Разработка урока по Истории Средних веков "Средневековая Азия : Индия, Китая, Япония", 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
6 класс
Тема: Средневековая Азия: Индия, Китай и Япония.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о средневековых государствах Азии, особенностях развития и основных достижениях их культуры.
Задачи: Образовательные- выявить общее и различия данных стран, научиться сопоставлять государства средневековой Азии: Индия, Китай, Япония;
Развивающие- совершенствовать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать развитию умения находить в тексте необходимую информацию.
Воспитательные- продолжить формирование уважительного отношения к культуре разных стран и народов, воспитать умение слушать, уважать мнение других людей.
Планируемые предметные результаты: научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути Индии, Китая, Японии; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; описывать памятники истории и культуры Индии, Китая, Японии.
Метапредметные УУД
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Личностные результаты: имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий
Оборудование: слайдовая презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал, рабочие листы.
Структура урока:
- Организационный этап
- Актуализация знаний
- Введение в тему. Сообщение темы урока. Определение целей урока.
- Изучение нового материала
- Закрепление
- Рефлексия и подведение итогов
- Домашнее задание
Ход урока.
- Организационный этап
Добрый день уважаемые гости урока. Здравствуйте, ребята! Я надеюсь на вашу поддержку и верю, что у нас с вами на уроке сегодня все получится.
Еще в древности китайцы признавали большую роль изучения истории. Они говорили «Не забывай прошлого, оно учитель будущего»
Вы уже обратили внимание, что парты наши необычно стоят, а это значит, что мы работаем в группах.
Напомните мне, пожалуйста, правила работы в группе- работаем тихо, не перебиваем, выслушиваем мнение каждого участника группы.
Сегодня на уроке мы работаем с вами в рабочих листах, в которых будем выполнять задания и делать некоторые записи. Номера заданий указаны в листах, не забывайте делать свои пометки. Оценивайте выполнение каждого задания. В конце урока вы сможете получить результат вашей работы на уроке, посчитать количество заданий, с которыми вы справились, и выставить себе оценку.
- Актуализация знаний
Ребята, а Что мы изучали На прошлом уроке? ( изучали научные открытия и изобретения )
Я буду зачитывать утверждение, если вы согласны, ставьте «+», если не согласны ставьте «-», если сомневаетесь знак «?» Отмечать будем в рабочих листах, для начала подпишите Фамилию, имя, класс.
1-Алхимики занимались поиском «философского камня» +
2-мельницы и механические часы изобрели в Средневековье +
3-домна – печка для выпечки хлеба (для металла) -
4-Христофор Колумб открыл Америку (1492) +
5-Иоганн Гуттенберг изобрел компас (изобрел книгопечатание 1456 г.) –
А теперь посмотрим правильные ответы на экране. За каждый правильный ответ можете поставить 1 балл. Посчитайте количество правильных ответов и поставьте полученные баллы в нужной строке. Максимально 5 баллов.
- Введение в тему. Сообщение темы урока. Определение целей урока.
На экране представлены предметы.
Китай(чашка) Индия (шахматы) Япония(меч)
-Ребята, О чем говорят нам эти предметы? Они связаны с темой нашего урока. (о странах востока Индия, Китай, Япония)
-В какой части света находятся эти государства? (Азии)
- Хорошо! Значит, мы будем говорить об Азии, а в какой период? (Средние века)
- Замечательно! Тогда как будет звучать тема нашего урока?
Давайте запишем тему урока в рабочий лист.
Объявление темы урока: Средневековая Азия: Индия, Китай и Япония. (дети записывают в рабочий лист)
-А что мы уже знаем с вами об этих странах? Из истории древнего мира?
Китай- великая китайская стена, иероглифы, компас, бумага, порох
Индия-касты, священное животное корова
Япония-??? Значит информация об этом государстве для нас сегодня будет новой.
