Методические аспекты конструирования и спользования исторических игр.
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Болдырева Анна Владимировна

 

« Методические  аспекты  конструирования  и использования  учебных  исторических  игр».

 

                                                            «Игра – это создание типичных для   

профессии ситуаций и нахождение в 

них практических решений».

                                                                                                      (С.И.Ожегов)

         Методика обучения любому предмету или виду деятельности  определяется прежде всего содержанием изучаемого предмета, целями  обучения, возрастными особенностями учащихся. В понимании этого лежит  ключ к решению вопроса об особенностях методики исторических игр по  сравнению с методикой общих курсов. Методика разработки и использования исторических игр, будучи тесно связана с методикой  основных исторических курсов и опираясь на ее принципы, в то же время  развивает и значительно усиливает отдельные ее стороны, что придает ей  известную специфику. К ней относятся: углубление знаний, развитие  разносторонних интересов и способностей учащихся.

          В данной работе рассмотрим алгоритм конструирования и  использования одного из видов учебных исторических  игр – тренировочных  игр (игр с правилами). Игры с правилами включают такие  виды игр, как  кроссворды, сканворды, лото, викторины, чайнворды  и  др. Приступая к  подготовке исторических игр, учитель всегда  должен видеть  конечную  цель:  не только расширять знания  учащихся, но и активизировать их  самостоятельную деятельность, совершенствовать их познавательные  способности, научить учащихся анализировать факты, выявлять связи и  закономерности  и развивать умение применять их в новых условиях.

             Игры  с  правилами  характеризуются  следующими  признаками:

  • жестко  фиксированные  правила;
  • наличие  общей  темы, объединяющей  вопросы  кроссворда, викторины, лото, чайнворда  и  т.п.;
  • состязательность, способная  довести  мотивацию  до  азарта.

          Основой  для  составления  игр  с  правилами  являются:

  • исторические  документы;
  • прозаические  жанры  художественной  литературы;
  • поэтические  произведения.

        Несмотря  на  то, что  поэтические  произведения  содержат  емкие  и  образные  характеристики  историческим  личностям, событиям  и  явлениям, повышают эффективность  запоминания  и  создают  положительный  эмоциональный  настрой, педагоги, при  составлении  игр  с  правилами, используют  их  редко. Это  объясняется  трудоемкостью  и  кропотливостью  отбора  стихотворных  произведений, нахождения  в  них  ярких, образных  и  эмоциональных  фрагментов, способствующих  созданию  у  учащихся  представлений  о  личностях  и  событиях  прошлого.

      При  отборе  стихотворных  фрагментов  необходимо  помнить, что  они  должны  соответствовать  следующим  параметрам:

  • краткость;
  • историческая  достоверность;
  • легкая  воспринимаемость  на  слух;
  • художественная  ценность.

       Но,  не  стоит  забывать  и  о  том, что  большинство  детей  информацию  на  слух  воспринимают  хуже, чем  печатную, поэтому  фрагменты  стихотворных  произведений  должны  быть  обязательно  и  в  печатном  варианте. Приведем  пример таких  фрагментов  для  викторины «О  ком  сказано?»:

                        «...Он  учил  за  годом  год,

                          За  поколеньем  поколенье,

                          Что  есть  слова: «Идти  вперед»,

                           Но  нету  слова «отступленье».                                        

                                                   ( И.Сельвинский  об  А.Суворове)

 

                        « Бесовский  сын, расстрига  окаянный

                           Прослыть  умел  Димитрием  в  народе,

                           Он  именем  царевича, как  ризой

                           Украденной, бесстыдно  облачился».

                                                   ( А.С.Пушкин  о  Лжедмитрии)

        Чтобы  учащиеся  могли  одновременно  воспринять  содержание  стиха  и  соотнести  заложенную  в  нем  информацию  с  уже  имеющейся, учителю  необходимо  зачитывать  фрагменты  стихотворений  несколько  раз, выделяя  интонацией  имена, географические  названия, исторические  факты. При  разработке  и  моделировании  исторических  игр  с  правилами  необходимо  придерживаться  следующего  алгоритма  действий: игра  должна  быть  поэтапной; каждый  этап  игры  основан  на  совместной  деятельности  учителя  и  учащихся.

