Урок истории в 6 классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему
Урок истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt.docx | 48.82 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.26 МБ |
krossvord.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром».
Цели и задачи урока: 1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
2. продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
3. воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.
Оборудование: карта «Древнерусское государство в IX-XI вв», картина А.Васнецова «Вече в Новгороде», тесты,
Основные понятия: наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)
Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)
Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.
Важнейшие даты: 1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;
1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1030 г. – основание города Юрьева ;
1041 г – союзный договор с Польшей;
1043 г. – неудачный поход на Византию;
1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской
принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.
План урока:
- Организация класса.
- Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»
- Актуализация темы урока, постановка проблемно-познавательного задания (ППЗ).
- Борьба за киевский престол сыновей Владимира.
- Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.
- Власть и законы. “Русская Правда”.
- Личность в истории.
2. Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»
А. Работа с модулем.
- Укажите на карте древние города Киевской Руси.
- Политика первых князей: дата, имя, событие.
- Выберете, какие предметы появляются после крещения Руси.
Б. Задание по карточкам.
В. Беседа с классом:
- когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)
- какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)
- Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.
- Каковы были причины принятия Русью христианства?
- Какое значение имело принятие Русью христианства?
3. Актуализация темы урока, постановка проблемно–познавательного задания (ППЗ).
Учитель: “У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народ назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет.
ППЗ: почему Ярослав – Мудрый; Почему период его правления назван Расцветом Древнерусского государства?” ( Тема урока )
4. Борьба за киевский престол сыновей Владимира.
Учитель обращает внимание детей на раздаточный материал и знакомит с отрывком из “Повести временных лет”. По ходу чтения отрывка на карту крепятся флажки, акцентирующие внимание детей на землях Древней Руси: “ Было у него (Владимира) 12 сыновей… И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нем (в Новгороде) Ярогслава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле”.
Вопрос учителя классу: “Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей?” (Укрепление государства)
В тексте выделено слово “посадил”. Учитель обращает внимание на понятие – посадник. Посадник – назначаемый или выборный глава местной власти. (Понятие записывается в “словарь”, учитель просит подчеркнуть карандашом слова “или выборный” и комментирует, что их смысл будет понятен позднее, при характеристике управления разных земель в период феодальной раздробленности.)
Объяснение учителя по плану:
- Намерение Ярослава не платить дань Киеву.
- Смерть Владимира Красное Солнышко.
- Святополк Окаянный (1015–1019):
происхождение (сын Ярополка – брата Владимира, убитого им);
убийство Бориса и Глеба; Святослава – сыновей Владимира;
битва на реке Альте – победа Ярослава. - Мстислав Удалой и раздел Руси между братьями по реке Днепр.
- Начало единоличного правления Ярослава с 1035(36) года.
В ходе рассказа учителя на доске учителем и в тетрадях учащимися рисуется опорный конспект (рис. 1):
Вопросы учителя классу:
- Почему Ярослав не стал бороться за единоличную власть, а разделил ее с Мстиславом?
- Какие последствия для Древнерусского государства имело участие кочевников (печенегов) в междоусобных княжеских столкновениях?
5. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.
Учитель: “Летописец, рассказывая о личности Ярослава, не оставил нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. О человеке лучше всего говорят его дела. В старину считалось, что человек, имеющий какой-либо физический недостаток, отмечен Богами, и он обязательно наделен еще и умом, особой силой. Князь Ярослав с рождения был хромым. В те времена его многие так и называли Хромцом. Правда, чаще враги, чем обычные люди. Но возможно, деяния великого князя укрепили в народе правоту выражения: «Хромой означает мудрый». С течением времени первое прозвище заменилось вторым. Прожив яркую и достаточно длинную жизнь, умер в 76 лет Ярослав Мудрый.
- Работа с документом. «Из Правды Ярослава» С 54.
Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве?
Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений?
“Если убьет муж мужа, то мстить за убитого отцу, брату, племяннику”( Закон допускает кровную месть, но круг “мстителей” ограничивается). Ярославичи заменили месть вирой. Вира – штраф.
“Если убьет свободный человек свободного…”( Есть свободные и несвободные люди, существует неравенство.)
Работа с понятиями, встречающимися в тексте “Русской правды”:
- Смерд – крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом
- Холоп – разорившийся человек, продавший себя в рабство
- Закуп – крестьянин–смерд, бравший ссуду и вынужденный отрабатывать ее.
- Огнищанин – управляющий хозяйством князя.
- Тиун – управляющий господского дома.
- Вервь – община.
Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? (Община, кровная месть)
Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений? (Социальное расслоение общества)
- Внешняя политика Ярослава Мудрого
Рассказ учителя с опорой на таблицу:
Цели внешней политики | Успехи | Неудачи |
Укрепление южных рубежей страны |
| |
Расширение территории | Земли на западном берегу Чудского озера | |
Укрепление северо-западных рубежей страны | Строительство Юрьева | |
Установление выгодных отношений с государствами Европы | 1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха; 1041 г – союзный договор с Польшей; ряд выгодных династических браков | 1043 г. – неудачный поход на Византию; |
5. Личность в истории.
Учитель приводит два высказывания ученых о деятельности Ярослава и просит сравнить их.
С.М.Соловьев “В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории”.
Н.М. Карамзин “ Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия: не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил свой народ”
Учитель просит учащихся высказать свое личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого; решить ППЗ.
Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого? Расцвет Руси?
(период его правления – время расцвета Руси;
способствовал распространению христианства,
строил церкви, открывал при них школы,
поощрял переводы книг с греческого на славянский,
способствовал образованию монастырей
покупал книги, собрал библиотеку, был образован,
принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава)
Д/з п. 6, даты, понятия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Денежные знаки
ПЛАН УРОКА: Борьба за киевский престол сыновей Владимира. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Власть и законы. “Русская Правда”. Личность в истории.
Задание: -Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрый ? - Почему именно в период правления Ярослава Мудрого происходит Расцвет Древнерусского государства?
«Святые» Борис и Глеб
Внутренняя политика Ярослава: 1 . Распространение образования: а) открытие школ, библиотек при храмах, монастырях; б) перевод книг с греческого на славянский язык; в) покупка книг за границей 2. Распространение христианства: храм Святой Софии в Новгороде и Киеве, Киево-Печёрский монастырь. 3. Градостроитель: г.Тарту (Юрьев), Г.Ярославль . 4 . «Правда Ярослава» - первый письменный свод законов. 5. Система наместничества (посадники). 6. Передача великокняжеской власти по старшинству.
Как изменился Киев при Ярославе.
Храм Святой Софии в Киеве Интерьер собора Святой Софии в Киеве
Киево-Печерский монастырь
«Русская Правда » Ярослава Мудрого – древнейший письменный свод законов. (1016)
Внешняя политика Ярослава: строительство городов-крепостей на юге; разгром печенегов; союз с Польшей; династические браки: Швеция, Польша, Норвегия, Франция, Византия и др.
Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрый? Почему именно в период правления Ярослава Мудрого происходит Расцвет Древнерусского государства? Период правления Ярослава Мудрого – время расцвета Руси; -способствовал распространению христианства, -строил церкви , - открывал при них школы, -поощрял переводы книг с греческого на славянский, -способствовал образованию монастырей -покупал книги , -собрал библиотеку, был образован, -принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава
Предварительный просмотр:
Ярослав Мудрый. | |||||||||||||||||
1 |
|
|
| ||||||||||||||
| |||||||||||||||||
2 |
|
|
|
|
| ||||||||||||
3 |
| ||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
| ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
5 |
|
|
|
| |||||||||||||
По горизонтали: | |||||||||||||||||
1. Размер дани. | |||||||||||||||||
2. Старший дружинник | |||||||||||||||||
4. Начальник народного ополчения | |||||||||||||||||
5. Разорившийся общинник, попавший в долговую кабалу за ссуду. | |||||||||||||||||
По вертикали: | |||||||||||||||||
1. Княжеские раздоры | |||||||||||||||||
3. Наследственное земельное держание | |||||||||||||||||
Ярослав Мудрый. | |||||||||||||||||
1 |
|
|
| ||||||||||||||
| |||||||||||||||||
2 |
|
|
|
|
| ||||||||||||
3 |
| ||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
| ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
5 |
|
|
|
| |||||||||||||
По горизонтали: | |||||||||||||||||
1. Размер дани. | |||||||||||||||||
2. Старший дружинник | |||||||||||||||||
4. Начальник народного ополчения | |||||||||||||||||
5. Разорившийся общинник, попавший в долговую кабалу за ссуду. | |||||||||||||||||
По вертикали: | |||||||||||||||||
1. Княжеские раздоры | |||||||||||||||||
3. Наследственное земельное держание | |||||||||||||||||
Важнейшие даты: 1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;
1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1030 г. – основание города Юрьева ;
1041 г – союзный договор с Польшей;
1043 г. – неудачный поход на Византию;
1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской
принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.
Понятия:
- Смерд – крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом
- Холоп – разорившийся человек, продавший себя в рабство
- Закуп – крестьянин–смерд, бравший ссуду и вынужденный отрабатывать ее.
- Огнищанин – управляющий хозяйством князя.
- Тиун – управляющий господского дома.
- Вервь – община.
- Вира – штраф.
Важнейшие даты: 1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;
1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1030 г. – основание города Юрьева ;
1041 г – союзный договор с Польшей;
1043 г. – неудачный поход на Византию;
1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской
принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.
Понятия:
- Смерд – крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом
- Холоп – разорившийся человек, продавший себя в рабство
- Закуп – крестьянин–смерд, бравший ссуду и вынужденный отрабатывать ее.
- Огнищанин – управляющий хозяйством князя.
- Тиун – управляющий господского дома.
- Вервь – община.
- Вира – штраф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 6 классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром" содержит изучение нового материала. На данном уроке знакомим ребят с внутренней и внешней политикой Ярослава Му...
Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе ...
История России Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Урок в 6 классе.
Урок в 6 классе. История России. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Вид урока: урок изучения нового материала.Форма урока: урок-путешествие.Исполь...
"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром". Урок истории в 6 классе
Цель урока: Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством. Задачиобразовательные:дать представление о личности ...
урок истории по теме: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Данный урок разработан для 6 класса основной школы....
Технологическая карта урока истории в 6 классе. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Урок с использованием системно-деятельностного пдхода....
Разработка урока истории по теме: «Русское государство при Ярославе Мудром»
Разработка урока истории по теме: «Русское государство при Ярославе Мудром»...