Разработка урока истории по теме: «Русское государство при Ярославе Мудром»
методическая разработка по истории (6 класс)

Разработка урока истории по теме: «Русское государство при Ярославе Мудром» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paltseva_m._a._-_urok_istorii_v_6_klasse.pptx97.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Русское государство при Ярославе Мудром» (урок истории в 6 классе) Выполнила: Пальцева Маргарита А лександровна, учитель истории МОУ Мошкинская школа Ветлужского района Нижегородской области

Слайд 2

Цель : сформировать представления о князе Ярославе Мудром, возвысившем авторитет Древнерусского государства путем развития права, культуры, дипломатических связей . Задачи : образовательные – сформировать представления о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством, характеризуя внутреннюю и внешнюю политику, систему управления Древнерусского государства в период его расцвета. Развивающие – развитие навыков групповой, самостоятельной работы, работы с контурной картой, рабочей тетрадью, учебной книгой, историческими документами, дополнительной информацией из Интернета; совершенствование умений сравнивать, сопоставлять полученную информацию, составлять схемы и таблицы, решать проблемы ; развитие артистических способностей. Воспитательные – формирование гражданской и культурной идентичности, нравственных качеств: патриотизма , честности , смелости , гуманности, гордости за свой народ, его исторический выбор, ценностного отношения к знаниям.

Слайд 3

Планируемые результаты урока Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, оценивать исторические события и роль личности в истории, овладевать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками ; Предметные: выявлять предпосылки расцвета Древнерусского государства, овладевать ценностными представлениями о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, объяснять социальную сущность «Русской Правды», устанавливать синхронистические связи истории Руси и стран Европы и Азии, соотносить и систематизировать информацию из разных источников, применять понятийный аппарат исторического знания, расширять опыт оценочной деятельности;

Слайд 4

Метапредметные : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, определять собственное отношение к расцвету Древнерусского государства в период правления Ярослава Мудрого, уметь работать в группах, давать определения понятий, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, записывать в таблицу, составлять схемы, уметь работать с разными источниками информации, анализировать информацию, выделять главную мысль текста, документа, применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач, готовить сообщения, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, представлять результаты своей деятельности;

Слайд 5

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: р абота с документами, таблицей, схемой, контурной картой, рабочей тетрадью. Ответы на вопросы. Устные сообщения. Показ учебного фильма. Самопроверка, взаимопроверка . Технологии обучения: проблемная, критического мышления, здоровьесберегающая , икт. Подходы : системно- деятельностный , компетентностный , дифференцированный. Характер урока : развивающий, проблемный, гуманистический. Тип урока: УИПЗЗ (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Слайд 6

Этапы урока 1. Организационный этап: приветствие , готовность к уроку, проверка рабочих мест учеников, отмечает отсутствующих. 2. Мотивационно-целевой этап. Актуализация. - Вспомните, что мы исследовали на прошлом уроке? - Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал. Годы правления Владимира Святославича : 1) 862-879г 2) 912-945г 3) 980-1015г 4) 1113-1125г 2. Что из названного относится к деятельности князя Владимира? 1) установление полюдья 2) создание оборонительных рубежей на юге Руси 3) борьба с Византией за Д унайскую Болгарию 4) разгром Итиля – столицы Х азарского каганата 3. Соседями Киевской Руси при князе Владимире были: 1) поляки 2) сарматы 3 ) печенеги 4 ) готы 5) авары

Слайд 7

4. Соотнесите даты и события: А . Крещение Руси Б . Мятеж в войсках византийского императора Василия В . Разгром Владимиром ополчения радимичей Г. Гибель Святослава 1 . 972г. - 2 . 984г.- 3. 987г. - 4. 988г.- 5. Причины принятия князем Владимиром Христианства: 1) византийское богослужение было самым красивым 2) христианство исповедовала княгиня Ольга – бабушка князя 3) князь Владимир был женат на византийской принцессе 4) поражение Руси в войне с Византией 5) стремление великого князя сплотить свое государство 6. Одним из последствий крещения Руси было: 1) принятие великим князем короны то римского папы 2) усиление роли волхвов в древнерусском государстве 3) присоединение к русским землям Дунайской Болгарии 4) укрепление связей Руси с Византией (Проверка выполнения заданий)

