений второго вида для 1 и 2 отделения, Москва, «Просвещение», 2003.

                                                2.Формирование произношения:

- Е.В. Новикова «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения», Москва , 2000 год, изд-во «ГНОМ и Д»;

- учебник «Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой, Москва, «Владос», 2004

                                       - 22 -

- Ф.Ф. Рау «Формирование устной речи у глухих детей», Москва, 1981 год

- Боскис Р.М. «Глухие и слабослышащие дети», Москва, 1963 год

- учебники по произношению для школ слабослышащих;

- учебники по общеобразовательным предметам для 11-х классов: по литературе, истории, биологии, географии.

- Галина Шалаева «Большая книга российских праздников», издательство «Астрель», 2009 г

                                  3.Развитие слухового восприятия:

- Сост. Е.П. Кузьмичева, Н.Ф. Слезина «РСВ и обучение произношению детей с недостатками слуха», Москва, 1986 год

- Шошин П.Б. «Слуховая работа со слабослышащими школьниками. Основные принципы и их практическая реализация», «Дефектология», Москва,1976 год

- Л.П. Назарова «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом», Москва, 2001 год

- Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт  «РСВ слабослышащих детей», Москва, 2004 год (в двух частях)

- Е.П. Кузьмичева «Развитие речевого слуха у глухих» Издательство «Педагогика» 1983 год

-  И.В.  Королева «Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых(электродное протезирование слуха)», изд Каро, 2009 год

- Примерный речевой материал для РСВ в школах слабослышащих (по классам)

                                     - 23 -

- учебники по общеобразовательным предметам для 11-х классов: по литературе, истории, биологии, географии.

- Е.Велидова, Т.Коршунова «Памятные даты России», «Айрис пресс»,1999

                4. Компьютерные учебные мультимедийные программы:

-мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание» для уч-ся 8-11 классов (авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и другие, Maris Multimedia 2004 год);

- мультимедийное учебное пособие по курсу «Московедение» ООО «Кордис Медиа», 1999 год);

- мультимедийное учебное пособие по курсу «История России 862-1917» Коминфо 1999-2004 год (энциклопедия с дикторским текстом, анимированными схемами, видофрагментами и другими мульмедийными приложениями)

- мультимедийное учебное пособие «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия» по подготовке к выпускным экзаменам, разработанное в соответствии с Государственным стандартом образования РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В данной статье автор делится опытом работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств на примере славянской культуры....

Воспитание чувств патриотизма и героизма у обучающихся кадетских классов МОУ "СОШ№42" через взаимодействие и личный опыт ветеранов труда и ВОВ.

Работа была представлена на регианальной научно-практической конференции в Братском государственном университете (апрель 2011г.), посвященной 66 - годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной Войне...

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

Статья "Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы."

     Вопрос о патриотизме становятся сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.  Вряд ли можно считать нр...

Воспитание чувства патриотизма , создание музейного уголка русского быта в учебном кабинете.

Воспитание чувства патриотизма , создание музейного уголка русского быта в учебном кабинете, это оромная помощь в воспитании любви к русским корням. Уважении к истории и сохранении истоков русских тра...