Китай в средние века
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Открытый урок по истории средних веков для 7 класса. Тема влючет в себя весь спектр жизни средневекового государства: политическое развитие и формирование государства, экономические реформы и их результаты, религиозное и культурное развитие страны. В разработке представлены задания для опроса домашнего задания. Задания дифференцированные, работы по карточкам, работа с картой. Для удачного проведения урока заранее ученики получают задания и готовят слайды и подборку материалов. Работа учеников групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_kitay_v_sred_veka.docx | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Китайское государство в средние века.
Цель: Рассказать о процессе формирования и развития феодальных отношений в Китае после распада рабовладельческого строя. Объяснить особенности и различия феодальных отношений в Китае.
Задачи: Образовательная: Рассказать о хозяйственном развитии средневекового Китая, получить полное представление о сознании единого централизованного Китайского государства, его общественно-политического строя.
Развивающая: На основе ранее полученных знаний учащихся развить их мыслительную деятельность.
Воспитательная: Особо подчеркнуть начало возникновения религии, особенности развития церкви.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийная доска, компьютеры.
МПС – география, литература, история Казахстана.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Проверка знаний уч-ся.
1 вариант – работа с он-лайн тестом (4 человека);
Тестовое задание для 7 класса по теме «Феодальный строй в Японии».
- Самые крупные феодалы Японии назывались?
А) сёгун; В) даймё; С) микадо; Д) сёэн; Е) буси.
2. Кто такой микадо?
А) император; В)торговец; С) крестьянин; Д) ремесленник; Е) первый министр.
3. Как называется центральный остров Японии?
А) Кюсю; В) Хоккайдо; С) Хонсю; Д) Сикоку; Е) Хирадо.
4. Как назывались обедневшие самураи?
А) буси; В) микадо; С) сёэн ; Д) ронины; Е) синокосё.
5. Кто из японских сёгунов завершил объединение страны?
А) Хидэёси; В) Токугава; С) Нобунага; Д) Токимаса; Е) Еритомо.
6. Почему после объединения страны в Японию был запрещён въезд иностранцев?
А) чтобы не распространялись болезни; В) чтобы не вывозились лучшие японские товары; С) чтобы Япония осталась непознанной страной; Д) чтобы сохранилось феодальное общество; Е) чтобы иностранцы не позаимствовали японские открытия.
7. Какой город Японии был самым богатым в средние века?
А) Осака; В) Эдо; С) Киото; Д) Нара; Е) Сакам.
2 вариант – указать стрелкой соответствие утверждения и термина;
Задание – указать стрелками соответствие утверждения и термина.
Правил, но не управлял Токугава
Первый министр Киото
Военные люди сёгун
Наследственное землевладение микадо
Столица средневековой Японии сёэн
Династия сёгунов правившая 265 лет самурай
3 вариант – устный ответ домашнего параграфа (1 ученик – 1 минута ответа);
4 вариант – работа с контурной картой на мультимедийной доске;
Задания для контурной карты:
А) указать на карте города, которые в разное время были столицей Японии;
Б) очертить район крестьянского восстания 1428 г.;
В) показать район крестьянского восстания 1532 г.
5 вариант - вставьте недостающие данные.
В 1568-….. г.г. движение за объединение страны возглавил феодал Ода ……………… За короткое время он подчинил себе центральный остров …………... А в 1573 г. лишил власти последнего …………. династии Асикага. В 1580 г. ему удалось объединить …………….. Японии. Самый богатый город Японии ……………… тоже был завоёван им. Дело Нобунаги по объединению страны продолжил его соратник Тоётоми ……………... Он установил в стране сильную……………….. В 1598 г. после смерти Хидэёси к власти пришёл …………………. Он завершил объединение страны к ……. г. и получил титул ……………. Сёгуны из династии Токугава правили ……. лет.
Проверка выполнения заданий (все правильные ответы показываются на доске).
3.Объяснение нового материала.
План.
- Визитная карточка Китая.
- Политическое развитие страны.
- Экономика средневекового Китая.
- Культурное наследие страны.
- Религии Китая.
