Эргономические аспекты конструирования урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Данный материал может быть полезен при отработке орфографической зоркости, подготовке к экзаменам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ergonormicheskie_aspekty_postroeniya_uroka.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Подготовка к ГИА: шаг за шагом (задание А 7)».
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: урок-исследование.
Технология построения урока: критическое мышление.
Формы работы: индивидуальная, работа в паре, фронтальная.
Цель учебного мероприятия:
Педагогическая - создание условий ученикам для овладения лингвистической и коммуникативной компетенциями на материале изучения правописания Н и НН в причастиях и прилагательных.
Ученическая - овладение познавательной и коммуникативной компетенциями на материале изучения правописания Н и НН в причастиях и прилагательных.
Цель урока:
- формирование знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»;
- совершенствование умений и навыков по теме «Написание н-нн в суффиксах слов разных частей речи».
Задачи урока:
образовательные задачи
- знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях;
- знать условия выбора н и нн в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени;
- уметь строить рассуждение для разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, выбор н и нн в суффиксах;
- знать слова-исключения.
развивающие задачи
- вырабатывать навыки грамотного письма, создания собственных текстов;
- способствовать развитию критического мышления в условиях дифференцированной работы;
- развивать навыки использования ИКТ при работе с учебным материалом.
воспитательные задачи
- воспитывать ответственность за результат своего труда;
- формировать умение работать в коллективе.
Ход урока.
Содержание урока и методы, применяемые учителем | Деятельность учащихся | |
I. Организационный момент: создание учебной мотивации. | ||
1 | Метод: информационно-рецептивный. Приемы: демонстрация кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА и ЕГЭ. Учитель, подчеркивая важность, актуальность темы урока, создает учебную мотивацию. | Знакомство с кодом 6.8 кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА и ЕГЭ. |
2 | Метод: информационно-рецептивный. Приемы: сообщение темы, цели урока. Учитель просит сформулировать тему и цели урока. | Учащиеся определяют тему урока, акцентируя внимание на необходимости формирования орфографической зоркости. |
II. Актуализации субъектного опыта учащихся. | ||
3 | Метод: проблемный. Приемы: проблемная ситуация, объяснительное письмо, практическая работа. Распределительный диктант (Приложение №1). Принцип деления слов на две группы дети должны определить сами, проанализировав первую пару слов: журавлиНый – торжествеННый. | Следуя алгоритмическим предписаниям орфографической памятки (Приложение №2), учащиеся выполняют разбор №6 (орфографический), после чего приходят к выводу, что в основе распределения слов - применение правила «Н и НН в суффиксах прилагательных». Написание диктанта. |
4 | Метод: репродуктивный. Приемы: демонстрация, взаимопроверка, беседа. После написания диктанта учащимся предлагается провести взаимопроверку, для этого на экране проецируется контрольный лист (Приложение №3). Беседа: какие трудности возникли при выполнении этой работы? | Взаимопроверка по контрольному листу. Разбор заданий с целью выявления типичных ошибок, обсуждение правильных вариантов. |
5 | Метод: частично-поисковый. Приемы: эвристическая беседа, заполнение «слепой» таблицы. Для стимулирования учебной активности учащихся и определения степени усвоения ими ранее изученного материала, а также с целью актуализации опорных знаний, необходимых для усвоения нового материала, учащимся предлагается в процессе разбора заданий распределительного диктанта заполнить I блок «слепой» («чистой») таблицы «Н и НН в суффиксах слов разных частей речи» (Приложение №4). При установлении степени усвоения учащимися изученного материала им предлагается ответить на проблемный вопрос: почему в I блок включены, кроме прилагательного, существительное и наречие? почему объединены графы «Существительное» и «Наречие»? | Проводя коррекцию знаний по отдельным вопросам уже пройденной темы «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных», учащиеся выводят формулу данного правила, заполняя предложенную учителем таблицу (Приложение №5). Отвечая на вопросы учителя, ученики формулируют правило написания Н и НН в существительных и наречиях; записывают примеры в тетрадях и продолжают заполнять опорную таблицу. |
