Урок-концерт к Дню Победы
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Проводится на основе собранных ребятами материалов исследовательской работы "Моя семья в годы Великой Отечественной войны". Использованы видеоматериалы и песни Великой Отечественной в виде записей и самостоятельного исполнения учащихся. Проводиловь как открытое общеучилищное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_istorii.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ НПО «Профессиональное училище № 31»

Тема : « Урок памяти, посвящённый  победе  советского народа в Великой Отечественной войне»

   Методическая разработка

   открытого урока по предмету «История»

Преподаватель:           Е. В. Даценко

                             п. Редкино

 

                                  2010 г.

                   

 Содержание.

1.Пояснительная записка                                     1

2.Материально-техническое оснащение            1

3.Межпредметная связь                                       1            

4. Методические рекомендации по изучению   2

темы «Урок Памяти, посвящённый победе

советского народа в Великой Отечественной

войне.»

5.Сценарий                                                            4    


              Пояснительная записка.

Тема  подвига наших дедов и прадедов в годы Великой Отечественной войны актуальна не только в юбилейные годовщины. Это одна из основополагающих тем для воспитания уважения к своей истории, любви к своей Родине и своей семье, осознания себя частью историко-культурной общности – гражданин России.

Уроку  предшествовал длительный подготовительный период, во время которого учащиеся собирали материал о своей семье в годы Великой Отечественной войны, о земляках-героях. При музее училища начали оформлять «Книгу Памяти». Работа направлена на гражданско-патриотическое воспитание, формирование и развитие социально-значимых ценностей учащейся молодёжи, воспитание любви к Родине, готовности к защите своего Отечества.

Материально-техническое оснащение.

  1. Плакаты о Великой Отечественной войне.

  1. Презентация и оборудование для её демонстрации.

  1. «Книга Памяти» (исследовательские работы ребят).

  1. Листовка-поздравление.

Межпредметная связь.

  1. История Тверского края

  1. Литература

  1. Эстетика.

                                           

Методические рекомендации по изучению темы «Урок Памяти, посвящённый победе советского народа в Великой Отечественной войне.»

Цель урока 

патриотическое воспитание, воспитание уважения и гордости к героическим страницам истории своей страны и своей семьи.

Тип урока – урок-концерт

План урока

1.Организационный момент. Вступительное слово преподавателя..

2.Проведение урока в соответствии со сценарием.

                                         

Сценарий.

 СЛАЙДЫ + на фоне песни «В лесу прифронтовом»

Ведущий:

Я зарастаю памятью,

 Как лесом зарастает пустошь.

И птицы-память по утрам поют,

 И ветер-память по утрам гудит,

Деревья-память целый день лепечут.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возращает образы и множит…

И память –снег летит и пасть не может.

Ведущий: Течёт река времени, 65 лет прошло с того дня, когда началась эта страшная война. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой день 22 июня пстался не проста как роковая дата, но и как рубеж отсчёта 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны, долгих дней и ночей до Победы.

Песня «До свидания мальчики»

Ведущий: От советского информбюро   «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов нашми города6 Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие.

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим, зазнавшимся врагом. .. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами..».

« Мяли танки тёплые хлеба.

И горела как свеча изба.

Шли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног.

Как не стало на земле дорог.

Но тогда на жадног врага

Ополчились нивы и луга,

Разъярился даже горицве

Дерево и то стреляло вслед.

Ночью партизанили кусты

И взлетали, как щепа мосты.

Шли с погоста деды и отцы,

Пули подавали мертвецы,

И, косматые, как облака,

Врукопашную пошли века.

Шли солдаты бить и перебить,

Как ходили бить и перебить,

Как ходили раньше молотить.

Смерть предстала им не в высоте,

А в крестьянской древней пустоте.

Та, что пригорюнилась , как мать,

Та, которой нам не миновать,

Затвердело сердце у земли.

А солдаты шли, и шли, и шли.

Шла Урала тёмная руда,

Шли, гремя, железные стада,

Шёл Смоленщины дремучий бор,

Шёл худой зазубренный топор.

Шли пустые тусклые поля,

Шла большая русская земля.

Ведущая: Эта ужасная война унесла более 26 миллионов жизней. Это они, наши деды и прадеды отстояли свою Родину и наше с вами право на жизнь в битвах за Москву, в сражении за Сталинград, под Курском и Орлом, под Севастополем и Ленинградом и ещё в тысячах больших и малых сражений…

Песня

«Он вчера не вернулся из боя»

« Мы были всякими. Но, мучаясь,

Мы понимали: в наши дни

Нам выпала такая участь,

Что пусть завидуют они.

Они нас выдумают мудрых,

Мы будем строги и прямы,

Они прикрасят и припудрят,

И всё-таки пробьёмся мы!

Но людям родины единой

Едва ли им дано понять,

Какая иногда рутина

Вела нас жить и умирать.

И пусть я покажусь им узким

И их всесветность оскорблю,

Я – патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете/

Что дымным ветром на песках…

И где ещё найдёшь такие

Берёзы, как в моём краю!

Я б сдох , как пёс от ностальгии,

В любом кокосовом раю.»

Автор этого стихотворения – Павел Коган, ушёл на фронт добровольцем, окончив курсы переводчиков, возглавлял разведгруппу, погиб 23 сентября 1942 года в бою за Новороссийск.

