Разработка урока по Истории Средних веков "Средневековая Азия : Индия, Китая, Япония", 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс)

В документе представлен урок по Истории Средних веков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Тема: Средневековая Азия: Индия, Китай и Япония.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: Создать условия для формирования представлений о средневековых государствах Азии, особенностях развития и основных достижениях их культуры.

Задачи: Образовательные- выявить общее и различия данных стран, научиться сопоставлять государства средневековой Азии: Индия, Китай, Япония;  

                 Развивающие- совершенствовать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать развитию умения находить в тексте необходимую информацию.

                 Воспитательные- продолжить формирование уважительного отношения к культуре разных стран и народов, воспитать умение слушать, уважать мнение других людей.

Планируемые предметные результаты: научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути Индии, Китая, Японии; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; описывать памятники истории и культуры Индии, Китая, Японии.

Метапредметные УУД

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные результаты: имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

Оборудование:  слайдовая презентация, компьютер, проектор,  раздаточный материал, рабочие листы.

Структура урока:

  1. Организационный этап
  2. Актуализация знаний
  3. Введение в тему. Сообщение темы урока. Определение целей урока.
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление
  6. Рефлексия и подведение итогов
  7. Домашнее задание


Ход урока.

  1. Организационный этап

Добрый день уважаемые гости урока. Здравствуйте, ребята!  Я надеюсь на вашу поддержку и верю, что у нас с вами на уроке сегодня все получится.

Еще в древности  китайцы признавали большую роль изучения истории. Они говорили «Не забывай прошлого, оно учитель будущего»

Вы уже обратили внимание, что парты наши необычно стоят, а это значит, что мы работаем в группах.

Напомните мне, пожалуйста, правила работы в группе- работаем тихо, не перебиваем, выслушиваем мнение каждого участника группы.

Сегодня на уроке мы работаем с вами в рабочих листах, в которых будем выполнять задания и делать некоторые записи. Номера заданий указаны в листах, не забывайте делать свои пометки. Оценивайте выполнение каждого задания. В конце урока вы сможете получить результат вашей работы на уроке, посчитать количество заданий, с которыми вы справились,  и выставить себе оценку.  

  1. Актуализация знаний

Ребята, а Что мы изучали На прошлом уроке? ( изучали научные открытия и изобретения )

 Я буду зачитывать утверждение, если вы согласны, ставьте «+», если не согласны ставьте «-», если сомневаетесь знак «?» Отмечать будем в рабочих листах, для начала подпишите Фамилию, имя, класс.

1-Алхимики занимались поиском «философского камня» +

2-мельницы и механические часы изобрели в Средневековье +

3-домна – печка для выпечки хлеба (для металла) -

4-Христофор Колумб открыл Америку (1492) +

5-Иоганн Гуттенберг изобрел компас (изобрел книгопечатание 1456 г.) –

А теперь посмотрим правильные ответы на экране. За каждый правильный ответ можете поставить 1 балл. Посчитайте количество правильных ответов и поставьте полученные баллы в нужной строке. Максимально 5 баллов.

  1. Введение в тему. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

На экране представлены предметы.

Китай(чашка)    Индия (шахматы)    Япония(меч)

-Ребята, О чем говорят нам эти предметы? Они связаны с темой нашего урока. (о странах востока Индия, Китай, Япония)

-В какой части света находятся эти государства? (Азии)

 - Хорошо! Значит, мы будем говорить об Азии, а в какой период? (Средние века)

 - Замечательно! Тогда как будет звучать тема нашего урока?

Давайте запишем  тему урока в рабочий лист.

Объявление темы урока: Средневековая Азия: Индия, Китай и Япония. (дети записывают в рабочий лист)

-А что мы уже знаем с вами об этих странах? Из истории древнего мира?

Китай- великая китайская стена, иероглифы, компас, бумага, порох

Индия-касты, священное животное корова

Япония-??? Значит информация об этом государстве для нас сегодня будет новой.

 - Ребята, а теперь попытайтесь сформулировать цель нашего урока. О чем мы можем сегодня узнать, что будем изучать?  (Познакомиться с историей этих стран в эпоху средневековья, как они развивались, узнать их достижения)

- Молодцы! Да, вы правы. Цель нашего урока познакомиться с историей, особенностями развития и достижениями стран средневековой Азии.  

Проблемный вопрос: в чем различия и что общего между государствами востока в средние века?

- Действительно, народы, проживавшие за пределами Европы, развивались в средние века крайне неравномерно. И каждый народ имел как свои примечательные особенности, так и общие черты развития.

  1. Изучение нового материала

Работа с картой. На экране карта.

Кто хочет выйти у карте и показать нам государства, которые мы сегодня изучаем?

-Что объединяет эти страны? ( Географическое положение- Азия, восток и близость  друг к другу)

А сегодня мы с Вами закрепим наши знания и познакомимся со страной Япония.

У вас в рабочих листах есть таблица, которую мы будем заполнять с вами. Вы получите исторические источники, дополнительные тексты по теме. Договоритесь сразу кто будет в вашей группе капитаном. В таблице 5 заданий, капитану нужно распределить эти задания между всеми участниками группы, работаем в парах. Каждая пара по своему вопросу находит информацию в тексте, заполняет свою строчку, затем вы обсуждаете полученные результаты, заполняете у себя в таблице оставшиеся строчки. Капитан готовится к представлению результата работы вашей группы, а так же заполняет оценочный лист. Вписывает фамилии ребят и какую оценку можно поставить за работу в группе.

А вот о каком государстве вы будите искать информацию, вам подскажут ребусы, которые нужно разгадать. Переверните листы и посмотрите.

1- Инд, касты, Будда, Шахматы, индуизм

2  - Великая стена, Конфуций, Янцзы, поднебесная империя, Цинь Шихаун,

3 - Страна восходящего солнца, островное государство, самурай.

Итак, правильно. 1 группа- Китай, 2 группа- Индия, 3 группа- Япония.

Работают с текстами в группе.

Время на работу с текстом вышло, приступайте к обсуждению и заполнению своей таблицы.

Итак, время вышло, команды готовы.

Физминутка

А перед выступлением групп отдохнем и познакомимся с базовыми упражнениями  гимнастики цигун, которая пришла с Древнего Китая.

  1. Танцующий дракон- приседания с последующим полным выпрямлением коленей, описывать полуокружности сначала в одну сторону, потом в другую. Выполняем пять раз.
  2. Танцующая змея — нужно встать ровно, сложить руки за головой, максимально развести локти, а затем медленно вращать бедрами сначала в одну сторону пять раз, затем в другую.
  3. Летающий дракон —сначала нужно свести плечи максимально вперед, затем поднять их и отвести назад.  Выполняем так же пять раз.

Ну а теперь приступаем к представлению результатов команд.

1.Название государства- КИТАЙ

2.Основные занятия жителей

Земледелие, торговля, ремесло.        

3.Названия государств или династий средневековья        

Династия Тан, Династия Сун, Монгольское государство        

4.Титулы, которые носили правители 

Император, хан

5.Религия       

Буддизм

6.Достижения в науке и образовании        

Вывели более 70 сортов риса; научились печатать книги раньше европейцев, выходила ежедневная газета «Столичный вестник»; порох, ружья, металлические пушки, компас, фарфор; школа для чиновников

7.Достижения в литературе и искусстве

Буддийские храмы – пагоды, развитие поэзии, живопись «горы и воды», «цветы и птицы».

Ребята, давайте посмотрим все ли удалось правильно выполнить 1 группе? Посмотрите на экран.

Как мы оценим работу этой группы? Какую оценку мы могли бы им поставить? За каждый правильный вопрос участники группы ставят себе 1 балл и записывают в соответствующей строчке ниже после первой таблицы. Максимально 6 баллов.

Отлично, спасибо! А что же скажет капитан команды? Удалось ли вам оценить работу каждого участника вашей группы? Хорошо, в конце урока вы сдадите эти листы и получите оценку за работу в группе.

