Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-ист
материал по теме
Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-исторической компетентности учащихся с недостатками слуха.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-исторической компетентности учащихся с недостатками слуха.
Работа
учителя-дефектолога по РСВ и ФП
ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната № 52 второго вида городского
подчинения Департамента Образования г. Москвы
Буздаковой Ольги Игоревны
Москва 2012-13 год
- 1 -
План:
- Введение………………………………………………… стр 2 - 4
Нормативно-правовая база в качестве регулирующей основы коррекционной работы учителя по РСВ и ФП в ГОУ второго вида
- Глава1……………………………………………………. стр 4 - 9
- Организация коррекционной работы по РСВ и ФП в ГОУ
второго вида………………………………………….стр 4 – 6
1.2. Цель использования метапредметного подхода на
групповых занятиях по РСВ в 11-х классах в
школах-интернатах второго вида……………………стр 7 – 8
1.3. Три вида задач групповых занятий по РСВ в
старших классах…………………………………….стр 8 – 9
1.4. Дидактический материал и оборудование для
групповых занятий по РСВ в 11 классах…………...стр 10 - 11
- Глава2……………………………………………………….. стр 13 – 17
2.1. Содержание речевого материала для предъявления
на слух учащимся 11-х классов ……………………..стр 13-14
2.2. Структура группового занятия, виды работ, этапы работы
над текстом по РСВ………………………………….стр 15 - 17
- Заключение………………………………………………… стр 18-20
Об актуальности проблемы воспитания чувства патриотизма и толерантного отношения к традициям и обычаям народов разных вероисповеданий
- Литература………………………………………………. стр 21 - 23
- 2 -
Введение.
Конечной задачей всего учебно-воспитательного процесса в школе слабослышащих (то есть образовательных коррекционных учреждениях второго вида) является социальная адаптация неслышащего ребенка. С этой целью сурдопедагоги (учителя по развитию слухового восприятия и формированию произношения – далее учителя по РСВ и ФП) совместно с учителями классов, воспитателями оптимизируют процесс обучения и воспитания детей с недостатками слуха, применяя новые педагогические технологии, используя дифференцированный подход, развивая познавательную деятельность слабослышащих и глухих учащихся, творчески применяя новые методики, используя компьютерные технологии, широко используя в процессе обучения развивающие комплексы типа «Спектра», «Лего-dacta» и другие. Используя как классический подход к обучению неслышащих, так и применяя методы и приемы смежных педагогических дисциплин, таких, как логопедия, психология, все же в первую очередь учителя по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее – РСВ и ФП), работающие в государственных образовательных учреждениях, проводят занятия в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании», уставом школы-интерната, на основании следующих нормативных документов:
- Положение о работе учителя-дефектолога слухового кабинета специального (коррекционного) образовательного учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (утверждено Министерством образования РФ 13 октября 1995 года);
- Положение об организации работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению в школах глухих и школах для
- 3 -
слабослышащих и позднооглохших детей (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14 июня 1995 года № 14-а-169-б);
- Приказ Министерства Просвещения о работе по развитию слухового восприятия в школах для глухих и слабослышащих от 1975 года;
- Учебный план ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 52 второго вида г. Москвы (городского подчинения);
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений второго вида для 1 и 2 отделения, Москва, «Просвещение», 2003.
Планируя занятия по РСВ и ФП, подбирая речевой материал и определяя виды работ по развитию слухового восприятия и формированию произношения учащихся школы-интерната второго вида, учитель по РСВ и ФП руководствуется состоянием остаточного слуха учащегося, его индивидуальными особенностями, уровнем его речевого и психологического развития, степенью сформированности навыков устной речи (то есть осуществляет дифференцированный индивидуальный подход) в рамках Программных требований, изложенных в следующих разделах Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений второго вида:
- Программа. Развитие слухового восприятия. 1-е отделение (варианты 1,2);
- Программа. Развитие слухового восприятия. 2-е отделение (варианты 1,2);
- Программа. Обучение произношению.1-е и 2-е отделения;
а также опираясь на Программы по общеобразовательным предметам, реализуя, тем самым, дидактический принцип межпредметных связей.
