Урок истории Московский салон в 11 классе
план-конспект урока по истории (10, 11 класс) на тему

Базарова Лхамажап Содбоевна

Урок истории Московский салон 20-30 годов XIX века урок театрализованное представление и подготовка к ЕГЭ 2016 года к 25  заданию по написанию исторического сочинения, для повторения материала Николаевского времени с мнениями историков по данному периоду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Московский салон 20-30-х гг. XIX века

Урок - театрализованное представление в 11 классе

Цели урока: сформировать  целостное представление о «николаевской России».

 Задачи урока:

Образовательная:  выявить характерные черты «николаевской России»;

-умение давать оценку исторических периодов, исторических личностей и их деятельности.

Развивающая: продолжить формирование  умений делать обоснованные суждения и выводы, развивать  навыки работы с текстами разных типов и видеофрагментами.

Воспитательная – сформировать чувство сопричастности к истории страны, идентификации себя как гражданина России. 

Опережающее задание: класс разбивается на три группы соответственно для знакомства с литературой, музыкой и живописью первой половины XIX века, готовятся типичные диалоги и сценки, отражающие данную проблематику, подготавливаются костюмы. Выбирается хозяйка салона (ведущая), символическое время и место действия салона, готовятся декорации и сценарий.

Оборудование  урока: 1.отрывки из опер М.И. Глинки "Иван Сусанин", А.Н. Верстовского "Аскольдова могила";

2.Романс А.А. Алябьева на слова А.А. Дельвига "Соловей";

3. Ноутбук с выходом в Интернет 

Список дополнительной литературы:

 1. В царстве муз: Московский литературный салон Зинаиды Волконской. 1824-1829 гг. / Сост. В. Муравьев. М., 1987; 

2 . Егорова В.И. История России первой половины XIX века. М., 1997.

3.Ресурсы интернета;

                 Действующие лица:

 Ведущая- Маюрова Марина

Княгиня З.А. Волконская - хозяйка салона- Зурбулаева Димид;

Княжна А.П. Волконская - ее племянница- Санжимитупова Насаг;

Агент III отделения А.А. Куницына

Итальянский художник, воспитатель Г. Барбиери

Гусарский офицер С.И. Ильин

Член "Общества любомудрия" С.П. Шевырев

Лакей с кофейником, лакей у дверей

Князь П.А. Вяземский

Господин Фон-Фок - шеф III Отделения

А.Х. Бенкендорф - начальник корпуса жандармов

Поэтесса К.К. Павлова

Французский путешественник Астольф де Кюстин

Член "Общества любомудрия" Д.В. Веневитинов

Поэт, друг Пушкина С.А. Соболевский

А.С. Пушкин

 Вводная часть игры. Ведущий отмечает, что в 1824 году в Москве на Тверской улице в доме, унаследованном после смерти отца, поселилась княгиня Зинаида Александровна Волконская, урожденная Белосельская-Белозерская. Дом был одним из самых больших и лучших в Москве, в классическом стиле, с гербом на фронтоне и двумя стильными балконами. В этом доме Волконская устроила салон.

 За небольшими столиками сидят гости. Они смеются, ведут светскую непринужденную беседу.  

Основная часть игры.

 

З.А. Волконская: Господа, позвольте вам представить племянницу, княжну А.П. Волконскую. Княжна совсем недавно закончила  Смольный институт благородных девиц в Петербурге и назначена фрейлиной Его императорского величества. Приехала к нам погостить в Первопрестольную. Ну, как, княжна, вы находите наше общество?

 А.П. Волконская: Княжна Ростовцева была права, сказав, что у вас в московском салоне можно встретить все, что только есть именитого на Русском Парнасе.

 А.А. Куницына: А как вам, княжна, новые апартаменты Зинаиды Александровны? Не правда ли, очень мило? Мы все под таким впечатлением.

 А.П. Волконская: Они просто восхитительны, все так красиво, в хорошем вкусе (Рассматривают декорации). Я обязательно опишу матушке в письме все это великолепие: столовую зелено-горчичного цвета с акварельными пейзажами и кавказским диваном, салон цвета мальвы с густо-желтыми картинами и мебелью густо-зеленого бархата, кабинет, увешанный готическими картинами, с маленькими бюстиками наших царей на консолях, прикрепленных к стенам. Все просто чудо, как хорошо. У вас восхитительный вкус, тетушка, а ваш дом можно назвать музеем. Оригиналы и копии произведений живописи и ваяния - ваше собрание?

 З.А. Волконская: Нет, это коллекция моего покойного батюшки, я ее лишь пополнила в последние годы.

 А.П. Волконская: Зинаида Александровна, откройте секрет, кто придумал перекрасить пол в салоне в белый и черный цвета? Это так превосходно имитирует мозаику.

 З.А. Волконская: Дорогая, конечно же, не секрет: учитель моего сына итальянец Барбиери (Барбиери встает с места, кланяется дамам). Господин Барбиери - художник, пишет декорации для моего театра, превосходно составляет столы из мелкой мозаичной работы.

 С.И. Ильин: Княгиня, а почему вы устроили салон в Москве, а не в Петербурге?

 З.А. Волконская: Москва сохраняет в моих глазах устойчивость национальных традиций, она лишена официозной нормативности в быту. Все это создает благоприятные условия для реализации моей идеи о синтезе, "встрече" двух культур- традиционно русской, национальной и западной, европейской.

 

С.П. Шевырев: К тому же Москва нисколько не уступает северной столице в уровне художественной культуры, ибо притягивает к себе таланты с не меньшей силой, чем Петербург. И если в императорской столице культурная активность поддерживается близостью двора и правительства, их вкусами и заказами, реальными возможностями службы на поприще культуры, то культурное творчество Москвы стимулируется главным образом культурной средой древней столицы, ее особым духом и атмосферой.

 

С.И. Ильин: Как повлияли дух и атмосфера на ваше творчество, господин Шевырев?

 

С.П. Шевырев (улыбается): Перевожу историческую драму Шиллера "Валлентштенов лагерь".

 

Гости: О, это очень интересно, когда закончите, мы надеемся, вы прочтете?

 

С.П. Шевырев: Непременно.

 

Лакей: Их сиятельство князь П.А. Вяземский.

 

З.А. Волконская идет навстречу: Рада вас видеть князь. Отчего так долго у нас не были?

 

П.А. Вяземский: Виноват, княгиня, служба. Столько хлопот было в связи с коронационными торжествами и после них. Вы были на коронации?

 

З.А. Волконская: Нет. Должно быть, в Петербурге Николай чувствует себя императором, а в Москве - царем.

 

С.И. Ильин: Вы много потеряли, княгиня, оттого, что не видели фонтанов с белым и красным вином (гости смеются).

 

З.А. Волконская: А, полно, господа, в Москве только и говорят, что о минувшей коронации нового императора. А об убиенных молчат, а, между тем ведь, господа, в каждом доме есть родственники из числа восставших. Молчат... Брата моего мужа сослали в Сибирь. Бедная Мария Николаевна, что с ней станется. Она написала письмо Бенкендорфу с просьбой следовать за мужем в Сибирь. Она живет надеждой... Мне страшно за нас всех: еще вчера в этой гостиной мы вели свободолюбивые разговоры. Сегодня знаем, что только случайность нас защищает, что в минуту все может измениться, и мы, сидящие в этом салоне, можем оказаться под следствием.

 

Дама: Полно, господа, не надо грустить. Давайте верить в лучшее. Быть может, государь помилует восставших.

 

С места встает Куницына и относит конверт сидящему поодаль шефу III Отделения господину Фон-Фоку. Фон-Фок вскрывает конверт и читает донос: "Между дамами самые непримиримые и всегда готовые разорвать на части правительство - княгиня Волконская и генеральша Коновницына. Их частные кружки служат средоточением всех недовольных, и нет брани злее той, которую они извергают на правительство и его слуг". Фон-Фок передает конверт Бенкендорфу, а тот - самому Николаю I.

 

А.Н. Волконская в салоне: Каролина, вы не видели нашего нового императора Николая1? Не правда ли, он очень красив?

 

К.К. Павлова: Вы правы, княжна, он красив. Многие дамы это находят. Но красота его обдает холодом. Мне кажется, что нет лица, которое бы так обличало характер человека, как его лицо. Лоб, бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражают непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное, глаза. Я не верю, чтобы он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину, как Павел Лопухину, как Александр всех женщин.

 

С.И. Ильин: Кроме своей жены. (Все смеются) Каролина, вам должно писать портреты, а не стихи. (Все снова смеются). Княгиня, если у вас нельзя шутить, то позвольте хотя бы составить партию виста?

 

З.А. Волконская: Не позволю. Я не желаю, чтобы в моем доме играли в карты. Пусть лучше милая Каролина прочтет нам свои новые стихи. (Гости тоже просят)

 

К.К. Павлова читает стихи: О, вспомни, друг, когда сиянье

 

Над краем неба Геспер разольет // Когда твоя душа в очарованьи // И радости - забудет жизни гнет. // В миг одиночества, в цветеньи сада, // В лучах заката, в нежном полусне, // Когда души коснется сна прохлада, // Друг, вспомни обо мне! (Гости аплодируют).

 

Астольф де Кустин: Стихи столь же прекрасны, сколь их создательница. Вы знаете, господа, я тоже видел вашего государя. При первом взгляде на него невольно бросается в глаза лицо - какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица. Какие долгие жестокие страдания должен был внушать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благородные черты лица.

 

Д.В. Веневитинов: Скоро у нас всех будут такие лица.

 

Дама: Не поведует ли вам месье де Кюстин, что нынче в моде в Европе?

 

Астольф де Кюстин: С превеликим удовольствием. Туники окончательно вышли из моды.

 

Гость: И слава богу. Прошлой зимой от переохлаждения погибла красавица Тюфякина.

 

Астольф де Кюстин: В моде по-прежнему шали, шарфы, пелерины. Прически носят без челки, с прямым или боковым пробором и завитыми локонами на макушке. На голове носят чепцы, тюрбаны, береты, богато украшенные камнями, перьями, цветами, драгоценностями. Силуэт дамского платья изменился. Идеалом, как и столетием раньше, являются покатые плечи, тонкая талия. Юбка платья должна напоминать форму колокола.

 

Д.В. Веневитинов: Не юбка должна напоминать колокол, а дама - перевернутый бокал. А помнишь, друг Ильин, как после 1812 года наши жены разрядились в кокошники и душегреи в порыве патриотизма?

 

С.И. Ильин: Как не помнить, если даже при дворе фрейлины носили повойники и сарафаны со шлейфом.

 

Д.В. Веневитинов: Забыли о французском языке, читали "Историю" Карамзина и занимались российской словесностью, как наша "Северная Карина". Кстати, чем вы сейчас увлечены, княгиня?

 

З.А. Волконская: Усердно занимаюсь русским языком и литературой, изучаю русские древности, записываю народные песни, обычаи, суеверия, легенды, словом, готовлюсь написать романтическую повесть о княгине Ольге.

 

Д.В. Веневитинов: Весьма похвально. А не прочтете ли вы отрывок из своей "Ольги"?

 

З.А. Волконская читает: Извольте.

 

Во время чтения тихо звучит одна из фортепьянных пьес М. И. Глинки. Гости аплодируют. Господин Барбиери приносит Зинаиде Александровне рисунок, выполненный им во время чтения. Волконская смотрит рисунок, улыбается, показывает его гостям. На нем изображена плывущая по реке в варяжской лодке и в шлеме Волконская. Гости смеются.

 

С.П. Шевырев: Княгиня, мы давно не слышали ваш прелестный контральто. Будьте любезны, спойте нам что-нибудь. (Гости просят спеть)

 

З.А. Волконская поет русский романс.

 

Лакей: Господин Соболевский с господином Пушкиным.

 

Соболевский: Насилу уговорил его, княгиня, поехать со мной к вам на вечер. Мой друг хандрит и никуда не желает выезжать из дома. Согласился лишь тогда, когда рассказал ему об обществе и о гостеприимной хозяйке. (Все садятся).