Слайд 8

Учитель показывает 1000 рублей. Проводит беседу: - Кто изображен на данной купюре? - Как его назвал народ? - Знаете ли вы, что Ярослав заслужил имя государя Мудрого? Историк Н. М. Карамзин писал: «Ярослав заслужил в летописи имя государя Мудрого: не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество…» - Хотели бы вы выяснить это на нашем уроке и узнать , - Почему период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства ? 3. Целеполагание: так о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? На какие вопросы нам предстоит ответить? (дети определяют тему и цель урока, после корректировки ответов учащихся, тема записывается на доске и в тетради). « Русское государство при Ярославе Мудром»

Слайд 9

3. Изучение нового материала. 1) Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Владимир разделил земли между сыновьями. Следует заметить, что он сделал сыновей не независимыми правителями областей, а всего лишь своими наместниками. А после смерти Владимира Святославовича начались усобицы между его сыновьями. - Удалось ли стабилизировать ситуацию в стране? - Какие исторические личности участвовали в данном процессе? Мы с вами обсудим после просмотра фильма ( Компакт Диск ООО Видеостудия «Квадрат» - Ярослав Мудрый, 2003. После просмотра фильма, проводит беседу. - С какой целью князь Владимир отправил 12 сыновей в разные земли Руси? - Каким образом Святополк занял Киевский престол? - Что предпринял Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев? - С помощью каких сил Ярослав и Святополк вели борьбу друг против друга? - Почему Святополк получил прозвище Окаянный? - Почему именно Борис и Глеб стали первыми русскими святыми? - В каком году Ярослав становится полноправным правителем ? (В тетрадь записывают термины: усобицы, политика)

Слайд 10

2) Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого: Мы знаем, что Ярослав заслужил имя государя Мудрого. Показывает книгу – словарь В. И Даля . В толковом словаре приводится несколько значений слова «мудрый »: 1. Основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный. 2. Замысловатый , трудно понятный, мудреный. 3. Сложный , неразгаданный. 4. Хитрый , искусный. - Какое толкование слова «мудрый» больше всего соответствует личности Ярослава Владимировича? Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо провести историческое исследование. - Хотите ? - Разделитесь на 5 групп и выполните задание (10 мин). Группы из 2-х человек, работают с разными источниками информации и используют предложенный учителем иллюстративный материал, затем представляют свою работу .

Слайд 11

1. Первая группа: работает с материалом учебника параграф 7 с. 58, дополнительным материалом и составляет психологический портрет Ярослава Мудрого. - Какие черты характера показались вам наиболее сильными. - Какие черты характера не приемлете ? Почему? ( представляют работу в форме сообщения). 2. Вторая группа: работает с материалом учебника параграф 7, п.2 и дополнительным материалом, анализирует внутреннюю политику Ярослава Мудрого ( представляют работу в схематической форме). 3. Третья группа: работает с дополнительным материалом, фрагментом «Правды Ярослава» на с. 62, 63 учебника, анализирует первый свод законов на Руси. - Какие правила жизни вы узнали из «Правды Ярослава »? - Какие законы вам представляются справедливыми? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 12

- Какие из них вам кажутся не справедливыми? Почему ? ( представляют работу в форме сообщения. В тетрадь записывают термин: «Русская правда» – первый письменный свод законов на Руси). 4. Четвертая группа: работает с материалом учебника параграф 7, п. 3 и дополнительным материалом, анализирует систему управления при Ярославе Мудром ( представляет работу в схематической форме). Внешняя политика Ярослава Мудрого складывалась из военных и дипломатических действий. Большую роль играли династические браки . 5. Пятая группа: работает с материалом учебника параграф 7, п. 4 с.59-61 и дополнительным материалом, анализируя отношения Руси с другими государствами (сильная группа). (представляют свою работу: составляют схему «Династические браки детей Ярослава Мудрого», заполняют таблицу « Внешняя политика Ярослава Мудрого », в тетрадь записывают термин «династический брак».