- Ребята, а теперь попытайтесь сформулировать цель нашего урока. О чем мы можем сегодня узнать, что будем изучать? (Познакомиться с историей этих стран в эпоху средневековья, как они развивались, узнать их достижения)
- Молодцы! Да, вы правы. Цель нашего урока познакомиться с историей, особенностями развития и достижениями стран средневековой Азии.
Проблемный вопрос: в чем различия и что общего между государствами востока в средние века?
- Действительно, народы, проживавшие за пределами Европы, развивались в средние века крайне неравномерно. И каждый народ имел как свои примечательные особенности, так и общие черты развития.
- Изучение нового материала
Работа с картой. На экране карта.
Кто хочет выйти у карте и показать нам государства, которые мы сегодня изучаем?
-Что объединяет эти страны? ( Географическое положение- Азия, восток и близость друг к другу)
А сегодня мы с Вами закрепим наши знания и познакомимся со страной Япония.
У вас в рабочих листах есть таблица, которую мы будем заполнять с вами. Вы получите исторические источники, дополнительные тексты по теме. Договоритесь сразу кто будет в вашей группе капитаном. В таблице 5 заданий, капитану нужно распределить эти задания между всеми участниками группы, работаем в парах. Каждая пара по своему вопросу находит информацию в тексте, заполняет свою строчку, затем вы обсуждаете полученные результаты, заполняете у себя в таблице оставшиеся строчки. Капитан готовится к представлению результата работы вашей группы, а так же заполняет оценочный лист. Вписывает фамилии ребят и какую оценку можно поставить за работу в группе.
А вот о каком государстве вы будите искать информацию, вам подскажут ребусы, которые нужно разгадать. Переверните листы и посмотрите.
1- Инд, касты, Будда, Шахматы, индуизм
2 - Великая стена, Конфуций, Янцзы, поднебесная империя, Цинь Шихаун,
3 - Страна восходящего солнца, островное государство, самурай.
Итак, правильно. 1 группа- Китай, 2 группа- Индия, 3 группа- Япония.
Работают с текстами в группе.
Время на работу с текстом вышло, приступайте к обсуждению и заполнению своей таблицы.
Итак, время вышло, команды готовы.
Физминутка
А перед выступлением групп отдохнем и познакомимся с базовыми упражнениями гимнастики цигун, которая пришла с Древнего Китая.
- Танцующий дракон- приседания с последующим полным выпрямлением коленей, описывать полуокружности сначала в одну сторону, потом в другую. Выполняем пять раз.
- Танцующая змея — нужно встать ровно, сложить руки за головой, максимально развести локти, а затем медленно вращать бедрами сначала в одну сторону пять раз, затем в другую.
- Летающий дракон —сначала нужно свести плечи максимально вперед, затем поднять их и отвести назад. Выполняем так же пять раз.
Ну а теперь приступаем к представлению результатов команд.
1.Название государства- КИТАЙ | |
2.Основные занятия жителей | Земледелие, торговля, ремесло. |
3.Названия государств или династий средневековья | Династия Тан, Династия Сун, Монгольское государство |
4.Титулы, которые носили правители | Император, хан |
5.Религия | Буддизм |
6.Достижения в науке и образовании | Вывели более 70 сортов риса; научились печатать книги раньше европейцев, выходила ежедневная газета «Столичный вестник»; порох, ружья, металлические пушки, компас, фарфор; школа для чиновников |
7.Достижения в литературе и искусстве | Буддийские храмы – пагоды, развитие поэзии, живопись «горы и воды», «цветы и птицы». |
Ребята, давайте посмотрим все ли удалось правильно выполнить 1 группе? Посмотрите на экран.
Как мы оценим работу этой группы? Какую оценку мы могли бы им поставить? За каждый правильный вопрос участники группы ставят себе 1 балл и записывают в соответствующей строчке ниже после первой таблицы. Максимально 6 баллов.
Отлично, спасибо! А что же скажет капитан команды? Удалось ли вам оценить работу каждого участника вашей группы? Хорошо, в конце урока вы сдадите эти листы и получите оценку за работу в группе.
