Конспект итогового урока-игры"Оглянись на предков наших"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Предлагаю план-конспект урока в 6 классе, который охватывает период отечественной истории с древнейших времен до конца 16 века. В игровой форме учащиеся повторяют пройденный материал. Некоторые задания носят информационный характер и нацелены на эрудицию учащихся, так как выходят за рамки учебных стандартов. Считаю, что завершающие уроки нужно проводить в форме игры, поскольку игра – это естественная для ребенка форма обучения, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.Необычность игры состоит в том, что ребята одновременно являются и играющими участниками, а в некоторых конкурсах - членами жюри. Этот материал можно использовать и во внеклассной работе , например,исторический КВН, "Умники и умницы".
Тип урока: повторительно - обобщающий
Форма проведения: урок-игра (45 минут)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oglyanis_na_predkov_nashih.doc | 436.5 КБ |
oglyanis.ppt | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Энгельса Саратовской области
Конспект итогового урока по курсу истории России в 6 классе « Оглянись на предков наших…»
Автор: учитель истории Бондаренко Марина Анатольевна (высшая категория)
город Энгельс, 2012 год
До окончания учебного года осталось 2-3 дня. Программа пройдена, итоги подведены. Но уроки еще проводить нужно. Как сделать их интересными, содержательными? Как поддержать интерес к предмету, учитывая психологическую усталость учеников к концу учебного года? Считаю, что завершающие уроки нужно проводить в форме игры, поскольку игра – это естественная для ребенка форма обучения, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Предлагаю план-конспект урока, который охватывает период отечественной истории с древнейших времен до конца 16 века в 6 классе. В игровой форме учащиеся повторяют пройденный материал. Некоторые задания носят информационный характер и нацелены на эрудицию учащихся, так как выходят за рамки учебных стандартов. Необычность игры состоит в том, что ребята одновременно являются и играющими участниками, а в некоторых конкурсах - членами жюри.
Тип урока: повторительно - обобщающий
Форма проведения: урок-игра (45 минут)
Цели урока:
- создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
- формирование у учащихся чувства патриотизма, позитивного отношения к историческому прошлому России, стимулирование познавательного интереса к истории нашей страны;
- развитие коммуникативных навыков и умений, необходимых для участия в групповых конкурсных испытаниях.
Ход урока-игры
Предварительный этап игры. В классе формируются четыре команды по принципу цветовой палитры: из мешочка (возможна другая закрытая емкость) каждый ученик вынимает цветной жребий (стикер) и таким образом создаются «цветные команды» - «Синие», «Красные», «Черные» и «Зеленые». Каждая команда выбирает капитана, он прикрепляет цветной бейджик , затем получает от учителя ручку соответствующего цвета для выполнения письменных заданий.
В руках учителя книга Н. Кончаловской «Наша древняя столица». Вступительное слово учителя:
Слава нашей стороне! Слава русской старине! Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. Ребята, с этих слов начинается книга Натальи Кончаловской «Наша древняя столица». В поэтической незатейливой форме предстают перед читателем важнейшие исторические события, картины жизни и быта наших предков до правления царя Петра Первого. С какой целью автор начинает свой рассказ? Верно, чтобы дети знали историю нашей Родины – России. Сегодня на уроке мы вместе повторим пройденный материал, возможно, что узнаем что-то новое. Урок пройдет в игровой форме. Познакомьтесь с правилами игры.
Правила игры: а) команды выполняют письменные задания только ручкой своего цвета! б) правильность выполнения заданий команды проверяют друг у друга: по часовой стрелке команды обмениваются листами с заданиями и ручкой своего цвета исправляют ошибки соперников, подсчитывают баллы. «Зеленые» проверят «Синих», «Синие»- «Черных», «Черные» - «Красных», «Красные»- «Зеленых». Так каждый конкурс. в) по очереди капитаны команд выходят к доске и записывают в таблицу баллы другой команды. (таблицу предварительно разместить на классной доске)
Команды | 1 конкурс | 2 конкурс | 3 конкурс | 4 конкурс | 5 конкурс | Общий балл | место |
«Зеленые» |
«Синие» |
«Черные» |
«Красные» |
г) команды отвечают по очереди. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другим командам ( кто быстрее?) д) на столах не должно быть учебников, тетрадей и других подсказок. е) учитель выступает в роли ведущего и главного арбитра.
Первое конкурсное задание называется: «Культура, быт и нравы Руси: незнакомое о знакомом». Одновременно все команды по жребию выбирают задания, обсуждают в течение 2 минут, затем дают свои ответы. Задание оценивается в 2 балла.