III. Формирование новых знаний и способов действий. | ||
6 | Метод: исследовательский. Приемы: проблемная ситуация, исследование. Учителем предлагается проверить утверждение: правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени подчиняется правилу правописания Н и НН в суффиксах прилагательных? | В процессе орфографического разбора, выполняя морфемный анализ, ребята опровергают выдвинутое предположение об общем правиле правописании Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. Выполнив словообразовательный разбор причастий, учащимися в качестве доказательств приводятся такие аргументы, как отсутствие у причастий суффиксов –АН, -ЯН, -ИН. Кроме того, учащиеся, ссылаясь на явление антиномий в русском языке, обращают внимание на наличие II блока в таблице и выдвигают гипотезу о существовании «собственного» правила написания страдательных причастий прошедшего времени. |
7 | Метод: исследовательский. Приемы: проблемная ситуация, исследование. Для выведения правила написания суффиксов страдательных причастий учителем предлагается игра «Третий лишний» (Приложение №6). | В процессе игры учащиеся заполняют II блок «слепой» таблицы, формулируют условия написания Н в отглагольных прилагательных и НН в страдательных причастиях прошедшего времени (Приложение №7). |
IV.Применение знаний и формирование умений и навыков. | ||
8 | Метод: практический контроль. Приемы: самостоятельная работа, контроль выполнения практического задания на компьютере, самоконтроль. Выполнение проверочной работы в формате ГИА позволит закрепить полученные учащимися знания и навыки написания Н и НН в словах разных частей речи; стимулировать развитие творческих способностей позволит использование материала алгоритмов, таблиц, схем-инструкций, разработанных в ходе урока (Приложение №8). | Выполнение тестовых заданий и последующий самоконтроль. |
V. Домашнее задание. | ||
9 | Домашнее задание:
Творческое задание: составить схемы-инструкции данных правил. | |
VI. Этап рефлексии. | ||
10 | Метод: информационно-рецептивный. Приемы: беседа, самоанализ. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Возможные вопросы: чему научились? где эти знания можно применить? каким способом вы учились? В конце урока учащимся предлагается «подарить букет» учителю (заранее заготовлены разноцветные шаблоны цветов): оранжевый цветок – задачи урока ясны, реализованы; красный цветок – непонимание задачи; желтый цветок – задачи, формы работы трудны. | Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Распределительный диктант (задание: распределить прилагательные по двум колонкам –Н- и
–НН-): ледя..ой, весе..ий, торжестве..ый, пламе..ый, багря..ый, ути..ый, лу..ый, серебря..ый, време..ый, журавли..ый, величестве..ый, тума..ый, экскурсио..ый, пря..ый, песча..ый, лебеди..ый, со..ый, восторже..ый, соловьи..ый, пусты..ый.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Алгоритм поиска обоснования большинства морфологических написаний в русском языке.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Контрольный лист:
Н | НН |
ледяНой, багряНый, утиНый, серебряНый, журавлиНый, пряНый, песчаНый, лебедиНый, соловьиНый | весеННий, торжествеННый, пламеННый, луННый, времеННый, величествеННый, тумаННый, экскурсиоННый, соННый, восторжеННый, пустыННый |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Модель «чистой» («слепой») таблицы «Н и НН в суффиксах слов разных частей речи»:
«Н и НН в суффиксах слов разных частей речи» | |||||
I блок | II блок | ||||
Формула правила | |||||
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
«Н и НН в суффиксах слов разных частей речи» | |||||
I блок | II блок | ||||
прилагательное | существительное | наречие | |||
Формула правила: написание НН | |||||
Н+Н→НН Н+ -НИК→НН | |||||
-ЕНН→НН | |||||
-ОНН→НН | |||||
Слова-исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. | Слова-исключения: | ||||
Формула правила: написание Н | |||||
-АН, -ЯН→Н |
| ||||
-ИН→Н | |||||
Слово-исключение: ветреный (НО! безветренный). | Слова-исключения: |
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Игра «Четвертый лишний»: по условиям игры в суффиксе «лишнего» слова пишется Н.
- Засуше..ые травы, запуще..ый парк, мороже..ая ягода, сморще..ые корешки.
- Кова..ая решетка, организова..ый оход, иллюстрирова..ый альбом, корчева..ый пень.
- Броше..ая нора, беле..ые стволы, плене..ый путник, лише..ый странник.
