Урок истории в 6 классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему

Титова Юлия Владимировна

Урок истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt.docx48.82 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.26 МБ
Файл krossvord.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром».

Цели и задачи  урока: 1. Рассмотреть вопросы об усобицах в  русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.

2. продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.

3. воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Оборудование: карта «Древнерусское государство в IX-XI вв», картина А.Васнецова «Вече в Новгороде», тесты,

Основные понятия: наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)

Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты:  1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;

                                   1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;

                                   1030 г. – основание города Юрьева ;

                                   1041 г – союзный договор с Польшей;

                                   1043 г. – неудачный поход на Византию;

                       1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской

                       принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.  

План урока:

  1. Организация класса.
  2. Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»
  3. Актуализация темы урока, постановка проблемно-познавательного задания (ППЗ).
  4. Борьба за киевский престол сыновей Владимира.
  5. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.
  6. Власть и законы. “Русская Правда”.
  7. Личность в истории.

2. Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»

А. Работа с модулем.

  1. Укажите на карте древние города Киевской Руси.
  2. Политика первых князей: дата, имя, событие.
  3. Выберете, какие предметы появляются после крещения Руси.

Б. Задание по карточкам.

В. Беседа с классом:

  • когда русским государством управлял князь Владимир?  (980-1015 гг)
  • какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)
  • Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.
  • Каковы были причины принятия Русью христианства?
  • Какое значение имело принятие Русью христианства?  

3. Актуализация темы урока, постановка проблемно–познавательного задания (ППЗ).

Учитель: “У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народ назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет.

ППЗ: почему Ярослав – Мудрый; Почему период его правления назван Расцветом Древнерусского государства?” ( Тема урока )

4. Борьба за киевский престол сыновей Владимира.

Учитель обращает внимание детей на раздаточный материал и знакомит с отрывком из “Повести временных лет”. По ходу чтения отрывка на карту крепятся флажки, акцентирующие внимание детей на землях Древней Руси: “ Было у него (Владимира) 12 сыновей… И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нем (в Новгороде) Ярогслава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле”.

Вопрос учителя классу: “Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей?” (Укрепление государства)

В тексте выделено слово “посадил”. Учитель обращает внимание на понятие – посадник. Посадник – назначаемый или выборный глава местной власти. (Понятие записывается в “словарь”, учитель просит подчеркнуть карандашом слова “или выборный” и комментирует, что их смысл будет понятен позднее, при характеристике управления разных земель в период феодальной раздробленности.)

Объяснение учителя по плану:

  1. Намерение Ярослава не платить дань Киеву.
  2. Смерть Владимира Красное Солнышко.
  3. Святополк Окаянный (1015–1019):
    происхождение (сын Ярополка – брата Владимира, убитого им);
    убийство Бориса и Глеба; Святослава – сыновей Владимира;
    битва на реке Альте – победа Ярослава.
  4. Мстислав Удалой и раздел Руси между братьями по реке Днепр.
  5. Начало единоличного правления Ярослава с 1035(36) года.

В ходе рассказа учителя на доске учителем и в тетрадях учащимися рисуется опорный конспект (рис. 1):

Вопросы учителя классу:

  1. Почему Ярослав не стал бороться за единоличную власть, а разделил ее с Мстиславом?
  2. Какие последствия для Древнерусского государства имело участие кочевников (печенегов) в междоусобных княжеских столкновениях?

5. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.

Учитель: “Летописец, рассказывая о личности Ярослава, не оставил нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. О человеке лучше всего говорят его дела. В старину считалось, что человек, имеющий какой-либо физический недостаток, отмечен Богами, и он обязательно наделен еще и умом, особой силой. Князь Ярослав с рождения был хромым. В те времена его многие так и называли Хромцом. Правда, чаще враги, чем обычные люди. Но возможно, деяния великого князя укрепили в народе правоту выражения: «Хромой означает мудрый». С течением времени первое прозвище заменилось вторым. Прожив яркую и достаточно длинную жизнь, умер в 76 лет Ярослав Мудрый.

  1. Работа с документом. «Из Правды Ярослава»  С 54.

Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве?

Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений?

“Если убьет муж мужа, то мстить за убитого отцу, брату, племяннику”( Закон допускает кровную месть, но круг “мстителей” ограничивается).  Ярославичи заменили месть вирой. Вира – штраф.

“Если убьет свободный человек свободного…”( Есть свободные и несвободные люди, существует неравенство.)

Работа с понятиями, встречающимися в тексте “Русской правды”:

  • Смерд – крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом
  • Холоп – разорившийся человек, продавший себя в рабство
  • Закуп – крестьянин–смерд, бравший ссуду и вынужденный отрабатывать ее.
  • Огнищанин – управляющий хозяйством князя.
  • Тиун – управляющий господского дома.
  •  Вервь – община.

Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? (Община, кровная месть)

Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений? (Социальное расслоение общества)

  1. Внешняя политика Ярослава Мудрого

Рассказ учителя с опорой на таблицу:

Цели внешней политики

Успехи

Неудачи

Укрепление южных рубежей страны

  1. возводил на границе города-крепости
  2. наголову разгромил печенегов- прекратились их набеги на Русь (1036г)

Расширение территории

Земли на западном берегу Чудского озера

Укрепление северо-западных рубежей страны

Строительство Юрьева

Установление выгодных отношений с государствами Европы

1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха;

1041 г – союзный договор с Польшей;

ряд выгодных династических браков

1043 г. – неудачный поход на Византию;

5. Личность в истории.