Этот основополагающий дидактический принцип, составляющий основу преемственности как фактора успешной реабилитации учащихся,
- 4 -
в настоящее время наполняется новым содержанием. Именно поэтому в инновационных программах обучения и воспитания в последнее время наряду с данным принципом используется и метапредметный подход. Реализуя дидактический принцип межпредметных связей, интегрируя сведения, знания и умения, получаемые учащимися на гуманитарных общеобразовательных уроках, учитель по РСВ и ФП развивает уровень коммуникативной компетентности учащихся, актуализирует метапредметные способности обучаемых, повышает интеллектуальную активность неслышащих детей. Метапредметный подход к содержанию речевого материала, предъявляемого на слух учащимся школ второго вида на индивидуальных и групповых занятиях по РСВ и ФП, является путем повышения эффективности слухоречевой реабилитации, образовательной компетентности и уровня воспитанности неслышащих детей.
Предлагая учащимся на слух воспринимать тексты о светских и федеральных праздниках России, учитель готовит детей к изменениям, предусмотренным в новом содержании образования в старших классах обсуждаемого Федерального Закона «Об образовании»: а именно развивать метапредметные способности учащихся в таких блоках, как «Россия в мире» и «Патриотизм». Проведение диспутов по таким текстам об этнических и религиозных традициях народов России способствует воспитанию толерантности у неслышащих учащихся.
Глава 1.
Слуховая работа проводится со всеми учащимися школы-интерната второго вида с 1 по 12 классы в следующих формах:
Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения | по 5 класс средней школы включительно |
Групповые занятия по развитию слухового восприятия | уч-ся с 6 по 12 классы |
Индивидуальные занятия по формированию произношения | уч-ся с 6 по 12 классы |
- 5 -
Продолжительность индивидуального занятия по РСВ и ФП, проводимого в специально оборудованных кабинетах Центра Слуха и Речи, составляет 20 минут (0,5 академического часа): в течение первых десяти минут проводится обучение произношению, вторые десять минут идет работа над РСВ. В начальной школе на каждого обучающегося выделено по 2 часа индивидуальных занятий по РСВ и ФП. Начиная с третьего класса, на индивидуальном занятии вводится в соответствии с Программными требованиями, одновременная работа с двумя учениками (занятия парами); в этом случае время занятий удваивается и распределяется следующим образом: первые десять минут идет работа над ФП с одним учеником, затем в течение 20 минут идет работа над РСВ с двумя учениками, после чего со вторым учеником в течение десяти минут идет коррекция произношения. В соответствии с учебным планом занятия с учащимися средней школы проводятся индивидуально по ФП и группами – по РСВ.
Классы | Кол-во часов в неделю на класс | Организация занятия |
Начальная школа | 18 часов | Индивидуальные по РСВ и ФП; начиная с 3 класса – частично парами |
6-8 классы | 6 часов | РСВ: малые группы по 20 минут 3 раза в неделю (3 ч РСВ); ФП: индивидуальные по ФП по 10 минут (3 ч ФП в неделю на класс) |
9 класс | 4 часа | РСВ: групповые занятия по 0,5 ч (всего 2 ч в неделю); ФП: индивидуальные по 10 мин.(2 ч ФП в неделю на класс) |
10-12 классы | 2 часа | По группам. В том случае, когда произносительная сторона устной речи не страдает, все время отводится РСВ. Если нужна коррекция произношения – время делится поровну. Возможны занятия по РСВ в форме класс-группа |
Часы индивидуальной работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения учащихся распределены согласно базисному плану.
Учитывая вышеприведенные особенности организации слуховой работы в старших классах школ-интернатов второго вида (небольшое количество часов, а именно 2 ч в неделю при наполняемости классов от 6 до 9-10 учащихся), встает острая необходимость в обновлении содержания образования. Делая речевой материал для групповых занятий более актуальным для детей, связывая этот речевой материал с содержанием других общеобразовательных предметов, учитель по РСВ и ФП может сделать решение главной задачи по социализации неслышащих более результативным.
Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в старших классах школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ позволяет воспитывать чувства патриотизма, толерантность, повышает уровень культурно-исторической компетентности учащихся с недостатками слуха.
Предметом настоящей работы стали групповые занятия с учащимися 11 класса школы-интерната 2 вида. Конкретно апробация проходила с таким объектом педагогического эксперимента как учащиеся 11 класса «А» ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 52 второго вида САО г. Москвы (городского подчинения). Работа велась в
- 7 -
2010-2011 учебном году. Все ученики этого класса занимаются с данным учителем по РСВ и ФП с первого класса (то есть в течение одиннадцати лет).
Целями использования метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в старших классах школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ стали следующие направления:
1. - расширять словарный запас и кругозор учащихся, способствовать большей осведомленности в сфере культурных ценностей и истории нашей страны;
2. - сделать более актуальным для учащихся воспринимаемый на слух речевой материал, содержание которого связано с интегрированными курсами москвоведения, литературы, истории, МХК, коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности;
3.- научить детей использовать образовательные порталы Интернета с целью поиска информации о светских федеральных праздниках России, и о религиозных праздниках народов различных вероисповеданий, проживающих в РФ;
4.- воспитывать чувство уважения к религиозным и бытовым традициям разных религиозных конфессий, формировать толерантное отношение к непривычным нравам и обычаям народов других вероисповеданий;
5.- использовать виды работ, развивающие память, внимание, логическое мышление, направленные на активизацию познавательной компетенции;
6.- воспитывать чувство гордости своей родиной и интерес к истории своей страны и народов, населяющих РФ.
- 8 -
Для реализации вышеозначенной цели сурдопедагог определил круг задач и наметил пути их решения:
Задачи:
- Образовательные:
- повышать разборчивость речи у учащихся со слуховой депривацией и сочетанными дефектами;
- добиваться членораздельной, внятной, эмоционально окрашенной речи при воспроизведении воспринятого на слух речевого материала (тексты, фразы, вопросы), при пересказах и выполнении творческих заданий к текстам о светских и религиозных праздниках РФ;
- закреплять правильное произношение и развивать фонематический слух в таких видах работ, как вычленение из речевого потока словосочетаний, слов, слогов и фонем, соответствующих теме по формированию произношения (ФП: фонетическая тема занятия);
- развивать слуховое восприятие текстов повышенной аудио-лингвистической трудности;
- тренировать в умении воспринимать на слух различный речевой материал не только с голоса учителя, но и с голоса товарища, незнакомого диктора.
2. Воспитательные:
- расширять словарный запас, исторический кругозор, осведомленность в сфере мировой художественной культуры у учащихся 11 класса;
- формировать культуру речевого общения;
- развивать исследовательский интерес как одну из составляющих проектно-исследовательской деятельности;
- 9 -
-ориентировать старшеклассников на использование образовательных порталов интернета.
3. Коррекционно-развивающие:
- активизация речевой активности детей, в том числе при развитии навыков ведения диалога, беседы, дискуссии;
- развитие навыка самоконтроля за произношением и контроля за произношением товарища;
- реализация индивидуального подхода в обучении детей со сложной структурой дефекта;
- тренировать слуховые внимание и память;
- развивать фонематический слух;
- тренировать в умении пользоваться остаточным слухом как с использованием индивидуальных слуховых аппаратов, так и без использования звуко-усиливающей аппаратуры.