Слайд 13

3) Проверка выполнения задания. (10 мин) (Заслушивают ответы учеников и обсуждают). - Вернемся к вопросу, какое толкование слова «мудрый», более всего соответствует личности князя? - Почему же правление Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства ? 5. Первичное закрепление знаний. 1) Предлагаю вам сыграть в игру: «Верно - неверно». 1. Ярослав разгромил печенегов, и они перестали совершать набеги на Русь. 2. Он утвердил свою власть на западном берегу Чудского озера и построил там город Юрьев. 3. Он сделал христианство единой государственной религией. 4. При нем монах Антоний основал Киево-Печерский монастырь. 5. Началось создание первого письменного свода законов на Руси.

Слайд 14

6. При нем произошло объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью 7. Князь Ярослав был сыном Святослава. 8. Он открывал новые школы при монастырях, поощрял перевод церковных книг с греческого языка. 9. Ярослав установил размер дани и место ее сбора. 10. Он стремился укрепить положение Руси в Европе с помощью династических браков. Проверка выполнения задания: Ученики читают утверждения с экрана, после чего выполняют самопроверку. 1 - да 6- нет 2 - да 7- нет 3 – нет 8 – да 4 – да 9 – нет 5 – да 1 0 - да

Слайд 15

2) Выполнить задания в рабочей тетради с. 30-31: № 2: проведи соединительные линии в схеме «Управление государством при Ярославе Мудром» № 4: на контурной карте обведите страны, с которыми Русь при Ярославе Мудром была связана династическими браками . ( Выполняют задания, после чего выполняют взаимопроверку, оказывая помощь). 6. Рефлексия. Домашнее задание. 1 ) Что нового вы узнали? 2 ) Что вас удивило? 3 ) Как оцениваете свою работу в группе? 4 ) За что вы можете себя похвалить? 5 ) За что вы можете похвалить одноклассников? Объявляет оценки и домашнее задание.

Слайд 16

Домашнее задание : Параграф 7, с. 56-63. Задание на выбор: 1 – в рабочей тетради выполнить задания № 1, 3, 6 с.29, 31,32. 2 – написать эссе «Ярослав Мудрый: какой он?» 3 – составить сравнительную таблицу «Деятельность русских князей в 9-11 веках».

Слайд 17

УМК по отечественной истории: 1. Учебник Н.М. Арсеньев, А.А. Данилов и др. История России с древнейших времён до начала XVl века часть 1: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. – М: «Просвещение», 2016. 2. Рабочая тетрадь И.А. Артасов , А.А. Данилов и др. История России: рабочая тетрадь для 6 класса общеобразовательных организаций. – М: «Просвещение», 2016 . Литература и Интернет - ресурсы: 1. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до начала ХVI века к УМК Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др.: 6 класс - М.: Изд-во Вако , 2016. – 92-103 с. 2 . Даль В.И. Толковый словарь.- М.: 1962.- 43 с . 3. Карамзин Н.М. Предания веков.- М.: 1988.- 133-134 с. 4. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. - М.: ЭКСМО, 2004. – 32с . 5. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории.- М.: 1992.-29-35с . 6. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России.- М.: 1999.- 43-47с.

Слайд 18

7. Полное собрание русских летописей. СПб.-251-256с . 8. http://www.hrono.info/biograf/index.php 9. Компакт Диск ООО Видеостудия «Квадрат» Учебные фильмы – 30 правителей России (Ярослав Мудрый), 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Конспект урока по истории в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

Конспект урока в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"

Конспект урока по истории России в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"   на уроке использованы приемы технологии критического мышления....

презентация у уроку по истории России "Русское государство при Ярославе Мудром" 6 класс

Презентация к уроку по истории России в 6 классе " Русское государство при Ярославе Мудром"  с применением технологии критического мышления....

Рабочий лист по истории 6 класс «Русское государство при Ярославе Мудром»

Рабочий лист по истории 6 класс «Русское государство при Ярославе Мудром»...