- «Еще в Правде Ярослава указывалось, что за повреждение ЭТОГО в драке с виновного в пользу пострадавшего взималось 12 гривен. Между тем сегодня многие люди старательно уничтожают ЭТО, каждый день совершая определенные действия. Вопросы: Что имеется в виду под словом «это»? Что делают многие люди сегодня, уничтожая «это»? (Ответ: Борода. Повреждение бороды считалось серьезнейшим оскорблением, ведь борода - это символ достоинства мужчины и средоточие жизненных сил. Сегодня мужчины ежедневно бреются)
- В Москве есть целых четыре Кисловских переулка, а история их названия уходит еще во времена Ивана Грозного. Тогда целая окраина города, где жили специалисты этого важного дела, поставляла для царского стола то, что иностранцы называли «северным лимоном». Потребляя этот продукт, царь и придворные не страдали от цинги. Вопрос: Что поставляла Кисловская слобода к царскому столу? Почему этот продукт предотвращал цингу? (Ответ: квашенную капусту, отсюда название переулков. Она восполняет недостаток витаминов в организме, особенно весной)
- Этот предмет на Руси очень часто изготавливали из серебра. Среди людей существовало поверие, что тому, кто найдет этот предмет, во всем будет сопутствовать удача и все члены его семьи будут здоровы. А найденный предмет становился талисманом. И по сей день мы воспринимаем этот предмет как символ удачи. Вопросы: Назовите предмет. Почему он часто изготавливался из серебра? (Ответ: подкова. Серебряная подкова лучше, чем из иного металла, предотвращает скольжение лошади по льду. Сегодня еще жива память о связи подковы и удачи)
- Традиционная женская прическа - коса, имеет много вариантов: можно заплести одну косу, можно две. Вопрос: Позволялось ли разнообразить прическу женщинам и девушкам в праздничные дни? (Ответ: нет, не позволялось. Независимо от праздника, замужние женщины носили всегда две косы, а незамужние девушки- одну косу)
В таблицу учителем вносятся баллы.
Второе конкурсное задание называется « Занимательный зоопарк из «Русской правды». Вы, ребята, убедитесь, какую важную роль играли «братья наши меньшие» в жизни наших предков. Задания оцениваются в 2 балла. Одновременно все команды по жребию выбирают задания, обсуждают их в течение 2 минут, затем дают свои ответы. Поскольку речь пойдет о материальном возмещении ущерба, то уместно на доске разместить информацию следующего содержания для понимания значительности наказания:
В древней Руси была в ходу сложная система денежных единиц: 1 гривна = 20 ногатам = 25 кунам = 50 резанам
1.Статья 64 «Если кто раззнаменает борть, то платит 12 гривен». Что означает слово «знамена»? Как вы понимаете эту статью закона? (2балла).
(Ответ: «знамена»- это особые знаки хозяина борти - улея для диких пчел. Борти выдалбливались из больших полен, далее они развешивались на деревьях в общинном лесу. «Раззнаменать борть» означало срезать знаки хозяина, нанести свои и перевесить на другое дерево. Значит, присвоить себе чужую собственность).
2. Валентин Рич пишет: «Несложный расчет показывает, что в Древней Руси ЭТО животное можно было обменять на 2-х буренок или на 30 овец или на 60 поросят. Что это за животное и почему оно так дорого ценилось?» (2 балла).
(Ответ: Это кошка! Кошка уничтожает грызунов, значит, помогает сохранить урожай и тем самым предотвращает голод. В этом жизненно важном деле ее никто не мог заменить. Парадоксально, но археологи утверждают, что кошек в древней Руси было мало. В том же Великом Булгаре, где на тысячу домашних животных пришлось 11 собак, археологи обнаружили всего 6 останков кошек).
3. Статья 35 «… а кто украдет голубя - 9 кун» За что наши предки так высоко ценили голубя? Кто при помощи голубей, согласно преданию, наказал преступников? (2 балла). (Ответ: голуби осуществляли почтовую связь, делали это за считанные часы и доставляли вести адресату прямо в руки. Княгиня Ольга в 945 году отомстила древлянам за убийство своего мужа князя Игоря при помощи голубей).
4. Статья 37 «…а если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны». Что объединяет собаку, ястреба и сокола? Почему такая дорогая плата? (2 балла). (Ответ: специально натренированные пес, ястреб, сокол - незаменимые помощники на охоте. Охота играла важную роль в жизни человека: добыча пищи).
В таблицу учителем вносятся баллы.
Третье конкурсное задание называется « Сначала было слово…» Задание одинаковое для всех команд, оценивается в 6 баллов: 1 балл за верный ответ. Время выполнения 5 минут, после чего команды обмениваются своими листами и начинается взаимопроверка.