В течение 2010-2011 учебного года, реализуя принцип межпредметных связей и осуществляя метапредметный подход на групповых занятиях по РСВ и ФП в старших классах школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ учитель по РСВ и ФП использовал следующий дидактический материал и оборудование:
- учебники по общеобразовательным предметам для 11-х классов: по литературе, истории, биологии, географии;
- учебное пособие Г.П. Шалаева «Большая книга российских праздников», изд «Астрель», филологическое общество «СЛОВО», 2008 год;
- 10 -
- энциклопедия «Памятные даты России», авторы: Е.Велидова, Т.Коршунова, изд АЙРИС ПРЕСС, Москва, 1999 год;
- периодическая печать;
- образовательные порталы интернета;
- компьютерные учебные мультимедийные программы:
-мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание» для уч-ся 8-11 классов (авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и другие, Maris Multimedia 2004 год);
- мультимедийное учебное пособие по курсу «Московедение» ООО «Кордис Медиа», 1999 год);
- мультимедийное учебное пособие по курсу «История России 862-1917» Коминфо 1999-2004 год (энциклопедия с дикторским текстом, анимированными схемами, видофрагментами и др мульмедийными приложениями);
- мультимедийное учебное пособие «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия» по подготовке к выпускным экзаменам, разработанное в соответствии с Государственным стандартом образования РФ;
- мультимедийное учебное пособие «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» с изменениями и дополнениями 2001 год.
Для реализации поставленной задачи учитель по РСВ и ФП разработал четкий план работы:
Общий план работы по данной методической теме в 2010-11 учебном году:
- 11 -
1 четверть:
1. 1-15 сентября: обследование состояния слуха и речи уч-ся экспериментальных групп;
2. 15-25 сентября: выявления образовательных потребностей учащихся, определение испытываемых учащимися трудностей, уточнение тем по общеобразовательным предметам, которые перекликаются с содержанием предлагаемых на групповых занятиях текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ;
3. 26 сентября – 3 октября: определения состава групп учащихся 11 класса «А», исходя из особенностей слуха и речи, выбор цели и методов работы;
4. 6 октября – 16 октября: подбор методической литературы, дидактических материалов, определение видов работ;
5. 17 октября- 1 ноября: подбор речевого материала и способов его подачи, введение в качестве фрагментов в занятия по РСВ и ФП текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ.
2 четверть:
1. 10-21 ноября 2010 года: составление конспектов и проведение рабочих занятий с детьми выбранных групп в экспериментальном режиме. Выбор оптимальной методики введения в занятия по РСВ и ФП новых педагогических технологий. Сравнительный анализ результативности занятий с детьми, включенными в экспериментальные группы, и занимающихся по стандартным Программам.
2. 24 ноября – 8 декабря 2010 года: взаимопосещение учителями по РСВ и ФП рабочих индивидуальных и групповых занятий друг друга; анализ фрагментов занятий, в которых использовались экспериментальные
- 12 -
наработки; определение места в структуре занятия и рационального распределения времени для использования новых педагогических технологий.
3 четверть
- Январь 2011 года: подготовка открытых занятий по методической теме: Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-исторической компетентности учащихся с недостатками слуха.
- Февраль 2011 года: открытые занятия в присутствии участников экспериментальной работы Центра Слуха и Речи, студентов 3 курса МГПУ (дефектологического факультета, отделения сурдопедагогики), научного руководителя, завуча по слуховой работе.
- Март 2011 года: подготовка краткого отчета об экспериментальной работе в форме компьютерной презентации.
4 четверть
- Апрель 2011 года: обобщение результатов и использование экспериментальных наработок в итоговых мероприятиях (речевые конференции, внеклассные мероприятия, открытые занятия).
- Май 2011 года: проведение контрольных мероприятий по оценке произносительных навыков учащихся и уровня их слухового восприятия (контрольное чтение, обследование группой аудиторов).
- 13 -
Глава 2.