Основные понятия.
1.Визитная карточка: Название государства Китай переводится на русский как «срединное государство». Слово происходит от названия племени киданей, которое правило в северной части государства в то время, когда впервые стали налаживаться контакты страны с европейскими государствами. Марко Поло дал стране название Catai, когда путешествовал в Азию. Так стали называть Северный Китай. Южный Китай, завоеванный к тому времени монголами, Марко Поло назвал «южные варвары» (Manji). В английский язык слово Catai вошло как Cathai.
Сегодня официальное название страны – Китайская народная республика (КНР). Название было изменено в 1949 году с приходом к власти коммунистической партии Китая. Форма правления в стране – социалистическая республика.
Общая численность населения по данным 2011 года – 1, 5 млрд. чел. Это самая большая численность населения отдельно взятой страны в мире. Основную часть населения составляют этнические китайцы (самоназвание – хань) – около 92% населения. Всего в Китае проживают 56 национальностей.
Территория Китая 9 596 960 кв. км (по величине территории Китай уступает только России, США и Канаде). Протяженность сухопутной полосы, без учета островов, 18000 км. В состав Китая входят около 5000 островов. Самые крупные острова Китая – Тайвань и Ханань.
Столица государства – Пекин.
Официальная денежная единица – юань.
Государственный язык – китайский, в Гонконге также говорят на английском, а в Макао на португальском. ( мультимедийной доске представлена карта Китая, иллюстрации и основные изобретения – компас, порох, бумага, шёлк, фарфор, символ страны восходящего солнца Великая китайская стена).
2. Политическое развитие средневекового Китая. Группа работала во главе с Бойко Никитой. На мультимедийной доске группа представили схему-кластер. В схеме указаны правящие династии и их достижения. Империя Тан правила в Китае около 300 лет – с 618 по 907 год. Столицей династии был город Чанань (сегодня Сиань). Наиболее блестящим представителем этой династии был преемник Гаодзу – Тайцзун (626-649). В результате ряда войн Тайцзун значительно расширил границы империи. Территория Китая, считая зависимые, вассальные от императора земли, простиралась на севере до Амура и Хингана, на юге – до Индии и Сиама, на востоке – до Кореи (которую Тайцзун также пытался захватить), на западе – почти до Ирана. Громадная империя при Тайцзуне получила черты сложной бюрократической монархии, управлявшейся многочисленными императорскими чиновниками в центре и на местах.
При Тайцзуне были введены для чиновников специальные знания. Все чиновники были разбиты на девять рангов. Центральное управление окончательно оформилось в виде шесть ведомственных палат или министерств (министерства чинов, налогов, военное, уголовного суда, общественных работ, религиозных церемоний). На местах были назначены губернаторы. Императору удалось превратить в чиновников и местную знать, получавшую благодаря подчинению центру ряд социальных и служебных привилегий.
3. Вторая группа работала над темой – экономического развития страны. При Тайцзуне была произведена поверка прав землевладения, причем значительно был увеличен фон государственных земель, на которых сидели государственные крестьяне, обложенные многими налогами и повинностями. За свой надел крестьяне обязаны были уплачивать налог зерном, налог ремесленными изделиями и, кроме того, выполнять тяжелую государственную барщину от 20 до 50 дней в году. Чиновничья знать получила во владение значительную часть земель, владения отдельных наиболее крупных чиновников превышали в десятки раз владения одной крестьянской семьи.
Танская империя продолжала сохранять положение крупнейшего государства в Азии и при преемниках Тайцзуна. Среди них особенно выделялась покровительница буддизма императрица Ухоу (689-705). В VII-VIII вв. Китай вел интенсивную внешнюю торговлю с Арабским халифатом, Индией, Сиамом и Аннамом. Но в VIII века обнаружился уже глубокий кризис империи Тан. Крестьяне, задавленные налогами, поборами, всякого рода государственными повинностями, нищали и вынуждены были вести самый жалкий образ жизни. Частые эпидемии на почве голода уносили сотни тысяч крестьянских жизней. Группа предложила не только иллюстрации к теме, но и видеофильм путешествия по государственному пекинскому музею фарфора.
4. Китайская культура периода VI-XI вв. была очень хорошо развита. Она значительно превосходила по своему развитию современную ей европейскую культуру во многих отношениях. В Китае практиковалось поливное, частью огородное земледелие. Производство риса, хлопка, чая, шелка-сырца уже тогда являлось основой китайского сельского хозяйства. В Китае добывалось много железа, меди, золота, серебра. Китайское ремесло достигло больших успехов еще в период династии Тан. Китайский фарфор, китайские шелковые и хлопчатобумажные ткани, различные железные и медные изделия составляли вместе с чаем и шелком-сырцом главнейшие предметы китайского экспорта. В Китае в XI века насчитывалось свыше 2 тыс. городов. Некоторые из них, как, например, Кантон и Ханчжоу, имели каждый по одному миллиону жителей.
У китайцев достигла высокая развития наука. Они уже в глубокой древности знали письменность (иероглифическую), они первыми изобрели писчую бумагу. Китайцы первые же начали практиковать книгопечатание, правда, в простейшей его форме – в форме вырезывания книжного текста на деревянных досках и потом отпечатания его на бумаге. В Китае в начале VIII века зародилась официальная правительственная газета «Столичный вестник», просуществовавшая до начала ХХ века.
Китайцы изучали математику, астрономию, географию, историю. Им принадлежит изобретение компаса и пороха. В 754 году в Китае была организована Ханьлинская Академия наук, которая является древнейшим в мире научным учреждением общегосударственного масштаба. Китай славился своими летописями. От одной Сунской империи осталось свыше 500 томов летописей. В Китае были большие библиотеки, содержавшие сотни тысяч рукописей. В ряде городов существовали высшие школы, в которых должны были обучаться будущие государственные чиновники. В экзамены на получение звания мандаринов включалось требование знания, кроме науки о государственном управлении, также философии (главным образом в форме конфуцианства) и литературы. Благодаря большому языковому разнообразию Китая, а также в результате интенсивных связей с соседними странами в Китае большое развитие получила филология, составление словарей, изучение грамматических и синтаксических форм.
Китайская литература уже в раннее средневековье была представлена классическими произведениями. В Танский период особенно выделялись два поэта: Ли Бо (699-762) и Ду Фу (712-770). Первый был автором многочисленных лирических стихотворений, в которых отразил чисто светское, жизнерадостное, эпикурейско-материалистическое мировоззрение. Второй писал более торжественным стилем, перерабатывая в своих поэмах богатый материал народного мифологического и героического эпоса.
Китай в средние века многое сделал для развития архитектуры и изобразительного искусства. Китайские постройки – дворцы, храмы, башни, городские ворота – отличались меньшей громоздкостью по сравнению с индийскими, легкостью и изяществом отделки. Они создавались из самого разнообразного материала – дерева, мрамора, железа. Их украшениями служили богатая резьба, фарфор, золото. Крыши императорских дворцов и домов городских богачей часто покрывались золотыми листами.
Высокого развития в средневековом Китае достигла живопись. Помимо прекрасной станковой живописи большое распространение получило искусство рисунка, гравюры, ксилографии, выжигания по дереву и т.п. Каждый предмет домашнего обихода господствующих классов поражал своим художественным выполнением. Различные изделия из фарфора, бронзы, слоновой кости, дерева и камня создали мировую славу искусству и трудолюбию китайских мастеров-ремесленников, тративших на изготовление отдельных художественных предметов часто годы и даже десятки лет своей жизни. Эта группа показала электронную презентацию и словесную иллюстрацию в виде стихов средневекового Китая.
5. Основные религии Китая – конфуцианство, даосизм и буддизм.
