Повседневная жизнь и общественные идеалы допетровского времени (XVI-XVIIв)
материал по истории (11 класс) по теме
Тема: Повседневная жизнь и общественные идеалы допетровского времени (XVI-XVIIв)
Методическая идея: организация деятельностного подхода работы обучающихся в малых группах.
Цели урока:
Образовательная –
Изучить жизнь и быт и нравы населения России 16- 17 века.
Развивающая-
-работать с историческими источниками, развивать умение анализировать материал учебника и документальный текст.
- развивать навыки работы в команде
Воспитательная-
-способствовать развитию интереса к предмету.
Воспитать уважение к нашим предкам, их труду и быту.
Оборудование
Учебник под редакцией А.А.Данилов, М.Ю. Брандт, М.М. Горинов, М.В. Короткова, Л.Г. Косулина, И.С. Семененко « История России часть I $27 Стр. 297-314, презентация, Интернет сайты ugra.alexandrovi.ru, booksite.ru›ancient/reader/family_03.htm
Структура урока:
1. Организационный момент -1 мин.
2. Актуализация знаний -3 мин.
3. Определение целепологания урока-4 мин.
4. Планирование-4 мин.
5. Самостоятельное изучение темы-20 мин
6. Коррекция продукта деятельности-10 мин
7. Подведение итогов урока – 3 мин.
Этапы деят.-ти | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание |
I. Орг. момент. | Педагог приветствует обучающихся. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют педагога. Обучающиеся рассаживаются по группам. Внутри которых определяют координатора и выступающего. | Преподаватель организует и дисциплинирует обучающихся. Создает ра- бочую обстановку. |
II Актуали- зация темы.
Постановка учебной цели
| Педагог задает вопрос.
1.Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?
2.Как вы думаете о чем мы с вами ещё не говорили изучая культуру 16-17 века?
3.И как же по вашему мнению должна называться тема сегодняшнего урока?
Педагог фиксирует предложение на доске. Выбирает наиболее удачный вариант.
«Жизнь и быт людей проживающих в 16-17 веке». Дополняет предложение и записывает на доске тему: «Повседневная жизнь и общественные идеалы допетровского времени (XVI-XVIIв) »
Педагог задает вопрсы:
1.Из чего же состоял быт людей проживающих в 16-17 веке? Что бы легче ответить на этот вопрос представьте из чего же состоит быт современного человека и попытайтесь сопоставить. 2.Что изменилось, а что осталось по прежнему?
Педагог приходит к выводу. Ответ дан верно. Продолжает задавать вопросы. 1. Давайте определим на какой из предложенных вами вариантов мы с вами отведем больше времени для изучения? 2.Вы обучаетесь по специальности повар, кондитер так что мы будем изучать более подробно на сегодняшнем уроке?
3.Скажите, а зачем вам как поварам знать то из чего состояло меню людей проживающих в 16-17 веке?
|
Обсуждают в группе.
Предлагают варианты . Правильные ответы записываю на доске.
Обсуждают предлагают варианты.
Обсуждают предлагают Варианты .Предположительный ответ - быт состоит из того, что мы живем в семье, учимся , работаем. создаём семью, питаемся, иногда отмечаем праздники.
Предположительный ответ обучающихся. - Что готовили и употребляли в пищу представители различных сословий.
Предположительный ответ обучающихся: *Сейчас открывается множество тематических ресторанов, кафе, трактиров. В 17 веке были кабаки. В дальнейшем , мы можем выбрать как одну из тематик составления меню.
*Мы ознакомимся с блюдами , а в дальнейшем на спец. предметах с технологией приготовления блюд.
*Захотим сами найти рецепты в Интернете, старинных книгах, архивах.
|
|
III Планирование. | С чего начнем изучение темы?
Педагог записывает на доске варианты предложенные обучающимися. 1. Меню крестьян горожан проживающих в 16-17 веке. 2. Семья 3. Религия 4. Праздники 5. Жилье 6. Одежда | Обсуждают план урока. Предлагают варианты.
|
|
IV Реализация плана. | Педагог задает вопросы 1.С чего начинаем работу?
2.Какими материалами вы можете пользоваться? | Обучающиеся записывают число, тему урока.
Учебник стр.297-310, Документы 17 века стр.311-314 Интернет ресурсы
| Слайд № 1
Закладки для Интернет ресурсов лучше подготовить заранее. |
V Определяем критерии оценки. | Педагог задает вопрос. Как оценивать выполненное задание?
Записывает на доске варианты предложенные обучающимися. 1. Четко определено, что употребляли в пищу представители различных сословий. 2. Что пили. 3. Меню в праздничные дни. 4. Определен семейный уклад. Что носили, где жили. | Обсуждают в группе предлагают варианты критериев.
|
|
VI Выполнение обучающимися намеченных действий. |
| Обучающиеся работают в группе. Готовят презентацию ответа. |
|
VII Презентация продукта работы в группе. | Педагог демонстрирует слайды №2-16 ( меню крестьян и горожан в 16-17 веке) сайды № | Излагают основные положения учебного материала, который должен быть усвоен обучающимися. | Представление у доски, корректировка продуктов деятельности.
|
VIII Обобщение. |
Итак, как поработали группы? Ответ какой группы вам понравился больше остальных?
В результате общего суждения мы выяснили… (кратко повторяю ключевые понятия темы) Выясняю, достаточно ли, необходимой информации
|
Корректируют продукт своей деятельности. Делают записи в тетради. |
*Если не достаточно информации получили на уроке, то даю дополнительные ссылки.
.by/refs/alike/31104.html |
IX Подведение итогов. | Педагог задает вопросы:
1.Совпадают ли поставленные цели с достигнутым результатом?
Сопоставление результатов деятельности обучающихся с вариантом предложенным преподавателем.
2.Что вы научились делать на уроке? | Отвечают на поставленный вопрос.
Обучающиеся сопоставляют вариант предложенный преподавателем со своим продуктом труда.
Самооценка деятельности. |
|
X Домашнее задание. | Подготовится к контролю по данной теме. Стр.297-314. *Творческое задание. Написать Эссе на тему : «Сей хлеб, ешь мякину». *Ответить на вопросы после параграфа. |
|
|
Пояснительная записка к уроку: «Повседневная жизнь и общественные идеалы допетровского времени (XVI-XVIIв)».
Урок разработан для обучающихся на первом курсе, по профессии
повар, кондитер.
В условиях необходимости формирования профессиональных компетенций существует необходимость обращения внимания на практическую значимость полученного материала .Большую часть времени при изучении данной темы отводим на изучение раздела:« Стол –престол для бояр и народа» Узнаём из чего состояло меню людей проживающих в 16-17 веке. Определяем где в дальнейшем можем использовать полученный материал. ( Открывается множество тематических ресторанов, кафе, трактиров. В 17 веке были кабаки. В дальнейшем полученную информацию можно использовать как одну из тематик составления меню. Ознакомимся с блюдами , а в дальнейшем на спец. предметах с технологией приготовления блюд. Сами обучающиеся смогут найти рецепты в Интернете, старинных книгах, архивах). Деятельность обучающихся должна претерпевать существенные изменения.
В связи с переходом на новые ФГОС преподаватель должен формировать профессиональные компетенции. Для предмета история это достаточно сложная задача. Но современному обществу нужны «новые люди». Не только знающие факты , но и умеющие практически использовать полученную информацию. В основе преподавания уроков «по новому» лежит не репродуктивный подход, когда обучающиеся воспроизводят то , что говорит преподаватель, а деятельностный во главу всего ставится самостоятельная деятельность обучающихся и получение практических значений.
В соответствии с тенденциями времени и требованиями рынка изменяется и процесс преподавания истории.
Перед началом подготовки к уроку педагог задает себе вопросы.
Зачем?- это целепологание; что- содержание, как- средство и формы , т.е. организация технологии среды.
Целеполагание- это опережающее представление о цели, организации и результате.
Цель урока первоначально педагог определяет для себя, а в дальнейшем согласует её с обучающимися.
Основные направления целепологания (по В.В. Шогану):
1.Образовательное (время, пространство, события, понятия, нравственные поступки )
Изучить жизнь и быт и нравы населения России 16- 17 века.
2.Развивающее
развивать
-навыки работы в команде
-навыки самостоятельной работаты с Интернет ресурсами.