Метапредметный подход на групповых занятиях в 11 классе школ 2 вида к подбору материалов по РСВ о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-исторической компетентности учащихся с недостатками слуха был реализован путем подбора и предъявления на слух учащимся следующих текстов:
1 четверть:
«День России – 12 июня» стр 91-94
«22 июня – День памяти и скорби» стр 95-98
«Троица» стр 185-190
«19 августа – Преображение Господне» стр 191-194
«22 августа – День государственного флага» стр 99 -102
«Успение Пресвятой Богородицы 28 августа» стр 195-196
«21 сентября – Рождество Святой Богородицы» стр 197-198
«7 ноября – День согласия и примирения» стр 111-114
2 четверть:
«День матери в последнее воскресенье ноября» стр 115-118
«Рамадан – священный месяц мусульман»
«4 декабря – Введение во храм» стр 203-207
Диспут по теме «Что такое мультикультурализм? Единство и различия народов различных вероисповеданий, проживающих в одном регионе»
«12 декабря – День Конституции» стр 119-123
«Новый год в разных странах мира»
«Новогодние традиции и обычаи народов России»
3 четверть:
«7 января – Рождество Христово»
учебное пособие Г.П. Шалаева «Большая книга российских праздников», изд «Астрель», филологическое общество «СЛОВО», 2008 год;
- 14 –
«Святки» стр 131-134
«19 января – Крещение Господне» стр135-140
«Восточный Новый Год: как его встречают буддисты Бурятии»
«Как отмечают 14-15 февраля 2001 года день рождения пророка мусульмане Чечни и Татарстана»
«Масленица» стр141-146
«15 февраля – Сретение Господне» стр 147-152
«День защитника Отечества» стр39-54
«Международный женский день» стр 55-66
4 четверть
«7 апреля – Благовещение» стр 153-160
«День авиации и космонавтики» стр 67-72
«Праздник весны и труда 1 мая» стр 73-76
«Вербное воскресенье» стр 161-170
«Пасха: католическая, иудейская и православная»
«Всемирный день Красного Креста – 8 мая» стр 77-80
«День Победы» стр 81-90
«Вознесение» стр 179-184
Данные тексты, незнакомые для учащихся по содержанию, воспринимались неслышащими на слух с учетом уровня развития слухового восприятия и степенью потери слуха. Тексты воспринимались учениками на слух с голоса учителя с использованием ИСА на рабочем расстоянии. Вопросы к тексту воспринимались учащимися с ИСА на резервном расстоянии. Слова, словосочетания и отдельные фразы воспринимались как с ИСА, так и без использования звуко-усиливающей аппаратуры в соответствии со следующими требованиями:
учебное пособие Г.П. Шалаева «Большая книга российских праздников», изд «Астрель», филологическое общество «СЛОВО», 2008 год;
- 15 -
Степень потери слуха | Уровень слухового восприятия |
1 степень до 50 дБ | Без аппарата: Реакция на голос – не менее 6 м; Речь разговорной громкости – не менее 4 м; Шепот – от 2-3 м до 1 м. |
2 степень тугоухости 50-70 дБ | Без аппарата: Реакция на голос – не менее 4 м; Речь разговорной громкости –от 4 м до0,5м; Шепот – от 1 м до 0 м. С ИСА(аналоговые): Незнакомый текст L 1 – 2 м L 2 – 5 м |
3 степень тугоухости 70-82 дБ | Без аппарата: Реакция на голос – 1 м; Речь разговорной громкости –0,5м – ушная раковина (у/р); Шепот – 0 (не воспринимают) С ИСА(аналоговые): Незнакомый текст L 1 – 0, 5 м L 2 – 1,5 м |
Так как учащиеся 11 класса А занимаются с сурдопедагогом с первого класса и приучены воспринимать с голоса учителя большой объем речевого материала на слух, большая часть текстов предлагалась в неадаптированном варианте, лишь отдельные фрагменты этих текстов воспринимались с опорой на письменное изображение. Во время группового занятия по РСВ в 11 классе (сдвоенное занятие с классом-группой продолжительностью 40 минут) применялись следующие этапы работы над текстом:
- 16 -
1. Глобальное восприятие текста на слух с ИСА L 1 без опоры на печатное изображение.
2. Восприятие на слух вопросов: - О чем этот рассказ?
- Что вы запомнили? - Какие слова услышали?
3. Восприятие на слух предложений по порядку, каждое предложение уч-ся повторяют по цепочке за учителем (ИСА: L 2) – этот этап можно пропустить, если при ответе на первый вопрос ученики подробно пересказали текст.
4. Восприятие на слух отдельных предложений из текста не по порядку ( в разбивку) (ИСА: L 2) : сначала с голоса учителя, потом с голоса товарища (на рабочем расстоянии с ИСА).