 

                                Подготовительный  этап:

  1. Деятельность  учителя:
  • выделяет  исторические  объекты, представления  о  которых  формируются  с  помощью  игры;
  • определяет  игровую  задачу, образовательную, развивающую  и  воспитательную  цель  игры;
  • объединяет  общей  темой  вопросы  и  задания  игры;
  • продумывает  методику  проведения  игры  (методические  приемы, средства  обучения, средства  наглядности, способы  определения  победителей, систему   поощрений  и  подсчёта  баллов);                                
  • исходя  из  цели  и  содержания  игры, планирует  домашнее  задание.

      2.   Деятельность  учащихся:

  • повторяют  учебный  материал, определенный  учителем  в  качестве  домашнего  задания;
  • заранее  составляют  задания  для  исторической  игры  по  сообщенной  учителем  теме.

 

                                    Игровой  этап:

 1.  Деятельность  учителя:

  • для  эффективного  проведения  игры  повторяет  необходимый  фактический  и теоретический  материал;
  • во  вступительном  слове  пытается  создать  у  учащихся  положительный настрой  на  участие  в  игре;
  • сообщает  и  напоминает  правила  игры;
  • регулирует  процесс  игры (соблюдение  правил  игры, исправление  ответов учащихся).

2.  Деятельность  учащихся:

  • воспринимают  и  осознают  сообщенную  учителем  игровую  задачу;
  • вспоминают  учебный  исторический  материал, необходимый  для  правильного  ответа;
  • предлагают  варианты  ответов  на  вопросы  игры;
  • выполняют  основную  задачу  игры, поставленную  учителем  в ее  начале.

 

                                    Аналитический  этап:

 1.  Деятельность  учителя:

  • отмечает  наиболее  интересные  и  осознанные  ответы  учащихся;
  • называет  типичные  ошибки  в  ответах  учащихся;
  • производит  подсчет  баллов, определяет  победителей  игры;
  • выясняет  мнения  учащихся  относительно  проведенной  игры.

2.  Деятельность  учащихся:                                                                                                             

  • высказывают  мнения  относительно  занимательности  игры  и  методики  ее проведения;
  • участвуют  в  определении  победителей;
  • высказывают  критические  замечания  по  организации  и  проведению  игры.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

       В  заключение остановимся на эффективности использования  исторических игр в школьной практике и их значения в творческо – поисковой деятельности учащихся. Можно говорить о таких показателях  эффективности исторических  игр, как:

1.      Формирование  устойчивого  интереса  к  исторической  науке  и  ее  практическому  применению.

2.      Повышение  исторического  образования  на  основе  ее  углубленного   изучения. 

3.      Развитие  творческого  воображения, неординарного  мышления.

4.      Воспитание  в  детях  сопереживания  и  сочувствия.

5.      Оказание  положительного  воздействия  на  формирование  детского  коллектива, развитие  неформальных  отношений  среди  учащихся.

6.      Побуждение  учащихся  к  высказыванию  оригинальных  идей  и  к  принятию нестандартных  решений.

7.      Активизация  мыслительной  деятельности  учащихся, развитие  их  души  и     потребности  к  самосовершенствованию  и  саморазвитию.

8.      Обеспечение  дифференцированного  обучение, индивидуального  подхода  к  учащимся  с  разными  интересами  и  уровнями  знаний.

9.      Рост  практических  умений  к  занятиям  в  сфере  культуры, повышение общего  развития, успеваемости  по  другим  предметам, активности  в  различных  видах  школьной  деятельности.                 

 

            Необходимо  отметить  роль  исторических  игр  в  повышении  профессионального  уровня  учителя. Ведь  учитель, применяющий  в  своей  практике  широкий спектр  учебных  игр, значительно  совершенствует  не  только  свое  знание  предмета, но  и  свое  методическое  мастерство. Обучая  учащихся  методике  исторических  игр, он  сам  глубже  овладевает  ею, совершенствует  свое  умение  руководить  самостоятельной  работой  учащихся, знакомиться  с  процессом  индивидуального  развития  школьников, активно  ему  содействовать, оказывать  существенное  влияние  на  формирование  личности  школьников. Стоит  согласиться  с  высказыванием  выдающегося  педагога  В.А.Сухомлинского, который  отмечал, что «без  игры  школа  превращается  в  скучнейшее  казенное  заведение, которое  сушит  ум  и  опустошает  сердце».                                                                                      

 

 

 

             

 

                                                     Литература: 

 

1. Аникеева Н.А. Воспитание  игрой: Книга  для  учителя. - М.: Просвещение, 1987 г.

