Урок по истории "Гражданская война и интервенция"
план-конспект урока по истории (9 класс)
Урок по истории по теме "Гражданская война и интервенция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Гражданская война и интервенция" | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект.
Тема урока: «Гражданская война и интервенция».
Форма урока: комбинированный урок.
Цели: образовательные — дать учащемуся представление о Гражданской войне и интервенции с помощью характеристики ключевых событий данного периода, причин и последствий происходившего.
развивающие — развитие навыков исторического анализа и сравнительной характеристики явлений и процессов, оперирование учебным материалом,а также, умение составлять тезисы и развернутый план по пройденной теме.
воспитательные — способствовать формированию гражданской позиции ученика, воспитание патриотизма и одновременно готовности к компромиссу, терпимости.
Задачи: 1. Раскрыть причины Гражданской войны и интервенции;
2. Охарактеризовать основные этапы Гражданской войны и интервенции;
3. Осветить ход событий Гражданской войны и интервенции;
4. Проанализировать причины победы «красных» и поражения «белых».
Используемые методы: опрос (индивидуальная форма), элементы лекционного изложения материала (объяснительно-иллюстративный тип), реалистичный рассказ, аналитическая беседа (диалог), обобщающие - тезисный план и схема.
УМК: - Торопцев А.П. Мировая история войн: энциклопедия.
- Кузнецов И.Н. История Отечества в таблицах и схемах.
- Н.В.Загладин, С.И.Козленко. История России, 11 класс.
- Карты «Гражданская война и интервенция», «Начало гражданской войны в России».
- Схемы «Причины и предпосылки Гражданской войны», по этапам Гражданской войны и интервенции.
Таблица с перечнем цифровых образовательных ресурсов, которые используются на уроке, прилагается к плану-конспекту.
Основные понятия и термины: гражданская война, интервенция, Белое движение, Красная армия, Революционный военный совет.
Основные даты и события:
1918-1922 гг. - Гражданская война.
1918, ноябрь — создание Совета рабочей и крестьянской обороны.
1920, апрель — октябрь — советско-польская война.
1920, ноябрь — занятие Крыма Красной армией.
План урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Переход к новой теме.
3.Изучение нового материала.
4. Первичное закрепление изученного материала.
5.Домашнее задание.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
Устный опрос по плану:
- Характеристика первых преобразований партии большевиков.
- Определение влияния Брестского мира на развитие событий в России.
II. Переход к новой теме.
Обозначение целей занятия; указание на связующую нить между новой темой и предыдущими («Октябрьская революция 1917г.», «Переход власти к партии большевиков»);мотивация к изучению материала через акцентирование на том, что участниками событий, являются такие знаменитые (в какой-то степени загадочные) личности, как, например, А.В.Колчак, В.И.Чапаев и другие.
III. Изучение нового материала.
План с пояснением.
1. Начальный этап Гражданской войны и интервенции.
Учитель обращает внимание учащегося на следующее: Гражданская война начала XX века не имеет четких хронологических рамок. - Многие историки считают, что Гражданская война длилась с 1917 по 1922гг., имея в виду, что в данный отрезок времени были отмечены очаги противостояния. Но существует наряду с другими периодизация Гражданской войны, охватывающая наиболее активный период военного противостояния в российском обществе, сочетавшегося с иностранной интервенцией:
Этапы фиксируются на доске.
1.этап - октябрь 1917 — май 1918гг.
2.этап — май — ноябрь 1918гг.
3.этап — ноябрь 1918 — февраль 1919гг.
4.этап — март 1919 — весна 1920гг.
5.этап — май1920 — ноябрь 1920гг.
Далее учащемуся предлагается работа с текстом учебника §12-13 (либо iclass, История России XX — начало XXI века - урок15, Консультации по истории — урок 13) пункт «Начальный этап Гражданской войны и интервенции», выделение причин Гражданской войны,интервенции, особенности происходивших событий. Ответ ученика обсуждается и результаты записываются учеником в тетрадь (в течение урока основные понятия,события и даты фиксируются учеником в тетради). Как пример оформления и правильного заполнения можно воспользоваться схемой «Причины и предпосылки Гражданской войны» (см.Приложение).
2. Советская Республика в кольце фронтов. Май 1918 — март 1919 гг.
Учитель поясняет, что политический спектр участников Гражданской войны не ограничивался только силами «белых» и «красных», он делился на три лагеря (антисоветский — дворянство, буржуазия, чиновники, возглавлялся кадетами; «демократической контрреволюции» - представители эсеров и меньшевиков, создавших самообъявленные правительства; анархисты и левые эсеры).
Кратко раскрывается данный этап Гражданской войны, акцентируется внимание учащегося на главных событиях этого периода, дополнительно - показывается схема (см.Приложение).
Работа с картой «Россия в годы Гражданской войны и интервенции» (см.Приложение). Обращается внимание ученика на очаги сопротивления Советской власти, рассматриваются причины локализации антисоветских сил на определенных территориях (формирование оппозиционных сил вокруг генералов А.М.Каледина, П.Н.Краснова, М.В.Алексеева, атамана А.И.Дутова и т. д.).