- Броше..ая зверем, беле..ые весной, вяза..ый шарф, лише..ый голоса.
- Засея..ое поле, сея..ое весной, поле засея..о, посея..ые травы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
«Н и НН в суффиксах слов разных частей речи» | |||||
I блок | II блок | ||||
прилагательное | существительное | наречие | отглагольное прилагательное | страдательное причастие | ? |
Формула правила: написание НН | |||||
Н+Н→НН Н+ -ник→НН | -ОВА→НН | + ̚→НН | |||
-ЕНН→НН | -ЁВА→НН | ПО→НН | |||
-ОНН→НН | -ИРОВА→НН | сов.вид→НН | |||
Слова-исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. | Слова-исключение: | ||||
Формула правила: написание Н | |||||
-АН, -ЯН→Н |
| - ̚→Н | кр.форма→Н | ||
-ИН→Н | ОП→Н | - | |||
несов.вид→Н | - | ||||
Слово-исключение: ветреный (НО! безветренный). | Слова-исключение: |
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выполните задания.
Прощание с летом.
(1)Ра(н,нн)яя осень (не)заметно подкралась к лесным урочищам. (2)В чащобах повеяло холодком пропита(н,нн)ым легким грибным запахом тонким ароматом первой опавш(е,и)й листвы которой усыпа(н,нн)ы лесные дорожки.
(3)Ра(н,нн)яя осень - чудесная (не)повторимая пора года. (4)В воздухе напое(н,нн)ом ароматом увядающей травы плывет серебристо(?)сизая паутина. (5)Остро чувствует(?)ся: каждый песча(н,нн)ый взлобок завале(н,нн)ый сосновыми иголочками тонкая ветка черемухи тронутый первой позолотой березовый лист – все обласка(н,нн)о покоре(н,нн)о нежным прощальным теплом солнца.
(6)Каждый человек встречает осень по(?)своему. (7)Меня ра(н,нн)ей осенью всегда тянет в расцвече(н,нн)ый красками лес. (8)На вечерней зорьке хорошо думает(7)ся. (9)Только в лесу и можно понять как тепло прощает(?)ся родная природа с красным летом.
(По В.Солдатову.)
- Определите тип речи в предложениях 6 – 9.
Ответ:_______________________________________________________________________________
- Замените слово напоенном (предложение 4) стилистически нейтральным
синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:_______________________________________________________________________________
- Из предложений 3 – 5 выпишите страдательные причастия прошедшего
времени, в которых пишется НН.
Ответ:_______________________________________________________________________________
4. Выпишите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В прилагательных, образованных от имен существительных с помощью суффикса –АН,
-ЯН, пишется одна буква Н».
Ответ:_______________________________________________________________________________
- Выпишите слова, в которых правописание Н определяется правилом: «В
кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
Ответ:_______________________________________________________________________________
- Найдите предложение(-я) с обособленным определением, напишите номер
этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:_______________________________________________________________________________
- В приведенном предложении расставьте запятые. Пронумеруйте все знаки
препинания в предложении, выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при причастном обороте.
Остро чувствуется: каждый песчаный взлобок заваленный сосновыми иголочками тонкая ветка черемухи тронутый первой позолотой березовый лист – все обласкано покорено нежным прощальным теплом солнца.
Ответ:_______________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
из опыта работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"
В данной статье представлен обобщенный опыт работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».
Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...
Формирование навыков индивидуальной познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы: методические аспекты и школьный опыт работы.
Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Наиболее характерной особен...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ИЛИ КАК НЕ НАВРЕДИТЬ ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ
Сохранение всеми возможными способами здоровья школьника – весьма актуальный вопрос сегодняшнего дня. К сожалению, именно школа, по статистическим данным, способствует возникновению заболе...
Доклад "Укрупнение дидактических единиц и реализация этнопедагогических аспектов на уроках русского языка и литературы"
Одним из современных научных направлений, разработанных в педагогике, является обучение учащихся методом УДЕ академика Эрдниева П.М. Многолетний опыт работы в школе показал, что имеются значительные в...
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Данная статья помогает грамотно организовать работу по формированию орфографической зоркости. При переходе с начальной ступени образования на среднюю нужно учитывать индивидуальные особенности и...