 

З.А. Волконская продолжает петь, теперь элегию Пушкина "Погасло дневное светило..."

 

А.С. Пушкин: Я очень тронут, княгиня, этим вашим обольщением тонкого и художественного кокетства.

 

Гости просят Пушкина прочитать стихи.

 

А.С. Пушкин читает "Пророка"

 

А.С. Соболевский: Друг Пушкин, цензура не дозволит "глаголом жечь сердца людей".

 

А.С. Пушкин: Что ж, пусть ходит в списках.

 

П.А. Вяземский читает свою новую басню "Щипцы и свечи":

 

Поссорясь от людей, щипцам пеняли свечи // И называли их наперсницами тьмы // "Не вовсе с истиной согласны ваши речи, - // Был от щипцов ответ: одно орудье мы. // В умеющей руке один нагар снимаем, // В руке незнающей, снимая, потушаем". // Долг цензорства с умом и пользой согласи: // Страж света, а не враг, снимай, а не гаси.

 

З.А. Волконская: Что нового, Александр Сергеевич, вы привезли в Москву?

 

А.С. Пушкин: Драму "Борис Годунов". Буду завтра читать у Веневитинова.

 

Д.В. Веневитинов: Господа, буду рад видеть вас всех у меня на обеде. (Гости раскланиваются, благодарят за вечер и расходятся).

 

Во время инсценировки на фоне музыки в презентации показываем портреты Николая I, А. Х. Бенкендорфа, П. Вяземского, С. Шевырева, Сперанского М.М., Д.В. Веневитинова А.С. Пушкина.

 

Вопросы для аналитической беседы с классом:

 1.    Как вы полагаете, с какой целью был организован салон?

2.    Какова была обстановка салона и атмосфера в нем?

3.    Почему в салоне непременно находились доносчики?

4.  Подумайте, какие события связывают эти вопросы?   Попробуем проанализировать деятельность салона в аспекте событий и явлений начала XIX века обсуждаемых в салоне?

Запись на доске основных событий через анализ бесед в салоне:

  1. Создание 1826 году Собственного Его Императорского Величества Канцелярии при Николае 1(6 отделений):

-  II отделение- подготовка нового законодательного кодекса – 1833г. Полное Собрание Свода законов Российской империи, М.М. Сперанский;

- III отделение – тайный политический сыск- надзор за салонами, репрессия, цензура- цензурный устав 1826 года;

- V отделение – подготовка и проведение реформы управления государственными крестьянами- 1837- 1842 годы Л.Д. Киселев.

2. Общественные движения: славянофильство и западничество - явления;

3. Золотой век русской культуры- комментарий учителя: Как бы не оценивали Николаевский период, именно в этот период жили и творили золотой фонд русской культуры А.С. Пушкин, М.С. Лермонтов  и др. об этом не стоит забывать.

Вопрос к классу:    Согласны ли вы с оценкой императора Николая I, данной в салоне? Каролина и  Астольфа де Кюстин. Нелицеприятная оценка, но может и другие есть.

Задание классу: Познакомится и с другими оценками историков не только Николая 1, а периода даст нам возможность материалы из Интернета и книг – Работа в группах: 1 – российских  историков, 2- советских историков; 3 ребенок – современных историков. Вы выбираете наиболее вам близкую вам по духу.        Так как последнее задание ЕГЭ 2016 года поменялось нам теперь обязательно нужно знать мнения историков по периодам истории России, поэтому я подобрала материал, с которым вы сейчас поработайте.

Рефлексивно- оценочный этап урока: Хотели бы вы стать участниками салона в XIX веке?

Подведя итоги урока можно сказать, что у нас сформировались разные осмысления развития истории России периода 20-30 годов. Коль провели салон и закончим урок в духе литературы – синквейном, свободным творчеством. Технология составления синквейна.

         

Домашнее задание: Напишите сочинение о 20-30 годах XIX века по критериям 25 задания ЕГЭ 2016 года.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цель урока Каждый из нас имеет тягу к улучшению самого себя, стремление к актуализации своих возможностей, к самоактуализации… А. Маслоу Сформировать целостное представление о Николаевском периоде(20-30 годы) Задачи: выявить особенности Николаевского периода; Развитие аналитического мышления; Воспитание уважения к прошлой истории и идентификации себя гражданином России

Слайд 3

Действующие лица и исполнители Ведущая Княгиня З.А. Волконская - хозяйка салона Княжна А.П. Волконская - ее племянница Агент III отделения А.А. Куницына Итальянский художник, воспитатель Г. Барбиери Гусарский офицер С.И. Ильин Член "Общества любомудрия" С.П. Шевырев Князь П.А. Вяземский Господин Фон-Фок - шеф III Отделения А.Х. Бенкендорф - начальник корпуса жандармов Поэтесса К.К. Павлова Французский путешественник Астольф де Кюстин Член "Общества любомудрия" Д.В. Веневитинов Поэт, друг Пушкина С.А. Соболевский А.С. Пушкин Маюрова Марина Зурбулаева Димид Санжимитупова Насаг Лодонова Дыжид Дамдинов Даши Лодонов Рыгзын Михайлов Жамьян Нимаев Буянто Герасимов Саша Нимацыренов Аюр Базарова Эльвира Базаров Юнрин Лхамажапов Баиржап Цыренов Сандак Комков Саша Дондокова Арюна Нимаева Бадмаханда Чимитдоржиева Сарюна

Слайд 4

Салон- Явление светской жизни, своеобразная форма проведения досуга «сливками общества», от французского « salon » - гостиная для приемов и вечеров в дворянском доме.

Слайд 5

Салон в доме княгини З.А. Волконской Княгиня Зинаи́да Алекса́ндровна Волко́нская , урождённая княжна Белосе́льская — хозяйка литературного салона, писательница, поэтесса, певица и композитор, видная фигура русской культурной жизни первой половины XIX века Царица муз и красоты, Рукою нежной держишь ты Волшебный скипетр вдохновений, И над задумчивым челом, Двойным увенчанным венком, И вьется и пылает гений. А.С. Пушкин, 1827

Слайд 6

Дом Волконских в Москве

Слайд 11

Исторический музей

Слайд 12

Государственная дума

Слайд 13

Собор Василия Блаженного

Слайд 14

Степан Петрович Шевырев - русский литерный критик, поэт и публицист .

Слайд 15

Вяземский Петр Андреевич (1792 - 1878), поэт, прозаик "Щипцы и свечи": Поссорясь от людей, щипцам пеняли свечи И называли их наперсницами тьмы "Не вовсе с истиной согласны ваши речи, - Был от щипцов ответ: одно орудье мы. В умеющей руке один нагар снимаем, В руке незнающей, снимая, потушаем". Долг цензорства с умом и пользой согласи: Страж света, а не враг, снимай, а не гаси.

Слайд 16

Николай I перед строем лейб-гвардии Саперного батальона во дворе Зимнего дворца 14 декабря 1825

Слайд 17

Восстание на Сенатской площади 14 (26) декабря 1825 года

Слайд 18

Александр Христофорович Бенкендорф,граф- начальник III отделения

Слайд 19

Николай I Павлович Император Всероссийский с 14 декабря 1825 по 18 февраля 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский

Слайд 21

Маркиз Астольф Луи Леонор де Кюстин … страны «варваров» и рабов, всеобщего страха и «бюрократической тирании»… « Россия в 1839 году »

Слайд 22

Мода в Англии и Франции в начале 19 века

Слайд 23

Мода начала 19 века

Слайд 25

Силуэт женского платья неоднократно менялся

Слайд 26

Дмитрий Владимирович Веневитинов, русский поэт, философ, критик

Слайд 27

Пророк Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Александр Сергеевич Пушкин- поэт, прозаик

Слайд 28

Собственная его императорского величества канцелярия 1826 г. мощная бюрократическая структура, взявшая под контроль различные сферы внутренней жизни страны. Данная организация состояла из нескольких отделений, наиболее важными из которых были и III отделения: Источник: http://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko/pravlenie_nikolaia.htm работой по кодификации законодательства; отделение стало органом политического надзора и сыска. Фактически III отделение стало «государством в государстве», стоящим над всеми иными органами — Сенатом, Государственным советом, министрами. Руководителем III отделения был назначен граф А.Х. Бенкендорф. В стране сложилась атмосфера подозрительности, доносительства, тотального сыска. Россия официально стала полицейским государством.

Слайд 29

II отделение собственной его императорского величества канцелярии 1833 г. 15 томов «Свода законов Российской Империи», где было собрано все законодательство России: с Соборного Уложения 1649 г. до современных Сперанскому законов. Граф Сперанский Михаил Михайлович, член Государственного Совета

Слайд 30

Реформа образования: все школы были разделены на три вида строго по сословному принципу, приходские — для крестьян, уездные — для горожан, гимназии — для дворян; 1835 г. был введен новый Университетский устав, в результате которого университетское образование было жестко подчинено государству, образовательные программы очищались от вольнодумных идей, а сами университеты фактически переходили на казарменное положение.

Слайд 31

Усовершенствовано помещичье землевладение и предпринята попытка решить крестьянский вопрос: Источник: был создан секретный комитет во главе с П.Д. Киселевым;П.Д. Киселевым ставился вопрос об отмене крепостного права, однако он не нашел поддержки императора и дворянства; компромиссом стало решение о нераспространении крепостных порядков на крайне западные районы России — Польшу, Финляндию и Прибалтику, а также о праве помещика давать «вольную» некоторым крестьянам по своему усмотрению (впервые была создана возможность официального освобождения части крестьян); улучшилось и положение помещиков — были сокращены подати; помещики и дворяне освобождены от телесных наказаний, получивших распространение при Павле I.

Слайд 32

историки — специалисты аграрному вопросу: Н.Рожков, американский историк Д.Блюм и В. О. Ключевский указывали на три существенных изменения в данной области, произошедшие в царствование Николая I: 1) Впервые произошло резкое сокращение численности крепостных крестьян — их доля в населении России, по разным оценкам сократилась с 57-58 % в 1811—1817 гг. до 35-45 % в 1857—1858 г. и они перестали составлять большинство населения. Очевидно, немалую роль сыграло прекращение практики «раздачи» государственных крестьян помещикам вместе с землями, процветавшей при прежних царях, и начавшееся стихийное освобождение крестьян. 2) Сильно улучшилось положение государственных крестьян, численность которых ко второй половине 1850-х гг. достигла около 50 % населения. Это улучшение произошло в основном благодаря мерам, предпринятым графом П. Д. Киселевым , отвечавшим за управление госимуществом. Так, всем государственным крестьянам были выделены собственные наделы земли и участки леса, а также повсеместно были учреждены вспомогательные кассы и хлебные магазины, которые оказывали крестьянам помощь денежными ссудами и зерном в случае неурожая. В результате этих мер не только выросло благосостояние госкрестьян, но и доходы казны с них увеличились на 15-20 %, недоимки по податям уменьшились вдвое, а безземельных батраков, влачивших нищенское и зависимое существование, к середине 1850-х годов практически не осталось, все получили землю от государства. 3) Значительно улучшилось положение крепостных крестьян. С одной стороны, был принят ряд законов, улучшавших их положение; с другой — впервые государство стало систематически следить за тем, чтобы права крестьян не нарушались помещиками. В результате применения наказаний по отношению к помещикам под арестом находилось около 200 помещичьих имений. В.Ключевский, во-первых, что крестьяне являются не собственностью помещика, а, прежде всего, подданными государства, которое защищает их права; во-вторых, что личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, что их связывают между собой отношения к помещичьей земле, с которой нельзя согнать крестьян. Таким образом, согласно выводам историков, крепостное право при Николае изменило свой характер — из института рабства оно превратилось в институт, который в какой-то мере защищал и права крестьян.

Слайд 33

Реформа облегчила положение крестьян: Государственные крестьяне. - введение крестьянского самоуправления; - в деревнях стали создаваться школы и больницы; - где земли не хватало, переселение крестьян на свободные земли; - «общественная запашка», чтобы обезопасить крестьян от неурожая Крепостные крестьяне - запрещена продажа крестьян за долги; - отпускать крестьян на волю без земли; - право выкупа на свободу, если поместье владельца выставили на продажу за долги.

