Методические аспекты конструирования и спользования исторических игр.
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
« Методические аспекты конструирования и использования учебных исторических игр».
«Игра – это создание типичных для
профессии ситуаций и нахождение в
них практических решений».
(С.И.Ожегов)
Методика обучения любому предмету или виду деятельности определяется прежде всего содержанием изучаемого предмета, целями обучения, возрастными особенностями учащихся. В понимании этого лежит ключ к решению вопроса об особенностях методики исторических игр по сравнению с методикой общих курсов. Методика разработки и использования исторических игр, будучи тесно связана с методикой основных исторических курсов и опираясь на ее принципы, в то же время развивает и значительно усиливает отдельные ее стороны, что придает ей известную специфику. К ней относятся: углубление знаний, развитие разносторонних интересов и способностей учащихся.
В данной работе рассмотрим алгоритм конструирования и использования одного из видов учебных исторических игр – тренировочных игр (игр с правилами). Игры с правилами включают такие виды игр, как кроссворды, сканворды, лото, викторины, чайнворды и др. Приступая к подготовке исторических игр, учитель всегда должен видеть конечную цель: не только расширять знания учащихся, но и активизировать их самостоятельную деятельность, совершенствовать их познавательные способности, научить учащихся анализировать факты, выявлять связи и закономерности и развивать умение применять их в новых условиях.
Игры с правилами характеризуются следующими признаками:
- жестко фиксированные правила;
- наличие общей темы, объединяющей вопросы кроссворда, викторины, лото, чайнворда и т.п.;
- состязательность, способная довести мотивацию до азарта.
Основой для составления игр с правилами являются:
- исторические документы;
- прозаические жанры художественной литературы;
- поэтические произведения.
Несмотря на то, что поэтические произведения содержат емкие и образные характеристики историческим личностям, событиям и явлениям, повышают эффективность запоминания и создают положительный эмоциональный настрой, педагоги, при составлении игр с правилами, используют их редко. Это объясняется трудоемкостью и кропотливостью отбора стихотворных произведений, нахождения в них ярких, образных и эмоциональных фрагментов, способствующих созданию у учащихся представлений о личностях и событиях прошлого.
При отборе стихотворных фрагментов необходимо помнить, что они должны соответствовать следующим параметрам:
- краткость;
- историческая достоверность;
- легкая воспринимаемость на слух;
- художественная ценность.
Но, не стоит забывать и о том, что большинство детей информацию на слух воспринимают хуже, чем печатную, поэтому фрагменты стихотворных произведений должны быть обязательно и в печатном варианте. Приведем пример таких фрагментов для викторины «О ком сказано?»:
«...Он учил за годом год,
За поколеньем поколенье,
Что есть слова: «Идти вперед»,
Но нету слова «отступленье».
( И.Сельвинский об А.Суворове)
« Бесовский сын, расстрига окаянный
Прослыть умел Димитрием в народе,
Он именем царевича, как ризой
Украденной, бесстыдно облачился».
( А.С.Пушкин о Лжедмитрии)
Чтобы учащиеся могли одновременно воспринять содержание стиха и соотнести заложенную в нем информацию с уже имеющейся, учителю необходимо зачитывать фрагменты стихотворений несколько раз, выделяя интонацией имена, географические названия, исторические факты. При разработке и моделировании исторических игр с правилами необходимо придерживаться следующего алгоритма действий: игра должна быть поэтапной; каждый этап игры основан на совместной деятельности учителя и учащихся.
Подготовительный этап:
- Деятельность учителя:
- выделяет исторические объекты, представления о которых формируются с помощью игры;
- определяет игровую задачу, образовательную, развивающую и воспитательную цель игры;
- объединяет общей темой вопросы и задания игры;
- продумывает методику проведения игры (методические приемы, средства обучения, средства наглядности, способы определения победителей, систему поощрений и подсчёта баллов);
- исходя из цели и содержания игры, планирует домашнее задание.
2. Деятельность учащихся:
- повторяют учебный материал, определенный учителем в качестве домашнего задания;
- заранее составляют задания для исторической игры по сообщенной учителем теме.
Игровой этап:
1. Деятельность учителя:
- для эффективного проведения игры повторяет необходимый фактический и теоретический материал;
- во вступительном слове пытается создать у учащихся положительный настрой на участие в игре;
- сообщает и напоминает правила игры;
- регулирует процесс игры (соблюдение правил игры, исправление ответов учащихся).