Участники 2 и 3 группы сейчас заполните, пожалуйста, в своих рабочих листах таблицу по Китаю. Заполняем только первые 5 строчек, так как достижения в науке и искусстве вы будите заполнять на следующем уроке в качестве проверки домашнего задания.
1.Название государства- ИНДИЯ | |
2.Основные занятия жителей | Земледелие, торговля, ремесло. |
3.Названия государств или династий средневековья | 70 самостоятельных княжеств; Делийский султанат |
4.Титулы, которые носили правители | Раджа, султан |
5.Религия | Буддизм |
6.Достижения в науке и образовании | Выращивали рис, пряности, тыкву, арбузы, дыни, апельсины, разводили хлопчатник, сахарный тростник, тутовые деревья, обрабатывали слоновую кость, создавали посуду тонкой чеканки, ткани из хлопка. Использовали десятиричную систему счисления, умели производить действия с дробями, вычислять площадь фигур и объем тел. В ряде городов существовали обсерватории. Делали сложные операции, используя для этого более 200 хирургических инструментов. |
7.Достижения в литературе и искусстве | Архитектура отличалась разнообразием, в том числе храмы высекали в скалах. Архитектурным шедевром являются буддийские храмы в Аджанте. Стены расписывали фресками, помещения украшали рельефами, статуями и искусной резьбой. Художники писали миниатюры, портреты. |
Ребята, давайте посмотрим все ли удалось правильно выполнить 2 группе? Посмотрите на экран.
Как мы оценим работу этой группы? Какую оценку мы могли бы им поставить? За каждый правильный вопрос участники группы ставят себе 1 балл и записывают в соответствующей строчке.
Отлично, спасибо! А что же скажет капитан команды? Удалось ли вам оценить работу каждого участника вашей группы? Не забудьте заполнить оценочный лист работы в группе.
Участники 1 и 3 группы сейчас заполните, пожалуйста, в своих рабочих листах таблицу по Индии. Заполняем только первые 5 строчек, так как достижения в науке и искусстве вы будите заполнять на следующем уроке в качестве проверки домашнего задания.
1.Название государства- ЯПОНИЯ | |
2.Основные занятия жителей | Мореплавание, рыболовство, земледелие |
3.Названия государств или династий средневековья | Нарская империя. Сёгунат |
4.Титулы, которые носили правители | Император, сёгун |
5.Религия | Буддизм |
6.Достижения в науке и образовании | Существовали школы, в том числе для девушек; изобрели японское письмо, основанное на китайской письменности (иероглифы обозначали буквы и слоги). Считали, что образованный человек должен уметь слагать стихи, рисовать и играть на музыкальных инструментах |
7.Достижения в литературе и искусстве | Возник японский театр. Был создан особый жанр театрального представления, когда записывался только сюжет, а актеры сами по ходу представления придумывали свои движения и тексты. Главная тема искусства – природа и единение человека с ней. |
Ребята, давайте посмотрим все ли удалось правильно выполнить 3 группе? Посмотрите на экран.
Как мы оценим работу этой группы? Какую оценку мы могли бы им поставить? За каждый правильный вопрос участники группы ставят себе 1 балл и записывают в соответствующей строчке.
Отлично, спасибо! А что же скажет капитан команды? Удалось ли вам оценить работу каждого участника вашей группы? Не забудьте заполнить оценочный лист работы в группе.
Участники 1 и 2 группы сейчас заполните, пожалуйста, в своих рабочих листах таблицу по Японии. Заполняем только первые 5 строчек, так как достижения в науке и искусстве вы будите заполнять на следующем уроке в качестве проверки домашнего задания.
