КОНСПЕКТ урока по Новой истории для 7 класса ДУХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРЕОБРАЗУЕТ ЭКОНОМИКУ
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

 

Программа: Программа общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. М., Просвещение  2007г. ( Под редакцией Л.А.Соколовой)

Учебник:  Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 10 изд. – Просвещение, 2005.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_po_novoj_istorii_dlya_7_klassa.zip29.84 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема:  ДУХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРЕОБРАЗУЕТ ЭКОНОМИКУ

Программа: Программа общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. М., Просвещение  2007г. ( Под редакцией Л.А.Соколовой)

Учебник:  Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 10 изд. – Просвещение, 2005.

Автор: Клипикова Ирина Николаевна, учитель истории  Муниципального общеобразовательного казенного учреждения «Устьперская основная общеобразовательная школа» Свободненского района Амурской области.

Цели урока:

1. Образовательные:

  1. познакомить учащихся с новыми процессами, происходившими в экономике европейских стран в раннее Новое время;
  1. показать причины возникновения мануфактур;
  2. довести до понимания учащихся, что мануфактура – капиталистическое предприятие и признак нового хозяйственного уклада (капиталистического);
  3. ввести новые исторические понятия, опираясь на ранее изученные и известные учащимся термины и понятия.

2. Развивающие:

  1. продолжить работу по  развитию логического  мышления учащихся;

 внимательности;

  1. формировать умение выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, использовать ранее полученные знания для приобретения новых, работать с учебником, выделять главное в тексте, конспектировать, образно излагать исторический материал.
  2. развивать познавательный интерес учащихся.

3. Воспитательные:

  1. воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке;

Возможная личностно-значимая проблема. Содержание урока позволяет понять некоторые проблемы в развитии современного общества: роль свободного рынка и банков в обществе.

      Приемы деятельности учителя: объяснение, беседа, образное повествование, комментирование иллюстраций, использование межкурсовых связей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: 

1.Опорные листы для записи материала урока  по теме «Дух предпринимательства преобразует экономику».

2. А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1913. Выпуск 1. М.: Просвещение 2007

3.Карта «Великие географические открытия».

4. Презентация по теме «Дух предпринимательства преобразует экономику».

Литература:

1. Агибалова   Е.В., Донской Г.М. История средних веков: Учеб.для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М.Донской; Под ред. А.а.Сванидзе. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

2.Агибалова   Е.В., Донской Г.М. История средних веков: Учеб.для 6 кл. сред.шк.  / Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 1987.

 Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 10 изд. – Просвещение, 2005.

3. Слезкина О.,Оловянная рука… Повесть о Гутенберге. М., 1956. 

4.Соловьев К.А. Поурочные разработки по новой истории: 8 класс. – М.: ВАКО, 2006

5. Школьная энциклопедия «Руссика». История Нового времени.16-18 вв. – М.; Олма-Пресс Образование, 2003.

6. Юдовская А.Я., Л.М.Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1913. В 2-х выпусках. М.: Просвещение 2007

7. Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 10 изд. – Просвещение, 2005.

Электронные пособия: Бердник С. Учителю истории. Методические материалы. DVD. Благовещенск 2007

Урок имеет ряд особенностей:

  1. изучение нового строится на актуализации межкурсовых  связей, на основе использования имеющихся знаний по истории Средневековья, тем «Великие географические открытия», «Человек Нового времени» и др.;
  2.  работа над понятиями заключается не только во введении новых слов, но и в углублении уже известных понятий и терминов («рынок», «банк», «ремесленная мастерская»; «экономика»);
  3. большой объем довольно сложного учебного материала может быть изложен только при рациональном распределении времени на уроке, чему помогает использование заранее приготовленных для каждого ученика печатных опорных листов  (Приложение 1);
  4. часть нового материала дается учащимся в виде индивидуальных и групповых  домашних заданий (Приложение 2).

                                                       

                                                             ХОД УРОКА

                    Этапы урока. Слово учителя. Ответы и выступления учащихся.

Этапы

Содержание

Примечание

Оргмомент.

    1 мин.

Повторение.

    10 мин.
























































Сообщение новых знаний.

  25 мин.




































































Физминутка

   1мин.




























































































































Домашнее задание.

Оценка работы.

3 мин.

  1. Проверка готовности.


2.Опрос по темам предыдущих уроков. Подведение к получению новых знаний.