2.  Вагин А.А. Художественная  литература  в  преподавании  новой  истории (1640 – 1917г.г.): Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1987 г.

3. Ворожейкина Н.И. Активизация  учебной  деятельности  четвероклассников  при  изучении  истории  СССР. - М.: Просвещение, 1988 г.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как  сегодня  преподавать  историю  в школе. -М.: Просвещение, 2000 г.

5. Гора П.В. Повышение  эффективности  обучения  истории  в  средней школе. - М.: Просвещение, 1988 г.

6. История: внеклассные  мероприятия. 5-11 кл. / авт.-сост. Н.В.Кузьмина.-Волгград: Учитель, 2007 г.

7. Крючкина Н.Б. Дидактические  игры, тесты, загадки  по  истории  древнего  мира: Методическое  пособие. - М.: Т.Ц. Сфера, 2003 г.

8. Кулагина Г.А. 100 игр  по  истории: пособие  для  учителя. - М.: Просвещение. 1983 г.

9. Кучерук И.В. Учебные  игры  на  уроках  истории: Методические  рекомендации.- Астрахань, 1995 г.

10. Миронов А. Игровые  формы  обучения // История. – 1996 г. - № 14.

11. Румынина В.В. Использование  форм  популярных  телепередач  во внеклассной  работе // Преподавание  истории  в  школе. – 1988 г.- № 3.

12. Эльконин Д.Б. Психология  игры. - М.: Педагогика, 1978 г.

 

                                       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_istoricheskih_igr.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

« Методические  аспекты  конструирования  и использования  учебных  исторических  игр».

 

                                                            «Игра – это создание типичных для                  профессии ситуаций и нахождение в  

них практических решений».

                                                                                                      (С.И.Ожегов)

 

         Методика обучения любому предмету или виду деятельности  определяется прежде всего содержанием изучаемого предмета, целями  обучения, возрастными особенностями учащихся. В понимании этого лежит  ключ к решению вопроса об особенностях методики исторических игр по  сравнению с методикой общих курсов. Методика разработки и использования исторических игр, будучи тесно связана с методикой  основных исторических курсов и опираясь на ее принципы, в то же время  развивает и значительно усиливает отдельные ее стороны, что придает ей  известную специфику. К ней относятся: углубление знаний, развитие  разносторонних интересов и способностей учащихся.

          В данной работе рассмотрим алгоритм конструирования и  использования одного из видов учебных исторических  игр – тренировочных  игр (игр с правилами). Игры с правилами включают такие  виды игр, как  кроссворды, сканворды, лото, викторины, чайнворды  и  др. Приступая к  подготовке исторических игр, учитель всегда  должен видеть  конечную  цель:  не только расширять знания  учащихся, но и активизировать их  самостоятельную деятельность, совершенствовать их познавательные  способности, научить учащихся анализировать факты, выявлять связи и  закономерности  и развивать умение применять их в новых условиях.

             Игры  с  правилами  характеризуются  следующими  признаками:

  1. жестко  фиксированные  правила;
  2. наличие  общей  темы, объединяющей  вопросы  кроссворда, викторины, лото, чайнворда  и  т.п.;
  3. состязательность, способная  довести  мотивацию  до  азарта.

          Основой  для  составления  игр  с  правилами  являются:

  1. исторические  документы;
  2. прозаические  жанры  художественной  литературы;
  3. поэтические  произведения.

        Несмотря  на  то, что  поэтические  произведения  содержат  емкие  и  образные  характеристики  историческим  личностям, событиям  и  явлениям, повышают эффективность  запоминания  и  создают  положительный  эмоциональный  настрой, педагоги, при  составлении  игр  с  правилами, используют  их  редко. Это  объясняется  трудоемкостью  и  кропотливостью  отбора  стихотворных  произведений, нахождения  в  них  ярких, образных  и  эмоциональных  фрагментов, способствующих  созданию  у  учащихся  представлений  о  личностях  и  событиях  прошлого.

      При  отборе  стихотворных  фрагментов  необходимо  помнить, что  они  должны  соответствовать  следующим  параметрам:

  1. краткость;
  2. историческая  достоверность;
  3. легкая  воспринимаемость  на  слух;
  4. художественная  ценность.

