Методическая разработка урока изучения нового материала по теме «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света»
методическая разработка по физике (11 класс)
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Физика» и студентов 1 курса специальностей «Сестринское дело».
Мотивация изучения темы: «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света». Данная тема в таком полном объёме изучается студентами впервые. До этого она рассматривалась в разные годы в сокращённом виде и без получения общих выводов. У студентов ещё не были сформированы многие необходимые навыки, например, такие как геометрические построения. Разработка и проведение такого урока способствует общему развитию студентов и способствует ликвидации трудностей в освоении дальнейшей программы по физике и астрономии.
Тема занятия: «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света».
Цель занятия: изучение нового материала с использованием ранее полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока | 35.38 КБ |
Технологическая карта урока | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Тульский областной медицинский колледж»
Узловский филиал
Цикловая (предметная) комиссия
общеобразовательных дисциплин
ФИЗИКА
Методическая разработка урока изучения нового материала
по теме
«Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света»
Специальности: 31.02.01 «Сестринское дело»
Узловая
2021г.
Рассмотрено и одобрено на заседании Ц(П)К
Протокол заседания
№________ от «________________ » 2021 г.
Председатель Ц(П)К: Голованова Н.А.
_______________
Разработчик: Белоусова М.В.
Рецензент:
Коновалова Л.В.
________________
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Физика» и студентов 1 курса специальностей «Сестринское дело».
Мотивация изучения темы: «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света». Данная тема в таком полном объёме изучается студентами впервые. До этого она рассматривалась в разные годы в сокращённом виде и без получения общих выводов. У студентов ещё не были сформированы многие необходимые навыки, например, такие как геометрические построения. Разработка и проведение такого урока способствует общему развитию студентов и способствует ликвидации трудностей в освоении дальнейшей программы по физике и астрономии.
Тема занятия: «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света».
Цель занятия: изучение нового материала с использованием ранее полученных знаний.
Задачи:
- образовательные:
создать условия для формирования понятий: свет, источники света, тень, полутень, световой луч, закон прямолинейного распространения свет, закон отражения света;
разъяснить учащимся закон прямолинейного распространения света;
изучить закон отражения света;
изучить закон преломления света:
продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений.
- развивающие:
создать условия для развития формирования умений ставить перед собой задачу, находить ответ на поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений и при проведении экспериментов.
-воспитательные:
способствовать демонстрации навыков самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, осуществления сотрудничества в ходе работы по изучению нового материала;
Формируемые компетенции.
Профессиональные компетенции: готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; способность проектировать траектории своего личностного развития.
Общекультурные компетенции: способность к самоорганизации и самообразованию; способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве; работать в коллективе; быть готовым к смене технологий.
Умения: приводить примеры практического использования физических знаний;отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.
Внутридисциплинарные связи:
Темы: Природа света. Распространение света. Законы отражения и преломления света.
Междисциплинарные связи: Астрономия (Солнечные и Лунные затмения), Геометрия (построение хода лучей)
Время проведения: 90 минут.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, источники света – лампочка накаливания, свечи, экран, фонарик, шарообразный предмет, тальк, теннисная ракетка, мячик, прибор по оптике «Оптический диск».
Основные источники:
- Мякишева Г.Я. и др., под редакцией Парфентьевой Н.А. Физика. 11 класс. Базовый и углубленный уровень. Учебник.
- Пинский А.А., Граковский Г.Ю. Физика. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования.- М-ФОРУМ-ИНФРА-М, 2013.
- Трофимова Т. И. Справочник по физике: учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего проф. Образования. – М. : Издательский центр «Академия», 2010.
- Федорова В. Н., Фаустов Е.В. Физика. Учебник для училищ и колледжей. – ГЭОТАР-Медиа, 2015 г.
Интернет-ресурсы:
- http://aco.ifmo.ru/el_books/basics_optics/glava-3/glava-3-1.html
- https://physics.ru/courses/op25part2/content/chapter3/section/paragraph1/theory.html#.YZo-XdBBxPY
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Отражение_(физика)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Свет
- https://scask.ru/a_book_phis_t3.php?id=82
Дополнительные источники:
- Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света / Перевод Вавилова С. И. — изд-е 2-е. — М.: Гос. изд-во технико-теоретической литературы, 1984. — С. 131. — 367 с. — (серия «Классики естествознания»).
- Черняев Ю. С. Оптическое излучение // Физическая энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. — Т. 3. — С. 459. — 672 с
- Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Физика/Под общ. Ред. О.Г.Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1995. – 480 с.
План-хронокарта занятия.
- Введение темы урока. Постановка учебной задачи. - 10 мин.
- Основная часть занятия. Новый материал. - 60 мин.
- Совместное исследование проблемы (20 минут)
- Моделирование (15 минут)
- Конструирование нового способа действия.(15 минут)
- Применение общего способа действия для решения частных
задач. (10 минут)
- Контроль учебной темы. Рефлексия. – 15 минут
- Домашнее задание. - 5 минут
Основные вопросы темы:
- Что такое «Оптика».
- Что такое свет.
- Источники света.
- Что такое луч.
- Прямолинейность распространения света.
- Образование тени, полутени.
- Законы отражения и преломления.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
На этом этапе необходимо создать ситуацию, чтобы студенты сами сформировали тему урока. | Создать проблемную ситуацию. Фиксировать новую учебную задачу. | Организовать погружение в проблему. Учитель приводит в пример известную фразу Конфуция о «чёрной кошке в чёрной комнате» и задаёт проблемные вопросы. Как проще всего определить - есть ли кошка в тёмной комнате? Какие вы можете предложить варианты? Приложение №1 | Пытаются ответить на вопрос известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные высказывания. Предлагают разные варианты. Выбирают самый рациональный вариант. Приходят к общему согласию. «Проще всего включить свет!» | |
Этот этап начинается с того, что студенты примерно планируют способы достижения изучаемой темы урока. А заканчивается этап тем, что ими чётко определены задачи урока. | Поиск решения учебной задачи. | Организовать устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирую, выдвинутые студентами гипотезы, организую их обсуждение. 1.Зачем нужен свет? 2.Что происходит с телами, на который падает яркий свет? 3. Как называется способ передачи тепла от солнца? 4. Назовите, какие вы знаете светящиеся предметы, тела или явления? Приложение №2, 3, 4 | Отвечают на вопросы. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания. Выдвигают гипотезы. | |
На этом этапе предлагается посмотреть на обычные вещи с точки зрения изучаемой темы. | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение. В презентации используются репродукции русских художников, можно по желанию использовать рисунки или графические работы студентов. Приложение №5, 6, 7 | Воспринимают ответы обучающихся. Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | |
| Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. Проведение физического эксперимента. Приложение № 8 | Участвуют в обсуждении эксперимента. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Осуществляют самоконтроль. | |
5. Применение общего способа действия для решения частных задач. На этом этапе можно использовать применение законов физики в астрономии. | Контроль за правильностью выполнения способа действия. Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Студентам предлагается описать астрономические явления, применяя новые термины, полученные на занятии. Приложение №9 | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | |
На этом этапе студенты дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Проводится рефлексия | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценивающая деятельность. Формулировка заданий с применением презентации. (Для быстрого получения результата) Приложение №10 Приложение № 11 | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Отвечают на вопросы, тесты. Осуществляют пошаговый контроль по результату. Отвечая на вопросы, сразу узнают правильный ответ. Анализируют правильность выполнения заданий. Рефлексия своих действий. | |
| Проработка конспекта урока. Создание презентаций: «Физики – оптики», «Оптические явления в атмосфере», «Глаз – оптический прибор, созданный природой» (на выбор) | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изучения нового материала по теме "Броуновское движение"
Урок изучения нового материала, представлен, чтобы углубить знания о молекулярном строении вещества, рассмотреть причины броуновского движения, познакомить с молекулярными силами взаимодействия и их п...
Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» на основе модулей ЭОР
Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» (8 класс) на основе модулей ЭОР. Цель урока – Изучить химические свойства, характерные для класса кислоты....
Урок изучения нового материала по теме "Прямолинейное и криволинейное движение. Движение по окружности." 9 класс
Урок изучения новой темы с использованием призентации, видеоролики....
Материалы к уроку на тему:"Свет. Законы отражения и преломления света." (8 класс).
Данный материал содержит опорный конспект по теме «Свет. Законы отражения и преломления света», вопросы к данному материалу, а также комментарии и объяснения опорного конспекта. Конспект может быть ис...
Авторская разработка урока изучения нового материала по географии в 7-м классе по теме "Население Евразии".
При проведении урока используются элементы проблемного обучения, организована работа с различными источниками географической информации. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют формирован...
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...