Рабочая программа история 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «РЕКОМЕНДОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель ШМО Заместитель директора Председатель МС Директор МБОУ СОШ №2 Протокол заседаний ШМО ________________2012г Протокол от___2012 г. № Приказ от______2012 г
№________от________2012г
Рабочая программа «Школа 2100»
по истории
для 5-а класса
Программа рассчитана на 70 часов
Составитель рабочей программы
Бабушок И.М.
Радужный
2012 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования 2011 года по предмету «История», а также в соответствии с концепцией и психолого-педагогическими принципами развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Данная программа преемственна по отношению к программам «Всеобщая история» и «История государства и народов России» для 5–9-х классов, работавшим в системе «Школа 2100» в 2006–2012 годах и утвержденными Министерством образования России приказом от 05 марта 2004 года № 1089, на основе авторской программы Всеобщая история Древнего мира для 5 класса, под ред. Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Е.В.Сизова, А.А.Николаева
Рабочая программа составлена с учетом образовательной программы МБОУ СОШ №2 на 2012-2013учебный год, приказ от 31.08.2012 №358. Рассчитана на 70 часов, 2 учебных часа в неделю
Цели обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета «История»
1-2. Овладение исторической картиной мира:
умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
3. Формирование открытого исторического мышления:
умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
4. Нравственное самоопределение личности:
умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности:
умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Задачи:
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе,
- участие в межкультурном взаимодействии, для толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе
1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.
Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.
Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.
Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.
Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.
3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, иудизма, христианства.
При оценке таких явлений как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
Литература, 5-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, освоение приемов понимания текста, его интерпретации (переносятся с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных).
Естествознание, 5-й класс: номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерностях развития жизни и появления человека на Земле.
Компетенции:
Информационные: работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, историческими документами, словарем, иллюстрациями, картами, схемами, таблицами; дополнительной исторической литературой, осваивать современные средства информации и информационные технологии.
Личностное самосовершенствование: развивать речь, историческое мышление, творческую деятельность, уметь анализировать и обобщать исторические факты, формулировать выводы.
Учебно-познавательные: определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль
Коммуникативные: работать в группе, отстаивать личную точку зрения, принимать и понимать точку зрения другого человека, уметь общаться, уважать друг друга; принимать участие в дискуссии, убеждать, задавать вопросы.
Социально-трудовые: учиться быть личностью, осознавая необходимость и значимость своей деятельности.
Организация учебного процесса:
Формы:
- Индивидуальные;
- Индивидуально – групповые;
- Коллективные.
Виды организации учебного процесса: самостоятельная работа, практическая работа, творческая работа, викторина, игра.
Технологии: информационные,игровые,интерактивные,здоровьесберегающие
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название разделов | Количество часов | В том числе |
контрольные работы | |||
1 | Модуль I. Первая историческая эпоха Вводная тема | 3 | |
2. | Тема 1. Первобытный мир | 8 | 2 |
3 | Модуль2. Цивилизации Древнего Востока Тема 2. Древний Египет | 5 | |
4. | Тема 3.Древние цивилизации Азии | 12 | 1 |
5. | Модуль 3.Первая цивилизация Запада Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции | 8 | |
6. | Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации | 9 | 2 |
7 | Модуль 4.Империи эллинов и римлян. Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока | 4 | |
8 | Тема 7. Цивилизация Древнего Рима | 8 | |
9 | Тема 8. Античная греко-римская цивилизация | 13 | 2 |
Итого: | 70 |
Содержание.
Здесь и далее в тексте программы подчеркнуты понятия, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Курсивом выделены темы, обязательные для изучения, но не для контроля. Все содержание, кроме выделенного курсивом, предназначено и для изучения, и для контроля.
Модуль 1. Первая историческая эпоха
Вводная тема (3 ч.)
Что изучает история – проблема предназначения исторической науки.
Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания).
Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.).
История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.
Тема 1. Первобытный мир (8 ч.)
Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к со-временному виду людей – «человек разумный разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.
Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.
Обобщение и контроль (2 ч.)
Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока
Тема 2. Древний Египет (5 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.
Тема 3. Древние цивилизации Азии (12 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (шестидесятиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль (2 ч.)
Модуль 3. Первая цивилизация Запада
Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции (8ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).
Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.
Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (9ч.)
Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафон-ская битва 490 г.до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн.
Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.
Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.
Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль (2 ч.)
Модуль 4. Империи эллинов и римлян.
Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока (4ч.)
Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.
Тема 7. Цивилизация Древнего Рима(8 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.
Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (13ч.)
Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.
Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе). Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).
Обобщение и контроль (4 ч.)
Контроль уровня обученности
Вид контроля | Тема | Форма контроля | |
1 | Входная контрольная работа № 1 | Первобытное общество | Тест |
2 | Проверочная работа. | Древний Египет. | |
3 | Полугодовая контрольная работа №2 | Западная Азия, Индия, Китай в древности. | Тест |
4 | Проверочная работа.
| Древняя Греция | Тест |
5 | Контрольная работа №3 | Древний Рим. | Тест |
Контролирующие элементы, заложенные в программе.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории Древнего мира;
• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• соотносить единичные исторические факты и общие явления;
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
• сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
•приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
•определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
•способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Формы контроля: тематический, поурочный, итоговый (тестирование, терминологические диктанты).
Учебно-методическое обеспечение.
Для учителя
1. М.Е Турчина, Данилов Д.Д., Монченко Л.Н.
Всеобщая история. 5-й класс: Методические рекомендации для учителя.-М.: Баласс, 2009.-368 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
2. Примерные программы по учебным предметам. П76 История. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2010.-94 с.- (Стандарты второго поколения)
Для учащихся
1. Данилов Д.Д. Всеобщая история. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. основной школы/Д.Д.Данилов (и др).-М.:Баласс, 2010
2. Данилов Д.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 кл./Д.Д.Данилов (и др).-М.:Баласс, 2010
3. Данилов Д.Д. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира».5 кл./Д.Д.Данилов, С.В.Паршина.-М.:Баласс, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс история
Рабочая программа история 5 класс...
Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история"
Рабочая программа ФГОС "История"...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...