      -Мы начали изучение Новой истории. Понятие «Новая» не случайно, ведь в это время  появляются новые изобретения, совершаются новые открытия, главным героем становится новый человек. Этот период истории приходит на смену Средним векам. Сам термин «Новое время» возник в 15 веке в Италии, когда в Европе начинается  «эпоха пробуждения умов», когда появились люди, способные по-другому взглянуть на мир и объяснить явления природы. Эти люди стали чаще покидать свои родные места из-за любопытства и интереса и из-за хозяйственной выгоды. Благодаря этому стали возможны Великие географические открытия – одно из главных событий Нового времени. Большая заслуга в этом принадлежит стране, где «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин капитаном»? Назовите и покажите ее на карте.


    -Португалия.


    -Назовите имена знаменитых мореплавателей и покажите их пути на карте.

  - Генрих  Мореплаватель,  Бартоломеу Диаш, Васко да Гама и др.

   - В результате этих экспедиций европейцы вышли в мировой океан, открыли новый морской путь в Индию и другие страны Востока. Теперь у многих жителей Европы появилась возможность превратиться в людей, о которых говорили «мешок с перцем». Что означает это выражение?

   -Богатый человек.

   - В поисках новых морских путей европейцам пришлось преодолеть  «море Мрака». Покажите его на карте.

   -Атлантический океан.



   - Об одном из  великих мореплавателей, преодолевшем «море Мрака»  В.Гюго сказал: « Есть несчастные люди, __________ не может написать свое имя на своем открытии». Кто этот человек?

     - Х.Колумб.

    -Что это за открытие?


    - Центральная Америка и северное побережье Южной Америки – новые земли, ранее не известные европейцам.

Но сам Колумб об этом не знал, и новый материк вначале стали называть Вест-Индией (Западной Индией).

     -Позднее другой мореплаватель Америго Веспуччи скажет: «Эти земли следует называть Новым Светом», и на открытии, сделанном  Колумбом, останется его имя.

     В Новое время у людей появились и  новые ценности:

достижение богатства, личный успех. У них появилась новая цель - разбогатеть. Для того чтобы ее добиться, нужно не бояться рисковать, обладать духом предпринимательства. А о том, как это изменило экономику европейских стран, мы узнаем сегодня.


   Тема:  ДУХ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРЕОБРАЗУЕТ ЭКОНОМИКУ.

  - Объясним значение  понятий, заключенных в теме.

 ( Слово «предпринимательство» объясняется учеником по словарю, а  уже известное понятие «экономика» повторяется).

          План:

1. «Все продается на рынке…»

2.Развитие мировой торговли.

3.Биржи и банки.

4.Мануфактура – предприятие нового типа.

       В процессе работы мы узнаем:

  1. Что означают выражения «лавки завоевывают мир», и « пожирают города».
  2. Какой город стал «воротами Европы».
  3. Что казалось «малым миром, в котором соединялись все части большого».
  4. Где можно было «купить ветер».
  5. Какое слово в переводе с латинского означает «сделанное руками».



1. «Все продается на рынке…»

   -Рынки появляются еще в средние века, но в 15-16 веках становятся неотъемлемой частью любого города.

РАССКАЗ УЧЕНИКА: «На рыночной площади, в рядах, где продавалось мясо, рыба и зелень, было оживление. Городские хозяйки в сопровождении  служанок ходили от прилавка к прилавку, высматривая кусок пожирнее, а рыбу покрупнее. Знатные дамы щеголяли длинными шлейфами, рукавами до самой земли и высоченными головными уборами. Каждая выхвалялась перед другой своей знатностью, богатством... Огромное количество попрошаек наполняло рынок. Нищие выставляли напоказ значки, полученные ими от городского совета на право испрашивать подаяние. Убогие и калеки, не нуждаясь ни в каком разрешении, клянчили на разные голоса: «Пода-а-айте христа ради!» Тут же толкались оборванные школяры. Сердобольные горожанки  подавали им куски хлеба, за что те пели священные гимны. Школа помещалась здесь же, на площади. Звонкие детские голоса выкрикивали за своими учителями псалмы по-латыни. Ветер нес их дальше, смешивал с ревом ослов и перебранкой продавцов с покупателями. Глашатай в толпе выкрикивал заманчивым голосом названия вин, предлагая отведать из его кружки рейнского или мозельского. Банщики пронзительно зазывали людей в баню. Старьевщики выхваляли свое добро.