Участники 2 и 3 группы сейчас заполните, пожалуйста, в своих рабочих листах таблицу по Китаю. Заполняем только первые 5 строчек, так как достижения в науке и искусстве вы будите заполнять на следующем уроке в качестве проверки домашнего задания.

1.Название государства- ИНДИЯ

2.Основные занятия жителей

 Земледелие, торговля, ремесло.     

3.Названия государств или династий средневековья        

    70 самостоятельных княжеств; Делийский султанат        

4.Титулы, которые носили правители   

Раджа, султан

5.Религия     

Буддизм

6.Достижения в науке и образовании        

Выращивали рис, пряности, тыкву, арбузы, дыни, апельсины, разводили хлопчатник, сахарный тростник, тутовые деревья, обрабатывали слоновую кость, создавали посуду тонкой чеканки, ткани из хлопка. Использовали десятиричную систему счисления, умели производить действия с дробями, вычислять площадь фигур и объем тел. В ряде городов существовали обсерватории. Делали сложные операции, используя для этого более 200 хирургических инструментов.

7.Достижения в литературе и искусстве

Архитектура отличалась разнообразием, в том числе храмы высекали в скалах. Архитектурным шедевром являются буддийские храмы в Аджанте. Стены расписывали фресками, помещения украшали рельефами, статуями и искусной резьбой. Художники писали миниатюры, портреты.

Ребята, давайте посмотрим все ли удалось правильно выполнить 2 группе? Посмотрите на экран.

Как мы оценим работу этой группы? Какую оценку мы могли бы им поставить? За каждый правильный вопрос участники группы ставят себе 1 балл и записывают в соответствующей строчке.

Отлично, спасибо! А что же скажет капитан команды? Удалось ли вам оценить работу каждого участника вашей группы? Не забудьте заполнить оценочный лист работы в группе.

Участники 1 и 3 группы сейчас заполните, пожалуйста, в своих рабочих листах таблицу по Индии. Заполняем только первые 5 строчек, так как достижения в науке и искусстве вы будите заполнять на следующем уроке в качестве проверки домашнего задания.

1.Название государства- ЯПОНИЯ

2.Основные занятия жителей

Мореплавание,  рыболовство, земледелие        

3.Названия государств или династий средневековья        

 Нарская империя.  Сёгунат  

4.Титулы, которые носили правители    

Император, сёгун        

5.Религия    

Буддизм

6.Достижения в науке и образовании        

Существовали школы, в том числе для девушек; изобрели японское письмо, основанное на китайской письменности (иероглифы обозначали буквы и слоги). Считали, что образованный человек должен уметь слагать стихи, рисовать и играть на музыкальных инструментах    

7.Достижения в литературе и искусстве

Возник японский театр. Был создан особый жанр театрального представления, когда записывался только сюжет, а актеры сами по ходу представления придумывали свои движения и тексты. Главная тема искусства – природа и единение человека с ней.

Ребята, давайте посмотрим все ли удалось правильно выполнить 3 группе? Посмотрите на экран.

Как мы оценим работу этой группы? Какую оценку мы могли бы им поставить? За каждый правильный вопрос участники группы ставят себе 1 балл и записывают в соответствующей строчке.

Отлично, спасибо! А что же скажет капитан команды? Удалось ли вам оценить работу каждого участника вашей группы? Не забудьте заполнить оценочный лист работы в группе.

Участники 1 и 2 группы сейчас заполните, пожалуйста, в своих рабочих листах таблицу по Японии. Заполняем только первые 5 строчек, так как достижения в науке и искусстве вы будите заполнять на следующем уроке в качестве проверки домашнего задания.