Слайд 34

Начало промышленного переворота текстильная и сахарная, развивалось производство изделий из металла, одежды, деревянных, стеклянных, фарфоровых, кожаных и прочих изделий, начали производиться собственные станки, инструменты и даже паровозы. По мнению экономических историков, этому способствовала протекционистская политика, проводившаяся в течение всего царствования Николая I. Как указывает И.Валлерстайн, Россия пошла пути индустриального развития. Впервые в истории России началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрытием: были построены трассы Москва — Петербург, Москва — Иркутск, Москва — Варшава. Из 7700 миль шоссейных дорог, построенных в России к 1893 г., 5300 миль (около 70 %) было построено в период 1825—1860 гг. Было также начато строительство железных дорог и построено около 1000 верст железнодорожного полотна, что дало стимул к развитию собственного машиностроения. 1837 — Открытие первой в России железной дороги Петербург — Царское село. Бурное развитие промышленности привело к резкому увеличению городского населения и росту городов. Доля городского населения за период царствования Николая I выросла более чем в 2 раза — с 4,5 % в 1825 г. до 9,2 % в 1858 г.

Слайд 35

Николай I Был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинять всё своей фанатической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещённый, хотя и лишённый широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни. А.Ф. Тютчев «Нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю» А. С. Пушкин

Слайд 36

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ О ПРАВЛЕНИИ НИКОЛАЯ I Время правления Николая I историки называют апогеем самодержавия (А.Е. Пресняков). Русская историография в целом определяла николаевское правление как консервативно-охранительное, при этом отмечая все-таки стремление царя к определенной реформаторской деятельности. Причины же провала всех преобразований Николая виделись в опоре на бюрократию (А.А. Кизиветтер, А.А. Корнилов, С.Ф. Платонов). Советские историки однозначно трактовали николаевский режим как время самой свирепой и темной реакции , а царя – как тупого гонителя всякого прогресса (см., например, «История СССР с древнейших времен»). При этом за рамками исследования оставался анализ реальных возможностей правительства Николая I.

Слайд 37

Николай I Павлович, брат Александра 1, ставший императором в 1825 г., находился у власти 30 лет (до 1855 г.). 30-летняя эпоха Николая 1, пришедшего к власти в день восстания декабристов , отличалась крайней консервативностью и реакционностью. Николай I был убежден во вредности любых революционных и реформаторских процессов и видел спасение страны в стабильности и консерватизме, усилении самодержавия. ikolaia.htm создана собственная его императорского величества канцелярия; проведена кодификация законодательства; проведена реформа образования; усовершенствовано помещичье землевладение; введена цензура. Источник: http://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko/pravlenie_n

Слайд 38

Правила синквейна Первая строка — тема сиквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме , характеризующее суть предмета или объекта

Слайд 39

Синквейн Николай I Воспитание, неудовлетворительное Подавил, создал, составил, ввёл Консерватор, антилиберал Монарх. Николай I Павлович самолюбивый, незабвенный правил, подавил, усилил боялся любого проявления свободомыслия император Всероссийский

Слайд 40

1. Промышленый переворот Железнодорожный, сахарный, текстильный; Развитие, строительство, Развитие промышленности рост городов Протекционизм Николай 1 Жестокий, бесстрашный Надзор, сыск Самодержец создавший полицейское государство тиран

Слайд 41

Домашнее задание: Написать сочинение: «20-30 года XIX века» в соответствии с требованиями 25 задания ЕГЭ 2016 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов

Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...

Методические рекомендации для проведения урока истории России в 6 классе. Тема урока: «Жизнь и быт горожан»

Рекомендации к проведению урока истории в 6 классе. Продолжение изучения темы «Общественный строй Древней Руси"....

Урок истории Московская битва 9 класс

Данный урок позволяет учащимся познакомиться с мужеством и героизмом участников битвы за Москву....

урок история тема Древняя Спарта Класс:5 класс.

урок история, класс: 5 Тема: Древняя Спарта...

Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе".

Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе"....

Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе.

Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе."...