         Учитель приводит два высказывания ученых о деятельности Ярослава и просит сравнить их.

          С.М.Соловьев “В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории”.

          Н.М. Карамзин “ Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия: не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил свой народ”

         Учитель просит учащихся высказать свое личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого; решить ППЗ.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого? Расцвет Руси?

              (период его правления – время расцвета Руси;

                способствовал распространению христианства,

                строил церкви, открывал при них школы,

                поощрял переводы книг с греческого на славянский,

                способствовал образованию монастырей

                покупал книги, собрал библиотеку, был образован,

                принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава)

Д/з п. 6, даты, понятия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Слайд 2

Денежные знаки

Слайд 3

ПЛАН УРОКА: Борьба за киевский престол сыновей Владимира. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Власть и законы. “Русская Правда”. Личность в истории.

Слайд 4

Задание: -Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрый ? - Почему именно в период правления Ярослава Мудрого происходит Расцвет Древнерусского государства?

Слайд 5

«Святые» Борис и Глеб

Слайд 6

Внутренняя политика Ярослава: 1 . Распространение образования: а) открытие школ, библиотек при храмах, монастырях; б) перевод книг с греческого на славянский язык; в) покупка книг за границей 2. Распространение христианства: храм Святой Софии в Новгороде и Киеве, Киево-Печёрский монастырь. 3. Градостроитель: г.Тарту (Юрьев), Г.Ярославль . 4 . «Правда Ярослава» - первый письменный свод законов. 5. Система наместничества (посадники). 6. Передача великокняжеской власти по старшинству.

Слайд 7

Как изменился Киев при Ярославе.

Слайд 8

Храм Святой Софии в Киеве Интерьер собора Святой Софии в Киеве

Слайд 9

Киево-Печерский монастырь

Слайд 10

«Русская Правда » Ярослава Мудрого – древнейший письменный свод законов. (1016)

Слайд 11

Внешняя политика Ярослава: строительство городов-крепостей на юге; разгром печенегов; союз с Польшей; династические браки: Швеция, Польша, Норвегия, Франция, Византия и др.

Слайд 12

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрый? Почему именно в период правления Ярослава Мудрого происходит Расцвет Древнерусского государства? Период правления Ярослава Мудрого – время расцвета Руси; -способствовал распространению христианства, -строил церкви , - открывал при них школы, -поощрял переводы книг с греческого на славянский, -способствовал образованию монастырей -покупал книги , -собрал библиотеку, был образован, -принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава



Предварительный просмотр:

Ярослав Мудрый.

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Размер дани.

2. Старший дружинник

4. Начальник народного ополчения

5. Разорившийся общинник, попавший в долговую кабалу за ссуду.

По вертикали:

1. Княжеские раздоры

3. Наследственное земельное держание

Ярослав Мудрый.

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Размер дани.

2. Старший дружинник

4. Начальник народного ополчения

5. Разорившийся общинник, попавший в долговую кабалу за ссуду.

По вертикали:

1. Княжеские раздоры

3. Наследственное земельное держание

Важнейшие даты:  1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;

                                   1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;

                                   1030 г. – основание города Юрьева ;

                                   1041 г – союзный договор с Польшей;

                                   1043 г. – неудачный поход на Византию;

                       1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской

                       принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.  

Понятия:

  • Смерд – крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом
  • Холоп – разорившийся человек, продавший себя в рабство
  • Закуп – крестьянин–смерд, бравший ссуду и вынужденный отрабатывать ее.
  • Огнищанин – управляющий хозяйством князя.
  • Тиун – управляющий господского дома.
  •  Вервь – община.
  •  Вира – штраф.

Важнейшие даты:  1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;

                                   1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;

                                   1030 г. – основание города Юрьева ;

                                   1041 г – союзный договор с Польшей;

                                   1043 г. – неудачный поход на Византию;

                       1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской

                       принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.  

Понятия:

  • Смерд – крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом
  • Холоп – разорившийся человек, продавший себя в рабство
  • Закуп – крестьянин–смерд, бравший ссуду и вынужденный отрабатывать ее.
  • Огнищанин – управляющий хозяйством князя.
  • Тиун – управляющий господского дома.
  •  Вервь – община.
  •  Вира – штраф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 6 классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром" содержит изучение нового материала. На данном уроке знакомим ребят с внутренней и внешней политикой Ярослава Му...

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе ...

История России Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Урок в 6 классе.

Урок в 6 классе. История России. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Вид  урока: урок изучения нового материала.Форма  урока: урок-путешествие.Исполь...

"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром". Урок истории в 6 классе

Цель урока: Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством. Задачиобразовательные:дать представление о личности ...

урок истории по теме: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Данный урок разработан для 6 класса основной школы....

Разработка урока истории по теме: «Русское государство при Ярославе Мудром»

Разработка урока истории по теме: «Русское государство при Ярославе Мудром»...