- Закрепление
Игра крестики-нолики. В рабочих листах вам нужно отметить х-да, 0-нет
1. В начале XIII века в Китай вторглись племена монголов. (Да)
2. В Индии пользовались десятеричной системой счисления.(Да)
3. В VII - VIII веках в Японии возникла Нарская монархия. (Да)
4.Япония располагается на одном острове. (Нет)
5. В Китае пейзажи называли «горы и воды».(Да)
6.Индийский князь – хан. (нет)
7. Японский дворянин – граф.(Нет)
8. Китайские и японские иероглифы, абсолютно, непохожи. (Да)
9.Индия в VI-VII веках была единым государством. (Нет)
1. х | 2. х | 3. х |
4. 0 | 5. х | 6. 0 |
7. 0 | 8. х | 9. 0 |
Посмотрим правильные ответы на экране. Поставьте количество баллов, которое вы получили за это задание. Количество баллов- это количество правильных ответов. Максимально 9 баллов.
Решение проблемного вопроса. Открыть карту.
Хоть все они близко, но каждая страна самобытна и уникальна.
Общее- религия, занятия, завоевания монголов
Разное- правители, достижения
МНОГО ОБЩЕГО В АЗИАТСКИХ СТРАНАХ, НО ПРИ ЭТОМ ОНИ ОСТАЮТСЯ САМОБЫТНЫМИ. САМАЯ ЯРКАЯ СТРАНА С БОЛЬШИМИ НАУЧНЫМИ И КУЛЬТУРНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ – ЭТО КИТАЙ. ЕГО СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА ОСТАВАЛИСЬ НЕИЗМЕННЫМИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ИНДИЯ, ОСЛАБЛЕННАЯ МЕЖДОУСОБНЫМИ ВОЙНАМИ, СТАЛА ЛЁГКОЙ ДОБЫЧЕЙ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ. НО БЛАГОДАРЯ КАСТОВОМУ СТРОЮ И РЕЛИГИИ СОХРАНИЛА СВОИ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ.
ЯПОНИЯ ИСПЫТАЛА БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ КИТАЯ НА КУЛЬТУРУ И ХОЗЯЙСТВО. Островное государство.
- Рефлексия.
Продолжите мою фразу
-Оказывается
-Мне было интересно
-Меня удивило
-Мне захотелось
-А что не получилось и почему?
-Каких знаний не хватило?
А теперь вернемся к вашим рабочим листам. Посчитайте количество полученных баллов за все задания. Напоминаю о памятке в конце рабочего листа по переведу баллов в оценку. Поставьте себе оценку за работу на уроке сегодня. Поднимите руки кто получил оценку 5, кто оценку 4. Похлопайте себе, вы большие молодцы. На следующем уроке мы разберем с вами задания, с которыми не все справились. Сложите рабочие листы в одну стопку- оценочные листы за работу в группе в другую, я проверю и выставлю оценки.
Напоминаю, что за работу в группе каждый из вас получает сегодня еще одну оценку. А на следующем уроке мы с вами заполним строчки по достижениям в качестве проверки домашнего задания на оценку.
Критерии оценки-
«5»- 18-20 баллов
«4»- 15-17 баллов
«3»- 12-14 баллов
Записываем Домашнее задание. Показываю на экране.
На оценку «5»- параграф 31, ответить на вопросы к документу на стр.263 письменно и составить синквейн. Памятка по составлению синквейна у вас есть в электронном дневнике и в рабочих тетрадях.
На оценку «4»- параграф 31, составить синквейн.
На оценку «3»- параграф 31.
Спасибо за урок!!!! Сегодня у нас с вами все получилось!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"
Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....
Разработка урока по истории Средних веков . 6 класс
Тема урока: Католическая церковь: путь к вершине могущества. Ознакомить учащихся с новыми понятиями: индульгенция, католическая церковь, православная церковь, отлучение от церкви, анафема, путь ...
Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке
Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке...
Тест по странам Азии (Индия, Китай, Япония)
Работа составлена в виде диктанта. Как правило проводится как итоговая работа. Организовать можно в парах работу. Предварительно страны разбирались тоже по группам. В каждую группу входят учащиеся , к...
Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе на тему: «Христианская церковь в раннее Средневековье»
Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе на тему: «Христианская церковь в раннее Средневековье»...
Разработка урока по истории средних веков 6 класс
Разработка урока по истории средних веков 6 класс...
Конспект урока по теме: Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония
Конспект урока по теме: Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония...