Эргономические аспекты конструирования урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Мурашова Елена Александровна

Данный материал может быть полезен при отработке орфографической зоркости, подготовке к экзаменам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ergonormicheskie_aspekty_postroeniya_uroka.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Подготовка к ГИА: шаг за шагом (задание А 7)».

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок-исследование.

Технология построения урока: критическое мышление.

Формы работы: индивидуальная, работа в паре, фронтальная.

Цель учебного мероприятия:

Педагогическая - создание условий ученикам для овладения  лингвистической и коммуникативной компетенциями на материале изучения правописания Н и НН в причастиях и прилагательных.

Ученическая - овладение познавательной и коммуникативной компетенциями на материале  изучения правописания Н и НН в причастиях и прилагательных.

Цель урока:

  1. формирование  знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»;
  2. совершенствование умений и навыков по теме «Написание н-нн в суффиксах слов разных частей речи».

Задачи урока:

образовательные задачи

  1. знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях;
  2. знать условия выбора н и нн в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени;
  3. уметь строить рассуждение для разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, выбор н и нн в суффиксах;
  4. знать слова-исключения.

развивающие задачи 

  1. вырабатывать навыки грамотного письма, создания собственных текстов;
  2. способствовать развитию  критического мышления в условиях дифференцированной работы;
  3. развивать навыки использования ИКТ при работе с учебным материалом.

воспитательные задачи 

  1. воспитывать ответственность за результат своего труда;
  2. формировать  умение работать в коллективе.

Ход урока.

Содержание урока и методы, применяемые учителем

Деятельность учащихся

I. Организационный момент: создание учебной мотивации.


1

Метод: информационно-рецептивный.

Приемы: демонстрация кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА и ЕГЭ.


Учитель, подчеркивая важность, актуальность темы урока, создает учебную мотивацию.

Знакомство с кодом  6.8 кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА и ЕГЭ.


2

Метод: информационно-рецептивный.

Приемы: сообщение темы, цели  урока.


Учитель просит сформулировать тему и цели урока.

Учащиеся определяют тему урока, акцентируя внимание на необходимости формирования орфографической зоркости.

II. Актуализации субъектного опыта учащихся.


3




Метод: проблемный.

Приемы: проблемная ситуация, объяснительное письмо, практическая работа.


Распределительный диктант (Приложение №1). Принцип деления слов на две группы дети должны определить сами, проанализировав первую пару слов: журавлиНый – торжествеННый.

Следуя алгоритмическим предписаниям орфографической памятки (Приложение №2), учащиеся  выполняют разбор №6 (орфографический), после чего приходят к выводу, что в основе распределения слов - применение правила «Н и НН в суффиксах прилагательных».


Написание диктанта.


4


Метод: репродуктивный.

Приемы: демонстрация, взаимопроверка, беседа.


После написания диктанта учащимся предлагается провести взаимопроверку, для этого на экране проецируется контрольный лист (Приложение №3).


Беседа: какие трудности возникли при выполнении этой работы?

Взаимопроверка по контрольному листу.


Разбор заданий с целью выявления типичных  ошибок, обсуждение правильных вариантов.


5

Метод: частично-поисковый.

Приемы: эвристическая беседа, заполнение «слепой» таблицы.


Для стимулирования учебной активности учащихся и определения степени усвоения ими ранее изученного материала, а также с целью актуализации опорных знаний, необходимых для усвоения нового материала, учащимся предлагается  в процессе разбора заданий распределительного диктанта заполнить I блок  «слепой» («чистой») таблицы «Н и НН в суффиксах слов разных частей речи» (Приложение №4).


При установлении степени усвоения учащимися изученного материала им предлагается ответить на проблемный вопрос: почему в I блок включены, кроме прилагательного, существительное и наречие? почему объединены графы «Существительное» и «Наречие»?

Проводя коррекцию знаний по отдельным вопросам уже пройденной темы «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных», учащиеся выводят формулу данного правила, заполняя предложенную учителем таблицу (Приложение №5).


Отвечая на вопросы учителя, ученики формулируют правило написания Н и НН в существительных и наречиях; записывают примеры в тетрадях и продолжают заполнять опорную таблицу.

III. Формирование новых знаний и способов действий.


6

Метод: исследовательский.

Приемы: проблемная ситуация, исследование.


Учителем предлагается проверить утверждение: правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени подчиняется правилу правописания Н и НН в суффиксах прилагательных?

В процессе орфографического разбора, выполняя морфемный анализ, ребята опровергают выдвинутое предположение об общем правиле правописании Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. Выполнив словообразовательный разбор причастий, учащимися  в качестве доказательств приводятся такие аргументы, как отсутствие у причастий суффиксов

–АН, -ЯН, -ИН.

Кроме того, учащиеся, ссылаясь на явление антиномий в русском языке, обращают внимание на наличие II блока в таблице и выдвигают гипотезу о существовании «собственного» правила написания страдательных причастий прошедшего времени.


7

Метод: исследовательский.

Приемы: проблемная ситуация, исследование.


Для выведения правила написания суффиксов страдательных причастий учителем предлагается игра «Третий лишний» (Приложение №6).

В процессе игры учащиеся заполняют II блок «слепой» таблицы, формулируют условия написания Н в отглагольных прилагательных и НН в страдательных причастиях прошедшего времени (Приложение №7).

IV.Применение знаний и формирование умений и навыков.


8

Метод: практический контроль.

Приемы: самостоятельная работа, контроль выполнения практического задания на компьютере, самоконтроль.


Выполнение проверочной работы в формате ГИА позволит закрепить полученные учащимися знания и навыки написания Н и НН в словах разных частей речи; стимулировать развитие творческих способностей позволит использование материала алгоритмов, таблиц, схем-инструкций, разработанных  в ходе урока (Приложение №8).

Выполнение тестовых заданий и последующий самоконтроль.

V. Домашнее задание.


9

Домашнее задание:

  1. напишите сочинение-рассуждение: объясните, как Вы понимаете смысл 6 предложения текста: «Каждый человек встречает осень по-своему»;
  2. заполните пустые графы таблицы, проработав теоретический материал учебника «Правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени».

Творческое задание: составить схемы-инструкции данных правил.

VI. Этап рефлексии.


10

Метод: информационно-рецептивный.

Приемы: беседа, самоанализ.


На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Возможные вопросы: чему научились? где эти знания можно применить? каким способом вы учились?


В конце урока учащимся предлагается «подарить букет» учителю (заранее заготовлены разноцветные шаблоны цветов):

оранжевый цветок – задачи урока ясны, реализованы;

красный цветок – непонимание задачи;

желтый цветок – задачи, формы работы трудны.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Распределительный диктант (задание:  распределить  прилагательные  по двум колонкам –Н-  и  

–НН-): ледя..ой, весе..ий, торжестве..ый, пламе..ый, багря..ый, ути..ый, лу..ый, серебря..ый, време..ый, журавли..ый, величестве..ый, тума..ый, экскурсио..ый, пря..ый, песча..ый, лебеди..ый, со..ый, восторже..ый, соловьи..ый, пусты..ый.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Алгоритм поиска обоснования большинства морфологических написаний в русском языке.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Контрольный лист: 

Н

НН

ледяНой,

багряНый,

утиНый,

 серебряНый,

 журавлиНый,

пряНый,

песчаНый,

лебедиНый,

соловьиНый

весеННий,

торжествеННый,

пламеННый,

луННый,

времеННый,

 величествеННый,

тумаННый,

экскурсиоННый,

соННый,

восторжеННый,

пустыННый

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Модель «чистой» («слепой») таблицы «Н и НН в суффиксах слов разных частей речи»:

«Н и НН в суффиксах слов разных частей речи»

I блок

II блок

Формула правила

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

«Н и НН в суффиксах слов разных частей речи»

I блок

II блок

прилагательное

существительное

наречие

Формула правила: написание НН

Н+Н→НН

Н+ -НИК→НН

-ЕНН→НН

-ОНН→НН

Слова-исключения: оловянный, деревянный, стеклянный.

Слова-исключения:

Формула правила: написание Н

-АН, -ЯН→Н

 

-ИН→Н

Слово-исключение: ветреный

(НО! безветренный).

Слова-исключения:

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Игра «Четвертый лишний»: по условиям игры в суффиксе «лишнего» слова пишется Н.