- мыслительную активность, умение систематизировать и анализировать полученный из различного рода источников материал ( одни работают с учебником ( стр.297-310), другие с Интернет –ресурсами Интернет сайты ugra.alexandrovi.ru, booksite.ru›ancient/reader/family_03.htm, третьи с источниками стр.311-312. )
1.Смысловое
Тотальный смысл жизни России в устремленности к соборности-
это путь к духовному мироотношению, а следовательно, это смысл всех исторических этапов, смысл жзни отдельной исторической персоны (на данном уроке на примерах жизни и быта представителей различных сословий). и смысл жизни каждого русского сегодня. Русский духовный коллективизм( Общинный образ жизни русского человека и как следствие большая схожесть в быту людей разных, но относящихся к одному сословию).
2.Действенно- практическое
Опережающее представление об исторических ситуациях, событиях в которых условно участвуют обучающиеся. Это то, что дает возможность чувствовать, мыслить. Актуальность обогащается историей, а история понимается через актуальность. Полученные знания на данном уроке могут иметь практическое значение в дальнейшем при работе по профессии повар, кондитер.
3.Рефлексивное.
Опережающее представление о таких условиях исторического образования, при которых возникает акт рефлексии, самоанализа на уроке ( Обучающиеся самостоятельно разрабатывают критерии оценки своей деятельности).
Наглядные средства обучения
1. Сюжетные типологические картины (слайды №3,17,18,19).
2. Фотографии аналогов блюд (XVI-XVIIв).
3. Документальные источники на страничке «Ресурсного центра по переходу на новые ФГОС», http://www.museum.ru/,
http://www.cbs-novoch.ru/baby/kollegam ,
Современный урок по моему мнению. Это урок одновременно
сочетающий в себе все составляющие инновационной деятельности: компетонтносная, деятельностная, личностно- ориентированная, дифференцированная, с использованием ИКТ кк преподавателем, так и обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopetrovskoe_vremya_16-17_vek.docx | 227.57 КБ |
povsednevnaya_zhizn.ppt | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительный материал к уроку.
- Документальные источники.
Европейские путешественники побывавшие в Сибири отмечали: «…съестные припасы очень дешевы, рыба превосходная, мясо и дичь в изобилии».
Вот как описывается пища крестьян в журнале «Народное хозяйство России».
Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка-пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет,-и только хлеба. В этих деревнях у большинства продано и заложено все, что можно продать и заложить.
- Правила работы в группе с текстом.
а) Прочитать текст- 2 минута.
б) Текст можно маркировать (подчеркивать, делать заметки на полях, выделять маркером главную мысль)-1 минута.
в) Обсудить содержание текста в группе. Разбить текст на смысловые части. Выделить главную мысль-1минута.
г) При отборе материала выбирать наиболее важные факты.
д) Работа с компьютером
Сопоставить материал для ответа со слайдами из презентации
«Кухня XIX века», либо самостоятельно отобрать по предложенным ссылкам в Интернете-8 минут.
ж) Подведение итогов, перенос информации на флешь- 1 минута.
з) Презентация ответа у доски 3 минут
- Мишень. Оцените значимость полученного материала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина для 7 класса.Тема "Культура в XVI-XVIIв.в."
Темы по культуре помогают воспитанию и образованию учащихся. Дополнительный материал способствует заинтересованности детей в предмете-история. Вопросы ,которые даются не по программе, побуждают учащих...
урок истории в 7 классе «Основные сословия России в XVIIв.»
Готовый проект поможет коллегам без затраты времени подготовиться к интересному уроку....
Сводная таблица "Архитектура России XVIIв."
Сводная таблица по архитектуре России XVII в. представляет собой иллюстративные изображения архитектурных памятников. В таблице представлена краткая справочная информация: датировка, условия возникнов...
Сводная таблица "Стрелецкие бунты XVIIв."
Дидактический материал в форме сводной сравнительной таблицы по истории стрелецких бунтов XVIIв....
Конспект урока 7 класс "Русская деревня в XVIIв"
Предмет: история РоссииКласс 7 классУчитель Н.А.ЧетвериковаАвтор УМК: «Пчёлов Е.В., Лукин П.В. «История РоссииXVI-XVIIвв,» учебник –"Русское слово"-2018Тема урока:...
Контрольная работа по теме "Культура России XVIIв" 7 класс
Контрольная работа по теме "Культура России в XVIIв" для 7 класса по учебнику Пчёлов и Лукин в двух вариантах, без использования тестов....
Русские путешественники и первопроходцы XVIIв.
Русские путешественники и первопроходцыXVIIв....