Впишите в таблицу недостающие имена или события, даты, связанные с изречениями. Верные ответы выделены
изречение | Исторический деятель или событие | дата |
«Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет» | Призвание варягов княжить на Русь (возможны иные варианты правильного ответа с упоминанием имени Рюрика) | 862 год |
«И пусть каждый владеет отчиной своей» | Съезд князей в городе Любече | 1097год |
«Повернуть морды коней на юг» «Злой город!». | Хан Батый | 1237-1238гг. |
«Иду на вы!» | Князь Святослав | 957-972гг |
«Как повадится волк к овцам, то унесет все стадо, пока не убьют его» | Решение древлянского вече в отношении повторного сбора дани князем Игорем и его дружиной | 945г |
«Явиться конно, хлебно, людно и оружно» | Иван III | Судебник 1497 года |
В таблицу капитанами команд вносятся баллы.
Конкурсное задание 4. «Политика - дело серьезное!» Задание одинаковое для всех команд- разгадать кроссворд, время выполнения 5 минут, после чего команды обмениваются своими листами и начинается взаимопроверка. Правильные ответы диктует учитель. Оценивается в 11 баллов.
Кроссворд
По горизонтали:
6.Освоение пустующих земель (колонизация) 7. Святой странник, аскет, обладающий даром предвидения. Один из них, по преданию, спас Псков от разорения опричниками (юродивый) 10. Орган, ведавший рассмотрением конфликтов и наказанием за преступления (суд) 11.Крупная земельная собственность, передававшаяся по наследству (вотчина)
По вертикали:
- Места сбора дани (погосты) 2. Объезд князем своих земель для сбора дани (полюдье) 3. Общее название зерновых культур (жито) 4. Натуральные или денежные поборы с покоренных племен (дани) 5. Торжественные обеды князя и его приближенных (пиры) 8. Дом с комплексом хозяйственных построек (двор) 9. Народное собрание на Руси (вече)
Баллы вносятся капитанами команд в таблицу.
Конкурсное задание 5. « История сражений в поэзии»
Определите, о каком сражении идет речь в стихотворении и назовите дату сражения. Одновременно все команды по жребию выбирают задания, обсуждают в течение 2 минут, затем дают свои ответы. Задание оценивается в 2 балла.
А впереди по звонким льдинам. Гремя тяжелой чешуей, Ливонцы едут грозным клином, Свиной железной головой. Казалось, вырвавшись из хлева, Полезла в русские края, Фырча и хрюкая от гнева, Большая черная свинья. Был первый натиск немцев страшен! В пехоту русскую углом, Двумя рядами конных башен Они врубились напролом. (К. Симонов). (Ответ: Ледовое побоище на Чудском озере, где русские воины под предводительством князя А. Невского разгромили крестоносцев Ливонского ордена, 1242год).
Как мне о битве на Дону Рассказ продолжить мой? Читатель, я не обману, Сказав о битве той, Что не было еще такой. И, хоть кого спроси, - «Мамаево побоище» Все знают на Руси! Стоял такой великий стон, Шел бой с такою кровью, Что был в багрянец окрашен Дон до самого низовья… ( Н. Кончаловская)
(Ответ: на поле Куликовом общерусское войско под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) разбило монголо-татарское войско хана Мамая, 1380 год)
Хан Ахмет собирался на Угре-реке С Казимировой силою слиться. И осеннюю ночью, туманной, густой, На прибрежье, под город Калугу, Он привел все остатки Орды Золотой, Чтобы встретить вельможного друга. А когда на востоке забрезжил рассвет, Поредела завеса тумана, На другом берегу вдруг увидел Ахмет Рать московского князя Ивана. День прошёл. Ночь прошла. День да ночь. День да ночь. Князь Иван не снимается с Угры. Казимир не торопится хану помочь, И аллах отвернулся премудрый… ( Н. Кончаловская)
(Ответ: стояние на реке Угре русского войска Ивана -3 и монголо-татарского войска хана Ахмата, в результате чего Россия сбросила ордынское иго, 1480 год).
По казанским стенам старым Полтораста пушек бьют, Пятый день они татарам передышки не дают. Сорок девять дней старался одолеть Казань Иван. Сорок девять дней держался, не сдавал Казани хан. Под Казань подкоп прорыли государевы полки. Как раздался взрыв могучий, и стена взлетела тучей, С вихрем огненным взвилась, - и царю Казань сдалась. ( Н. Кончаловская) (Ответ: взятие войсками царя Ивана Грозного города Казани, 1552год).
В таблицу капитанами команд вносятся баллы за это задание.
Подсчитываются общие баллы и по итогам определяется команда - победитель. В заранее приготовленную грамоту вносятся фамилии победителей, команду приглашаем выйти к классной доске и вручаем грамоту. На тот случай, если у двух команд набирается одинаковое количество баллов, предлагается еще одно задание:
Посол Священной римской империи Зигмунд фон Герберштейн возмущался, что в Московии «большинство лучших лавок в полдень закрыты, в то же время нельзя поговорить ни с кем из вельмож ». Почему?