  1. Закрепление

Игра крестики-нолики. В рабочих листах вам нужно отметить х-да, 0-нет

1. В начале XIII века в Китай вторглись племена монголов. (Да)

2. В Индии пользовались десятеричной системой счисления.(Да)

3. В VII - VIII веках в Японии возникла Нарская монархия. (Да)

4.Япония располагается на одном острове. (Нет)

5.  В Китае пейзажи называли «горы и воды».(Да)

6.Индийский князь – хан. (нет)

7. Японский дворянин – граф.(Нет)

8. Китайские и японские иероглифы, абсолютно, непохожи. (Да)

9.Индия в VI-VII веках была единым государством. (Нет)

1. х

2. х

3. х

4. 0

5. х

6. 0

7. 0

8. х

9. 0

Посмотрим правильные ответы на экране. Поставьте количество баллов, которое вы получили за это задание. Количество баллов- это количество правильных ответов. Максимально 9 баллов.

Решение проблемного вопроса. Открыть карту.

Хоть все они близко, но каждая страна самобытна и уникальна.

Общее- религия, занятия, завоевания монголов

Разное- правители, достижения

МНОГО ОБЩЕГО В АЗИАТСКИХ СТРАНАХ, НО ПРИ ЭТОМ ОНИ ОСТАЮТСЯ САМОБЫТНЫМИ. САМАЯ ЯРКАЯ СТРАНА С БОЛЬШИМИ НАУЧНЫМИ И КУЛЬТУРНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ – ЭТО КИТАЙ. ЕГО СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА ОСТАВАЛИСЬ НЕИЗМЕННЫМИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ИНДИЯ, ОСЛАБЛЕННАЯ МЕЖДОУСОБНЫМИ ВОЙНАМИ, СТАЛА ЛЁГКОЙ ДОБЫЧЕЙ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ. НО БЛАГОДАРЯ КАСТОВОМУ СТРОЮ И РЕЛИГИИ СОХРАНИЛА СВОИ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ.

ЯПОНИЯ ИСПЫТАЛА БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ КИТАЯ НА КУЛЬТУРУ И ХОЗЯЙСТВО. Островное государство.

  1. Рефлексия.

Продолжите мою фразу

-Оказывается

-Мне было интересно

-Меня удивило

-Мне захотелось

-А что не получилось и почему?

-Каких знаний не хватило?

А теперь вернемся к вашим рабочим листам. Посчитайте количество полученных баллов за все задания. Напоминаю о памятке в конце рабочего листа по переведу баллов в оценку. Поставьте себе оценку за работу на уроке сегодня. Поднимите руки кто получил оценку 5, кто оценку 4. Похлопайте себе, вы большие молодцы. На следующем уроке мы разберем с вами задания,  с которыми не все справились. Сложите рабочие листы в одну стопку- оценочные листы за работу в группе в другую, я проверю и выставлю оценки.

 Напоминаю, что за работу в группе каждый из вас получает сегодня еще одну оценку. А на следующем уроке мы с вами заполним строчки по достижениям в качестве проверки домашнего задания на оценку.

 

Критерии оценки-

«5»- 18-20 баллов

«4»- 15-17 баллов                            

«3»- 12-14 баллов    

Записываем Домашнее задание. Показываю на экране.

На оценку «5»- параграф 31, ответить на вопросы к документу на стр.263 письменно и составить синквейн. Памятка по составлению синквейна у вас есть в электронном дневнике и в рабочих тетрадях.

На оценку «4»- параграф 31, составить синквейн.

На оценку «3»- параграф 31.

Спасибо за урок!!!!  Сегодня у нас с вами все получилось!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Разработка урока по истории Средних веков . 6 класс

  Тема урока:  Католическая церковь:  путь к вершине могущества. Ознакомить  учащихся с новыми понятиями: индульгенция, католическая церковь, православная  церковь, отлучение от церкви, анафема, путь ...

Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке

Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке...

Тест по странам Азии (Индия, Китай, Япония)

Работа составлена в виде диктанта. Как правило проводится как итоговая работа. Организовать можно в парах работу. Предварительно страны разбирались тоже по группам. В каждую группу входят учащиеся , к...

Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе на тему: «Христианская церковь в раннее Средневековье»

Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе на тему: «Христианская церковь в раннее Средневековье»...

Разработка урока по истории средних веков 6 класс

Разработка урока по истории средних веков 6 класс...

Конспект урока по теме: Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония

Конспект урока по теме: Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония...