Урок истории в 5 классе «Древние Афины».
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Комбинированный урок в виде игры-путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_5_klasse_drevnie_afiny.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
https://sites.google.com/site/klybnayka
Урок истории в 5 классе «Древние Афины».
Осипова Светлана Витальевна
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
МБОУ «Кулаевская СОШ» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Тема урока «Древние Афины»
Цель:
- Закрепить знания учеников о древнегреческой религии, героев др. мифов, занятиях жителей Аттики.
Познакомить с управлением Афинского государства, реформами Солона, выяснить к каким изменениям они привели.
- Развивать познавательную активность учащихся.
- Пропаганда здорового образа жизни.
Тип и вид урока:
Комбинированный урок в виде игры-путешествия.
Оборудование:
- Рисунок - карта путешествий,
- рисунки корабля, Цербера, реформы Солона,
- слова - карточки со словами, имена богов,
- карта «Древняя Греция»,
- меловый рисунок с аппликациями «Земледелие в Аттике»,
- составная схема — население Аттики,
- рисунки - изображения предметов, принадлежащих греческим богам,
- иллюстрация «На агоре в Афинах»
; Ход урока:
I ПОВТОРЕНИЕ.
1)- Какую древнюю страну мы изучаем? - Где она располагается?
{Показ учениками Греции на карте)
- Я предлагаю вам совершить туда путешествие. Согласны?
- На чём отправимся в путь?
(Корабль)( синего цвета) - Почему наш корабль окрашен как часто было у греков в синий цвет? (маскировка, безопасность, пираты).
- Куда лежит наш путь? Ведь Греция велика.
Чтобы узнать - разгадаем кроссворд.
6
1. | И | т | а | к | а | |
2. | Н | и | м | Ф | а | |
3. | 0 | л | и | м | п | |
Э | л | л | и | н | ы | |
5. | м | и | ф | ы |
Вопросы к кроссворду:
- Как назывался остров в Греции, где царём был Одиссей? (Итака)
- Как называли греки богиню водоёма? (Нимфа)
- Как называется самая высокая гора в Греции? (Олимп)
- Как греки называли себя? (Эллины)
- Как называют древние предания об устройстве мира? (Мифы)
- Так куда же лежит наш путь? (6. )
- Где располагались Афины?
На карте показ учениками и прикрепление к этому месту карточек со словами:
- Хорошо расположились на корабле?
- По какому морю поплывём?
- Путь наш опасен и труден. Откуда мы знаем об этом?
- Чтобы скоротать время предлагаю развлечь путешественников рассказом мифов. (2 мифа с рисунками о происхождении названия Афин).
- Но вот корабль пристаёт к берегу. Что за чудовище встречает нас?
(показ рисунка)
-Я плохо разбираюсь в его языке, но мне кажется, что он предлагает нам навести порядок на Олимпе.
- Соотнесите изображения предметов с именами богов, которым они принадлежат.
Гермес (сандалии, шлем с крылышками)
Афина - (шлем)
Аид - (двузубец)
Дионис - (виноград)
Артемида - (лук и стрелы)
Гефест - (молот)
Зевс - (орел)
Посейдон - (трезубец)
Гелиос - (колесница)
Аполлон - (венец)
- Какие занятия греков отразились в их религии?
- Каких богов и почему греки особенно почитали. С чем это было связано?
- - Перед нами земли Афинского полиса. - Что такое полис?
- Каковы природные условия Аттики? Справа - оливковая роща. Что это за растения? (рассказывают)
- Что ещё выращивали земледельцы Аттики? (виноград, зерновые культуры)
- Как относились к пьянству?
- Вот перед нами расстилаются обработанные поля (меловый рисунок с аппликацией)
- Где здесь лучшие и худшие земли? Кому они принадлежат? (аристократам)
- Расскажите о трудностях обработки горных участков.
- Что несёт крестьянин за плечами. Мог ли горный участок прокормить крестьянина и его семью?
- Что за камни появляются на полях крестьян и что это означает?
- Почему крестьяне Аттики бедствовали?
- Как они теряли землю и свободу?
- Вот мы вошли в город Афины.
- Что находится в центре красивого города? (акрополь, агора) Издалека слышны крики продавцов.
- Какие? Что мы здесь видим?
( Рассказ ученика по картине)
- Чем покупатели расплачиваются за покупки?
( Сообщение подготовленного ученика о денежных единицах.)
Лидия - металлическая монета;
Лепта - мелкая;
Талант - крупная – (26 кг.)
- Физкульт минутка
Устали? - Встаньте - давайте отдохнем в тени деревьев.
- Выполните действие героев мифов и богов:
- Дедал (машут руками),
- Тесей ( наматывают клубок),
- Нимфы {плещутся в волнах),
- Сатиры (скачут).
- НОВАЯ ТЕМА.
1) -Что ещё интересного, было на агоре, хотите узнать?
- Каким было население Аттики?
- Работа со схемой на доске.
Население Аттики
- Как становились рабами? (должники, чужеземцы)
- Кому принадлежали лучшие земли? (аристократы)
- Кто правил Афинами? (ареопаг, архонты)
- Как называлось остальное свободное население? (демос - бедняки, но были среди них и разбогатевшие)
2) - Посмотрите, стоят два человека. Послушаем их разговор.
(Два ученика, одетые как греки, ведут между собой разговор. Один из них аристократ, другой — разбогатевший ремесленник, ставший богатым купцом.)
Что означают слова: «Богатым можно стать, а знатным нужно родиться?»
- Чем были недовольны афинские купцы и владельцы кораблей?
- Что они требовали? (власти)
- Чего требовали земледельцы - бедняки? (отмены долгов и земли) 3) Демос восстал против знати, и началась война.
594 г. до н. э.
Боясь за свои жизни, аристократы созвали народное собрание, на котором избрали правителем Солона. Этот человек пользовался уважением и со стороны демоса, и со стороны аристократов. Солон провёл ряд преобразований - реформ.
Суть реформ:
- отмена долгов и долгового рабства;
- изменения в управлении страной.
- Долговые камни скинуты с полей. Земля - рабыня раньше, а теперь свободна. Все долги прощены! (ликует демос) За новые долги рабом не сделают. Выкуплены из заморских стран проданные туда рабы - должники.
- Какое слово стало лишним на схеме?
- Почему Солон не отобрал землю у аристократов?
- Правителей стали избирать из богатых, независимо от происхождения, судьями становились все граждане независимо от имущества.
Регулярно созывалось народное собрание. Реформы Солона заложили основу «демократии».
Примирив аристократов и демократов, выполнил он свою задачу? Но Солон пишет: Все когда - то ликовали, а теперь меня всегда злобным взглядом провожают, словно я их злейший враг.
- Почему и демос и аристократы остались недовольны реформами? (Лучшие земли остались у аристократов, аристократы лишились долгов)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Что же было написано на выбеленных досках, которые стояли на агоре?
Итак - наше путешествие подходит к концу.
- Что нового вы узнали?
- Почему демос и аристократы начали войну между собой?
- Кто и как их примирил?
- Какие реформы он провёл?
- Хотя многие были недовольны, но в чём состояло важное значение законов Солона?
Оценивание:
Давайте заполним Судовой журнал. Оценки получили ... Запишите домашнее задание: п. 30, составить кроссворд с новыми словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 5 класс Древний Вавилон
Презентация 5 класс Древний ВавилонИстория древнего мира . 5 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/В.И.Уколова,Л.П.Маринович; под-ред. А.О.Чубарьяна;Рос.акад.образования,изд-во «Просвещение».-М.: ...
урок истории 5 класс Древний мир
урок посвящен искусству семь чудес света...
презентации к урокам истории 5 класса Древний мир- раздел I
презентации будут полезны тем, кто работает с различными инновационными технологиями- проблемного обучения, развития критического мышления, коммуникативной технологии и дискуссионной. Требования ФГОС ...
конспект урока истории. 5 класс. Древнейшие люди
Тема: Древнейшие людиЦель:1.Предметные:- Формулировать отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;-...
Урок истории 5 класс Древняя Индия
Урок новых знаний...
Тест к уроку истории 5 класс "Древний Египет"
Тест к уроку истории 5 класс "Древний Египет"...
Технологическая карта к уроку истории 5 класс "Древнейший Рим"
Урок соответствует ФГОС...