5. Восприятие на слух с голоса учителя вопросов, уточняющих содержание текста: этот этап можно пропустить, если при ответе на первый вопрос ученики подробно пересказали текст. (ИСА: L 2).Либо: восприятие на слух вопросов, составленных одноклассниками (до 2-х предъявлений, если уч-ся не разобрали речь товарища, то слухозрительно, а затем опять на слух).
6. Пересказ (сжатый или подробный): либо по цепочке, либо пересказывает кратко один из уч-ся, а другие затем дополняют его пересказ.
7. Установка учителя: Снимите слуховые аппараты. Будем слушать без аппарата (дать ребятам время для адаптации к восприятию без звуко-усиливающей аппаратуры) – восприятие на слух без использования ИСА (на голое ухо) фраз, словосочетаний, слов из текста (без апп.- L 1)
8. Восприятие на слух без ИСА «пестрого словаря» (без ИСА: L 2) 9. Развитие навыков восприятия шепотной речи без ИСА (если уч-ся
-17–
воспринимают шепотную речь): отдельные хорошо знакомые на слух слова и фразы.
10. Учитель: Наденьте слуховые аппараты. Как вы слышите?
Далее: диспут по проблеме, обозначенной в тексте.
11. Итог: Сегодня на занятии вы услышали новый рассказ об одном из религиозных (светских) праздников, отмечающихся в Российской Федерации. Найдите дома в образовательных порталах интернета сведения о том, как в разных регионах нашей страны отмечают этот день, какие есть национальные особенности в праздновании этого дня у разных народов, живущих в России. Подготовьте устное краткое сообщение на эту тему. На
следующем занятии вы расскажете об этом друг другу. Сегодня на занятии вы …. (оценка приобретенных учащимися навыков: что делали, как произносили звуки речи, понятна ли была речь одноклассника для ребят, которые воспринимали его высказывание на слух, нужно ли говорить в таких случаях громче, внятнее, быстрее, медленнее и т.д.).
Такая форма проведения занятий по РСВ в старших классах как групповая подразумевает использование видов работ, направленных на совершенствование не только слухового самоконтроля, но и контроля за речью товарищей. Виды работ подбираются с учетом того, сколько учащихся в группе: либо 3-4 человека, либо, если в соответствии с Программными требованиями проводится занятия в форме класс-группа, 6-8 человек. Выбор формы занятия определяется составом класса, слуховыми возможностями и уровнем речевого развития обучающихся.
Трудность при планировании и подготовке к групповым занятиям по РСВ в старших классах объясняется тем, что не существует опубликованных
– 18 –
методических разработок по этой проблематике, отсутствует утвержденный
примерный речевой материал по РСВ для 10-12 классов школ второго вида, не разработаны структура таких занятий и рекомендуемые виды работ. Поэтому каждое групповое занятие в старших классах интернатов второго вида является авторской разработкой учителя по РСВ и ФП, ведущего такие занятия.
Заключение.
17 января 2011 года президент РФ Д.А. Медведев на встрече с руководством Госдумы и Совета Федерации по вопросам о межнациональных конфликтах в России в качестве одного из способов борьбы с национализмом предложил развивать «самые лучшие черты русского характера»: «Терпимость, отзывчивость, умение уживаться вместе с соседями, строить совместное государство, уверенность в себе, великодушие, широкий взгляд на вещи, на свою историю и историю других». Именно эти задачи ставил перед собой и учитель по РСВ и ФП, подбирая для работы со старшеклассниками тексты о федеральных светских и религиозных праздниках Российской Федерации. В настоящее время, вопросы нравственного воспитания, толерантного отношения к людям разных вероисповеданий имеют первоочередную важность для общества в целом. Закладывать основы нравственности и толерантности нужно с детства. Именно поэтому выбранная сурдопедагогом методическая тема актуальна на современном этапе развития не только сурдопедагогики, но и в целом в области образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе и детей-инвалидов по слуху.