2. Деятельность учащихся:
- воспринимают и осознают сообщенную учителем игровую задачу;
- вспоминают учебный исторический материал, необходимый для правильного ответа;
- предлагают варианты ответов на вопросы игры;
- выполняют основную задачу игры, поставленную учителем в ее начале.
Аналитический этап:
1. Деятельность учителя:
- отмечает наиболее интересные и осознанные ответы учащихся;
- называет типичные ошибки в ответах учащихся;
- производит подсчет баллов, определяет победителей игры;
- выясняет мнения учащихся относительно проведенной игры.
2. Деятельность учащихся:
- высказывают мнения относительно занимательности игры и методики ее проведения;
- участвуют в определении победителей;
- высказывают критические замечания по организации и проведению игры.
В заключение остановимся на эффективности использования исторических игр в школьной практике и их значения в творческо – поисковой деятельности учащихся. Можно говорить о таких показателях эффективности исторических игр, как:
1. Формирование устойчивого интереса к исторической науке и ее практическому применению.
2. Повышение исторического образования на основе ее углубленного изучения.
3. Развитие творческого воображения, неординарного мышления.
4. Воспитание в детях сопереживания и сочувствия.
5. Оказание положительного воздействия на формирование детского коллектива, развитие неформальных отношений среди учащихся.
6. Побуждение учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений.
7. Активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие их души и потребности к самосовершенствованию и саморазвитию.
8. Обеспечение дифференцированного обучение, индивидуального подхода к учащимся с разными интересами и уровнями знаний.
9. Рост практических умений к занятиям в сфере культуры, повышение общего развития, успеваемости по другим предметам, активности в различных видах школьной деятельности.
Необходимо отметить роль исторических игр в повышении профессионального уровня учителя. Ведь учитель, применяющий в своей практике широкий спектр учебных игр, значительно совершенствует не только свое знание предмета, но и свое методическое мастерство. Обучая учащихся методике исторических игр, он сам глубже овладевает ею, совершенствует свое умение руководить самостоятельной работой учащихся, знакомиться с процессом индивидуального развития школьников, активно ему содействовать, оказывать существенное влияние на формирование личности школьников. Стоит согласиться с высказыванием выдающегося педагога В.А.Сухомлинского, который отмечал, что «без игры школа превращается в скучнейшее казенное заведение, которое сушит ум и опустошает сердце».
Литература:
1. Аникеева Н.А. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987 г.
2. Вагин А.А. Художественная литература в преподавании новой истории (1640 – 1917г.г.): Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1987 г.
3. Ворожейкина Н.И. Активизация учебной деятельности четвероклассников при изучении истории СССР. - М.: Просвещение, 1988 г.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. -М.: Просвещение, 2000 г.
5. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988 г.
6. История: внеклассные мероприятия. 5-11 кл. / авт.-сост. Н.В.Кузьмина.-Волгград: Учитель, 2007 г.
7. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира: Методическое пособие. - М.: Т.Ц. Сфера, 2003 г.
8. Кулагина Г.А. 100 игр по истории: пособие для учителя. - М.: Просвещение. 1983 г.
9. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории: Методические рекомендации.- Астрахань, 1995 г.
10. Миронов А. Игровые формы обучения // История. – 1996 г. - № 14.
11. Румынина В.В. Использование форм популярных телепередач во внеклассной работе // Преподавание истории в школе. – 1988 г.- № 3.
12. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_istoricheskih_igr.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
« Методические аспекты конструирования и использования учебных исторических игр».
«Игра – это создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в
них практических решений».
(С.И.Ожегов)
Методика обучения любому предмету или виду деятельности определяется прежде всего содержанием изучаемого предмета, целями обучения, возрастными особенностями учащихся. В понимании этого лежит ключ к решению вопроса об особенностях методики исторических игр по сравнению с методикой общих курсов. Методика разработки и использования исторических игр, будучи тесно связана с методикой основных исторических курсов и опираясь на ее принципы, в то же время развивает и значительно усиливает отдельные ее стороны, что придает ей известную специфику. К ней относятся: углубление знаний, развитие разносторонних интересов и способностей учащихся.
В данной работе рассмотрим алгоритм конструирования и использования одного из видов учебных исторических игр – тренировочных игр (игр с правилами). Игры с правилами включают такие виды игр, как кроссворды, сканворды, лото, викторины, чайнворды и др. Приступая к подготовке исторических игр, учитель всегда должен видеть конечную цель: не только расширять знания учащихся, но и активизировать их самостоятельную деятельность, совершенствовать их познавательные способности, научить учащихся анализировать факты, выявлять связи и закономерности и развивать умение применять их в новых условиях.
Игры с правилами характеризуются следующими признаками:
- жестко фиксированные правила;
- наличие общей темы, объединяющей вопросы кроссворда, викторины, лото, чайнворда и т.п.;
- состязательность, способная довести мотивацию до азарта.
Основой для составления игр с правилами являются:
- исторические документы;
- прозаические жанры художественной литературы;
- поэтические произведения.
Несмотря на то, что поэтические произведения содержат емкие и образные характеристики историческим личностям, событиям и явлениям, повышают эффективность запоминания и создают положительный эмоциональный настрой, педагоги, при составлении игр с правилами, используют их редко. Это объясняется трудоемкостью и кропотливостью отбора стихотворных произведений, нахождения в них ярких, образных и эмоциональных фрагментов, способствующих созданию у учащихся представлений о личностях и событиях прошлого.
При отборе стихотворных фрагментов необходимо помнить, что они должны соответствовать следующим параметрам:
- краткость;
- историческая достоверность;
- легкая воспринимаемость на слух;
- художественная ценность.
Но, не стоит забывать и о том, что большинство детей информацию на слух воспринимают хуже, чем печатную, поэтому фрагменты стихотворных произведений должны быть обязательно и в печатном варианте. Приведем пример таких фрагментов для викторины «О ком сказано?»:
«...Он учил за годом год,
За поколеньем поколенье,
Что есть слова: «Идти вперед»,
Но нету слова «отступленье».
( И.Сельвинский об А.Суворове)
« Бесовский сын, расстрига окаянный
Прослыть умел Димитрием в народе,
Он именем царевича, как ризой
Украденной, бесстыдно облачился».
( А.С.Пушкин о Лжедмитрии)
Чтобы учащиеся могли одновременно воспринять содержание стиха и соотнести заложенную в нем информацию с уже имеющейся, учителю необходимо зачитывать фрагменты стихотворений несколько раз, выделяя интонацией имена, географические названия, исторические факты. При разработке и моделировании исторических игр с правилами необходимо придерживаться следующего алгоритма действий: игра должна быть поэтапной; каждый этап игры основан на совместной деятельности учителя и учащихся.
Подготовительный этап:
- Деятельность учителя:
- выделяет исторические объекты, представления о которых формируются с помощью игры;
- определяет игровую задачу, образовательную, развивающую и воспитательную цель игры;
- объединяет общей темой вопросы и задания игры;
- продумывает методику проведения игры (методические приемы, средства обучения, средства наглядности, способы определения победителей, систему поощрений и подсчёта баллов);
- исходя из цели и содержания игры, планирует домашнее задание.
2. Деятельность учащихся:
- повторяют учебный материал, определенный учителем в качестве домашнего задания;
- заранее составляют задания для исторической игры по сообщенной учителем теме.
Игровой этап:
1. Деятельность учителя:
- для эффективного проведения игры повторяет необходимый фактический и теоретический материал;
- во вступительном слове пытается создать у учащихся положительный настрой на участие в игре;
- сообщает и напоминает правила игры;
- регулирует процесс игры (соблюдение правил игры, исправление ответов учащихся).
2. Деятельность учащихся:
- воспринимают и осознают сообщенную учителем игровую задачу;
- вспоминают учебный исторический материал, необходимый для правильного ответа;
- предлагают варианты ответов на вопросы игры;
- выполняют основную задачу игры, поставленную учителем в ее начале.
Аналитический этап:
1. Деятельность учителя:
- отмечает наиболее интересные и осознанные ответы учащихся;
- называет типичные ошибки в ответах учащихся;
- производит подсчет баллов, определяет победителей игры;
- выясняет мнения учащихся относительно проведенной игры.
2. Деятельность учащихся:
- высказывают мнения относительно занимательности игры и методики ее проведения;
- участвуют в определении победителей;
- высказывают критические замечания по организации и проведению игры.