     Все это людское месиво гудело, шумело, кричало».

РАССКАЗ УЧЕНИКА: «Торговля  обогащала города,  и городские власти покровительствовали ей, строго наказывая  нечестных торговцев .Власти следили за тем, чтобы монеты не были испорчены, чтобы в таверне порция еды и питья отпускалась по заведенной мере. В каждом торговом городе имелись образцы принятых в нем мер и весов, которые хранились под особым контролем. За  плату они разрешали приезжим купцам сверить их меры с теми, что были приняты в  городе. Обманы  могли нанести ущерб городскому правительству, так как пошлины на ввозимый товар были важнейшим источником пополнения городской казны. Использование неправильных мер приравнивалось к воровству и строго наказывалось. Нарушителей подвергали штрафу, а чужакам запрещали торговать в этом городе. В  городах Германии в XIV—XVI вв. булочников, выпекавших хлеб меньшего, чем положено, веса, сажали в клетку, подвешивая к сооружению, похожему на колодезного журавля и установленного на берегу реки. Эту клетку периодически опускали в реку так, чтобы вода покрывала жулика с головой. Частота и продолжительность погружений зависела от допущенного им недовеса».

(Приложение 3).

   -С торговлей на рынках соперничали лавки, располагавшиеся  в первых этажах городских домов. Но изделия в них продавали не сами ремесленники, как в Средние века, а профессиональные торговцы. Современники отмечали, что «лавки завоевывают мир», «пожирают города». Французский посол в Лондоне в 1763 году писал, что его просто «выставили» из снимаемого им дома, так как на этом месте хотели построить лавку, и он жаловался в письме на трудность найти  жилье за умеренную плату, потому что многие дома сносились с той же целью.

      Не напоминает ли это вам то, что происходит в жизни наших городов сейчас?

2.Развитие мировой торговли.

 -После  Великих географических открытий начинает налаживаться мировая торговля.


РАССКАЗ УЧЕНИКА: «После географических открытий центрами мировой торговли стали Голландия и Англия. Голландский город Антверпен в 16 веке «поглотил торговлю других городов», он стал «воротами Европы», через которые непрерывно проходили заморские товары.

     Сначала купцы торговали поодиночке. 

Но морская торговля была делом рискованным, и это    заставляло купцов объединяться в торговые компании. Вначале такая компания была семейным товариществом  родственников, затем в них стали принимать  чужаков.


Некоторые крупные компании, занимавшиеся международной торговлей, добивались для себя права на монополию.

Например, созданная в Англии Ост-Индская компания имела монополию на ввоз в страну перца, а Московская компания - монополию на торговлю с Россией.По ходу рассказа делаются записи на опорном листе. (Приложение 1).

ВЫВОД: В начале нового времени налаживается международная торговля, которая давала   прибыли и позволяла накапливать огромные состояния. Куда шла часть этих денег? На биржи и в банки.

        3.Биржи и банки.

    -Что же такое биржа? Какую роль она играла в жизни города? Почему на бирже можно было «купить и продать ветер». Ответы на эти вопросы вы найдете в тексте учебника. (Самостоятельная работа по учебнику «Новая история» с.37-38 и запись определения на опорном листе).


БИРЖА – место для заключения сделок.


ВЫВОД: Биржи были местом, где встречались для заключения сделок купцы, банкиры, заказчики и поставщики разных стран, говорившие на разных языках, и поэтому она казалась «малым миром, в котором соединялись все части большого». Биржи способствовали росту торговли,  но они были и тем местом, где можно было «купить и продать ветер».

    - Создание торговых компаний, банков и бирж стало признаком развития рыночного хозяйства. Осталось узнать о том, как изменилось производство.

        4.Мануфактура – предприятие нового типа.

      - С развитием торговли, ростом населения  в Европе и колониях увеличивается спрос на изделия ремесел. Того, что производили ремесленники в своих мастерских, уже не хватало. Почему?

      Вспомним, что собой представляло ремесленное производство в средние века. Помогут нам ребята, которые выполняли это задание дома. (Ученики называют признаки ремесленной мастерской по первой колонке таблицы  задания № 16. на стр.15 в рабочей тетради).