Реализация метапредметного подхода (развитие надпредметных умений) позволила ученикам 11 класса А не только быть коммуникативно успешными, но и повысить уровень слухового восприятия, о чем свидетельствуют данные педагогического обследования состояния слуха. Ниже приводятся сравнительные данные на начало и конец учебного 2010-2011года:
11 класс «А» 2010 – 2011 учебный год
Сводная ведомость по проверке слухового восприятия по состоянию на сентябрь 2010 г
№ п/п | Ф.И. уч-ся | Ст. сни-же.сл | Тип ИСА | шепот | Уровень развития слухового восприятия | |||||||||||
СЛОВА | ФРАЗЫ | ТЕКСТ (незнакомый) | ||||||||||||||
ИСА | Б/АПП | ИСА | Б/АПП | ИСА | Б/АПП | |||||||||||
L | % | L | % | L | % | L | % | L | % | L | % | |||||
1 | 11 а | глух. 4 гр | Siemens Triano3 цифров | ---- | 0,5м | 36% | ---- | ------ | 0,5м | 34% | у\р | 8 % Быт.фр | 0,5м | 44% | у\р | 0% |
3 | Настя А. 11 а | т\у 4 ст | Кохлеарная имплантация в 08.2010 | ---- | 3м | 82% | 4,5м | 78% | 4,5м | 76% | ||||||
4 | Настя К. 11 а | т\у 4 ст по мед. класс | Siemens Centra HP цифров | ---- | 2,8м | 78% | 0,5м | 66% | 3м | 80% | 0,7м | 64% | 2м | 78% | 0,5м | 60% |
5 | Дима К. 11 а | т\у 2 ст | Siemens Phoenix цифров | у\р 10% | 3,2 м | 96% | 0,8м | 90% | 4м | 90% | 1м | 88% | 3,2м | 96% | 0,8м | 84% |
6 | Владимир П. 11 а | т\у -2-3 ст | Oticon Adapto P | 0,5м 68% | 3 м | 84% | 1,5м | 80% | 3,5м | 86% | 1,5 м | 88% | 3м | 84% | 1,5м | 76% |
Сводная ведомость по проверке слухового восприятия по состоянию на апрель 2011 года
№ п/п | Ф.И. уч-ся | Сте-пень т/у | Тип ИСА | шепот | Уровень развития слухового восприятия | |||||||||||
СЛОВА | ФРАЗЫ | ТЕКСТ (незнакомый) | ||||||||||||||
ИСА | Б/АПП | ИСА | Б/АПП | ИСА | Б/АПП | |||||||||||
L | % | L | % | L | % | L | % | L | % | L | % | |||||
1 | Кристина Б. 11 а | глух. 4 гр | Siemens Triano3 цифров | ---- | 0,6м | 38% | ---- | ------ | 0,6м | 36% | у\р | 8 % Быт.фр | 0,6м | 50% | у\р | 0% |
3 | Настя А. 11 а | Сост после КИ | Речевой процессор КИ | ---- | 4 м | 90% | 5 м | 88% | 5м | 84% | ||||||
4 | Настя К. 11 а | т\у 4 ст по мед. класс | Siemens Centra HP цифров | ---- | 3 м | 78% | 0,5м | 68% | 3м | 84% | 0,8м | 68% | 2,2м | 78% | 0,5м | 62% |
5 | Дима К. 11 а | т\у 2-3 ст | Siemens Phoenix цифров | у\р 10% | 3,5 м | 98% | 0,8м | 90% | 4,5 м | 94% | 1м | 88% | 3,5м | 96% | 0,8м | 86% |
Понятовский В. переведен в другой класс (с 21.02.2011 года)
- 20 -
В настоящее время обсуждается новое содержание образования в старших классах общеобразовательных школ. В нашей школе-интернате неслышащие обучаются по программам массовой школы.
Детям с особыми потребностями нужно большее время для подготовки к обучению по таким блокам, как «Патриотизм» и «Россия в мире». Подбор текстов о светских и федеральных праздниках Российской Федерации для групповых занятий по РСВ позволяет также подготовить учащихся к возможному введению в школьную программу такого предмета, как «Основы православия» или «История религий».