Далее затрагивается вопрос о «красном терроре». Осенью 1918г. после покушения на В.И.Ленина и других большевистских лидеров репрессии против неблагонадежных слоев населения приобретают массовый характер. Самостоятельная работа ученика с материалом учебника §12-13 (с.114-116), (либо iclass, История России XX — начало XXI века - урок15, Консультации по истории — урок 13) , ответы на вопросы:
- объясните почему к лету 1918г. Советская республика оказалась в огненном кольце и потеряла ¾ своей территории?
- прокомментируйте высказывания Ленина о том, что закон должен не заменять террор, а оправдывать его.
3. Время решающих сражений: март 1919 — 1920гг.
Обсуждение с опорой на карту и схему(см.Приложение) следующих вопросов:
- Что способствовало разворачиванию активных действий А.В.Колчака в Сибири, Предуралье?
- Кратко описать цели и действия А.В.Колчака и Н.Н.Юденича весной и летом 1919г.
- Почему центр Белого движения перемещается летом 1919г. на юг?
- Действия А.М.Деникина и Добровольческой армии летом 1919г.
- Роль несогласованности действий А.В.Колчака и А.М.Деникина в 1919г.
- Причины побед Красной армии с сентября по декабрь 1919г. на юге и северо-западе России.
4. Война с Польшей и поражение Белого движения.
Апрель-ноябрь 1920г.
Война рассматривается по схеме (причины, специфика советско-польской войны, военные действия,итоги), кратко отмечается на электронной доске.
- Учитель обращает внимание на то, что после разгрома войск П.Н.Врангеля, остатки армии эвакуировались в Турцию. На этом основные сражения Гражданской войны на территории европейской части России завершились.
5. Завершающий этап Гражданской войны. Конец 1920-1922 гг.
Задание учащемуся: составить тезисы, опираясь на материал учебника, либо iclass, по теме «Основные события завершающего этапа Гражданской войны. Причины победы «красных»».
IV. Первичное закрепление изученного материала.
Работа с картой «Гражданская война и интервенция» (см.Приложение), обобщающая беседа по вопросам:
- В каких регионах страны дислоцировались «белая» и «красная» армии?
- В чем заключалось преимущество стратегического положения «красных» армий?
- В каких районах страны действовали войска интервентов?
- Какие фронта были крайне опасными для Советской России в разные периоды Гражданской войны?
- Связь между Гражданской войной и интервенцией в России.
Подведение ученика к выводу о том, что Гражданская война это трагедия всего народа, последствиями которой являются обесценивание человеческой жизни, раскол общества на «своих» и «чужих», развал народного хозяйства, разрушение устоев и т.д.
V. Домашнее задание.
С помощью материалов урока и §12-13, iclass - «История России XX — начало XXI века» - урок15, «Консультации по истории» — урок 13, карты «Гражданская война и интервенция» ученик заполняет таблицу, характеризуя участников в разные периоды войны (пункты — лидеры движения, командующие на фронтах, занимаемая территория, цели в различные периоды войны и их достижение).
Годы Граждан- ской войны | Силы контр- революции | Белое движение | Красная армия | Интервенция | Крестьянское движение |
1917 | |||||
1918 | |||||
1919 | |||||
1920 | |||||
1921-1922 |
Возможный риск на уроке и варианты его решения: на данном уроке достаточно большой объем занимает теоретическая часть, вследствие этого возможны проблемы с запоминанием основной части материала, пробелы в знаниях учащегося, поэтому необходимо использовать на уроке больше наглядных методов (карты, схемы), а также, фиксировать на электронной доске ключевые (необходимые для понимания темы) понятия и даты, акцентировать внимание ученика на том, что он должен записать в тетрадь и запомнить.
Приложение.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЦОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР |
1 | Анимированная интерактивная карта "Начало Гражданской войны в России" | Информационный | Анимированная интерактивная карта | |
2 | Схема «Причины и предпосылки Гражданской войны» | Информационный | Схема | |
3 | Интерактивная схема «Первый этап гражданской войны» | Информационный | Схема | |
4 | Интерактивная схема «Второй этап гражданской войны» | Информационный | Схема | |
5 | Интерактивная схема «Третий этап гражданской войны» | Информационный | Схема | |
6 | Карта «Гражданская война и интервенция» | Информационный | Карта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Прмчины гражданской войны и интервенции в Росссии"
данной разработкой урока можно воспользоваться в 9 и 11 классах, учитывая возрастные особенности учащихся, к уроку можно подготовить презентацию с иллюстративным материалом и перечисленными сведениями...
Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.
Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.материал показывает форму подачи знаний ученикам....
Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция"
Конспект открытого урока по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция". Конспект включает подробный материал для урока с элементами краеведения. Это вызывает у детей повышенны...
методическая разработка урока "Гражданская война и интервенция"
Аннотация Данный урок реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, обобщаю...
Презентация к уроку "Гражданская война и интервенция"
Презентация является наглядным материалом к уроку "Гражданская война и интервенция", который реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9;11 классов...
Гражданская война и интервенция в России. Урок по истории в 9 классе.
Гражданская война и интервенция в России. Урок по истории в 9 (К) классе....
Конспект урока по истории в 9 классе в коррекционной школе VIII вида "Начало гражданской войны и интервенции"
Цель: формировать у учащихся представление о гражданской войне как битве двух противоборствующих сил России.Задачи:Образовательные: разъяснить причины Гражданской войны; формировать представление о "б...