Ответ: Потому что после обеда, в полдень, для всех был обязателен «тихий час», поскольку на Руси было принято вставать очень рано, чтобы до обеда сделать большую часть дел.
Заключительная часть урока. Учитель вновь обращается к тексту книги Н. Кончаловской.
Ты — один из сыновей, Так расти, чтоб ты был нужен, Дорог родине своей! Ждёт тебя за труд награда — Цель прекрасная вдали, Но оглядываться надо На пути, что мы прошли. Ничего нет лучше, краше Милой родины твоей! Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом — Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне! Слава русской старине! А преданья старины Забывать мы не должны!
Спасибо всем за игру. Желаю вам, ребята, хорошо отдохнуть во время летних каникул, чтобы в следующем учебном году продолжить изучать историю нашей страны. Рекомендую вам летом прочитать книгу Натальи Кончаловской «Наша древняя столица». Всего доброго!
Использованная литература:
1.учебник истории А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс» издательство «Просвещение» 2009 г. 2. «Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс» к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс». Автор В. В. Шаповал изд-во «Экзамен» 2008г. 3. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 классы. Автор Л. В. Жукова изд-во « Дрофа». 2000г. 4. Н. Кончаловская «Наша древняя столица». Издательство «Детская литература». 2000г. 5. К. М. Симонов. Ледовое побоище // Симонов К. М. Собрание сочинений. Издательство «Художественная литература» 1990г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок-игра по материаловедению 5 класс
Закрепление полученных знаний по материаловедению в 5 классе в игровой форме, развивают креативность учащихся, увереность в себе, чувство такта и др....
Итоговый урок-игра "Классицизм"
Презентация к итоговому уроку по теме "Классицизм" в форме телевизионной игры "Своя игра"....
Итоговый урок-игра по темам "Животные", "Семья", "Ферма"
Данная методическая разработка является планом-конспектом открытого урока по английскому языку для учащихся 2-х классов по УМК М. З. Биболетовой....
Итоговый урок-игра "Древний Рим"
Материал может быть использован как повторительно - обобщающий урок по теме "Древний мир" в 5 классе....
Итоговый урок-игра для 4х классов по теме "London"
Представляю вашему вниманию итоговый урок-игру по теме "London" для 4 классов (в основе УМК "Английский ящык 4 класс" Верещагина, Афанасьева). Урок является итоговым и обобщающим в цикле темы "Lo...
Урок географии в 8 классе по теме "Климат России" (итоговый урок-игра)
Цель: проверить уровень обученности учащихся по теме "Климат России". Урок проводится в форме игры. Каждая команда получает задания из изученного раздела "Климат"....
Итоговый урок-игра по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Итоговый урок-игра по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (9 класс) Литературная игра проводится после изучения романа М.Ю. Лермонто...
Комментарии
Очень интересная работа!
Очень интересная работа! Шрифт мелковат, но это не страшно. Дети знать должны жизнь предков. Спасибо за работу.
Спасибо, Наталья Анатольевна.
Спасибо, Наталья Анатольевна.
Марина Анатольевна !Очень
Марина Анатольевна !Очень интересный урок,сама с интересом прочитала.И один этот урок уже о многом нам говорит.Наверняка,Ваши ученики благодаря такому учителю любят историю,знают ее,иначе бы не смогли ответить на многие вопросы.Вы молодец!
Спасибо, Маргарита Сергеевна
Спасибо, Маргарита Сергеевна.Урок в виде игры не может быть скучным, иначе какая же это игра? Но дети не на все вопросы ответили, например, о квашеной капусте, о бортничестве. Это было для них открытием, на что я и рассчитывала, когда придумывала это мероприятие. Единственное, что немного огорчает, так это низкий рейтинг моей работы. А детки мои историю действительно, обожают
Марина Анатольевна! За 30 с
Марина Анатольевна! За 30 с лишним лет работы в школе я поняла,что главный результат моей работы-это когда 10, 20 лет спустя мои ученики говорят мне ,что они делают все,как я.Так же ведут уроки,а многие из нмх стали учителями,так же своим детям дома объясняют домашнее задание.Вот этот рейтинг ,я уверена,у Вас будет отличным.И он не дает на старости лет быть равнодушной к тому,что делаешь.Успехов!
Маргарита Сергеевна, Вы-
Маргарита Сергеевна, Вы- психотерапевт! Огромное Вам спасибо за поддержку!
И Вам спасибо,Марина
И Вам спасибо,Марина Анатольевна,за добрые слова!С Новым Годом!
Спасибо большое за интересный
Спасибо большое за интересный, содержательный, продуманный материал"