открытый урок
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Открытый урок по истории для 6 класса по теме "Русь Древняя ". Уроки в игровой форме всегда интересные. Может быть данная разработка кому-то пригодится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ist.6.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по истории России для 6 класса.
Познавательно- развлекательная игра
«Восточные славяне. Киевская Русь»
Цель : способствовать воспитанию уважения к истории своего Отечества, расширить кругозор учащихся, закрепить знания, полученные в ходе изучения материала, развивать навыки публичных выступлений.
Условия : формируются две команды по три человека в каждой .
Ход урока
1.Викторина.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, действует правило «первой поднятой руки».
1. Название общины в Древней Руси. (Вервь)
2. Языческий бог ветра у восточных славян. (Стрибог)
3. Основатель династии правителей в Древней Руси. (Рюрик)
4. Фиксированный размер дани. (Урок)
5. Народное собрание в Древней Руси. (Вече)
6. Братья-просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. (Кирилл и Мефодий)
7. Русская княгиня, отомстившая за смерть мужа и подавившая восстание древлян. (Ольга)
8. Название места сбора дани с крестьян. (Погост)
9. Основной торговый путь в Древней Руси. («Из варяг в греки»)
10. Главный торговый партнер Древней Руси. (Византия)
11. Официальная дата крещения Руси. (988 г.)
12. Объезд князем с дружиной подвластных земель с целью сбора дани с населения. (Полюдье)
13. Киевский князь, разгромивший хазар. (Святослав)
14. Киевский князь, предупреждавший противников о готовящемся походе против них словами: «Иду на вы!». (Князь Святослав)
15. В какой город был призван на княжение Рюрик? (В Новгород)
16. Какое море с IX в. называли Русским? (Черное море)
17. Где крестился князь Владимир? (В Херсонесе)
18. Как, по преданию, погиб князь Олег? (Умер от укуса змеи)
2. Интеллектуальный конкурс.
Всем командам предлагаются задачи по очереди. Если команда дает неправильный ответ, возможность ответить предоставляется следующей команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. На обсуждение ответа дается 3 минуты.
Задание 1
Чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них конницу и легковооруженную пехоту, большое количество стрел и копий, а также материалы для постройки так называемых плавучих мостов, чтобы обеспечить переправу через реки.
Вопрос: предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мостов?
(Автор пишет, что надо иметь мешки из бычьих и козьих шкур, чтобы во время внезапных нападений на врага или при переправе через реки воины могли плыть на них.)
Задание 2
О походах, победах и гибели Святослава знали в близких и дальних от Киева странах. Нам известно описание Святослава, составленное византийским автором: «Видом он был таков: среднего роста, не слишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными волосами на верхней губе. Голова была у него совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос. Шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. В одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посреди их вставленным. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная».
Вопрос: предположите, что означал висевший на одной стороне головы локон волос?
(Локон волос означал знатность рода.)
3.Путаница.
Командам предлагаются сценка, в которой допущены исторические ошибки. Задача команды — обнаружить неточности в инсценировке. Количество баллов соответствует числу обнаруженных ошибок.
Сцена . Хмурое утро
Автор. Шел 980 год от рождества Христова. Киевский князь Владимир Святославович тяжело отходил от тревожного сна, сидя на диване. В сумраке княжеских покоев тихо тикали старинные часы. Тревога одолевала князя. Новый враг угрожал Руси. Не успели разделаться с печенегами, а тут — как снег на голову — половцы. Воюй теперь с ними.
Владимир. Дружина недовольна: часто, говорят, в походы ходим. Илья Муромец надоел: то Соловья-разбойника притащит, то Змея-Горыныча. Все в дружину просится. Лапотник, деревенщина, а за княжеский стол норовит сесть. Ох, уж эти пиры княжеские, одни расходы с ними! Хоть и угощаешь одних дружинников, а все накладно: каждый ест и пьет за троих, вот если б так воевали.
Добрыня. Плохие вести, князь. Гонец прибыл. Пять дней скакал от южной границы. Половцы идут на Русь.
Владимир. Эх, Добрыня! Вот ведь и Добрыней зовешься, а вести приносишь недобрые. Иди, собирай дружину.
Ошибки
1. Во времена Владимира диванов не было. Князь спал на кровати.
2. В то время не было настенных часов.
3. В 980 г. половцы не нападали на Русь. Опасность исходила от вятичей, против которых князь Владимир дважды ходил в походы и обложил их данью.
4. Соловей-разбойник и Змей-Горыныч — литературные персонажи.
5. На княжеских пирах угощали не только дружинников, но и простой народ.
6. При Владимире на южных рубежах стояли крепости с башнями, на которых в случае набегов кочевников зажигали сигнальные огни, при помощи которых всего в считанные минуты киевский князь получал сообщение о том, что враг у границ Руси.
4.Узнай личность.
Каждой команде по очереди зачитывается характеристика исторической личности. Чем раньше команда определит, о ком идет речь, тем больше баллов получает. Определив личность с первой фразы, команда получит 6 баллов, со второй — 5 баллов и т.д.
Портрет 1
1. «Повесть временных лет» сообщает, что этот человек «… невежда, а под конец обрел себе вечное спасение».
2. Имел несколько жен и множество наложниц.
3. Осадил и взял одну из самых укрепленных греческих крепостей в Восточной Европе.
4. Предпринял строительство оборонительной системы крепостей на днепровском левобережье.
5. В честь победы над печенегами заложил новый город Переяславль.
6. Русская церковь причислила его к лику святых.
(Владимир Святославич)
Портрет 2
1. Разгромив сильного врага Руси, ослабил тем самым ее обороноспособность.
2. Замыслил создать славянскую державу со столицей в Переяславце.
3. После его гибели началась первая усобица на Руси.
4. Объединил под своей властью все земли восточных славян.
5. Подданные были им недовольны.
6. Отказался переменить веру, несмотря на уговоры матери.
(Святослав)
5.Что ели в Древней Руси?
Жили предки, поживали
Да не лаптем щи хлебали.
Сытно кушать каждый рад,
Хоть ты беден, хоть богат.
Суть проблемы ж такова:
Что же кушали тогда?
Условия конкурса. На столе лежат карточки с названием продуктов. Задача для участников: выбрать то, что употребляли в пищу наши предки, и объяснить, какие продукты не употреблялись.
Хлеб чёрный, хлеб белый, чай, кофе, сахар, соль, пиво, горох, гречка, просо, рис, макароны, вяленая рыба, морковь, огурцы, помидоры, капуста, картофель, дыня, репа, говядина, творог, мёд. (за каждый правильный ответ 0,5 балла)
На дополнительный балл составить меню для славянской семьи. (максимально 4 балла)
6. Конкурс капитанов «Узнай, чьи слова».
«Хочу мстить за обиду мужа». (Ольга
«Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё». (Игорь)
«Земля наша обильна, а порядка в ней нет. Да приходите княжить и владеть нами». (Славяне – Рюрику)
«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага». (Святослав)
«Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб- да будет мне враг». (Владимир Святой)
«Любезна мне речь ваша, – мужа моего уже не воскресишь, но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими». (Ольга)
Подведение итогов. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...
Комментарии
Спасибо большое за
Спасибо большое за содержательный, продуманный материал!