рабочая программа по истории (8 класс)
рабочая программа по истории (8 класс) по теме

 

Рабочая программа по истории 8 класса составлена на основе сборника «Программы общеобразовательных учреждений. История 5-11 классы» издательства «Просвещение», 2008 год.  Программа включает в себя два курса: Всеобщая история  и История России.  Всего на изучение истории в 8 классе отводится 70 часов: 24 часа на Всеобщую историю  и 46 на изучение Истории России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass_istoriya_ot_malovichko.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по   истории (8 класс)

Рабочая программа по истории 8 класса составлена на основе сборника «Программы общеобразовательных учреждений. История 5-11 классы» издательства «Просвещение», 2008 год.  Программа включает в себя два курса: Всеобщая история  и История России.  Всего на изучение истории в 8 классе отводится 70 часов: 24 часа на Всеобщую историю  и 46 на изучение Истории России.

В курсе истории России предусмотрено включение регионального компонента по истории Ставропольского края в пределах 1015% учебного времени. Изучение проводится на основе национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта по истории Ставропольского края с учётом методических рекомендаций СКИПКРО (Ставрополь, 2007) и программно-методических материалов к региональному учебнику «Ставропольский край в истории России» (конец XVIII–XX вв.) (Ставрополь, 2007).

          На основании информационного письма ОО Петровского муниципального района и положениями приказа МО СК №694-пр от 26 октября 2010 г. «Об утверждении перечня предметов ГИА в новой форме выпускников 9 классов образовательных учреждений в СК в2011 году», при подготовке к ГИА и ЕГЭ в календарно-тематическое планирование включена специальная  колонка «Подготовка к ГИА и ЕГЭ», где указаны  темы и коды контролируемых элементов, к которым учитель обращается в рамках данного урока на этапах актуализации, системного повторения или обобщения материала.

Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, противоположных точек зрения.

УМК:

  1. Н. В. Загладин. Всеобщая история XIX век. 2008 год.
  2. А. Н. Боханов. История России XIX  век. 2008 год.
  3. А. И. Кругов « Ставропольский край     в истории России»  Ставрополь,  2001 год.

Цели курса: в результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания:

- об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.:

-  периодизация Нового времени;

-  особенности ментальности человека Нового времени;

- преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным;

- причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества;

- дальнейшее развитие индустриальной революции, "оставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации;

- бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма;

- новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как к средству разрешения социальных противоречий;

- дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»;

- использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам;

- особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости;

- важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.

В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:

•  определять и объяснять понятия;

•  выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

•  рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;

•  раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

•  анализировать исторические явления, процессы, факты;

•  обобщать и систематизировать полученную информацию;

• давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

•  осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

•  определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

•  обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;

•  участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

•  определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;

•  выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

•  выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

•  развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

•  формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

•  развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

Виды деятельности, методы обучения

      Учебный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся 9 класса (в том числе: проводить поиск информации, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.). Особое внимание уделено формированию аналитических навыков и умений, умений проводить поиск информации и синтезировать ее. Разнообразны формы уроков: информативно-диалогическая лекция, проблемно-диалогическая лекция, практикум,  урок-презентация,  и др.

     Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок.  Используются эвристический, частично - поисковый, проблемный методы обучения. В основу преподавания предмета положен   диалогизм и проблемность изложения нового материала.

Контроль уровня обученности

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; тестирование в формате ГИА; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на работу с картой; презентация; работа в группе; работа в паре; составление исторических прогнозов; составление обобщающей таблицы; составление схемы; составление тезисного плана.

В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:

  1. Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX в. до 1917 г. (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг., революций 1905-1907 гг., 1917 г.).
  2. Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
  3. Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
  4. Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.                                                                                  
  5. Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
  6. Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
  7. Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничестве социал-демократия, православие, национализм, революция.
  8. Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
  9. Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX вв.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.: присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.
  10. Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
  11. Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО  ИСТОРИИ XIX в. 8 класс

Всеобщая история (24 часа)

ЧАСТЬ I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В XIX в. (14 ч)

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху (6 часов)

От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.

Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.

Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

*Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах. Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.

Тема 5.*XIX в. в зеркале художественных изысканий. Развитие художественных направлений в литературе и искусстве: романтизм, реализм, критический реализм, натурализм, импрессионизм. Представители художественных направлений.

Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. I Интернационал.

Тема 2. Строительство новой Европы (8 ч)

Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта.

Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

        Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия -- «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо-Германского союза.

Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К. Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д. Мадзини. Национальное объединение Италии.

*Франко-прусская война и Парижская коммуна. Падение Второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.    Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны.

Повторение (1 час).

ЧАСТЬ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (10 часов)

Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов (5 ч)

Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II -- «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.

Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Д. Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.

Внешняя политика. Колониальные захваты.

Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств.

Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.

Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Тема 4. Две Америки (3 ч)

США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн -- президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

*США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США. Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

Тема 6. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости (1 ч)

*Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика. Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав. Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание  1857 — 1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский    национальный    конгресс:    «умеренные»    и    «крайние». Балгангадхар Тилак.

Тема 7. Международные отношения в последней трети XIX в. (1 ч)

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.

Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.

Повторение (1 час)

История России (46 часов)

ТЕМА 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (20 ч)

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

Внутренняя политика в 18011806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике.

Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Внешняя политика в 18011812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзит-ский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 18131825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия - - мировая держава.

Внутренняя политика в 18141825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.

Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.

Внешняя политика в 18261849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.  Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

       Общественное движение 3050-х гг. Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».

Крымская война 18531856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигуб-ского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).

Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский.

Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).

Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Основные понятия темы

Непременный совет, Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промышленный подъем, рынок рабочей силы, крепостные предприниматели, расслоение крестьянства, охранительная политика, теория официальной народности, обязанные крестьяне, кодификация законов, майорат, славянофильство, западничество, крестьянский социализм, крестьянская община, революционная демократия.

    ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (2 ч)

ТЕМА 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (20ч)

Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 6070-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.

   Национальный вопрос в царствование Александра И. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской по литики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.

  Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

  Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х—начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.

Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860-х—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.

  Внешняя политика Александра П. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

  Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

  Экономическое развитие страны в 8090-е гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества.

Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение в 80—90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг гор нения в деревенской жизни.

Повторение (2 час)

 ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ.  Россия и мир на пороге XX в.    (2ч.)

Литература и средства обучения по новой истории:

- К.В. Волкова. Тесты по Новой истории. 8 класс – М.: «Экзамен», 2006

- К.В. Волкова. Тематическое и поурочное планирование по Новой истории 1800-1913 г.г. – М.: «Экзамен», 2006

- Атласы по Новой истории.

- Настенные карты по Новой истории.

- Цифровые образовательные  ресурсы:

1. Электронный учебник: Новая история, 8 класс.

3. Презентации по курсу Новой истории.

4. Уроки КиМ. «Всеобщая история. Новое время

Литература и средства обучения по истории России :

- Настенные исторические карты.

- Атласы по истории России XIX века.

-  Цифровые образовательные  ресурсы:

         1. Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.

2. Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.

3. Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.

Согласовано:                                                         Согласовано:

Протокол заседания                                                 Заместитель директора  по УВР

Методического объединения                                         __________  Калашникова И. С.

учителей ________________                                        28.08.2012 г.

от 27.08.2012 №1

_________ руководитель МО

Мусхажиева Л. В.

Календарно - тематическое планирование по Новой истории 1800 – 1913 г.г. 8 класс.

Дата

Название раздела, темы урока

Кол-во

часов

Вид учебной деятельности

Домашнее

задание

Часть1. Становление индустриального общества.

14 час.

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.

6 час.

1. От традиционного общества к индустриальному.

Модернизация.


1

Лекция. Эвристическая беседа.  Сравнительный анализ Выделение характерных черт событий и явлений.

Стр.3-5,

П. 1 -2

2. Время технического прогресса. Индустриальная революция.

1

Работа с материалами учебника.

Выделение характерных черт событий и явлений.


П.1-2

3. Рост городов. Изменения в социальной структуре населения. Материальная культура и повседневная жизнь.


1

Сравнительный анализ Выделение характерных черт событий и явлений

Использование материалов учебника для решения познавательных задач.


П.3, 4

4.Развитие науки: создание научной картины мира.


1

Подготовка  и защита рефератов. Группировка событий, явлений по заданному признаку.

Презентация.


П.5

5. XIX век в зеркале художественных исканий.

Литература и искусство


1

Защита рефератов. Группировка событий, явлений по заданному признаку.

Презентация.


П. 6-8

6. Идейные течения в обществознании. Либерализм, консерватизм  и социализм.

Тест «Становление индустриального общества»


1

Сравнительный анализ Выделение характерных черт событий и явлений

Вводный контроль знаний. Обобщение и систематизация знаний.


П. 9-10

Тема 2. Строительство новой Европы.

8 час.

7-8. Франция в период консульства и империи. Расцвет и крушение наполеоновской империи.


2

Работа с исторической картой. Составление хронологической таблицы


П. 11-12

9. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Франция: революция 1848 года и  Вторая империя


1

Установление причинно-следственных связей.

Работа с историческими источниками


П. 14,15

10. Англия в первой половине XIX в.: сложный путь к величию и процветанию


1

Установление причинно-следственных связей. Анализ, оценка исторических событий

Работа с историческими источниками

П. 13

11. Борьба за объединение Германии.

1

Работа с исторической картой. Составление хронологической таблицы

П. 16

12. Борьба за независимость и национальное объединение Италии.


1

Работа с исторической картой. Составление хронологической таблицы Оценка события.


П. 17

13. Франко- прусская война: война, изменившая карту Европы. Парижская  Коммуна.

1

Работа с исторической картой. Составление хронологической таблицы. Оценка события. Решение  проблемных заданий.


П. 18

14. Контрольно–обобщающий урок по теме:«Становление индустриального общества. Строительство новой Европы».  


1

Обобщение и систематизация знаний.


Повт. п. 1-18

Часть 2. «Мир во второй половине XIX в.»

10 часов

Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов.

5 час.

15. Германская империя в конце XIX – начале XX в.

1

Работа с исторической картой.

П. 19, повт. п. 16

16. Великобритания: конец Викторианской эпохи. Создание Британской империи.


1

Работа с исторической картой.

Решение  проблемных заданий.

П. 20, повт. п.13

17. Франция: Третья республика

1

Выделение характерных черт событий и явлений.

П. 21, повт. п.14-15

18. Италия: время реформ и колониальных захватов

1

Работа с исторической картой. Составление хронологической таблицы

П. 22, повт. п. 17

19. От Австрийской империи к Австро–Венгрии:

поиски выхода из кризиса.

1

Работа с исторической картой. Анализ, оценка исторических событий


П.23

Тема 4. Две Америки.

2 часа.

20.  США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.

1

Работа с исторической картой.

Установление причинно-следственных связей.

Работа с историческими источниками

П. 24

21. США: империализм и вступление в мировую политику

Латинская Америка.

1

Работа с исторической картой. Анализ, оценка исторических событий

П. 25-26

Тема 5. Традиционные общества перед выбором.

1 час

22. Япония, Индия, Китай, Африка  в XIX веке.

1

Работа с исторической картой. Анализ, оценка исторических событий.

Группировка событий, явлений по заданному признаку.

П.27-30

23. Тема. Международные отношения в последней четверти века.

1 час

Работа с исторической картой.

Решение  проблемных заданий.

П. 31

24. Контрольно-обобщающий урок по главе

«Мир во второй половине XIX в.»

1 час

Обобщение и систематизация знаний.

Повт. 19-31

Календарно - тематическое планирование по истории России ХIХ века. 8 класс

Дата

Название разделов,

№ и тема урока

Кол-во

часов

Виды

 учебной деятельности

Подготовка

к ГИА и ЕГЭ

Коды и темы

контролируемых элементов

*элементы содержания, с привлечением знаний по  всеобщей истории

Домашнее

задание

I.Россия в первой половине XIX в.

20


1.Р.К. Россия, Ставрополье на рубеже XVIII –

 XIX в.в.


1

Учебная лекция.

Соотношение общих исторических процессов и отдельных фактов.

Стр. 4-5


2. Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1812 г.г.

1

Работа с историческими источниками.

Соотношение общих исторических процессов и отдельных фактов.

2.1.9Внутренняя политика в первой половине XIXв.

П.1

Задания ГИА

3. Реформаторская деятельность    М. М. Сперанского

1

Анализ версий и оценок исторических событий.


2.1.9 М.М. Сперанский

П.3, повт.1

4. Внешняя политика Александра I   в 1801 – 1812 г.

1

Работа с исторической картой. Составление хронологической таблицы

П.2, повт.2

5. Отечественная война 1812 года.

1

Работа с исторической картой. Составление хронологической таблицы. Презентация.

Установление причинно-следственных связей.


2.1.10* Отечественная война 1812 г.

П.4, повт.3

Задания ГИА

6. Внешняя политика России в 1813 – 1825 г.г.

1

Работа с исторической картой. Составление хронологической таблицы

П.5, повт.4

7. Внутренняя политика Александра I в 1813 – 1825 г.г.

Р.К. Ставрополье в начале XIX века.

1

Презентация.

Соотношение общих исторических процессов и отдельных фактов.

П.6, повт.5

Р.к. Учебник

Кругов А.И

8. Повторительно  - обобщающий урок по теме:

« Россия в начале  ХIХ века».

1

Тестирование в формате ГИА.

Контроль, систематизация знаний.

Повт. п.1-6

Задания ГИА

9. Социально – экономическое развитие России после Отечественной войны.

1

Сравнительный анализ исторических ситуаций.

П.7, повт.6

10. Общественное движение первой четверти XIX в

1

Работа с историческими источниками. Сравнительный анализ событий, явлений.

П.8, повт.7

11. Династический кризис 1825г. Выступление декабристов.   Р.к. Декабристы на Кавказе.


1

Анализ версий и оценок исторических событий. Презентация.

2.1.11 Движение декабристов.

П.9, повт.8

Задания ГИА

12. Николаевская Россия.

Внутренняя политика Николая I.


1

Группировка фактов по заданному признаку. Соотношение общих исторических процессов и отдельных фактов.

П.10

13. Социально–экономическое  развитие в 20-50е г. г.

1

Сравнительный анализ исторических ситуаций.

Презентация.

2.1.13 Начало промышленного переворота.

П.11, повт.10 Задания ГИА

14. Общественное движение в 30 -50-е годы.

1

Презентация. Выделение характерных черт исторических процессов, событий.

2.1.12 Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная идеология. Западники и славянофилы.

П.13

Задания ГИА

15-16. Внешняя политика Николая I.

Р.к. Кавказская война.

1

Работа с исторической картой. Составление хронологической таблицы

Презентация.

П. 12

Р.к. Учебник

Кругова А.И.

П.2-3

17. Крымская война 1853-1856 г.г.

1

Работа с исторической картой. Составление хронологической таблицы Анализ версий и оценок исторических событий. Презентация.

2.1.14* Присоединение Кавказа. Крымская война

П.14

18.Наука и образование в первой половине XIX в.

1

Группировка событий по заданному признаку.

2.3 Российская культура в XIX в.

2.3.1 Наука и образование

П.15-16

Задания ГИА

19-20. Золотой век русской культуры.  Перемены в быту.   Р.к. Культура Ставрополья.


2

Выделение характерных черт исторических процессов, событий.

Защита рефератов.

Оценка культурного наследия. Презентация.

2.3.2 Литература и искусство.

2.3.3 Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.

2.3.4 Светский, рациональный характер культуры

П.17-18

Задания ГИА

Р.к. Учебник

Кругова А. И. П.4-5

21. Повторительно – обобщающий  урок по теме: « Николаевская Россия».

1

Обобщение изученного материала, систематизаций знаний

Повт. п.10-18

Задания ГИА

22.Контрольно – обобщающий по теме: « Россия в первой половине   XIX века».

1

Тестирование  в формате ГИА

Повт. п. 1-18

Задания ГИА

Глава II.

Россия во второй половине XIX века.

20

23. Кризис империи Николая. Накануне отмены крепостного права.

1

Соотношение общих исторических процессов и отдельных фактов.

П.19

24. Отмена крепостного права в России.

1

Работа с историческими источниками. Оценка исторических событий.

П.20, повт.19

Задания ГИА

25-26.  Либеральные реформы 60 -70х г.г.

Р.к. Реформы 60 – 70х годов на Ставрополье

2

Работа с историческими источниками. Анализ версий и оценок исторических событий.

2.2.1 Великие реформы 1860-1870-х г.г. Александр II. Отмена крепостного права

П.21-22

Р.к. п.6

27. Социально – экономическое развитие пореформенной России.

Р.к. Пореформенное развитие Ставрополья


1

Выделение характерных черт исторических процессов, событий.

Соотношение общих исторических процессов и отдельных фактов.

2.2.2 Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества

П.23

Р.к. п.6

Задания ГИА

28. Контрольно - обобщающий урок по теме: « Реформы Александра II.

1

Обобщение изученного материала, систематизаций знаний. Тест. 

Повт.п.19-23

Задания ГИА

29. Общественное движение в 60 -70 г.г.: либералы и консерваторы.

1

Выделение характерных черт исторических процессов, событий.

2.2.4 Общественные движение второй половины XIX в.

П.24

Задания ГИА

30. Радикальные общественные движения. Зарождение революционного народничества.

1

Группировка событий по заданному признаку. Презентация.

П.25, повт.24

31. Революционное народничество второй половины 60 – начала 80х г.г.

1

Использование материала учебника для решения проблемных заданий.

П.25, повт.24

32. Внешняя политика Александра II.

33. Русско–турецкая война 1877 -1878 г.г.


2

Работа с исторической картой. Составление хронологической таблицы. Презентация.

2.2.5* Русско-турецкая война 1877-1878 г.г. Россия в военно-политических блоках

П.26-27, повт.25

Задания ГИА

34 -35. Внутренняя политика Александра III

2

Использование учебного материала для выявления характерных черт событий, знание хронологии.

2.2.3 Контрреформы 1880-х г.г.

П.29-30

Задания ГИА

36. Экономическое развитие России в 80 -90е годы.

Р. к. Ставрополье в конце XIX века.

1

Выделение характерных черт исторических процессов, событий.

Использование материала учебника для решения проблемных заданий.

2.2.6 Промышленный подъём. Формирование монополий.

            П.31

Р.к. Учебник

Кругова А. И.  п.7

37. Сословия и классы в пореформенном обществе.

1

Использование материала учебника для решения проблемных заданий.

П.32-33

38. Новые течения в общественном движении в 80 -90е годы.

1

Группировка событий по заданному признаку. Презентация.

2.2.4 Общественные движение второй половины XIX в.

П.34

Задания ГИА

39. Внешняя политика Александра III.

1

Работа с исторической картой. Составление хронологической таблицы

2.2.5* Россия в военно-политических блоках.

П.35

Задания ГИА

40. Достижения российской науки и образования

во второй половине XIX века.

41-42.Достижения художественной культуры России во второй половине XIX века.

Быт и образ жизни.

Р.к. Культурная нива Ставрополья.



3

Выделение характерных черт исторических процессов, событий.

Защита рефератов.

Оценка культурного наследия. Презентация.

Группировка событий по заданному признаку.


2.3 Российская культура в XIX в.

2.3.1 Наука и образование

2.3.2 Литература и искусство.

2.3.3 Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.

2.3.4 Светский, рациональный характер культуры.

П. 36

П.37-38

Задания ГИА

П.39

Р.к. п.13-14

43. Повторительно – обобщающий урок по теме:    « Россия в конце XIX века».                                                                          

1

Обобщение изученного материала, систематизаций знаний

Повт.24-39

Задания ГИА

44. Контрольно – обобщающий урок по теме: « Россия во второй половине  XIX века».

1

Тестирование  в формате ГИА

Повт.19-39

Задания ГИА

45-46.  Итоговое повторение изученного курса.


2

Итоговое тестирование. Обобщение изученного материала, систематизаций знаний

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ИСТОРИИ  

8 класс

Название раздела, темы

Количество часов


История нового времени 1800 – 1913 г.г.


24

Раздел 1. Становление индустриального общества.

14

Раздел 2. Мир во второй половине XIX в.

10


История России  (XIX в.)


46

Раздел 1 .Россия в первой половине XIX в.

22

Раздел 2. Россия во второй половине XIX века.

22

Итоговое повторение изученного курса.

2

Итого:

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...