Конфуцианство возникло в 6-5 вв. до н.э. в Китае. Оригинальное название учения – жу. Основатель учения – Конфуций. Конфуцианство поддерживает культ земли и культ предков, а также принимает Небо в качестве высшего начала. Вершина человеческого развития в конфуцианстве – достижение Дао. Дао представляет собой высшую субстанцию, заменяет собой понятие «Бог». Основной идеей конфуцианства является духовно-социальное самосовершенствование человека. Важными считаются образование, постоянное духовное развитие, почитание традиций и установленных в обществе правил. Мораль и этика в конфуцианстве первичны, а религия вторична. Конфуцианство рационально и стремится не только указать человеку путь достижения Дао, но и уделяет внимание политике, этике, общественной жизни, стремлению к идеальному устройству общества. Конфуцианство не содержит учения о происхождении человека, но учит тому, каким с точки зрения морали должен быть человек.
Оформление религиозного даосизма произошло во время поздней династии Хань: Чжан Даолин (34 — 156) основал школу Небесных Наставников 天师 и стал её первым патриархом. Во второй половине II века предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Жёлтых повязок 184—204: Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию в горах провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 и прекратило своё существование.
В литературе (включая китайскую) нередко обсуждается возможность заимствований положений даосизма из индийской философии, или наоборот, перенесения даосизма в Индию и основание там буддизма. Указывается также сходство с китайской философией индийской концепции безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью брахманов. Этот вопрос неоднократно ставился в различных даосских школах. Однако детальное исследование отвергает гипотезу прямого заимствования
Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за пятьсот лет до его рождения. В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, оттеснял её на периферию общественного сознания, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в даосском трактате «Чжуан-цзы» (IV—III вв. до н. э.) говорится о том, что жизнь и смерть — понятия относительные, акцент сделан на жизнь и то, как её следует организовать.
В эпоху Тан правительство поощряло даосизм: в 666 г. была официально признана святость автора древнекитайского трактата – канонического сочинения даосизма Лаоцзы (IV-III вв. до н.э.), в первой половине VIII в. учреждена даосская академия. Одновременно усиливались гонения на буддизм и утверждалось неоконфуцианство, которое претендовало на роль единственной идеологии, обосновавшей общественную иерархию и соотносившей ее с понятием личного долга. Группа учащихся продемонстрировала созданный ими видеофильм и представила интересную информацию.
Заключительное слово учителя.
История средневекового Китая представляет собой калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и очень скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной, оформившийся в танскую и сунскую эпохи. Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все прочие державы мира.
Но и китайское общество не было свободно от противоречий. И если побудительными мотивами крестьянских восстаний часто оказывались религиозно-мистические убеждения или национально-освободительные идеалы, они как правило тесно переплетались с требованиями социальной справедливости. Можно сказать, что китайское общество не было таким замкнутым и жестко организованным, как, например, индийское. Предводитель крестьянского восстания в Китае мог стать императором, а простолюдин, выдержавший государственные экзамены на чиновничью должность, мог начать головокружительную карьеру.
Закрепление пройденного материала. Написать пятистишие со словом Китай.
Д/З парг. 26 вопрос 1.
Подведение итогов урока.
КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 акимата города Сарани»
Разработка открытого урока по всемирной истории по теме «Китайское государство в средние века». 7 класс.
Подготовила
учитель истории
Надёжкина М.Ю..
Сарань
2012 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Китай в Средние века. Презентация к уроку истории в 6 классе.
Данная презентация предназначена для изучения политических, культурных и общественых сфер жизни Средневекового Китая. Презентация разработана на основе УМК Агибалова Е. В., Донской Г. М. "История сред...
Календарно - тематическое и поурочное планирование курса.«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»,6 класс,Программа В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. История. Средние века, 6 класс. 28 ч., 2 ч. в неделю.
КТП составлено с позиции ФГОС ООО. ...
Китай в Средние века.
Китай в Средние века....
Китай, Япония, Африка в средние века.
Представлен алгоритм изучения данной темы, задания для самостоятельной работы по группам. Задания составлены в соответствии с материалом учебника История средних веков, авторы Бойцов М.А., Шукур...
Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"
Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...
Презентация у уроку истории "Китай в средние века" 6 класс
_____________________________________...
Разработка урока по Истории Средних веков "Средневековая Азия : Индия, Китая, Япония", 6 класс
В документе представлен урок по Истории Средних веков....