ВЫВОД: ремесленное производство было мелким и не позволяло выпускать достаточное количество изделий.

    -Поэтому появляется новый тип предприятия – мануфактура. (Вторая группа учащихся называет признаки мануфактуры по второй колонке таблицы  задания № 16. на стр.15 в рабочей тетради, после чего все остальные учащиеся делают краткие записи в свои рабочие тетради по слайдам).



 ВЫВОД: Мануфактура — это предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение  труда. Само слово мануфактура — в переводе с латинского языка означает «сделанное руками».




    -Появление этих предприятий стало возможно благодаря тому, что богатые предприимчивые купцы, разбогатевшие на торговле, стали вкладывать свои деньги в производство изделий, пользующихся спросом. Средства, вкладываемые в производство с целью извлечения прибыли, - это капитал. 

 Запишем.  

КАПИТАЛ -- средства, вкладываемые в производство с целью извлечения прибыли,



  Значит, производство, в которое вкладывается капитал, называется капиталистическим. Таким типом предприятия  и является мануфактура. Запишем.


МАНУФАКТУРА - крупное капиталистическое предприятие, на котором применяется ручной труд и существует разделение труда.



Владелец такого производства – капиталист.

Произведенные товары поступают на рынок, продаются, а полученные средства вновь вкладываются в производство, т.е. превращаются в капитал. Развитие мануфактур является признаком рождения капитализма — общества, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве. Запишем.

КАПИТАЛИЗМ - общество, основанное на частной собственности и рыночном хозяйстве.




    Как  создавались  предприятия нового типа? Какое еще условие необходимо для работы мануфактуры? Об этом вы узнаете, выполнив домашнее задание (§4, задание 18 в рабочей тетради и индивидуальные задания по следующей теме). С новыми понятиями мы будем еще много раз встречаться на уроках, поэтому их нужно выучить.


























Слайд № 2




Слайд № 3

Слайд № 4






Слайд № 5



Слайд № 6







Слайд № 7



Слайд № 8




Слайд № 9










Слайд № 10



Слайд № 11

Слайд  №12


Слайд № 13





Слайд № 14














Слайд№15

























Слайд№16













































Слайд №17


Слайд №18









Слайд № 19












Слайд № 20























Слайд № 21









Слайд № 22




Слайды № № 23, 24, 25, 26, 27










Слайд № 28



Слайд № 29

Слайд № 30















Слайд № 30

Слайд № 31

Приложение 2.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ К ДАННОМУ УРОКУ

 ЗАДАНИЕ 1. Рассказ ученика о городском рынке.

«На рыночной площади, в рядах, где продавалось мясо, рыба и зелень, было оживление. Городские хозяйки в сопровождении  служанок ходили от прилавка к прилавку, высматривая кусок пожирнее, а рыбу покрупнее. Знатные дамы щеголяли длинными шлейфами, рукавами до самой земли и высоченными головными уборами. Каждая выхвалялась перед другой своей знатностью, богатством...

Огромное количество попрошаек наполняло рынок. Нищие выставляли напоказ значки, полученные ими от городского совета на право испрашивать подаяние. Убогие и калеки, не нуждаясь ни в каком разрешении, клянчили на разные голоса: «Пода-а-айте христа ради!»

Тут же толкались оборванные школяры. Сердобольные горожанки  подавали им куски хлеба, за что те пели священные гимны. Школа помещалась здесь же, на площади. Звонкие детские голоса выкрикивали за своими учителями псалмы по-латыни. Ветер нес их дальше, смешивал с ревом ослов и перебранкой продавцов с покупателями.

Глашатай в толпе выкрикивал заманчивым голосом названия вин, предлагая отведать из его кружки рейнского или мозельского. Банщики пронзительно зазывали людей в баню. Старьевщики выхваляли свое добро.

Все это людское месиво гудело, шумело, кричало».

 

                       Слезкина О., Оловянная рука… Повесть о Гутенберге. М., 1956

ЗАДАНИЕ 2. Рассказ ученика о правилах торговли на рынке.

 «Торговля  обогащала города,  и городские власти покровительствовали ей, строго наказывая  нечестных торговцев.

Власти следили за тем, чтобы монеты не были испорчены, чтобы в таверне порция еды и питья отпускалась по заведенной мере. В каждом торговом городе имелись образцы принятых в нем мер и весов, которые хранились под особым контролем. За  плату они разрешали приезжим купцам сверить их меры с теми, что были приняты в  городе. Обманы  могли нанести ущерб городскому правительству, так как пошлины на ввозимый товар были важнейшим источником пополнения городской казны.