       Но,  не  стоит  забывать  и  о  том, что  большинство  детей  информацию  на  слух  воспринимают  хуже, чем  печатную, поэтому  фрагменты  стихотворных  произведений  должны  быть  обязательно  и  в  печатном  варианте. Приведем  пример таких  фрагментов  для  викторины «О  ком  сказано?»:

                        «...Он  учил  за  годом  год,

                          За  поколеньем  поколенье,

                          Что  есть  слова: «Идти  вперед»,

                           Но  нету  слова «отступленье».                                        

                                                   ( И.Сельвинский  об  А.Суворове)

                        « Бесовский  сын, расстрига  окаянный

                           Прослыть  умел  Димитрием  в  народе,

                           Он  именем  царевича, как  ризой

                           Украденной, бесстыдно  облачился».

                                                   ( А.С.Пушкин  о  Лжедмитрии)

        Чтобы  учащиеся  могли  одновременно  воспринять  содержание  стиха  и  соотнести  заложенную  в  нем  информацию  с  уже  имеющейся, учителю  необходимо  зачитывать  фрагменты  стихотворений  несколько  раз, выделяя  интонацией  имена, географические  названия, исторические  факты. При  разработке  и  моделировании  исторических  игр  с  правилами  необходимо  придерживаться  следующего  алгоритма  действий: игра  должна  быть  поэтапной; каждый  этап  игры  основан  на  совместной  деятельности  учителя  и  учащихся.

                                Подготовительный  этап:

  1. Деятельность  учителя:
  1. выделяет  исторические  объекты, представления  о  которых  формируются  с  помощью  игры;
  2. определяет  игровую  задачу, образовательную, развивающую  и  воспитательную  цель  игры;
  3. объединяет  общей  темой  вопросы  и  задания  игры;
  4. продумывает  методику  проведения  игры  (методические  приемы, средства  обучения, средства  наглядности, способы  определения  победителей, систему   поощрений  и  подсчёта  баллов);                                
  5. исходя  из  цели  и  содержания  игры, планирует  домашнее  задание.

      2.   Деятельность  учащихся:

  1. повторяют  учебный  материал, определенный  учителем  в  качестве  домашнего  задания;
  2. заранее  составляют  задания  для  исторической  игры  по  сообщенной  учителем  теме.

                                    Игровой  этап:

                                                                                                              1.  Деятельность  учителя:

  1. для  эффективного  проведения  игры  повторяет  необходимый  фактический  и теоретический  материал;
  2. во  вступительном  слове  пытается  создать  у  учащихся  положительный настрой  на  участие  в  игре;
  3. сообщает  и  напоминает  правила  игры;
  4. регулирует  процесс  игры (соблюдение  правил  игры, исправление  ответов учащихся).

2.  Деятельность  учащихся:

  1. воспринимают  и  осознают  сообщенную  учителем  игровую  задачу;
  2. вспоминают  учебный  исторический  материал, необходимый  для  правильного  ответа;
  3. предлагают  варианты  ответов  на  вопросы  игры;
  4. выполняют  основную  задачу  игры, поставленную  учителем  в ее  начале.

                                    Аналитический  этап:

 1.  Деятельность  учителя:

  1. отмечает  наиболее  интересные  и  осознанные  ответы  учащихся;
  2. называет  типичные  ошибки  в  ответах  учащихся;
  3. производит  подсчет  баллов, определяет  победителей  игры;
  4. выясняет  мнения  учащихся  относительно  проведенной  игры.

2.  Деятельность  учащихся:                                                                                                            

  1. высказывают  мнения  относительно  занимательности  игры  и  методики  ее проведения;
  2. участвуют  в  определении  победителей;
  3. высказывают  критические  замечания  по  организации  и  проведению  игры.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

       В  заключение остановимся на эффективности использования  исторических игр в школьной практике и их значения в творческо – поисковой деятельности учащихся. Можно говорить о таких показателях  эффективности исторических  игр, как:

1.      Формирование  устойчивого  интереса  к  исторической  науке  и  ее  практическому  применению.

2.      Повышение  исторического  образования  на  основе  ее  углубленного   изучения.  

3.      Развитие  творческого  воображения, неординарного  мышления.

4.      Воспитание  в  детях  сопереживания  и  сочувствия.

5.      Оказание  положительного  воздействия  на  формирование  детского  коллектива, развитие  неформальных  отношений  среди  учащихся.

6.      Побуждение  учащихся  к  высказыванию  оригинальных  идей  и  к  принятию нестандартных  решений.

7.      Активизация  мыслительной  деятельности  учащихся, развитие  их  души  и     потребности  к  самосовершенствованию  и  саморазвитию.