  1. Засуше..ые травы, запуще..ый парк, мороже..ая ягода, сморще..ые корешки.
  2. Кова..ая решетка, организова..ый оход, иллюстрирова..ый альбом, корчева..ый пень.
  3. Броше..ая нора, беле..ые стволы, плене..ый путник, лише..ый странник.
  4. Броше..ая зверем, беле..ые весной, вяза..ый шарф, лише..ый голоса.
  5. Засея..ое поле, сея..ое весной, поле засея..о, посея..ые травы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

«Н и НН в суффиксах слов разных частей речи»

I блок

II блок

прилагательное

существительное

наречие

отглагольное прилагательное

страдательное причастие

?

Формула правила: написание НН

Н+Н→НН

Н+ -ник→НН

   

-ОВА→НН

+  ̚→НН

-ЕНН→НН

-ЁВА→НН

ПО→НН

-ОНН→НН

-ИРОВА→НН

сов.вид→НН

Слова-исключения: оловянный, деревянный, стеклянный.

Слова-исключение:

Формула правила: написание Н

-АН, -ЯН→Н

 

-  ̚→Н

кр.форма→Н

-ИН→Н

ОП→Н

-

несов.вид→Н

-

Слово-исключение: ветреный

(НО! безветренный).

Слова-исключение:

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выполните задания.

Прощание с летом.

        (1)Ра(н,нн)яя осень (не)заметно подкралась к лесным урочищам. (2)В чащобах повеяло холодком пропита(н,нн)ым легким грибным запахом тонким ароматом первой опавш(е,и)й листвы которой усыпа(н,нн)ы лесные дорожки.

        (3)Ра(н,нн)яя осень - чудесная (не)повторимая пора года. (4)В воздухе напое(н,нн)ом ароматом увядающей травы плывет серебристо(?)сизая паутина. (5)Остро чувствует(?)ся: каждый песча(н,нн)ый взлобок завале(н,нн)ый сосновыми иголочками тонкая ветка черемухи тронутый первой позолотой березовый лист – все обласка(н,нн)о покоре(н,нн)о нежным прощальным теплом солнца.

        (6)Каждый человек встречает осень по(?)своему. (7)Меня ра(н,нн)ей осенью всегда тянет в расцвече(н,нн)ый красками лес. (8)На вечерней зорьке хорошо думает(7)ся. (9)Только в лесу и можно понять как тепло прощает(?)ся родная природа с красным летом.

(По В.Солдатову.)

  1. Определите тип речи в предложениях 6 – 9.

Ответ:_______________________________________________________________________________

  1. Замените слово напоенном (предложение 4) стилистически нейтральным

 синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:_______________________________________________________________________________

  1. Из предложений 3 – 5 выпишите страдательные причастия прошедшего

времени, в которых пишется НН.

Ответ:_______________________________________________________________________________

        4. Выпишите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В прилагательных, образованных от имен существительных с помощью суффикса –АН,

-ЯН, пишется одна буква Н».

Ответ:_______________________________________________________________________________

  1. Выпишите слова, в которых правописание Н определяется правилом: «В

кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

Ответ:_______________________________________________________________________________

  1. Найдите предложение(-я) с обособленным определением, напишите номер

этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:_______________________________________________________________________________

  1. В приведенном предложении расставьте запятые. Пронумеруйте все знаки

препинания в предложении, выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при причастном обороте.

        Остро чувствуется: каждый песчаный взлобок  заваленный сосновыми иголочками тонкая ветка черемухи тронутый первой позолотой березовый лист – все обласкано покорено нежным прощальным теплом солнца.

Ответ:_______________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

из опыта работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"

В данной статье представлен обобщенный опыт работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Формирование навыков индивидуальной познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы: методические аспекты и школьный опыт работы.

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Наиболее характерной особен...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ИЛИ КАК НЕ НАВРЕДИТЬ ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ

Сохранение всеми возможными способами здоровья школьника – весьма актуальный вопрос сегодняшнего дня. К сожалению, именно школа, по   статистическим данным, способствует возникновению заболе...

Доклад "Укрупнение дидактических единиц и реализация этнопедагогических аспектов на уроках русского языка и литературы"

Одним из современных научных направлений, разработанных в педагогике, является обучение учащихся методом УДЕ академика Эрдниева П.М. Многолетний опыт работы в школе показал, что имеются значительные в...

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Данная статья помогает грамотно организовать работу по формированию орфографической зоркости. При переходе с начальной ступени образования на среднюю нужно учитывать  индивидуальные особенности и...