Использование неправильных мер приравнивалось к воровству и строго наказывалось. Нарушителей подвергали штрафу, а чужакам запрещали торговать в этом городе. В  городах Германии в XIV—XVI вв. булочников, выпекавших хлеб меньшего, чем положено, веса, сажали в клетку, подвешивая к сооружению, похожему на колодезного журавля и установленного на берегу реки. Эту клетку периодически опускали в реку так, чтобы вода покрывала жулика с головой. Частота и продолжительность погружений зависела от недовеса, который он допустил».

   К.А.Соловьев. Поурочные разработки по новой истории:    8 класс. – М.: ВАКО, 2006

ЗАДАНИЕ 3. Прочитать  материал пункта «Развитие мировой торговли» § 4 , ответить на вопросы и заполнить схему и таблицы.

 

                                  ЦЕНТРЫ мировой торговли

         ___________________                     _______________________

Какой город называли «воротами Европы» ?  ______________________

МОНОПОЛИЯ – _______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Пример (Англия)

Название компании

Какую монополию имела

ВЫВОД: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. Задание на повторение по материалам учебника «История средних веков» (может быть групповым или парным).

Прочитать в  § 13 «Формирование средневековых городов» пункт  4 «Мастерская ремесленника» (стр.109), найти признаки ремесленной мастерской и заполнить первую колонку таблицы задания № 16   в рабочей тетради на странице 15.

ЗАДАНИЕ 5. Задание  по материалам учебника «Новая история».

 Прочитать  в § 4 «Дух предпринимательства преобразует экономку»

пункт «Мануфактура-предприятие нового типа» стр. 39-40, найти признаки мануфактуры и заполнить вторую колонку таблицы задания № 16   в рабочей тетради на странице 15.

                                                                                                                                      Приложение 1.

           ОПОРНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ЗАПИСЕЙ  СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ

 Подобные листы по курсу «Новая история.7 класс» составлены для каждой темы урока, собраны в своеобразную рабочую тетрадь-папку, которая имеется у каждого ученика и представляет для него схему  конспекта. Это позволяет значительно сэкономить время урока,  делает запись наглядной и читаемой, дает возможность ученику  на последующих уроках построить по данному конспекту рассказ.

Дата_____________

Тема: ДУХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРЕОБРАЗУЕТ ЭКОНОМИКУ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - _________________________________________________

_____________________________________________________________________________

      1.  В 15-16 веках  происходит  рост рынков в городах Европы.

  1. После  Великих географических открытий начинает налаживаться мировая торговля.

                                         ЦЕНТРЫ мировой торговли

             _______________________             ________________________

Антверпен - ____________________________

МОНОПОЛИЯ - ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Пример (Англия)

Название компании

Какую монополию имела

        3. В 17 веке почти каждый город имел свою биржу.

БИРЖА - _____________________________________________________________________

4.  Появляется новый тип предприятия.

МАНУФАКТУРА-_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

КАПИТАЛ_____________________________________________________________________

КАПИТАЛИСТ________________________________________________________________

КАПИТАЛИЗМ________________________________________________________________

ВЫВОД: __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по новой истории в 7 классе

Тема: "Рождение новой европейской науки" Урок изучения нового материала...

конспекты уроков по Новой истории 8 класс

учебник Юдовской уроки № 1- 7...

Конспект урока по новейшей истории. 9 класс. Тема: "Установление тоталитарных режимов в Европе"

Урок разработан с применением технологии прблемного обучения.Урок преследует следующие цели:Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Е...

Презентация по истории нового времени 7 класс "Дух предпринимательства преобразует экономику"

Презентация по истории нового времени 7 класс "Дух предпринимательства преобразует экономику"...

Методическая разработка урока истории для 7 классов Дух предпринимательства преобразует экономику.

Урок посвящен теме зарождения слоя предпринимателей в начале Нового времени в Европе. Учащиейся узнают как Великие географические открытия повлияли на социальные изменения в европейских странах, науча...

Конспект урока по новой истории в 7 классе Эпоха Возрождения

Цель урока: ознакомление учащихся с главными идеями и ценностями эпохи Возрождения....