Таким образом, благодаря метапредметному подходу (развитию надпредметных умений) и актуализации межпредметных знаний, ученики лучше будут подготовлены к обучению в соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании», который сейчас широко обсуждается педагогической общественностью.
- 21 -
Список используемой литературы:
1. Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный Закон РФ «Об образовании».
2. Устав школы-интерната.
3. Нормативные документы:
- Положение о работе учителя-дефектолога слухового кабинета специального (коррекционного) образовательного учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (утверждено Министерством образования РФ 13 октября 1995 года);
- Положение об организации работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению в школах глухих и школах для слабослышащих и позднооглохших детей (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14 июня 1995года №14-а-169б)
- Приказ Министерства Просвещения о работе по развитию слухового восприятия в школах для глухих и слабослышащих от 1975 года;
- Учебный план ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 52 второго вида г. Москвы (городского подчинения);
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений второго вида для 1 и 2 отделения, Москва, «Просвещение», 2003.
2.Формирование произношения:
- Е.В. Новикова «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения», Москва , 2000 год, изд-во «ГНОМ и Д»;
- учебник «Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой, Москва, «Владос», 2004
- 22 -
- Ф.Ф. Рау «Формирование устной речи у глухих детей», Москва, 1981 год
- Боскис Р.М. «Глухие и слабослышащие дети», Москва, 1963 год
- учебники по произношению для школ слабослышащих;
- учебники по общеобразовательным предметам для 11-х классов: по литературе, истории, биологии, географии.
- Галина Шалаева «Большая книга российских праздников», издательство «Астрель», 2009 г
3.Развитие слухового восприятия:
- Сост. Е.П. Кузьмичева, Н.Ф. Слезина «РСВ и обучение произношению детей с недостатками слуха», Москва, 1986 год
- Шошин П.Б. «Слуховая работа со слабослышащими школьниками. Основные принципы и их практическая реализация», «Дефектология», Москва,1976 год
- Л.П. Назарова «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом», Москва, 2001 год
- Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт «РСВ слабослышащих детей», Москва, 2004 год (в двух частях)
- Е.П. Кузьмичева «Развитие речевого слуха у глухих» Издательство «Педагогика» 1983 год
- И.В. Королева «Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых(электродное протезирование слуха)», изд Каро, 2009 год
- Примерный речевой материал для РСВ в школах слабослышащих (по классам)
- 23 -
- учебники по общеобразовательным предметам для 11-х классов: по литературе, истории, биологии, географии.
- Е.Велидова, Т.Коршунова «Памятные даты России», «Айрис пресс»,1999
4. Компьютерные учебные мультимедийные программы:
-мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание» для уч-ся 8-11 классов (авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и другие, Maris Multimedia 2004 год);
- мультимедийное учебное пособие по курсу «Московедение» ООО «Кордис Медиа», 1999 год);
- мультимедийное учебное пособие по курсу «История России 862-1917» Коминфо 1999-2004 год (энциклопедия с дикторским текстом, анимированными схемами, видофрагментами и другими мульмедийными приложениями)
- мультимедийное учебное пособие «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия» по подготовке к выпускным экзаменам, разработанное в соответствии с Государственным стандартом образования РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В данной статье автор делится опытом работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств на примере славянской культуры....
Воспитание чувств патриотизма и героизма у обучающихся кадетских классов МОУ "СОШ№42" через взаимодействие и личный опыт ветеранов труда и ВОВ.
Работа была представлена на регианальной научно-практической конференции в Братском государственном университете (апрель 2011г.), посвященной 66 - годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной Войне...
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....
Статья "Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы."
Вопрос о патриотизме становятся сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Вряд ли можно считать нр...
Воспитание чувства патриотизма , создание музейного уголка русского быта в учебном кабинете.
Воспитание чувства патриотизма , создание музейного уголка русского быта в учебном кабинете, это оромная помощь в воспитании любви к русским корням. Уважении к истории и сохранении истоков русских тра...