8.      Обеспечение  дифференцированного  обучение, индивидуального  подхода  к  учащимся  с  разными  интересами  и  уровнями  знаний.

9.      Рост  практических  умений  к  занятиям  в  сфере  культуры, повышение общего  развития, успеваемости  по  другим  предметам, активности  в  различных  видах  школьной  деятельности.                  

            Необходимо  отметить  роль  исторических  игр  в  повышении  профессионального  уровня  учителя. Ведь  учитель, применяющий  в  своей  практике  широкий спектр  учебных  игр, значительно  совершенствует  не  только  свое  знание  предмета, но  и  свое  методическое  мастерство. Обучая  учащихся  методике  исторических  игр, он  сам  глубже  овладевает  ею, совершенствует  свое  умение  руководить  самостоятельной  работой  учащихся, знакомиться  с  процессом  индивидуального  развития  школьников, активно  ему  содействовать, оказывать  существенное  влияние  на  формирование  личности  школьников. Стоит  согласиться  с  высказыванием  выдающегося  педагога  В.А.Сухомлинского, который  отмечал, что «без  игры  школа  превращается  в  скучнейшее  казенное  заведение, которое  сушит  ум  и  опустошает  сердце».                                                                                      

 

             

                                                     Литература:  

1. Аникеева Н.А. Воспитание  игрой: Книга  для  учителя. - М.: Просвещение, 1987 г.

2.  Вагин А.А. Художественная  литература  в  преподавании  новой  истории (1640 – 1917г.г.): Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1987 г.

3. Ворожейкина Н.И. Активизация  учебной  деятельности  четвероклассников  при  изучении  истории  СССР. - М.: Просвещение, 1988 г.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как  сегодня  преподавать  историю  в школе. -М.: Просвещение, 2000 г.

5. Гора П.В. Повышение  эффективности  обучения  истории  в  средней школе. - М.: Просвещение, 1988 г.

6. История: внеклассные  мероприятия. 5-11 кл. / авт.-сост. Н.В.Кузьмина.-Волгград: Учитель, 2007 г.

7. Крючкина Н.Б. Дидактические  игры, тесты, загадки  по  истории  древнего  мира: Методическое  пособие. - М.: Т.Ц. Сфера, 2003 г.

8. Кулагина Г.А. 100 игр  по  истории: пособие  для  учителя. - М.: Просвещение. 1983 г.

9. Кучерук И.В. Учебные  игры  на  уроках  истории: Методические  рекомендации.- Астрахань, 1995 г.

10. Миронов А. Игровые  формы  обучения // История. – 1996 г. - № 14.

11. Румынина В.В. Использование  форм  популярных  телепередач  во внеклассной  работе // Преподавание  истории  в  школе. – 1988 г.- № 3.

12. Эльконин Д.Б. Психология  игры. - М.: Педагогика, 1978 г.

                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Конструирование электрифицированных игрушек из папье-маше и плассмасссовых форм"

Методическая разработка " Конструирование электрифицированных игрушек из папье-маше и плассмассовых форм". Объединение "Электрифицированная игрушка" Дома Юных Техников г. Тосно....

Эргономические аспекты конструирования урока русского языка

Данный материал может быть полезен при отработке орфографической зоркости, подготовке к экзаменам....

Методическая разработка "Конструирование примеров для усвоения определений и методика их обсуждения с учащимися"

Обобщение опыта работы по теме самообразование "Реализация базовых методик математики в системе личностно ориентированного обучения учащихся"По материаллам областных педагогических чтений. г. Брянск...

Методическая разработка «Методические аспекты подготовки к ЕГЭ-2020. Задание 42»

Автор: Ковальская И.В.,учитель английского языка, ГБОУ гимназия №271 Санкт-Петербурга Задание 42 на ЕГЭ представляет собой условный диалог-расспрос. Необходимо составить 5 фраз с опорой на к...

Методическая разработка «Методические аспекты подготовки к ЕГЭ-2020. Задание 39»

Методическая разработка«Методические аспекты подготовки к ЕГЭ-2020. Задание 39»  Автор: Ковальская И.В.,учитель английского языка, ГБОУ гимназия №271 Санкт-Петербурга З...

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К МЕТАПРЕДМЕТНОМУ СОЧИНЕНИЮ (МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

C введением в отечественную науку термина «концепт» в аппарате современной лингвистики стали разрабатываться, апробироваться и совершенствоваться методики концептуального анализа. Как заме...