Современные требования к педагогу в работе с одаренными и выскомотивированными детьми
творческая работа учащихся по истории (6 класс) по теме
"Современные требования к педагогу в работе с одаренными и высокмотивированными детьми ЮВАО"
Кицель Татьяна Петровна учитель истории и обществознания.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В современной школе важно уважать личность ребенка, заниматься с ним не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kicel_t_forum_statya.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Кицель Т.П. ГБОУ КШ№1780 «Кадетский корпус памяти Героев Сталинградской битвы».
«Одаренные дети»
«Современные требования к педагогу в работе с одаренными детьми и высокомотивированными детьми ЮВАО»
Кицель Татьяна Петровна
учитель истории и обществознания
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В современной школе важно уважать личность ребенка, заниматься с ним не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Терминология, используемая при характеристике познавательных компетенций учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность гениальность.
«Способности- это индивидуальные особенности личности.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.
Гениальность - высшая степень таланта.
Одаренность понимают как системное развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения более высоких результатов, по сравнению с другими людьми.»[1]
Выявление одаренных детей должно начинаться еще с начальной школы, изучая психологические особенности детей, речь, память, мышление. Работа с одаренными и мотивированными детьми должна стать одним из важнейших аспектов деятельности современной школы. Поэтому каждый раз, начиная работать в пятом классе, я всегда обращаю внимание на психологические особенности детей, их интерес, логическое мышление, память. Это помогает мне выделить одаренных, талантливых, мотивированных детей.
Определение одаренных детей:
- имеют более высокие по сравнению с другими детьми интеллектуальные способности;
- имеют активную познавательную потребность;
- испытывают радость от полученного результата, добыванию знаний, умственного труда.
Однако одаренных детей не так много и не каждом классе они есть, а способные детки есть. Поэтому в своей работе с детьми я использую дифференцированный метод, который дает возможность реализовать себя на уроке и во внеклассной деятельности не только способных и одаренных, но и других желающих, способных себя проявить.
Так же в своей работе я использую технологию проблемного обучения. Она предназначена для развития творческого мышления и формирования научных способов познания, имеет инвариантную структуру:
«постановка проблемных ситуации, выдвижение гипотез- формулирование выводов» [2]- применяется в основном к решению практических задач. Эту технологию лучше всего использовать в старших классах, позволяет наиболее полно раскрыть интеллектуальные возможности одаренных детей.
Современное общество требует от школы подготовки выпускника способного адаптироваться к любым условиям, мирного, коммуникабельного и компетентного.
Очень важно изначально определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. « Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач современного общества»[3].
Прежде чем говорить о работе с одаренными и высокомотивированными детьми, необходимо определить, о чем собственно вести речь, как заинтересовать и на что направить внимание ученика.
Совершенствование системы работы с одаренными детьми требует дополнительной подготовки учителей с учетом новейших научных достижений и методических разработок, включая не только профессиональный аспект, но и формирование необходимых для работы с талантливыми детьми личностных качеств педагогов.
Современный педагог должен иметь четко сформулированную концепцию, кроме высокого профессионализма он должен обладать широкой эрудицией, способностью к творчеству, обладать высоким уровнем подготовки, высокой культурой и толерантным отношением к людям, а особенно к детям. Одно из главных отличительных черт современного педагога – стремление принять ребенка таким, каков он есть и понять его, учитывая при этом его возрастные индивидуальности.
Критериями эффективной деятельности педагога работающего с одаренными детьми следующие:
- организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
-формирование мотива деятельности;
- использование различных источников знаний;
-обучение детей различным способам добывания и переработки информации;
- личностно-деятельностный подход;
- опора на сильные стороны ученика.
Педагоги имеют возможность презентовать свои работы с одаренными детьми на научно-практических конференциях, семинарах, проектной деятельности.
Чаще всего в своей работе с учениками я использую современные образовательные технологии:
- проблемное обучение
- исследовательские и проектные методы;
- информационно-коммуникативные технологии.
Одним из более продуктивных является учебно - исследовательская деятельность. В настоящее время умения и навыки исследовательской деятельности нужны каждому человеку, а не только определенному ученику.
Важную роль для организации исследовательской деятельности играют внутренние условия, так как наличие мотивации, позволяет ученику эффективно реализовывать поставленные задачи.
В настоящее время учебно-познавательная деятельность представлена разнообразными формами: конференции, олимпиады, турниры, научные объединения учащихся.
Использование учениками телекоммуникации дает возможность исследовать любой уголок нашей страны и не только нашей. Благодаря этому телекоммуникационные образовательные проекты могут быть более интересными. Необходимо как можно больше привлекать детей в научно-исследовательскую деятельность.
Ученики нашей кадетской школы принимают участие во всевозможных конкурсах, конференциях, смотрах, олимпиадах.
Наши кадеты являются победителями всероссийских, международных, окружных конкурсов.
В заключении хочу сказать, что выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Вместо одномоментного отбора одаренных детей следует направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы.
Литература:
- Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Цели и задачи проекта по оценке ИКТ – компетентности девятиклассников. – Информатика, №17 (552), 1 – 15 сентября, 2006
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.[1, стр 12 М]., 2002.
- Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
Рабочая концепция одаренности. М., 1998.
5. Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога: методическое пособие / И. В. Никишина. – Волгоград.: Учитель, 2007. – 91с.
6. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288
7. Ухова Е.В., Кривенко А.В. Формирование информационной культуры педагога. // Информатика и образование. 2007. № 11.
[1] Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
стр 12
[2] [Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000, стр 4
]
[3] Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.? стр 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Рекомендации по работе с одаренными детьми в школе...
Поэтапное профессиональное самосовершенствование педагога в работе с одаренными детьми.
Схема поэтапного профессионального самосовершенствования педагога в работе с одаренными детьми...
Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка. Роль социального педагога в работе с одаренными детьми.
Выступление на районном семинаре....
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направ...
Методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми
Данный материал содержит методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми...
Требования к профессиональной компетентности педагога при работе с одаренными детьми.
В профессиональном стандарте «Педагог» к необходимым умениям отнесена следующая функция: «Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательн...
Комментарии
Задания на развитие
Повышение качества обученности по предмету – одна из основных задач педагогов, т.к. эти данные необходимы при аттестации учителей, их же требуют при аттестации школы, на них опираются при рассмотрении кандидатур на конкурсах различного уровня.
Но повысить качество обученности можно лишь тогда, когда для этого есть резерв. Как правило, ученики, стабильно успевающие на «4» и «5», не могут дать повышение уровня качественной обученности. Таким резервом являются ученики, находящиеся в «пограничном» состоянии между «3» и «4». Именно с ними должна быть спланирована и организована работа.
Одаренность детей – понятие сложное. Не все педагоги могут (да и не должны) определять тип, вид одаренности. Для этого существует психологический мониторинг, позволяющий определить ля конкретного обучающегося «проблемные» процессы: мышление, память, внимание.
Никакой методики будет недостаточно без включения в урок развивающих упражне-ний на развитие памяти, мышления, внимания, скорости счета. А если учесть то, что в некоторых школах нет психолога, то становится понятным, что хотя бы частично эту работу на себя берет учитель.
Примеры развивающих заданий
На формирование знания теоретического материала
1. Вставить пропущенные слова в формулировке определения, свойства, правила действий, алгоритма или приема, доказательства и т.д. так, чтобы оно было верным.
2. Среди данных предложений (формул, ответов) выбрать правильное.
3. Определить, верно ли данное утверждение (выражение, формула, схема).
4. Сформулировать основные определения, правила, алгоритмы или приемы по теме.
5. Найти в тексте ключевые слова.
6. Разбить текст на смысловые части и дать заголовок каждой из них.
7. Найти в тексте незнакомые слова и выяснить (выписать) их значение (возможно, по словарю).
8.Найти в тексте незнакомые словосочетания и выяснить их значение.
9. Ответить на вопросы по тексту, связанные с содержанием: "Что это ...", "Из чего состоит...", "Частью чего является...". "Какими признаками обладает ...".
10. Пересказать устно воспринятую информацию, выделить главное.
На формирование понимания изучаемого материала
1. Привести примеры и контрпримеры к понятию, теореме, свойству, правилу.
2. Прокомментировать самостоятельное письменное выполнение какого-либо задания.
3. Прочитать словами данную символическую информацию (рисунок, чертеж, график,
математическое выражение, формулу, схему).
4. Перекодировать известную словесную информацию (определение понятия, теорему, свойство, правило) в виде схемы, рисунка, чертежа, графика, символической записи, блок-схемы. диаграммы, таблицы, опорного сигнала или конспекта, наглядного пособия, другой произвольной иллюстрации.
5. Подвести данный объект под понятие или свойство в различных формах их задания.
6. Вставить вместо выделенных в данном предложении слов (выражений, рисунков и г.п.) противоположное по смыслу.
7. Установить соответствие между двумя системами объектов по изученной теме.
8. Составить план доказательства теоремы (свойства).
9. Провести доказательство теоремы (свойства) в новых условиях (чертеж, обо-значения, частные случаи).
10. Описать основную идею (метод, прием) доказательства теоремы (свойства).
На формирование умений и навыков
1. Выполнить практическую работу тренировочного характера.
2. Выполнить действия по данному образцу, алгоритму, приему, правилу, схеме.
3. Из данного набора действий составить алгоритм (прием) решения данной математической задачи или цикла задач.
4. Решить типовую задачу, используя известный прием.
5. По условию данной математической задачи определить, какие определения, теоремы, правила, приемы необходимо использовать для ее решения.
6. Расчленить данную задачу на подзадачи.
7. Найти задачи, аналогичные, противоположные данной и сравнить их.
8. На основе определения (свойства, теоремы, правила) составить прием решения данной задачи и применить его.
9. Найти ошибку в решении данной задачи, выявить ее сущность.
10. Найти ошибку в применении приема к решению задачи, выявить ее сущность.
На развитие внимания
1. Продолжить (формулировку математического предложения, устный ответ товарища, решение задачи и т.п.).
2. Задать вопросы (по домашнему заданию, по объяснению учителя, по решению задачи, при взаимоконтроле в групповой работе и т.п.).
3. Дан перечень (может быть, в виде таблицы, схемы, произвольной
последовательности, в письменной или в устной форме) некоторых математических объек-тов (чисел, символов, выражений, уравнений, формул, фигур, математических предложе-ний); как можно быстрее расположить их в определенном (заданном или найденном самостоятельно) порядке.
4. Найти ошибку (в формулировке определения или теоремы, в написании формулы или выражения, в решении задачи или доказательстве теоремы, в изображении фигуры, в чертеже по условию задачи или теоремы, в упражнении с "ловушками", запланированным неверным ходом решения или неверным ответом).
На развитие восприятия
1. Определить, сколько раз встречаются данные математические объекты (числа, выражения, формулы, фигуры, символы и т.п.) в данной таблице (записи, матрице).
2. Обнаружить (опознать, отличить) указанные объекты при слуховом или зрительном (в данном тексте) восприятии информации.
3. Выслушать и записать с использованием символики (изобразить, зарисовать, на-чертить и т.п.) математический диктант.
4. Посмотреть в заданное время на лист с опорным конспектом по теме, как можно точнее воспроизвести его.
5. Определить приближенно какую-либо величину (размер предмета, данные или результат решения задачи и т.п.).
6. Сравнить количественно данные величины (числа, выражения, длины отрезков, плошали фигур и т.п.).
7. Рассмотреть данные объекты и выделить их существенные и несущественные (общие, различные) свойства.
8. Выделить существенные и несущественные свойства объектов в процессе их измерения, построения, моделирования.
На развитие памяти
1. Записать по памяти как можно больше изученных по теме формул (терминов, символов и т.п.).
2. Назвать термины данной теории (темы, раздела, курса), начинающиеся на одну и ту же (заданную) букву.
3. Установить соответствие между данными терминами и символами (обозначениями), объектами и их свойствами или наоборот.
4. Для данного термина написать символ (условное обозначение) или наоборот.
5. Посмотреть минуту на данные объекты, затем по памяти их назвать (записать, зарисовать) в определенном (данном, выбранном самостоятельно) порядке.
6. Определить, с какими теоретическими знаниями связана данная задача.
На развитие представления и воображения
1. Исключить лишнее (число, термин, символ, фигуру, выражение, формулу, уравнение, предложение и т.д.).
2. Дополнить недостающим (числом, термином, символом, фигурой, деталями фигур, выражением, формулой, уравнением, предложением и т.д.).
3. Определить, можно ли из данной развертки склеить заданную фигуру.
4. Составить изображение некоторого объекта из данного набора фигур.
5. Изобразить некоторый объект по его словесному описанию (по условию задачи или теоремы).
6. Определить, что произойдет с данным объектом (увеличится, уменьшится и т.п.), если изменить заданным способом его отдельные параметры.
7. Изменить структуру данного объекта так. чтобы получился новый объект с заданными свойствами.
На развитие мышления и речи
1. Сформулировать основные определения, свойства, правила по данной теме.
2. Заполнить пропуски в данном предложении так, чтобы оно было верным.
3. Записать данные определения (свойства, правила) символически, прочитать запись.
4. Раскрыть приемы формулировки определения, свойства (теорем разных видов), правила.
5. Сравнить между собой по содержанию, структуре и логическим связям существенных признаков основные определения (свойства, теоремы, правила) в данной теме.
6. Сформулировать прием классификации тех или иных объектов.
7. Воспроизвести изученную (или построить) классификацию основных понятий темы, изобразить ее схематически, установить отношения между ними.
8. Исключить лишнее (понятие, свойство) среди данных.
9. Дополнить данные (понятия, свойства) недостающими.
10. Найти закономерность и продолжить ряд (чисел, фигур, терминов, формул, выражений, предложений и т.д.).
Надеюсь, что некоторые коллеги примут к сведению и будут использовать в своей педагогической практике кое-что из предложенного.