В заключение остановимся на эффективности использования исторических игр в школьной практике и их значения в творческо – поисковой деятельности учащихся. Можно говорить о таких показателях эффективности исторических игр, как:
1. Формирование устойчивого интереса к исторической науке и ее практическому применению.
2. Повышение исторического образования на основе ее углубленного изучения.
3. Развитие творческого воображения, неординарного мышления.
4. Воспитание в детях сопереживания и сочувствия.
5. Оказание положительного воздействия на формирование детского коллектива, развитие неформальных отношений среди учащихся.
6. Побуждение учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений.
7. Активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие их души и потребности к самосовершенствованию и саморазвитию.
8. Обеспечение дифференцированного обучение, индивидуального подхода к учащимся с разными интересами и уровнями знаний.
9. Рост практических умений к занятиям в сфере культуры, повышение общего развития, успеваемости по другим предметам, активности в различных видах школьной деятельности.
Необходимо отметить роль исторических игр в повышении профессионального уровня учителя. Ведь учитель, применяющий в своей практике широкий спектр учебных игр, значительно совершенствует не только свое знание предмета, но и свое методическое мастерство. Обучая учащихся методике исторических игр, он сам глубже овладевает ею, совершенствует свое умение руководить самостоятельной работой учащихся, знакомиться с процессом индивидуального развития школьников, активно ему содействовать, оказывать существенное влияние на формирование личности школьников. Стоит согласиться с высказыванием выдающегося педагога В.А.Сухомлинского, который отмечал, что «без игры школа превращается в скучнейшее казенное заведение, которое сушит ум и опустошает сердце».
Литература:
1. Аникеева Н.А. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987 г.
2. Вагин А.А. Художественная литература в преподавании новой истории (1640 – 1917г.г.): Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1987 г.
3. Ворожейкина Н.И. Активизация учебной деятельности четвероклассников при изучении истории СССР. - М.: Просвещение, 1988 г.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. -М.: Просвещение, 2000 г.
5. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988 г.
6. История: внеклассные мероприятия. 5-11 кл. / авт.-сост. Н.В.Кузьмина.-Волгград: Учитель, 2007 г.
7. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира: Методическое пособие. - М.: Т.Ц. Сфера, 2003 г.
8. Кулагина Г.А. 100 игр по истории: пособие для учителя. - М.: Просвещение. 1983 г.
9. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории: Методические рекомендации.- Астрахань, 1995 г.
10. Миронов А. Игровые формы обучения // История. – 1996 г. - № 14.
11. Румынина В.В. Использование форм популярных телепередач во внеклассной работе // Преподавание истории в школе. – 1988 г.- № 3.
12. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Конструирование электрифицированных игрушек из папье-маше и плассмасссовых форм"
Методическая разработка " Конструирование электрифицированных игрушек из папье-маше и плассмассовых форм". Объединение "Электрифицированная игрушка" Дома Юных Техников г. Тосно....
Эргономические аспекты конструирования урока русского языка
Данный материал может быть полезен при отработке орфографической зоркости, подготовке к экзаменам....
Выступление на методическом объединение " Методические аспекты решения задач с параметром"
Решение задач с параметром. Подготовка к ЕГЭ....
Методическая разработка "Конструирование примеров для усвоения определений и методика их обсуждения с учащимися"
Обобщение опыта работы по теме самообразование "Реализация базовых методик математики в системе личностно ориентированного обучения учащихся"По материаллам областных педагогических чтений. г. Брянск...
Методическая разработка «Методические аспекты подготовки к ЕГЭ-2020. Задание 42»
Автор: Ковальская И.В.,учитель английского языка, ГБОУ гимназия №271 Санкт-Петербурга Задание 42 на ЕГЭ представляет собой условный диалог-расспрос. Необходимо составить 5 фраз с опорой на к...
Методическая разработка «Методические аспекты подготовки к ЕГЭ-2020. Задание 39»
Методическая разработка«Методические аспекты подготовки к ЕГЭ-2020. Задание 39» Автор: Ковальская И.В.,учитель английского языка, ГБОУ гимназия №271 Санкт-Петербурга З...
МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К МЕТАПРЕДМЕТНОМУ СОЧИНЕНИЮ (МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
C введением в отечественную науку термина «концепт» в аппарате современной лингвистики стали разрабатываться, апробироваться и совершенствоваться методики концептуального анализа. Как заме...