Ведущий: Кто они, герои, завоевавшие мир, прошедшие ад страшной войны. Это наши с вами деды и прадеды. Каждый год ребята проводят исследовательскую работу, выясняют, что пережили близкие в эти годы.

«Я не видел войны, я родился значительно позже,

Я её проходил и читал про неё с детских лет.

Сколько книг про войну, где как будто бы очень похоже,

Есть и это , и то, только самого главного нет.

Я не верю певцам, на экранах украшенных светом,

Я не верю в кино, там, в кино, как-то очень цветно.

Кто всерьёз воевал, почему-то не любит об этом,

Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.

Звучит песня.

«Десятый наш десантный батальон»

(Ведущий: Из исследовательских работ наших ребят: (Далее текст о своих ветеранах читают ребята, выполнявшие поисковую работу)

М.  Андрей : « В нашей семье воевал родной брат деда – Николай. Он ушёл на фронт добровольцем в 18 лет, был танкистом. Последнее письмо пришло из Польши 24 декабря 1944 года, он ждал генерального наступления и скорого конца войны. Но вернуться было не суждено».

Ш.  Руслан « Мой праде Алексей Владимирович перед войной закончил ремесленное училище, на фронт ушёл добровольцем, дошёл до Берлина и вернулся к семье».

С.  Сергей « Мой дедушка прошёл всю войну, был радистом. А бабушка работала на победу в тылу – она была в трудовой армии, копала противотанковые рвы  под Москвой, работала на лесоповале…»

К.  Алиса « Мой прадед в 17 лет поступил в военное училище, потом попал на фронт. Командовал ротой разведки, воевал под Сталинградом… «

Кузьмин Алексей « Мой прадед ушёл на фронт в первую неделю войны. Дошёл до Берлина. Считался пропавшим безвести. В 70-е годы во время поездки ребят  и директора средней школы № 1   п. Редкино в Германию его имя нашли на плите братской могилы. Н не дожил до победы всего одну неделю, погиб 2 мая 1945 г. На улице Берлина»

Звучит песня «Тёмная ночь»

Щ.  Ярослав « Один мой прадед погиб в боях подо Ржевом., а второй пропал безвести, последняя весточка пришла из-под Ярославля»

М.  Антон « Один мой прадед был партизаном-подпольщиком и в 1942 году расстрелян фашистами. Второй прадед считался пропавшим безвести. В прошлом году мы узнали, что его останки нашли и торжественно захоронили ребята из поискового отряда. Он погиб в 1944 в Западной Украине»

Л.  Катя «Один из моих прадедов воевал на Ленинградском фронте и пропал безвести. Второй воевал в разветроте, дошёл до Варшавы, был тяжело ранен и комисован»

О. Павел «Мой прадед Михаил Андреевич прошёл войну радистом, воевал с 1942 по октябрь 1945, был тяжело ранен, врачи сказали, что спасло его просто чудо»

                                                          7

О.  Маша « Мой прадед воевал в артиллерии , был тяжело ранен, в 1943 году его комиссовали, он стал инвалидом. Вся семья была на бабушке. А она работала в тылу – сначала делала морские мины, потом пекла хлеб»..

Песня  «В землянке»

Ведущий: если  памяти каждого погибшего будет посвящена одна минута молчания – страна должна молчать 40 лет…

Ведущий: 9 мая – что это значит? Победа! Праздничный салют над Москвой. Дошли, дожили! Ощущение удивительного единения, как будто вся страна сделала очень глубокий вдох, задержала дыхание на пять долгих лет войны, и вот сегодня все одновременно выдохнула.

В первый раз за всё это время не скрывая слёз, не стыдясь их. Этот праздник нельзя забыть никому и никогда. Такой всеобщей радости и ликования не было больше никогда, но радость эта была разделена надвое: жизнь и спасение, кровь и слёзы.

Где роса от крови сырая,

Где зрачки пулемётов свирепо глядят,

В полный рост , над окопом переднего края,

Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина…Тишина… не во сне – наяву.

И сказал пехотинец: - Отмаялись, баста!-

И, приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток.

И нагнулся солдат, и к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые –

Подмосковье в снегах, и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребёнок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая колючий плетень.

За плечами рыдала страна молодая,

Предвещая солнечный день.

Песня: «Братские могилы»

И в День Победы, нежный и туманный,

Когда заря, как зарево, красна,

Вдовою у могилы безымянной

Хлопочет запоздалая весна.

Она с колен подняться не спешит,

Дохнёт на почку и траву погладит.

И бабочку с плеча на землю ссадит,

И первый одуванчик распушит.

Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Урок-концерт "Песни огненных лет"

Данный урок является реализацией проекта в рамках программы по литературе по теме "Песни огненных лет".В методической разработке представлены:план-конспект урокасценарийвидеоролик (см. видеозапись)пре...

Урок- концерт по литературе "Широкая Масленица" (5 класс)

Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных текстов;знакомство с календарно- обрядовой поэзией русского устного народного тво...

Презентация к уроку- концерту по литературе "Широкая Масленица" (5 класс)

Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных текстов;знакомство с календарно- обрядовой поэзией русского устного народного тво...

Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....

Конспект урока литературы в 11 классе (Урок-концерт, посвященный жанру авторской песни )

Тема урока: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» Цель урока:  познакомить с жанром авторской песни, изучить историю жанра,  определить место авторской песни  в развити...

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...